Никто не застрахован от ошибок. Более того, крайне сложно освоить новое дело, не совершив их. Это часть опыта любого человека, и если воспринимать ошибки как точку роста, а не трагедию, можно многому научиться и многого достичь. Однако далеко не все умеют учиться на ошибках.
Ученые выяснили, что сложнее всего почувствовать приближение опасности и осознать риск тем, кто перенес большое количество стресса в детстве.
Люди, которые в детском возрасте столкнулись с плохим обращением, сложнее диагностируют ситуации, потенциально опасные для их здоровья и финансового благополучия. А когда что-то плохое уже произошло, им крайне сложно принять ситуацию и смириться с ней. Вероятнее всего, это связано с тем, что они заранее не предполагали негативного исхода событий и не видели сигналы извне.
Профессор Сет Поллак, проводивший исследование о связи детского стресса и оценки рисков, объясняет это так:
«Дело вовсе не в том, что люди сознательно идут на риск или делают что-то, что может создать проблемы.
Причина кроется в том, что их мозг не перерабатывает информацию, которая могла бы указать на потенциальную угрозу».
В ходе исследования участникам предлагалось пройти тест на соотношения риска и выгоды.
Некоторые из молодых людей, принявших участие в исследовании, подверглись серьезному стрессу в детском возрасте.
Было установлено, что дети, столкнувшиеся с плохим отношением или другой ситуацией, спровоцировавшей стресс в возрасте примерно 8 лет, сложнее учились на своих ошибках. Кроме того, им было сложнее почувствовать и осознать потенциальную угрозу.
Они делали одни и те же ошибки в ситуациях, когда им предлагалось оценить возможные риски и сопоставить их с потенциальной выгодой.
Профессор Поллак комментирует это так:
«Мы заметили, что причина была вовсе не в том, что участники не могли сделать математические вычисления. Они просто не видели пути решения проблемы и продолжали повторять свои ошибки».
Можно было бы подумать, что они не понимали самого механизма решения задачи. Однако причина крылась в том, что люди, столкнувшиеся со стрессом в детском возрасте, даже после множества испытаний не использовали свой негативный опыт как средство изменения собственного поведения и образа мышления.
Изучив снимки мозга, ученые обнаружили, что зона, отвечающая за анализ потенциальной угрозы, была менее активна у тех, кто столкнулся с серьезным стрессом в детском возрасте.
Профессор Поллак отмечает:
«Когда потенциальная угроза становилась реальностью, ученые отмечали чрезмерную реакцию в тех зонах мозга, которые реагировали на вознаграждение или потерю.
Это объясняется тем, что, не понимая, где можно проиграть, не выигрывая, человек испытывал шок».
Авторы исследования в дальнейшем планируют исследовать определенные участки головного мозга и их связь между собой. Целью ученых является выяснить, как стресс, перенесенный в детском возрасте, мог повлиять на работу мозга.
Оригинальная статья: The Reason Some People Don’t Learn From Mistakes. Psyblog, December 31, 2017.
Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость, эмоциональный интеллект
Источник фото: designinspiration.net
На своих ошибках учиться сложно (особенно при помощи «психологов») потому что человек, совершив ошибку старается «спихнуть» ее на кого-то другого (при помощи психологов мы «спихиваем» свои ошибки зачастую на свое детство, и на родителей). Экономическая аналитика, курс «Антикризисное управление», тема Перехват лидерства говорит, что учиться можно не только на своих, но и на чужих ошибках. Когда человек берет вину (и ответственность) за чужую ошибку на себя, то у него сразу появляется лидерская возможность активного воздействия на результат. Если результат был не удовлетворительным, то, заняв лидерскую позицию по отношению к чужой ошибке его можно изменить. В этом случае истинный виновник «косяка» становится вашим ресурсом (а как же иначе? Этот олень дал вам шанс реализоваться!!!) Если процесс работы над ошибкой был уникальным, то его можно просто продать. Если ошибка была «так себе», то можно продать себя, как профессионала. Ну и «по итогам года» наиболее успешным будет тот человек, который взял на себя наибольшее количество ошибок (и заметьте — в отличии от большинства, этот ресурс не ограничен!) Вот чему надо учить людей, а не тому, что каждый из нас тащит на себе «чемодан без ручки», родом из детства :p
Интересная статья, узнала о себе новое. Ощущение действительно такое, что не вижу способа решения повторяющихся проблем. А теперь это можно объяснить сильнейшим стрессом в возрасте до 8 лет. Получается, что прогнозировать неприятность или понять, что определённые действия приведут к провалу не способна. Пока что. С другой стороны у нас должно быть меньше паранойи о неудачной концовке чего-либо. Хотя при этом и расстраиваемся мы сильнее, оказывается из-за того, что не ожидали негативного исхода. А еще сложно отличить от настойчивости упрямство в определенные моменты, ведь иногда думаю, что надо пробовать снова и снова, когда не получилось с первого раза. И по хорошему надо бы учитывать в следущие попытки прошлый негативный опыт и менять тактику. А как говорится в статье нам, стрессованным в детстве, это сделать сложнее, на уровне реакций мозга. Поразительно.
вот если бы мне об этом кто-то в детстве говорил,особенно до 8 лет ка пишут здесь,было бы немного легче идти по жизни. и самооценка бы не так страдала возможно. Всю жизнь считала,что я одна такая ,которая совершает ошибки, и к тому же не сразу учиться на них!
Мне кажется, в моем детстве стрессом был весь школьный период. Соответственно ,способности к учебе,получению знаний были минимальны и не раскрыты в полной силе. Это наложило отпечаток на моем дальнейшем образе мышления, общении и самооценке. Только сейчас разрешаю себе чего-то не знать или не понять с первого раза. Потому что уже не подвластна влиянию авторитетного взрослого и не нахожусь в стрессе. Сразу проявилась возможность и желание обретать знания в своем темпе, усваивать из надолго.
И я считаю,что получить навыки можно только на собственном опыте. А это как раз и значит совершать ошибки, осознавать в чем они и менять поведение или стратегию. Вот только пару лет как осознаю, то,что здесь написано. Все мои кризисные моменты и неудачи и есть мои точки роста .И ценный совет- главное научиться воспринимать это не как трагедию!
Есть такая поговорка: Глупый учится на своих ошибках, умный на чужих. Раньше я всегда думала, как бы набраться ума, чтобы учиться на чужих ошибках и своих не совершать? Со временем я начала понимать, что не всему можно научиться на чужих ошибках. Некоторые вещи, пока сама не прочувствуешь, никогда не поймёшь. Это называется опыт. В этой статье нашла подтверждение своим умозаключениям. Если воспринимать ошибки как точку роста, а не трагедию, можно многому научиться и многого достичь. Новым для меня было то, что сложнее всего почувствовать приближение опасности и осознать риск тем, кто перенёс большое количество стресса в детстве. Их мозг не перерабатывает информацию, которая могла бы указать на потенциальную угрозу. Они не видят пути решения проблемы и повторяют одни и те же, свои, ошибки. Люди, столкнувшиеся со стрессом в детском возрасте, не используют свой негативный опыт как средство изменения собственного поведения и образа мышления. Выход — психотерапия, работа над собой.
Обжегшись на молоке на воду дуешь — и вправду так. Какие риски и выгоды, о чем вы, помилуйте! При малейшей угрозе, даже мнимой, сразу в ступор и давай ветошью прикидываться. Ну хоть не бегу стремглав подальше, и то дело. Все верно, есть такая закономерность. Узнать бы теперь, как с ней быть и что предпринять по этому поводу. Жду с нетерпением дальнейших исследований.
Из данной статьи узнал о том что если человек в детстве испытал сильный стресс то ему сложнее определять ошибки которые он делает и почувствовать и осознать угрозу. Так же для меня стало интересным что в мозге человека есть отдел который отвечает за реакцию вознаграждения или потерю. Что ведет к рефлексии и анализу своих поступков. как я понимаю человек испытавший стресс просто отключается данная функция, для него все становится естественным и он как было сказано не видит решения проблемы, а может даже и не осознает как он пришел к этой проблеме. Чужие ошибки легче увидеть чем свои, скорее даже не увидеть а признать. Статья вывела меня на определенную мысль, сколько бы я не натыкался бы на одни и те же грабли я все ровно на них наступаю пока ситуация не накалится до такой степени что дальше уже некуда лимит окончен. Только тогда до меня доходит осознание что дальше так делать нельзя.
