Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Роль нарциссизма и воспринимаемой значимости

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

— Агрессия чаще случается, когда затрагивается самооценка или чувство собственной значимости.

— Нарциссизм искажает межличностные отношения и связан с агрессивным поведением в сети.

— Существует множество неагрессивных способов восстановить, поддержать и усилить чувство собственной значимости.

На этой неделе на занятиях по социальной психологии мы говорили об агрессии, которая обычно определяется как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда кому-либо. Мы отметили исторические тенденции насилия, социальные и культурные факторы, которые могут влиять на агрессию, и мимоходом указали на новую онлайн-среду, где агрессия может проявляться по-разному, например, через кибербулинг, язык ненависти, троллинг, политическую нетерпимость, флейм и преследование. Понять проблему агрессии в Интернете непросто, но полезно начать с одного из основополагающих описаний агрессии в литературе по социальной психологии: гипотезы фрустрации-агрессии.

Еще в 1939 году Доллард и его коллеги предложили гипотезу фрустрации-агрессии. Они утверждали, что агрессия всегда является следствием фрустрации, а фрустрация всегда приводит к той или иной форме агрессии. Теория горячо оспаривалась и модифицировалась на протяжении десятилетий исследований. Эксперименты не подтверждали утверждение, что фрустрация всегда приводит к агрессии, или, более того, что агрессия всегда является следствием фрустрации. Например, иногда фрустрация вполне объяснима и может вызывать раздражение, но не агрессию (например, когда человек постоянно прерывает совещание, на котором мы присутствуем, из-за неисправности своих наушников).

В недавнем обобщении Круглански и его коллег говорится о том, что фрустрация приводит к агрессии только при определенных условиях. Они утверждают, что агрессия — это изначальное средство утверждения власти и доминирования в ответ на воспринимаемую угрозу чувству «значимости» или «важности». Когда человек переживает потерю значимости (например, в результате унижения, исключения или неудачи), то может реагировать агрессивно, чтобы продемонстрировать свою ценность. Таким образом, фрустрация с большей вероятностью приведет к агрессии, если она ущемляет чувство значимости, особенно в ситуациях, когда возможности отразить или сдержать агрессивные импульсы с помощью неагрессивных форм поведения ограничены. Круглански и Ко также отмечают, что возможности для «повышения значимости» могут усиливать агрессивные импульсы. Таким образом, фрустрация не является единственным триггером. Даже в отсутствие фрустрации хулиганы могут вести себя агрессивно, чтобы усилить ощущение своей власти и значимости в социальной группе.

В связи с агрессией в Интернете два недавних исследования выявили проблемную склонность, которая может исказить чувство значимости человека — нарциссизм. Ключевая проблема здесь заключается в том, как люди с высоким уровнем нарциссизма стремятся сохранить свою «значимость». Нарциссизм включает в себя озабоченность самовосприятием, высокую самооценку, желание восхищения и признания со стороны окружающих. Нарциссизм связан с преувеличенным чувством собственной значимости, ощущением привилегированности и склонностью манипулировать другими в социальном взаимодействии. Нарциссы обычно ищут внешнего внимания и одобрения, считая себя выше и способнее других. Как это связано с агрессией и агрессивностью в Интернете?

Результаты исследования

В первом исследовании Ронг и Чу предположили, что высокий уровень нарциссизма будет связан с высоким уровнем онлайн-агрессии по отношению к знаменитостям (т. е. людям, которые известны тем, что достигли чего-то значительного или обладают статусом, привлекающим внимание общественности). Ронг и Чу утверждают, что у людей с высоким уровнем нарциссизма возникает чувство «относительной обездоленности», когда они сравнивают себя со знаменитостями. Таким образом, знаменитости воспринимаются как угроза самооценке, и люди с высоким уровнем нарциссизма могут проявлять более агрессивное поведение в сети, чтобы восстановить свою самооценку. Далее Ронг и Чу предположили, что эмпатическая самоэффективность (т.е. вера человека в свою способность понимать эмоции и потребности других людей и эффективно реагировать на них) будет регулировать связь между нарциссизмом и относительной депривацией, в частности, помогая смягчать негативные эмоции, возникающие в результате социальных сравнений.

