По мере взросления детей общественное влияние становится все более существенным для формирования типизации гендерных ролей.
ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И КНИГ НА ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ
Мужские и женские роли на телевидении и в детских рассказах зачастую изображаются с учетом гендерных стереотипов. Истинно мужской образ включает в себя: агрессию, решительность, рациональность, стабильность, влиятельность, терпение, а также профессионально компетентные качества. Женщины чаще изображаются как заботливые домохозяйки. Их образ отражает теплоту, общительность и эмоциональность. В фильмах женщины чаще оказываются жертвами, чем инициаторами насилия. Женщины реже становятся главными героями. В основном они играют комедийные роли, роли замужних женщин, зачастую героини фильмов моложе мужчин по съемочной площадке(Calvert & Huston, 1987; Signorielli, 1989). Даже в рекламных роликах мужчины чаще выступают в роли авторитетов, их голоса используются в закадровых комментариях о достоинствах продуктов. Женщины, как правило, демонстрируют предполагаемые положительные качества продукта (Loudal, 1989). Когда женщины выступают в роли экспертов, это может быть связано с продуктами питания, стиркой, мылом или косметическими средствами. Эти тенденции встречаются в США и других странах мира (Williams, Baron, Phillips, Travis & Jackson, 1986).
Детские книги часто содержат те же стереотипы, что и телевидение. Как и в случае с телевидением, женщины более пассивны и зависимы, а мужчины более ориентированы на действия. Однако переход к более эгалитарному обращению с мужчинами и женщинами очевиден в сравнительном исследовании читателей младших школьников в 1975 и 1989 годах (Purcell & Stewart, 1990). В 1989 году героини женского пола представляются авторами в более широком спектре видов деятельности, чем в 1975 году. Однако женщины по-прежнему изображены в достаточно узком диапазоне профессий и продолжают выглядеть как более зависимые и беспомощные. Как и в случае с телевидением, для преодоления гендерного разрыва по-прежнему необходимы дополнительные изменения.
Дети, которые часто смотрят телепередачи, с большей вероятностью: 1)имеют стереотипные представления о поле и расе, 2)демонстрируют соответствие культурно приемлемым предпочтениям в отношении гендерных ролей (Лири, Greer & Huston, 1982).
Телевидение может быть использовано для изменения стереотипов гендерных ролей детей. В одном исследовании 5-6-ти летние дети, смотрели мультфильм, где герои играли нетрадиционные роли (девочки помогают мальчикам построить клуб). В итоге участники эксперимента выработали менее общепринятые отношения с гендерными ролями (Davidson, Yasuna & & Tower, 1979). Телевизионный сериал «Фристайл», направленный на противодействие сексуальных и этнических стереотипов детей, был достаточно успешным в плане в изменении гендерных типов поведения у детей. Например, зрители 9-12-ти лет больше принимали девочек, которые занимаются легкой атлетикой и увлекаются техникой, и мальчиков, которые проявляют заботу об окружающих (Johnston & Ettema, 1982). Тем не менее, как предостерегают Либен и Биглер (1987), последствия большинства телевизионных вмешательств были относительно скромными и недолговечными. Был сделан вывод, что, возможно, телевидение может изменить стереотипы гендерных ролей, но маловероятно, что телевидение само по себе может привести к длительным изменениям в этом направлении.
РОВЕСНИКИ И ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ
Сверстники часто выступают в качестве приверженцев стандартов гендерных ролей в обществе. Фагот (1977a) наблюдал за игрой более 200 дошкольников и обнаружил заметные реакции со стороны сверстников, когда дети нарушали типичные для их пола модели поведения. Мальчиков, которые играют в куклы, сверстники критикуют их в пять-шесть раз чаще, чем остальных детей. С другой стороны, к девочкам, которые предпочитают игру в пожарного игре в медсестру, такого отношения не наблюдается. Чаще всего такое поведение просто игнорируется и не подвергается критике. Лэмб и его коллеги (Lamb, Easterbrooks, & Holden, 1980; Lamb & Roopnarine, 1979) обнаружили, что наказание со стороны сверстников является эффективным способом остановить кросскультурные игры (игры, которые предполагаются для противоположенного пола). Кроме того, дети, которых сверстники одобряли за гендерно-приемлемые игры, дольше сохранялись в этом виде деятельности. Фагот (1985а) обнаружил, что дети больше реагируют на отклики однополых детей. Мальчики чувствительны на реакцию других мальчиков, а девочки восприимчивы к одобрению других девочек. Как показывает Маккоби во вставке ниже, такая модель повышенной отзывчивости может привести к сегрегации по признаку пола. Очевидно, что сверстники играют важную роль в гендерных ролях.
Гендерная сегрегация. Посещение любой школьной игровой площадки выявляет один поразительный факт: дети очень сильно склонны сегрегировать себя в соответствии с полом. Несмотря на усилия по усреднению пола, мальчики и девочки все же предпочли играть с товарищами своего пола. В дошкольных учреждениях, когда детям исполняется по 4 года, они проводят с однополыми ровесниками почти в три раза больше времени, чем с детьми противоположенного пола. К 6-ти годам этот эффект становится еще сильнее, и дети проводят уже в одиннадцать раз больше времени со сверстниками своего пола. (Maccoby & Jacklin, 1987).
Это не ограничивается культурой США, а проявляется в широком спектре культур, включая Индию, Африку и другие страны. Также сегрегация не является результатом давления взрослых; дети самопроизвольно выбирают однополых партнеров, даже если для этого нет никаких рекомендаций или поощрений от взрослых. Несмотря на индивидуальные различия в показателях мужественности и женственности или показателей гендерной схемы, дети демонстрируют одинаковое предпочтение однополым товарищам по играм (Powlishta, 1989).
Что происходит в однополых группах сверстников? Маккоби (1990) суммировал имеющиеся знания:
«Два пола участвуют в совершенно разных видах деятельности. Мальчики предпочитают играть в больших группах, их активность более грубая. Мальчики чаще играют на улицах и в других общественных местах. Девочки предпочитают собираться в частных домах и дворах. Девочки, как правило, поддерживают близкие дружеские отношения с одной или двумя другими сверстницами. Дружба мальчиков более ориентирована на взаимные интересы. Разрыв дружеских отношений девочек обычно сопровождается более интенсивными эмоциональными реакциями, чем у мальчиков. В мужских группах больше внимания уделяется вопросам доминирования. (Maccoby, 1990, p. 516).
