Человеку свойственно обвинять себя в том, что он не выполняет то, что от него требуют другие, или что он не делает того, что запланировал сам. Он долго собирается с мыслями, перед тем как «совершить подвиг», а в итоге… так ничего и не происходит. В то же время, наблюдая проявление лени со стороны близких или подчиненных, у него возникает желание повесить на них ярлык «Лентяй». Но что же стоит за ленью? И актуально ли это понятие?
Дело в том, что «лень» – это неэффективное оценочное понятие, которое ничего не говорит о том, что происходит с человеком, а только называет его плохим. Обычно лень определяют, как отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение отдыха трудовой деятельности, из чего следует, что лень – это негативное проявление человека, не приносящее плодов деятельности.
Однако, лень – это, прежде всего, недостаток мотивации, некий сигнал SOS нашей психики, сигнализирующий, что что-то пошло не так, разладилось, и существуют внутриличностные мотивационные противоречия. Это верный признак того, что есть проблемы, которые нужно разрешить для сохранения психического и физического здоровья.
В основе любого негативного психического состояния — внутриличностный конфликт. В случае лени — это конфликт между желанием человека и его долгом. Состояние, когда его сознательные желания расходятся с бессознательными намерениями. Например, сознательное желание подростка — учиться на отлично, а бессознательное — занять лидирующее положение в классе, в том числе, за счет учебы. И вот, в один прекрасный момент лидерство достигнуто, и … ребенок перестает учиться. Его цель достигнута, зачем продолжать сидеть над учебниками? Родители ломают голову, почему ребенок ленится. В подобной ситуации сложно разобраться без помощи психолога и общего понимания причин лени.
К основным причинам лени как нежелания делать что-либо относятся:
- Физическая: болезнь, стресс, усталость (нарушение баланса между отдыхом и работой).
- Лень «по привычке» или хроническая лень — родом из детства. Это ситуация, когда родители все делали за ребенка, не поощряли его самостоятельной деятельности. Тогда, привычка получать все легко и без особых усилий переносится во взрослую жизнь. Но часто в зрелом возрасте рядом не оказывается людей, готовых все время все делать за человека, и ему приходится довольствоваться малым, чтобы не выходить из зоны комфорта.
- Лень как отсутствие мотивации. Ученые Ньюкасла (Австралия) определяют леность как болезненное состояние, которое они называют «синдромом мотивационной недостаточности».
Лень – это, по сути, отсутствие действия. Для того чтобы действие состоялось, необходимо наличие потребности, интереса. Это становится мотивом. То, что побуждает человека к действию должно быть для него значимым, становиться переживанием, то есть иметь эмоциональную окраску. Мотив связан со стремлением достижения цели. И здесь кроется одна из причин лени. Если цели ставит сам человек, и они имеют для него значение (внутренние мотивы — самые сильные), — лени, с большой долей вероятности, не будет. Если цели ставит кто-то другой (внешние мотивы), то бездействие вполне вероятно. Например, два студента учат английский язык. Один мечтает продолжить образование в Англии и остаться там жить, а другой после окончания ВУЗа хочет стать фермером. Несложно догадаться, кто из них будет лениться, а по сути, просто не видеть стимула прикладывать усилия.
Если к действию человека побуждают, прежде всего, внешние мотивы, он задается вопросом, действительно ли это так необходимо ему самому, и сталкивается с внутренним сопротивлением. Вполне возможно, он выполнит то, что от него требуется. Вопрос, какого качества будет эта работа.
Поэтому основная задача родителей, педагогов, тренеров и руководителей — сделать цели своих учеников и подчиненных тождественным своим собственным целям, повышая, таким образом, эффективность их обучения и развития.
- Условия достижения цели. Если цель достигается слишком легко, человек расслабляется и перестает прикладывать усилия, в то время как непосильная задача будет тормозить деятельность, вызывая оцепенение. Например, если женщине в один день необходимо убрать всю квартиру, постирать, погладить, приготовить на всю семью, не удивительно, что она будет лениться, ведь поставленная задача представляется непосильной.
- Страх оценки. С мотивом тесно связаны оценка окружающих и самооценка. Поскольку человек — существо сознательное, он ожидает и предвидит оценку, она влияет на его деятельность, снижая или повышая уровень активности. Часто целью действий человека становится сама оценка. Например, ребенок моет посуду, потому что его хвалят, положительно его оценивают. Если похвалы нет, то ему лень.
