Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Всем известно, что первое впечатление складывается за секунды и что выбор сексуального партнёра определяет в первую очередь физическая привлекательность. Многие исследования подтверждают, что эта тенденция распространяется также на выбор друзей, коллег и подчинённых.

На основании одной только внешности человеку приписывают множество положительных качеств («эффект ореола»): привлекательные люди автоматически считаются более компетентными, счастливыми и успешными. Считается, что у них более престижная работа, счастливый брак и активная социальная жизнь. Из-за таких позитивных предубеждений общество предоставляет привлекательным больше привилегий. В школе к проступкам учеников и учениц с миловидной внешностью относятся более снисходительно, с ними более охотно общаются сверстники, их чаще избирают лидерами класса. Но ещё более очевидны преимущества физической красоты в рабочей среде: работодатели часто делают выбор в пользу привлекательных кандидатов, им более охотно дают повышение и больше платят.

ИССЛЕДОВАНИЯ

Общество Психологии Личности и Социальной Психологии (SPSP – Society for Personality and Social Psychology) представило результаты ряда исследований, из которых можно сделать вывод, что внешность решает всё: от желания общаться с человеком до оценки его надёжности.

Исследование Даниэла Нетла из Открытого Университета Великобритании показало, что высокий рост мужчины является сильным предиктором наличия в будущем у него семьи, что означает, что высокие мужчины считаются более сексуально привлекательными. Неттл комментирует известной фразой: «При выборе мужа размер имеет значение».

Из списка Fortune, в котором перечислены 500 наиболее успешных компаний США, 58% руководят мужчины ростом выше 180 см. Лишь 14,5% мужского населения США может похвастаться таким ростом.

Учёные из Университетов Флориды, Северной Каролины и Питтсбурга доказали, что высокие люди зарабатывают значительно больше на протяжении всей своей карьеры по сравнению с их низкорослыми коллегами.

По словам Гордона Пацера, который занимался исследованиями физической привлекательности более 30 лет, люди действительно более благосклонны к обладателям эффектной внешности:

«Красивые мужчины и женщины априори считаются более талантливыми, добрыми, честными и умными. Исследования показывают, что люди из кожи вон лезут, чтобы угодить привлекательному человеку – вне зависимости от пола – из-за желания получить одобрение и принятие от «более ценного» индивида».

Но дело не только в восприятии окружающими: на деле более привлекательные люди действительно подтверждают эти предубеждения и оказываются обладателями положительных качеств характера. Например, исследование Микки Хеби, профессора Университета Райс, показало, что привлекательные начальники более компетентные, открытые для сотрудничества и легче делегируют задачи, чем их менее привлекательные соперники и коллеги.

На сегодняшний день уже доказано, что симметрия лица приятна человеческому глазу. Виктор Джонсон из Университета штата Нью-Мексико использовал программу FacePrints, которая показывает изображения лиц с переменной привлекательностью, и необходимо дать каждому оценку. 100% лиц, получивших высший балл, обладали почти идеальной симметрии.

Даже исследование детского поведения подтверждает, что младенцы более продолжительное время смотрят на красивые лица.

Элейн Вонг с коллегами из Университета Висконсина проанализировала 55 фотографий управляющих крупных компаний и доходность активов этих компаний.

Оказалось, что управляющие с более широкими и симметричными лицами больше способствуют процветанию компании.

Что касается женской привлекательности, учёные Университета Торонто обнаружили, что красивыми считаются такие женские лица, у которых расстояние между линией глаз и рта составляет 36% общей высоты лица, а расстояние между глазами – 46% от общей ширины.

Изучалось также влияние внешней привлекательности на процесс трудоустройства. Мало того, что симпатичных кандидатов действительно нанимают чаще претендентов с непримечательной внешностью, но и, по отзывам работодателей, они обладают всем необходимым для того, чтобы добиться успеха в жизни.

Преимущество сохранялось даже тогда, когда интервьюерам были предоставлены другие данные об образовании кандидатов, предыдущем опыте и навыках, не отвечающих требованиям вакансии. Ничто из этого не перевесило значимость внешней красоты. Кроме того, физически привлекательным кандидатам также предлагали более высокую стартовую зарплату, чем менее привлекательным соискателям.

После вступления на должность привилегии сохраняются в виде быстрого закрытия стажировки, благосклонности коллег, доверия более важных проектов, выдвижения на руководящие должности.

Профессиональные преимущества, которыми пользуются привлекательные люди, сохраняются на протяжении всей их карьеры. Долгосрочное исследование выпускников MBA показало, что разрыв в заработках привлекательных и непривлекательных работников лишь увеличивается с годами.

За каждую дополнительную единицу привлекательности по пятибалльной шкале мужчины зарабатывают дополнительные 2600 долларов в год, а женщины – 2150.

