Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Бытует мнение, что гениями рождаются, а не становятся. В обществе существует устойчивый образ гения: человека выдающегося таланта в области искусства или науки, а также в общественной, политической и экономической сфере, человека, нацеленного на достижение высокого результата. Есть и другой вид гения – гений непризнанный, человек невероятных способностей, который, в силу своей природной застенчивости или жизненных обстоятельств, не способен выделиться из толпы и заявить о своей гениальности.

Гений  — это человек, демонстрирующий выдающиеся способности и крайне высокий уровень интеллекта. Опираясь на это определение, можно сделать вывод, что гениальность не обязательно предполагает творческую составляющую, ведь прекрасная работа хирурга – это, по сути, выражение гениальности. И наоборот, работа, предполагающая творческое начало, как то создание новой компьютерной программы, не обязательно является продуктом гениальности. Тем не менее, гениальность и креативность – явления, идущие рука об руку, ведь оба эти понятия предполагают наличие выдающихся способностей, но не всегда предполагающие наличие выдающегося интеллекта. Это утверждение верно для гениальных способностей в области литературы, музыки или изобразительного искусства.

Нет научного подтверждения тому, что гениями рождаются или что творческое начало передается по наследству. Известное исследование Фрэнсиса Гальтона (1822 – 1911 гг.), английского антрополога и психолога, в котором утверждалось, что ген гениальности передается от отца сыну, уже не раз опровергалось другими исследованиями и статистическими данными. Тем не менее, мнение о том, что гениями рожаются, все еще чрезвычайно сильно.

Хотя существует множество научных исследований, разграничивающих наследуемые признаки и признаки, которые человек приобретает в процессе воспитания из внешней среды, такое явление, как гениальность, продолжает оставаться загадкой для большинства людей. Вполне возможно, людям проще верить в то, что человек невероятных талантов, достигает высоких результатов просто благодаря тому, что он родился таким, а не благодаря упорной ежедневной работе.

По этой теории, никто и ничто другое не отвечает за высокие результаты, которых достигает так называемый гений. Все было предрешено успешной комбинацией родительских генов, и ничто: ни другой человек, ни внешние обстоятельства (разве что только несчастный случай или серьёзная болезнь), не могут воспрепятствовать проявлению гениальности. Подобное мнение весьма удобно для большинства людей, не обладающих признаками гениальность, ведь они уверены, что гениальному человеку просто повезло родиться таким. Они уверены, что гениям все дается весьма легко, ведь их способности и таланты даны им при рождении.

Хотя нет прямых подтверждений тому, что гениальность и креативность передаются по наследству, умственные способности, особенно те, которые имеют отношение к научной деятельности, имеют генетическую природу. Этот фактор, в той или иной форме, играет значительную роль в творческой составляющей, необходимой для самых разных областей науки. И хотя здесь задействован лишь один когнитивный фактор, для изобретения чего-либо нового в области науки (а новаторство – один из главных показателей гениальности) необходим уровень интеллекта выше среднего, также как и творческая составляющая.

Гениями рождаются?

Стоит отметить, что «научный» интеллект связан с возрастом, так способность к открытию чего-то совершенно нового в области математики начинает заметно снижаться после 40 лет. Высокий интеллект (все еще измеряемый стандартным тестом IQ), особенно важный в области математики или в управленческой работе, обычно достигает своего пика в возрасте 20-30 лет, после чего начинает снижаться. Все вышесказанное не относится к людям с синдромом саванта, являющегося редким состоянием, характеризующимся отклонением в развитии (иногда – аутистического спектра). При этом, люди с синдромом саванта имеют «остров гениальности» — выдающиеся способности в какой-либо области, например, математики или музыки. Подобные генетические паттерны и паттерны развития до сих пор непонятны науке.

