Биологические гипотезы происхождения гиперактивности

С научной точки зрения, наиболее правдоподобными объяснениями гиперактивности считаются две гипотезы: биологическая и гипотеза влияния окружающей среды.

Биологическая гипотеза

В течение многих лет ведущим биологическим объяснением гиперактивности считалась некоторая форма минимальной мозговой дисфункции. При этом повреждений или патологий мозга c помощью измерений не было обнаружено (Bax & MacKeith, 1963). Более поздние исследования подтвердили положение о том, что у некоторых детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может возникнуть некоторая дисфункция мозга. Разные люди по-разному реагируют на один и тот же уровень стимуляции. Некоторые люди чрезмерно реактивны и могут нуждаться в меньшей стимуляции. Другие наоборот недостаточно активны и могут искать более высокие уровни стимуляции. Предполагается, что дети с дефицитом внимания/гиперактивностью недореактивны, а их чрезмерная активность и импульсивное поведение являются попытками добиться большей стимуляции (Anastopoulos & Barkley, 1988; Whalen, 1989). Это объясняется аномалиями нейротрансмиттеров в головном мозге, но эта гипотеза все еще остается спекулятивной.

Считалось, что самым убедительным доказательством некоторой дисфункции головного мозга является парадоксальное воздействие психостимуляторных препаратов на гиперактивных детей. Известно, что стимулирующие препараты повышают бдительность у взрослых и иногда легально или нелегально используются для усиления возбуждения, повышения энергии и борьбы с усталостью. Парадоксально, но именно этот стимулирующий препарат замедляет гиперактивных детей. Именно этот парадоксальный эффект является одним из доказательств теории о наличии повреждения мозга или мозговой дисфункции у гиперактивных детей (Whalen & Henker, 1976). Психостимуляция по сей день является популярным методом лечения данного расстройства.

Однако, во время проведения исследований упускалась очень важная часть данных. Никто не мог дать ответ на вопрос о том, как психостимуляторы влияют на нормальных детей. Данный эксперимент считался неэтичным. Это выглядело ироничным на фоне того, что каждый год врачи назначали сотням тысяч гиперактивных детей психостимуляторы не имея при этом достаточной доказательной базы. В итоге, этот вопрос все-таки был решен и группа ученых под предводительством Раппопорт (Rapoport et al., 1978) получила разрешение от Национального Института психического здоровья США на экспериментальные дозы психостимуляторов для нормальных детей. Результаты оказались чрезвычайно важными. Было установлено, что психостимуляторы оказывают одинаковое влияние и на гиперактивных, и на нормальных детей. Препарат повышает внимание и снижает не относящуюся к делу активность. Этот эффект оказался равен тому, когда взрослый человек принимает психостимулятор в малой дозе. В итоге ученые пришли к выводу, что парадоксальный эффект на самом деле им не является. Благодаря этому исследованию и некоторым другим более поздним исследованиям гипотеза о минимальной дисфункции мозга была отвергнута (Rutter 1982; Whalen, 1989).

Существуют еще несколько биологических теорий, которые в научных кругах считаются более достоверными чем гипотеза о минимальной дисфункции мозга. Например, диета ограничения потребления пищевых консервантов и прочих добавок доктора педиатра аллерголога по фамилии Файнголд получила множество восторженных отзывов. Но в то же время, только небольшая подгруппа детей стала проявлять признаки гиперактивности при введении в их рацион различных добавок (Conners, 1980). Другие исследователи обнаружили субклинически повышенный уровень свинца в крови у некоторых гиперактивных детей и предположили, что это может быть причиной гиперактивности (David, Hoffman, Sverd, & Clark, 1977). Известно, что отравление свинцом вызывает серьезные интеллектуальные и поведенческие трудности у детей (Chalkin, 1979). Хотя, в то же время есть предположение, что не свинец приводит к гиперактивности, а гиперактивность приводит к тому, что дети склонны употреблять свинец.

В настоящее время, пожалуй, самая популярная биологическая гипотеза заключается в том, что гиперактивность является генетическим заболеванием. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что уровень активности более схож среди пар монозиготных близнецов чем в парах дизиготных близнецов. В то же время, это открытие не обязательно распространяется на гиперактивность. Плюс оно не исключает влияние окружающей среды. Исследования по усыновлению близнецов необходимые для проверки генетических гипотез просто не были проведены (Ross & Ross, 1982).

Психологическая гипотеза

В качестве альтернативы биологическим гипотезам некоторые исследовали выдвигают мнение, что гиперактивность является следствием окружающей среды. Различные социальные и семейные факторы стресса, бедность, низкий уровень образования, дезорганизация семьи и неумелое воспитание были связаны с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (Campbell, Breux, Ewing, & Szumovski, 1986; Goodman & Steven son, 1989; Rutter, 1989). Большая часть исследований была сосредоточена на отношениях между родителями и детьми. Было обнаружено, что матери гиперактивных детей, как правило, более контролирующие, навязчивые и менее ласковые и поддерживающие, чем матери нормальных детей. Все эти качества могут влиять на поведение детей (Mash & Johntson, 1982; Goodman & Stevenson, 1989). Правда здесь возникает другой вопрос. Является ли поведение матерей причиной или же, наоборот, следствием гиперактивности.

Ряд различных исследователей разработали умный метод проверки этого вопроса (Barkley & Cunningham, 1979; Humphries, Kinsbourne & Swansone, 1987). Данная группа ученых сравнила диады мать+гиперактивный ребенок в тот момент, когда ребенок принимает психостимуляторы и затем в момент, когда ребенок принимает плацебо (сахарные таблетки без активных ингридиентов). Данное исследование дало возможность предположить, что негативное поведение матерей является скорее следствием, чем причиной гиперактивности ребенка. Когда дети находились под влиянием препаратов, их отношения с матерями налаживались и напоминали отношения в парах «мать и нормальный ребенок» (Barkley & Cunningham, 1979; Humphries et al., 1978). Данное исследование в очередной раз продемонстрировало взаимное влияние детей на взрослых людей и наоборот. Хотя навязчивое поведение матери может первоначально  быть именно реакцией матери на гиперактивного ребенка, эта реакция в дальнейшем  является обострением проблем самого ребенка. Поэтому ученые пришли к выводу, что в данной ситуации целесообразно направить усилия на изменение модели взаимодействия между матерью и ребенком.

Вывод

Единого ответа на вопрос, откуда берется гиперактивность — нет. Данное расстройство можно назвать гетерогенным с множеством причин. Например, в некоторых случаях повреждение головного мозга может вызвать гиперактивность, а генетика, отравление свинцом, пищевые агенты и окружающая ребенка среда могут в конечном итоге объяснить другие случаи. В настоящее время невозможно точно определить причину гиперактивности. А также предсказать на какое лечение ребенок ответит наилучшим образом. Однако, два вида лечения являются наиболее популярными в настоящее время. Речь идет о психостимуляторах и поведенческой терапии.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психопатология развития ребенка, гиперактивность, импульсивность у детей, сдвг признаки, невнимательность у детей, сдвг, дефицит внимания,  псиблог, психопатология развития, биологическая гипотеза гиперактивности,  гиперактивность причины, причины гиперактивности, поведенческая терапия

Оставайтесь в курсе и на facebook