В семьях, где растут несколько детей, взаимоотношения зависят от их количества, пола и разницы в возрасте. Эти факторы следует рассматривать не только с точки зрения детско-родительских отношений, но также с точки зрения влияния братьев и сестер друг на друга.
Размер семьи
Чем больше семья, тем меньше у родителей возможности проводить с каждым ребенком время отдельно. Зато у каждого ребенка увеличивается количество взаимодействий с братьями и сестрами.
Отношение родителей к воспитанию детей и стиль воспитания ребенка будут меняться по мере того, как в семье становится больше детей. Как правило, по мере расширения семьи родители становятся более неудовлетворенными как своими супружескими отношениями, так и воспитанием детей (Rutter & Madge, 1976). В многодетных семьях, особенно в семьях с более чем шестью детьми, семейные обязанности распределяются по дому более точно, а дисциплина становится более авторитарной и суровой, особенно в том, что касается контроля матери над дочерями.
Часто старшим братьям и сестрам отводятся контролирующие и дисциплинарные роли, которые в небольших семьях выполняют родители (Wagner, Schubert, & Schubert, 1985). Девочки с большей вероятностью, чем мальчики, будут активно заботиться и помогать своим братьям и сестрам (Cicirelli, 1982). Старшая сестра в 12 лет в многодетной семье может согреть бутылочки, сменить подгузники и успокоить вопящего младенца с живостью и умением молодой матери.
Поскольку многодетные родители не могут взаимодействовать со своими детьми так же тесно, как в стандартных семьях, у них есть меньше возможностей для чрезмерной опеки, постоянных преследований, пристального надзора и инфантилизации собственных детей. В результате дети становятся более независимыми. Отрицательной стороной могут стать плохие оценки в школе, низкая самооценка и антиобщественное поведение детей (Blake, 1989; Wagner et al., 1985). Следует отметить, что многодетные семьи беднее, чем семьи меньшего размера. Многие из неблагоприятных исходов, обнаруживаемых у детей в больших семьях, могут быть связаны с экономическими факторами: проживание в районах с высоким уровнем преступности, недоедание, нехватка жилплощади, безработица и стресс родителей (Rutter & Madge, 1976).
Взаимодействие между родителями и детьми и порядок рождения
Очередность рождения ребенка в семье часто связывают с вариациями взаимодействий родителей с братьями и сестрами. Данный фактор определенно влияет на жизненный опыт ребенка.
Особенно это касается первенцев. Они — единственные, кому до определенного момента не нужно делиться любовью и вниманием своих родителей с другими братьями и сестрами. Насколько мучительным будет свержение первенца с престола, в значительной степени зависит от поведения родителей. Появление новорожденного обычно снижает интенсивность взаимодействия между супругами, а также между матерями и детьми старшего возраста (Dunn, 1983; Taylor & Kogan, 1973). После рождения брата или сестры многие первенцы, особенно мальчики, демонстрируют эмоциональные и поведенческие проблемы (Nadelman & Begun, 1982). Эти проблемы связаны с темпераментом ребенка и эмоциональным состоянием матери. Особенно тяжело приспосабливаться к изменению семейной ситуации детям депрессивных матерей и детям с тяжелым темпераментом (Brody, Stoneman, & Burke, 1987; Stocker , Dunn, & Plomin 1989). Эти результаты, по-видимому, в значительной степени опосредованы изменениями во взаимодействии матери и ребенка. После рождения второго ребенка матери становятся менее игривы с первенцем, а также начинают его чаще принуждать и сдерживать. (Dunn & Kendrick, 1980, 1982). Интенсивное соперничество между братьями и сестрами маловероятно, если матери по-прежнему откликаются на потребности старшего ребенка и обсуждают чувства младшего ребенка со старшим ребенком (Bryant & Crockenberg, 1980; Howe & Ross, 1990). Активное участие отца в воспитании первенца может помочь ему справится с возникшими чувствами одиночества и ревности (Legg, Sherick, & Wadland, 1974). Фактически, было обнаружено, что положительный эффект рождения второго ребенка может заключаться в том, что оно требует более активного участия отцов в уходе за ребенком (Lamb, 1979; Stewart, Mobley , Van Tuyl & Salvador , 1987).
Несмотря на то, что младший ребенок требует большего внимания и заботы со стороны родителей, чем старший ребенок, кажется, что интенсивное участие родителей в жизни первенцев сохраняется на протяжении всей жизни. Чаще всего родители активно вмешиваются только в жизнь старших детей, от которых имеют высокие ожидания (достижения, принятие ответственности). На старших несомненно оказывается большее давление (Baskett, 1985; Cushna, 1966; Hilton, 1967; Lasko, 1954: Rothbart, 1971). У первенцев также наблюдаются более серьезные дисциплинарные трения со своими родителями. В любом возрасте к первенцу может быть применено больше физических наказаний, чем к более позднему ребенку. С детьми, родившимися позже, родители более последовательны и расслаблены в дисциплинарных функциях. Возможно, это результат уверенности в себе, приобретенной благодаря практике. В некотором смысле первенец — это «практический ребенок», на котором родитель путем проб и ошибок учится родительским навыкам.
Взаимодействие братьев и сестер и порядок рождения
Порядок рождения связан не только с различиями в отношениях между родителями и детьми, но и с вариациями в отношениях между братьями и сестрами. Часто ожидается, что старшие дети возьмут на себя некоторую ответственность по отношению к младшему брату или сестре, который их сместил. Когда старшие дети демонстрируют ревность или враждебность по отношению к младшему, они, скорее всего, будут наказаны или сдержаны родителями, тогда как младший ребенок, скорее всего, будет защищен. С другой стороны, старший ребенок доминирует сильнее, он более компетентен и способен запугивать или, наоборот, помогать и учить младшего. Таким образом, неудивительно, что дети старшего возраста, демонстрируют как более негативное поведение (пинки, укусы), так и более заботливое поведение (Abramovitch, Pepler Corter, 1982; Abramovitch, Corter, Pepler, & Stanhope, 1986; Berndt & Bulleit, 1985). Было замечено, что «старшие братья и сестры, весьма прагматичны в понимании того, как раздражать и утешать младших»(Dunn & Kendrick, 1982, p. 42). Хотя отрицательные аспекты взаимодействия детей обсуждаются чаще, исследования показывают, что положительных факторов взаимодействия сибилингов не меньше (Buhrmeister & Furman, 1987).
Старшие дети берут пример социального поведения со своих родителей, в то время как младшие дети используют как родителей, так и братьев и сестер в качестве моделей поведения и учителей (Summers, 1987). Наблюдения социального взаимодействия братьев и сестер подтвердили, что младшие братья и сестры, уже в возрасте 12 месяцев, следят за старшими и подражают им (Lamb, 1977; Samuels, 1977). Взаимодействие младших детей с неживой средой облегчается тем что им достаются игрушки старших (Lamb, 1977; Pepler, Corter, & Abramovitch, 1982). Примечательно, что 70% процентов детей сообщили, что старшие братья и сестры, помогают им выполнять домашние задания в школе. При этом старшие сестры, кажутся несколько более эффективными преподавателями, чем старшие братья (Cicirelli, 1976).
Братья и сестры также могут служить ресурсом, когда дети сталкиваются со стрессами (Conger, 1992; Hetherington, 1988; Hetherington & Clingempeel, 1992. MacKinnon, 1989). Дети, скорее всего, обратятся друг к другу перед лицом стресса, если нет поддержки со стороны взрослого. Девочки чаще получают поддержку от семьи чем мальчики, которые зачастую вынуждены справляться в одиночку.
Отношения между братьями и сестрами меняются с возрастом. В подростковом возрасте соперничество часто снижается и может возникнуть особая близость. Брат или сестра становится доверенным лицом и источником эмоциональной поддержки. Братья и сестры могут более открыто общаться друг с другом, чем с родителями и ровесниками на темы социальных проблем и сексуальных чувств (Cicirelli, 1976). Сестры чаще чем братья становятся близки особенно близки на протяжении всей жизни.
То, что усвоено в отношениях между братьями и сестрами, может быть перенесено в другие ситуации вне семьи, например, с учителями (Buhrmeister & Furman, 1987). Конфликты между братьями и сестрами часто рассматриваются, как некие тренажеры агрессивного поведения. Однако, поддерживающие отношения могут быть связаны с повышением социальных навыков, особенно у детей младшего возраста (Buhrmeister & Furman, 1987; Hetherington, 1988; Hetherington & Clingempeel, 1992; Patterson, 1982; Richman, Graham, & Stevenson, 1982).
