Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Было обнаружено, что на детей из малообеспеченных и малообразованных семей школа оказывает кумулятивный эффект. К третьему классу такие дети отстают примерно на год в академической успеваемости. К шестому классу разница составляет уже 2 года. К девятому классу эти ученики — первые кандидаты для отсева (Rioux, 1968, p. 92). Для детей из среднего класса картина совсем иная. Дети из более благополучных семей с наибольшей вероятностью поступят в колледж (Comer, 1988).

На обозначенный социальный разрыв влияет сразу несколько факторов:

  1. стиль взаимодействия родителей
  2. сверстники
  3. влияние учителей на когнитивное развитие детей из семей нижнего и среднего класса, а также на детей разного этнического происхождения.

Различия присутствуют и обнаруживаются уже до того, как ребенок пошел в школу. Возможно, дети низшего сословия по ряду причин плохо подготовлены к тому, чтобы вписаться в культуру среднестатистического школьного класса. Но ведь основная задача образования — учить детей независимо от их происхождения? Для достижения этих целей были разработаны различные социальные стратегии. Одним из решений проблемы обеспечения равной доступности образования, независимо от демографической или культурной принадлежности, является десегрегация.

Десегрегация школ

Десегрегация американских школ одна из самых популярных тем последних десятилетий. В 1954 году Верховный суд Соединенных Штатов постановил положить конец  сегрегированному образованию (классическое дело  «Браун против Совета по образованию»). Вот часть этого знаменательного решения:

 Лишает ли сегрегация детей из группы меньшинств в государственных школах образовательных возможностей? Мы считаем, что да … Отделение их от сверстников  исключительно из-за расовой принадлежности порождает чувство неполноценности в отношении их статуса в сообществе, которое может повлиять на их сердца и умы таким образом, который вряд ли когда-либо будет обратим. Раздельные учебные заведения по своей сути неравны. (Браун против Совета по образованию, 1954 г.)

Ожидалось, что десегрегация исправит недуги, связанные с неравенством. Вот основные ожидания, вытекающие из решения 1954 года:

  1. Для белых десегрегация приведет к более позитивному отношению к чернокожим.
  2. Для чернокожих десегрегация приведет к более позитивному отношению к белым.
  3. Для чернокожих десегрегация приведет к повышению самооценки.
  4. Для чернокожих десегрегация приведет к увеличению достижений (Stenha 1978, стр. 221).

Насколько менее предвзято относятся друг к другу кавказцы и афроамериканцы после совместного посещения школы? Свидетельства неоднозначны. Некоторые исследования (Singer, 1976) показывают, что черные и белые дети в интегрированной среде школ принимают друг друга лучше, чем в школах, где существует разделение. Другое исследование обнаружило, что черные и белые дети наоборот имели более негативное отношение друг к другу в интегрированных школах. Особенно если интеграция была принудительной, а не добровольной (St. John, 1975). Способ достижения интеграции также имеет значение. Изменить расовые отношения сложно. Простое помещение черных и белых детей в одну школу не означает, что они обязательно будут взаимодействовать друг с другом или что отношения изменится (Grant, 1990). В своем обширном четырехлетнем  исследовании последствий десегрегации в Риверсайде, Калифорния, Джерард и Миллер (1975) пришли к выводу, что «реальная интеграция незначительна или вовсе отсутствует… Мы обнаружили некоторые свидетельства того, что этнические расколы со временем стали более выраженными »(стр. 243). Часть исследований согласны с этим. Рассмотрим одно из них.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ДЕСЕГРЕГАЦИЯ И КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ДРУЖБА.

Что происходит с выбором дружбы детей в результате интеграции? Чтобы выяснить это, Ашер и его коллеги отслеживали детей в расово-интегрированных школах в течение семи лет. Они просили чернокожих и белокожих третьеклассников указать, сколько времени они хотели бы проводить с каждым из своих одноклассников. Аналогичные оценки получали дети в шестых и десятых классах. Довольно позитивная картина принятия была выявлена среди детей третьего класса, которые учились в десегрегированных школах с самого начала своей школьной жизни. Однако заметное увеличение предпочтений собственной расы уже имело место между третьим и шестым классами и становилось очевидным в десятом классе. Более того, если используется более строгий критерий общественного признания — лучшие друзья – сдвиг оказался еще более драматичным. В третьем классе 24% белых детей хотели дружить с черными и  37% черных детей указали, что хотят дружить с белыми. К  десятому классу только 8%  белых детей в качестве лучших друзей выбрали чернокожих товарищей и 4%  процента чернокожих детей хотели иметь дружбу с детьми других рас.  Ашер и его единомышленники предположили, что принятие и дружба представителей разных рас может снизиться, отчасти из-за организационных особенностей школы, которые могут уменьшить возможности знакомства белых и черных учеников. Это  важно, поскольку черные и белые учащиеся происходят из разных районов и в значительной степени из разных социальных слоев, что снижает вероятность контактов после школы. И все же организационные особенности школы не раскрывают всей картины. Даже в седьмом классе, когда ученики знали  друг друга достаточно хорошо, предпочтения своей расы были сильнее, чем в третьем классе. Мы предполагаем, что феномен растущего расового разделения с возрастом можно частично понять с точки зрения личностной идентичности, которую каждая группа проецирует и интерпретирует в отношении другой, когда они работают, играют и общаются вместе в школе. Шофилд (1981) проницательно написал о том, как в десегрегированных школах разыгрываются идентичности. Чернокожие дети часто интерпретируют поведение белых детей как отчужденное, тщеславное и  «выставленное напоказ» академических успехов. Белые часто воспринимают черных, как агрессивных и угрожающих. Рост расового раскола с возрастом также может быть опосредован растущим разрывом в успеваемости, который наблюдается между белыми и чернокожими в течение школьных лет. (Asher, Singleton, & Taylor, 1982). Наконец,  спонтанное межрасовое смешение менее вероятно без специальных программ интеграции. Например, чернокожие дети, которых привезли для программы интеграции из других городов, могли расти в обстановки сепаратизма в отличии от их местных «братьев и сестер» (Armor, 1972). Продолжительные исследования показали, что даже в школах, где дети никогда не учились в классе с расовой сегрегацией, терпимость к другим расам по мере взросления падает.

Sources: Armor, D. J. (1972). The evidence on busing. Public Interest, 28, 90–126; Asher, S. R., Singleton, L. C., & Taylor, A. R. (1982). Acceptance versus friendship: A longitudinal study of racial integration. Paper presented at the American Educational Research Association Meeting, New York; Schofield, J. W. (1981). Complementary and conflict- ing identities: Images and interaction in an interracial school. In S. R Asher & J. M. Gottman (Eds.), The development of children’s friendships New York: Cambridge University Press.

Что же помогает улучшить межрасовые отношения в интегрированных школах? Национальное исследование 90-та начальных школ и 72-х средних школ, проведенное Форхендом, Рагостой и Роком (1976), дает некоторые подсказки относительно того, какие стратегии наиболее эффективны в разном возрасте. Для младших школьников это программы активного обучения, учебные планы, включающие концепции равного расового статуса и интегрированные рабочие группы. Такие стратегии способствуют положительному межрасовому отношению (Epstein, 1980) и даже межрасовой дружбе (Hallinan & Teixeira, 1987).

На уровне старшей школы картина иная. Многонациональные тексты, курсы истории меньшинств, многорасовые группировки и обсуждение расовых отношений не улучшают расовые отношения. Однако, когда старшеклассников отправляют  работать вместе или участвовать в многонациональных спортивных командах, расовые отношения улучшаются (Minuchin & Shapiro, 1983; Slavin & Madden, 1979). Еще одним фактором, влияющим на принятие представителей разных рас, является количественный процент детей в школе. В конечном итоге «совместные, равноправные и санкционированные властями контакты, способствуют благоприятным отношениям между группами» (Stephan & Rosenfield, 1982). Это требует больше  усилий, чем просто объединение детей с разным опытом в одну группу. Изменения без специальных программ на данный момент просто невозможны.

