Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Наличие бороды может влиять на то, насколько люди доверяют вам, но эффект зависит от возраста и стиля бороды. Новое исследование, опубликованное в журнале Acta Psychologica, показало, что молодые мужчины со светлой щетиной воспринимаются как более привлекательные, и, как следствие, им доверяют больше денег в финансовой игре, основанной на доверии. Однако подобное не наблюдалось среди мужчин постарше или у тех, у кого была полная борода. Исследование добавляет нюансы к популярным представлениям о так называемой «премии за красоту», показывая, что внешность повышает доверие, но при определенных условиях.

Под «премией за красоту» понимается идея о том, что привлекательные люди, как правило, получают более благосклонное отношение в различных социальных и экономических ситуациях. Исследования показали, что привлекательных людей чаще берут на работу, они получают более высокую зарплату и к ним более снисходительное отношение в суде. Эти преимущества могут распространяться и на межличностное доверие.

Поскольку растительность на лице может формировать представления о мужественности, доминантности и привлекательности, исследователи из Папского католического университета Параны в Бразилии и Университета Сетон-Холл в США решили проверить, влияют ли различные стили бороды на степень доверия и влияет ли возраст эту взаимосвязь.

«Несмотря на то, что «премия за красоту» хорошо известна в литературе, мы заметили нехватку исследований, изучающих, могут ли люди манипулировать этой «премией» в своих интересах», — отмечает Анжела Кристиане Сантос Повоа и ее коллеги. В 2020 году мы опубликовали в Journal of Economic Psychology работу под названием «Доступна ли премия за красоту всем?», в которой изучили влияние макияжа на доверие и обнаружили, что нанесение макияжа повышает уровень доверия. Новая работа дополняет предыдущую, в ней основное внимание уделяется мужчинам, а также изучается роль волос на лице, в частности бороды, и их влияние на доверие».

Исследователи разработали лабораторный эксперимент, основанный на стандартной игре на доверие. 171 студент бразильского университета играл роль человека, решающего, сколько денег доверить другому игроку, доверенному лицу. Доверенные лица не были реальными участниками, а были представлены стандартными фотографиями мужчин с разными прическами и разного возраста. Эти изображения были изменены с помощью программного обеспечения для редактирования фотографий, чтобы создать шесть вариантов: чисто выбритые, с легкой щетиной и полной бородой, каждый из которых был изображен либо моложе, либо старше.

Участники играли в игру на доверие три раза, каждый раз в паре с новой фотографией доверенного лица. После каждого решения они оценивали привлекательность доверенного лица и отмечали все выделяющиеся черты. Фотографии мужчин показывались с нейтральным выражением лица, и у участников не было никакой другой информации о них. Мерой доверия служила сумма денег, переданная доверенному лицу.

Исследователи проверили, насколько реалистичны их фотоманипуляции. В отдельном задании 43 человека пытались определить, какая из версий фотографии не подвергалась изменениям. В среднем они правильно определяли оригинальное изображение только в 11,6 % случаев, что значительно ниже 16,7 %, ожидаемых по случайности. Это говорит о том, что изменения возраста и волос на лице были убедительно реалистичными.

Результаты не показали общего влияния типа бороды на доверие. Однако пожилые доверенные лица получали больше денег, чем молодые, независимо от их прически. Это подтвердило идею о том, что возраст сам по себе повышает уровень доверия.

Однако при дальнейшем анализе результатов обнаружилась более сложная закономерность. Среди более молодых доверенных лиц те, у кого была легкая щетина, получали значительно больше денег, чем их чисто выбритые или полностью бородатые коллеги. Для доверенных лиц постарше такого эффекта не наблюдалось.

«Изначально мы предположили, что любой тип бороды будет способствовать повышению уровня доверия», — отмечают исследователи. «Однако результаты показали, что только легкая щетина повышает уровень доверия. Однако этот эффект не был универсальным, так как он наблюдался только среди молодых людей со светлой щетиной. Эти результаты опровергают предыдущие данные, согласно которым все формы волос на лице одинаково повышают как доверие, так и привлекательность мужчин».

Оценки привлекательности следовали аналогичной схеме. Доверенные лица со светлой щетиной были оценены как более привлекательные, чем чисто выбритые, и немного привлекательнее, чем те, у кого была полная борода. Опять же, эти эффекты наблюдались только у молодых лиц. Среди пожилых стиль бороды не влиял на восприятие привлекательности.