Характеристики первенцев
Первенцы остаются более ориентированными на взрослых, отзывчивыми, самоконтролируемыми, уступчивыми и тревожными, чем их братья и сестры. Требования родителей и высокие стандарты, предъявляемые к первенцам, приводят к тому, что старшие дети становятся более прилежными, сознательными и серьезными (Baskett, 1985). Эти дети преуспевают в академических и профессиональных достижениях (Zajonc, Largus, & Marcus, 1979; Sutton-Smith & Rosenberg, 1970). Это подтверждается их чрезмерной представленностью в Who’s Who, а также среди ученых Родса и выдающихся американцев в области литературы и науки. Однако было обнаружено, что в крупных научных спорах, связанных с такими проблемами, как эволюция, именно второрожденные сыновья поддерживают новаторские теории, а первенцы поддерживают статус-кво.
Возможно, что некоторые из факторов влияния на первенцев, которые приводят к высоким достижениям, также связаны с их тревогой и страхами, чувством вины, неспособностью самостоятельно справиться со стрессовыми ситуациями, что приводит их в кабинет к психологу.
Единственный ребенок часто рассматривается как «избалованный ребенок», сочетающий в себе нежелательные симптомы, такие как зависимость, эгоизм, отсутствие самоконтроля и имеющий эмоциональные расстройства. Однако результаты исследований показывают, что во многих отношениях единственный ребенок имеет преимущества перед другими детьми, особенно в семьях с тремя и более детьми. Несмотря на то, что он подвергается тому же высокому уровню родительских требований и навязчивости, что и другие первенцы, единственный ребенок не должен приспосабливаться к вытеснению и конкуренции со стороны братьев и сестер. Как и в случае с первенцами, близкие отношения с родителями связаны с высокими достижениями. Однако единственный ребенок, в отличии от первенца, менее тревожен и проявляет больше самоконтроля, зрелости и лидерских качеств (Falbo & Polit, 1986). В социальных отношениях, как вне так и внутри дома единственные дети, кажется, вносят более позитивные изменения, чем дети, страдающие от соперничества братьев и сестер.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, влияние семьи на ребенка, влияние родителей на ребенка, отношения братьев и сестер, психология первенцев,
Благодарю за статью! Из статьи вынесла следующие интересные факты :1) По мере расширения семьи родители становятся более неудовлетворенными как своими супружескими отношениями , так и воспитанием детей . 2) В многодетных семьях дети более независимы из за отсутствия контроля , но могут иметь плохие оценки и антиобщественное поведение 3) Многодетные семьи беднее чем семьи меньшего размера 4) После рождения второго ребёнка , матери становятся менее игривы с первенцем . 5) Активное участие отца в воспитании первенца может помочь ему справиться с возникшими чувствами одиночества и ревности 6) Чаще родители вмешиваются в жизнь старших детей 7) старшие дети берут пример поведения с родителей , а младшие и с родителей и с братьев и сестёр 8) братья и сёстры служат ресурсом , когда сталкиваются со стрессом 9) единственный ребёнок менее тревожен, более зрелый . Прочитав статью я вспомнила свою родительскую семью . Я была вторым ребёнком , и действительно мои родители более строго относились к моей сестре , она всегда выполняла больше работы по дому . Сестра лучше училась , была более самостоятельной . В результате , она действительно добилась хороших успехов на работе . А я так и осталась в сознании своих родителей маленькой девочкой . Сестра была для меня эмоциональной поддержкой , я всегда обращалась к ней с просьбами о помощи . Я считаю , старшим быть сложнее .
Спасибо за статью, из которой я узнал, что по мере расширения семьи родители становятся более неудовлетворенными как своими супружескими отношениями, так и воспитанием детей. Видимо это обусловлено стрессом и нагрузкой на родителей. Вспоминая свое детство, выделяю моменты, когда мне приходилось брать роль родителя для своей младшей сестры. Это не говорит о том, что нами не занимались, просто было удобно на кого-то спихнуть часть обязанностей или каких-то неважных дел. Так как я был первенец, мне отводилось довольно много внимания в детстве, материальных развлечений, а так же путешествий. Когда появился второй ребенок, взаимоотношения родителей изменились и это было заметно, т.к. внимания было мало не только второму ребенку но уже и первому. Но не только материальные блага получал первенец. Вместе с наградой, я получал и порцию физических наказаний, тогда как к младшему ребенку никаких физических наказаний приложено не было.
Спасибо за статью. Согласна с тем, что чем больше детей в семье, тем напряженее отношения, если экономический уровень семьи низкий. Всегда было интересно, почему люди не предохраняются, если больше 1-2 детей не могут потянуть финансово. Плюс ещё и эмоционально. Считаю, что даже при рождении должна быть стойкая психика у родителей, а если детей больше, то и психика должна быть стабильнее. По себе знаю, как это чувствовать неудовлетворенность и чувство вины перед детьми, что не можешь уделять им столько времени, сколько они просят. А вот как понять грань, когда пора отпустить? Я всегда думала, что чем больше детей, тем им интереснее. А в статье прочитала и, кстати, мои раздумья такие же. Единственный ребенок, если родители его не доконали контролем, будет расти увереннее в себе. А сейчам смотрю на дочек, они же правда пытаются отвоевать мое внимание. И старшая точно знает, что надо сделать, чтобы чтобы младшая расстроилась. Радует, что они к 5 годам и 3 годам начинают более менее дружить.
Спасибо за статью, из нее я узнала ,что при рождении второго ребенка , на первенца возлагаются высокие ожидания, оказывается больше давления ,также у первенцев наблюдаются более серьезные дисциплинарные трения с родителями, и применяется больше физических наказаний ,чем к более позднему ребенку .Многое безусловно зависит от поведения родителей .Также я узнала ,что старшие дети берут пример социального поведения со своих родителей , а младшие дети берут пример и с родителей и со старших братьев , сестер, и с учителей.
Интересным для меня был тот факт, что когда рождается второй ребенок, то у детей со временем начинается борьба за внимание родителей и со стороны младших происходит , свержение первенца с престола .Боже как это очевидно .Это многое объясняет в моих отношениях с сестрой .И по некоторым аспектам показывает мою еще детскую сторону…. Сложно увидеть. Кажется , что я уже выросла ,а нет…еще всплывают интересные скелеты. Спасибо за знания.
Статья навеяла мне много воспоминаний из моего детства. Я росла со своей тётей, которая старше меня на 4 года и была для меня скорее старшей сестрой. В моей семье была похожая ситуация. Бабушка уделяла внимание больше моей тёте Венере, т.к. та ее дочь, а моя мама старалась уделять больше времени мне. Помню, как на Венере в 8 лет было столько обязанностей, сколько не было на взрослом человеке. Мама с бабушкой работали и нам приходилось справляться самим. Поэтому я училась плохо и никто со мной не сидел за уроками. В статье сказано, что дети становятся независимыми, когда дети не находятся под пристальным надзором, постоянным присмотром, чрезмерной опекой и т.д. Видимо поэтому у меня не было такой большой привязанности к маме и я спокойно переехала в другой город и живу в нем уже больше десяти лет. Из статьи также узнала об одном из положительных эффектов рождения второго ребенка. Он заключается в том, отцы начинают принимать больше участия в уходе за детьми. И это логично, видимо с первым мать сама против, чтобы отец вмешивался, а со вторым уже нет возможности справляться и уследить за всеми. Интересным было для меня узнать, что дети сталкиваясь со стрессом могут стать ресурсом в этом вопросе и обратятся скорее друг к другу. Как оказалось, в подростковом возрасте соперничество часто может перерасти в особую близость между детьми. Еще в статье приводятся «характеристики первенцев», в которых сказано, что такие дети преуспевают в академических и профессиональных достижениях. Я согласна с этим мнением, но хотелось бы добавить, при том, что ребенок растет в полной семье и с хорошим достатком, потому что в моей семье, хоть я и была первым и единственным ребенком, но обстоятельства не дали получить мне все положительные стороны этих событий. Спасибо за статью.
Наличие братьев и сестер, их количество, очередность рождения, отношение родителей к детям — всё это оказывает влияние на развитие и рост ребенка.
