Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Невозможно рассматривать подсистему супружеских отношений в отрыве от семейной системы целиком. Дело в том, что поведение ребенка само по себе влияет на супружеские отношения, но в то же время отношения между родителями влияют на то, как они реагируют на своих детей.

Беременность и рождение первого ребенка связаны со сдвигом в сторону более традиционного разделения семейных ролей (Cowan et al., 1991; Entwisle & Doering, 1981). Этот сдвиг в сторону более стереотипных мужских и женских ролей происходит независимо от того, было ли первоначальное разделение ролей в семье до рождения детей традиционным или эгалитарным. Несмотря на риторику о равенстве ролей для мужчин и женщин даже в относительно равноправных семьях, существует тенденция к распределению семейных ролей традиционным способом.

Роль матери заключается в воспитании и уходе за ребенком, а роль отца заключается в обеспечении семьи. В редких случаях отец берет отпуск по работе, чтобы побыть с женой и новорожденным. Это время, как правило, не превышает две недели. Но даже в этих семьях, в долгосрочный декретный отпуск чаще всего выходит жена. Поэтому неудивительно, что наиболее заметное и немедленное снижение удовлетворенности браком после рождения первого ребенка наблюдается у матерей (Belsky, Long, & Rovine, 1985; Cowan et al., 1991).

Снижение удовлетворенности браком также происходит у отцов, но проявляется медленнее. Мужчины не сразу осознают ограничения, налагаемые на их жизнь младенцем. Фокус внимания жены смещается на младенца, а иногда и вовсе мать и ребенок образуют тандем, из которого исключен отец. С одной стороны матери получают больше обязанностей при рождении ребенка, а с другой стороны эти обязанности часто доставляют им больше удовольствия, чем отцам (Wilkie & Ames, 1986).

Существует еще несколько способов влияния детей на родителей. Например, дополнительный стресс для родителей и как следствие конфликтную среду, создают дети с трудным характером или с физическими недостатками. Чтобы разрушить хрупкий брак может быть вполне достаточно присутствие требовательного, непослушного ребенка (Wilkie & Ames, 1986; Wright, Henggler & Craig, 1986). Однако пары, которые были довольны своими отношениями до рождения ребенка, демонстрируют меньшее количество разрывов в супружеских отношениях, чем те, которые и ранее испытывали стресс. Таким образом, рождение ребенка обычно не спасает плохой и не разрушает хороший брак.

Переход к отцовству — это время повышенного риска для супружеских отношений и последующих отношений между родителями и детьми. Для профилактики семейных проблем специалисты разработали профилактические меры, направленные на укрепление супружеских отношений и уменьшение неблагоприятных последствий перехода к отцовству. Ниже представлено дно из наиболее успешных вмешательств.

Практическая психология. Помощь родителям при появлении ребенка в семье.

В проекте «Стать семьей» участвовали семьдесят две пары, ожидающие своего первого ребенка, и двадцать четыре пары, которые еще не решили, стоит ли рожать. Одна треть группы участвовала в эксперименте 6 месяцев до рождения ребенка и еще 3 месяца после.  Остальные участники провели в эксперименте меньше времени. Сессии проводились под руководством супружеской пары, прошедшей клиническое обучение.

Участникам предлагалось поднять вопросы и опасения, которые были у них на уме. Они рассказывали о своих понятиях идеальной семьи, о родительских семьях и о предстоящих родах. Всем было трудно представить, что будет после рождения. После родов пары посещали группу уже с младенцами. Там они пытаться найти пути решения общих проблем, с которыми столкнулись, став родителями. Перед ними стоял ряд вопросов. Кто и от чего может отказаться в новых условиях? Какая ответственность ложится на каждого родителя? Как сохранить полноценные супружеские отношения, справляясь с непрекращающимися требованиями ребенка?

Оценка функционирования семьи, супружеских отношений, воспитания детей, а также адаптации родителей и детей проводилась несколько раз: на поздних сроках беременности, через 6 месяцев, 1,5 года, 3 года и 5 лет после рождения.

Через 1,5 года наблюдения был обнаружен обнадеживающий эффект вмешательства на ранней стадии. Отцы в группе вмешательства по сравнению с отцами из группы невмешательства были более удовлетворены своей новой ролью. Помимо этого, они были более вовлечены в процесс воспитания детей и сообщили о меньших негативных изменениях в сексуальных отношениях, удовлетворенности браком и социальной поддержке.

Матери тоже получили пользу от вмешательства. Женщины из группы вмешательства по сравнению с матерями из второй группы были более удовлетворены разделением труда в паре, сексуальными отношениями и своим браком. Казалось, они лучше справляются с жизненными стрессами и получают больше социальной поддержки. Они так же считали деятельность вне семьи (работа, учеба) важной частью своей жизни.

Кроме того, несколько пар из группы без вмешательства развелись в течении 1.5 — 3,5 лет. Однако, через 5 лет, когда дети пошли в детский сад, положительные эффекты раннего вмешательства ослабли. Удовлетворенность браком начинала снижаться, и было обнаружено лишь несколько различий между группами в стиле воспитания или адаптации детей.

