Самоконтроль есть не что иное, как способность сдерживать и направлять свои действия в соответствии с социальными и моральными правилами. На жизненном пути ребенка встречается множество соблазнов, которые пытаются отвлечь его от социально приемлемых действий. Способность ребенка противостоять соблазнам является следствием как собственных познавательных и репрезентативных способностей, так и указаний родителей, братьев, сестер и других социализирующих факторов.
Как происходит развитие самоконтроля и саморегуляции»? По словам Коппа ( Kopp, 1982, 1987), ребенок, чтобы достичь саморегуляции, проходит через несколько фаз. На так называемом этапе контроля (от 12 до 18 месяцев) дети демонстрируют осведомленность о социальных требованиях и задачах, которые были определены воспитателями. В это время дети инициируют, поддерживают, модулируют или прекращают действия по требованию. На этапе контроля дети сильно зависят от сигналов опекуна о приемлемом поведении (Kopp, 1987, p. 38). Фактически, дети начинают демонстрировать соблюдение требований их опекуна (Kaler & Kopp, 1990). Второй этап носит название самоконтроль. В этот период ребенок приобретает способность соответствовать ожиданиям опекуна в тот момент, когда за ним никто не смотрит. Согласно теории Коппа, развитие репрезентативного мышления и воспоминания позволяют ребенку помнить правила и варианты ответов, связанные с такими действиями, как: прием пищи, одевание и игра. Третьей финальной фазой является саморегуляция. Она помогает детям использовать в своем поведении стратегии и планы, а также сопротивляться искушениям и откладывать наслаждение от чего-либо на потом.
В поддержку теории Коппа было проведено еще одно исследование (Vaugh, Kopp, and Krakow, 1984). Детям демонстрировали привлекательные для них объекты (игрушка, телефон, красиво упакованный подарок или изюм под чашкой) и говорили их не трогать. (например). Было выявлено, что чем старше были дети, тем дольше выполнялась просьба взрослого. Прежде, чем касаться привлекательных, но запрещенных предметов, 18-ти месячные дети могли ждать всего 20 секунд, 24-х месячные ожидали 70 секунд, а 30-ти месячные ожидали почти 100 секунд.
Другие исследования подтверждают эту прогрессию в том, что самоконтроль заметно возрастает в дошкольный период (Kopp, 1992; Kuczynski & Kochanska, 1990). Дети активно самостоятельно разрабатывают стратегии и планы, которые направляют их поведение и позволяют не нарушать правила. Они используют различные приемы, в том числе самоотвлечение (например, отводят взгляд, или садятся на свои руки), самоинструкции (например, «Нет, нет; не трогай») или переопределение объекта (например, думают о зефире, как о пухлых облаках, чтобы уменьшить привлекательность угощения) (Kopp, 1987; Mischel & Mischel, 1983).
Шарлот Паттерсон и Уолтер Мишель продемонстрировали в своем исследовании, что, научив детей не обманывать себя, можно повысить их самоконтроль. За выполнение скучной задачи копирования букв алфавита на страницу детям пообещали призы. При этом экспериментаторы усложнили задачу детей. Они пригласили клоуна, который предлагал детям поиграть с ним. Детей разделили на две группы. Группе номер один был предложен план по противостоянию отвлекающему клоуну: «Нет, я не могу. Я работаю». Группе номер два словесного плана по противостоянию клоуна не дали. В результате выяснили, что на клоуна больше отвлекалась вторая группа, которой план предоставлен не был.
При этом первая группа также была разделена на подгруппы. В подгруппах детям дали различные варианты ответа для клоуна. Некоторые планы оказались более эффективны, чем другие. План по сопротивлению искушению (когда мистер Клоун говорит посмотреть на него, вы можете просто не смотреть на него и говорить: «Я не собираюсь смотреть на мистера Клоуна») более эффективен, чем план формулирования задачи (Вы можете просто посмотреть на свою работу и сказать: «Я собираюсь заниматься своей работой»). То есть лучше всего справились с задачей копирования букв дети, которым был предоставлен план, препятствующий искушению. Они меньше времени уделяли клоуну, работали дольше и выполняли больше работы, чем дети с планом, ориентированным на задачи. Хуже всего справились с заданием дети, у которых плана не было вообще. Исследование также показало, что неспецифический план не очень помогает маленьким детям. Когда дошкольникам предлагали планы, которые определяли общий характер, но не конкретное содержание используемых словесных выражений, они были так же отвлечены, как и дети, у которых вообще не было плана. При этом дети более старшего возраста могут использовать обобщенные планы, чтобы помочь себе достичь самоконтроля. Перед учеными встал вопрос: «Почему дошкольники, которые явно способны использовать предложенные им устные планы, не могут придумать свои собственные?». Некоторые маленькие дети спонтанно создают свои собственные полезные планы, но большинство этого не делают. Одна из причин, по-видимому, заключается в том, что знания дошкольников об эффективности различных стратегий ограничены. В отличие от учеников третьего и шестого классов, дошкольники даже не спрашивают, какие стратегии более эффективны, чем другие. По мере развития дети не только учатся более эффективно использовать стратегии самоконтроля, но и лучше осознают, какие стратегии лучше использовать.
На развитие самоконтроля влияют не только собственные усилия ребенка, но и действия родителей и других опекунов. Различные виды родительской дисциплинарной практики, такие как последовательное и тщательно рассчитанное наказание, а также обоснование соблюдения, помогают повысить устойчивость к искушению (Kuczynski, 1983; Parke, 1977). Более того, матери с возрастом меняют свои контрольные стратегии с физических на словесные. Это значит, что переговоры и выговоры возрастают по мере взросления ребенка, а отвлекающие внимание уловки постепенно сходят на нет (Kuczynski, Kochanska, Radke-Yarrow & Girnius-Brown, 1987). Родители меняют свои стратегии в соответствии с увеличением качества познавательных и языковых способностей ребенка. В свою очередь, эти виды родительского вклада помогают собственным способностям ребенка использовать вербальные стратегии контроля (Kopp, 1987, 1992).
Точно так же модели, которые следуют правилам, часто эффективны для уменьшения детского обмана (Grusec, Kuczynski, Rushton, & Simutis, 1979). Модели особенно эффективны, если они демонстрируют альтернативное приемлемое поведение в ситуациях, когда ребенок нарушает правила (Bussey & Perry, 1977).