У меня есть стереотип, что в многодетных семьях родители и дети более счастливы, чем в семьях с одним или двумя детьми. Исследования опровергают это утверждение, делая вывод о том, что в процессе расширения семьи родители становятся более неудовлетворенными воспитанием детей и своими супружескими отношениями. Недостаток времени и внимания, возможные финансовые трудности, усиливающиеся жилищные проблемы усложняют отношения в многодетных семьях. Плюс то, что в таких семьях дети более самостоятельные, минус — вероятность проявления антисоциального поведения.
Рождение второго ребенка в семье является значимым событием для первенца. По моим наблюдениям, его значимость зависит в том числе и от возраста первого ребенка. Скорее его реакция будет максимальной в возрасте от 3-5 до 12-13 лет. Мой брат родился позже меня на 2 года 8 месяцев. Я не помню, чтобы я испытывала ревность по поводу его рождения и, в силу возраста, меня не привлекали к его воспитанию. Думаю, что ребенок до трёх лет ещё не привык к роли единственного в своей семье, ему легче адаптироваться к появлению других детей. У детей подросткового возраста фокус в плане социального влияния смещается с родителей на сверстников и их эмоциональная реакция и взаимодействие с новорожденным будут менее выраженными, чем у детей от 3-х до 12 лет. Естественно, что здесь важную роль играют отношение и поведение родителей и индивидуальные особенности ребенка.
Я никогда не рассматривала конфликты между детьми в семье в качестве тренажёра агрессивного поведения. А ведь это действительно так, особенно если родители способны помочь детям сформировать эффективный выход из конфликта.
В общем, зная информацию о количестве детей в семье и очередность рождения, можно уже многое понять о человеке. Спасибо за статью.
Прочла на одном дыхании, актуальная информация для меня. Я старший ребёнок в семье и ощущаю себя более дисциплинированной и сознательной по сравнению с братом. До подросткового возраста помню мы много конкурировали друг с другом в играх: кто быстрее, кто сильнее и прочее. С возрастом это ушло.
Удивило, что у единственных детей в семье больше плюсов по сравнению с детьми из многодетных семей. У меня было стойкое убеждение, что 1 ребёнок в семье — это избалованная личность вкупе с другими отрицательными характеристиками. Статья заставила задумываться и об обратной стороне.
Для себя отметила, что важно со старшим ребёнком проговаривать чувства младшего, а действовать не только через ограничение и принуждение в поведении первого ребёнка.
Я росла с братом, он старше меня на 4 года. И могу сказать, что не было у меня брата. Разница в поле, возрасте сыграли свою роль. Всегда были разные компании, интересы, минимум взаимодействий! Из плюсов — переходящие по «наследству» велосипеды всех возрастов, а также распределение домашних обязанностей. В результате мне до сих пор не очень нравится выносить мусор, так как в нашей семье это мужская обязанность. Уже во взрослом возрасте осознала, что во дворе меня не обижали в том числе и потому, что все знали что есть за меня кому заступиться. Нашла плюсы. Зато сейчас у меня есть старший брать и мы общаемся как близкие люди. Очень многое из статьи демонстрируется в моей семье. В том числе и то, что проблем с дисциплиной было больше у старшего ребенка, чем со мной.
Очень интересная статья оказалась, спасибо. Как раз про меня и немного про мою супругу. Очень многое в статье подтверждается, что так и есть на самом деле. У меня есть младшая сестра, т.е. я первенец, а жена выросла одна с родителями. Действительно, появление сестры, когда мне было 8 лет, изменило мою жизнь. Не скажу, что было что-то из ряда вон выходящее, но то, что мне меньше стало доставаться эмоционального внимания матери и больше «принуждений и сдерживаний», это точно. А еще я начал чувствовать себя одиноким, в подростковом периоде. Ведь я уже был достаточно самостоятельным, по мнению родителей, хорошо учился, не докучал им чрезмерно плохим поведением, помогал по дому. Сестре тогда было 5-6 лет, она требовала большего внимания от матери. А вот с отцом как раз не вышло — получить его поддержку и внимание. То ли загруженность по работе, то ли его личностные качества (что скорее) не позволили ему этого сделать — стать для меня примером и поддержкой.
Полностью отразил в себе приведенные здесь черты поведения, присущие первенцам: большая ориентированность на взрослых (старших), отзывчивость, самоконтролируемость, уступчивость и тревожность.
Очень интересно было сравнить выводы в статье относительно единственных детей с поведенческими чертами супруги. Оказалось, все в точку – и способность к высоким достижениям, и больше самоконтроля, зрелости и лидерских качеств, а также бОльшая гибкость в семейных отношениях.
Спасибо за статью. Мне проблема взаимоотношения между братьями и сестрами в семье не близка, т.к. я и сама единственный ребенок в семье, и у меня самой один ребенок. Сталкиваясь в своей жизни с людьми, имеющими брата/сестру, почему-то чаще вижу, что отношения между ними во взрослом возрасте достаточно прохладные. И, как правило, прохлада идет из детства, а именно, из неравнозначного отношения матери к детям. Одного ребенка всегда балуют больше, чем другого, так же, как и требуют с них. Причем, как мне кажется, такое отношение характерно, когда в семье двое детей. Т.е., если семья многодетная, то все дети так или иначе оказываются в равных условиях. Внимание родителей здесь рассредотачивается между всеми детьми понемногу и примерно поровну. Интересная фраза прозвучала в статье: ожидается, что старшие дети будут испытывать ответственность за младших. Кем ожидается? Если родителями, то как раз здесь и возникает требовательность по отношению к старшим, большая вероятность наказания старшего ребенка за проступок, его принуждение к помощи и сдерживание в эмоциях и действиях. Также, у старшего ребенка в качестве примера для социализации есть только родители, как представители в любом случае другого поколения, ну и сверстники, которые проходят через все возрастные этапы одновременно. А младшие дети имеют в качестве образца человека чуть старше себя, т.е. и не взрослого, и не ровесника, но близкого человека, уже приобретшего тот или иной опыт. В общем, все-таки после прочтения статьи сложилось такое мнение, что старшим ребенком в семье чаще, к сожалению, быть сложнее и проблемнее. Лучше быть или младшим, или единственным ребенком(
Из статьи узнала о плюсах и минусах наличия родных братьев и сестер. А также о плюсах единственного ребенка в семье. Статья для меня развеяла миф о том, что единственный ребенок в семье эгоист. Лично я так никогда не думала, но каждый второй из старшего поколения при любом удобном случае считает нужным мне на это указать, так как я сама единственный ребенок в семье, и у меня пока одна дочь. Оказывается, единственный ребенок более зрелый, менее тревожный и чаще проявляет самоконтроль и лидерские качества. В принципе, да, мне присущи вышеперечисленные качества.
К минусам рождения в многодетной семье можно отнести тревожность детей, борьбу за родительское внимание, возможно низкая самооценка и антиобщественное поведение ребенка.
Плюсы — самостоятельность детей, заботливость, ответственность старшего ребенка, помощь в обучении младшим со стороны старших. В более старшем возрасте — эмоциональная поддержка друг друга.
Интересно, что по мере расширения семьи родители становятся более неудовлетворенными как своими супружескими отношениями, так и воспитанием детей.
Всегда есть плюсы и минусы. Для себя я поняла, что чтобы решиться на второго ребенка, нужно иметь финансовую базу, психическое и эмоциональное здоровье. А также быть готовым во избежание соперничества детей находить и выделять время для каждого ребенка, оказывать эмоциональную поддержку, выслушивать каждого.
Спасибо за статью. Всё таки размер имеет значение! Из статьи я узнала, что чем больше семья, тем она авторитарная: дисциплина и никаких попустительств. Дети более независимы отсутствие контроля. Отсюда плохая успеваемость в школе. Материальное положение тоже ниже среднего. Читая статью, я как будто-бы читала о своей подруге Нади, которая родилась в многодетной семье (6 детей) последней. Родители не касались ее воспитания, этим занимались старшие сестры. Она всегда была плохо одета, училась на тройки, много прогуливала и первая попробовала сигареты и водку. Всё, что ей говорили старшие сестры выполнялось без лишних вопросов и наказание от матери было гораздо слабже, чем наказание от старших сестер. У старших сестер было очент много обязанностей по дому. У Нади тоже были обязанности: она была ответственная за полы, они всегда должны быть чистыми. В отличии от меня. В моей семье я вторая и последняя. У меня никаких обязанностей, кроме как радовать родителей. Надя, часто говорила маме про меня-почему ей можно? Спрашивала Надя у мамы! В ответ та отвечала: Их двое, а ты шестая! Надя была независимее меня, рано пошла на работу и переехала в город. Однако если в Наденой семье случалось горе, то все горой становились друг за друга и поддерживали. Мне я чувствовала зависть в эти моменты.
