Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В семьях, где растут несколько детей, взаимоотношения зависят от их количества, пола и разницы в возрасте. Эти факторы следует рассматривать не только с точки зрения детско-родительских отношений, но также с точки зрения влияния братьев и сестер друг на друга.

Размер семьи

Чем больше семья, тем меньше у родителей возможности проводить с каждым ребенком время отдельно. Зато у каждого ребенка увеличивается количество взаимодействий с братьями и сестрами.

Отношение родителей к воспитанию детей и стиль воспитания ребенка будут меняться по мере того, как в семье становится больше детей. Как правило, по мере расширения семьи родители становятся более неудовлетворенными как своими супружескими отношениями, так и воспитанием детей (Rutter & Madge, 1976). В многодетных семьях, особенно в семьях с более чем шестью детьми, семейные обязанности распределяются по дому более точно, а дисциплина становится более авторитарной и суровой, особенно в том, что касается контроля матери над дочерями.

Часто старшим братьям и сестрам отводятся контролирующие и дисциплинарные роли, которые в небольших семьях выполняют родители (Wagner, Schubert, & Schubert, 1985). Девочки с большей вероятностью, чем мальчики, будут активно заботиться и помогать своим братьям и сестрам (Cicirelli, 1982). Старшая сестра в 12 лет в многодетной семье может согреть бутылочки, сменить подгузники и успокоить вопящего младенца с живостью и умением молодой матери.

Поскольку многодетные родители не могут взаимодействовать со своими детьми так же тесно, как в стандартных семьях, у них есть меньше возможностей для чрезмерной опеки, постоянных преследований, пристального надзора и инфантилизации собственных детей. В результате дети становятся более независимыми. Отрицательной стороной могут стать плохие оценки в школе, низкая самооценка и антиобщественное поведение детей (Blake, 1989; Wagner et al., 1985). Следует отметить, что многодетные семьи беднее, чем семьи меньшего размера. Многие из неблагоприятных исходов, обнаруживаемых у детей в больших семьях, могут быть связаны с экономическими факторами: проживание в районах с высоким уровнем преступности, недоедание, нехватка жилплощади, безработица и стресс родителей (Rutter & Madge, 1976).

Взаимодействие между родителями и детьми и порядок рождения

Очередность рождения ребенка в семье часто связывают с вариациями взаимодействий родителей с братьями и сестрами. Данный фактор определенно влияет на жизненный опыт ребенка.

Особенно это касается первенцев. Они — единственные, кому до определенного момента не нужно делиться любовью и вниманием своих родителей с другими братьями и сестрами. Насколько мучительным будет свержение первенца с престола, в значительной степени зависит от поведения родителей. Появление новорожденного обычно снижает интенсивность взаимодействия между супругами, а также между матерями и детьми старшего возраста (Dunn, 1983; Taylor & Kogan, 1973). После рождения брата или сестры многие первенцы, особенно мальчики, демонстрируют эмоциональные и поведенческие проблемы (Nadelman & Begun, 1982). Эти проблемы связаны с темпераментом ребенка и эмоциональным состоянием матери. Особенно тяжело приспосабливаться к изменению семейной ситуации детям депрессивных матерей и детям с тяжелым темпераментом (Brody, Stoneman, & Burke, 1987; Stocker , Dunn, & Plomin 1989). Эти результаты, по-видимому, в значительной степени опосредованы изменениями во взаимодействии матери и ребенка. После рождения второго ребенка матери становятся менее игривы с первенцем, а также начинают его чаще принуждать и сдерживать. (Dunn & Kendrick, 1980, 1982). Интенсивное соперничество между братьями и сестрами маловероятно, если матери по-прежнему откликаются на потребности старшего ребенка и обсуждают чувства младшего ребенка со старшим ребенком (Bryant & Crockenberg, 1980; Howe & Ross, 1990). Активное участие отца в воспитании первенца может помочь ему справится с возникшими чувствами одиночества и ревности (Legg, Sherick, & Wadland, 1974). Фактически, было обнаружено, что положительный эффект рождения второго ребенка может заключаться в том, что оно требует более активного участия отцов в уходе за ребенком (Lamb, 1979; Stewart, Mobley , Van Tuyl & Salvador , 1987).

Несмотря на то, что младший ребенок требует большего внимания и заботы со стороны родителей, чем старший ребенок, кажется, что интенсивное участие родителей в жизни первенцев сохраняется на протяжении всей жизни. Чаще всего родители активно вмешиваются только в жизнь старших детей, от которых имеют высокие ожидания (достижения, принятие ответственности). На старших несомненно оказывается большее давление (Baskett, 1985; Cushna, 1966; Hilton, 1967; Lasko, 1954: Rothbart, 1971). У первенцев также наблюдаются более серьезные дисциплинарные трения со своими родителями. В любом возрасте к первенцу может быть применено больше физических наказаний, чем к более позднему ребенку. С детьми, родившимися позже, родители более последовательны и расслаблены в дисциплинарных функциях. Возможно, это результат уверенности в себе, приобретенной благодаря практике. В некотором смысле первенец — это «практический ребенок», на котором родитель путем проб и ошибок учится родительским навыкам.