Согласованность между ситуациями и временем.
Являются ли дети последовательными в своем моральном поведении в разных ситуациях? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к самому обширному исследованию морального поведения, которое когда-либо предпринималось. В своем проекте Хартсхорн и Мэй (1928) изучили ответы 11 000 детей школьного возраста, которым была предоставлена возможность обманывать, красть и лгать в самых разных ситуациях: легкая атлетика, общественные мероприятия, школа, дом. В этих ситуациях дети могли действовать самостоятельно или в компании со сверстниками. Исследователь Бертон (Burton, 1963, 1984) использовал только те меры, которые были достоверны из первоначальных исследований обмана ученых Хартшорна и Мея (Hartshorne and May, 1928). В итоге он нашел убедительные доказательства общего фактора морального поведения. Бертон заключил, что у каждого ребенка имеется индивидуальная предрасположенность вести себя морально или аморально в зависимости от ситуации и условий. Чем более сходны между собой ситуации, тем больше одинаковых тенденций прослеживается в самоконтроле. И наоборот, чем меньше ситуации похожи друг на друга, тем меньше наблюдается общности в моральном аспекте поведения. Например, процентное соотношение обмана в тестированиях в пределах классной комнаты будут коррелировать более тесно друг с другом, чем процентное соотношение обмана в домашних играх у одного и того же ребенка. Такие выводы не сводят к минимуму важность ситуативных переменных, таких как: страх обнаружения, поддержка со стороны сверстников девиантного поведения. Так же сильным мотивирующим фактором является достижение похвалы за соблюдение правил морали. Однако Бертон предполагал, что некоторые дети легче других приспосабливаются к правилам морали, которые существуют в обществе.
Наконец, перед учеными стал интересный вопрос: «Предсказывает ли знание правил морали в раннем возрасте более позднее поведение?». Последние данные свидетельствуют о том, что дети, которые могут откладывать удовлетворение в раннем возрасте, вырастая до подростка, могут лучше справляться в социальном и академическом плане(Mischel, Shoda, & Peake, 1988; Shoda, Mischel, & Peake, 1990). Четырехлетним детям дали простой тест на самоконтроль, в котором оценивали способность детей ждать привлекательной награды (игрушки или конфеты). Детям была предоставлена возможность получить небольшую награду сразу или более привлекательную, но позже. Некоторые дети быстро сдались, в то время как другие смогли переждать более долгий период, чтобы получить за это ценный приз. Десять лет спустя, Мишель попросил родителей оценить их детей по различным признакам. Дети, которые проявили терпение в детском саду, в подростковом возрасте были оценены, как более компетентные в познавательном и социальном плане. Они были игривыми, находчивыми, умелыми, внимательными и способными справиться с разочарованием и стрессом. Это именно тот набор черт, которые являются важными составляющими для успешного удовлетворения академических и социальных потребностей подросткового возраста. Таким образом, был сделан вывод, что ранняя способность подавлять импульсы и откладывать удовлетворение сиюминутных желаний может быть важной предпосылкой дальнейшей компетенции.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: воспитание детей, мораль у детей, психологические эксперименты, развитие ребенка, ребенок лидер, дисциплина, самодисциплина, дисциплина у ребенка, саморегуляция
Благодарю за статью ! С интересом прочитала и выявила для себя несколько важных понятий . Одно из них, что самоконтроль- это направление и сдерживание своих способностей в соответствии с моральными и социальными правилами. Ознакомилась с фазами , который проходит ребёнок на пути постижения самоконтроля . Их три: контроль, самоконтроль, саморегуляция. Узнала , что на пути развития самоконтроля важно правильно рассчитать наказание за не соблюдение правил и правильно объяснять ребёнку, для чего ему нужно соблюдение этих правил. Для себя так же отметила , что очень важным мотивационным стимулом является похвала ребёнка, за соблюдение правил морали. И очень полезным оказался тот факт, что ранняя способность подавлять свои импульсы и откладывать удовлетворение желаний могут быть важной предпосылкой дальнейшей компетенции. В своём воспитании ребёнка я очень много внимания уделяю его самоконтролю . То есть, учу ребёнка отслеживать своё поведение, он самостоятельно учиться планировать свой день. Я обсуждаю с ним, какие у него планы , он сам принимает решение как ему распорядиться временем. Считаю , что навыки саморегуляции — это ключ к свободе от плохих привычек и Зависимостей.
Из статьи я узнал, как ребенок постепенно учится сдерживать и направлять свои действия, опираясь на социальные и моральные правила.
Для себя отметил, что на саморегуляцию ребенка влияют родители. Очень важно на этапе внешнего контроля (12-18мес) не только давать обратную связь по приемлемому поведению, но и в гораздо старшем возрасте помогать своему ребенку с предоставлением плана, который поможет ребенку противостоять искушению. Было проведено целое исследование с 11.000 детьми и оно наглядно показало, что план ориентированный на задачу, хуже работает на результат, нежели план, ориентированный на преодоление искушения. Для меня это полезное открытие, которое я буду использовать в воспитании своего ребенка.
Для себя еще отследил, что действительно по мере взросления сына отвлекающие внимание уловки постепенно сходят на нет. Сейчас я все чаще прибегаю к переговорам и словесным запретам.
Из прочитанного я узнала новую для себя информацию об этапах развития самоконтроля детей раннего возраста. Ребенок проходит этапы контроля, самоконтроля и саморегуляции. Это полезная информация как для педагогов, психологов, так и для родителей. Бывает, что родители по незнанию совершают ошибку, когда требуют от ребенка саморегуляции в том возрасте, когда она ещё не развита. Также примечательно, что развитие самоконтроля не останавливается в раннем возрасте, а происходит непрерывно дальше и зависит от условий социальной среды, действий близких и окружающих людей. Меня удивил вывод из эксперимента, проводимого с участием групп детей и клоуна. Отказалось, что с заданием лучше справились те дети, которым был представлен план, препятствующий искушению, нежели дети с планом, ориентированным на задачи. Дети, не имеющие плана, справились с заданием хуже всего. Меня несколько смущает присутствие отрицательной частицы «не» в утверждении «Я не собираюсь смотреть на мистера Клоуна». По известным мне правилам подобные установки могут приносить противоположный ожидаемому результат. Появился вопрос о том, можно ли задать установку, препятствующую искушению, в положительном ключе? Будет ли она эффективней по отношению к отрицательной? Если не брать во внимание описанные выше сомнения, я бы смогла практически применить такой способ самоконтроля по отношению к детям и к себе. По своему опыту я чаще сосредотачиваюсь на тех задачах, которые надо выполнить и не обращаю внимание на объекты-помехи. Спасибо за статью. Я узнала, что существование плана и правильно используемой стратегии приведёт к более эффективному выполнению действия.