Много интересных статистических данных. Я увидел, что идеализирую многодетную семью, так как в моем представлении это чаще всего обеспеченная материально семья. В статье же увидел обратную картину. Мне было интересно увидеть жизнь внутри семьи с двумя и более детьми, прочувствовать на себе, каково это, понимать, что у меня есть брат или сестра, или их несколько. Исходя из статьи я вижу, что есть как плюсы, так и минусы. Чего больше мне трудно понять. Но мне приятно смотреть на тех людей, у которых есть братья или сестры, и которые близки друг другу. В статье я увидел, что в подростковом возрасте дети становятся близки друг другу( братья и сестры), мне наверное такой связи не хватало, чтобы можно было бы поделиться своими переживаниями, в том числе и во взаимодействиях с девочками, с родителями я это понятное дело обсуждать не хотел.
Спасибо за статью.
Конечно, отношение родителей к воспитанию детей и стиль воспитания ребенка будут меняться по мере того, как в семье становится больше детей.
Из статьи я узнала, что после рождения брата или сестры многие первенцы, особенно мальчики, демонстрируют эмоциональные и поведенческие проблемы и что эти проблемы связаны с темпераментом ребенка и эмоциональным состоянием матери.
Интенсивное соперничество между братьями и сестрами маловероятно, если матери по-прежнему откликаются на потребности старшего ребенка и обсуждают чувства младшего ребенка со старшим ребенком
С детьми, родившимися позже, родители более последовательны и расслаблены в дисциплинарных функциях. Однозначно-это результат уверенности в себе, приобретенной благодаря практике. Помню свои мысли, что со вторым ребенком уже все гораздо проще или когда сестра переживает за дочь, я понимаю, что это естественно, так растут детки, на некоторые вещи ты смотришь уже более естественно.
В некотором смысле первенец — это «практический ребенок», на котором родитель путем проб и ошибок учится родительским навыкам.
Братья и сестры также могут служить ресурсом, когда дети сталкиваются со стрессами.
Благодарю за интересную статью! То, что написано в ней про первенцев, стало для меня интересным замечанием. О том, что первенцы «..остаются более ориентированными на взрослых, отзывчивыми, самоконтролируемыми, уступчивыми и тревожными, чем их братья и сестры. Требования родителей и высокие стандарты, предъявляемые к первенцам, приводят к тому, что старшие дети становятся более прилежными, сознательными и серьезными.» Начав читать эту статью, я так или иначе сразу перенесла её на свой опыт. Я первый ребёнок, но не было ощущения, что единственный. Так как у нас с сестрой совсем не большая разница в возрасте, 2.2 года, я привыкла к тому, что мы всегда вместе и рядом. Чуть позже папа женился второй раз, у нас появилась еще одна сестра. И еще сводный брат. В общем, детей было много, но мы никогда не чувствовали себя неродными. Я не помню, чтобы было соперничество именно за внимание родителей. Я за собой действительно замечаю, что я более отзывчива, внимательна, заботлива по отношению к моим сестрам. У меня более близкая связь с папой. Мне присуще чувство вины, постоянное чувство тревоги, страхи. Я всегда ощущала себя старшей, ответственной. Нянчилась, игралась, смотрела за сестрами. На меня всегда это «спихивали» родители. Иногда меня это даже раздражало. Например, когда мне хотелось сделать что-то свое. Или погулять без них. Но, в основном, я очень любила проводить с ними время. И да, действительно, как и написано в статье, по мере взросления мы становились все ближе. И сейчас для меня нет ближе человека, чем моя сестра, с которой у нас разница 2.2 года. Такое чувство, что мы всегда-всегда были вместе. Я очень чувствую её и переживаю за неё. Хотя вот в ней дух соперничества присутствует. И про подражание тоже перенесла на свою семью. Девочки все повторяли за мной. И сами это всегда говорят. Причем самая младшая Лиза, повторяет за менее младшей, Катей.
Конечно, остались какие-то моменты, где мне казалось, что родители несправедливы ко мне, слишком строги и требовательны. Мне даже кажется, что мне так и не пришлось побыть ребёнком беспечным, скажем так. Я всегда ощущала собранность и ответственность. И сейчас мне очень сложно бывает просто расслабиться.
Благодарю за статью, очень актуальная информация для меня, так как, я многодетная мама и многие факты из этой статьи я подмечаю в поведение своих детей. На своём примере, могу точно подчеркнуть, что чем больше семья, тем меньше у родителей возможности проводить с каждым ребенком время отдельно, но у каждого ребенка увеличивается количество взаимодействий с братьями и сестрами, они постоянно играют друг с другом и всегда вместе, очень близки. (может на это, ещё повлияла маленькая разница в возрасте между ними) Просматриваю, что в моей семье точно также, поскольку многодетные родители не могут взаимодействовать со своими детьми так же тесно, как в стандартных семьях, у них есть меньше возможностей для чрезмерной опеки, пристального надзора собственных детей. В результате дети становятся более независимыми, замечаю это по своим детям, они более самостоятельные, чем их сверстники и часто в саду от воспитателей слышу, тоже самое. Для меня важно узнать и осознать, что интенсивное соперничество между братьями и сестрами маловероятно, если матери по-прежнему откликаются на потребности старшего ребенка и обсуждают чувства младшего ребенка со старшим ребенком. Словила себя на мысли, хотя раньше даже об этом не задумывалась, что и в правду чаще активно вмешиваюсь в жизнь старшей дочери, именно от неё почему-то имею высокие ожидания . На своём опыте осознаю, что
в некотором смысле первенец — это «практический ребенок», на котором родитель путем проб и ошибок учится родительским навыкам и очень четко подмечено, что старшие дети берут пример социального поведения со своих родителей, замечаю это за своей старшей дочерью, в то время, как младший брат и сестра, следят за старшей и подражают ей и это очень заметно.
Спасибо за статью. Из статьи узнала, что первенцы в больших семьях остаются более ориентированными на взрослых, отзывчивыми, самоконтролируемыми, уступчивыми и тревожными, чем их братья и сестры. У первенцев больше развита чувство вины чем у их братьев и сестер.После прочтения подумала о своей старшей сестры и о ее страхах и о том, что у нее больше развито чувство вины чем у нас. Также из статьи прочитала о семье с одним ребенком. Один ребенок в семье более эгоистичный, отсутствует самоконтроль и имеет эмоциональные расстройства. Я с этим согласна. Когда я училась у меня в классе был такой ребенок. Учился он хорошо, однако с ним все дружили в том числе и я лишь для того чтобы списать ту или иную задачу. Сейчас я понимаю что он был не адаптирован именно к общению со сверстниками не было опыта такого. Тяжело было с ним общаться.
Из статьи узнал, что чем больше детей, тем меньше удовлетворённость супругов. Есть в этом и плюсы. Чем больше детей в семье, тем меньше гиперконтроля за ними, а значит у детей появляется шанс стать независимыми от родителей. У родителей появляется стимул дальше развивать свою жизнь, свой достаток. Меня удивляет, что много слышу об отцовстве, что нужно участвовать в жизни старших и младших детей, помогать одним преодолевать чувства одиночества и ревности. И я вижу это только на словах. У меня хоть и нет родных, но есть двоюродный брат, с которым я провёл своё детство. Он был старше меня, но ему, как мне казалось, уделялось больше внимания, чем мне. Я никогда не понимал, когда нам покупали жевательную резинку, то из 5 пластинок ему доставалось 3, а мне 2. И до сих пор реакции остались. Даже появилась формула ревности: это страх, что из 5 кому-то достанется 3, а мне 2. А более мучительно, когда кому-то 4, а мне 1. Ещё мне говорили, что брат слабослышащий, поэтому надо было принимать этот факт во внимание, т.е. надо уступать. На требования родителей выдвигал свои требования до того момента, пока осознал этот механизм и отказался требовать. Но ещё уступаю своим соперникам по многим фронтам. Поэтому в личностном плане работаю над развитием своих ресурсов. А идея, которая мне звучит так: «вы ещё обо мне узнаете», т.к. надоело уступать.