Вечная для меня тема — учиться на своих ошибках! Как бы я хотел обладать этим навыком, но нет!!! Судьба. Да же не знаю, что меня толкает наступать на те же грабли по несколько раз, детский ли опыт или собственный кзрослый идиотизм, но факт есть факт.
Я не поймаю фразу «Это объясняется тем, что, не понимая, где можно проиграть, не выигрывая, человек испытывал шок».
Да знать бы где упасть соломку подстелить ,так и ошибки разве можно в молодости научиться на чужих ошибках ,когда свои амбиции зашкаливаю и это фраза я сама ,я всё знаю и когда б мы слушали старших ….Да молодежный максимолизм и фраза отстань я спрвлюсь и так далия раньше и я так поступала ,теперь мои дети так же поступают.И я понимаю ,что не пройдешь через плохое врядле оценешь хорошее …А халява не когда не ценилась и не цениться .Да ученные работаю исследуют ,пишут статьи изучают но это мало каму вообще надо ,они просто выполняют свою работу за которую получают деньги не более того ,но массам народа это вреятле надо практически все и жизнь это доказывает привыкли учиться на своих ошибках.И как бы не рассуждали что надо учиться на чужихврядле кто это будет делать ?Вернее будут, но тогда когда своих ошибок наворотили.И когда пройдут годы с высоты прожитых лет осознаю и будут говарить что надо учиться на чужих ошибках ,но их самих жизнь будет прожита и ошибок там будет ох как много наворочено …
Почему так сложно учиться на своих ошибках?
Да ПОТОМУ!Каждый считает, что он крут(а)и с ним печального ничего не произойдет! До определенного момента, я то же считал, как меня, такого хорошего, кто то, да ладно не смешите -это другой ЛОх и у него ВСЁ так получилось, а у меня все будет по другому * Но * нет, наступает момент пить Шампанское, а оказывается, это обычная газировка (за 1 коп)а то и всухую (депрессия, слезы, печалька ,нет сна, все плохо и мир не мил)
И главное думаешь,ну почему у меня ,за что это мне , я же хороший ! Пример был ,ты не учел или просто думал прокатит (часто так и бывает)Но неееет милок- это *ОСЕЧКА*,а Лохом ты будешь тогда, когда еще раз по надеешься и попадешься на том же.
Многие просто скрывают свои не удачи, создавая иллюзию УСПЕХА .Я один раз поделился с такими *УСПЕШНЫМИ* что у меня *печалька* образовалась, думал попал в *замес*и ждал осуждения ! Но через 5 минутную паузу такое услышал ,что все попадают на чужих ошибках ,мало кого учат чужие *ГРАБЛИ*, просто все молчат и не хотят плохо выглядеть(они же все круты).
Во-первых, *Угождать* всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, кому буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.( Молчалин *Горе от Ума*)Вот где нет ошибок ! Но это уже другая история!
Для меня и после прочтения статьи вопрос остался актуальным: «Почему так сложно учиться на своих ошибках?»
Итак, в ходе исследований выяснилось, что люди, испытавшие в детстве сильный стресс, сложнее диагностируют ситуации, потенциально для них опасные, им сложнее принять уже случившееся. Почему эти люди не замечают сигналы извне и не могут предположить негативного исхода событий тогда, когда подобный исход уже случался в их жизни ранее? Почему мозг воспринимает, как я понимаю, но отказывается перерабатывать информацию о потенциальной угрозе? Я вижу ответ в механизме психологической защиты, который переходя в физиологический, не позволяет мозгу давать активные сигналы об опасности и, таким образом, защищая человека от повторения чрезмерных переживаний. Получается, что у мозга после перенесенного в детстве стресса, появляется иммунитет и его соответствующая зона уже не возбуждается, как положено в норме. Поэтому ли человек продолжает совершать все те же ошибки?
Чрезмерная реакция моего мозга в определенных его зонах несколько раз спасала меня от серьезных, опасных ситуаций. Подчиняясь инстинкту и интуиции, ноги уносили меня в безопасное место. Значит ли это, что в моем детстве я не испытала сильного стресса? И кстати, интересно узнать, меняется ли реакция мозга на угрозу с возрастом. Буду ждать ответы на вопросы в дальнейших исследованиях.
Всем, читающим комментарии, желаю воспринимать свои ошибки как точку роста. Оттолкнитесь от нее и продолжайте движение вверх!
Люди, которые в детском возрасте столкнулись с плохим обращением, сложнее диагностируют ситуации, потенциально опасные для их здоровья и финансового благополучия.Что это за плохое обращение? На что ориентироваться в данном вопросе. Возможно эти дети изначально не могли диагностировать ситуации, да так и не смогли , не дано им , а сейчас все свалят на плохое с ними обращение.Считаю тут , что бы разобраться ,не хватает конкретики , что это за такое плохое поведение?!А ошибки бывают у всех и это уроки жизни. Если намерения человека добрые , то и уроков меньше по жизни. Ну а если не до чистых помыслов, тогда и обращение к тебе плохое и винить можно всех подряд, кроме себя конечно , бедного и несчастного. В подобных ситуациях заставляю себя задуматься , для чего ? За что тут не прокатит , иначе можно обвинять всю жизнь и всех подряд, да только без толку .
Недавно как раз о том, что ошибки — это наша точка роста,главное вовремя их заметить, проанализировать, понять ее причины, и как можно было избежать,тогда в дальнейшем на этом можно «вырасти». В статье приведена интересная закономерность,что люди, испытавшие стресс в детском возрасте, меньше учатся на своих ошибках. Никогда не замечала такой параллели, не сталкивалась с этим. Из статьи я поняла,что авторы исследования еще только планируют в дальнейшем исследовать определенные участки головного мозга и их связь между собой. Их целью является выяснить, как стресс, перенесенный в детском возрасте, мог повлиять на работу мозга. Хотелось бы понять данную взаимосвязь, поскольку на текущий момент она не очевидна. За собой заметила, что осознанно анализировать свои ошибки и неудачи стала только в последние два-три года. В связи с этим, стала меньше себя укорять за них, поскольку негативный опыт всегда несет в себе какой то урок, который если «выучить» (проработать) в дальнейшем позволит не совершать подобных ошибок.
Какая-то печальная статья. Опять про то,что всё, что происходит в детстве оставляет след на дальнейшую жизнь человека. Из статьи я узнала,что у тех детей, которые часто испытывали стресс в детстве, мозг сложнее диагностирует ситуации, потенциально опасные для их здоровья и финансового благополучия, поскольку зона, отвечающая за анализ потенциальной угрозы, проявляет меньшую активность. Т. е. как бы не восприимчива к такого рода явлениям. Получается, что дети ошибаются, потому что не предвидят не верности решения, а ошибаясь, не могут с этим смирится. Получается опять испытывают стресс. И тогда их мозг всё меньше будет реагировать на такие ситуации, чтоб избежать ошибок, а не исправить их?! Замкнутый круг какой-то получается. Человек осознает,что ошибается и стремится не преодолеть это,а отмахнуться. Как такой человек сможет учиться на своих ошибках,если мозг так не умеет? Выход где? Понятно,что в первой строке стати: воспринимать ошибку, как точку роста, но если не получается к ней так относиться,что делать?
Если сильно упростить, то вывод из статьи такой: ребенок, испытавший в детстве стресс, воспринимает стресс как норму, а не как ситуацию, которую надо исправить. В следствии этого, его не развивают собственные ошибки, он просто с ними живет.
Да уж, неутешительные выводы тут можно сделать.
Вызывает сомнения то, что в статье не указаны проценты и выборки, и как понимать — все 100% людей, которые испытывали в детстве стресс, не могут теперь учиться на ошибках? или сколько?
Как одна из представителей этого вида людей отмечу, что действительно, когда привыкаешь и адаптируешься к постоянному стрессу, становишься менее чувствительной к ситуациям когда «что-то идет не так» но! в обратную сторону этот механизм тоже можно раскрутить, и не все так печально, на мой взгляд.
После прочтения статьи сразу начала искать определение слова «ошибка». Викепидия на этот счёт говорит: Ошибка — непреднамеренное, забывчивое отклонение от правильных действий, поступков, мыслей; разница между ожидаемой или измеренной и реальной величиной. Я думаю, что проблема ошибок связана с проблемой саморефлексии. То есть человек не отображает себя в этих ошибках, не может осознать где его «я». Вспоминая своё детство и видя ошибки моих родителей, я говорила: у меня точно будет по другому. И какой то период жизни я поступала так как они, по тому же сценарию, танцуя на тех же граблях! Хорошо, что жизнь перевернулась и я увидела эти моменты! Психотерапия — саморефлексия — конструктивный выход из ситуаций, без ошибок!
Не самое легкое детство, с большим количеством стрессовых ситуаций, но судя по своим успехам и продвижению по жизни на меня мои ошибки действуют с точностью наоборот. Не так, как написано в статье о детях переживших тяжелое детство. Не знаю с чем это связано. Я много лет назад поняла ошибки моей родительской семьи,ошибки родителей в воспитании меня и моего брата, поэтому постаралась создать семью полностью отличающуюся от моей родительской. И если первая семья повторила путь родительской, то последний брак уже был заключен после очень тщательной работы над ошибками. Я часто думаю о своих недостатках, о том что я могу изменить,о своих ошибках. Если уметь вовремя их признать, не боятся ошибаться, то вполне реально учится на своих ошибках и менять жизнь и самого себя в лучшую строну! Буду ждать дальнейших исследований на эту тему!
Это сложный вопрос: почему так сложно учиться на своих ошибках? На мой взгляд, причина в том, что сложно увидеть себя со стороны, особенно в стрессовой ситуации да еще и в детстве. Поэтому тем, кто перенес много стресса в детстве сложнее всего почувствовать приближение опасности и осознать риск. Исследования связи детского стресса и оценки рисков показали, что «причина кроется в том, что их мозг не перерабатывает информацию, которая могла бы указать на потенциальную угрозу». Изучив снимки мозга, ученые обнаружили, что зона отвечающая за анализ потенциальной угрозы, была менее активна у тех, кто столкнулся с серьезным стрессом в детском возрасте. Даже не подозревала, что такая зона есть а ГМ. Очень важно, учитывая свои ошибки и ошибки своих родителей, создать такие условия детям и внукам, чтобы они относились к своим ошибкам, как к точкам роста, а не воспринимали их как трагедию. Для этого необходимо быть примером для ни в этом вопросе. Психология нам в помощь!
Уверен , что для того чтобы учится на чужих ошибках нужно сначала принять и понять свои! В статье хорошо сказано о том , что как таковых ошибок нет. Есть всего лишь опыт за счёт которого мы можем понять и осознать как нам везти или делать что то в дальнейшем. Я вообще считаю, что ошибок не существует, так же как и негатива. Все что мы делаем в жизни это опыт (инструмент) для дальнейшей жизни. Не всегда он конечно лёгкий , не всегда правильный , но вопрос о правильности и легкости опыта остаётся открытый ;)! И как всегда возможность получения правильного и осознанного опыта идёт из детства . Страхи, обиды, боль, неприятие, осуждение однозначно мешают опыту , но нам об этом в детстве к сожалению не рассказывают. Всем хорошего опыта и правильного осознания того что проблем нет , просто любая ситуация это опыт , но ни как не проблема , как мы ее иногда видим ;)!!!
Интересно было узнать о физиологическом процессе принятия решений у людей с разным пережитым опытом в детстве. Оказывается, что перенесённый стресс в детстве ( о котором в принципе человек может и не помнить,но на бессознательном уровне все зафиксировалось) может определить дальнейшее качество жизни человека. С точки зрения профессиональной статья полезна тем, как доходчиво объясняется процесс отката человека вследствие паники,страха от принятия решения, даже возможно жизненно важного. И природа этого негативного фактора кроется в непроработанных ситуациях, тянущихся с самого детства. Лишний раз убеждаешься в том,насколько важно правильное воспитание ребёнка,здоровый климат в семье. И все чаще теперь ищу в собственных проявлениях реакций, мыслях именно отголоски ситуаций из далекого прошлого..Чтобы двигаться дальше-нужно понять,принять и отпустить что было. Меня удивила фраза, точнее было ощущение дежавю-только буквально недавно услышала подобное от друга — двигаться дальше, отталкиваясь от даже и тяжелых мыслей. Так и в этой статье. С чем полностью согласна — вне зависимости от эмоциальной окраски опыта, его можно использовать как отправную точку для дальнейшего прогрессивного развития под эгидой » только дальше и вверх».
Первое, что сделала прочитав статью, нашла тет на «риск» и получила результат —17, то есть очень низкий уровень риска. То есть мне , что бы пойти на что-то новое или рискованное, даже не представляю, что должно произойти и какие доводы должны быть приведены.
В исследовании принимали участие люди у которых в детстве была стрессовая ситуация, правда автор не уточняет, что за стрессовые ситуации происходили и в каком соотношении (потеря близкого, агрессия по отношению к ребенку со стороны сверстников или взрослых , переезд на новое место и разрыв дружеских отношений). В результатах говорится, что, как правило, такие взрослые не могут оценить опасна для них ситуация или нет и это приводит, как правило к выбору не лучшего пути развития ситуации. У меня сложилось несколько иначе, я скорее откажусь от возможности вообще хоть какого нибудь действия, чем разрешу себе сделать ошибку, которая приведет к неудаче. Страх ошибки у меня очень велик, так как однажды я сделала выбор , результат которого мучает меня уже много лет. После этого я научилась учиться на своих ошибках, но только на тех которые произошли, и произошли они ( как я их оцениваю) не по моей вине. Тогда с этой ошибкой я могу работать, вырабатывать стратегию поведения и дальнейшего предотвращения. Опять же повторюсь, ошибка произошла из-за внешних обстоятельств. Но если это мой выбор то скорее всего я его либо не сделаю, ну либо потом найду кого нибудь кто будет виноват в этой ошибке. Видимо по этому, мне так трудно оторваться от насиженного места и начать новые для меня проекты, так как я не знаю чем они закончатся и буду ли я в них успешна.
Значительный стресс, пережитый в детском возрасте, влияет на многие процессы, как психические, так и физиологические, вплоть до замедления роста. А если это продолжительный стресс, изо дня в день — то у ребенка снижаются шансы на нормальное развитие. Как правило, ошибки родителями не осознаются, и насилие продолжается на протяжении многих лет. Некоторые психологи называют такое явление потерянным раем, потому что вроде как детство задумывалось для счастью, а получается, что ребенок живет в аду, созданным его собственными родителями, еще и «из благих намерений», «ему же на пользу», потому что «я взрослый, мне виднее». Детей всегда в таких ситуациях очень жалко, потому что они заложники ситуации и психического неблагополучия собственных родителей.
для меня совсем новая информация , полностью вся статья. Многое узнаю в своем поведении, недавно как раз задалась вопросом, что мне очень всегда хочется , начать шить , вязать , делать декупаж и т.д., люблю флористику, но никогда не могу доделать все до конца, бросая на пол пути, также мысли начать зарабатывать на себя , берется откуда то страх сразу и все. Меня это сильно тревожит. Благодаря этой статьи теперь понятно откуда все идет и где надо поработать над с собой самим, возможно, с психологом. не совсем понятно комментарий: «Мы заметили, что причина была вовсе не в том, что участники не могли сделать математические вычисления. Они просто не видели пути решения проблемы и продолжали повторять свои ошибки». Мне не хватило примеров, поэтому не совсем понятно ,лично для меня. Очень хорошая и интересная тема. Спасибо!
Стресс, эмоциональное и физическое насилие в детском возрасте влияет на все аспекты дальнейшей жизни человека. Это и невозможность учиться на своих ошибках, снижение способности к обучениюи пр. В первые годы жизни закладывается окситоциновая система, главный гормон которой — окситоцин, предохраняет человека от предрасположенности к наркотической и алкогольной зависимостям, отвечает за когнитивные способности и проявление эмоциональной и физической близости. Вообще этот гормон называют еще гормоном беременности, он в большом количестве вырабатывается во время вынашивания ребенка, родах, а еще при оргазме и просто при обьятиях и поцелуях! Поэтому будующие и настоящие родители, если хотите чтобы ваши дети были счастливы и успешны, берите их на руки, целуйте, гладьте их и тискайте, ведь именно тактильные проявления любви способствуют выработки окситоцина.
Из статьи следует, что те родители, которые предлагают своим детям с детства познать проблемы жизни, что бы они адаптировался к неудачам, легче их решали, делают им медвежью услугу. Зоны мозга, отвечающие за анализ приближающейся опасности, риск, перестаёт реагировать, если ребёнок пережил стресс до 8 лет. И фраза — крепче будет, работает как раз наоборот. А когда случается потеря, реакция более острая. Получается до 8 лет детей надо беречь особенно от негатива и показывать светлые образы, тогда у него будет возможность развить свой потенциал в решении сложных задач, находить выход из проблем, видеть, где можно выиграть, где проиграть. А в конце он не станет слишком переживать из-за проигрыша. Спасибо за статью.
За совершение ошибок отвечает определенный участок мозга, находящийся в лобной части. После промаха, прикладывая руку ко лбу, думала, думала, думала)) Не понимала! Почему я наступаю два раза на одни и те же грабли? Как человек разумный, я могу планировать и оценивать свои действия, но не могу предсказывать последствия моих действий. До последнего времени не училась на своих ошибках. Всегда старалась не повторять их, но тщетно. Оглядываясь назад, делая всё из лучших побуждений, помогая друзьям, я тем самым наносила вред себе. А первый человек, которому я должна помогать — это я сама. Иногда меня посещает мысль: правильно ли я живу, всегда ли я делаю то, что нужно. Я думаю, с этой проблемой сталкиваются многие. Довольно не простая задача идти по жизни без ошибок. А как же опыт?)) «О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог
изобретатель]»
Причина моих ошибок ясна! Не учатся на своих ошибках люди, испытавшие стресс, примерно, в 8-ми летнем возрасте. Они не используют свой негативный опыт, как средство изменения собственного поведения и мышления.
Блин. Статья не понравилась, ни исследования, ни выводы. Прямо безысходность какая-то: если у тебя детство было не очень, то даже на своих ошибках поучиться не представляется возможным. Я задумалась о том, в каких ситуациях я наступаю на одни и те же грабли. Хотелось бы изменить всё, а не сваливать на детство. Живу же я сейчас, хоть и с багажом прошлого опыта. Поэтому хорошо бы другому научиться — узнал, сделал выводы, откорректировать поведение и вперед — к светлому будущему. Так нет же…всё получаешь тоже.
Первое,что приходит в голову после прочтения статьи,что те дети, с которыми плохо обращались в детстве или те дети,которые переживали стрессовые события сильные в возрасте около 8 лет( хотя для такого возраста это сплошь и рядом как мне кажется) словно потеряли заложенную природой способность к подсознательному восприятию окружающего мира на предмет опасно/благоприятно, тк они потеряли грубо говоря «доверие» к этому миру. Ведь плохое обращение со стороны окружающих было не заслуженно, не предсказуемо или травмирующие события могли вылиться из совершенно обычных вещей. например, приходит папа с работы и вроде этот человек, который ребенку близок должен его оберегать,а он почему то бьет его. Или родители поехали на дачу и по дороге разбились на машине, ребенок узнает в 7 лет,что его родители погибли и теперь он остался жить с бабушкой и дедушкой. Ребенок не может ничего изменить в этих ситуациях ни своим поведением, ни чем другим. И теперь этот ребенок не воспринимает ,что и как может повернуться и в какую сторону в его жизни и не воспринимает себя как активного участника событий,что от его поведения,решения может зависеть исход ситуации, он просто делает то,что ему доступно, то что он может ,из этой позиции сложно принять другое решение,тк оно кажется еще рискованнее, еще больше не понятно чем оно кончится, чем то,что уже несколько раз испробовано. Для меня после прочтения статьи было сложно вспомнить какие ошибки я повторяю. Но мне удалось и я поняла,что это паттерны поведения и там действительно не до оценки исхода событий.
Непонятно. Походу у них детей конкретно так, до обоссывания гнобят. Иначе как я должен совместить прочитанное с собственным опытом и наблюдениями из жизни? Вот цыгане, не самая идеальная нация в плане соблюдения ювенальных прав и свобод. Там стресс на стрессе. И ничего,все время сухими из воды выходят.
Наверное стресс и подавление личности это несколько разные вещи и америкосов проще подавить.
Это единственное что я понял.
Для меня интересная тема, я всегда очень боялась ошибаться, боялась выглядеть некрасиво в глазах других, только с возрастом и с развитием осознанности,поняла, что любые ошибки — это опыт, зона роста. Теперь я знаю, что люди, которые в детском возрасте столкнулись с плохим обращением, сложнее диагностируют ситуации, потенциально опасные для их здоровья и финансового благополучия. А когда что-то плохое уже произошло, им крайне сложно принять ситуацию и смириться с ней, из-за того, что они заранее не предполагали негативного исхода событий и не видели сигналы извне.Есть о чем задуматься.
Интересная статья. Информация для меня новая. Интересно узнать, что в данном контексте обозначает «столкнулись с плохим обращением»? Это одна ситуация или условия жизни, которые провоцировали постоянный стресс? Брали ли во внимание образование и род деятельности? Поможет ли терапия, оказанная ребенку в том возрасте, решить эту трудность?
1. Статья показывает еще одну причину, по которой к воспитанию детей необходимо относиться очень внимательно и доносить эту информацию родителям. Дело государственной важности.
2. Результаты показывают важность работающих институтов психологической коррекции детей и взрослых и культуры обращения к психотерапевту.
Стресс опасная вещь. Особенно испытанный в детстве. Проблемы из за этого будут потом всю сознательную жизнь. Я считаю, что испытала стресс в детстве. Это было когда отец серьезно заболел и стал с трудом передвигаться. И постоянно его состояние ухудшалось. Как раз мне было 6-8 лет. Он злился, ругался переодически на жизнь. Напряженная атмосфера была у нас дома. Видимо у меня тогда и сложился стереотип , что когда вокруг плохо и печально, то это нормально. Возможно поэтому я и не почувствовала угрозу для себя и своей семейной жизни, когда мой первый муж начал играть в букмекерских канторах. Вывод из статьи сделала такой, что надо реально оценивать жизненный ситуации и сразу принимать меры если в них есть угроза негативного исхода. Учиться этому.
Вопрос правильного анализа и верных выводов из собственных неудач и проколов всегда остается злободневным. Не секрет, что многим из нас очень трудно воспринимать свои ошибки как полезный опыт. Чаще всего анализ собственных ошибок — один из способов «самобичевания». В данном материале раскрывается одна из возможных причин, почему нам так трудно дается выносить из своих ошибок правильные выводы, которые не позволят совершать их в дальнейшем. Давно известно, что детски травмы никогда не проходят бесследно, в том числе это отражается и на проблеме, поднятой авторами статьи. Исходя из личного опыта описать не могу аналогию, которую авторы провели, но не раз наблюдала взаимосвязь невозможности оценить риски и опасность с тяжелыми детскими переживаниями. Выводов можно сделать множество. Однако главным останется один – воспитание ребенка в самом раннем возрасте закладывает фундамент для его характера. Поэтому очень важно всем помнить, что любой неверны шаг в процессе воспитании ребенка в таком возрасте отразится на его характере в дальнейшем. Спасибо авторам за полезный материал.
Можно сказать, что человек, переживший сильный стресс в детстве, тупеет. В первую очередь эмоционально — перестает распознавать сигналы собственной психики о том, что что-то пошло не так. Думаю, это такая защита. В свое время, чтобы справится со стрессом, детская психика обесценила травму — не сумев справиться, затолкала ее в глубину, сделала как бы «ненастоящей». Когда потом такой человек сталкивается с реальной проблемой, справиться с которой нужны усилия, он сразу в себя не верит. И, чтобы защитить себя от того детского стресса, начинает воспринимать эту проблему «ненастоящей», отодвигает от себя, пытается не замечать и проигрывает. Формируется и закрепляется стереотипное поведение.