Эти поведенческие различия привели Маккоби к предложению нескольких причин для такой половой сегрегации. Во-первых, непринужденный стиль игры мальчиков и их ориентация на конкурентное доминирование расцениваются девочками как нежелательные и поэтому они избегают взаимодействия с мальчиками. Во-вторых, девочкам трудно влиять на мальчиков. Девочки успешно влияют друг на друга, используя свою предпочтительную форму вежливого влияния. Та же самая тактика не очень эффективна с мальчиками, которые используют более прямые требования. «Девочки считают нежелательным пытаться общаться с кем-то, кто не реагирует на их сигналы, — они начинают избегать таких партнеров» (Maccoby, 1990, p. 515).
Таким образом, дети с дошкольного возраста предпочитают различные компании для игр, которые, в свою очередь, предполагают разные стили взаимодействия. Это говорит о том, что некая само-социализация в форме спонтанного принятия детьми поведения, соответствующего половой принадлежности, может быть еще одним мощным способом изучения и поддержания гендерных ролей. Сами дети и детские группы сверстников могут сыграть важную роль в социализации детей по половому признаку.
УЧИТЕЛЯ И ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ
В школе к мальчикам и девочкам относятся по-разному. Во многих отношениях школы являются женскими: там ценят тишину, послушание и пассивность. Это те самые качества, которые культура диктует как подходящие для девочек. Качества, которые поощряются у мальчиков (громкость, напористость, конкурентоспособность, независимость) часто осуждаются в школе. Неудивительно, что в начальных классах девочки склонны больше любить школу и лучше учиться, чем мальчики. Мальчики ученики начальной школы полагают, что учителя больше любят девочек(Dweck & Goetz, 1977). Мальчики труднее приспосабливаются к школьным распорядкам, создают больше проблем для своих учителей, которые их в свою очередь критикуют (Ben Tsvi-Mayer, Hertz-Lazarowitz & Safir, 1989; Fagot, 1981). В итоге мальчики демонстрируют свои способности хуже, чем могли бы. В целом успехи мальчиков в начальной школе выглядят хуже, чем успехи девочек.
Уже в дошкольные годы преподаватели по-разному реагируют на мальчиков и девочек. Несмотря на то, что мальчиков поощряют заниматься спокойной деятельностью, они получают больше критики от учителей и сверстников за «девчачьи» игры в куклы и переодевания (Fagot, 1977a, 1985a). Девочки менее подвержены критике со стороны учителей и сверстников за участие в кросс-половой игре. Фагот (1985) обнаружил, что учителя часто реагируют на детей гендерно-стереотипно. Учителя реагируют на социальные инициативы девочек, такие как разговоры и жестикуляцию, больше, чем на аналогичные действия со стороны мальчиков. В то же время, учителя реагируют на напористое поведение мальчиков больше, чем на агрессивное поведение девочек. Через 9 месяцев после установки наблюдения ученые оценили последствия дифференциальной реакции учителей. Оказалось, что спустя время девочки чаще разговаривают с учителем, а мальчики проявляют более высокий уровень самоуверенности. Несмотря на то, что увеличение числа учителей-мужчин когда-то рассматривалось как ответ на дифференцированное отношение к мальчикам и девочкам со стороны учителей-женщин, и учителя-мужчины, и учителя-женщины более позитивно реагируют на детей, которые вовлечены в типичное для женщин поведение, такое как художественная деятельность и помощь в различных сферах жизнедеятельности (Фагот, 1985b)
Существует четкая взаимосвязь между восприятием детьми половой роли и их мотивацией на различные виды деятельности (например, техника, творчество, чтение, математика) (Huston, 1983). Шестой и девятый классы оценили с точки зрения «мальчишеских» или «девичьих» видов деятельности, а затем отметили важность достижений в каждой из этих областей. Кроме того, дети указали свои предположения относительно того, каковы будут их успехи и каким минимальным стандартом производительности они будут удовлетворены. Оказалось, что дети придают большее значение достижениям, которые соответствуют их гендерной роли. В таких видах деятельности они устанавливают более высокие минимальные стандарты. Ниже показано, что на выбор курса и карьеры также могут влиять другие факторы.
Почему Эллен не хочет быть инженером? Мальчики и девочки показывают разный результат при выполнении словесных и количественных заданий, мальчики лучше справляются с математикой, а девочки — с английским. Эти различия отражаются при зачислении на школьные курсы, выборе специальности в колледже, а также выборе профессии. Женщины получают всего лишь 6% степеней в области машиностроения, 23 процента в области архитектуры и 26 процентов в области компьютерных наук. Напротив, 73 процента степеней в области образования, 76 процентов в области иностранных языков и 88 процентов в области библиотечного дела присуждаются женщинам (Eccles, 1985). Почему женщины недостаточно представлены в математике? В качестве ответа были предложены несколько объяснений. Часть ученых предполагают, что мужчины получают больше поддержки для своих математических занятий. Другие убеждены в том, что мужчины считают себя более компетентными в изучении математики, чем женщины. Было также предложено, что, возможно, математика рассматривалась женщинами как область достижений мужчин, что делает изучение математики несовместимым с их гендерно-ролевой идентичностью. Во всестороннем исследовании 668-ми учеников 5-12-х классов психолог-педагог Жаклин Сью Экклс (1985) провела опрос детей на тему их отношения к математике и английскому языку. Кроме того, она оценила, планируют ли учащиеся продолжать курсы математики и английского языка. Мальчики и девочки ответили по-разному. Мальчики оценили свои математические способности выше, они ожидали, что на будущих курсах математики будут лучше, чем девочки и что им для успехов требуется меньше усилий, чем девочкам. Оба пола оценили математику как более полезную науку для мальчиков, чем для девочек. Несмотря на различия ответов, уровень знаний у разнополых детей был примерно одинаковый! И все же опрос показал, что английский язык девочки любят больше, чем математику. Отношение мальчиков к обоим предметам было довольно стабильно. Девочки считали математику менее важной, менее приятной и менее полезной для них в будущем. Тем не менее, уклонение девочек от курсов по математике и карьеры не является неизбежным, и другие исследования показали, что ценность, которую ученики придают различным школьным предметам, может быть изменена с помощью соответствующих образцов для подражания, информации, школьных программ и профориентации (Ecles & Midgely 1988).