Спасибо за статью. Большой интерес вызвал тезис про первенцев и единственных детей. Думаю, что на отношение детей в семье влияет и их разница в возрасте. До 14 лет я была единственным ребенком и проявляла как раз описанные в статье эгоизм, самоконтроль и лидерские качества. С появлением брата уже в возрасте, когда можно самой стать матерью, появилось больше ответсвенности. На себе не чувствовала, что «согнали с пьедестала», здесь как раз видна была роль папы, который действительно, как написано в статье, был рядом и брал на себя родительские функции. Благодаря родителям, которые не упустили из виду моё воспитание, общаясь со мной, продолжая опекать (даже слишком иногда), с братом сложились очень близкие отношения. Несмотря на большую разницу в возрасте-он для меня большой друг, с которым можно поговорить, обсудить, посмеяться. А я для него, как и описано было в статье являюсь доверенным лицом, человеком, у которого он может получить поддержку.
Спасибо за статью. Оказывается, на воспитание детей оказывает влияние большое количество факторов: количество детей, очередность рождения, удовлетворенность родителей, а также индивидуальные особенности каждого. Многодетные родители уделяют меньше времени каждому члену семьи, что в свою очередь, как мне кажется, сказывается благоприятно на развитии детей. Это приводит к решению многих проблем. В связи с отсутствием чрезмерной опеки и контроля, дети вырастают более самостоятельными и приспособленными к жизни. Есть и другая сторона медали, проводя меньше времени с каждым, могут появиться неразрешенные ситуации и порождение комплексов, да и отношения с мужем могут охладеть. Поиск вечного баланса – ключ к счастливой жизни.
Наблюдения в статье подтвердили, что младшие братья и сестры, с раннего возраста, следят за старшими и подражают им, также дети старшего возраста могут демонстрировать негативное поведение. Так и было у нас с братом. Он старше меня на 8 лет. Я постоянно все повторяла за ним, были потасовки, но скучать не приходилось. Я только сейчас поняла, что с детства копировала поведение не только родителей, но и брата и как это сказалось на формировании личности. Мы достаточно быстро переросли из стадии «ненависти» в «родственную любовь», возможно из-за приличной разницы в возрасте. Я хорошо помню, как чувствовала защиту старшего брата в подростковом возрасте, всегда могла заручиться его поддержкой. Мы и в настоящее время смогли сохранить прекрасные взаимоотношения.
Встречая семьи с одним ребенком, я регулярно сталкивалась с избалованностью ребенка, хотя лидерские качества чаще всего ему присущи.
В общем, если есть возможность — я за многодетность. А главные «арбитры» — это родители, которые несут ответственность за состояние детей, урегулирование споров и принятие справедливых решений, не вызывающих соперничества между детьми.
Несомненно, в многодетных семьях и для родителей, и для детей существуют как положительные, так и отрицательные моменты. Можно сказать, что все очень индивидуально и зависит от особенностей каждого члена семьи, но основные закономерности взаимодействия в семьях, где растут несколько детей, в статье очень четко показаны.
У многодетных родителей меньше времени и возможностей, чем в стандартных семьях, для пристального внимания, чрезмерной опеки и инфантилизации своих детей. Из-за этого, с одной стороны, дети более самостоятельны и независимы, с другой, — у них могут быть «плохие оценки в школе, низкая самооценка и антиобщественное поведение».
Из статьи также узнала как происходит взаимодействие между родителями и детьми, братьями и сестрами в зависимости от порядка рождения.
Интересно было ознакомиться с описанием первенцев. Я второй ребенок в семье. И, по-моему, мой старший брат соответствует многим описанным характеристикам, например, он более прилежный, сознательный, серьезный и преуспел в своем деле.
Благодарю за статью.
Прочитав статью я узнал, что отношение родителей к воспитанию детей и сам стиль воспитания меняется по мере того, как в семье становится больше детей. Что по мере увеличения семьи родители становятся менее удовлетворёнными, как супружескими отношениями, так и отношениями в воспитании детей.
Часто слышал, что если один ребёнок, то эгоист. Приятно было узнать, что есть и много положительного. В детстве я часто ходил в гости к друзьям моих родителей. В семье у них было два сына с небольшой разницей в возрасте. Два брата постоянно конфликтовали и дрались между собой. В своей семье хотелосьбы воспитать детей, которые будут помогать и поддерживать друг другу, проявляя заботу и любовь.
Спасибо.
Спасибо за статью, для меня было интересно узнать, что:
1. Чем больше семья, тем меньше времени у родителей проводить с каждым ребенком
2. Чем больше семья, тем больше не удовлетворение родителей со стороны супружескими отношениями и воспитанием детей. Дети в меньшей степени общаются с родителями и в большей с братьями и сестрами.
3. После рождения второго ребенка первенцы начинают демонстрировать эмоциональные и поведенческие проблемы. Чем более депрессивное мама и темпераментнее ребенок, тем больше демонстрация проблем и привыкание ко второму ребенку со стороны первенца.
4. Первенцы более самостоятельнее и ответственное во взрослой жизни. На них лежит большее ожидание от родителей.
Вывод: Чем больше семья, тем труднее взаимоотношения супругов между собой, материальная сторона жизни становится менее качественнее, Внимание к каждому ребенку минимальное что с одной стороны ведет к самостоятельности и независимости детей, а с другой меньший контроль со стороны родителей может привести к плохой учебе, проблемы с правоохранительными органами и антиобщественному поведению. В больших семьях всегда есть иерархия между старшими и младшими детьми. На старших лежит больше ответственности и заботы над младшими. Требования к первенцам от родителей всегда выше.
Узнал, что более предвзятое отношение к первенцам делает их более прилежными в учёбе и работе в
сравнении с остальными детьми. Узнал, что в семьях от шести детей дисциплина более авторитарной и суровой.
Удивило, что положительное отношение к младшим забота за младшими не ставиться в ровень с негативным отношением, то есть на негатив у родителей больший упор, чем на положительные реакции.
Познакомился с механизмом влияния на первенцев
который может приводить к высоки достижениям, это чувство вины, стрессовые ситуации, страхи.
В личном плане эта информация даёт мне возможность отрефлексировать
свои моменты которые меня сдерживали в детстве и я думал, что это несправедливо, а как оказалось так и должно быть.
Натолкнуло на идею того, что тоталитарный вариант воспитания лучше не придерживаться.
Из статьи понял, что с рождением второго ребёнка моя роль в воспитании собственных детей только увеличится. Через мое внимание можно будет снизить градус ревности первого ребёнка по отношению к младшему. Задумался как лучше это организовать.
Ещё понял, что важно выделять каждому ребёнку время тет-а-тет, и отрицательные последствия многодетных семей как раз в невозможности выделять такое время на каждого ребёнка.
Важно не игнорировать потребности старшего ребёнка с рождением младшего.
На основе своего опыта скажу, что ощущаю, что в мою жизнь родители больше вмешивались через ограничения и принуждения, нежели в жизнь младшей сестры. Авторы статьи утверждают, что связано это с бОльшими ожиданиями родителей от своих первенцев.
Из статьи узнала,что на то, как чувствует себя в семье ребенок влияют множество факторов.Чем больше в семье детей,тем меньшее влияние на них оказывают родители и тем большее братья и сестры.Я помню свои чувства по отношению к своей старшей сестре.Как она не пыталась меня отвергнуть,я всяческими способами хотела ей понравиться ,завоевать её расположение путем повторения за ней её поведения.В нашей семье,видимо, «свержение первенца с престола» было мучительно для сестры,а я по своей наивности не понимала,что происходит.Как я сейчас понимаю,родители не откликались на её потребности и не обсуждали с ней мои чувства.В результате прошёл уже не один десяток лет,а между нами присутствует конкуренция,которая отравляет простые житейские отношения.