Из статьи я узнал, что существуют этапы прохождения саморегуляции: 1) контроль, когда ребенок реагирует и исполняет замечание родителей, 2) самоконтроль, когда ребенок в своем поведении соответствует ожиданиям родителей и 3) саморегуляция когда ребенок самостоятельно принимает решение о своем поведении. Особенно понравилось исследование где было показано что с возрастом саморегуляция у ребенка становится крепче. Второй эксперимент показывает, как преодоления желания и установка на борьбу помогает развивать саморегуляцию и когда нет установки и плана, то саморегуляция низкая. Считаю, что статья полезна не только родителям, но взрослому человеку. Дисциплина и самоконтроль в жизни человека играет важную роль, как в поведении, так и в достижении поставленных целей. Так же меня поразило то что ученые уже в детстве могут определить, какой стратегией будет пользоваться человек в жизни и каковы его шансы для достижения свих целей.
Написать комментарий или выпить чай?
Написать комментарий или сходить на турник? Ха-ха, конечно, посмотреть видос на ютубе!
Написать комментарий или поиграть в Доту?
Вот такие перспективы самоконтроля у меня возникали в процессе написания этого комментария.
В детстве я не очень мог себя контролировать, как показала статья это стало отправной точкой моих академических и творческих горизонтов.
Для меня важно иметь альтернативный план: я буду писать комментарий и не буду отвлекаться.
Как часто я использую эту присказку в повседневной жизни. Чтобы не улетать в неведомые дали и доделывать дела до конца.
Очевидно, что это умение нужно тренировать с самого раннего детства и тогда любая задача для человека будет более достижима. Когда у меня будут дети — буду развивать в них навык отложенного вознаграждения.
Спасибо за статью. Нового узнала, что ребенок проходит проходит этапы 3 этапа саморегуляции: контроль, самоконтроль и саморегуляция. Очень сильно заинтересовал эксперимент с клоуном. Прочитав статью я пришла к выводу, что с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.
Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами». Второй эксперимент, описанный в статье, очень чётко я простедила в себе. Я не готова ждать журавля, когда в руке уже синица. Тем более журавля можно и не дождаться. А вот мой брат наоборот готов ждать лучшее. Теперь я виду, что мой брат более внимателен и способен быстро справиться со стрессом в отличии от меня. Очень интересно.
Никогда не думала, что откладывание какого-то желания в детстве может быть важной предпосылкой компетенции в дальнейшей жизни. Очень интересная статья и достаточно познавательные опыты в ней представлены. Из этой статьи я узнала о том, что Коппа выделил три фазы достижения саморегуляции у детей. Также в ней приведены опыты и один из которых показал детям, как можно не обманывая себя повысить самоконтроль. По мере развития дети, как оказалось, не только учатся более эффективно использовать стратегии самоконтроля, но и лучше осознают, какие стратегии лучше использовать. Да и все же, как сказано в предыдущих статьях, помимо детей, на развитие самоконтроля влияют в том числе и родители. Хотя я считаю, что родители влияют на развитие в большей степени, т.к. если у самих родителей самоконтроль не на должном уровне, то и своим детям им нечего будет ставить в пример. Спасибо за статью.
Добрый день! Достаточно интересная тема самоконтроля, многие взрослые не освоив с детства, многое теряют из-за своих желаний. Эхо моей слабости, в воздержании от желаний, идёт с самого детства. Узнал, что развитие самоконтроля происходит в несколько этапов: контроль, самоконтроль, саморегуляция. То есть изначально идёт обучение (первый опыт), практика (самодисциплины) и затем навык (воздержание для более значимых выгод). Это общепринятый механизм обучения. Видимо самый эффективный.
Интересен факт, что чем старше дети тем дольше выполняется просьба взрослого. Об этом говорит эксперимент с зефирками, больше опыта, больше стратегий на удержание желаний.
Дети которые в раннем возрасте могут откладывать свои удовольствия, в подростковом возрасте более адаптивны. Это знание буду использовать в своей саморегуляции, то есть ограничивать себя для более выгодной цели в будущем.
Из статьи я узнал что дети которые сильнее расположены к самоконтролю, в дальнейшем имели больше социальной компетенции, чем те которые довольствовались сиюминутными радостями.
Для себя отметил что попробую с ребенком провести эксперимент на с двумя вариантами поощрений, для понимания уровня самоконтроля ребенка.
Также осмыслив приведенные эксперименты, понял что нужно прививать привычку самоконтроля ребенка, на это думаю должен хорошо подействовать родительский авторитет.
О себе, из детства помню что самоконтроля у меня как такового не было. любой соблазн побеждал сразу. И даже сейчас в некоторых вещах не получаеться себя сдерживать, например мобильные игры или сладкое, хочется сразу это получить.
В данной статье было проведено исследование влияния подготовки детей в раннем возрасте к реакции на раздражители и получение сиюминутной выгоды, ради чего то более важного или привлекательного. Как мне показалось, речь шла о том что детьми надо заниматься с самого раннего возраста и многое зависит от опекуна. Понятие опекун мне очень понравилось так как оно в точности проявляет положение человека рядом с ребенком и накладывает на него ответственность.Прям если назвать родителя опекуном или бабушку, то становится ясна роль и значит поведение этого человека. Еще мне стал понятно что не зря говорят что характер формируется до 3х лет, так как становление этапов начинается с 10 месяцев и заканчивается в 30х месяцах.