Каковы последствия того, что мальчики воспринимают школу, как гендерно неуместный институт? Одним из очевидных эффектов является то, что среднестатистический мальчик менее мотивирован и заинтересован в школьной деятельности, чем среднестатистическая девочка, которая считает школу соответствующей своей гендерно-ролевой идентичности. Неудивительно, что девочки превосходят своих сверстников противоположного пола в начальных классах, особенно в навыках чтения (Lummins & Stevenson 1990). По разным опросам с проблемами чтения мальчики сталкиваются в 3-6 раз чаще, чем девочки (Halpern, 1992). Это может быть отчасти связано с тем, что когнитивное развитие мальчиков происходит медленнее и, возможно, мальчики просто не в состоянии преуспеть в среде начальной школы.
Однако существует очевидный парадокс, который требует решения. Школьная ситуация, которую мы рассмотрели, противоречит тому, что мальчики более успешны в учебе в конце средней школы и в колледже. Ведь до этого момента аргумент был сосредоточен почти исключительно на пагубных последствиях школьной среды для мальчиков. Если рассматривать учебную картину целиком, то получается, что девочки имеют преимущество исключительно в ранних классах. Уровни успеваемости девочек снижаются по мере взросления. В колледже количество «неуспевающих» девочек, превышает количество «неуспевающих» мальчиков (Licht & Dweck, 1983). Виды пассивного и зависимого поведения, которые учителя принимают и поощряют в отношении девочек, могут в конечном итоге нанести ущерб последующему академическому успеху. Интеллектуальные достижения отрицательно связаны с зависимостью. Независимость, уверенность в себе, скорее всего, приведут к творческому решению проблем и высокому уровню достижений как у мальчиков, так и у девочек (Dweck & Leggett, 1988).
Кроме того, некоторый свет на проблему проливает исследование о том, как обратная связь с учителем связана с реакцией на неудачу у разных полов (Dweck & Elliott, 1983; Dweck, Goetz, & Strauss, 1980). Ранее мы отмечали, что, когда у девочек возникают трудности с выполнением задания, они с большей вероятностью объясняют свою неспособность отсутствием способностей, тогда как мальчики связывают неудачу с внешними факторами или отсутствием мотивации. В подобной ситуации девочки чаще, чем мальчики, демонстрируют снижение настойчивости или плохую работу в случае неудачи или увеличения сложности задачи. Что может способствовать различиям в ответ на неудачу? Негативная критика мальчиков чаще связана с поведением и неинтеллектуальными аспектами работы (опрятность, небрежное написание, отсутствие мотивации). Девочек, наоборот, чаще хвалят за аккуратность и интеллектуальное качество работы. Ученые предположили: мальчики видят, что критика учителей не связана с их умственными способностями. Поэтому они меньше беспокоятся об обратной связи от учителей и взрослых. Девочки же, напротив, считают, что оценка является достоверным показателем их интеллектуальных способностей и сильнее расстраиваются от академических неудач.
Наконец, общественные достижения, особенно в конкурентной борьбе, часто угрожают женщинам. Некоторые девушки скрывают свои достижения от мужчин (Хьюстон, 1983). Например, они могут говорить сверстникам, что получили более низкие оценки, чем на самом деле. Или взрослая компетентная женщина может намеренно тормозить свой карьерный рост. Вместо профессиональных качеств женщина на работе может демонстрировать женские качества: теплоту, кокетливость, покорность. Она может даже попытаться стать неким симбиозом супер-мама-жена-карьеристка, выполняя все требования обычной домашней роли в дополнение к карьере. Был сделан вывод, что ни один фактор не может на сто процентов объяснить гендерные различия в достижениях.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: гендерные различия, чем мальчики отличаются от девочек, социализация, социализация детей, почему мальчики лучше в математике, влияние книг на детей, влияние телевидения на детей, почему девочки лучше учатся в начальной школе, кто лучше учится мальчики или девочки.
Из статьи я узнала таком понятии, как гендерная сегрегация — склонность ребёнка проводить время с детьми своего пола. И с возрастом эта склонность только увеличивается.
Поняла, что влияние телевидения на гендерную типизацию не такое и сильное, как мне казалось. Оно может изменять гендерные стереотипы ребёнка, но не в долгосрочной перспективе.
Гораздо большее влияние оказывают в этом плане сверстники и учителя. Удивило, что есть эксперименты, доказывающие, что мальчикам сложнее учиться в начальной школе, нежели девочкам. Но к концу школы успеваемость мальчиков растёт, т.к. девочками руководит пассивность и зависимость, которую от них активно требовали в первых классах школы и которую они так хорошо усвоили. Из статьи поняла, как важно формировать в ребёнке независимость и уверенность в себе, ведь это ведёт к интеллектуальным достижениям.
Спасибо за статью. Я согласна с тем, что телевизор очень пагубно влияет на гендерное развитие детей. Много раз это я замечала и на своей дочке. Если например после просмотра мультика образ девочки показали, как сильную и всемогущую. Где напрочь отсутствует качества присуще именно девочкам. Что делает моя дочь после просмотра такого фильма, она начинает задираться на брата и вести себя очень агрессивно по отношению к мужскому полу. Из статьи я узнала таком понятии, как гендерная сегрегация — склонность ребёнка проводить время с детьми своего пола. Здесь я вспомнила свои детские годы, что гораздо интереснее мне было оказаться в женской компании нежели в мужской. Поговоришь о бантиках и куклах и жизнь прекрасна, А мальчишкам, что только по деревьям лазать.
Конечно, прошло уже около тридцати лет с того момента, как проходили эти исследования описанные в статье. Сейчас разрыв между женщинами и мужчинами все больше снижается к минимуму. Одинаковая бесформенная одежда; кто-то из женщин перестает выбривать волосяной покров на теле; женщины матерятся и отстаивают свои права в профессиях, которые многими воспринимаются как мужские. Из статьи я узнала о том, что телевидение может изменить стереотипы гендерных ролей, но оно не может привести к длительным изменением. Еще, было интересно узнать, что дети до определенного возраста больше реагируют на отклики однополых с ними детей, а также мальчики и девочки предпочитают играть с товарищами своего пола. Как оказалось, девочки испытывают меньшее желание играть с мальчиками, потому что непринужденный стиль игры мальчиков и их ориентация на конкурентное доминирование расцениваются девочками как нежелательные. Также для меня было открытием почему мальчики демонстрируют в школе свои способности хуже, чем могли бы. А это все потому, что в школе царит более благоприятная атмосфера для девочек, чем для мальчиков. В ней ценят тишину, послушание и пассивность. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Очень интересно было узнать, что телевидение влияет на гендерную типизацию детей, но имеет краткосрочный эффект. Из статьи я узнала такое понятие, как гендерная сегрегация. Дети склонны общаться и играть с детьми того же пола. Очень интересно было узнать об исследованиях, в которых рассматривается успешность изучения различных предметов и интерес к ним. Оказывается, мальчики больших успехов добиваются в математике, а девочкам больше нравится английский язык. Также девочки более успешны в начальной школе, тогда как в конце средней школы мальчики их догоняют. Вообще, учителя и сверстники очень сильно влияют на гендерную типизацию ребенка. Также, для ребенка очень большое значение имеет оценка и критика сверстников одного с ним пола. В качестве вывода можно сказать, что вообще окружение влияет на гендерную типизацию, в отличие от, например, СМИ (в частности, телевидения).
Я считаю, что роль телевидения в процессе изменения гендерных ролей в современное время более весомая, чем в выводах представленных исследований прошлых лет. По моим наблюдениям, на экранах в последнее время довольно часто можно увидеть нерешительных мужчин и мотивированных бизнесвумен, покоряющих все преграды на своем пути. И даже тогда, когда женщина изображается жертвой, в итоге она становится победителем. Думаю, что происходит процесс диффузии половых признаков.
Фраза о поддержании гендерных ролей навела меня на мысль о том, что ситуация с их развитием и функционированием требует внимания, контроля и управления из вне. И только благодаря такому влиянию можно будет добиться любых результатов, которые будут угодны правителям сего мира. Какими же признаками в дальнейшем будут обладать мужчины и женщины? Очень интересная тема! Хотелось бы узнать о более современных исследованиях в этой области.
Меня удивил факт гендерной сегрегации. По данным 1987 года дети с 4-х лет проводят с ровесниками такого же пола в 3 раза, а к 6-ти годам в 11 раз больше времени, чем с ровесниками противоположного пола. Изменилась ли сейчас эта ситуация? Я в своем далёком детстве до 8 лет общалась как раз с противоположным полом. Один из моих детей, по-моему, общается поровну с обоими полами, другой предпочитает чуть больше ровесников своего пола.
Я считаю, что необходимо как можно скорее решить задачи, возникающие при изучении, поддержании, развитии гендерных ролей, ибо в очень скором будущем нас ждут более серьезные задачи. К примеру, наделять ли определенным полом роботов, либо они будут бесполыми или двуполыми. Какое отношение в этом случае к ним будет формироваться у мужчин и женщин? А ведь к нашей совместной с ними жизни нас сейчас упорно приучает телевидение. Всего вам хорошего, друзья!
Спасибо за статью! Телевизор-зло, по этому у меня его уже 5 лет нет. Конечно я согласно с авторами статьи по поводу того, что телевидение влияет на гендерную типизацию детей. И этот эффект влияния краткосрочный. Так же познакомилась с таким понятием как гендерная сегрегация, когда ребенок салонен проводить время с детьми своего пола. Тут же вспомнила своё детство. Мы всегда играли девочки с девочками, а мальчики с мальчиками. Хотя мне было интереснее с ребятами и их игры были гораздо позновательней. В школе мальчики действительно были сильны в математике, а девочки в гуманитарных науках. И действительно в конце школы мы выравнились с мальчиками по успеваемости. Эксперимент, о котором говориться в статье подкреплен моим личным опытом и наблюдениями. Сейчас гендерные границы всё больше стираются. В одежде, в профессии и поведении. С одной стороны -это хорошо, так как у каждого своё предназначение и оно не зависит от гендерной принадлежности. Однако, мне более приятно видеть мужчину и именно такого, который в мое понимании и понимании общества, должен быть. Так же как и женщину. Но, если женщина счастлива работая мантером пути, то это тоже очень хорошо.
Из статьи мне интересно было узнать, что СМИ незначительно влияют на гендерное развитие ребенка.Чего не скажешь о сверстниках и учителях.Узнала такое понятие, как гендерная сегрегация — предпочтение играть с детьми своего пола, что становится более очевидным к 4-м годам, и увеличивается к 6 годам. Теперь становится понятна закономерность поведения 6-ти летнего сына — он хоть и дружит с девочками на прогулке, но если есть выбор — предпочитает играть с мальчиками.С интересом узнала, что девочки успешнее в начальной школе, а мальчики — в средней. Кроме того, узнала, что именно с учителем связана разная реакция девочек и мальчиков на неудачи — девочки связывают это со своими способностями и расстраиваются, а мальчики не зависят от обратной связи от учителей. В какой-то степени жаль, что в школе поощряется покорность и спокойствие девочек, так как это напрямую отражается на их дальнейшей успешности.Спасибо за статью!
Как много статей на тему гендерных различий. К сожалению у меня на данный моменет нет детей и практического опыта работы с ними у меня крайне мало. Поэтому сложно осознавать данные статьи так сказать более «глубоко», однако вне всякого сомнения для меня это был полезный материал. Я увидел, что девочки в школе учаться лучше т.к связывают свои способности и свою роль со своим нахождением в школьном классе, тогда как у мальчиков такая связь не образовывается. Отчасти я с этим согласен… Потому, что и сам в детстве школу не воспринимал как нечто, через что я могу реализовывать свою деятельность. Так же я увидел, как сильно влияют информационные массы которые впитывают в себя дети на то восприятие роли, которые у них формируется. По телевизору, интернету и т.д, такая информация влияет на ребенка. И я помню как сам в детстве посмотрев фильм с крутым киногероем, начинал мечтать как круто быть «настоящим мужиком», большим и сильным.