Положительная оценка повышает уровень активности в деятельности. Если человеку говорить, что он «бестолочь», вряд ли это его стимулирует. Постоянно встречаясь с негативной оценкой, человек склонен терять мотивацию, так как не получает положительного подкрепления извне. Кроме того, оценка по-разному воспринимается, если она направлена на: 1) личность — «Что ты за человек такой?!»; 2) действие — «Это у тебя пока плохо получается». Понятно, что в первом случае мотивация делать что-либо существенно снижается, ведь критикуется сам человек, а не только его отдельно взятый поступок.
Кроме того, оценка деятельности зависит от того, кто ее дает: значимый человек или посторонний. Если начинающему спортсмену скажет одноклассник, что он медленно бегает, это никак не отразится на его результатах. А если это скажет тренер, то неудивительно, что ребенку станет лень ходить на тренировки. Если это произойдет в присутствии других детей, с уничижительной интонацией, то его дальнейшее нежелание заниматься спортом вполне очевидно. То есть, оценка, данная в недоброжелательной атмосфере, также провоцирует лень.
Часто ожидание (страх) неуспеха заставляет прибегать к одному из способов психологической защиты — избеганию. Человек уверен, что ему просто лень, хотя на самом деле присутствует подсознательный страх провала. Такое состояние называется прокрастинацией. Это склонность к постоянному откладыванию важных дел, приводящих к жизненным проблемам. Причина тому — низкая самооценка, ожидание неодобрения окружающих и страх неуспеха. Таким образом, когда человек повышает свою самооценку, эффективность его деятельности возрастает.
Существует и представление о социальной лени. В группе легче «отлынивать». Макс Рингельман провел в прошлом веке эксперимент с канатом, когда участники исследования перетягивали кант с закрытыми глазами, и им говорили, что канат тянут и другие участники. Усердие конкретного индивида было не такой силы, в случае, если он делал это упражнение в одиночку. Причина — потеря мотивации, снижение ответственности за результаты своего труда, отсутствие идентификации своего вклада и подтверждения собственной значимости. Кстати, существуют и гендерные различия: женщины в меньшей степени склонны проявлять социальную лень, чем мужчины.
Человек может обмануть себя, рационально объяснив причины бездействия, но бессознательно он всегда будет делать то, что для него значимо. Если у вас бардак в квартире, и только приход гостей заставляет вас бегать с пылесосом и тряпкой, забывая о всякой лени, значимым для вас является не порядок в доме, а ваше реноме. Поэтому если гостей не предвидится, непреодолимая лень будет «накрывать» при одной только мысли об уборке.
Как же побороть лень? Может, существуют волшебные советы, рекомендации, упражнения?
Как у любого негативного состояния, у лени есть вторичная выгода, то есть определенная причина (глубинный мотив), по которой человек действительно не хочет заниматься тем или иным делом. Она не лежит на поверхности, и отыскать ее нелегко. Хотите «побороть» лень, — доверьтесь профессионалам в области мотивации 🙂
Прочитать отрывок книги Ролана Вье «Мотивация в учебном контексте» можно по ссылке:
Похожие статьи:
Как перестать беспокоиться и найти баланс
Не сдаваться, чтобы победить — спортивная дисциплина
Автор: Савилова Елена Петровна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Елисеева Маргарита Игоревна
Ключевые слова: лень, прокрастинация, мотивация, практическая психология, психотерапия, отсутствие мотивации
Источник фото: saitsovety.ru
«Кстати, существуют и гендерные различия: женщины в меньшей степени склонны проявлять социальную лень, чем мужчины.» Как бальзам на душу. Это означает, что женщин нужно меньше мотивировать. Люблю я похвалу и за похвалу готова бесплатно работать.Мотивация интересная тема для изучения. Как взбодрить человека, а не навредить ему. Очень многое из статьи увидела в своём поведении. Часто себе пишу план на день и понимаю, что чисто физически на все не хватит времени. Необходимо быть более организованным человеком. Настроить режим отдыха и работы. Просто статьей не отделаться, мне в этом плане нужна дисциплина.
Может быть потомучто день это моё второе имя. Я же считаю, что лень — так же Является двигателем прогресса. Так же на своём примере могу сказать — что не понимание своих сил — ведёт к невыполнению задачи. Тоесть ты не можешь правильно оценить свои возможности. В любом случае я считаю, что избежать лени можно с помощью применения воли. Если правильно Заставить себя — можно достичь высоких результатов в достижении любых целей, и в выполнении задач. Но это в любом случае одна из составляющих, так как важно понимать на сколько, и что влияет. Важным катализатором борьбы против лени, я так же считаю дисциплину, и позитивные привычки. А также у меня есть убеждение что какой бы мотивации у тебя не было, какие бы желательные цели перед вами не стояли — очень важно и эмоциональное состояние. И когда ты подавлен — то безумно сложно делать. Имхо.