Узнала,что самоконтроль и саморегуляция это близкие понятия и являются способностью сдерживать(тормозить) и направлять свои действия в соответствии с социальными и моральными правилами.Для того,чтобы достичь этих состояний человек с детского возраста проходит через несколько этапов,согласно теории Колпа. Первый этап проходит от 1 до 1,5 лет и называется этапом контроля.На этом этапе ребёнок вбирает в себя сигналы окружающих его взрослых о приемлемом поведении и начинает демонстрировать соблюдение этих требований. Далее
идёт второй этап — самоконтроль.В этот период ребёнок становится способен помнить и исполнять правила,которые слышал от взрослого, тогда когда за ним никто не смотрит.Третий этап это саморегуляция.В этот период ребёнок способен использовать в своём поведении стратегии и планы , сопротивляться искушениям и откладывать наслаждение от чего-либо на потом.И чем в более раннем возрасте ребёнок пройдёт через эти этапы,тем лучше в подростковом и взрослом возрасте человеку легче справляться с социальной и учебной деятельностью.
Согласна с тем, что если с детства научить ребёнка усидчивости и определять важность своих желаний и действий. Это приведёт к хорошей концентрации на поставленных целях. детей надо учить концентрироваться. Иначе они вырастут и не будут знать за что хвататься в первую очередь. Самоконтроль это важно. И хорошо, если родители его показывают. Чем не могу похвастаться. Мне самой бы научиться контролировать себя. А потом просить это от своих детей. Помню эксперимент с зефиром. Когда деткам предлагали не есть его пять минут, а потом дадут два. Вот тут и проявляется самоконтроль и желание получить желаемое. Или два зефира, но позже. Либо один, но сейчас. И в такие минуты хорошо бы детям рассказывать, что иногда лучше подождать и получить больше. или не подождать и возможно не получить вообще ничего.
Интересная статья. Показывающая как формируется ребенок в его поведенческих механизмах. От периода, когда он практически не может контролировать свои импульсы и до того, как он может себя сдерживать. Хотя я конечно думаю, что вводных в самоконтроле намного больше, чем показывается в исследовании. Знаком ли ребенок с предметом, от которого его просят отказаться. Положительным, отрицательным или нейтральным был тот опыт познания. Я думаю это тоже влияет на степень самоконтроля. Если мне не нравится, то от чего мне предлагают отказаться, то конечно мне намного проще это сделать и наоборот. Если мне очень нравится тот предмет, который исследователи выбрали для моего самоконтроля, то скорее всего промежуток времени через которое я соблазнюсь будет очень коротким.
Конечно у меня фильтром будет служить мое представление о том хорошо это или плохо. Одобряется ли это социумом и как я себя буду чувствовать тогда, когда получу запретный плод. Если ребенку постоянно показывать пример, как противостоять соблазну, то скорее всего он сможет спокойно и физически, и эмоционально проходить такие ограничения.
Спасибо за статью, из неё я узнала , что дети от года и до полутора лет демонстрируют осведомленность о социальных требованиях и задачах которые были определены родителями. Дети инициируют , поддерживают, моделируют или прекращают действия по требованию , они послушны.В этом возрасте дети зависят от сигналов родителей и фактически демонстрируют соблюдение требований их родителей.эта статья натолкнула меня на такие рассуждения, что основная база знаний и способностей по самоконтролю и саморегуляции закладывается в периоде от года до полутора лет и сильно зависит от того какой максимум смогут дать и заложить в этот период родители то и будут демонстрировать и соблюдать дети на протяжении жизни.
Спасибо за статью.Для меня информация про детей всегда интересна и актуально, читаю с большим интересом. Многое для себя отмечаю.Новым для меня было понятие, что такое Самоконтроль.Что это именно способность сдерживать и направлять свои действия в соответствии с социальными и моральными правилами. Интересно было ознакомится с исследование. Так же для себя отметила, что существуют этапы прохождения саморегуляции. Соглашусь, что на развитие самоконтроля влияют не только собственные усилия ребенка, но и действия родителей и других опекунов. Различные виды родительской дисциплинарной практики, такие как последовательное и тщательно рассчитанное наказание, а также обоснование соблюдения, помогают.
Благодарю за статью. Интересный материал, который применим в жизни для понимания окружающих. А в первую очередь для понимания себя и своего ребенка. Узнала этапы по теории Коппа: контроль, самоконтроль и саморегуляция. Осознала, что как раз над последним этапом мне ещё работать и работать. Сложно бывает сопротивляться искушениям и откладывать наслаждение от чего-либо на потом.
Понравился эксперимент с детьми и клоуном. Полученный в ходе его проведения результат демонстрирует то, что когда есть планирование, ты намного эффективнее справляешься с задачей и получаешь лучший результат. Я знаю это, пытаюсь применять планирование в повседневной жизни. Но пока не всегда получается. Самоорганизация хромает.
Карантин показывает насколько развит самоконтроль не только у детей, но и у взрослых. Я бы хотела «прокачать» свою способность противостоять соблазнам, в тот момент когда приходится ограничивать себя в реальном общении, посещении театров и кафе, и всё чаще дружить с холодильником, а по утрам об этом сожалеть. Находчивость, используемая детьми дошкольного возраста, для того, чтобы не нарушать правила, меня приятно удивила: самоотвлечение, переопределение объекта (не зефир, а облака). На развитие самоконтроля у детей постарше кроме собственных усилий влияют и действия родителей — объяснения, наказания. Но конечно же проще себя контролировать, если имеешь представление о полученной награде, во взрослом возрасте — о предполагаемом результате, а облака вместо зефира и родительские наказания оставим для детей.
Благодаря этой статье, я увидел, что самоконтроль это в том числе моральный выбор, который формируется у ребенка еще с крайне юного возраста. Мне даже интересно, что моя консультация на тему сверх потакания мне моих родителей, особенно в раннем возрасте — показывает, как сформирован этот выбор у меня. Т.е, стремлюсь я к тому, где «медом намазано». Даже сидя на карантине, который обнажает так сказать слабости моего поведения (ведь работа как сдерживающий и тонизирующий фактор, к сожалению нивелирована) я без дополнительных усилий и мотивации, просто скатываюсь в удобное и легкое времяпрепровождение. Выразил бы я такой быт тезисом «Напиться и забыться». Сейчас мне это о многом говорит… Что, без дополнительных усилий и внешней мотивации при которой я просто не позволяю себе делать определенные вещи, я скатываюсь в такое вот пассивно-мертвое состояние.