Очень интересная статья, которая рассказывает на основании чего возникает гендерная типизация детей. Автор также в конце подчеркивает, что ни один фактор не может полностью объяснить гендерные различия в достижениях. Выяснилось, что телевидение играет определенную роль в типизации, но при этом не имеет долгосрочную форму. Было любопытно узнать о формах дружбы между мальчиками и девочками. Думаю, что в более старшем возрасте эта форма не сильно меняется. Также было рассмотрено поведение детей в школе. Было сказано, что во многих отношениях школы являются женскими, так как там ценят тишину, покорность и другие женские качества. Именно поэтому отношения между учителями и девочками зачастую лучше, чем с мальчиками. Эти отношения сказываются и на успеваемости мужского пола. Учителя больше смотрят на те качества, которые присущи школе, нежели на мужские.
На самом деле, поймал себя на мысли, что роль телевидения и книг в гендерной типизации в наше время несколько иное. На мой взгляд, современная литература и кинематограф, наоборот отображают равенство полов. А именно, освещают тот факт, что девочка наряду с мальчиком может многого достичь в жизни, в карьере, за счет своего труда. Плюс, из статьи я узнал такое понятие, как гендерная сегрегация (предпочтение в общении с детьми непосредственно своего пола). И действительно, в любые времена именно так и проходило общение между детьми. Особенно в возрасте до 10 лет, когда дети четко ставят разграничение на общение именно по гендерному признаку. Тема действительно интересная, было бы интересно почитать более современные исследование в данной области.
Спасибо за статью. Что касается телевидения, то сейчас оно такое многогранные и обширное, что уже нет такого, что гендерная роль мужчины постоянно пропагандируется как решительность, рациональностью и тому подобное, а девочки домохозяйки, а так же по поводу фильмов и сериалов, здесь действительно женщины в основном выступают как более зависимые и слабые. В любом случае, я думаю это правильно, что это радиационные гендерные роли развивает у детей, что мужчина-главный. Узнала новый термин для себя, такой как Гендерная сегрегация. Что касается по поводу учителей, то здесь тоже соглашусь, девочки часто ходят в любимчиках, думаю это в силу того, что мальчики более активны и подвижны и направлены к действию (как и большинство их игрушек, как сказано в прошлых статьях). Интересно было узнать, что при проблемах в решении задач, девочки объясняют это отсутствием способностей, а мальчи отсутствием мотивации.
Спасибо за статью.Интересная информация.во многом я согласна с этой статьей.Уже с прочтения первых строк статьи про мужские и женские роли на телевидении и в детских рассказах.Согласна что большинство это сложившиеся давно стереотипы, о том что мужчина проявляет больше агрессию, решительность, рациональность, стабильность, влиятельность, терпение, а также профессионально компетентные качества.А Женщины чаще изображаются как заботливые домохозяйки, но на моцион взгляд это больше на картинке, а в жизни может быть с точностью наоборот.Уже сейчас могу заметить, что мой ребёнок в маленьком возрасте смотря мультики, делает выводы о поведение мужчины и женщины.Из статьи узнала, что такое гендерная сегрегация и много новых терминов.
Интересная стать, но видимо некоторые данные устарели. Все исследования были проведены до 1986 года, то есть им 45-50 лет назад.
Сейчас все больше гендерных стереотипов демонстрируются в обратную сторону, нежели в 80х годах. Сейчас очень много женщин показывают не домохозяйками, педагогами и воспитательницами детского сада, все чаще женщины полицейские, инженеры и руководители. Все чаще женщины демонстрируют мужское поведение и в жизни и на экранах телевизоров. Время толерантности дает возможность и мальчикам и девочкам почувствовать себя в разных ролях и даже в тех ролях, которые раньше были четко разделены по половому признаку. И если раньше четкое разграничение влияло на типизацию поведения, то теперь подобная практика влияет на то, что дети не могут определиться со своей гендерной ролью в жизни.
Я не вижу ничего странного в том, что мальчики и девочки формируются по образу и подобию того на кого хотят быть похожими. Выбор этот зависит все же от того, как родители или опекуны формируют среду развития ребенка.
Благодарю за статью! Интересно было узнать о том, как СМИ, книги, сверстники и школа влияют на формирование гендерной идентичности у детей.
Действительно, мужские и женские персонажи в книгах и СМИ представлены совсем по-разному – но обязательно в соответствии с распространённым в обществе стереотипом. Герой – сильный, умный, авторитетный, агрессивный, а героиня – эмоциональная, покладистая, мягкая, зависимая и пассивная (а иногда даже беспомощная).
Телевидение может корректировать стереотипы гендерных ролей у детей, но в довольно скромных масштабах.
О гендерной сегрегации я узнала впервые. Удивительно, как дети сами выбирают однополых партнеров для компании.
Полезна и вторая часть статьи – о том, что школа является адаптивной территорией именно для девочек, поощряя подходящие качества у учениц.
Любопытно, что ни один фактор не может на сто процентов объяснить гендерные различия в достижениях. Хочется понаблюдать за поведением своих знакомых, чтобы это проанализировать.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что телевидение не влияет на типизацию гендерных ролей у детей, а наибольшее значение оказывает общественное влияние. В некоторых случаях телевидение действительно может изменить стереотипы гендерных ролей, но эти изменения являются краткосрочными. Я считаю, что в основном это зависит от того, что человек социален и в большинстве случаев зависим от мнения окружающих. Когда на ребёнка, который демонстрирует нетипичную гендерную роль, не обращают внимания, естественно, он начинает подстраиваться под окружающих, перенимая тем самым правильную гендерную роль, которая принята в этом обществе. Правильное восприятие нас окружающими настолько сильно влияет на нашу жизнь, что некоторые люди даже скрывают свои достижения, которые не соответствует их гендерной принадлежности. Что также подтверждается в данной статье.
