«Доминик» — анкета, представленная в виде комикса, которая направлена на выявление проблем, связанных с психическим здоровьем ребенка в возрасте от 6 до 11 лет, а также подростков в возрасте 12-16 лет, в соответствии с критериями DSM-III-R (Американская ассоциация психиатрии, 1989, 1994 год). В комиксах критерии переведены в социально-когнитивные стимулы, реагируя на которые ребенок раскрывает информацию о состоянии психики. Преимущество методики состоит в том, что она не является проективным тестом, а фиксирует точные критерии. Этот тест определяет семь наиболее часто встречающихся проблем, связанных со здоровьем детской психики: простые фобии (10 рисунков), глубокая депрессия (19 рисунков), гиперактивность с дефицитом внимания (16 рисунков), тревожные состояния (13 рисунков) и тревожное поведение (12 рисунков).

Главный персонаж комиксов, мальчик или девочка по имени Доминик, помещается в различные контексты обыденной жизни: дома, в школе в общении с детьми, взрослыми и т.д.

Задаваемый ребенку устный вопрос представлен одним, двумя или тремя вариантами рисуночных ответов на одной странице, которые соответственно иллюстрируют либо тревожное и неоднозначное, либо спокойное и сосредоточенное поведение. Испытуемый ребенок должен определить, с каким героем он идентифицирует себя в большей степени. Тест включает 96 страниц, в двух тетрадях. Первая тетрадь включает четыре адаптационные страницы, направленные на идентификацию ребенка с персонажем и на формирование у испытуемого ожиданий относительно его (персонажа) поведения.

Для того, чтобы симптом рассматривался в качестве диагностического критерия он должен присутствовать с некоторой частотой, в течение определенного времени и иногда с учетом возраста до которого могут появляться эти симптомы. Но в данном случае такой возможности нет, так как дети, в силу данного возраста и в силу уровня их развития не обладают способностью к самоотчету и ретроспективному анализу, поэтому не могут продемонстрировать проявление симптома во времени с биографической точностью. Следовательно, социокогнитивный подход к диагностике психических отклонений подходит в данном случае в наибольшей степени.

Проведение диагностики длится приблизительно двадцать минут. Дополнение теста рисунками (в количестве восьми), демонстрирующими счастливых детей обеспечивает преемственность теста и обеспечивает наименьшее количество неадекватных ответов. Наконец, демонстрации, которые следуют друг за другом принадлежат исследованию различной симптоматики, что дает возможность избежать эффекта ореола.

Таблицы обработки данных позволяют произвести быстрый подсчет положительных ответов в случае каждой выявленной проблемы. Для проведения испытания разработан алгоритм. Этот тест использовался во Франции, сначала в Тулузе, затем, со специальными целями в университете d’Aix-en-Provence; тем самым была подтверждена его валидность (Dugré, Massonat et Allès-Jardel, 1997; Dugré, 1998), что позволило сравнивать результаты, полученные в Квебеке и во Франции.

По оценке Valla, границы применения теста «Доминик» приближены к критериям DSM-III-R при оценке когнитивных способностей детей. Когнитивные способности не позволяют исследовать частоту и длительность симптоматики до четырехлетнего возраста. Фактор социальной желательности мог бы послужить в качестве одного из ограничений теста, однако действие этого фактора исключает то обстоятельство, что конкретные поведенческие реакции ребенка, как правило, определяются контекстом его поведения. Согласно Valla три типа перемененных могут оказывать влияние на возникновение проблем, связанных с психическим здоровьем ребенка: внутренние факторы, имеющие отношение непосредственно к нему самому; факторы семейной среды; факторы социальной среды. Первые два предполагают действия, происходящие с самим ребенком в определенном контексте или с семьей ребенка.

Впоследствии вышла новая версия на компакт диске, которая опирается на факторы психического здоровья DSM-IV, классифицирующие и описывающие различные симптомы.

Существует возможность прохождения тестирования он-лайн.

Автор статьи: Симонов Вячеслав Михайлович

Подробнее о тестировании: http://www.dominicinteractive.com/index_en.jsp

Источник фото: dominicinteractive.com

 

Подпишись на рассылку

email рассылки

Похожие статьи:

Почему мы склонны думать, что большинство людей разделяет наше мнение?... Ответ: Благодаря «эффекту ложного консенсуса». В конце 1970-х  группа исследователей с главе с Ли Россом провела ряд экспериментов, подтверждающих ...
11 ФИЛЬМОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ Кино снимают люди о людях. Хорошее кино может не учитывать законы физики, но должно соблюдать законы психологии. Во времена популяризации психологии и...
Физическое насилие над детьми: прервать порочный круг... Насилие над детьми – наиболее серьезная проблема нашего общества. Дети являются наиболее уязвимой категорией людей, так как они невольно становятся за...

Скачать статью в PDF

Оставайтесь в курсе и на facebook

 Оставайтесь в курсе 
новинок ПсиБлога

Подпишитесь на нашу рассылку
  и получайте новые статьи блога
   прямо себе на почту.

Электронная почта:
email рассылки

Перейти к верхней панели