Как это важно развитие самоконтроля и саморегуляции! Интересно было узнать из статьи, что ребенок, чтобы достичь саморегуляции проходит через следующие этапы: Этап контроля (осведомленность, прекращение действия по требованию, зависимость от сигналов опекуна), самоконтроля и саморегуляции и что самоконтроль возрастает в дошкольный период. Из данной статьи понятно важность самих родителей соблюдать последовательность в воспитании, дисциплины, последовательности наказания, объяснять и разговаривать с ребенком, так как навык откладывания сиюминутных желаний, подавление импульсов является важной компетенцией также и в будущем. Данный навык очень важен во взрослой жизни, поэтому не стоит родителям его недооценивать.
Благодаря статье узнал, что есть несколько фаз самоконтроля. Так же увидел важность донесения до дошкольников более конкретных фраз, те им трудно понимать общие фразы. Что касается моего самоконтроля, то я в этом плане вырос, по сравнению с собой, скажем 5-летней давности, но все же есть куда расти. Искушения на каждом шагу, особенно, работая дома, я вижу как важно иметь навык откладывать на потом развлечения и отдых, выделяя и планируя при этом время на работу/обучение. Текущая ситуация мне показывает, что у меня должна быть выработана культура, отсутствие альтернативы, когда я в рабочем режиме, чтобы я мог с максимальной пользой для себя проводить время.
В очередной раз эксперимент подтверждает, что самоконтроль и моральность, как и прочие навыки и качества ребенка развиваются уже начиная с первых месяцев жизни в первую очередь под воздействием ближайших авторитетных взрослых (родителей, воспитателей или опекунов), а затем социума. Так, в приведенном эксперименте моральность поступков участников зависит в том числе от поддержки сверстниками аморального поведения. Кроме того, интересен тот факт, что способность ребенка реагировать или не реагировать на раздражение определяется в первую очередь не его собственной стратегией, а тем, был ли он научен какой-либо стратегии. Так и во многих случаях педагоги советуют именно давать детям инструменты, конкретные инструкции по решению конфликтов, взаимодействию и т.д. Это дает им возможность непосредственно выходить из сложившихся затруднительных ситуаций, а кроме того учиться создавать собственные стратегии основываясь на опыте и их эффективности.
Из статьи узнала три стадии формирования самоконтроля у детей. Первая (12-18 месяцев) это контроль со стороны значимых взрослых. Вторая — самоконтроль, третья — саморегуляция. При этом дети, которым взрослый помогает (предлагает план, поддерживает) гораздо более склонны к самоконтролю, чем те дети, которым предлагается действовать самостоятельно или концентрироваться не на отвлечении от соблазна, а на задаче, которую ребенок должен выполнить. Особенно важно, что формирование самоконтроля абсолютно необходимо для дальнейшей успешной жизни ребенка. Данная взаимосвязь подтвердилась проведенными исследованиями. В соответствии с этими исследованиями, те дети, которые в детском саду проявляли больший самоконтроль, в дальнейшем ( в подростковом возрасте) появляли черты характера и личностные характеристики, которые позволяли им лучше адаптироваться, быть более компетентными итд итп.
Так вот как саморегуляция появляется… Очень интересно! Я думала с ней рождаются. Для себя я поняла из статьи, что саморегуляция развивается постепенно. Сначала нужно пройти этап контроля, потом самоконтроля и только потом саморегуляция. И что интересно, чем качественнее родительский вклад в развитие и воспитание ребенка, участие со стороны родителя, многовариативность выбора, выстраивание правильной коммуникации и поощрения — тем проще ребенку преодолевать конфликтные ситуации. И еще для меня интересен вывод, что с возрастом меняются стратегии с физических на словесные. Получается, что люди, которые не «довзрослели», не могут себя саморегулировать и самоконтролировать машут кулаками. Почему они это делают? Не научились себя саморегулировать в детстве. Так вот откуда мне хочется подраться с конфликтующим. Я задумалась.
Хорошая статья. Из неё я узнала, что ребёнок проходит через несколько фаз чтобы достичь саморегуляции. Первый этап контроля дети сильно зависят от сигналов опекунов. На втором этапе ребёнок уже помнит правила и варианты ответов. А третьей финальной фазой является уже саморегуляция. Всё это в итоге помогает детям в их поведении и составлении плана действий для сопротивления искушениям в будущем. Очень интересен был тот факт, что на развитие самоконтроля у ребёнка влияют, не только собственные усилия ребёнка, но и действия родителей и других опекунов. Наказания со стороны родителей также играют не малую роль в устойчивости к искушению. Для себя я отметила следующее, что очень сильным мотивирующим фактором является похвала и помощь ребёнку в составлении плана его поведения. И чем ближе мы будем к детям, чем чаще мы будем давать обратную связь их поступкам и действиям, тем увереннее и счастливее будет наш ребёнок в будущем. Всё в наших руках.
Как и во всем в формировании такого механизма как самоконтроль крайне важна мера, умеренность и отсутствие тотального подавления желаний и самовыражения, который очевидно в последствии может стать спусковым механизмом для патологий психики. К тому же при формировании самоконтроля, на первой, предвещающей его стадии крайне важна и личность родителя, чей авторитет и мнение, а соответственно и нормы им диктуемые становятся главными маячками при дальнейшем формировании механизмов самоконтроля. И вряд ли, если, допустим, нестабильные психически мать или отец, подавляющие всю жизнь в себе преобладающее количество желаний и стремлений основываясь при этом на заложенных в себе нормах морали, смогут вложить в чадо адекватный уровень самоконтроля, скорее всего обрекая его на такое же не здравое тотальное подавление и сплошные запреты, которые очевидно повлекут невротические и иные психологические проблемы. Соответственно, прежде чем заниматься привитием ребенку норм морали, которые далее будут формировать его самоконтроль, родителям стоит привести собственные механизмы самоконтроля в адекватное состояние и умеренный уровень.
Узнал, что чес старше становиться ребёнок тем у него повышается самоконтроль. И то что особенно он проявляется если ребёнок не обманывает себя, тем самым ему легче контролировать себя.
Меня впечатлили результаты всех исследований, особенно, про самообман, как раз у многих это развито в противоположную сторону и это сильно влияет как на продуктивность, так и на восприятие жизни.
И эксперимент с предметами которые нельзя трогать, тоже очень интересный и не знал, что чем старше, тем время увеличивается.
С механизмом самообмана, оказывается он начинает работать очень рано и влияет на самоконтроль, думаю в дальнейшем это перерастает и в дисциплину.
Эта информация может быть применима в работе с людьми у которых есть проблема в сосредоточении.
Помочь им повысить самоконтроль за счет выхода из самообмана в самоконтроль.
На идею проблем мотивации, особенно связанного с самоконтролем.
Из статьи узнала, что самоконтроль — это способность сдерживать и направлять свои действия в соответствии с социальными и моральными правилами. Также узнала, что с возрастом самоконтроль увеличивается. Ребенок постепенно проходит фазы — контроль, самоконтроль и саморегуляция. Важную роль в достижении самоконтроля ребенка играют взрослые. Коммуникация, аргументация, дисциплина, правильно выбранные наказания со стороны родителей — всё это помогает в достижении саморегуляции у ребенка.
Впечатлил тот факт, что дети, которые научились терпению, самоконтролю, в будущем более социальны и лучше справляются со стрессом. То есть «хочется — перехочется» из детства работает. Для своего ребенка я сформулировала это так — «Да, но позже». Меня в детстве сильно приучали к самоконтролю. То есть прямо сейчас мало чего было можно. Похоже, грань какая-то всё же должна быть, потому что у меня это выражено гипертрофировано. Я пока не сделаю дело, могу даже не есть и не ходить в туалет. У меня в голове четко стоит — сначала дело, потом всё остальное. Если мне принести любимую пироженку, даже если я её сильно хочу, когда я занята, я в первую очередь доделаю, а потом уже съем. В последнее время я даже борюсь с этим чрезмерным самоконтролем в себе. Я многое не позволяю себе и в последствии — окружающим. Бурю эмоций во мне вызывает тот факт, например, когда середина рабочего дня, а муж сидит в телефоне, просматривая смешные видео.
Читая эту статью, мне стали более понятны механизмы капризности детей и »не выросших взрослых». Т.е потакание своим секундным желаниям, импульсам и требование их не медленного удовлетворения, происходит, тогда когда не сформированы стратегии и методы самоконтроля (саморегуляции), а также не были созданы условия для приобретения такого качества как терпение (принятие ограничений). Также и индивидуальные особенности имеют большое влияние и значение на развитие уровня самоконтроля. На мой взгляд иллюстрацией данного аспекта, является стих Владимира Маяковского »Что такое хорошо и что такое плохо».
Поэтому для успешности в социальной сфере и для приобретения компетенции, необходимо развивать усидчивость , внимательность, сосредоточенность и учиться использовать различные стратегии саморегуляции.
Благодаря статье , теперь знаю определение самоконтроля. Для себя отметила, что развитие самоконтроля у ребёнка связано с возрастом, т е с взрослением ребёнка. Чем старше становиться ребёнок, тем развитее функция самоконтроля у него. Так же интересное наблюдение прочитала в статье, что научив детей не обманывать себя, можно повысить самоконтроль. Я бы применила это заключение и ко взрослым. Как я поняла у взрослых проблема с самоконтролем может быть из за того, что они обманывают себя, не научившись в детстве этого не делать. Ещё я замечала, что дети у возрастных родителей более развиты и спокойнее. В статье я нашла этому объяснение, так родители сами взрослея больше применяют словесный контроль, чем физический. Видимо больше общаются, поясняют все ребёнку не создавая напряженной обстановки физическим наказанием. Оказывается, как я поняла из статьи, все взрослые , которые более компетентны в познавательном плане, ещё детьми развили в себе навык откладывать удовлетворение сиеминутных желаний. Видимо так ребёнок учиться справляться со стрессом. И эта возможность , при таком условии , будет больше развита у детей из малообеспеченных семей. Когда родители говорят, давай потом купим, надо подождать.
Я узнал о фазах развития у ребенка саморегуляции — контроль, самоконтроль и, собственно, саморегуляция. Узнал о влиянии развития самоконтроля у ребенка в раннем возрасте на развитие в будущем его компетенций в познавательном и социальном плане. На примере эксперимента с клоуном я узнал о том, что эффективная помощь заключается в предложении стратегий сопротивления искушению. Сравнивая стратегии из эксперимента и их эффективность, я увидел еще одно подтверждение того, что знание всегда побеждает незнание. А именно, отворачиваться от соблазна, делать вид, что его нет — не так эффективно, как сознательное противостояние ему. В моей учебе в ВИПСИ также — я изучаю свои рефлексы и механизмы, чтобы «знать врага в лицо», а не прячу голову в песок или испытываю депрессию от того, что не понимаю, что со мной происходит. Меня посетила идея о том, что нам с женой в семейном быту следует разъяснять дочке наше поведение, тогда когда мы ругаемся при ней или демонстрируем иное иррациональное поведение. Это поможет ей выделять то, чему стоит учиться у нас, а что не повторять.
Спасибо за познавательную и подробную статью о развитии самоконтроля у детей. Из нее я узнал, что развитие самоконтроля (саморегуляции) проходит в несколько этапов. Важным отличием собственно самоконтроля является развитие у ребенка способности соответствовать ожидания их опекуна в его отсутствие. Это является своеобразным следствием закрепления полученных социальных навыков и способности прогнозировать последствия своего поведения у ребенка. Интересно также было узнать о различных способах, к которым прибегают дети для борьбы с нежелательными соблазнами. Особенно мне понравился пример про переопределение объекта. Здесь очень наглядно видна сила влияния социальных факторов на формирование поведения ребенка, что ему даже приходится включать фантазию.
Отметил для себя, что немаловажным фактором для достижения эффективности самоконтроля является наличие у ребенка конкретного плана по его преодолению. Таким образом, четкие внешние инструкции помогают ему проще поддерживать посыл на выполнение основной задачи.
Ну и, наконец, заключительные исследования о влиянии ранней способности к саморегуляции на способности к саморазвитию и успешности в дальнейшем произвели на меня довольно большое впечатление. Это еще раз подчеркивает важность правильного воспитания ребенка для повышения вероятности его успеха в дальнейшей жизни.