Работники, которые находятся в самом низу этой шкалы, зарабатывают на 10-15% меньше, чем такие же работники, находящиеся вверху. Если посчитать разницу доходов за всю жизнь, получится сумма около 230 тысяч долларов.

Дарио Маэстрипьери, профессор эволюционной биологии и нейробиологии в Чикагском Университете, утверждает, что причина, по которой мы отдаем предпочтение красивым людям, заключается в том, что они «более привлекательны как потенциальные сексуальные партнеры, и другие люди предпочитают общаться с ними, чтобы увеличить шансы на секс». Это и влияет на успех в продажах, налаживании связей, заключении сделок, продвижении в карьере.

Исследование Тимоти Джаджа, профессора Колледжа Бизнеса Университета Нотр-Дама в Мендосе, и Брента Скотта из Мичиганского Государственного Университета первым связало привлекательность с жестокостью на рабочем месте. В статье, опубликованной в журнале Human Performance, учёные рассматривают контрпродуктивное рабочее поведение и его влияние на сотрудников. Они пришли к выводу, что в том, как к человеку относятся в рабочей среде и как обращаются с ним, физическая привлекательность играет столь же важную роль, как и личностные качества.

«Наши исследования фокусируются на том, как люди относятся к привлекательным и непривлекательным коллегам», — говорит Джадж, который специализируется на психологии управления, гендерных вопросах, лидерстве, карьере и жизненном успехе.

«Непривлекательные люди более подвержены пренебрежительному, грубому и даже жестокому обращению со стороны коллег. Мы как общество не только воспринимаем «красивых и некрасивых» людей по-разному, но и действуем на основании этих предубеждений, тем самым причиняя им ущерб».

КРИТИКА

Нет никаких оснований полагать, что эти тенденции имеют какое-либо отношение к эволюции. Как утверждает Адам Эйр-Уокер из Центра изучения эволюции в Университете Сассекса, они могут быть результатом влияния культуры: «Высоких мужчин и миловидных женщин всегда ставили в пример. Эти предпочтения были созданы и навязаны культурой, поэтому укоренились в нашем сознании».

Психолог Алан Фейнгольд провёл ряд исследований, но не обнаружил «заметных различий» в уровнях общительности, доминирования, общего психического здоровья или интеллекта между привлекательными и непривлекательными людьми. Он ожидал увидеть различие в пользу привлекательных людей только в области социальных навыков, и его ожидания подтвердились, но даже эта корреляция значительно отставала от ожидаемых значений.

Другое исследование, озаглавленное «Физическая привлекательность и интеллектуальная компетентность: метааналитический обзор», подтвердило вывод о том, что привлекательные люди воспринимаются как более компетентные. Тем не менее, объединив результаты 113 исследований привлекательности, учёные пришли к выводу, что фактическая корреляция между физической привлекательностью и интеллектуальной компетенцией «практически равна нулю».

ЭТО ДИСКРИМИНАЦИЯ?

Напрашивается вопрос: «Это честно?».

Дэниэл Хамермеш, автор книги «Почему привлекательные люди более успешны», считает, что это форма дискриминации. Это важная тема, поскольку…

…решение о приёме на работу носит субъективный характер, как и множество других решений, которые принимаются – осознанно или нет – на основании внешней привлекательности.

Хотим мы того или нет, является это причинно-следственной связью или просто корреляцией, исследования показывают, что в западной культуре, на которую сильно влияют СМИ, «красота» имеет значение. Это пронизывает наше общество и влияет на то, как мы выбираем лидеров, друзей и коллег. Тем не менее, принимать решение о людях в рамках взаимоотношений, трудоустройства, продвижения по службе и оплаты труда, основываясь исключительно на физической привлекательности или даже под малейшим влиянием этого фактора, значит, поддерживать дискриминацию, которая по какой-то причине остаётся невидимой и лишает людей равенства.

Похожие статьи:

РАБОТОДАТЕЛИ БУДУТ ПЛАТИТЬ ЗА ПОЗИТИВ

ФЕНОМЕН СЕЛФИ: СЕЛФИ-КРЕТИНИЗМ ИЛИ СЕЛФИ-СКРОМНОСТЬ?

КАК ДОБИТЬСЯ ПРАВДЫ, ЕСЛИ ВАМ ЛГУТ?

Оригинальная статья:

Ray Williams, Why “Good Looks” give you an edge. Psychology Today, April 5, 2017.

Ключевые слова: красота, привлекательность, работа, дискриминация

Автор перевода: Кропалева Ирина Евгеньевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Подпишись на рассылку

email рассылки

15440cookie-checkСКОЛЬКО СТОИТ КРАСОТА

Доступно для скачивания: