Во всем мире книга канадского ученого, профессора Ролана Вье «Мотивация в учебном контексте» является одним из ключевых учебно-методических пособий по изучению и развитию мотивации учения. К сожалению, российская школа, которая ориентирована на традиционные методы обучения, не учитывает индивидуальные мотивационные характеристики учеников.
В книге представлен анализ существующих в настоящее время моделей мотивации учения, практические приемы по диагностике и формированию мотивов учения учащихся различных возрастных групп. Авторская концепция основана на постулатах одного из наиболее популярных в современной психологии, социо-когнитивного подхода. В приложениях даны опросники, направленные на диагностику мотивов учения. Книга ссылается на современные статьи и научные труды.
Основная цель книги — помочь тем, кто в своей преподавательской и педагогической деятельности использует знания о мотивации учения. В рамках концепции автора учащийся предстает перед нами как субъект учебного процесса, имеющий возможность выбора. Он видит и признает в себе способности и ограничения, встречает препятствия на пути саморазвития.
Роль школы, при этом, состоит в том, чтобы помочь подрастающему поколению осознать реальность мира, в котором оно живет, понять исторические события, которые создали эту реальность, и изучить естественные и социальные законы, которые ей управляют. В то время как средства массовой информации побуждают молодежь пользоваться моментом, школа призывает их работать ради своего будущего, быть внимательным, слушать, читать и писать, тем самым углубляя познание в тех областях, которые сами по себе могут не вызывать непосредственный интерес. Так как со временем этот диссонанс между внешней социальной средой и школой усилится, важно, чтобы преподаватель не только был специалистом в своем предмете, но и умел мотивировать учащихся учиться.
Эти навыки приобретаются не только с опытом. Исследования показали, что отличие специалиста от новичка проявляется в организации и глубине теоретических знаний, которые он может фактически применить в рамках своей деятельности.
Выступая как эксперт в области мотивации, преподаватель должен создать такой учебный контекст, который мотивирует учащихся. Такая педагогическая среда инициирует размышления преподавателя о себе и своих способностях, о собственной мотивации, об уровне его знаний и его способности управлять мотивацией класса.
Вот три главных условия, которые помогут создать мотивирующую среду обучения:
Во-первых, необходимо, чтобы ученик чувствовал внимание и уважение со стороны преподавателя. Категорически запрещено ставить учащегося в униженное положение, которое может ранить его самооценку и самоуважение. Это может быть причиной замкнутости учащегося в себе и породить в нем желание как можно скорее покинуть образовательную среду, хотя бы мысленно.
Во-вторых, необходимо, чтобы учебная среда была динамична, то есть преподаватель наполняет учебный процесс такими видами деятельности, которые позволяют извлечь практическую пользу из знаний и из той энергии, которую он вместе с учащимися направляет на решение учебных задач.
Наконец, необходимо, чтобы учебная среда была не только обучающей, но и развивающей. Создать такой контекст, в котором будут соблюдены все эти условия, — задача непростая, особенно если принять во внимание все административные, материальные и организационные требования, которые сегодня стоят перед системой образования. Именно поэтому необходимо, чтобы преподаватель был экспертом, способным рассматривать и решать проблемы мотивации учащихся, создавая при помощи тех средств, которыми он располагает, среду обучения, способную их мотивировать.
Ознакомиться с отрывками книги: http://spppb.ru/livre.pdf
Написано на основе книги: Ролан Вье. Мотивация в учебном контексте / Перевод с франц. В.М. Симонова. – Воронеж: НОЦ «Открытый мир», 2009. – 260 с.
Перевод книги: Симонов Вячеслав Михайлович
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Елисеева Маргарита Игоревна
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, мотивация школьников, мотивация студентов, методы мотивации, мотивационная недостаточность, детская психология, практическая педагогика, педагогика
Источник фото: otvetprost.com
Я читала эту книгу пару лет назад, ни сказать что все поняла, но думаю это из-за того, что у меня не было абсолютно никаких знаний о педагогике в целом. Думаю, эта книга обязательна для прочтения каждым преподавателем, и каждым специалистом имеющим отношение к воспитательному процессу детей. В настоящее время система образования в России оставляет желать лучшего, и это мягко говоря, тем более положение с каждым годом ухудшается. Предполагаю, что к настоящему времени, хороших педагогов остались единицы, и думаю, что у многих нет понимания как правильно организовать познавательный процесс. Безусловно, мотивирующую среду создать достаточно сложно, для этого нужен специальный талант, но без теоретических знаний это, на мой взгляд, вообще не возможно. А дети — наше будущее…
Три главные условия, которые помогают создать мотивирующую среду обучения, необходимо, чтобы:
1. ученик чувствовал внимание и уважение со стороны преподавателя;
2. учебная среда была динамична;
3. учебная среда была не только обучающей, но и развивающей.
Эти условия необходимо знать и соблюдать не только преподавателям школ и ВУЗов, а также и руководителям различных организаций. Руководителям, которые хотят добиться реального успеха на долгое время. К сожалению, наша действительность такова, что многие руководители и преподаватели пользуются моментом, чтобы «сорвать куш» и не задумываются о будущем. В таких организациях действуют местечковые законы, в результате такой корпоративной культуры подчинённые деградируют при кажущемся их развитии. Также эта книга будет полезна родителям, которые воспитывают подрастающее поколение. Родителям, которые хотят помочь своему ребенку осознать реальность мира, в котором он живёт, понять законы, которые им управляют.
Спасибо за статью и за подарок. Эту книгу я получила с авторским пожеланием переводчика. Подарок оказался крайне необходим. Вначале трудно было разобраться даже в вводных элементах и схемах. Настолько я оказалась далека от практической педагогики и тем более мотивации при обучении. Стараюсь продвигаться дальше, хотя и дается это с трудом. Времени для усвоения у меня меньше года. Старшему внуку уже 5 лет, младшему 3 года, я надеюсь помочь им подготовиться к школе. Родители водят их в развивающие центры, но ни они, ни мы не знали об учебной мотивации, хотя интересовались детской педагогикой.
Тему мотивации я считаю одной из важнейших в жизни каждого человека. Не только в процессе обучения, мотивация присутствует во всех сферах жизни человека: развитии, социализации, адаптации, реабилитации, трудовой деятельности, в межличностных отношениях. В итоге, от мотивации зависит степень успешности человека и степень удовлетворенности своей жизнью.
Мне повезло. В школе у меня были замечательные учителя, но особенно я вы хотела выделить преподавателя алгебры и геометрии. Это была женщина в возрасте и «за глаза» мы называли ее бабушкой. Она с таким увлечением проводила уроки, что не заинтересоваться предметом было не возможно. Она относилась к ученикам с истинным уважением, внимательно выслушивала каждого, уместно использовала здоровую иронию, при этом была очень требовательна к изучению предмета. Кстати она часто показывала, как практически можно применить полученные знания в жизни. Это были правильные отношения между Учителем и учениками.
Сейчас в школе учится мой сын. Судя по результатам его труда, отсутствию желания посещать учебное заведение, могу сделать вывод, что проблема мотивации существует. Со своей стороны мы с мужем пытаемся всеми способами сформировать у него интерес к обучению, но знаний и навыков в этом вопросе нам явно не хватает. Роль родителей в процессе обучения ребенка конечно важна, но хотелось бы, чтобы и с другой стороны, его поддерживал и направлял профессиональный преподаватель. Спасибо за статью и появление мотива к изучению данной книги.