Как это часто бывает, могу сказать, что статья очень полезная. Спасибо. С одной стороны очень удивился, что в таком раннем возрасте у ребенка уже начинает выстраиваться линия поведения в плане саморегуляции и самоконтроля. Никогда бы не подумал, что с одного года ребенок уже демонстрирует осведомленность о социальных требованиях и задачах. Кстати, жаль, что следующие этапы не расписаны по возрастам. Все время, читая такие статьи, я думаю о том, чтобы не забыть эту информацию и стараться применять ее со своими будущими детьми. Очень бы хотелось воспитать ребенка правильно. Научить его жить, чтобы ему было легче справляться с проблемами, которые есть в этом мире. Ведь стадии описанные в этой статье очень важные. И я понимаю по себе, что я недовоспитан в этом плане. У меня отсутствует в должной мере дисциплина, которая как раз и складывается их этих факторов. И отложить развлечение на потом, а заняться делом сейчас — для меня большая проблема. Надеюсь, к моменту рождения моих детей, я еще больше продвинусь в саморазвитии, чтобы показать правильный пример. Спасибо.
С интересом прочитала про стадии развития самоконтроля. На первой стадии дети только определяют для себя социальные требования и задачи, которые предлагаются воспитателями, и самостоятельно себя еще не контролируют, т.е. нужна команда взрослого. Вторая стадия – с применением полученных на первой стадии навыков самостоятельно, но в пределах стандартных, типовых ситуаций. И только после этого ребенок способен создать свою стратегию или план поведения в сложной и новой для него обстановке. При этом интересно, что при противостоянии искушению более продуктивен план, который направлен не на выполнение конкретной задачи, а на устранение препятствия, и чем более конкретно он прорисован, тем проще справиться с искушением. Т.е. маленьким детям проще следовать заранее предложенному действию, чем самим составить тактику своего поведения и понять, какая из нескольких будет лучшей. Так же закономерен тот факт, что способность к самоконтролю в дошкольном периоде, даже на уровне простых тестов, определяет дальнейшую социальную и познавательную компетентность. Получается, что такие дети более способны направлять свою энергию, когнитивные способности в сторону собственного развития, познания, быть более сосредоточенными в плане удовлетворения своих социальных потребностей.
Спасибо за интересную статью. Интересно было провесит про фазы саморегуляции, через которые проходит ребёнок. Самоконтроль для ребёнка безусловно важен и важно выработать эту привычку с детства. Здесь конечно все зависит от родителей, тем нужно быть более аккуратными в своём поведении, соответсвенно подавая положительный пример своему ребёнку. Интересно было узнать, что в эксперименте, где нельзя было трогать привлекательные вещи, детям по старше нужно было больше времени, для принятия решения. Думаю там боде играет наличие жизненного опыта и побольше знаний. Вот эксперимент с клоуном тоже был интересен, но я думаю, что конечно же логично, когда дети с инструкцией лучше справились с заданием, недели те, у которых ни плана ни инструкции не было. Я думаю так везде, в том числе и во взрослой жизни, чем конкретнее инструкции, тем лучше и качественнее выполнена задача,
Я помню передачу в котором описывался этот эксперимент с откладыванием удовлетворения своей потребности. И там делался как раз вывод, что ранняя способность подавлять импульсы и откладывать удовлетворение сиюминутных желаний может быть важной предпосылкой дальнейшей компетенции. Это соотносится и с моим личным опытом. Если я обладаю терпением, то многое можно достигнуть. Терпение и труд все перетрут. И эта способность у детей развивается как и все остальные способности. В статье для меня это четко показано. Удивительно, что с такого раннего возраста это все происходит. И что в начале важно отвлекать ребенка и переключать его внимание от его желаний, а уже потом с взрослением уже пытаться ему что-то обьяснить.
Интересная и достаточно всеобъемлюящая статья, основным выводом которой для меня стало — понятие самоконтроля в в раннем возрасте у детей является предпосылкой для более компетентного развития во взрослом состоянии. Было новым узнать этапы формирования самоконтроля у детей. ТО есть как и во взрослом, так и детском состоянии для любого человека важно держать себя в руках. Не поддаваться сиюминутным желаниям и похотям. Удовлетворение мимолетной потребности не является толчком для структурированного развития в дальнейшем. А вот способность отказаться и преодолеть свои выдуманные потребности только делают человека сильнее. Свободнее от потребительского характера отношения к окружающему миру.
Из статьи узнала, как формируется самоконтроль, было выявлено три фазы — контроль родителя или опекуна маленького ребенка, самоконтроль и саморегуляция. Очень интересным показался эксперимент с клоуном и выполнением заданий. Для себя отметила, что четкое инструктирование детей о том, что нужно говорить себе «Я не смотрю на клоуна, а выполняю задание» дошкольного возраста позволяет им успешно справляться с заданием и терпеть искушение. Также рассмешило то, как детки терпели, чтобы не поддаться искушению — садились на ручки, мысленно видоизменяли лакомство или занимались самовнушением. Обязательно научу этим способам сына.Также заинтересовали выводы, сделанные по итогам проведенного эксперимента о том, что те дети, которые в маленьком возрасте могли терпеть, откладывать удовольствия (конфеты, лакомство) на потом, в подростковом возрасте показывали лучшие результаты и самоконтроль. Есть над чем подумать. Спасибо за статью!
Из статьи я узнал о стадиях формирования саморегуляции у детей. Из описанного исследования меня больше всего удивило то, что лучшие результаты в саморегуляции показывали те дети, у которых был план. Причём особо не важно, какой план и кто его предложил. Т.е. сама по себе самодисциплина может и не появиться у ребенка если ему на определённом этапе не предложить некоторые стратегии. По ходу прочтения у меня возник вопрос, могут ли дети сами осознавать, что повлияло на их эффективность в самоконтроле. Сколько я себя помню проблем с самоконтролем у меня особых не было. В детстве я мог себя сдержать от того, чтобы съесть все конфеты сразу, а распределить их более-менее равномерно на какой-то обозримый период. Ту же ситуацию я наблюдаю и с деньгами: ещё с детства я не тратил всё появляющиеся у меня средства. Наоборот, старался не тратить минимально, а предпочитал копить и откладывать, даже не имея определённой цели для этих накоплений. Я думал, что легко могу контролировать своё поведение, но в 18 лет, я понял, что с курением это не работает. Несколько раз я пробовал разные стратегии, но в итоге воспользовался проверенным планом из книги и это сработало.