Спасибо за статью. Из неё я узнала что на гендерные роли детей влияет телевидение, ровесники и школа. И если оценивать степень влияния то я бы отметила что больше всего на детей влияет то окружение в котором растёт ребёнок начиная с 4 лет. Как описано в статье дети начиная с данного возраста в три разе больше играют с однополыми детьми и прислушиваются к их мнению. Хотя осуждение девочек в кросс-половых играх встречается гораздо реже, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. В тех же обстоятельствах мальчики подвергаются критики как со стороны взрослых, и в особенности со стороны однополых сверстников. Вторым по значимости влиянием на развитие гендерных ролей является школа. В школе предпочтение отдают девочкам в особенности в начальных классах, так как они проявляют «женские» качества более приемлемые для учителей (послушание, тишина, прилежность в учёбе), в отличии от мальчиков. Но всё же школа учит как мальчиков, так и девочек контактировать между и развивать разные стили взаимодействия. И третьим по степени влияния на гендерное развитие является телевидение. Как не странно, но всех главных героев играют мужчины, а женщины в основном играют комедийные роли или роли домохозяек. Можно сказать что нельзя поделить достижения по гендерному признаку.
Как и предыдущая статья…..последнее предложение меня просто убило — был сделан вывод, что ни один фактор не может на сто процентов объяснить гендерные различия в достижениях. Мне больше нечего добавить. Читал, читал…и все, …объяснить невозможно.
Ну ладно, на самом деле статья в плане наблюдений интересная. Особенно было интересно тема, что изначально мальчиков школа подавляет, так как там приветствуется поведение больше свойственное девочкам, но потом в средних классах и в колледже успеваемость мальчиков становится лучше, чем у девочек. Вопрос почему. Если сначала характер (агрессивность, подвижность и т.п.) подавляется…..А ну понятно, потом возникает компенсаторная реакция и проактивность направляется на учебу….ну понятное дело у некоторых. Остальные так и остаются раздобаями, как я в свое время. Хотя нет, вот я не был через чур активным, я был более пассивным скорее всего, поэтому я ни рыба, ни мясо. Учился средне, хулиганом не был, лохом тоже. В общем не было через чур сильной активности, подавлять было нечего и в успешную учебу это не перешло. Спасибо за статью, интересная была для размышления.
Статья интересная, вообще вся тема связанная с интеллектуальным развитием и гендерной принадлежностью очень интересна. Из статьи я узнал о том
как важно формировать в ребёнке независимость и уверенность в себе, ведь это ведёт к интеллектуальным достижениям ребенка.
Так же хочу поделиться воспоминаниями своего детства на сколько я помню мы играли все вместе. Телевидение конечно присутствовало в моем развитие, но как я помню улица всегда побеждала. По крайней мере так было двадцать лет назад. Как и в исследовании про которое говорят в статье которое вообще 30 летней давности. Что будет дальше увидим, но сейчас когда просматриваю некоторые программы по телевизору я не допустил бы свободный просмотр своего ребенка.
Для себя вынес следующее:
1. Телевидение не влияет на гендерную типизацию в долгосрочном отрезке времени.
2. Сверстники способны серьезно влиять на гендерные стереотипы
3. Осознал, что действительно в школе требует от учеников послушность и пассивность. Теперь по-новому буду смотреть на процесс обучения в современной школе и наблюдать более детально.
4. Когнитивное развитие мальчиков происходит медленнее девочек, что влияет на их успеваемость в начальной школе.
5. К высокому уровню достижений у человека приводит независимость и уверенность к себе.
6. Мальчики не считают оценки подтверждением своих умственных способностей и поэтому эмоционально стабильнее в случае получения неудовлетворительной оценки.
Не понимаю я этих ученых. Столько времени, лет уделять сравнению мужчин и женщин. Это тема бесконечности и бесконечная тема. Это делается специально для того, чтобы управлять и манипулировать массами: женскими и мужскими. Я понимаю, что возможно из-за снижения моих когнитивных способностей в половине одиннадцатого вечера, я пишу бред..Но создается впечатление, что ученые ищут какой-то подвох в природе мужчин и женщин отдельно, так и вместе взятых. Если вернуться к статье, для меня было новым понятие «гендерная сегрегация». Интересно было прочитать примеры этого понятия и я сразу вспомнила, как в школе и в институте девочки больше любили собираться в женские кружки, а мальчишки вместе прогуливали занятия. Сейчас уже все выросли, но также наблюдаю, что половая сегрегация отлично работает в женском коллективе — тут тебе и конкуренция и зависть, прикрытая общими интересами и желаниями поделиться своими переживаниями
Спасибо за статью. В результате прочтения статьи я узнала, что влияние телевидения на стереотипы гендерных ролей в большинстве случаев кратковременны.
Также новым в статье для меня стало то, что дети придают большее значение достижениям, которые соответствуют их гендерной роли. В статье приведен пример о том, что мальчики лучше справляются с математикой, а девочки — с английским.
Меня впечатлило исследование о том, как обратная связь учителя связана с реакцией на неудачу у разных полов. Несмотря на то, что исследование было проведено около 40 лет назад, его результаты, на мой взгляд, остаются актуальными до сих пор.
Удивлением стала информация о том, что некоторые девушки скрывают свои достижения от мужчин и, например, тормозят свой карьерный рост.
Статья натолкнула меня на наблюдение и анализ поведения своих знакомых.
Для меня стало открытием,что школы являются «женскими»учреждениями.В них ценят тишину,послушание и пассивность. А это качества,которые общество диктует как подходящие для девочек. Поэтому девочки в школе как дома.И даже учителя-мужчины находятся под влиянием ,так как более позитивно реагируют на детей,которые вовлечены в художественную деятельность. Девочки считают школу соответствующей своей гендерно-ролевой идентичности и поэтому превосходят в учебе мальчиков в начальной школе.Однако уровень успеваемости девочек снижается по мере взросления,а уровень успеваемости мальчиков,наоборот увеличивается по мере взросления.На этот вопрос оказался интересный ответ.Оказывается всё дело в том,что девочки и мальчики по разному реагируют на неудачу в обучении.