Из этой полезной статьи нужно сделать брошюру и повесить в каждой школе в учительской.
Прочитав данную статью я узнала о том, что преподаватель должен создать такой учебный контекст, который мотивирует учащихся, что такая педагогическая среда инициирует размышления преподавателя о себе и своих способностях, о собственной мотивации, об уровне его знаний и его способности управлять мотивацией класса.
Также я узнала о трех главных условиях, которые помогут создать мотивирующую среду обучения:
1. чтобы ученик чувствовал внимание и уважение со стороны преподавателя;
2. учебная среда была динамична;
3. учебная среда была не только обучающей, но и развивающей.
К сожалению, не каждый учитель сегодня в школе создает такую среду обучения, способную мотивировать.
Я вспоминаю свою учительницу по русскому языку и литературе. Среди всех учителей именно она осталась в моей памяти и в моем сердце как близкий мне человек, как Учитель с Большой буквы-это Рязанова Раиса Ивановна. Именно потому, что она могла создать такую среду в классе, куда хотелось идти, узнавать новое и учиться. На ее уроках всегда была теплая уважительная обстановка, каждый урок был очень интересным и увлекательным, и домашнее задание задавала творческие, затем проводила с нами беседы, каждый высказывал свою точку зрения. Ее урок был насыщенным, творческим и познавательным. И всегда хотелось узнать больше и получить отличную оценку. Жаль, что сегодня не каждый учитель в школе подходит творчески к своему уроку, к своему делу, к такой замечательной и самой важной благородной профессии Учитель!
Важность умения и желания учиться — основной момент педагогической деятельности, сложно не согласиться. Глядя на наши современные традиционные школы, складывается ощущение, что перед ними стоит прямо противоположная задача, с которой они удивительно успешно справляются. И во многом, конечно, от собственной неграмотности. Вряд ли учителя горят желанием отбить охоту у детей к изучению их предмета. Однако система выстроена таким образом, что даже у самых идейных часто нет возможности сделать, как они считают нужным, по самым разным причинам.
Представленная книга — ценный вариант обучения. Однако для ее всестороннего понимания нужно заранее обладать запасом знаний, которые есть далеко не у каждого, имеющего отношение к образовательному процессу.
Вывод для себя — изучать тему, чтобы хотя бы в качестве родителя не опростоволоситься в этом вопросе. Здорово было бы сделать факультативные занятия по книге в институте. А еще интереснее позвать туда школьных учителей, которые не окончательно заиндевели в своей профессии.
Статья является в большей степени ознакомительной, чем информационной. Однако основные принципы социо-когнитивного подхода к процессу обучения все же обозначены. Это и социальный фактор, т.е. отношения между учителем и учащимися должны быть построены на основе взаимодействия, а не авторитаризма. Во-вторых, учащийся должен рассматриваться не как объект научения, а как субъект, личность в плане восприятия и переработки информации, т.е. результаты учебной деятельности каждого учащегося должны быть отслежены учителем. При этом сама деятельность учителя должна быть скорректирована в зависимости от этих результатов. За учащимся признается возможность выбора, т.е. как я это понял, учитель должен признавать, что неудовлетворительный результат не есть вина учащегося, а недостаток своего собственного профессионализма. В третьих, процесс обучения не должен быть формальным, скучным. Его главная цель – поддерживать интерес учащегося к учебе посредством соответствующих механизмов мотивации. Это и наглядные примеры практического применения знаниям, и различные методы поощрения при успешном овладении учебными навыками, и игровые моменты с элементами конкуренции и оценкой результативности. Построение такого процесса, безусловно, является непростой задачей, как и отмечено в статье. Но другого варианта на самом деле нет, поскольку профессия учителя – одна из самых благородных и нужных профессий, ведь будущее зависит от развития и воспитания «нынешних» детей.
Кстати, обратил внимание на методологически интересный подход в оформлении оглавления книги. Как мне кажется, это характерная черта, может даже некое отображение сути подхода автора к освещаемым проблемам – сделать процесс чтения (обучения) максимально простым, удобным и располагающим к себе.
Образование — «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты передаёт — накопленное знание — от одного поколения другому .
ОЧЕНЬ важно, чтобы преподаватель не только был специалистом в своем предмете, но и умел мотивировать учащихся учиться.Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определённым действиям .
Ученик опоздал на урок. Учитель:
— Ваня, почему ты опоздал?
— Мама рубль потеряла.
— А ты-то тут при чем?
— А я на нем стоял.
Учителей МНОГО , а вот народный УЧИТЕЛЬ ОДИН!
Для меня статья имела подтверждение того, что качество обучение зависит от качеств учителя в большей степени, чем от образовательного процесса и построения школьной и высшей программы, т.к. российская школа, ориентирована на традиционные методы обучения, не учитывает индивидуальные мотивационные характеристики учеников. Программа усложнена и для всех одинакова, без учета особенностей и профессиональной ориентации. Средства массовой информации вступают в конфликт с направленностью школы. Одни настроены на будущее, в то время, как другие на сиюминутность. В этой статье говориться о важности умения преподавателя мотивировать учащихся учиться. У меня раньше было мнение, что родители или детский сад вдохновляют на обучение плюс детское желание к познавательной деятельности, которая дана всем от рождения, поддерживает это желания. А задача школы поддерживать и не убить на корню эти устремления. Помню себя, я всегда с желанием шла в новый класс, любила собирать портфель, новые тетрадки, учебники. Каждый новый предмет удивлял и радовал. Желание учиться было, не смотря на качество преподавания. Как показали исследования, что есть преподаватели, которые ставят учащегося в униженное положение, которое может ранить его самооценку и самоуважение. Но ведь это говорит о профнепригодности. К сожалению, наверно, это распространённое явления. Согласна, что процесс обучения должен быть динамичным и развивающим и в большей степени физически и эстетически. Сложно сохранить сосредоточенность и неподвижность на уроке, когда на перемене нельзя бегать, прыгать. Именно смена деятельности помогает лучше усвоить знания и не устать. А школьная среда сейчас к этому не располагает и мотивации на обучение снижается, и сдерживает естественные потребности детей и подростков. Хотелось сказать, что уважение учителя на низком уровне со всех сторон. А без почтительного отношения никакие знания не усвоятся, а будут насилием., и долго не задержатся в голове. Мотивация к обучению сейчас должна возродиться через грамотных любящих своё дело преподавателей на уровне государства и эта книга должна оказать в это помощь.
Не зря же говорят, что многое зависит от учителя, какой будет ученик. Конечно играют роль такие факторы как: семья, среда и т.д., но многое и от того какой учитель будет заниматься с ребенком, какую он атмосферу ему создаст, будет ученику интересно учиться или нет. Родители часто выбирают ребенку первую учительницу, в какой класс и школу он пойдет, ведь от этого будет зависть его начало в обучении. Я вспоминаю себя как меня переводили из класса в класс потому , что моя первая учительница ушла в декрет, а потом еще раз, не узнав какая будет после нее перевести, потому, что там родственница пятого колена. Она посмотрев на меня решила оценить с виду , что математика и точные науки это не мое, махнув на меня рукой( на некоторые предметы), сказала: «Главное , что бы они людьми были, а учеба это так» , вот так я и закончила 3 класс и пошло и поехала до 10 класса, а потом родители решили, что меня плохо учили и впихнуть в математический класс , так как он был престижным. Там мне было не то что плохо, это не сказать ничего, там было хреново и я ждала с большим счастьем окончание школы.