Взаимодействие братьев и сестер и порядок рождения

Порядок рождения связан не только с различиями в отношениях между родителями и детьми, но и с вариациями в отношениях между братьями и сестрами. Часто ожидается, что старшие дети возьмут на себя некоторую ответственность по отношению к младшему брату или сестре, который их сместил. Когда старшие дети демонстрируют ревность или враждебность по отношению к младшему, они, скорее всего, будут наказаны или сдержаны родителями, тогда как младший ребенок, скорее всего, будет защищен. С другой стороны, старший ребенок доминирует сильнее, он более компетентен и способен запугивать или, наоборот, помогать и учить младшего. Таким образом, неудивительно, что дети старшего возраста, демонстрируют как более негативное поведение (пинки, укусы), так и более заботливое поведение (Abramovitch, Pepler Corter, 1982; Abramovitch, Corter, Pepler, & Stanhope, 1986; Berndt & Bulleit, 1985). Было замечено, что «старшие братья и сестры, весьма прагматичны в понимании того, как раздражать и утешать младших»(Dunn & Kendrick, 1982, p. 42). Хотя отрицательные аспекты взаимодействия детей обсуждаются чаще, исследования показывают, что положительных факторов взаимодействия сибилингов не меньше (Buhrmeister & Furman, 1987).

Старшие дети берут пример социального поведения со своих родителей, в то время как младшие дети используют как родителей, так и братьев и сестер в качестве моделей поведения и учителей (Summers, 1987). Наблюдения социального взаимодействия братьев и сестер подтвердили, что младшие братья и сестры, уже в возрасте 12 месяцев, следят за старшими и подражают им (Lamb, 1977; Samuels, 1977). Взаимодействие младших детей с неживой средой облегчается тем что им достаются игрушки старших (Lamb, 1977; Pepler, Corter, & Abramovitch, 1982). Примечательно, что 70% процентов детей сообщили, что старшие братья и сестры, помогают им выполнять домашние задания в школе. При этом старшие сестры, кажутся несколько более эффективными преподавателями, чем старшие братья (Cicirelli, 1976).

Братья и сестры также могут служить ресурсом, когда дети сталкиваются со стрессами (Conger, 1992; Hetherington, 1988; Hetherington & Clingempeel, 1992. MacKinnon, 1989). Дети, скорее всего, обратятся друг к другу перед лицом стресса, если нет поддержки со стороны взрослого. Девочки чаще получают поддержку от семьи чем мальчики, которые зачастую вынуждены справляться в одиночку.

Отношения между братьями и сестрами меняются с возрастом. В подростковом возрасте соперничество часто снижается и может возникнуть особая близость. Брат или сестра становится доверенным лицом и источником эмоциональной поддержки. Братья и сестры могут более открыто общаться друг с другом, чем с родителями и ровесниками на темы социальных проблем и сексуальных чувств (Cicirelli, 1976). Сестры чаще чем братья становятся близки особенно близки на протяжении всей жизни.

То, что усвоено в отношениях между братьями и сестрами, может быть перенесено в другие ситуации вне семьи, например, с учителями (Buhrmeister & Furman, 1987). Конфликты между братьями и сестрами часто рассматриваются, как некие тренажеры агрессивного поведения. Однако, поддерживающие отношения могут быть связаны с повышением социальных навыков, особенно у детей младшего возраста (Buhrmeister & Furman, 1987; Hetherington, 1988; Hetherington & Clingempeel, 1992; Patterson, 1982; Richman, Graham, & Stevenson, 1982).

Характеристики первенцев

Первенцы остаются более ориентированными на взрослых, отзывчивыми, самоконтролируемыми, уступчивыми и тревожными, чем их братья и сестры. Требования родителей и высокие стандарты, предъявляемые к первенцам, приводят к тому, что старшие дети становятся более прилежными, сознательными и серьезными (Baskett, 1985). Эти дети преуспевают в академических и профессиональных достижениях (Zajonc, Largus, & Marcus, 1979; Sutton-Smith & Rosenberg, 1970). Это подтверждается их чрезмерной представленностью в Who’s Who, а также среди ученых Родса и выдающихся американцев в области литературы и науки. Однако было обнаружено, что в крупных научных спорах, связанных с такими проблемами, как эволюция, именно второрожденные сыновья поддерживают новаторские теории, а первенцы поддерживают статус-кво.

Возможно, что некоторые из факторов влияния на первенцев, которые приводят к высоким достижениям, также связаны с их тревогой и страхами, чувством вины, неспособностью самостоятельно справиться со стрессовыми ситуациями, что приводит их в кабинет к психологу.

Единственный ребенок часто рассматривается как «избалованный ребенок», сочетающий в себе нежелательные симптомы, такие как зависимость, эгоизм, отсутствие самоконтроля и имеющий эмоциональные расстройства. Однако результаты исследований показывают, что во многих отношениях единственный ребенок имеет преимущества перед другими детьми, особенно в семьях с тремя и более детьми. Несмотря на то, что он подвергается тому же высокому уровню родительских требований и навязчивости, что и другие первенцы, единственный ребенок не должен приспосабливаться к вытеснению и конкуренции со стороны братьев и сестер. Как и в случае с первенцами, близкие отношения с родителями связаны с высокими достижениями. Однако единственный ребенок, в отличии от первенца, менее тревожен и проявляет больше самоконтроля, зрелости и лидерских качеств (Falbo & Polit, 1986). В социальных отношениях, как вне так и внутри дома единственные дети, кажется, вносят более позитивные изменения, чем дети, страдающие от соперничества братьев и сестер.

 

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, влияние семьи на ребенка, влияние родителей на ребенка, отношения братьев и сестер, психология первенцев,

Оставайтесь в курсе и на facebook