Благодарю за статью.Интересный факт, что с расширением круга семьи, родители становятся неудовлетворенными и своими супружескими отношениями и воспитанием своих детей, при том, что в большой семье идет более точное распределение обязанностей и помощь со стороны старших детей. А меньше возможности чрезмерной опеки над детьми я не считаю минусом, так как и сказано в статье,дети из многодетных семей вырастают более независимыми и самостоятельными людьми. Конечно же, как и везде здесь есть и обратная сторона медали, например как экономические факторы и тот же самый недостаток внимания от родителей, особенно когда старшему ребенку, первенцу, сначала была дана вся любовь и внимание, а потом этого с появлением второго ребенка становится меньше, старшему приходится делиться этим, не понимая почему.Я все таки сделала вывод, что сколько бы детей не было в семье, не нужно забывать а потребностях старших детей, а уж тем более сдерживать их или к чему то принуждать, что с детьми нужно разговаривать об их чувствах, думаю грамотный родитель знает это изначально и никакой низкой самооценки ребенку тогда и не светит.Сама эта тема братьев и сестер мне чужда, но на будущее буду знать.
Прочитав статью я увидел, что дети родившиеся первыми, испытывают на себе большее влияние родителей нежели их последующие братья и сестры. Так же, любопытно, что ребенок выросший в многодетной семье, имеет с одной стороны преимущества перед своими свертсниками выросшими в однодетных семьях. Как-то, большая самостоятельность и прагматичность. Но с другой стороны, такие дети хуже учаться в школе, имеют проблемы с поведением и т.д… Так, же интересно, что к тому ребенку, кто родился первым предъявляются большие требования на протяжении всей его жизни. С одной стороны он получил максимальный родительский вклад любви, ведь ему не приходилось с кем-то делить своих родителей, но тут же он наиболее остро ощущает потерю интенсивности родительского внимания в его сторону, в пользу появившихся новых детей. Это ощущение «потери», мне кажется сильно влияет на ребенка.
Из статьи я узнал, что чем больше детей, тем меньше удовлетворенность супругов. Для себя я отметил замеченную исследователями корреляцию между количеством детей и уровнем благосостояния семьи. Эти выводы немного меня расстраивают и наводят на мысли, зачем тогда вообще рожать больше одного ребёнка? До прочтения статьи у меня была гипотеза, что чем больше детей, тем им проще в целом. Т.е. могут помогать друг другу и общение между собой может способствовать социализации. Оказалось, что существует обратная сторона медали и негативные факторы, о которых я не задумывался. Удивило то, что в многодетных семьях более высока вероятность антисоциального поведения. Думаю, большую роль в этом играет снижение выделяемого времени родителей на каждого ребенка. Тем не менее, чаще мне приходилось слышать некоторые сожаления, что у человека не было сестры или брата, чем наоборот. После прочтения статьи у меня появилась мысль о сложности равномерного воспитания детей если их хотя бы два, а тем более три и более.
Спасибо за статью! Интересные факты о различиях в отношениях между братьями и сёстрами у девочек и у мальчиков, что между сёстрами чаще более тёплые отношения.
Так же я узнала о факторе конкурентности между детьми, о том, что младшие дети воспринимаются более слабыми по сравнению со старшими. Очень важно также, что младшие дети берут пример не только с родителей, но и со старших детей.
При рождении второго и последующих детей, важно также продолжать уделять должное внимание первенцу, иногда советоваться с ним, обсуждать его проблемы и проблемы младших детей.
В многодетных семьях дети вырастают более самостоятельными и ответственными. Но в семьях, где один ребёнок нет ревности и чувства конкуренции.
Я узнала много интересных фактов, я думаю, это пригодится в жизни.
Благодарю за статью.С большим интересом ознакомилась со всей информаций представленной в этой статье.На мой взгляд супружеские отношения меняются и с появлением первенца и когда в семье становится больше детей, то конечно же и отношения меняются и ресурсов становится гораздо меньше.Я думаю, что все таки надо более осознанно подходить к вопросу рождения детей, все- таки мы живём в такое время, когда материальный статус имеет очень большой и решающий фактор.Соглашусь с тем, что очень много многодетных семей считаются малообеспеченными, ну тут я не хочу никого осуждать, потому что не знаю мотивацию этих людей.Я думаю большинство людей мечтают о большой семье, но, что ты можешь дать этим детям это другой вопрос)Ещё для меня не понятен тот факт когда взрослые скидывают обязанности на старших детей.
Спасибо за статью. Может, не совсем и не везде новое, но точно удивительное для меня было следующее:-что уже в 12 лет старшая сестра в многодетной семье применять уверенные навыки молодой матери.-появление второго ребёнка снижает интенсивность отношений между супругами и первенцем.-чаще всего, родители активно вмешиваются в жизнь старшего ребёнка.-старшие дети берут ответственность за младших.-младший ребёнок берет модель поведения и от родителей, и от старших детей.-в дальнейшем братья/сестры могут быть доверительными лицами друг другу.-единственный ребёнок имеет преимущества над другими детьми,которые воспитывались вдвоем или втроём и т.д. В родительской семье я младший ребёнок. И мой старший брат никогда не брал на меня ответственность, да и, к сожалению, родители совсем не в его жизнь лезут активно… но вопрос для меня сейчас очень актуален, т.к. задумываюсь о втором ребёнке. А в этой статье увидела над чем надо будет работать и на что обратить особое внимание. Спасибо!
Не могу к сожалению, поделиться личным опытом в данном вопросе или личными наблюдениями. Статья интересная, и когда у меня появится второй ребенок, то очень надеюсь, что данную статью я вспомню. Чтобы у первенца не возникало чувство ревности и осталось ощущение нужности и важности в нашей жизни. Если представить ситуацию, то как обычно бывает, уверен, что первый ребенок не может не чувствовать ревность. Помимо того, что вместо всего внимания родителей, он стал получать лишь небольшую часть, то становится понятно, почему ему будет не комфортно в данной ситуации. А как еще ребенок вызвать утерянное внимание?….конечно баловством, криками, шумом, привлечением внимание взрослых и т.п. А на это еще добавятся ограничения родителей. Не шуми, не бегай, тише, иди в другое место играть….эх, представил, поставил себя на место этого ребенка и стало как-то грустно. В общем, надеюсь, что я вспомню эту статью, когда понадобиться.
В статье рассматриваются даже семьи с более чем шестью детьми. Удивительно, что я даже не могу себе представить семью с таким количеством детей. Сейчас двое детей в семье — уже хорошо. Вспоминая свою родительскую семью, я нахожу подтверждение многим тезисам из этой статьи. Я, как младший ребенок в семье, в некоторых вопросах более инфантилен, чем мой старший брат. Также наши финансовые результаты различаются не в мою пользу. В моей семье пока один ребенок. До прочтения этой статьи я рассматривал рождение второго ребенка как автоматическое решение проблемы с инфантильностью и эгоизмом среди моих детей. Теперь же я задумался о том, что проблема не решается. Она скорее перейдет к младшему ребенку «по наследству», как ко мне когда-то. Разумеется, ее решение нам с женой вполне по силам. Также новой бля меня была позитивная статистика об уровне самоконтроля, зрелости и лидерских качеств у единственных детей в семье. Теперь я понимаю, что даже если моя дочка будет расти без братьев и сестер, в этом будут и положительные моменты.
Благодарю за статью! Мне периодически попадаются на глаза статьи, в которых рассказывается о взаимосвязи сибилинговых позиций детей в родительской семье и будущих достижениях этих детей. И вот теперь читаю и эту статью, в которой я узнала, что отношение родителей к детям и стиль воспитания детей зависит от их количества. Тем более, что такие выводы подтверждены исследованиями. Для меня было новым узнать, что когда дети сталкиваются со стрессом, то братья и сестры также могут служить ресурсом для поддержки. Очень интересно было прочитать про первенцев, поскольку я в своей родительской семье — старший ребенок. И действительно до сих пор чувствую соперничество с сестрой за внимание родителей. Точнее говоря я не хочу этого соперничества,но оно присутствует. И снова информация на псиблоге позволяет вывести отношения на более высокий уровень
Спасибо большое за статью!
Очень актуальная и близкая для меня тема, так как у меня есть старший брат и младшая сестра. Поэтому единственным ребенком в семье я почти никогда не был. Как только старший брат съехал от нас, родилась сестра и страшим братом стал уже я. Сами с братом мы особо никогда не соперничали за внимание родителей, не конкурировали, отношения наоборот были очень близкие, он всегда помогал и поддерживал. После рождения сестры, наверное, в какой-то мере внимания от родителей стало меньше, скорее появилось больше свободы, но про меня точно не забыли, и я особо ни в чем не был ущемлен, в этом есть заслуга родителей, я не чувствовал дефицита внимания. Сначала желания заниматься с сестрой почти не было, но с возрастом стал уделять больше внимания её воспитанию.