Я ознакомилась с этой книгой для общего развития. Мне кажется, что для подавляющего числа педагогов, может быть за редким исключением, информация представленная там стала бы откровением. В российских школах, этими вопросами не то, что не занимаются, их даже в поле зрения не держат, как будто и нет такого явления, как мотивация. Как будто учителя не озадачиваются тем, чтобы влиять на этот процесс, а те кто все же влияют, делают это интуитивно. Типа «Педагоги от бога».
Очень важной функцией учителя, в контексте этой книги, мне видится задача — научить учиться. Создать в голове «структуру», которую ученик сможет самостоятельно ли с помощью педагога в любой момент наполнить нужной информацией. То есть выработать у учащегося навыки учения. Дать инструменты усвоения информации и приобретения навыков.
Из своего опыта я помню, что у нас в школе учеников четко делили на способных и «тех, кому ничего не надо». Мне повезло попасть к способным, поэтому мне уделяли время, отвечали на мои вопросы, отправляли на олимпиады и конкурсы, ставили хорошие оценки. Это помогло мне сформировать хоть какой-то интерес к учебе и стремение получать хорошие оценки и дальше. Родители мне не мешали, учиться не заставляли, за что им спасибо. К средней школе, я поняла, какие уроки надо делать сначала, какие в конце, для лучшей продуктивности. Поняла, что не надо заучивать, но надо повторять, выделять важные места, например выписывать даты и определения и учить их отдельно. Всегда любила контрольные. Жалко, что после школы эти навыки почти не пригодились.
Знаю еще пример демотивации в учебном контексте. Мой муж совсем не читает художественных книг и техника чтения у него, как у пятиклассника — 90 слов в минуту, мы даже как-то измерили =) При том, что у него есть высшее техническое образование и технической литературы он читает много. Меня это всегда удивляло, пока в гостях у его родителей я случайно не увидела его дневник за 3 класс. Каждую неделю, каждый урок чтения ему ставили единицы — красной ручкой, размером в 2 клетки. Все стало понятно. Это ужас, захотелось найти эту учительницу и спросить, кому она ставила тогда эти оценки. И он такой был в классе не один. Было так — учительница в класс заходила мрачная, спрашивала «двоечников», ставила единицы, к пятой единице добрела, говорила «ну теперь можно и уроком заняться» и начинала спрашивать «отличников». Вот вам и мотивация…
Мотивация учения-тема очень важная.В реальном времени я наблюдаю за сыном.И к ,сожалению,вижу что преподавателей,которые создают учебный контекст для мотивации,очень и очень мало.Их единицы.Но именно эти предметы даются сыну легко,интересно,хотя,я я б не сказала,что они легкие (н-р углубленное изучение математики).
Не принято в школах применять индивидуальный подход к ученикам.Хотя задатки этого я видела в начальной школе. Конечно,это заслуга первой учительницы.Но в средних классах все выровнялись. Мотивации учения не было ни у одного ученика нашего класса.
Считаю ,нужно ввести пособие «Мотивация в учебном контексте» обязательной к изучению в пединститутах,университетах и т. д. Как раньше же изучали обязательно » Капитал».)
Мотивация. Это что то такое простое и понятное когда она есть и такое сложное и многогранное, когда ее нет. Мотивация к учебе в школе, особенно на данный момент, почти отсутствует. Если в советское время учиться надо было чтобы поступить в институт и почитать хорошую работу и затем квартиру, то сейчас для того, чтобы получить это, хорошо учиться в школе совсем не обязательно. Сейчас мотивирование школьников к учебе лежит полностью на учителях. Это очень сложная, ответственная и творческая работа — создать среду, где мотивация к учебе будет развиваться, а не наоборот. Как и написано в статье, для этого необходимо 3 главных условия. Они очень просты и понятны, во многом даже очевидны, но при этом невероятно сложны для исполнения. Уважать окружающих людей, не унижать и не оскорблять их — что может быть проще? Разные виды деятельность и практическое применение полученных знаний — этого так не хватает в наших школах! И наконец, развитие, а не только обучение. Надеюсь, когда-нибудь наши школы станут именно такими))
Узнала что есть такая книга,которая научит мотивацией в учебном плане, многим учителям эта книга будет нужна.
Заинтересовало что есть 3 главных условия мотивации для учения,для эффективного учения. Например,расположение людей,как ты к ним относишься,не только учить но и давать возможность развиваться.
Ещё раз убедилась в том что твоя работа, развитие, желание и т.д зависит от учителя,руководителя, лидера. Психологическая реакция,механизм, стремиться и делать как выше стоящий. Его отношение, мотивация и расположение к тебе очень зависит, для твоих действий.
В профессиональном плане я еще раз убеждаюсь что смогу научить людей только тогда когда буду показывать своим примером, не унижать и не критиковать.Мотивировать, дать возможность продвинуться. Информация применима в работе с клиентами реабилитационного центра. В личном плане информация помогла не забыть что всё зависит от руководителя, учителя. Не унижать,не опускать самооценку, мотивировать, вместе с человеком помогать ему учиться и развиваться,заинтересовать.
Статья дала идею все таки попробовать 3 главных условия мотивации. Я понимала и мне говорила как делать, не критиковать,не унижать, мотивировать,давать развиваться и т.д. Я серьезного значения не придавала этому и немного всё идёт не хорошо. Теперь задумалась и решила попробовать,я же ничего не потеряю, а только получу опыт,понимание и развитие. Спасибо.
Прочитав статью, очередной раз вспомнила своего учителя истории. Дело в том, что этот предмет был у меня любимый в школе и причём не у меня одной. Сейчас я увидела, что любовь к истории была обусловлена как раз теми условиями из книги канадского ученого, профессора Ролана Вье «Мотивация в учебном контексте».
Прямо по первому пункту вспоминается, как он внимательно слушал, что мы говорим по какому-то важному историческому событию. Искать ответы на исторические вопросы было удовольствием. Каждый новый параграф учебника по истории был как представление. Я вспоминаю, как наш класс был на одном из уроков поделен на крепостных крестьян и дворян и он даже какие-то роли нам раздал, чтобы мы разыграли отношения тех времен. Вот она — динамичность процесса обучения (как написано во втором пункте). У нас по вопросам истории в школе даже игра была: «Что-Где-Когда» и призы вручались. Вспоминается, что у нас в классе мальчик один тихоня был, так вот наш Сергей Иванович его однажды назначил каким-то полководцем и сказал, чтобы он на следующий урок рассказал про военное сражение. Мальчик волновался, но подготовился и выступил блестяще. Мне почему-то кажется, он даже учиться потом стал лучше. Преподаватель мог вдохновить нас на изучение истории, глаз точно горел..
Я хочу сказать, что наверно преподавателем быть непросто, а хорошим преподавателем — вдвойне сложнее, потому что хороший преподаватель — это как проводник интереса и любознательности детской души во взрослую жизнь.