Чтобы выяснить, объясняет ли привлекательность рост доверия к более молодым мужчинам с щетиной, исследователи провели статистический анализ. Они обнаружили, что рост доверия был косвенно обусловлен увеличением привлекательности. Другими словами, светлая щетина делала молодых мужчин более привлекательными, и эта привлекательность заставляла участников доверять им больше денег. Подобного эффекта опосредования не наблюдалось ни для пожилых мужчин, ни для других стилей бороды.

Эти результаты частично подтверждают идею о том, что волосы на лице повышают доверие, но предполагают, что этот эффект сильно зависит от возраста и типа бороды. Вопреки предыдущим исследованиям, предполагающим, что все типы волос на лице сигнализируют о доверии, в данном эксперименте было обнаружено, что преимуществом в доверии пользуются только молодые мужчины со светлой щетиной. Это согласуется с результатами более ранних исследований, согласно которым светлая щетина часто считается наиболее привлекательной.

Оценки привлекательности следовали аналогичной схеме. Доверенные лица со светлой щетиной были оценены как более привлекательные, чем чисто выбритые, и немного более привлекательные, чем те, у кого была полная борода. Опять же, эти эффекты наблюдались только у молодых лиц. Среди лиц более старшего возраста подобного эффекта не было выявлено.

«Основная идея нашей работы заключается в том, что полученные результаты указывают на то, что при взаимодействии незнакомых людей вероятность того, что кто-то будет доверять другому человеку, также зависит от визуальных признаков», — считает г-жа Повоа и ее коллеги. «В частности, похоже, что люди используют наличие или отсутствие бороды в качестве одного из таких визуальных признаков, а наличие легкой щетины повышает уровень доверия».

Несмотря на то, что исследование дает ценные сведения, оно также имеет ряд ограничений. В выборку вошли только студенты бразильских университетов в качестве доверенных лиц, что ограничивает возможность обобщения с другими культурными или возрастными группами. Доверенные лица изображались только как белые мужчины, и были представлены только две широкие возрастные группы.

В исследовании также проверялись только три типа бород, без учета таких вариантов, как усы, «козлиные бородки» или пестрая щетина. Культурные ассоциации со стилем волос на лице, такие как образ хипстера, связанный с полной бородой в бразильской молодежной культуре, также могут влиять на восприятие не до конца учтенными способами.

«Будущие исследования должны расширить возрастной диапазон, культурную среду и типы волос на лице, а также рассмотреть динамические стимулы, чтобы отразить сложность реального мира в принятии решений о доверии на основе внешнего вида», — отмечают исследователи.

Общая цель этого исследования — углубить наше понимание того, как внешность влияет на принятие финансовых решений, особенно в контекстах, связанных с доверием, сотрудничеством и оценкой надежности. Основываясь на фундаментальных выводах, связанных с «премией за красоту» и предубеждениями, основанными на внешности, это направление исследований призвано способствовать раскрытию психологических и социальных механизмов, которые опосредуют влияние черт лица, таких как волосы на лице, возраст и воспринимаемая привлекательность, на доверие и финансовые решения».

«Мы считаем, что было бы очень ценно повторить это исследование в других странах и культурных контекстах», — заключили исследователи. «Расширение межкультурного охвата — одна из наших основных целей, и мы активно ищем новых людей, заинтересованных в объединении усилий для проведения сравнительных исследований. Мы приглашаем исследователей и учреждения, которые интересуются этой темой, связаться с нами и изучить возможности партнерства».

Исследование «Является ли борода мужским макияжем? Экспериментальное исследование восприятия доверия на основе внешнего вида», авторами которого стали Анжела Кристиане Сантос Повоа, Уэсли Печ, Хуан Хосе Каму Виакава, Хендриго Бернарди Корндорфер и Лукас Касонато Хасинто.

 

Оригинальная статья: Eric W. Dolan — Facial hair influences trust and attractiveness—but only among a specific group of men, April 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, красота, доверие, мужчины, борода, психологические исследования, привлекательность

70230cookie-checkБорода влияет на доверие и привлекательность, но только у определенных мужчин
Разработка и продвижение сайтов webseed.ru