Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Два астронавта, застрявшие в космосе, могут показаться сюжетом голливудского блокбастера, но для двух членов экипажа НАСА это уже реальность. Командир Барри Уилмор и пилот Сунита Уильямс в настоящее время находятся на Международной космической станции (МКС).

Они прибыли на космическом корабле Boeing Starliner — это первое испытание корабля с астронавтами. Предполагалось, что Уилмор и Уильямс пробудут на МКС около восьми дней и вернутся на том же корабле. Однако сейчас ведутся споры о безопасности Starliner после того, как на пути к МКС у него произошла утечка гелия и возникли проблемы с двигателями.

Вскоре НАСА и Boeing могут принять решение и разрешить космонавтам вернуться на Землю на Starliner. Это означает, что их пребывание на МКС не сильно затянется. Но если чиновники примут решение против, астронавтам придется пробыть на орбите еще полгода. Как же астронавты справляются с потенциальным полугодовым ожиданием возвращения домой?

Ждать трудно и в обычной ситуации. Обычно, ожидание вызывает разочарование, стресс и тревогу. Но в экстремальных ситуациях, с высокими ставками, оно может стать очищением.

Частично ожидание трудно объяснить тем, что оно искажает ощущение времени. Вспомните, как вы в последний раз ждали задерживающийся поезд, результаты теста или сообщение от потенциального нового партнера. Это время пролетело или тянулось целую вечность? Для большинства людей время, проведенное в ожидании, ползёт очень медленно. В результате задержки периоды ожидания часто кажутся намного длиннее, чем они есть на самом деле.

Ожидание замедляет восприятие времени, потому что оно меняет количество времени, которое мы тратим на размышления об этом самом времени. В обычной повседневной жизни мы часто не обращаем внимания на время. Наш мозг имеет ограниченные возможности. Если время не имеет значения, мы просто не думаем о нем, и это помогает ему быстро пройти.

Когда мы ждем, наше желание знать, когда ожидание закончится, увеличивает количество наших мыслей о времени. Из-за такого «слежения за часами» может складываться ощущение, что время ползет со скоростью улитки. Стресс, дискомфорт и боль усиливают этот эффект, а значит, ожидание в сложных ситуациях может казаться еще более долгим.

Ожидание также замедляет наше восприятие времени, потому что это то, что мы делаем, и то, что мы чувствуем. Обычная жизнь занята и полна постоянно меняющихся действий и взаимодействий. Внезапная необходимость ждать останавливает течение жизни, зачастую нам просто нечем заняться, что повышает уровень скуки и разочарования.

В общем, время, наполненное активностью, проходит быстрее. Мы все почувствовали это на себе во время самоизоляции. Когда застряли дома, не имея возможности видеться с друзьями и заниматься обычными повседневными делами, потеря привычного образа жизни и отвлекающих факторов привела к тому, что время для многих потянулось крайне медленно.

Для астронавтов, застрявших на МКС, беспокойство о том, когда они вернутся, ограниченные возможности для занятий и меньшее количество возможностей связаться с друзьями и семьями — все это приводит к тому, что ожидание возвращения домой кажется им значительно более долгим, чем шесть месяцев, если, конечно, до этого дойдет.

Однако мы, как ученые, изучающие влияние времени на психологию и биологию человека, работаем с членами экипажа на исследовательских станциях в Антарктиде, чтобы пролить свет на то, отличается ли ожидание в экстремальных условиях от ожидания в обычной повседневной жизни.

Год в Антарктиде

Хотя застрять на шесть месяцев на МКС может показаться многим худшим кошмаром, ученым нередко приходится проводить длительные периоды в изоляции и замкнутом пространстве в экстремальных условиях. Каждый год такие организации, как Аргентинский антарктический институт (использующий антарктическую станцию Бельграно II), Французский полярный институт и Итальянская антарктическая программа, в сотрудничестве с Европейским космическим агентством (все они используют антарктическую станцию Конкордия), отправляют команды людей на срок до 16 месяцев для проведения исследований на замерзшем континенте.

Во время полярной зимы, которая длится с марта по октябрь, команды проводят шесть месяцев в кромешной тьме, а с мая по август — в полной темноте, при температуре до -60 °C, скорости ветра 160 км/ч (100 миль/ч) и штормах, которые препятствуют почти любой активности на открытом воздухе. Ограниченное интернет-покрытие также лишает постоянной связи с внешним миром.

В течение последнего года мы исследовали, как жизнь в Антарктиде влияет на восприятие людьми времени. Каждый месяц мы спрашивали членов экипажа, как, по их мнению, проходит время по сравнению с тем, что было до начала миссии. Запертые на базе, с ограниченным контактом с внешним миром, можно было бы ожидать, что время будет тянуться очень медленно. Однако наши результаты говорят об обратном.

Анализ опыта членов экипажа показал, что постоянная занятость сложными задачами, такими как научные исследования, помогает времени течь быстро. Об этом свидетельствуют 80 % ответов членов экипажа. Лишь в 3 % ответов говорится о том, что время тянулось медленно, причем эти сообщения поступали, когда ночи были длинными, а дел было мало.

Этот опыт может дать надежду тем, кто застрял на МКС. Как и жизнь на антарктической станции, астронавты НАСА ведут напряженное и требующее умственных усилий существование. Эти факторы могут помочь времени пройти быстро.

Однако ключевым фактором их ожидания может стать способность терпеть неопределенность в вопросе о том, когда они вернутся. Уилмор и Уильямс проведут время в пространстве, эквивалентном внутреннему пространству самолета Boeing 747. Но более полная информация о том, «когда» все произойдет и «почему» происходят задержки, помогает людям терпимее относиться к ожиданию и уменьшить его влияние на самочувствие.

Оригинальная статья: Ruth Ogden, Daniel Eduardo Vigo, August 2024

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, космос, космонавты, автронавты, полеты в космос, время, Антарктида.

67780cookie-checkАстронавты: как полгода в космосе меняют восприятие времени