Наши учителя. Еще даже мои. Те самые. С приветом из детства. Большинство поступали в пед.институты не по призванию, а причине низкого конкурса. Зачастую глупые,закомплексованные, вымещающие на детях свои обиды за » то что их жизнь не очень, да и платят мало». Сидят на уроке в соц.сетях. И разговаривают по телефону. Ну для чего им читать эту книгу? У них ведь изначально не желания научить чему либо. Ну а тот процент что по призванию…не уверена что он сыграет роль в целом. Книгу не читала, с педагогикой сталкиваюсь лишь дома, во время выполнения домашних заданий с детьми. И именно по этой причине хочу теперь прочесть эту книгу. Т.к мотивирующий процесс для меня основа основ в воспитании детей!
Прочитав статью,я у узнала,что для создания мотивирующей среды,ученик должен чувствовать уважение педагогов,процесс обучения должен быть динамичным и развивающим. Я часто слышу о том,что дети уже не те, учителя уже не те. Судить не берусь,но,наблюдая на последнем звонке за учителями, я заметила одну вещь,что учителя, которые в школе 20 и более лет, спокойнее,размереннее,терпеливее. У них чувствуется желание поделиться. С учетом жестких противников -«СМИ»,»интернета»,которыми родители отделываются от детей,чтоб заниматься своими делами и родителей,которые возлагают абсолютную ответственность на школу,а также наших образовательных программ,думаю учителям иногда не хватает времени, а некоторым и желания полноценно заниматься детьми. Книга,несомненно,будет интересна педагогам,но думаю в систему тоже нужно вносить коррективы. Я считаю, эта книга про мотивацию, будет полезна в любых учреждениях,занимающихся обучением детей. Даже в детском саду. Я замечаю,как по-разному,воспитатели относятся к своей работе. Кто-то с удовольствием,а кто-то как к каторге.Соответственно, занимаются с детками, по-разному. И дети реагируют на них по-разному.Когда в группе появилась временная воспитатель,моя дочь в лице менялась,заходя в группу. Думаю, книгу,которая поможет нашем детям захотеть научиться,получать удовольствие от процесса обучения,нужна всем педагогам.
Думаю, что этот труд будующим педагогам необходимо изучить как будующим психологам «Основы общей психологии» С.Рубенштейна.
Из своего личного опыта обучения теперь точно могу сделать выводы, какие преподаватели следовали этим принципам. Именно они и их предмет оставили след в моей памяти. Может и не все из них знали эти постулаты, но они искренне любили свое дело и уважали тех, с кем делились своими знаниями.
Каждому будующему педагогу не мешало бы задать себе вопрос:»Зачем я иду в школу, ВУЗ и др.?» Ведь даже знание принципов мотивации без умелого применения не сделает человека настоящим УЧИТЕЛЕМ.
У меня нет опыта в обучении детей. Поэтому не могу ничего сказать про мотивацию со стороны учителя.
От себя могу сказать — единственное, о чем я жалею в жизни — это об отсутствии моей мотивации в школьные годы.
Мне было не интересно учиться и главное, непонятно, каким образом эти знания пригодятся в моей жизни.
Примеряя три главных условиях для создания мотивирующей среды обучения на себя, соглашусь с необходимостью выполнения каждого из этих условий.
Для меня в первую очередь было важно, чувствовать внимание и уважение со стороны преподавателя. А этого не было.
О каком желании учиться можно говорить, когда в начальной школе тебя то и дело ругают перед всем классом за невыполненное или плохо выполненное домашнее задание.
Особенно было обидно, когда мне досталось за то, что я не отработала упражнение по каллиграфии. За домашнее задание по «Письму» учительница поставила оценку и написала две буквы на полях. Мне было непонятно, что значат эти буквы. Это были первые буквы на полях в моей школьной практике. Зато на следующий урок учительница отругала меня перед всем классом, за то что старшая сестра не донесла до меня, что эти буквы я должна была выписывать по несколько строк для тренировки каллиграфии.
Динамичность учебной среды, из которой можно извлечь практическую пользу? В университете, программируя решение математических задач, мне было непонятно, как все эти задачи можно будет применить в будущей работе. От непонимания учеба меня не увлекала. Начав работать, я поняла, что все те знания, которые давались в университете нужны. И жалко, что я их взяла не полностью. Но было уже поздно.
Для меня, книга Р.Вье «Мотивация в учебном контексте» наряду с книгой Рубинштейна С. Л. «Основы общей психологии», до прочтения этой статьи, являлась «молитвословом», с той разницей, что, я на эти книги молилась, но не читала их. ;-D По-хорошему, прежде чем, оставлять комментарий к статье, не мешало бы полностью проработать выше упомянутый труд, но я пока нахожусь на освоении второй главы в части о процедурных и декларативных знаниях. Для меня это пособие примечательно, ещё и тем, что перевод книги осуществлялся грамотным человеком и профессионалом в области педагогики и психологии. Читая книгу, даже на первоначальном этапе не сложно заметить, её практико-теоретическую ценность. Она по сути, — как база, как букварь для всех тех, кто в теме и сопричастен к ней.
Что для меня процессы учения и обучения?
В силу особенностей моего восприятия, а именно фильтрации поступающей ко мне информации из различных источников, мне крайне сложно сразу же, без анализа и проработки, через мою «пропускную систему», принять на веру, то, что преподносится, в виде идей, постулатов, установок и инструкций к действию. Оттого, как я сейчас понимаю, мне было крайне сложно и неинтересно обучаться в общеобразовательной школе. Где осмысление, через вникание в суть вопроса, в лучшем случае не приветствовалось, а в большинстве своём пресекалось на корню. Сиди смирно, слушай и не задавай вопросов, всё, что тебе сказано безусловная истина в последней инстанции. Как вспомню – жуть! Единственная мысль — бежать, как можно дальше и не оглядываясь. 😀 Поэтому процесс учения мне более сподручен, нежели процесс обучения. Но, я не теряю, веры, в то, что под наставничеством, моего педагога, процесс освоения знаний, через обучение будет эффективен и поставленные цели будут достигнуты. Я искренне надеюсь, что мы сумеем договориться, и понимание потребностей друг друга приведёт, к обоюдной плодотворной деятельности. 🙂 Вячеслав Михайлович, это я сейчас, о нашей с Вами совместной работе, по научению меня профессии психолога. 🙂 Да осилит дорогу идущий. 😉 И ещё, терпение и труд, всё перетрут! Золотые слова! 🙂 😀
Данная статья оказалась интересным резюме к книге «Мотивация в учебном контексте». Я планировала ее прочесть, а теперь мой интерес возрос еще более.
Для меня в данной статье было полезно узнать три главных условия, которые помогут создать мотивирующую среду обучения. Я не педагог, не собираюсь учить детей в классе. Однако, в будущем, эти знания пригодятся мне при воспитании собственных детей, брата. Конечно родитель не должен выступать в роли учителя -педагога для своего ребенка, но, по моему мнению вся эта информация не будет лишней. По крайней мере, эти знания будут останавливать в нужные моменты воспитания и привития любви к науке.
Сразу «бросилось в глаза» первое условие — необходимо, чтобы ученик чувствовал внимание и уважение со стороны преподавателя. Вспоминая, как всех нас воспитывали в детсадах и в школах, становится ясно почему большинство ребят не училось по существу. Ни о каком уважении, конечно, речь не шла. Нас наказывали при всем классе специально, что бы родилось чувство стыда.Сейчас, в сознательном возрасте мне учиться гораздо интереснее хоть и приходится преодолевать некоторые барьеры.