Был сделан вывод, что эффект раннего вмешательства не длится вечно. К сожалению, оно не делает семьи невосприимчивыми к будущим невзгодам. Последующие результаты этого исследовательского проекта показали, что повторное вмешательство, когда ребенку было 2 года, могло решить некоторые из проблем, которые впоследствии приводили к снижению удовлетворенности браком, нарушению функционирования семьи и проблемам с поведением детей.

Однако очевидно, что по мере того, как в жизненном цикле семьи возникают новые изменения и проблемы, для поддержания ее хорошего функционирования может потребоваться постоянное вмешательство, сосредоточенное на новых проблемах.

Некоторые терапевты даже предполагают, что для хорошего самочувствия важны не только медицинские осмотры, но и регулярная профилактика семейного благополучия, чтобы вовремя выявлять семейные проблемы и купировать их обострение. Источник: Cowan, C.P., Cowan, P.A., Heming, G., & Miller, N.B. (1991). Создание семьи: брак, воспитание детей и развитие ребенка. В P. A. Cowan & E. M. Hetherington (Eds.), Family transitions (pp. 79–110).

Система родитель-ребенок

Большинство родителей имеют некоторые представления о методах воспитания, которые необходимы, чтобы добиться у ребенка желаемых качеств. Однако следует помнить, что существует много путей развития, как позитивного социального, так и негативного антисоциального поведения. Не существует магически эффективной формулы воспитания детей. Родительские обычаи должны быть адаптированы к темпераменту и потребностям отдельного ребенка, а также требованиям культуры. Часто в очень схожих семейных ситуациях вырастают совершенно разные дети. Некоторые дети кажутся более устойчивыми, чем другие перед лицом неблагоприятных условий (Hetherington, 1989, 1991b; Masten & Garmezy, 1985; Werner, 1991; Cowan & Work, 1988).

Процессы социализации в отношениях родитель-ребенок

Младенческая привязанность родителя к ребенку и ребенка к родителю служит основой для последующих семейных отношений. Несмотря на то, что социализация, безусловно, происходит на первом году жизни, более осознанной и систематической она становится с появлением мобильности и речи на втором году жизни. Поведение, которое раньше было приемлемо (размазывание пищи по подносу) начинает сдерживаться. В этот же период начинается приучение к горшку. Дети активно отрабатывают вновь обретенные двигательные навыки и исследуют окружающий мир. Они вылезают из кроватки, штурмуют лестницу, открывают для себя прелести кастрюль и сковородок, и поедая окурки слышат громкое: «Нет!», «Не надо!» и «Стой!». Ребенка также обнимают, гладят и хвалят за достижения, за то, что он научился пользоваться ложкой, за повторение слов, за сухие подгузники и за многие другие виды поведения, которые общество и родители считают желательными. Процесс социализации в этом возрасте запущен полным ходом.

Родители учат детей социальным правилам и ролям через похвалу и дисциплину. Так у ребенка формируются стандарты поведения. Подкрепление желательного поведения побуждает ребенка вести себя определенным образом. Схожим образом родители влияют на самооценку ребенка, приписывая ему те или иные черты. Кроме того, родители являются моделями для подражания, с которыми ребенок подсознательно идентифицирует себя самого.

Важное различие во время социализации возникает между следующими процессами:

  1. Обучение при наблюдении за окружающими.
  2. Родительская система вознаграждений и наказаний.

Родители обычно сознательно пытаются сформировать поведение ребенка, озвучивая стандарты и пытаясь навязать их с помощью вознаграждений и наказаний. Зато имитация и идентификация часто происходят без намерения родителей повлиять на ребенка. Проблема в том, что многие родители вербализируют одни ценности, а демонстрируют совсем другие. Таким образом, ребенок видит от родителя установку: «делай то, что я говорю, но не так как я поступаю». Это крайне неэффективная стратегия. Если ребенок видит, как верующий родитель-морализатор жульничает при игре в гольф, не платит налоги, обижает своих детей и платит им меньше за помощь по дому, чем обещал, ребенок скорее научится подражать истинному поведению родителя, а не его лицемерным речам (Hetherington & Morris, 1978, p. 2).

Наконец, родители управляют теми аспектами социальной жизни своих детей, которые влияют на их развитие. Они выбирают район и дом для проживания, украшают комнату ребенка в определенном стиле, снабжают его игрушками, книгами, регулируют программы, которые он смотрит, способствуют его общественной жизни и деятельности, устраивая различные мероприятия (приглашают в гости других детей для игр, водят на секции, делают выбор обучающих программах) (Parke, MacDonald, Beitel, & Bhavnagri, 1988).

 

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, влияние семьи на ребенка, влияние родителей на ребенка, как воспитывать ребенка, семья после рождения ребенка, роль отца в воспитании ребенка, роль матери в воспитании ребенка.

Оставайтесь в курсе и на facebook