Отличная исчерпывающая классификация. Со всех сторон рассмотрели коварную лень.
«Основная задача родителей, педагогов, тренеров и руководителей — сделать цели своих учеников и подчиненных тождественным своим собственным целям, повышая, таким образом, эффективность их обучения и развития». Интересный момент, который заставил призадуматься. Практически — это как? Моя задача заключается в том, чтобы освоение математики мои сыном стало тождественным моим целям? Что именно я должна для этого сделать? Понять ее сама и объяснить ему? Или демонстрировать собственную заинтересованность предметом? Или что-то еще?
Сложная для меня тема с кучей нерешенных вопросов. Разбирать и разбирать еще, наверное, долго.
Сколько нового и полезного я узнала! Что есть лень на самом деле. Что к ней приводит и является ее причинами. А главное: как правильно критиковать. Критиковать действие, а не самого человека. Это полезная и важная информация для меня. Я всегда делала не правильно. Теперь знаю как нужно.
Безусловно лень это состояние а не качество человека. И теперь я понимаю, что происходит тогда, когда человек ленится. Эта информация дала мне возможность лучше понимать людей. В частности моего ребенка. Огромное спасибо.
Ленивые всегда собираются сделать что-нибудь. (Люк де Клапье Вовенарг)
Лень – это, недостаток мотивации, некий сигнал SOS нашей психики -(100%)внутриличностный конфликт.
Болезнь, стресс, усталость (нарушение баланса между отдыхом и работой)тоже прямое попадание в ЛЕНЬ.
Самое верное на мой взгляд ,это когда твои цели,совпадают с твоими мотивами на осуществление своей цели (тогда Лень притупляется).
И вот когда Цель достигнута ,можно расслабится бутылочкой без алкогольного пива.
Лень. Лень. Лень. В моей жизни в последнее время её стало слишком много. Раньше работала с 7 утра до 8 вечера, один выходной в неделю, отпуск раз в 7 лет и ничего убеждала себя, что это не так много , так как очень нужно было отдельное жилье. Но стала замечать как только достигла цели, как стала жизнь более или менее спокойной и темп жизни снизила, и время которое я трачу на работу. Я думаю это произошло потому , что убедила себя в том , что молодец достигла чего хотела и пора бы отдохнуть успокоиться. Но вижу , что удовлетворенность жизнью стала снижаться, да я могу больше отдыхать и проводить время по своему усмотрению , а не потому что куда то надо бежать, но проявилось обратная зависимость, что придумать самостоятельно, чем себя занять или заставить себя заниматься необходимым делом, мне становится всё трудней. И самое главное заметила, что готова работать долго, много, качественно, но не ради себя и своих целей, а ради кого то другого. Возможно это связано с желание получить внешнюю оценку и одобрение? Тогда получается, что через некоторое время без похвалы я вообще с места не сдвинусь, и что тогда делать. Тупик какой то получается, из которого надо искать выход.
Лень- проблема, которая мешает двигаться дальше. Правильно в статье сказала, все зависит от твоей мотивации, нужности делать сейчас, распределения по важности. Я постоянно помню слова ВМ , они у меня прям в голове постоянно сверлят «-Для того чтобы развиваться, должно быть не удобно, надо выходить из зоны комфорта». Вот я себя и заставляю помни в об этих словах. Все равно конечно много лени и я продолжаю над ней работать. Ведь я же знаю уже к чему приводит лень и вижу, когда я это делаю, а значит я осознаю, получается, что это накапливает стресс и переходит в депресняк. Вот и получается, что выбора у меня уже в принципе нет не бороться с ленью, потому как я его замечать и осознавать стала.
Уже по картинке поняла, что статья про меня. Я считаю, что я очень ленивый человек, но я и предположить не могла, что у лени может быть так много причин, Разумеется, после прочтения занялась поиском причин своей лени, и поняла, что процентов 80 моей лени — это лень по привычке, также мне свойственна лень как отсутствие мотивации и лень от условий достижения цели. Эти причины увидела в себе довольно явно. Но это не все новости, которые я узнала из статьи. Новым и очень важным открытием для меня стало, что в основе любого негативного психического состояния лежит внутриличностный конфликт, это, конечно, не главная идея статьи, но это — очень полезная и ценная для меня информация.