Чтобы разорвать этот порочный круг, надо чаще оказываться в ситуации успеха, то есть все же начать решать проблемы и замечать свои результаты. Но сначала надо себе признаться в непродуктивном поведении.
Довольно интересная статья, на мой взгляд. В первую очередь тем, что связывает довольно нехарактерные вроде бы друг для друга вещи – неумение учиться на собственном негативном опыте и стресс, перенесенный в детстве. Даже интересно, каким образом ученые пришли к мысли соотнести именно эти явления?
То, что восприятие собственных ошибок, в частности, как определенной их неизбежности и точек для дальнейшего роста, должно быть именно таким – здесь я полностью согласен. И действительно, казалось бы, весь вопрос тут только в реакции на эти ошибки. Подкорректировал восприятие, поработал с психологом – и порядок! Но не тут-то было! Выходит, что механизм дает сбой уже на уровне работы головного мозга. Как предполагает автор исследования: «…их мозг (людей, перенесших детский стресс) не перерабатывает информацию, которая могла бы указать на потенциальную угрозу». Иными словами, можно предположить также, что сильный стресс в детском возрасте в некоторой степени «заблокировал» те участки мозга, которые отвечали за обработку последствий стресса. Ведь в детстве ребенок чаще полностью зависим от происходящей ситуации и сам на нее повлиять не может. Т.е. этот стресс (и, скорее, не один) воспринимается им как некое «так не должно быть», «ОШИБКА». Соответственно, оценка последствий как бы «затирается» мозгом как неправильная, что в дальнейшем и приводит к образованию уже системного сбоя в реакциях.
В статье описан интересный, но непонятный мне механизм, почему дети перенесшие стресс (плохое обращение) не распознают угрозы, казалось бы все должно быть наоборот: человек, который постоянно в детстве видит угрозы и ощущает их последствия научен распознавать их чуть ли не интуитивно, а но последствия не должен реагировать эмоционально, т.к. к негативным последствиям уже привык. А по факту все наоборот: опасности не замечает и ярко реагирует. Вот такие непонятные вещи творит психика — это получается — человек настолько боится последствий, что даже не индентифицирует опасные факторы.
В детстве у меня не было сильных стрессов и плохого обращения, но я не могу оценить насколько хорошо я распознаю угрожающие факторы, насколько хорошо учусь на ошибках. из ошибок я не создаю катастрофу всей жизни, и как точку опоры тоже не рассматриваю, ну совершила ошибку, поняла, что получила не то что хотелось бы, и живу не зацикливаясь на этом. Но я то не зацикливаюсь, а где-то подсознательно какие-то выводы делаются, во всяком случае я на это надеюсь, т.к. сознательно я крайне редко уделяю время на анализ своих ошибок.
Из статьи получила новое знание, что у человека в возрасте до 8 лет «вырабатывается иммунитет» к риску. Т.е. в ходе деятельности человека, в головном мозге не активизируется нужная зона, говорящая о приближающейся опасности. И человек идет до конца, пока не столкнется с опасностью, испытав горе/дискомфорт и т.д.
Супер! Прочитав статью, комментарии, и начав писать свой комментарий, я не понимала описанного в статье механизм. Я не понимала, почему человек не учится на ошибках. Я хотела писать о том, что мне не хватает конкретики, определений, примеров ошибок. Сформулировав два предложения, сработал какой-то механизм в моем мозге. Теперь я понимаю, зачем нужно писать комментарии.
Сейчас мне непонятно, чем отличается целеустремленность, настойчивость человека от описанного в статье механизма «неактивных зон» в головном мозге. Что значит учиться на ошибках?
В школе в «работе над ошибками» всегда был эталон, с которым я сравнивала свой результат. В жизни нет эталона ситуации для сравнивания с собственной ситуацией. Я вижу похожие неприятные ситуации в своей жизни, но я не знаю как поступать так, чтобы не случалось подобных ситуаций.
Я, точно, не учусь на своих ошибках! Не думаю, что в этом причина «неактивных зон» моего мозга. Скорее нехватка мозгов или обычная лень в расширении кругозора и «прокачивании» личных навыков.
Для меня оказалась довольно «мутная» статья, оставляющая больше вопросов, чем ответов. Нового для себя уяснила, что дети, столкнувшиеся со стрессом или плохим отношением в возрасте примерно 8 лет, сложнее учатся на своих ошибках. >>зона, отвечающая за анализ потенциальной угрозы — это которая? Часть теменной доли? И почему именно в возрасте примерно 8 лет? И какие исследования? Никакой конкретики.
Совершенные ошибки ( и будущие тоже) -важная часть саморазвития. Любой человек поймёт (если не с первого раза, то со второго, третьего раза точно) причину проблемы и в следующий раз, будучи в подобной ситуации, уже не повторит. А быстрее или медленнее -это дело индивидуальное.
Умный учится на чужих ошибках, дурак на своих… а человек, который пережил стресс в 8 лет не различает где верх,где низ.))))))
А если серьезно, то сьатья познавательная. Я никогда бы не подумала о том, что можно просто не понимать того, что ты делаешь ошибку. Что можно не уметь различать сигналы опасности. У некоторых людей эта цикличность просто очевидна со стороны. А они не понимают. И помочь им врядли можно. Так и будут ходить по кругу пока от стука грабель об лоб, голова не треснет.
В остальном же ошибки это хорошо. Один раз влез, дальше думаешь. Человек анализирует опыт, пополняет ресурс, работает над собой. Растет как личность, как професионал.
Остался вопрос: как можно помочь человеку? Если твой близкий, любимый, родной и есть тот самый человек, который не различает опасные факторы?
Прочитав статью я удивляюсь как хрупка наша психика в раннем возрасте. Та ситуация невосприимчивости к опасности и невозможности гибкого поведения мне очень знакома. Не могу сказать, что в детстве меня ругали или что-то такое, но были моменты когда у родителей терпение выкипало и на меня срывались. Может внешне и не грубо, но эмоциональный контакт с родителями, а особенно с папой я терял. И теперь находясь в стрессовой ситуации срабатывает как будто выключатель, который парализует и не дает менять свое поведение. Сейчас благодаря работе над собой это стало менее явно проявляется, но до конца так и не избавился. Также интересен был вывод ученого, который сказал, что человек в такой ситуации просто не видит возможности решения. Да, я это чувствую. Мир сужается и все концентрируется на проблеме которая кажется неразрешимой.
Статья очень понравилась! Такие интересные и нужные исследования описаны в ней. Оказывается, стресс в детском возрасте (до 8 лет) влияет на работу мозга в дальнейшем, что не позволяет взрослому человеку использовать свой негативный опыт, как средство изменения собственного поведения и образа мыслей. Эта статья, как всегда, заставила меня задуматься о себе. В детстве стресса было много. Теперь понятно, почему мне так сложно принимать негативные ситуации и смиряться с ними. И повторять свои ошибки снова. Действительно, есть ощущение, что ходишь по замкнутому кругу и не можешь найти решения. Я думала, что это происходит от чрезмерной критики к себе. Осталось только научиться использовать свой негативный опыт. В моем случае, только смелость принятия решений и конкретные шаги помогают как-то изменить ситуацию. По крайней мере, сейчас я более терпимо отношусь к себе и своим промахам.
Действительно, ошибки зачастую воспринимаются неправильно, они воспринимаются как какие-то жуткие препятствия, иногда даже непреодолимые, возникает стремление их во что бы то ни стало избегать, хоть априори это невозможно и если они допущены, то это непременно является жутко дестабилизирующим фактором, который возникает желание поскорее забыть. В то время, как правильное отношение к ошибкам, как к опыту, а не как к препятствию, как к помощнику в достижении цели избавило бы от многих проблем. Вспоминаются логические игры, в которых определение каких-то неверных путей в итоге сокращает выбор и рано или поздно приводит к победе. Нельзя ошибаться, пожалуй, только на минном поле если ты сапер, в остальных же случаях любая ошибка может быть хорошим подспорьем для грядущих побед, если конечно их не забывать и учитывать. Соответственно с этим описанным в статье аспектом не согласиться сложно. Проведенное исследование тоже является полезным и информативным, да и в какой-то мере подтверждает подобное умозаключение, правда очевидно, что у испытавших в детском возрасте стресс людей нет волевого аспекта в подавлении опыта ошибок, психика по сути сама блокирует необходимые сигналы не перерабатывает их и это осложняет выбор правильного поведения.
Я как раз из тех людей, что учатся на своих ошибках. При чем в более молодом возрасте эту ошибку мне надо было совершить несколько раз, чтобы сделать вывод. Постепенно я учусь делать выводы сразу. По крайней мере, стараюсь это делать, но это сложно.
Насколько же проблемы в детстве мешают нам в взрослой жизни..
Однако статья дает интересные мысли касательно причин такого поведения. «Причина кроется в том, что их мозг не перерабатывает информацию, которая могла бы указать на потенциальную угрозу».
«Когда потенциальная угроза становилась реальностью, ученые отмечали чрезмерную реакцию в тех зонах мозга, которые реагировали на вознаграждение или потерю». Как я понимаю, т.е. человек особенно остро воспринимает потерю в таких случаях.
В статье не хватает только практических советов как развивать этот участок мозга:)
Интересная статья! Спасибо! Даже и подумать не могла, что есть связь между способностью учиться на собственных ошибках и стрессах, испытываемых в детстве. Почему-то, люди, испытавшие в детстве сильный стресс, не используют свой негативный опыт как средство изменения собственного поведения и образа мышления. Видимо, таким образом психика привыкла защищать себя от воздействия стресса. А в дальнейшем этот механизм превратился в установку. Интересно, какие именно ситуации в жизни ребенка оказывают такое влияние на восприятие? Мое мнение, что такая установка могла появиться от длительного негативного воздействия на психику. Поскольку единичный стресс вряд ли сможет навязать новую модель реакций. Складывается впечатление, что под воздействием стресса психика блокирует реакции на негатив. Именно поэтому люди не видели пути решения проблемы и продолжали повторять свои ошибки. Получается, замкнутый круг. Думаю, психолог сможет помочь разорвать этот замкнутый круг.
Из данной статьи для меня стало новой информацией, что дети, которые подверглись стрессу в детском возрасте, сложнее учатся на своих ошибках. Считала, что «учится на своих ошибках» больше относится к навыку приобретенному, который с каждым разом улучшается. Оказывается, что все это связано со стрессов и ситуациями, которые происходили в детстве. Интересно было бы почитать исследование, о влиянии стресса, перенесённого в детстве на работу мозга. Лично я стараюсь учится на своих ошибках, анализирую свои неудачи и ищу способы как их устранить в следующий раз. Не всегда удаётся учится на своих ошибках с первого раза, иногда они повторяются. Но я стремлюсь все-же получать опыт и больше не повторять этих ошибок.
Познавательная статься. Мне стали понятны собственные механизмы. Я из той категории, кто подвергался серьезному стрессу в детском возрасте. Подобным образом я не учусь на собственных промахах. Как будто какая то внутреняя защитная реакция, закрывает прошлых негативный опыт пеленой, нашёптывая положительных исход дела. Одновременно и на чужих ошибках учиться не выходит. Я не вижу выхода из сложившейся ситуации. Хотя мудрый человек который является авторитетом может вовремя предостеречь. Объекту испытавшему в детстве стресс, прежде чем что то сделать, совершить надо обратиться за помощью к знающим людям, специалистам.
Все проблемы начинаются с детства.От того как прошло твое детство зависит практически вся твоя жизнь. Только сей час пришло осознание насколько все таки ответственное решение принимают люди, которые созрели обзавестись ребенком. Это насколько надо быть уверенным в своих силах, чтобы доверить себе в руки судьбу другого человека. Мне кажется это максимально ответственный шаг. Хотя, как показывает практика, все всё делают не правильно и поэтому у каждого второго есть свое «расстройство», сформировавшееся у него посредством детского опыта. А может быть все и не так страшно?
В любом случае, я всегда старалась учиться и на своих и на чужих ошибках и иногда даже получалось. В моем случае все зависит от соотношения положительного и отрицательного. Иной раз я сознательно могу сделать так как я уже делала и было это не правильно, но только в том случае, если последствия не перекрывают, приносящего удовольствие процесса или результата содеянного. Спасибо за статью)
Вполне возможно что ,,зона,, мозга это способность к анализу и обобщению при попытках прогнозирования. И мне кажется что если ребенка занятого развитием данной способности ( 6-8)лет шпынять и издеваться то он просто не сможет уловить закономерности в поступках взрослого ( а взрослый просто эмоции спускает на ребенке) то и способность не разовьётся. Как понять что такое логика,если даже взрослые тупят и совершают крайне идиотские поступки.
И соответственно логика и анализ у такого ребенка будут отсутствовать напрочь.
Крайне печальный факт означающий что Это скорей всего на всю жизнь.
Учиться на своих ошибках можно, но только тогда, когда ты видишь — что это исключительно твоя ответственность. А когда я уверен, что я тут абсолютно не причём, то даже если это моя ошибка — как здесь научиться на своей ошибке? В статье доступно написано, что если в детстве пережил сильный стресс, то способность учиться на своих ошибках теряется. У меня тоже есть опыт применимый к статье, но я пока не пойму какой именно. Поскольку я наоборот чересчур доверяю посторонним людям в совей работе (поэтому сроки исполнения они срывают, партнеры порой подводят). И я вроде бы учусь на своих ошибках, поскольку понимаю, что это моя зона ответственности, но ситуации, когда меня подводят люди, повторяются. Для себя вижу, что необходимо прорабатывать это направление.
Да уж, статья прямо задуматься заставляет! Я всегда считала, что детство у меня было очень даже ничего себе. По крайней мере каких-то серьезных стрессов я не помню, все как у всех. А вот с учебой на своих ошибках всю жизнь проблемы нешуточные испытываю. Вот вопрос: откуда грабельки? Мне очень понравилась предложенная в статье концепция относиться к ошибкам как к точке роста. То есть, воспринимать ситуацию не трагично, а как, пусть и негативный, но все-таки опыт. Если бы этому еще бы и научиться, было бы просто замечательно. До сих пор у меня это совершенно не получалось, прямо-таки истерически всегда относилась к различным неудачам, собственным просчетам итд итп. Ну что ж, пока мы живы, мы в силах что-то изменить в своей жизни. Буду пытаться менять отношение к такого рода ситуациям и вместо психа делать выводы.
Вот еще негативное влияние стресса перенесенного в детском возрасте на жизнь человека в будущем.Не понимание и не умение понять риски и выгоды,приводит к тому ,что человек не осознавая последствий делает заведомо рискованные шаги.Которые часто приводят к фиаско.Причина в том,что мозг не перерабатывает информацию,которая могла бы указать на потенциальную угрозу.Несомненно мое детство, полное стрессом очень повлияло на меня,возможна одна из причин моего неоправданного рискованного поведения именно в этом. Надеюсь на дальнейшие исследования в этой области,а пока стараться не наломать дров к уже к тем ,что наломала.И держать себя в руках.
Очень интересная статья. Вопрос в том, как с этим бороться. Иногда тоже попадаю в такую ловушку, совершая ошибку раз, а потом снова на те же грабли. Вообще, это ведь достаточно распространенная проблема, как мне кажется… у всех есть свои Одни и те же грабли. Только вот не понятно, ведь я не во всех сторонах своей жизни так веду. Где-то ошибки не допускаются, где-то исправляются, а где-то пошел на новый круг, чтобы снова повторить свои ошибки. Собственно, я так понимаю — это нужно просто проработать, видимо это единственный выход, так как логическое понимание проблемы не дает возможность избежать в следующий раз, поддавшись эмоциональным порывам. Спасибо за статью.
Было интересно узнать что влияет на оценку ситуации. Думал, что всё как раз наоборот. Когда человек испытывал большие сотрясение в детстве, он должен воспринимать и причувствовать лучше. А тут оказалось, что нет. Интересно, может как раз в детстве возникает путаница. И ребёнок начинает воспринимать, чувствовать, наоборот. Возможно такое возникает не от единого случая. Вообщем по этой теме возникает много вопросов. Т.к. всё описано достаточно абстрактно. Ну кроме того, что смотрели на активность мозга.
Я даже и не думала, что стресс перенесённый в детском возрасте может влиять на умение учиться на своих ошибках. Казалось бы, человек подвергался стрессу и это могло его чему-то научить. Но возможно столкнувшись в детском возрасте, с плохим обращением, исход не всегда зависит от действий ребёнка. Изменить ситуацию ребёнку практически невозможно и ситуация кажется безвыходной. И возможно это безвыходное положение, остаётся ощущением и человек даже не пробует найти выход. Наступает каждый раз на одни и те же грабли. И не подозревает, что возможен другой исход.
Возможно опасность привычное состояние таких людей и не считывается как угроза. Обычное состояние, поэтому шокирует, что попытки действия были безуспешны. Да, во взрослом возрасте стоит проверять свои установки и программы, которые в нас работают. Возможно они не совместимы с нашими устремлениями, целями и желаниями. Особенно если в воспитании было не всё гладко. А учиться на собственных ошибках очень полезно. Но необходимо для начала осознать, что это ошибка.
Всегда очень приятно получить подтверждение своей правоты. А в такой важной теме воспитание особенно. Хотя из статьи не совсем понятно насколько сильными должны быть стрессы, чтобы оказать такое влияние. Воспитание по Споку, плохая воспитательница в детском саду, плохой учитель в школе… Это достаточные стрессы? Мне кажется — да. И я придерживаюсь идеи, что детей стоит ограждать от подобных стрессов. А теперь у меня даже есть научное подтверждение этому. Оказывается, стрессы повлияют на способность распознавать угрозу и учится на ошибках. Буду с интересом ждать продолжения исследования о работе мозга.
»Грабли стали мне родными , кровными , сжились со мной и поэтому я их порою и не замечаю». И как всегда без детства и без мозга никуда : Когда потенциальная угроза становиться реальностью , была отмечена чрезмерная реакция в тех зонах мозга , которые реагировали на вознаграждения или потерю . Это объясняется тем, что , не понимал , где можно проиграть, ни выигрывая , человек испытывал шок. Пережитый в детстве стресс , может приглушить и сделать почти как я увидел не заметными сигналы опасности и ведет к неспособности видеть пути решения проблемы , что влечет за собой повторение тех же самых ошибок.
Из этой статьи я увидел свой жизненный сценарий, в котором повторяющиеся мои одни и те же ошибки как не видимки , т.е вижу и ощущаю их последствия . Осталось научиться улавливать их сигналы и замечать их . Возможно ли для меня это ?
Читая статью, не мог понять, мне радоваться или переживать за людей, перенесших стресс в 8-летнем возрасте. С одной стороны такой человек воспринимает свои ошибки как должное и не стремится их исправить. Им было сложнее почувствовать и осознать угрозу. Опять тут непонятно, для развития опыта человека, плохо это или хорошо. С одной стороны плохо – т.к. человек не чувствует риска и может попасть в трудную ситуацию из-за этого. С другой стороны – это убирает иногда лишние ограничения в расширении жизненного опыта. Т.е. если бы не было этой травмы в 8 лет, то и не было бы ситуации, которая происходит сейчас. Так что я вижу тут и некоторый позитивный и конструктивный момент. Но никто не решает, получить ему психологическую травму в детстве или нет. Из статьи я узнал, что человеку, получившему психологическую травму в детстве, жить труднее. Думаю, в какой-то степени исправить сложившуюся ситуацию сможет только квалифицированный психолог.
Это получается совершая ошибку, человек просто разочаровывается, в место того, чтобы провести анализ действий и последствий. Виной всему, закрепившееся стрессовое состояние, которое было пережито ещё в тестве. Тогда получается, такой человек становится ограниченным возможностях достигать «больших высот», более склонен к самобичеванию и всякого вида проявлениям жалости к себе. Но в принципе это же выявить не так сложно и пару посещений психотерапевта и постоянных упражнений, помогут с этим справиться. Главное чтобы сам человек это понимал, что он склонен повторять одни и те жи действия, зная, что будет так же, но всего лишь надеясь на другой результат. Собственно об этом статья и рассказала мне). Спасибо за статью. До 12 лет, с ребёнком необходимо вкладывать только позитивное мировоззрение, не отрывая конечно от реальности, стресс штука мало заметная, особенно на детях, только если уже совсем замеченные, но думаю стоит после каждой передряги с ребёнком, стоит наблюдать, какие действия он совершает и не уходит ли он постоянно в негативное состояние. Через некоторое время думаю стоит разбирать с ребёнком в лёгкой форме, с позитивной обратной связью негативные моменты. В общем отношение к детям как к людям никто не отменял, а зачастую родители относятся к ним как к недоразвитым.
надо подумать над словами будет:
«Когда потенциальная угроза становилась реальностью, ученые отмечали чрезмерную реакцию в тех зонах мозга, которые реагировали на вознаграждение или потерю. Это объясняется тем, что, не понимая, где можно проиграть, не выигрывая, человек испытывал шок».
А вообще наверное интересный вопрос, конечно когда человек в стрессе поле восприятия значительно сужаеться и выбор правильного действия относительно ситуации сводится к одному шаблону поведения, усвоенного в детстве в ситуации насилия. если это насилие было обусловлено родителями, то еще и формирование модели неизбежности наказания.
«Изучив снимки мозга, ученые обнаружили, что зона, отвечающая за анализ потенциальной угрозы, была менее активна у тех, кто столкнулся с серьезным стрессом в детском возрасте» -импонирует научный, практический подход, описанный в статье. Всегда интересно читать как психические процессы отражаются на работе мозга.
И тема очень актуальная для меня. Помню как в старших классах я совершенно не видела решения задач, хотя училась хорошо.
Сейчас старшей дочке 9 лет, присматриваюсь к ней в этом плане.
На своих ошибках обычно все учатся, а иногда и попадаются те же «грабли». Главное не зацикливаться на них, а извлечь нужное для себя и идти дальше. Я даже не думала, что отношение к своим ошибкам зависит от перенесенного стресса в детстве. И это все происходит на бессознательном уровне. Оказывается люди, которые перенесли стресс в детстве просто не видят пути решения проблемы и продолжают повторять свои ошибки. Они не используют свой негативный опыт как средство изменения собственного поведения и образа мышления. И даже зона мозга, отвечающая за анализ потенциальной угрозы менее активна. Т.е. человек испытывает шок. У всех людей реакция разная. Неизвестно, что в детстве повлияло и привело к тем или иным последствиям.
С каждой прочитанной статьёй чуствую себя всё хуже и хуже)) у меня у одного так ? )
Детство у меня было с достаточно большим стрессом, и действительно на своих ошибках я особо не учусь. Однако с возрастом и работой над собой, уже не остаётся выбора, как относиться и принимать во внимание всё что происходит не так при решение задачи, или достижении стресса, так как я не готов отказываться от своих стремлений и «мечт».
«Тони Робинсон» объясняет иначе. Он говорит что нам мешает «Боль» в делание новых действий и в принятии новых решений. Тема схожая, ведь когда мы осуществляем действие мы подсознательно уже знаем, что будет если мы провалимся, так как была уже совершена ошибка, и очень часто это мешает достигать новые достижения и результаты.
Очень интересная статья. Как я понимаю, чем серьезней я ошибаюсь, тем у меня меньше шансов увидеть какие-либо альтернативы выхода из этой ситуации. Очень интересное наблюдение, которое раскрывает извечную проблему, что не учимся не только на чужих, но и на своих ошибках. Проанализировав свой опыт, я могу сказать, что раньше расстраивался по поводу ошибки, а потом забывал ее суть, и она повторялась вновь. Сейчас целенаправленно сажусь и разбираюсь в значимой ситуации, иногда не сразу, а когда утихнут эмоции. Мне это помогает меньше повторять их в будущем.