На выборке из 832 студентов китайских университетов, используя метод моделирования структурных уравнений на основе опроса, Ронг и Чу обнаружили положительную связь между нарциссизмом и агрессией по отношению к знаменитостям в Интернете. Студенты с более высоким уровнем нарциссизма сообщали о более высоких уровнях относительной депривации при сравнении себя со знаменитостями. Более высокие уровни относительной депривации, в свою очередь, предсказывали более высокую частоту онлайн-агрессии по отношению к знаменитостям (например, критика внешности знаменитости в сети; обработка онлайн-видео или фотографий знаменитости в негативном или постыдном ключе). Как и предполагалось, люди с более высокой эмпатической самоэффективностью лучше справлялись с чувством относительной депривации.

Во втором исследовании, проведенном Мунгаллом, Прюзерсом и Бле, была опрошена большая выборка из 1725 человек, проживающих в Канаде, в возрасте от 19 до 80 лет. Ключевой итоговой переменной, представляющей интерес, была политическая недоброжелательность в Интернете, которая, как сообщается, продолжает расти. Участники исследования рассказали, как часто при общении с другими людьми в сети они используют вульгарные выражения, описывают других так, как не хотели бы, чтобы описывали их самих, словесно угрожают другим и используют негативные стереотипы для описания других. Статистически контролируя ряд переменных, которые, как было установлено, предсказывают инцидентность в предыдущих исследованиях, включая политические и социально-демографические факторы, а также использование социальных сетей, Мунгалл, Прюзерс и Блейс обнаружили, что два различных измерения нарциссизма — грандиозный нарциссизм и уязвимый нарциссизм — предсказывают более высокий уровень политической инцидентности. В то время как грандиозный нарциссизм характеризуется чувством превосходства, сильной потребностью в восхищении и высокой самооценкой, уязвимый нарциссизм характеризуется чувством незащищенности, чувствительностью к критике и хрупкой самооценкой. Вместе эти диспозиции могут побуждать к оборонительному и агрессивному поведению в ответ на воспринимаемые угрозы самовосприятию и самооценке, и обе эти диспозиции в данном исследовании были сильными независимыми предикторами политической недоброжелательности.

Трансформация восприятия «значимости»

Нарциссизм — любопытная склонность. Он отражает проблемную перспективу в отношении собственной значимости — побуждает к узкому спектру поведения, сосредоточенному на самовосприятии, самоуважении, собственной значимости и привилегиях. Это искажает межличностные отношения и может быть ключевым фактором, вызывающим межличностную агрессию. Как отмечает Круглански и его коллеги, в межличностной сфере динамика воспринимаемой «потери значимости» и «приобретения значимости» является центральной для понимания агрессии. Агрессия уменьшает «потерю значимости» и достигает «повышения значимости» через демонстрацию доминирования и власти над другими, но, естественно, как отмечают Круглански и коллеги, существует множество неагрессивных путей восстановления, поддержания и повышения собственного чувства значимости (например, множество моральных, эстетических и экономических ценностей в действии, которые положительно подкрепляются в нашем межличностном мире). Естественно, нам не обязательно отвечать агрессией на унижение, исключение или неудачу. Мы можем восстановить чувство значимости и другими бесчисленными способами.

Как утверждают Круглански и его коллеги, существует множество путей к самооценке и множество других точек зрения, помимо нарциссизма, которые работают на поддержание нашей самооценки. Хотя динамика больших групп в Интернете может заставить нас иногда чувствовать себя незначительными и отверженными, а агрессия и недружелюбие, которые мы наблюдаем или испытываем в Интернете, могут восприниматься как унизительные и как коллективный провал нашего общества, мы, конечно, можем воспринимать и другие вещи, и мы можем способствовать формированию других устойчивых и стабильных перспектив. Например, мы можем воспринимать единство жизни и нашу фундаментальную связь со всеми и всем. Такой взгляд, такая диспозиция, когда она становится доминирующей, меняет все, включая способ переживания и собственной «значимости».

 

Оригинальная статья: Michael Hogan – Understanding Online Aggression, March 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, агрессия, нарциссизм, НРЛ, темная триада, самооценка, хейт, кибербуллинг, социальная психология

69800cookie-checkАгрессия в интернете – в чем причины?