Из статьи узнала, что отношение родителей к воспитанию и к стилю воспитания меняется по мере увеличения количества детей. Первый ребенок становится по сути «практическим» ребенком, на котором родители учатся быть родителями. Удивило то, что по мере увеличения количеством детей растет и степень неудовлетворенности браком и детьми. Знаю, что по статистике в настоящее время увеличилось количество семей, имеющих 3-х детей, вижу это на детских площадках. С удивлением поняла, что в моем близком окружении таковых нет, у всех родных и близких по 2 детей, видимо такая семейная традиция.Удивлена была информации о качествах характера единственного ребенка в семье, у меня также было стереотипное мнение, что это избалованный эгоист. Оказывается единственный в семье ребенок более эмоционально стабилен, уверен в себе, обладает лидерскими способностями. Понаблюдаю. Знаю достаточно много старших детей, на которых была возложена почетная обязанность «смотреть» за младшими, и они исполняют родительскую волю даже во взрослой жизни, иногда в ущерб собственным интересам(.
Спасибо за интересную статью. Читая ее, я нашла для себя много подтверждающих факторов, относительно взаимодействия братьев и сестер. Моей дочери 20,а сыну11. Как написано и в статье, старшая берет некоторую ответственность за младшего, помогает и учит -это получается у ней даже лучше ,чем у меня. У них более доверительные отношения ,чем с родителями. Какого то сильного негатива со стороны дочери ,с появлением младшего,я не заметила. Может из за того,что особых различий между детьми я не делала. Но вот, что интенсивное участие родителей в жизни первенцев сохраняется на пртяжении всей жизни, я за собой замечаю. Как сказано в статье — на старших оказывается большее давление,от них требуют большей ответственности,что может привести к их тревожности и страхам. Поэтому все таки я считаю не стоит все сваливать на старших детей, а иметь близкие и доверительные отношения с обоими детьми.
Спасибо за статью. Очень полезная и информативная статья. Мне проблема взаимоотношения между братьями и сестрами в семье не близка, т.к. я хоть и не единственный ребенок в семье, у меня есть старший брат, но разница в возрасте у нас с ним 14 лет и можно сказать, что и он и я первенцы. Соперничества за внимания у нас никогда не было.С братом у нас общение, когда кому что-то нужно, тогда и общаемся. На его детстве и воспитании, мое рождение отразилось, он проводил со мной много времени, заботился. На мне же отразилось появление племянников, я помогала семье брата, когда у него родился сын, и потом уже дочь. Много времени проводила со своими племянниками, и этот опыт сделал меня более ответственной и дисциплинированной.
Я вырос в семье с двумя детьми, в 3 года разница и многое узнал в этой статье про распределение ролей и дальнейшей перспективы во взрослой жизни. Поскольку многодетные родители не могут взаимодействовать со своими детьми так же тесно, как в стандартных семьях, у них есть меньше возможностей для чрезмерной опеки, постоянных преследований, пристального надзора и инфантилизации собственных детей. В результате дети становятся более независимыми. Отрицательной стороной могут стать плохие оценки в школе, низкая самооценка и антиобщественное поведение детей. Как показано в статье есть как плюсы, так и минусы. Я придерживаюсь того мнения, что интереснее жить в многодетной семье. Дети растут более социализированными.
Из этой статьи я узнала каким образом складываются взаимоотношения в семье в зависимости от количества детей, их гендерной принадлежности и возраста. Пока читала применяла все к своей семье. Все просто и логично. На первом ребенке учатся, а к последующим относятся более лояльно и профессионально. Старшим детям вменяют в обязанность помогать с младшими детьми. Каждый последующий ребенок вносит рост неудовлетворенности в отношениях. Единственный ребенок в семье не чувствует конкуренции и более эмоционально стабилен. После рождения второго ребенка первенец чаще всего ощущает эмоциональные и поведенческие проблемы. Пока что я думаю на тем, как и где я буду применять полученные знания. В том числе, применимо к моей семье. Прочтение данной статьи убедило меня в очередной раз в сложности построения грамотных отношений в семье и в необходимости обучения этому в школьные годы. Хочется быть хорошим примером своим детям и грамотным специалистом для клиентов.
Спасибо, за статью. Из неё я узнала, что стиль воспитания ребёнка меняется от того, как семья становиться больше. В многодетных семьях обязанности распределяются по дому более точно, а дисциплина становится более авторитарной. Хотя у моих родителей было всего двое детей, я и брат, но могу сказать как старший ребёнок, что обязанностей по дому у меня было много и дисциплина была тоже авторитарной и суровой, так как родители были всегда на работе, а бабушка и дедушка жили далеко. Соглашусь так же с тем, что при отсутствии чрезмерной опеки дети становятся не только более независимыми, но и самостоятельными, что очень помогает когда вырастаешь и вступаешь в брак. Я считаю что стиль воспитания ещё передаётся по наследству, мы так или иначе копируем наши родительские семьи и я не исключение. В моей семье две дочери, у которых тоже в свою очередь много обязанностей и они довольно самостоятельные. В статье сказано, что по мере расширения семьи родители становятся более неудовлетворёнными как своими супружескими отношениями, так и воспитанием детей. Но я с этим не согласна, в моей семье с появлением детей всё произошло с точностью наоборот и я считаю, что это благодаря моему мужу, который с самого начала принимал активное участие в воспитании детей и помогал мне во всём.
В статье так же упоминается ситуация, когда в семье один ребенок. Единственный ребенок имеет преимущества по сравнению с первенцем, такие как отсутствие конкуренции со стороны сестер и братьев, отсутствие тревоги и страхов, но я пожалуй с этим до конца не соглашусь, ребенок может и обладает этими преимуществами, но очень часто его все таки воспитывают эгоистом и очень избалованным.
Спасибо за статью. Из данного текста я узнал что в больших семьях родители становятся менее удовлетворенными своими супружескими отношениями, более суровая дисциплина но хромает образование, самооценка и поведение в обществе.
Старший ребенок в семье как чистый лист на котором родитель учится методом проб и ошибок. На старших оказывается большее давление и более высокие стандарты. Старшие дети получают наказания если демонстрируют ревность или враждебность к младшим. Первенцы неспособны справляться со стрессовыми ситуациями. Единственный ребенок менее тревожен и проявляет больше самоконтроля. Мне отразило как мой родитель оказывал на меня давление в обучение, требовал с меня только высоких оценок и высоких стандартов выполнения любых задач. Как будто я это умею с рождения. С моей сестрой был уже совершенно другой подход. На мне поучились, увидели свои недостатки, провели коррекцию. Меня это сильно злило так как с ней поступали более лояльно и сдержанно, больше поблажек и поощрений. Выражая свои недовольства я наказывался. Я был лишний и находил себя в другой реальности алко и нарко.
Благодарю за статью!Отметила интересный факт, что часто супруги остаются неудовлетворены своими отношениям.Думаю,это вполне закономерный процесс, к сожалению.С появлением даже одного ребенка многие пары становятся именно родителями, забывая о своей первоначальной роли мужа и жены. Вспоминая множество примеров из жизни моих знакомых замечаю, что женщины, с рождением ребенка, погружаются с головой в материнство, отодвигая мужа на задний план.А что говорить о многодетных семьях? Известно, что дети как бы копируют поведение родителей, зачастую перенимая установки, такие как: отношения между родителями, их поведение друг с другом и т.д. То, что дети видят в своей семье откладывает отпечаток на их выбор партнера в будущем и на модель их будущей семьи в целом.
Перед моими глазами имеется несколько примеров многодетных семей. Одна из них семья с семью детьми. Отношения между братьями и сестрами хорошие, соперничества нет, однако, чем старше ребенок, тем больше у матери претензий и требований к нему, меньше заботы. Видно, что младшие дети несколько более эгоистичны, они по другому видят мир, в меньшей степени уважают родителей, чем старшие и им чаще сходят с рук провинности.
Быть родителями сложная работа, очень тяжело всем членам семьи одинаково уделить внимание, никого не обидеть и при этом самому оставаться в ресурсе
Благодарю за статью.
В личном плане я более четко поняла, насколько общение с братьями повлияло на моё развитие.