Мне очень понравился материал, изложенный в статье. Видно, что авторы являются современными европейцами, особенно по терминам вроде «половой сегрегации». Вместе с тем, они очень профессионально (беспристрастно) с разных сторон рассматривают различия в поведении и успехах детей разных полов и на разных этапах обучения. Я подумал о том, что сложно разделить установки среды и то, что естественно для представителей разных полов. Для меня вполне логично то, что мальчики кучкуются с мальчиками, а девочки — с девочками. Также я считаю нормальным то, что для разных полов свойственно разное поведение. Я вижу роль общества в построении рамок в пределах которых можно проявлять свою индивидуальность. То есть «делай что хочешь, если при этом не страдают другие». В истории нашей страны уже был период (советский), когда половые границы стремились стереть. Мой отец много лет (уже в постсоветское время) проработал наладчиком станков на предприятии, где за станками трудились практически одни женщины. Позже у этого предприятия появилась птицефабрика, где в убойный цех также поставили женщин. Я считаю, что это дикость и пережиток прошлого. Я подумал о том, что такой абсурдный опыт заставляет нас больше беречь традиционные ценности, чем в некоторых западных странах.
Ну смотря что смотреть )) Сразу вспомнился фильм «дьявол носит прадо» . Ну а если серьезно , то в принципе , после прочтения статьи захотелось сказать : « всё логично и понятно» . А чтобы всё формировалось правильно , родители должны контролировать , что смотрит их ребёнок . Мне кажется , что утеплённые время , это основная проблема . Ведь удобно , сунул гаджет и пошёл заниматься своими делами . А что он там смотрит уже ни так уж и важно , главное не дергает . Племяннику с 3 лет так дают «на поиграй», а переводе на русский «на не мешай» . Что раньше смотрел он я не знаю , сейчас смотрит «самостерильности сам» . А ну и тик ток снимает , в свои 8)) В общем , мне хочется верить , что я будут ответственным в этом плане родителем , и не буду занимать ребёнка телефоном или планшетом .
Как мы уже поняли, отношение ребенка к гендерной типизации весьма пластично и поддается влиянию, как впрочем, и стереотипы взрослых, при должной агитработе (что мы сейчас и наблюдаем в обществе в эпоху коронавируса). Другое дело, что для ребенка телевидение ещё не является достаточно значимым, поэтому эффект от медиа-пропаганды краткосрочен. С радостью обнаружила в статье подтверждение того, что природу не убьёшь — мальчики собираются в группу мальчиков, девочки — в группу девочек. Девочкам больше подходит система образования, основанная на усидчивости и послушании, мальчикам требуется большая подвижность и конкуренция. Попытки уравнять мальчиков и девочек могут быть оправданы с точки зрения удобства стандартизации подхода, но целостную личность можно воспитать только с личностным подходом.
СМИ я считаю играют важную и значимую роль в формировании определённых взглядов, в том числе и стереотипов связанных с гендерным ролями. Вспоминая себя, когда выходил на экран фильм Гостя из будущего, то все хотели этот мелофон или быть Алисой, побывать в будущем. В школе даже писали сочинение на эту тему. В 90 много фильмов было посвящено мужчинам в роли бандитов. И общество это так и соотносило. Мужчина нормально воспринимался, если он бандит. Если фильм может нести определенную идеологию и влиять на людей, то какую идею мы сейчас воплощаем в жизнь? Но такое влияние не может быть долгим. Оказывается в взрослением ребёнок предпочитает играть с ребёнком своего пола , причём этот рост в несколько раз. Теперь понятно, почему в школе успешнее девочки. Так как цениться покорность и тишина, более свойственная девочкам. Им видимо комфортнее в этой атмосфере.
Из статьи я узнала, что общество влияет на гендерную типизацию ребенка, но этот эффект недолгосрочен. В статье я прочитала, что в книгах и фильмах нам показывают, что мужчины сильные и агрессивные, а женщины слабые и беззащитные. Я соглашусь, что общество влияет, но мне кажется, что в наше время стереотипы уже не те, что описаны в статье. Всё больше фильмов про сильных женщин и податливых мужчин, и именно это мы и видим в жизни.
Также в статье я прочитала, что на гендерную типизацию детей влияют ровесники. Соглашусь, что дети часто смотрят на своих сверстников, ждут их одобрения. Это было в моем детстве и есть сейчас.
Важно, что дети очень сильно склонны сегрегировать себя в соответствии с полом. То есть дети предпочитают общаться больше со своим полом. Интересно почитать о причинах данного поведения: девочкам не близок непринужденный стиль игры мальчиков и их ориентация на конкурентное доминирование, а также им трудно на них влиять. Поэтому девочки стараются избегать мальчиков в игре, со своим полом им легче.
Интересная также информация о том, что в школе к мальчикам и девочкам относятся по-разному. Девочки в принципе по складу характера в большинстве случаев больше подходят под школьные рамки. Они тихие, спокойные, прилежные. Учителям с девочками проще. Мальчики по своей природе боле активны, их нужно под эти самые рамки еще «подпилить». Поэтому учителя любят их меньше, пытаются исправить. В итоге мальчики демонстрируют свои способности хуже, чем могли бы. Эта информация меня поразила.
Любые внешние факторы обязательно влияют на наше развитие в том или ином плане, в том числе и на гендерное определение. Что касается телевидения, то я вспомнила фильм «Гостья из будущего», где в главной роли как раз девочка – Алиса Селезнева. Она как раз играет нетрадиционную роль – активной девочки, обладающей большими знаниями, в отличие от ее партнера – Коли Герасимова, который в фильме выглядит таким «тюфячком», плывущим по возникающим обстоятельствам. Я думаю, что многие девочки, посмотрев этот фильм, хотели быть похожими именно на Алису, т.е. ее активность как раз привлекает своей необычностью. Что касается гендерной сегрегации, то, как говорилось в предыдущих статьях, у мальчиков и девочек разные параметры поощрения. Т.е., если девочки привыкли, что их хвалят за хорошее поведение, то более свободное поведение мальчиков будет ими расцениваться как более нежелательное, в том числе и для общения с мальчиками в принципе. По поводу же школы, и отношения учителей к детям – хочу сказать на опыте собственной дочери, что девочки сейчас (почему-то) более активны в социальном и поведенческом плане, т.е. гендерная стереотипия в школе стирается (или в классе моей дочери девочки были более активными). Вообще, данные, которые приводятся в статье, датируются 80-ми годами прошлого века, и я считаю, что они сейчас в плане гендерного развития уже не показательны. Современная молодежь идет в разрез с традиционными понятиями, и для ее понимания нужны качественно новые и современные исследования. Спасибо.
