Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Пандемия повлияла на раннее развитие речи, и ее последствия вызывают опасения

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

— Вмешательство в домашнюю и школьную жизнь, вызванные пандемией, повлияли на раннее развитие речи сильнее, чем ожидалось.

— У детей, которым во время пандемии было от 0 до 6 лет, наблюдается значительная задержка развития речи.

— В некоторых регионах частота нарушений речи удвоилась.

— Школы сообщают, что находятся на пределе своих возможностей в борьбе с растущими потребностями и расходами.

Что произойдет, если 40% поколения не смогут эффективно заниматься в школе? Появляются признаки того, что это может произойти с детьми, которым во время пандемии было от 0 до 6 лет, а сейчас они учатся в начальных классах.

Хотя с некоторыми детьми занимались дома, значительной части населения не повезло. В национальном отчете за 2021-2022 годы говорится, что 4 из 10 учащихся сталкивались хотя бы с одним неблагоприятным событием в своей семье, таким как экономические трудности, развод или лишение свободы (Annie E. Casey Foundation, 2021).

Словосочетание «пандемическая потеря знаний» не в полной мере передает всю серьезность проблемы, связанной с резким нарушением домашней и школьной жизни.

Сейчас США находится на пересечении нескольких кризисов:

Кризис чтения: хотя до пандемии лишь около трети четвероклассников владели навыками чтения, после нее их стало еще меньше (NAEP, 2024).

Кризис специального образования: хотя у 20% детей имеются нарушения чтения/обучения или дислексия, едва ли половина из них получает специальные услуги в школе (Cassidy et al., 2023). Дислексия составляет наибольшую долю учащихся в системе специального образования, и только за последние пять лет системе специального образования пришлось принять на миллион больше учащихся (The Advocacy Institute, 2024).

Кризис школьного финансирования: хотя американские школы уже тратят более 120 миллиардов долларов в год на специальное образование по всей стране, они все еще сталкиваются с нехваткой не менее 10 миллиардов долларов в год (NCLD, 2023).

Кризис нехватки учителей: несмотря на то, что количество людей с особыми потребностями растет, школы сталкиваются с острой нехваткой квалифицированных учителей (Peyton & Acosta, 2022).

Пандемия затронула многие аспекты развития детей. Одним из наиболее важных является развитие речи, поскольку этот аспект оказывает широкое и длительное влияние на всю личность.

Первый обзор и лонгитюдное исследование

Первый широкий обзор исследований, посвященных влиянию пандемии на раннее развитие речи, был опубликован в этом году (Zuniga-Montanez et al., 2025). В обзоре сделан вывод о том, что пандемия негативно повлияла на грамотность, готовность к школе и общие коммуникативные навыки. Эти выводы обескураживают, если учесть, что испытуемыми были обычные люди, а не те, кто имеет проблемы с обучением или другие нарушения.

В августе прошлого года было опубликовано первое исследование раннего развития речи у младенцев, родившихся во время пандемии (Pejovic et al., 2024). В этом исследовании за участниками следили на протяжении первых 2,5 лет жизни.

Речь – это непрерывный поток. Чтобы овладеть языком, младенцы должны распознавать границы слов. До пандемии младенцы в возрасте 4 месяцев могли разделять слова в речевой цепи. В то время как дети в том же возрасте после пандемии не могли сделать этого даже в 12 месяцев. До пандемии даже младенцы из группы риска по развитию языковых нарушений могли делать это к 12 месяцам.

До пандемии только 12% двухлетних детей не могли связать двух слов. После пандемии это число удвоилось и достигло 24%.

Отчеты практиков

Мы знаем меньше о негативных последствиях пандемии, поскольку условия того времени ограничивали и затрудняли проведение исследований. Отчеты практиков дают нам больше информации о реальных последствиях пандемии.

В июне прошлого года Центр речи и слуха в Шарлотте (Северная Каролина) сообщил, что частота случаев задержки речевого развития увеличилась в два раза (Stahnke, 2024).

Исторически сложилось так, что около 20 % детей не проходили обследование в Центре Шарлотты. Но с 2021 года этот показатель превышает 40%. Об удвоении числа таких случаев сообщают и другие медицинские учреждения при диагностике нарушений, связанных с речью.

Цена, которую мы платим

Хотя эти цифры и вызывают тревогу, они все же не дают полного представления о том, что происходит с целым поколением детей. Для этого я обращаюсь к своему собственному опыту трех десятилетий работы в качестве клинического лингвиста.

Восприятие и воспроизведение языка поддерживаются многочисленными процессами в мозге. Эти языковые процессы должны происходить автоматически, быстро, в основном за пределами рабочей памяти — ментального пространства для сознательного внимания.

Это очень важные критерии, поскольку нам приходится обрабатывать огромное количество вербальной информации в течение всего дня, а объем рабочей памяти ограничен. Когда происходит перегрузка, мозг отключается. Сами дети не могут сформулировать, что происходит у них в голове. Многие из них расстраиваются, злятся, впадают в депрессию или терпят поражение. Первоначальная лингвистическая проблема перерастает в психосоциальную, затрагивая многие аспекты жизни подростка.

Проблемы с обработкой речи часто приводят к трудностям с чтением или дислексии. Учащиеся с дислексией бросают среднюю школу в три раза чаще, чем обычно. Типичный несовершеннолетний заключенный в США по возрасту достигает уровня девятого класса, но читает на уровне четвертого (Vacca, 2008). Средний заключенный в тюрьме не может достичь академического уровня выше седьмого класса. По меньшей мере половина заключенных страдает таким заболеванием, как дислексия.

Переломный момент

Мы уже подошли к переломному моменту. Я все чаще слышу этот термин в разговорах со школьными администраторами по всей стране.

Если до пандемии система государственных школ едва справлялась с теми, кто не улучшил свое чтение после специального вмешательства, то представьте себе проблему сейчас, когда их число удвоится.

В общем, проблема заключается в следующем:

— увеличение численности учащихся, нуждающихся в специальном образовании

— растущие расходы на специальное образование

— срочное выявление и лечение нарушений речи, таких как дислексия

— срочная помощь миллионам детей, пострадавшим от пандемии

К счастью, подобная проблема может быть решена с помощью масштабируемого решения. Такое решение с использованием автономного ИИ уже опробовано в школах США с положительными предварительными результатами.

Не так, как всегда

Освоение новых технологий в образовании обычно происходит медленно. Это не так, если передовые технологии упрощают процесс, не требуя ориентации или интеграции с учебным планом и информационной системой школы.

Школы не могут позволить себе ждать, когда они уже находятся на краю пропасти. Каждый год промедления в борьбе с пост-пандемическим детским кризисом означает потерю значительной части учащихся и нашей будущей рабочей силы.

Либо мы сделаем все правильно в этот раз, либо все мы будем нести ответственность за последствия всю оставшуюся жизнь.

 

Оригинальная статья: Eric W. Dolan — The Pandemic’s Impact on Children’s Language Development, May 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, пандемия, дислексия, дети, речь, образование, навыки

71070login-checkВлияние пандемии на развитие речи у детей
Разработка и продвижение сайтов webseed.ru