Книга «Мотивация в учебном контексте»- в моем списке литературы «к прочтению», поэтому, статья — очень кстати! Читать статью было одновременно и радостно и грустно. С одной стороны, я искренне согласна с утверждением, что мотивация -важная составляющая обучения, а еще больше согласна с тремя условиями мотивирующей среды. С другой стороны, как же досадно, что в реальной ситуации, в нашей стране, мотивация совсем не считается чем-то хоть сколько то значимым, и уж тем более, нет речи об условиях среды. Скорее наоборот: то, каким образом построена система образования РФ на данный момент, как будто прямо противоположно этим условиям, по моему мнению.
В моей жизни, было два периода, которые можно разделить по наличию и отсутствию мотивации обучения. Первый период -младшая и средняя школа: не исключено, что дело во мне, ведь я никогда не была прилежной ученицей 🙂 , но все же, сейчас я могу сформулировать главную цель ученика младшей и средней школы как «не выбиваться из системы». И такой обезличенный подход безусловно, не способствовал тому, что бы у меня развилось желание учиться. В старшей школе, благодаря нескольким замечательным Учителям, которые задавали правильные вопросы и в обучении старались следовать за интересом нашего класса (или даже просто старались учить интересно) , у меня и сформировалась тяга к обучению. Которую, как я считаю, не заглушить по сей день!)
Данная статья приоткрывает для меня слово преподаватель с высокой точки зрения, учитывая те способности и навыки которыми он должен обладать. Невольно я начала вспоминать своих преподавателей в школе, точнее их отношение ко мне, к ученикам, поведение и способность мотивировать класс и каждого в отдельности. Мне запомнилась одна из учительниц по русскому языку своей чёткостью поставленных задач и требований от класса, а также справедливостью, как поработал, то и заслужил. Не могу понять, боялись её ученики или уважали (я уважала за её индивидуальный подход, она как бы видела каждого, кто и что из себя представляет). Для меня она поставила задачу по окончанию одиннадцатого класса, на какую оценку сдаю егэ, такая будет в аттестате (у меня решалось между тройкой и четверкой). В итоге мне не хватило одного балла до четвёрки, и она поставила мне тройку. Мне было очень обидно, когда я увидела результат в интернете, но я заработала и пришлось смириться с этим. Я не столько винила её, сколько еге, мои способности, что мне не хватило самоутвердиться в этом предмете до конца, до получения четвёрки, что, как мне казалось будет достигнуто.
Я училась в сельской школе, конечно это не о чем не говорит, но об уважении и внимании мне слышать не привычно))). Школа в моем селе большая, в мое время в каждом классе было по 30 человек и были а,б,в классы. В статье указаны три составляющие которые должны быть в учебной мотивации: 1. Внимание и важение к учащимся. В моей школе было такое, что учитель литературы долго не могла угомонить мальчика который шептался на последней парте, она нашла выход, засунула ему в рот тряпку которой вытерали доску от мела))). Другая сломала указку об голову ученика и как- то даже скандалов родителей по этим поводам я не помню. Учитель химии среди урока уходил в каморку и пил там одиколон, все это знали, но молчали, так как у него горе было в семье. Это всего пару моментов из воспоминай о школьных годах. Нет конечно были и другие учителя, например в 10 классе учитель по алгебре стала нас учеников называть на «вы» так как считала что, теперь мы взрослые и заслуживаем такого обращения. Но, к сожалению на этом все и заканчивалось. 2. Учитель должен наполнить учебный процесс. Было бы неплохо если бы учителя не только по книжке отчитали, как молитву и пошли домой. Если ты сразу не понял, то все забудь. Хорошо учились дети учителей, а все остальные у них списывали))). 3. Учебный процесс не только обучающий но и развивающий. Развивали нас иногда, например на уроке французского или истории ходили сажать картошку директору школы и учителям истории)))). Это есь везде не спорю и весело было, а сейчас с такой мотивацией жить еще веселее)). Самое интерессное ,что зная все это, всеравно оставляю обучение ребенка в руках учителей, надеясь на то что может сейчас все подругому. ))
Да, задача у преподавателей не из легких: создать такую среду обучения, чтобы все учащиеся были заинтересованы происходящим и чтобы усвоили полученную информацию. Для создания такой обстановки необходимо быть экспертом в мотивации! Из перечисленных в статье трех главных условий, которые помогут создать мотивирующую среду обучения, мне понятны только два. Проявление внимания и уважения к ученику действительно имеет значение. Конечно, на практике уделить всем ученикам внимание, наверное, сложно, но это необходимое условие вовлечения учащегося в процесс обучения. Второе условие, в моем понимании, означает, что процесс обучения должен содержать не только теорию, но и практические занятия. Тогда процесс обучения будет интересным и познавательным. Внимание ученика будет сконцентрировано на том, что происходит здесь и сейчас, а значит, лучше запомнится полученная информация. Третье условие для меня не понятно. То есть, получение новой информации не подразумевает развитие? В моем понимании, новая информация носит как обучающий, так и развивающий характер. Самое главное, чтобы ученик усвоил эту новую информацию. А для этого нужна мотивация.
Из статьи я узнала о трех главных условиях, которые помогают создать мотивирующую среду обучения. Нужно, чтобы:
1. ученик чувствовал внимание и уважение со стороны преподавателя;
2. учебная среда была динамичной;
3. учебная среда была не только обучающей, но и развивающей.
Эти условия должны соблюдать не только школьные учителя, но и преподаватели в ВУЗах, родители и воспитатели в детском саду.
Преподавателем быть непросто, а хорошим преподавателем — вдвойне сложнее, потому что это должно быть призванием человека. Свои школьные годы я очень хорошо помню. Были у меня такие учителя, которые мотивировали учиться, разбираться в каком-то вопросе более досконально. На их уроках не было никогда скучно и они давали знания. Надеюсь, что моей дочери повезет с учителями, хотя сейчас говорят, что в школах детей не учат, что нужно будет нанимать репетиторов. Надеюсь, что это не так, и что остались еще нормальные учителя, которые могут научить. Спасибо за статью.
Впечатлило, что перевод этой книги сделан восемь лет назад, отметив проблему в системе образования ещё тогда. Интересно, что изменилось с того времени и в какую сторону? Эта работа может стать первым шагом на пути построения теории мотивации учения в России. И в школе начнут учитывать индивидуальные мотивационные характеристики учеников. Что позволит ребёнку стать более счастливым и уверенным в себе взрослым человеком, открыв в себе индивидуальные возможности. Педагогу всего лишь необходимо соблюдать главные условия : уважение к ученику , практическая польза от знаний и развивающая среда. Мне понравилось, что эти простые и понятные условия приносят неоспоримо много пользы. Прочитала часть книги которая прикреплена к статье и стало интересно, что написано в книге дальше. Хотя я далека от педагогике. Надеюсь работающим педагогам она интересна. А то становиться не понятно — проблема в системе образования есть и давно, а научных трудов посвящённых проблеме мотивации в России нет.
