Стэндфордский тюремный эксперимент считается одним из самых неэтичных экспериментов за всю историю психологии. Эксперимент был проведен в 1971 году по запросу Военно-морских сил США, целью эксперимента было установить причину конфликтов между охранниками и заключенными в военных исправительных учреждениях.

Команда ученых во главе с доктором Филипом Зимбардо отобрали группу участников из 24 человек, все из которых были мужчинами и обучались в Стэнфордском Университете. Подвал одного из корпусов был специально переоборудован в «тюрьму». Половине участников предстояло быть заключенными, другой половине – охранниками. В ходе эксперимента большинство «заключенных» демонстрировали все более и более пассивное поведение, в то время, как «охранники» становились все более ожесточенными, утверждаясь в своей власти и придумывая все более изощренные психологические пытки для «заключенных». Зимбардо был вынужден прекратить эксперимент уже через 6 дней после его начала, хотя изначально эксперимент задумывался как двухнедельное исследование. Ученый принял решение прекратить эксперимент по настоянию его невесты, которая отмечала, что сам исследователь стал вести себя нездоровым образом.

В 2015 году в прокат вышел фильм «Стэнфордский тюремный эксперимент» режиссера Кайла Патрика Альвареза, основой сюжета фильма послужил одноименный эксперимент Филипа Зимбардо. Основной психологический посыл фильма – психология власти и человеческая способность принимать и смиряться с жестокостью окружающего мира. Зритель погружается в мрачную атмосферу тюрьмы, что делает ощущения при просмотре фильма весьма дискомфортными.

В создании фильма приняли участие два консультанта в области психологии: социальный психолог Стэнли Милграм и автор эксперимента Филип Зимбардо. Оба ученых в свое время провели исследования, которые не были бы допущены в научном сообществе в данный момент. Исследование Милграма было проведено в 1960х годах и называлось «Подчинение: исследование поведения». Целью эксперимента было выяснить, почему люди, наделенные властью, готовы причинять боль другим людям, что играет определяющую роль: садистические наклонности или необходимость выполнять предписанные роли.

Основой для фильма послужила книга Зимбардо 2007 года «Эффект Люцифера: Как хорошие люди становятся жестокими», в которой он описал результаты своего известного эксперимента. Авторы фильма намерено не уделяют внимание историям персонажей до участия в эксперименте, зритель видит лишь короткие интервью, которые участники дают перед экспериментом. Зритель не знает даже имен участников, лишь порядковые номера заключенных.

В момент интервью все участники кажутся умными молодыми людьми с хорошим чувством юмора и без малейшего намека на фашистские наклонности. При вопросе, хотят ли участники быть охранниками или заключенными, большинство выбрали роль заключенных. Однако какая-то сила заставляет охранников вести себя жестоко, и это может быть что угодно: униформа охранников и робы заключенных, которые представляют собой платья (как попытка обезличить заключенного и лишить его возможности носить мужскую одежду), искусственно созданный сценарий или «аресты» заключенных, которые были максимально приближены к настоящим арестам. Уже на начальном этапе, когда «заключенные» только попадают в «тюрьму», атмосфера фильма заметно меняется благодаря изменению поведения участников эксперимента.

«Охранники» предъявляют крайне строгие требования к «заключенным»: они обязаны вести себя максимально тихо, есть только в отведенное время, называть охранника «Мистер тюремный надзиратель». Отказ от подчинения, разумеется, ведет к наказанию. Важно отметить, что охранникам было запрещено применять физические наказания к заключенным. Тем не менее, это не мешало им разговаривать с заключенными исключительно на повышенных тонах, поднимать их среди ночи и заставлять делать изнурительные физические упражнения, давать им пощечины при малейшем нежелании подчиняться. Очень скоро заключенные начинают протестовать. Двое наиболее воинственно настроенных заключенных, под порядковыми номерами 8612 и 819 активно сопротивляются и пытаются поднять восстание заключенных, вследствие чего их помещают в изолятор.

В определенный момент один из ученых спрашивает: «Вам не кажется, что эти ребята восприняли все слишком серьёзно?». Этот вопрос некомфортен не только для испытуемых, но и для Зимбардо и его сотрудников, которые пассивно наблюдают за развитием эксперимента в течении нескольких дней до тех пор, пока он не зашел слишком далеко. Чем меньше ученые контролируют эксперимент, тем более наглядным он становится. Эксперимент ярко демонстрирует, что изучение человеческого поведения практически невозможно, если испытуемого не выталкивать из зоны комфорта, обнажая темные стороны его личности.

И в группе охранников, и в группе заключенных были отмечены патологические реакции, возникающие в ответ на социальные силы, воздействующие на человека. В то же время, Стэнфордский тюремный эксперимент показал и индивидуальные различия в том, как испытуемые справлялись с непривычной для них ситуацией. Половина группы заключенных выдержала жизнь в тюрьме, другую половину пришлось освободить досрочно из-за глубокой депрессии, сильных тревожных проявлений и вспышек ярости, у четверых испытуемых данные симптомы начали проявляться уже на второй день «заключения».

В конце фильма режиссёр предпринимает попытку индивидуализировать героев, хотя и намекает на то, что они – всего-навсего абстрактные представители человечества, которым свойственны пороки и слабости. Центральной фигурой фильма, конечно, является сам экспериментатор, доктор Зимбарго, который вовлечен в эксперимент и неизменно задает себе вопросы о допустимости и моральности своего исследования.

Стэнфордский тюремный эксперимент показал, что условия тюрьмы оказывают большое влияние на эмоциональное состояние как надзирателей, так и преступников, а также на происходящие между группами и внутри них межличностные процессы.

Зимбардо признает, что он и его сотрудники против своей воли стали частью эксперимента. Сам ученый до сих пор считается в психологии весьма противоречивой фигурой.  Результаты Стэнфордского тюремного эксперимента используются для демонстрации покорности и восприимчивости человека, при наличии поддержанной государством и обществом идеологии, оправдывающей жестокость. Кроме того, они на практике иллюстрируют две психологические теории: влияние власти авторитетов и когнитивный диссонанс.

Похожие статьи:

Игра образов в «Игре Престолов». Исследование психологических причин популярности сериала

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ИЛИ «БОЛЬШАЯ МАЛЕНЬКАЯ ЛОЖЬ»

ПАЛИТРА АРХЕТИПОВ ЮНГА В СОВРЕМЕННОМ КИНО

Оригинальная статья: Justin Chang — Sundance Film Review: ‘The Stanford Prison Experiment’. Variety, January, 2015.

Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психология кино, психология в кино, фильм, эксперимент, экранизация

Источник фото: bigcinema.org

Подпишись на рассылку

email рассылки

Похожие статьи:

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ? ПСИХОЛОГИЯ МИНИМАЛИЗМА... Многие стремятся к комфортной жизни в чистом, незахламленном пространстве.  Но расстаться даже с ненужными вещами подчас бывает очень непросто. Эта пр...
Положительные эмоции и их влияние на здоровье: позитивный эффект обусл... Позитивные эмоции считаются важнейшим аспектом здорового образа жизни, ведь негативные мысли и установки, отрицательно воздействуя на психику, негатив...
Гениями рождаются? Бытует мнение, что гениями рождаются, а не становятся. В обществе существует устойчивый образ гения: человека выдающегося таланта в области искусства ...

 Оставайтесь в курсе 
новинок ПсиБлога

Подпишитесь на нашу рассылку
  и получайте новые статьи блога
   прямо себе на почту.

Электронная почта:

email рассылки

Оставайтесь в курсе и на facebook

Перейти к верхней панели