Ну собственно еще одна «сфера » жизни , подтверждающая, что всё тянется из детства . Информация в статье для меня новая, но , что из чего вытекает не удивило. Хотя, честно признаться, я так и не поняла , как не «наступать на те же грабли» . Вообще статья породила больше вопросов, чем ответов . Что значит стресс у ребенка . Это какой-то отдельный фрагмент , ну , например, умер кто-то из близких родственников . Или это среда в которой жил ребенок , например, пьющие родители .
На самом деле , если в нашей стране было принято ходить к психологу , то проблем было бы меньше. Родители сами бы ходили , детей своих водили . И многие проблемы, решались бы в детстве, а не являлись бы началом массы негативного.
Интересный механизм. Получается, из-за того, что негативный опыт не был переработан соответсвующим образом, не сформировался навык обработки негативного опыта и человек, что называется, «ходит кругами», «наступая на одни и те же грабли». Выход из ситуации видется таким — целенаправленная проработка негативного опыта, возможно это поможет мозгу «включиться» тогда, когда этого требует ситуация и спрогнозировать негативные последствия, а значит разорвать порочный круг. Короче говоря, проконсультироваться надо)
По себе вижу, что информация в статье имеет место быть в моей жизни. Я не совсем понимаю где крайность, а где середина. Где можно рискнуть, а где нужно сидеть на попе ровно. Те критическое мышление абсолютно не развито и каждый раз я наступаю на одни и те же грабли. Теперь я это вижу отчетливо не только на примере отношений с девушками, но и на примере той же самой работы, ее выбора. Мне даже интересно когда-нибудь научится принимать взвешенные решения и не оказываться в дурных ситуациях, наблюдая за происходящим со стороны. Для меня это на данный момент та цель, к которой я стараюсь придти.
Не зря говорят наступать на одни и те же грабли. Хотя я думал, что негативный опыт он всегда влияет на твое дальнейшее поведение. Оказывается это не так. И связано это в первую очередь с работой одного отдела в мозге. То есть травмирующие события в детстве вносят изменения в особенности функционирования мозга. И это уже на всю жизнь. И никакая терапия не поможет. Так что беречь детей нужно с детства. Последствия могут быть необратимыми. Интересно будет почитать их следующее исследование определенных участков головного мозга и их связь между собой. И узнать как стресс, перенесенный в детском возрасте, мог повлиять на работу мозга.
Правильно говорят, что никто не застрахован от ошибок. Сложно освоить новое дело, не совершив ошибок. Есть такая фраза, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Это часть опыта любого человека, и если воспринимать ошибки как точку роста, а не трагедию, можно многому научиться и многого достичь. Жаль, что не все умеют учиться на своих и чужих ошибках. Ученые выяснили, что сложнее всего почувствовать приближение опасности и осознать риск тем, кто перенес большое количество стресса в детстве. Раньше не думала, что эти вещи могут быть взаимосвязаны. Профессор Поллак отмечает: «Когда потенциальная угроза становилась реальностью, ученые отмечали чрезмерную реакцию в тех зонах мозга, которые реагировали на вознаграждение или потерю. Это объясняется тем, что, не понимая, где можно проиграть, не выигрывая, человек испытывал шок». Жаль, что это до конца не изучено, и авторы исследования в дальнейшем планируют исследовать определенные участки головного мозга и их связь между собой. Целью ученых является выяснить, как стресс, перенесенный в детском возрасте, мог повлиять на работу мозга. Будет интересно почитать о том, к чему в итоге они придут.
Информация в статье для меня абсолютно новая, но вполне логичная.
Вообще, я ещё ни разу не встречала информацию о том, что человек, перенёсший стресс или плохое обращение в детском возрасте, делает что-лито лучше других. Вполне закономерно, что травмированный ребёнок вырастает тревожным или, очень грубо говоря, «неполноценным» взрослым. Конечно, если вовремя не обратить внимания на эту травму и не заняться ей.
По этому поводу мне нравится изречение «я знаю, что в любом деле я все равно ошибусь. Так лучше я сделаю это как можно быстрее»
это прям верно «Люди, которые в детском возрасте столкнулись с плохим обращением, сложнее диагностируют ситуации, потенциально опасные для их здоровья и финансового благополучия.»
У меня долгое время «дури было столько, что страх реально не чувствовался». Я постоянно встревал в ситуации, приближавшие меня к разного рода проблемам и трудностям. Вплоть до физических.
«А когда что-то плохое уже произошло, им крайне сложно принять ситуацию и смириться с ней.» Да, реально непросто признать — что я накосячил я, это моя вина и мне это все придется разгребать.
«Вероятнее всего, это связано с тем, что они заранее не предполагали негативного исхода событий и не видели сигналы извне.» своим ошибкам я часто искренне удивлялся, не понимание «как же так произошло» =)
Но тогда когда я прошел первичную реабилитацию и вцелом стал мудрее и адекватнее — это теперь скорее мое преимущество — способность рисковать и не застать там, где другие уже мочатся =)
Это наверное, про меня «Это объясняется тем, что, не понимая, где можно проиграть, не выигрывая, человек испытывал шок».
Легко самому себя надурить, пытаясь перехитрить других.
вот это не совсем понял, но что-то в этом тоже есть: «Когда потенциальная угроза становилась реальностью, ученые отмечали чрезмерную реакцию в тех зонах мозга, которые реагировали на вознаграждение или потерю.»
Вообще, говорить о том, что умные люди должны учиться только на чужих ошибках, значит предполагать, что все ошибки уже известны и описаны в какой-нибудь энциклопедии ошибок человечества. Но такой не было, нет и, по всей видимости, никогда не будет. У каждого из нас своя жизнь, свои потребности и желания. Причем наша жизнь конечна, и если изучать все ошибки, которые мы потенциально можем допустить, у нас не останется времени на собственное развитие, и мы превратимся в Премудрого Пискаря.
Самое ценное, что есть у человека — его опыт. Мир меняется очень быстро, и скорость его изменения постоянно увеличивается. То, что вчера признавалось ошибкой, завтра окажется мудрым стратегическим ходом и, наоборот, те модели поведения, которые работали еще вчера, сейчас могут только навредить человеку. Большое значение имеет тот контекст, в соответствии с которым человеку нужно себя вести
В последнее время замечаю за собой частое повторение одних и тех же ошибок. Я проговариваю про себя: «Неужели сложно запомнить? И меня всегда удивляет, почему я не могу запомнить и не делать. Данная статья мне это объясняет.
Можно было бы подумать, что они не понимали самого механизма решения задачи. Однако причина крылась в том, что люди, столкнувшиеся со стрессом в детском возрасте, даже после множества испытаний не использовали свой негативный опыт как средство изменения собственного поведения и образа мышления.
Изучив снимки мозга, ученые обнаружили, что зона, отвечающая за анализ потенциальной угрозы, была менее активна у тех, кто столкнулся с серьезным стрессом в детском возрасте.
Профессор Поллак отмечает:
«Когда потенциальная угроза становилась реальностью, ученые отмечали чрезмерную реакцию в тех зонах мозга, которые реагировали на вознаграждение или потерю.
Это объясняется тем, что, не понимая, где можно проиграть, не выигрывая, человек испытывал шок».
Авторы исследования в дальнейшем планируют исследовать определенные участки головного мозга и их связь между собой. Целью ученых является выяснить, как стресс, перенесенный в детском возрасте, мог повлиять на работу мозга.
хотелось бы почитать продолжения.
Перенесенный в возрасте восьми лет стресс каким-то образом тормозит развитие или процессы в зоне мозга, отвечающей за анализ потенциальной угрозы, что приводит к неспособности учиться на своих ошибках, чувствовать и сознавать потенциальную угрозу, использовать свой негативный опыт как средство изменения собственного поведения и образа мышления.А какой величины и продолжительности должен быть стресс? Кто-то родителей потерял, на кого-то собаки напали, кого-то заставили перед классом на табуретке стихи читать. И где взяли людей, не испытавших стресс? Авторы обещают в дальнейшем исследовать определенные участки головного мозга и их связь между собой. Может, и ответы не за горами.