Из статьи я узнал о влиянии книг, телевидения и общества на гендерную типизацию детей. Думаю, в современном обществе роль телевидения в гендерной типизации увеличилась по сравнению с прошлым. Всё чаще наблюдаю тенденцию к обесполиванию или к равенству полов. Идёт прямо какое-то навязывание, что женщина может достичь в карьере и жизни своим трудом успехов наравне с мужчинами. Не уверен, что женщины сами понимают зачем им это, но тем не менее. Я познакомился с новым для себя понятием – гендерная сегрегация. Оказывается, то, что я в детстве предпочитал играть с ребятами, называется сегрегацией, и данное явление очень распространено. Удивило то, что гендерная типизация виновата, что девочки успешнее в начальной школе, а мальчики — в старшей. Конечно, в процессе обучения значительно большую роль играют другие факторы. Взять хотя бы то, что почти все учителя в школе – женщины.
Безусловно, телевидение и кинематограф влияют на восприятие детьми гендерной идентичности. Огромное количество фильмов демонстрируют доминантное поведение со стороны мужчины. Женщина же предстает в роли той, которая ждет от мужчины поступков, освобождения из рук зла и тд. В последнее время часто на экраны стал попадать раз сильной и независимой женщины, даже из комиксов много супергероев — женщины. Поэтому на данный Момен происходит переоценка с точки зрения ценностей роли женщины, плюс ко всему телепередачи чаще ведут уже женщины, женщины блоггеры со всех своих страниц транслируют что они всего добились сами, так что в последнее время все не так однозначно. Быть может в скором будущем уже мужчины будут слабым полом с такой напористостью со стороны женщин.
Помимо влияния родительской семьи и социальных учреждений на формирование гендерной типизации у детей оказывают также влияние телевидение и книги. В детских рассказах и телепередачах мужские и женские роли зачастую изображаются именно с учетом гендерных стереотипов. В ходе исследования был сделан вывод, что хотя телевидение и оказывает влияние, однако маловероятно, что может привести к длительным изменениям в этом направлении.
Было обнаружено, что мальчики при общении больше реагируют на ответную реакцию мальчиков, а девочки, — девочек, то есть дети больше подвержены влиянию на отклики однополых детей.
Учителя также к мальчикам и девочкам относятся по-разному. Здесь больше повезло девочкам, т.к. в школах ценится послушание, тишина и пассивность, не свойственные многим мальчикам.
Но ни один фактор не может на сто процентов объяснить гендерные различия в достижениях.
После прочтения данной статьи я узнал , что при помощи телевидения были попытки повлиять на гендерные роли у детей.Огромное значение на типизацию влияет группа детей в которых растет ребенок. Меня удивило,что мальчики отдают предпочтения в учебе математике, а девочки иностранному языку,а также то , что девочки ждут со стороны учителя похвалы, для мальчиков она второстепенна. Познакомился с таким психологическим понятием как гендерная сегрегация,когда дети проводят большую часть времени со сверстниками своего пола.В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимание развития гендерных составляющих у детей и к чему они могут привести в случае отклонения. Идея которая у меня появилась после прочтения данной статьи это провести наблюдение за детьми и удостоверится в тех сведениях которые указаны в данной статье . Спасибо.
Согласна со статьёй. Телевидение и книги сильно влияют на гендерные роли и развитие ребёнка. После мультфильма у дочки появляются новые слова, движения и не всегда уместные для девочки. Если до 2000 годов фильмы снимали про женщин-женщин, мужчин-мужчин. То сейчас можно встретить как российские так и зарубежные фильмы в которых специально не выделяют гендерные роли. Женщины — спец агенты, мужчины заботливые папочки, которые не хотят работать. Вспоминаю своё детство. Любила смотреть сериал Три мушкетёра. И моим героем был Д’Артаньян. Так я себя представляла мушкетёром, а не какой нибудь леди.
Интересно было прочитать про отношение учителей к ученикам разного пола. Теперь понятно, почему им больше нравится заниматься с девочками, они спокойнее и усидчивее. А вот если девочка такая же активная, как мальчики, то учителя обращают на это внимание.
Спасибо статье,я начала задумываться о роли мальчиков и с чем они сталкиваются. Что легче, быть стеснительной, молчаливой и вежливой, если все располагает к этому — одобрение учителей, родителей…или преодолевать каждый раз стеснение и страхи, чтоб быть первым, лучшим и сильным, отважным, как диктует нам общество? Думаю, второе сложнее, отсюда мальчики ранимые, ведь на их долю выпадает столько проигрышей и поражений в борьбе за лидерство.
Из статьи я узнала таком понятии, как гендерная сегрегация — склонность ребёнка проводить время с детьми своего пола
Мой сын ни когда не реагировал положительно на мои слова «учитель сказала…»,а когда мы познакомились с учителем алгебры и геометрии в 8 классе, которая могла переходить на личности при этом низко оценивать его работы, и мне и ребенку стало окончательно понятно, что отзывы учителей это совсем не показатель его знаний. Это помогает мне, как матери влиять на развитие ребенка, с точки зрения нужности знаний не для оценки, а для применения их в жизни.
Было бы очень интересно узнать о более современных исследованиях связанных с влиянием телевидение. Ведь здесь приводится пример с всего лишь одним сериалом, в то время как последние 10 лет все фильмы и сериалы имеют такую направленность. Чем больше я читаю я тем гендерных ролей тем больше понимаю, что людям не хватает самого главного понимания — в первую очередь и мужчины и женщины люди, и только потом уже различия полов. Если помнить об этом, то не будет вопроса кому какую профессия выбирать, кто что должен делать и какое поведение правильно. Мы все люди и этим мы похожи, люди бывают мужчинами и женщинами и этим мы отличаемся. При воспитании надо в первую очередь обращать внимание детей на эти два фактора и тогда все будет намного проще.