Влияние на самооценку

Некоторые исследователи сообщают о повышении самооценки у чернокожих студентов в классах десегрегации, в то время, как другие сообщают либо об отсутствие эффекта, либо о ее снижении (St. John, 1975). Однако, в одном из исследований предположение о заниженной самооценке чернокожих детей было оспорено исследованиями (Spencer & Markstrom-Adams, 1990). Полученные данные показали, что самооценка чернокожих детей по крайней мере такая же положительная, как и у белых учеников. При этом даже когда рост самооценки очевиден, факторы, которые объясняют это изменение, остаются неопределенными. Возможно, такие изменения являются «побочным продуктом улучшения успеваемости, повышенного внимания преподавателей к образовательным потребностям чернокожих, большего чувства единства чернокожих или других факторов» (Evans & McCandless, 1978, p. 485).

Имеется некоторая поддержка окончательному прогнозу относительно повышения успеваемости чернокожих учащихся в интегрированных школах. Лишь в 3% исследований десегрегация приводит к снижению успеваемости, тогда как в 29%  наблюдается ее повышение (Stephan, 1978). Это означает, что в 68% интеграция на успеваемость чернокожих детей интеграция не повлияла. Более того, даже когда происходят изменения, не все академические области затрагиваются в равной степени: повышение результатов вербальных тестов более вероятно, чем результатов тестов по математике (Miller, 1983). Более того, есть исторические эффекты, когда чернокожие дети добились большего успеха в 1960-х, чем в 1970-х и 1980-х годах (Stephan, 1983). Наиболее устойчивые эффекты касаются возраста ребенка на момент интеграции. В целом, чем раньше происходит десегрегация, тем она полезнее для учащихся с точки зрения успеваемости. Несмотря на скромные достижения, разрыв в успеваемости между черными и белыми детьми сохраняется и после интеграции (Miller, 1983).

В 1990-е годы разочарование в десегрегации как решении проблемы образования для меньшинств, по сути, растет из-за консервативных решений Верховного суда, прекращения участия федерального правительства в образовании, продолжающейся сегрегации в жилищных структурах и растущей оппозиции среди среднего класса.  Также имеет место быть снижение консенсуса среди черных по поводу ценности десегрегированных школ (Bates, 1990; Tauber, 1990). Важно помнить, что десегрегация — это проблема многоэтнического характера. Хотя первоначальное решение Верховного суда руководствовалось выгодами, которые получат афроамериканцы, в данном законе был заинтересован более широкий этнический круг. Латиноамериканцы, азиаты, коренные американцы также стремятся защитить свои права в школах и других социальных учреждениях. В Калифорнии в 200 году,  количество латиноамериканцев составило 27% , а американцев азиатского происхождения – 12%.

Политика и практика десегрегации должны учитывать  культурные особенности, которые различные испаноязычные и азиатско-американские этнические группы привносят в процесс десегрегации. (Grant, 1990, p. 26)

Сложности десегрегации еще предстоит разгадать. Понимание десегрегации требует изучения множества факторов, включая поездки на автобусе, добровольную и обязательную интеграцию, отношения и ценности учителей и семей, а также этнические отношения. Как только мы рассмотрим эти вопросы, мы можем начать задавать вопрос не о том, работает ли десегрегация, а при каких условиях она может успешно работать.

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: школьная десегрегация, сегрегация, психологические эксперименты, межрасовая дружба, детская психология, школьная психология, научная психология.

53050cookie-checkВлияние классовых и расовых различий на обучение и коммуникацию