Спасибо за статью. Достаточно интересное исследование, которое показывает, как развивается самоконтроль и саморегуляция. Из статьи я узнала, что чем взрослее ребенок, тем более охотнее он выполняет задания взрослого, что в дошкольном периоде самоконтроль намного выше, чем в раннем детстве, что также подтверждают проводимые исследования. Также для меня было интересным узнать, что по мере развития дети не только учатся более эффективно использовать стратегии самоконтроля, но и лучше осознают, какие стратегии лучше использовать, а на развитие самоконтроля значительно влияют не только собственные усилия ребенка, но и действия его родителей. Интересен тот факт, что дети, которые могли откладывать получение удовольствие, т.е. имели более развитый самоконтроль, по сравнению со своими сверстниками, вырастали наиболее приспособленными для удовлетворения своих социальных потребностей.
Спасибо большое за статью!
Она оказалось очень полезной и, что еще важнее, актуальной, поскольку именно сейчас моя сестра находится в предшкольном возрасте и я примерно понимаю, о чем говорит автора, а где-то даже могу отследить механизмы и закономерности. Так, я понял, что для большей эффективности откладывания ребенку до 3 класса лучше дать конкретную сформулированную фразу, иначе сам он едва ли хорошо справится с этой задачей. И действительно, я замечал это с своей сестрой, что она может повторять мою фразу, которой я объяснял, почему мы что-то не делаем именно сейчас. С другой стороны, я сам недавно сестре предложил: либо мы сейчас играем с тобой вместе, либо вечером смотрим вместе кино. Она выбрал игру вместе, хотя по времени она менее продолжи,и чем фильм. После игры она сказала, что лучше бы выбрала вместе смотреть фильм. Возможно, она именно быстрее хотела начать контакт со мной, не дожидаясь вечера.
Благодарю за статью ! С интересом прочитала и выявила для себя несколько важных моментов . Одно из них, что самоконтроль- это сдерживание своих способностей в соответствии с моральными и социальными правилами. Ознакомилась с фазами , который проходит ребёнок на пути постижения самоконтроля . Их три: контроль, самоконтроль, саморегуляция. Узнала , что на пути развития самоконтроля важно правильно рассчитать наказание за не соблюдение правил и правильно объяснять ребёнку, для чего ему нужно соблюдение этих правил.
Для себя так же отметила , что очень важным мотивационным стимулом является похвала ребёнка. И очень полезным оказался тот факт, что ранняя способность подавлять свои импульсы и откладывать удовлетворение желаний могут быть важной предпосылкой дальнейшей успешной самореконтроля.
В своём воспитании детей я очень много внимания уделяю самоконтролю . То есть, учу ребёнка отслеживать своё поведение, он самостоятельно учиться планировать свой день. Я обсуждаю с ним, какие у него планы , он сам принимает решение как ему распорядиться временем. Считаю , что навыки саморегуляции — это важный ключ к независимости и свободе .
Спасибо за статью! Самоконтроль — это то, чего у меня никогда не было и нет. Причем я всегда сама испытываю стыд, когда в очередной раз выбираю менее привлекательную «игрушку» сейчас, а не более привлекательную — позже. Согласно данной статье, что бы сформировать у ребенка правильные реакции с последующим самоконтролем, нужно предложить ему план, соответственно мне как взрослому человеку нужно создать себе план самостоятельно и продумать, что я буду делать тогда, когда всякого рода искушения будут испытывать меня. В начале этот план будет более детальным, разбит на маленькие несложные операции и только значительно позже можно переходить к более абстрактному плану, когда можно будет говорить о самоконтроле.
В статье я познакомилась с фазами достижения саморегуляции . Да и вообще статья очень для меня познавательная . Прочитав название , подумала «ладно у детей , мне бы самой самоконтроль бы развить». Потом задумалась , что если в детстве это не развить , то потом только через сверх сверх усилия . Прочитав о том , что чем старше дети , тем лучше они выполняют поручения взрослых , вспомнила себя . Мне кажется у меня был обратный процесс . В раннем возрасте , если мне мама говорила что-то сделать и просто брала и делала . Чем старше , тем больше сопротивлений . Помню , картона писала мне распорядок дня с заданиями по часам . Я даже помню , как ей говорила , что я чувствую себя , как в тюрьме .хотя может дело было не в поручениях , а в том , как они до меня доносились .
После прочтения данной статьи я полностью осознал насколько важен самоконтроль для детей и к чему он может привести если его развивать должным образом. Меня удивило на сколько важен самоконтроль в развитии , ведь повзрослев данный фактор становится очевидным и многократно влияет на успешность человека. познакомился с такими понятиями как вербальные стратегии контроля и каким образом родители помогают ребенку их развивать. В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне возможность аргументировано объяснить родителям у которого сложный ребенок для каких целей ему стоит развивать само контроль и какие методик существует в данный момент времени. Главной идеей после прочтения данной статьи считаю способность родителей дать возможность их ребенку развить в себе навык самоконтроля с их непосредственным участием.Спасибо.
Благодарю за статью!
Считается, что нравственное развитие детей базируется на трёх составляющих: моральное развитие, развитие альтруизма и развитие агрессии.
Нет единой теории о моральном развитии детей: авторы статьи приводят несколько вариантов разных специалистов.
Самоконтроль и способность регулировать поведение в соответствии с социальными и моральными правилами проходит поэтапно: внешний контроль, самоконтроль, саморегулирование.
Авторы статьи точно указали некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание и психологам, и самими родителям.
– альтруистическое поведение проявляется очень рано: малыш в возрасте 1-2 лет уже может помогать и реагировать на переживания окружающих. Родным ребёнка нужно аккуратно и чутко поощрять его поведение: воспитывать в нём добрую отзывчивость, а не слепую жертвенность и чувство вины.
– дисциплина не должна проявляться в физическом наказании. Её избыточная строгость, как и полное отсутствие, повышают агрессию ребёнка.
– ответ агрессией на агрессию не результативен. Гораздо лучше желательное поведение вырабатывают поощрение, юмор и осмысленная беседа с ребёнком.