Мама отводила мне контролирующую, дисциплинарную роль. От меня требовали, чтобы я активно заботилась и помогала своему младшему родному брату. А летом еще присматривала и за двоюродным братом. Я выполняла роль воспитателя или даже «главаря». Определённо на мой жизненный опыт повлияло рождение второго ребёнка. Ожидаемого мальчика и конкуренция с ним особенно в глазах отца, который, до свержения меня с престола, утверждал, что «его девочка, любому мальчику задаст». Отдельная тема для самораскрытия в отношениях с противоположным полом. Кажется, я выпадаю в роль старшей сестры.
Впечатлили и порадовали результаты исследований, которые показывают, что единственный ребёнок (мой сын) имеет преимущество перед другими детьми в социальных отношениях. Он не подвергался конкуренции и вытеснению, менее тревожен, проявляет больше самоконтроля, зрелости и лидерских качеств. Могу помочь развивать ему сильные стороны его личности.
Я узнала новый термин — стибилинги, который обозначает детей одних родителей, не указывая пола. И сопутствующие термины «конкуренция сибилингов», «соперничество сибилингов».
Интересно было прочитать о том, какие взаимоотношения складываются в семьях в зависимости от разных факторов,как они влияют на личность человека.
Я росла в многодетной семье, и мне также интересно было посмотреть на результат воспитания в нашей семье через те факторы, которые описаны в статье. Действительно, у родителей почти не было возможности проводить время с нами, и уж тем более, с каждым из нас отдельно. Над нами не было чрезмерной опеки и надзора. Мы выросли независимыми и самостоятельными (что отмечают наши старшие родственники). Родители были совсем не авторитарными, семейные обязанности не распределялись, контроля и дисциплины не было.
Я вижу, что немного авторитарности и дисциплины нам не помешало бы. Мне приходится во взрослом возрасте быть себе и родителем и ребёнком, все время напоминая о дисциплине и семейных обязанностях.
Отрицательная сторона в большей или меньшей степени присутствует у каждого из 4 детей: плохие оценки в школе, низкая самооценка и антиобщественное поведение.
Мне кажется, эта статья может дать родителям больше уверенности, поддержку и помощь в воспитании сильных, независимых, зрелых личностей.
Благодаря статье я поняла, что единственный ребёнок в семье, это не так уж и плохо. Есть преимущества. Просто будет больше самоконтроля, зрелости и лидерских качеств. В своём детстве я слышала от подружки , у которой в семье было девять детей , что я эгоистка так как я одна в семье выросла. А она убирает , пеленает , кормит младших . А я так и считала, пользы от меня в семье нет и я как трутень. Я ходила в музыкальную школу, училась более успешно, ходила на разные развивающие кружки. Так как было больше времени свободного. Что подтверждает статья. И ещё в семью один ребёнок вносит больше позитива, чем конкурирующие за внимание родителей дети. Все же в создании благоприятной и развивающей обстановки для детей важную роль играют родители. Уделяют внимание равнозначно всем детям , а не только первенцу, не депрессивны , играют со всеми и не принуждая и сдерживая старших.
Благодарю за статью! Я давно задумывалась над этой темой, так как в моем окружении очень много людей из многодетных семей, или из семей с двумя-тремя детьми. Особенно зацепило высказывание :»Мучительное свержение первенца с престола». И тот факт, что взаимоотношение детей в семье зависит так же от поведения родителей. В моей жизни есть пример многодетной семьи, в которой 5 детей, моя подруга являлась вторым ребенком, всего в их семье было 4 сестры и самый младший-брат одиннадцати лет. Их отец очень хотел мальчика и это было заметно. Так как любые капризы брата, даже самые нецелесообразные сразу же исполнялись. А мама отдавала предпочтение младшей дочери и так же старалась выполнить все ее капризы… что не устраивало остальных дочерей, закончилось все разладом в семье и по итогу, старшие дети уехали из семью с багажом обид, что весьма печально. Поэтому, я абсолютно согласна , что будущее взаимодействие братьев и сестер во многом зависит именно от поведения родителей.
В статье очень доступно и понятно объясняются факторы, которые влияют на взаимоотношения детей в семье. Они зависят от количества, пола и разницы в возрасте детей.
При большом количестве детей в семье, количество времени, которые родителя проводят с детьми сокращается в разы. Но зато появляется огромное количество времени, которые дети могут проводить друг с другом. К сожалению, очень часто взаимоотношения родителей становятся хуже, так как слишком много забот сваливается на их плечи. Кстати, в семье с большим количеством детей, семейные обязанности чаще всего четко структурированы и распределены между детьми и взрослыми. Правда мамы чаще всего становятся авторитарными, так как иначе невозможно сохранить контроль над ситуацией. Но зато у детей, чаще всего проявляется огромная взаимопомощь друг друга и забота. Особенно у старших детей, так как на них ложиться часть обязанностей родителей. Чаще всего дети в таких семья более самостоятельные, правда не всегда у них хорошие оценки и правильные норма поведения в обществе. Так же часто у таких семей низкий социальный статус.
Проще всех на начальном этапе живется первенцам, правда при рождении брата или сестры у них не всегда возникает нормальная реакция на появление нового члена семьи. Это связано с тем, что ребенок не привык и не готов делить своих родителей с кем-то еще.
Мальчики первенцы чаще всего демонстрируют эмоциональные и поведенческие проблемы. И в этой ситуации очень важно внутреннее психологическое состояние матери. Если мать продолжает реагировать на нужды старшего ребенка, проводить с ним время и разговаривать. То вероятнее всего вражды между братьями и сестрами возникать не будет. Важно подключать отца в жизнь первенца, чтобы снизить вероятность возникновения эмоционального стресса ребенка. кстати чаще всего, родители вмешиваются именно в жизнь первенца, так как на него обычно более высокие ставки и требования.
Во взаимоотношениях между братьями и сестрами, старшие всегда руководствуются моделью поведения родителей, а вот младшие, уже используют модель поведения своих не только родителей, но и братьев и сестер. Кстати, чаще всего младшие дети обращаются за помощью к старшим детям, так как они более открыто и комфортно могут общаться между собой на разные темы.
Первенцы чаще всего более отзывчивые, самоконтролируемые, уступчивые и тревожные, чем их братья и сестры. Требования родителей и высокие стандарты, предъявляемые к первенцам, приводят к тому, что старшие дети становятся более прилежными, сознательными и серьезными. И добиваются высоких результатов, но, к сожалению, чаще всего это связано с чувством вины, страхами и высокими требованиями родителей. Так что во всем важна золотая середина. Кстати, единственные дети несмотря на такие же высокие требования, чаще всего более эмоционально спокойны. Так как не подвергаются постоянному стрессу и соревнованиям со стороны братьев и сестер. Как человек выросший в многодетной семье, могу сказать, что это очень интересный опыт, умения выстраивать коммуникации, доверия и высокая самооргонизованность. И лично я в ней вижу больше плюсов. Хотя тревожность, чувство вины конечно так же присутствуют.
Читать статью было интересно . Прям отозвалось болью момент , что в жизнь первых детей больше вмешиваются . Я вспомнила свой период 16-19 лет . Это был кошмар ! На мне отрывались все : родители , Бабушка , дедушка . Был кипер контроль , им надо было знать буквально все . Я с ужасом это вспоминаю . Зато когда моя сестра была в этом возрасте — свобода ! И это не про то что она была никому не нужна . Наооборот , ее поддерживали , с ней разговаривали , доверяли явно больше . Она тоже помнит , как меня контролили , и удивляется , как ее это миновало )
Кстати , я даже примерно не могу представить , как живут люди без сестёр , братьев . У меня две сестры . И я крайне рада этому факту .
Ну а если говорить о теме в статье , то если у меня будет 2 детей , то я уделю ей особое внимание .
Спасибо за статью. Статья очень интересная по своему содержанию. Из статьи я узнала, что единственный ребёнок в семье имеет преимущества перед многодетными семьями, так как ему не нужно приспосабливаться к условиям конкуренции , он менее тревожен и чаше обладает лидирующими качествами , вопреки существующим мнениям о том, что они эгоистичны, избалованы и обладают рядом отрицательных качеств. Я считаю, что все зависит от подхода родителей к воспитанию детей, как одного так и нескольких. Если дети не будут чувствовать отсутствия внимания, заботы и любви, то и чувству ревностности взяться будет неоткуда, но это лишь мое предположение. А вот первенцы в многодетных семьях , действительно, становятся более ответственны , так как чаще всего с появлением братьев или сестёр у них прибавляется ответственность.