Статья еще раз напомнила о необходимости СРОЧНО прочесть книгу профессора Ролана Вье «Мотивация в учебном контексте» во-первых потому что давно собиралась это сделать, во-вторых сын растет и скоро в школу, в-третьих, я сама,являясь родителем и руководителем хочу овладеть данным искусством, уверена, что в жизни пригодится.Вспоминая свои учебные годы как в школе, так и в последующих учебных заведениях, убедилась в том, что при соблюдении главных условий, перечисленных в статье действительно хотелось учиться, и занятия вспоминаются с удовольствием, и преподавателя помнишь даже спустя годы.Кстати преподавателям сейчас тоже непросто, система их окончательно задавила,думаю у них сил не остается на мотивацию и индивидуальный подход. Поэтому уверена, что молодых увлеченных педагогов много, начинать нужно с изменения системы обучения и мотивации самих учителей и преподавателей.
«Золотая» статья, прежде чем мотивировать ребенка (ученика), надо иметь способность к самомотивации или мотивации преподавателя. Совсем недавно Вячеслав Михайлович, на одной из лекций сказал, о том что сидят наши психологи по школам за 7.500 тысяч рублей, и ни черта не делают. Любовь к своему предмету, «огонь» в том как его преподносят детям, увлеченность и в какой то степени энтузиазм, влияет на желание ребенка постигать знания. В нашей стране, действительно мало уделялось внимания к индивидуальному подходу, вспомните коллективизм. Хорошо, что теперь есть возможности которые надо использовать в своей деятельности. Для себя, я поставила цель найти книгу профессора Ролана Вье «Мотивация в учебном контексте».
Статья обращает внимание на очень важный в моей профессиональной деятельности аспект. Оказывается взрослых людей иногда даже добровольно и за свои деньги пришедших на тренинг, необходимо продолжительное время мотивировать на учебу и активную работу на нем. Не говоря о тех, кто идет на тренинг как на обязательное рабочее мероприятие. Я и сам отмечал, а статья подчеркнула, что мотивацию нужно вырабатывать ведущему, и что если я хочу чему то научить, мне нужно полностью управлять процессом. Для меня еще в очередной раз стало понятным, что работать на тренинге нужно, соблюдая правила и методики и быть при этом требовательным у себе и людям.
Действительно, прежде чем ругать ребенка за его нежелание учиться, нужно разобраться с тем ,кто его учит и как. Интересны стали три условия для мотивации ученика , ведь сам обучающийся , даже взрослый вряд ли сможет их в себе воспитать . У взрослых могут сыграть другие факторы ,такие как воля , поставленная цель и следование к ней. детям же сложно понимать зачем они учатся вообще и тут не только педагог ,но и родители должны не занижать его самооценку, показывать, что полученные знания имеют практическое применение, динамика и развитие или хотя бы не мешать педагогу… Но возникают вопросы, как родителю подходить к этой задаче? наблюдая за ребенком ,менять школы/учителей,если становится очевидным,что у ребенка нет мотивации из-за некомпетенции учителя? или ребенку нужна дополнительный педагог ,который научит его в целом учиться и ребенок легче будет проходить какие-то спорные моменты с учителями и не бросать учебу?
«Основная цель книги — помочь тем, кто в своей преподавательской и педагогической деятельности использует знания о мотивации учения.» А насколько это возможно — способствовать развитию мотивации учащегося в условиях современной российской системы образования?! — захотелось мне сказать первый раз прочтя статью. Вспомнилось сразу же, как в пед.институте нам было сказано, что основная задача учителя — обучить и воспитать. А развитие — дело рук психологов, учителям не до этого, нужно ещё бумажки успеть заполнить. Это практически цитата преподавателя.
И вот под этим впечатлением я и подумала о бедных наших учителях, которым надо сделать так, чтобы ученики успешно сдали экзамены, иначе премии лишат, надо успеть заполнить все журналы, все отчеты сдать и многое другое ещё.
Но перечитывая снова, задумалась: а ведь не так много времени уходит хотя бы на понимающее и уважительное отношение к учащимся — а это уже большой плюс к мотивации. Да и в новых ФГОСах прописаны личностные оценки результатов. Значит, медленно, но верно мы уходим от традиционных советских методов обучения, что несомненно правильно.
Проблема в том, что процесс перехода от одной системы образования к другой достаточно длительный, особенно в таком динамичном обществе.
И пока он полностью не будет хотя бы определён, у преподавателей так и не будет хватать времени на создание энергичной наполняемости уроков и на развивающую деятельность
Долгое время я и не предполагал, что купил книгу-сокровище. Прочтение ее и наблюдение за предложенной моделью мотивации на практике, углубили мое понимание процесса мотивации.
В книге предложена модель, которая показывает как создать мотивирующие условия. На практике лично проверял действие и начал смотреть в суть возражений и отговорок, которые возникают у человека в каждой ситуации. Например, ребенок на мероприятии в истерике просил остановить игру и переодеть его, «отмотать все назад», кричал, что ничего не хочет и надо быстрее снять с него спецодежду, забрать оружие и отправить к маме. Поговорил, успокоил. Оказалось, что у него было самое тяжелое оружие и механический затвор, с которым ему было трудно справляться. Это мешало ему играть и стрелять, добиваться положительного результата. Т.е. у него была проблема на уровне восприятия собственной компетентности. Поменял оружие на легкое и с автоматической перезарядкой, объяснил то, что он не понимал и ребенок отыграл еще 1 час. После подошел ко мне и поблагодарил. Ситуаций для проверки модели было несколько. Все в этой книге реально работает.
Мотивация, определенно, является основным необходимым для развития элементом, конечно, особо ярко это прослеживается в образовании. Без должного уровня мотивации учеников никогда не будет эффективной даже самая оптимизированная система образования. Поэтому, достаточно сложно переоценить полезность заключенной в данной книге концепции по отношению к образовательному процессу. Вспоминая собственный опыт обучения в школе я отмечаю, что о мотивации там тогда речи и не шло. Данным вопросом, за редким исключением, практически ни один из преподавателей должным образом не интересовался и в бОльшей степени действовала система «наказаний и запугивания», когда единственной причиной выполнения домашних заданий было опасение получить двойку, не сдать экзамен и т.п. На мой взгляд, это не имеет никакого отношения к конструктивной мотивации. Интерес непосредственно к получению знаний отходил на второй план, мы учились хитрить и изворачиваться, списывать решения задач из решебников, избегать таким образом санкций и в тоже время не вникать в содержание самого материала. Моя мотивация к обучению и получению новых знаний сформировалась за пределами школы и все-таки принесла свои плоды, когда я без репетиторов успешно сдала экзамены и смогла самостоятельно поступить в желаемый вуз, где вновь обнаружились трудности с умением преподавателей мотивировать студентов к получению новых знаний.
В статье очень наглядно показаны условия, мотивирующие ребенка на учение. Вроде ясные, понятные вещи. Вопрос занимаются ли этим преподаватели, учителя.
Я не так давно закончила школу. У меня были замечательные учителя. Профессионалы своего дела . С образование в школе особо больше не сталкивалась, но по наслышке, изменения есть и не в лучшую сторону. Вопрос : с чем это связано? С реформами в образовании? Почему сейчас учителя стали халатнее относится к детям ? Может прошлое поколение учителей лучше учили в ВУЗах. И если это так , то с чем это связано? В общем одни вопросы.
Хотя лично мне кажется, что просто надо любить свою профессию, и тогда и учить , и мотивировать детей к учебе будет получаться .
Книга интересная, но не для всех. По сути это книга по методике преподавания, только рассматривается психологический аспект. Необходима к прочтению преподавателей и руководителей. Мною пока прочитана не до конца. Но думаю, что скоро я ее осилю.
Те требования, которые предъявляются в книге преподавателям, к их уровню самосознания, подойдут к сожалению к небольшому количеству учителей в нашей стране. Нужно быть самому в первую очередь продвинутым, чтобы понять о чем там речь, о каких механизмах мотивации там идет речь. А уже потом осознанно их применять. Подход, который там описан, на сегодняшний день один из самых передовых и может быть применен, на мой взгляд, только в передовых странах. Так как требует перестройки на всех уровнях системы образования. А так вечный конфликт школы и улицы/телевизора, который был упомянут в этой статье, идет не в пользу школы. Но дорогу осилит идущий. Можно начинать с малого. Начать с себя. Потому что семья — это тоже огромный пласт в жизни ребенка, который его формирует как личность. И даже на этом уровне можно при грамотной работе привнести многое, например, мотивацию к самообучению и саморазвитию!
Читая статью, вспоминал школу. В начальных классах меня мотивировало желание быть не хуже остальных. К концу школы этой мотивации уже не было. Появилась мотивация поступить в институт. Поэтому внимание уделял только нужным предметам. После школы и института практически всё обучение происходило за деньги. Это тоже мотивирующий фактор: за потраченные деньги получить для себя пользу. Из статьи узнал три главных условия создания мотивирующей среды обучения. Опять же, вспоминая школу, могу сказать, что редко какому учителю удаётся создать такие условия. Думаю, книга Ролана Вье будет полезна как обучаемым, так и учителям.
Замечательная статья! И книгу надо бы изучить, так как я осваиваю навыки преподавания в своей профессии. Я все время анализировала учебный процесс в школе и в институте. В 15 лет я поменяла школу. И к моему удивлению некоторые предметы, которые мне давались сложно в предыдущей школе, с легкостью давались в новой и наоборот. И у меня были мысли, что возможно учитель повлиял. После прочтения статьи, мои догадки подтвердились. Если преподаватель интересно рассказывал, урок пролетал за 1 минуту, давал интересные задания, то никаких проблем не было с предметом. Как же я не любила немецкий в школе. Занятия у нас проходили так. Заходит учитель и говорит: «Открываем учебник, переводим от сюда до сюда. Приду проверю.» А в институте так любила один предмет, даже не помню как он называется. Преподаватель так интересно рассказывал, очень много примеров приводил и делился личным опытом. Предмет не помню как называется, а истории его помню.
Купил эту книгу еще в 2010 году. Перечитывал наверное раз 4-5, и каждое прочтение открывало что-то новое, а еще в связи с тем, что читая её каждый раз мой уровень понимания себя и механизмов поведения человека постоянно углублялся то каждый раз я читал эту книгу как будто в первый раз. Благодаря ей я узнал, что такое проблемная и развивающая ситуация,как строится мотивация человека и на какие её аспекты мы можем влиять. Статья вбирает в себя основные идеи книги и делает их более наглядными и понятными, но все же что бы до конца понять содержание статьи необходимо прочесть оригинальный источник.
Мой муж рассказывал историю, как учитель химии в школе обрабатывала руку каким-то раствором, потом проводила ножом — и рука краснела, как будто были перерезаны вены ))))) Представляю, как 8-классникам это любопытно и интересно. Его любовь к химии закончилась, когда эта учительница уволилась. Потому что потом началось «сплошное занудство».
На самом деле, создать такие условия в учебном контексте реально, если учитель находится на своем месте и сам замотивиран. Но, к сожалению, это требует достаточнно длительной подготовки к занятию, особенно первые годы работы. А часто педагоги берут нагрузку больше 1 ставки, чтобы уровень дохода хоть как-то соответсвовал современным реалиям. При такой большой нагрузке мотивация быстро падает, я проверяла.
Еще хочу отметить, что относится это даже к самым маленьким детям. Когда я с 6-летним ребенком смотрела его тетрадку и показала, как он вначале писал графические диктанты, а как пишет сейчас, у него сразу появилась любовь к таким заданиям и стремление сделать еще лучше.
О мотивации к обучению написано много. И большинство психологов, равно как и педагогов уверены, что учебный процесс должен быть интересен и увлекателен. И тут возникает вопрос: как увлечь ребёнка, как сделать так, чтобы он захотел учиться. Ролан Вье в своём труде даёт ответ на этот вопрос.
Безусловно, детям интересно познавать новое. Но вместе с тем далеко не всегда ребенок способен долгое время сохранять интерес к предмету, в котором не видит практической ценности. Также он будет утрачивать интерес к учёбе, если со стороны педагога будет ощущать небрежительное, или даже презрительное к себе отношение. Ролан Вье констатирует: “Категорически запрещено ставить учащегося в униженное положение, которое может ранить его самооценку и самоуважение. Это может быть причиной замкнутости учащегося в себе и породить в нем желание как можно скорее покинуть образовательную среду, хотя бы мысленно”. Сколько раз во время учёбы в школе я наблюдала, как мои одноклассники после очередного презрительного высказывания в свой адрес “ловили ворон” за окном, тем самым мысленно покидая учебный класс. И эта защитная реакция вполне объяснима. При этом учащийся совершенно выключался из учебного процесса.
Также автор указывает на диссонанс между масс-медиа и учебным процессом в школе. Когда со всех сторон нас призывают жить “здесь и сейчас”, школа требует от нас работать для своего будущего. Противоречие? Безусловно.
Но. возможно, именно в решении этого противоречия и кроется искусство педагога: увлечь ребенка текущим моментом. Выстроить урок так, чтобы решать учебные задачи было интересно уже потому что это увлекательный процесс, результат которого будет заметен сразу же, максимум завтра, а не в будущей жизни.
Эта книга — библия для человека, который занимается образованием других людей. Прочитал книгу недавно, хотя она у меня лежала лет 7-8 на полке. Несколько раз пытался её читать, но до конца не дочитывал. И как раз после прочтения Рубинштейна следующей прочёл её, что немало важно, до конца. Взялся за неё, т. к. начал сам работать в роли педагога и взглянул на учебный процесс по-новому. Я увидел те ситуации из своей жизни, когда я обучался в школе, либо занимался спортом, и сталкиваясь с трудностями в школе, согласно этой книге, я их испытывал на уровне восприятия ценности деятельности, я терял интерес к учебе. Конечно, немотивированность моя в учебном контексте имеет более глубокие, но так или иначе эта книга будет хорошим подспорьем для педагога(тренера), который видит для себя ценность в создании мотивирующих условий для тех, кого он взялся обучать.
Не знаю, как учат учителей в России, но вот мне почему-то кажется, что как-то не так. Конечно, нельзя, наверное, валить все на учителя и что из-за плохого преподавания лично я не очень-то хорошо учился….хотя… кто знает. Я точно знаю, что не был заинтересован в учебных предметах. Возможно, что во всем виновата моя ленивая натура и я сам, но преподаватели точно не пытались меня заинтересовать — они просто отчитывали программу. На мой взгляд — стоит только заинтересовать ребенка, да и взрослого человека, и он сам начнет учиться без дополнительных стимулов. Тогда вообще не нужно учить, а нужно только направлять и помогать делать новые шаги к знаниям. Я дилетант в этом и не могу оценить со стороны преподавателя, но я могу оценить со стороны слушателя. В общем, надеюсь, что этому тоже будут уделять внимание в педагогическом университете и когда-нибудь учителя будут помогать ученикам развивать в себе интерес к предметам, а тогда знания сами собой будут легко усваиваться. Спасибо за статью.