прям читаю и думаю — о дааа…это не моя проблема,меня заставили,не правильно мотивировали…стоп!но ладно учителя в школе и ученики,но взрослые должны работать над тем почему у них нет мотивации, ведь выбрав работу,придя на нее он по идее должен быть замотивированным работать ,если нет ,то он что то не так делает,имеет другие идеи, не работать например и зарабатывать ,а потому что родители заставили или посадили на это место, значит он не самостоятелен,не понимает зачем ему это на самом деле нужно. а если человек пришел в институт с идеей освоения профессии и тут ему дают кучу новых и новых заданий и его активность снижается тк это уже не его решение делать,то что изначально он не планировал ,например не только над учебником сидеть и на лекциях,а например разрабатывать проект ,посещение доп мероприятий, да это ему дали задание,а не его внутренняя цель ,но он должен помнить к чему все изначально было его поступление и расценивать этот фактор как достижение цели.поэтому ,увы и ах,Ольга,ни кто вам не виноват … сигнал психики… еще интересно было,то что человек начинает лениться,когда задачи кажутся непосильными или их много,психика как бы заранее что ли хочет избежать разочарования и ограждает от действий(но не избавляет от огорчения в своих силах).
Спасибо за статью. Теперь я знаю, что это не моя лень, а не достаток мотивации. Планировала съездить по-раньше записаться к врачу и проспала. Была бы острая необходимость, пожалуй первая бы стояла в очереди на запись. Так силы сберегла, да и давление оказалось высоким. Особое спасибо за понятие прокрастинации. Сколько лет я своим мальчикам этот подсознательный страх провала навязывала. Сейчас жутко от этого, да былого не воротишь. Вот на будущее буду себя контролировать.
На себе было отмечено много раз что если не хочется что-то делать то появляется лень. Точнее не просто не хочется, а непонятно зачес это делать и что от этого изменится. Не люблю деятельность ради деятельности. Хорошо что детство кончилось и сейчас можно делать только то что интересно. Ну и конечно страх ошибки тоже иногда останавливал.
Из этой статьи я сделала для себя несколько важных выводов:
1. Я ленюсь на работе выполнять рутинную работу потому, что она не принесет мне признания. Никто не заметит заранее заполненный журнал или план. А работу, которая будет отмечена, я выполняю гораздо охотнее.
2. У меня есть привычка ставить завышенные цели. Возвращаясь домой в 11 вечера, я планирую еще уборку и заполнение отчета. Естественно, что я не успеваю это сделать, вновь разочаровываюсь в себе и начинаю раздражаться. Теперь понимаю, что буду ставить перед собой более адекватные цели. Скромнее надо быть, скромнее.
3. Когда дети на занятиях ленятся, я начинаю раздражаться. А это задача педагога — включить в работу. Я поняла, что у меня есть идея абсолютного трудолюбия. Ну то есть что каждый человек должен трудиться несмотря ни на что. А теперь поняла, что у меня есть задача — сделать стремление учиться их личным стремлением, связанным с их мотивами.
Очень полезная статья. Мне прямо захотелось-таки прочесть книгу Ролана Вье «Мотивация в учебном контексте», потому что даже лень – это не лень, а отсутствие мотивации. Мне, как родителю и как руководителю очень важно разобраться с этим понятием поглубже – как мотивировать, соответствие мотивации, виды мотивации и т.д. Так что для меня есть направление деятельности, главное – правильно себя мотивировать!
Статья усилила восприятие мной лени как положительного феномена. Я и до этого понимал, что у лени есть своя функция — защита от ненужных действий. А в статье все систематизировано, что складывается в целостную картину. По которой в частности я смог проследить, как я менялся последние 5 лет. Как не совпадали мотивы деятельности, как работала в моем случае прокрастинация. Статья будет полезна всем, особенно студентам вузов.
На тему о «пользе» лени задумалась еще во время изучения стресса. В статье согласна с каждым словом, и многому могу найти подтверждение из своей жизни.
Например, если я ленюсь приступить к задаче — вопрос в ее ценности для меня. В главных вопросах я точно не ленюсь.
Причины лени, описанные в статье, интересны для понимания ошибок при постановки задач, например, сотрудникам. Особенно яркие примеры вспоминаются про страх оценки. Действительно, когда новичок получает новую для него задачу, а затем негативную обратную связь, он сделает все, что бы больше не приступать к такой задаче(при условии, если нет четко выраженной внутренней мотивации)
Прочитав статью, убедилась, что само понятие «лень» — размыто. То есть, оно не обозначает ничего конкретного. Если человек говорит мне, что ему «лень» что-то сделать, это означает то, что он со мной не искренен, и настоящую причину отсрочки решения не называет.