В детстве вы верили в Деда Мороза? А позволяете ли верить вашим детям?

Детство – это время, когда сказка и волшебство кажутся реальностью. Дети верят, что где-то есть тридевятое королевство, Кощей Бессмертный, принцессы и принцы, в детстве никого не удивишь превращениями и чарами, и, конечно, в самый волшебный период в году – под Новый Год, вера в чудо особенно крепка и выражается она в вере в Деда Мороза.

Многих родителей сейчас интересует вопрос – а не лучше ли сразу дать понять ребенку, что Деда Мороза нет, чтобы избежать в будущем разочарования? Может, стоит быть честными с детьми и знакомить их с реальностью жизни с раннего возраста?

Психологи утверждают, что вера в Деда Мороза положительно влияет на всестороннее развитие ребенка.

Еще задолго до наступления главного праздника — Нового года, Дед Мороз оказывает положительное влияние на детей. Тогда, когда ребенку захотелось новую игрушку, родители говорят ему, что Дед Мороз принесет ее на Новый Год, тем самым развивая позитивное терпение. Позитивное потому, что в данном случае это ожидание чего-то радостного, сопровождающееся позитивными моментами – утренниками, украшением ёлки, подготовкой праздничного наряда.

Отдельную пользу для развития ребенка приносит написание письма Деду Морозу. Во-первых, в письме ребята рассказывают о своём поведении за прошедший год – это учит их самостоятельно оценивать свои поступки. Если ребенок вел себя не хорошо, не обязательно об этом писать, достаточно поговорить — важно, чтобы малыш научился анализировать свои действия, понимать, что он сделал не так, и искать позитивный выход. В письме Деду Морозу ребенок может пообещать вести себя хорошо в следующем году.

В-третьих, написание письма помогает ребенку разбираться и заявлять о своих потребностях. Из-за чувства стеснения или боязни быть непонятым ребенок не всегда может открыто рассказать родителям о своих желаниях. Гораздо проще выразить свои чувства на листе бумаги, написав третьем лицу. Родители, которые внимательны к своему ребенку и его эмоциональному состоянию, поймут из письма, что беспокоит их малыша.

И, наконец, обращение к сказочному персонажу может научить ребенка проявлять сочувствие. Ведь просить в письме подарок не только для себя, но и для близких – значит проявлять заботу и внимание к окружающим. Зачастую современным детям не хватает этого умения.

Дед Мороз — положительный персонаж. Он не только приносит желанные подарки, но и делает добрые дела, творит чудеса. Безусловно, этот герой выступает положительным примером для ребят: Дед Мороз в русских сказках всегда справедлив и мудр, он не подарит подарок злодею, но и не будет груб с ним. У Деда Мороза всегда есть помощники – Снегурочка, Снеговик или гномики, на этом примере ребенок легко усваивает суть командной работы. Поступки Деда Мороза и его помощников помогают ребенку понять, как важно обладать положительными чертами характера.

Профессор кафедры психологии Университета Техаса Жаклин Вулли считает, что вера в Деда Мороза способствует развитию познавательных способностей у детей. Профессор полагает, что вера в несуществующих персонажей помогает ребенку развить логическое мышление и учит строить гипотезы. Вулли считает, что эти способности формируются при сборе доказательств: дети задаются вопросами «Когда Дед Мороз положил подарки под елку?», «Как он успевает за одну ночь облететь весь мир?», «Как он попал к нам домой?». При этом дети сами находят ответы на все вопросы в пользу существования Деда Мороза и учатся выстраивать аргументы.

Профессор считает, что тот механизм мышления, который позволяет стирать границы между сказочным и реальным мирами, используется и при научных открытиях. Но наиболее позитивный эффект, с точки зрения Вулли, оказывает обнаружение ребенком вымышленности персонажа – это заставляет ставить под сомнение все предыдущие самостоятельно выстроенные гипотезы и собирать новые факты, ставя различные эксперименты. И после своего «открытия» дети чувствуют причастность к миру взрослых, продолжают поддерживать существование сказки для младших ребят, что, как пишет исследователь, очень важно для эмоционального развития.

Некоторые считают, что при твердой вере в существование Деда Мороза есть риск, что при обнаружении правды, у ребенка сформируется недоверие к родителям и ко всему, о чем они говорят, в том числе и к религиозным убеждениям. Однако, этого можно легко избежать, следуя некоторым советам.

Во-первых, не нужно продумывать все мелочи и детали, доказывающие существование Деда Мороза – рисование следов от валенок на подоконнике или оставление откусанного печенья на столике рядом с елкой буквально загоняют ребенка в определенные рамки. Лучше, если Дед Мороз останется более обезличенной и туманной фигурой, это позволит ребенку фантазировать, обмениваться догадками со сверстниками.

Родителям стоит говорить о Дедушке Морозе не словами «Я точно знаю, что…», а употребляя более размытые выражения типа «Я слышала…», «Ходят слухи…» — это обезопасит от недоверия ребенка взрослым.

Не нужно уверять ребенка и в том, что сосед, переодетый в красный костюм с белой бородой – это и есть Дед Мороз, особенно если малыш узнал его. Можно сказать, что Дед Мороз с радостью доверяет своим помощникам представлять его, так как сам не успевает.

Не стоит слишком рано знакомить ребенка с реальностью, дождитесь, пока он сам не начнет интересоваться. Хорошим ответом ребенку станет рассказ о том, как прекрасна вера в сказку, которая была когда-то у вас самих: «Мне бы хотелось, чтобы и в твоей жизни было такое же волшебство!»

Если вы видите, что ваши дети уже достаточно эмоционально зрелые для правды и при этом догадываются о вымышленности персонажа, не надо искусственно поддерживать их веру. Важно похвалить их за то, что они стали взрослее и разумнее и объяснить, что чудеса все равно случаются, не только в сказках и не только под Новый Год.

Автор: Белоусова Евгения Олеговна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Елисеева Маргарита Игоревна

Ключевые слова: дети, родители, детская психология, возрастные особенности ребенка

Источник фото: weekend.rambler.ru

Педагог-психолог, специалист в области воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Похожие статьи:

Эмоционально депривированные дети могут стать лучшими родителями... Как дать своим детям то, чего никогда не имел сам? Это нелегко, но возможно. Для начала необходимо обратить внимание на своих собственных родителей...
Психология детского праздника. Часть 2 В первой статье, посвященной грамотной организации детского праздника, мы рассматривали такой важный показатель, как психический возраст ребенка. Одна...
Психология детского праздника Не так давно появился тренд на организацию грандиозных детских Дней Рождений: индивидуальные приглашения, профессиональный декор, фотозона, модные уго...

Оставайтесь в курсе и на facebook

 Оставайтесь в курсе 
новинок ПсиБлога

Подпишитесь на нашу рассылку
  и получайте новые статьи блога
   прямо себе на почту.

Электронная почта:
email рассылки

Перейти к верхней панели