Эта для меня одна из трех книг для обновления понимая так называемых ключей. С прошлого года начал практиковать такую методику. И прежде чем начать свой сезон прочтения новых книг всегда перечитываю обязательные для себя три. Эту книгу включил для себя в этот список сразу как прочел, потому что честно говоря не до конца понял весь смысл книги. Эта книга напомнила, мне книжки из середины прошлого века, где в каждом абзаце или странице как минимум была своя мысль или идея. Читая тех же бандуру, хорни, фромма, маслоу или наших поршнева, то нужно на расслабляться. А вот если читать уже современные книги даже переводы от буржуев из разряда популярной психологии, то качество заметно сразу. Одна идея на всю главу максимум и вода и вода. «Земля это курсовой проект троечника инопланетянина, 70% процентов в ней это вода.»
«Во-первых, необходимо, чтобы ученик чувствовал внимание и уважение со стороны преподавателя» — да, это очень важно. Кажется, в одной из финских школ запрещается озвучивать оценки учащихся перед классом, дабы не заставить их чувствовать себя лучше либо хуже остальных. В российских школах же эта проблема стоит на одном из первых мест еще со времен СССР.
«Во-вторых, необходимо, чтобы учебная среда была динамична» — и это высказывание очень верно, так как ребенок привык с детства познавать мир в движении, в активности, так что учебный процесс должен быть одновременно как познавательным, так и завлекающим и интересным. Детям неестественно проводить полдня своего времени сидя на стуле и смотря в книгу или на учителя. Нужно добавлять в учебный процесс игровые элементы, задействовать каждого ученика лично и в течение урока сменять тактику подачи материала. Считаю, что соблюдая эти правила, учебный процесс пойдет гораздо эффективнее и интереснее как для ученика, так и для учителя.
Для моено понимания статья не простая. Я не имею понятия о педагогике вообще. Узнала много нового. Например: что есть учебный контекст. Что создать этот контекст может только очень компетентный педагог. И конечно же то, что современные Российские педагоги в большинстве своем врядли могут его создать. А некоторые и в мыслях не имеют представлееия о его существовании. Печально все это. Книга у меня есть. Прочту обязательно.
Три условия обучения: 1) необходимо, чтобы ученик чувствовал внимание и уважение со стороны преподавателя. 2) необходимо, чтобы учебная среда была динамична. 3)необходимо, чтобы учебная среда была не только обучающей, но и развивающей.
Три условия хорошего преподавателя: 1) он должен размышления о себе и своих способностях. 2)размышления о своей мотивации. 3) размышление о способности управлять мотивацией класса.
так же полезной стала вот такая информация «Исследования показали, что отличие специалиста от новичка проявляется в организации и глубине теоретических знаний, которые он может фактически применить в рамках своей деятельности.» что даёт задуматься, как бы ты не знал свой предмет, не менее важно то, КАК ты его преподаёшь.
«Роль школы, при этом, состоит в том, чтобы помочь подрастающему поколению осознать реальность мира, в котором оно живет, понять исторические события, которые создали эту реальность, и изучить естественные и социальные законы, которые ей управляют.» Ах вот оно что. Наконец я узнала роль школы. НА самом деле никогда до конца не осознавала это.
А статья про мотивацию учения очень полезна всем людям. Начиная с того, что всю жизнь мы все чему-то учимся. И заканчивая тем, что мы зачастую выступаем как учениками, так и учителями. Мне статья как нельзя кстати. Несмотря на то, что та сфера, в которой я обучаю редко распространяется на подрастающее поколение. В любом случае необходимо создать такие условия, пр которых ученик не может не учиться, не приобретать навыки и не развиваться. Стало интересно прочитать книгу, но боюсь, что пока сама не настолько развита, чтоб понять её так как заложил автор и переводчик. Но попытаться можно.В первую очередь это может помочь мне самой понять себя, свою мотивацию.
Независимо от того, кого вы обучаете — терапевтов или супервизоров, — важно создать обстановку, подходящую для краткосрочной, социально ориентированной терапии. Сейчас вся психотерапевтическая сфера находится в стадии перехода от неторопливой интерпретирующей терапии и супервизии к работе, ориентированной на действие. Агентства (центры) часто продолжают работать в традиционном ключе, даже если стараются измениться. Сама природа этих организаций предполагает наличие бюрократических процедур, созданных на основе идеологии про-шлого. Введение новых психотерапевтических способов может быть неудобно всем и каждому. Ярчайший пример — на детском отделении от терапевта могут потребовать провести психологическое тестирование ребенка, собрать историю болезни и будут настаивать на том, чтобы он подробнейшим образом документировал все происходящее на терапии.
Прежде всего необходимо, чтобы программы обучения супервизоров были одобрены на самом высоком уровне данной организации. Никому не нужно, чтобы обучающиеся оказались между супервизором и администрацией, которые друг с другом не согласны. Должны быть одобрены и несколько изменений. Прежде всего программы обучения должны быть очищены от ограничений традиционных процедур — для них должны быть разработаны собственные процедуры приема и исключения из программы и собственная политика относительно ведения записей терапевтического процесса. Записи должны быть краткими, но такими, чтобы другой терапевт, если получит этого клиента, мог разобраться, что было предпринято. Терапевтический кабинет должен быть оборудован «прозрачным» зеркалом и видеокамерами, а обучающиеся терапевты должны участвовать в программе добровольно, а не потому, что они обязаны пройти обучение. Преподаваемые идеи не должны навязываться всему остальному персоналу, не участвующему в обучении, но если кто-нибудь захочет, он может в любой момент прийти и понаблюдать за обучением.
Ограничить и направить. Такая стоит задача у педагога. Культура учиться самостоятельно явление как оказалось редкое, ведь у системы образования которую мы знаем не стоит задачи развивать, а лишь управлять умами людей. Мотивация учения привита ученикам скорее всего частных заведений, т.к. их открывают с целью развивать. Рад что место где можно развиваться однажды нашёл, чего всем желаю.
С мотивацией учения всегда были проблемы. Особенно с литературой, очень тяжело, хотя даже невозможно мотивировать себя учиться. Как раз в детские годы этим занимаются старшие. Так сказать, берут на себя такую ответственность. А уже после и получается, что тебе самому же необходимо это сделать. Как раз эта статья очень кстати, т.к. у меня есть проблемы с мотивацией, и не только учения. Конечно можно кидаться критикой в сторону нынешнего обучения. Но мне кажется что в институтах, сами студенты уже должны внутренне себя мотивировать на учёбу. А как раз в школах это должны делать педагоги. Но к сожалению нигде этого не делается.
Мотивировать учащегося преодолевать…..самого себя. Обозначить ограничение и указать на зону развития. Сглаживать различие между идеальным и фактическим положением вещей. И исполнять все это с уважением к учащемуся, который способен лениться, проявлять незаинтересованность, необязательность. Формировать-лепить как скульптор улучшенный образ своего подопечного, вдохновляться самому и подвигать воспитанника к изменению. И так каждый день…