Тесно связанные с генетическими факторами, заметную роль играют факторы развития и воспитания. Исследования подтверждают, что            одна из самых значительных характеристик человека с выдающимися творческими способностями или гениального человека, является устойчивая мотивация исследовать и создавать, которая берет свои корни из воспитания в семье. Подобное воспитание предполагает наличие хотя бы одного значимого авторитетного взрослого, которым обычно является родитель одного пола с ребенком.  Профессия или род деятельности родителя связаны со сферой, в которой ребенок впоследствии проявит свои способности, при этом ребенок выбирает профессию именно из смежной сферы, а не точно такую же. Например, отец математика и физика Эйнштейна был инженером, отец биохимика Лайнуса Полинга был фармацевтом, а отец физика-ядерщика Гленна Сиборга – механиком.

На эту тему было проведено исследование, в ходе которого анализировались 435 лауреатов Нобелевской премии (в области физики, химии, физиологии и медицины), начиная с первого года вручения премии и до настоящего времени. Количество родителей обоих полов, с точно такой же профессией (профессора, ученые и т.д.), как у их ребенка (лауреата Нобелевской премии), составило всего 2% (11 человек из 435). Количество родителей одного пола с ребенком (получившего Нобелевскую премию), работавших в смежной области со своими детьми, равняется 53%. К смежным областям относятся сельское хозяйство, электрика, инженерное дело, фармацевтическое дело или садоводство.

После этого было проведено еще одно исследование. На этот раз анализировались не Нобелевские лауреаты, а их 548 современников, обладающих высоким уровнем интеллекта и являющихся выдающимися учеными, политиками или деятелями искусства. Оказалось, что 20% родителей этой группы людей имело точно такую же профессию, как их талантливые дети, что в 10 раз больше количества родителей с точно такой же профессией среди Нобелевских лауреатов. Это доказывает, что среди Нобелевских лауреатов нет прямой преемственности профессии от их родителей.

Другое исследование показывает, что значительное количество родителей Нобелевских лауреатов, одного с пола с ребенком, работающих в смежной сфере, мечтали заниматься наукой, но так и не воплотили свои мечты в жизнь. Родители мотивировали ребенка исполнить свои неосуществившиеся мечты, что подтверждает, что именно высокий уровень мотивации отвечает за итоговый результат, а не только способности, данные от природы. Дети часто подвержены влиянию своих родителей, особенно в том, чего их родителям так и не удалось достичь. Это явление указывает на то, что ребенок идентифицирует себя с родителем, пытаясь воплотить в жизнь его несбывшиеся мечты и планы.

Кроме такой позитивной связи с родителем того же пола, что и ребенок, наблюдается и другое явление, а именно – соперничество с родителем. Многие ученые на заре своей карьеры, идентифицирующие себя с родителями своего пола, пытались превзойти своих родителей в работе. В подобном случае, человеком движет не только любовь к родителю, интерес к общему с родителем делу, но и агрессивное желание превзойти собственного родителя и получить большее социальное признание. Эти три мотивирующих фактора – выбор профессии в смежной сфере, желание воплотить нереализованные родительские мечты в жизнь и чувство соперничества с родителем – являются движущей силой на пути к высоким достижениям в сфере науки.

Следует отметить, что общие навыки, как и навыки в области науки (смежной области), передаются от родителей к детям. Сложно доказать, происходит ли эта передача на генном уровне или в процессе воспитания. Даже если передача на генном уровне имеет место быть, немаловажную роль в развитии творческого потенциала играет окружающая среда. Гениальные способности (которые предположительно могли быть заложены генетически) проявляются тогда, когда интерес ребенка находит поддержку взрослых. Немаловажным является процесс обучения и способность заинтересовать ребенка какой-либо сферой деятельности. Разумеется, родителю проще заинтересовать ребенка тем, в чем он сам хорошо разбирается, именно поэтому многие гениальные дети находили себя в сфере, смежной с тем, чем занимались их родители.

Похожие статьи:

7 ПРИЗНАКОВ ВАШЕЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Как узнать праду, если вам врут

Успешный ребёнок — спокойный ребёнок

Оригинальная статья: Albert Rothenberg, — Is Genius Inherited? Psychology Today, July, 15, 2017.

Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: когнитивные способности, развитие интеллекта, гениальность, интеллект, интеллектуальное развитие

Источник фото: yesmovies.to

Подпишись на рассылку

email рассылки

19430cookie-checkГениями рождаются?

Доступно для скачивания: