Согласно опросу, проведённому благотворительной организацией «Place2Be», две трети детей Великобритании постоянно находятся в состоянии беспокойства. Опрос проводился в 20 школах с участием 700 детей в возрасте от 10 до 11 лет.
Считается, что возрастная группа, которая наиболее остро переживает эмоциональный стресс, это подростки. Но результаты опроса показали, что дети предподросткового возраста тревожатся не меньше.
Что же является причиной их беспокойства? 54% детей переживают из-за семейного благополучия, 48% из-за благополучия друзей, 41% волнует учёба.
40% детей признались, что беспокойство мешает учиться.
30% сказали, что, однажды начав беспокоиться, они уже не в силах перестать.
21% ответили, что не знают, что делать с тревогой, и от этого беспокойство увеличивается.
Опрос выявил и гендерные различия: девочки больше склонны к тревожным переживаниям (36%), чем мальчики (22%). Девочки больше переживают о внешности, но мальчиков больше, заботят способы борьбы с негативными эмоциями. Девочки в таких ситуациях делятся с членами семьи (72%) или друзьями (65%), в то время как мальчики находят утешение в компьютерной игре (65%).
Глава организации «Place2Be», Кэтрин Рош, говорит, что младшие и средние классы всегда характеризуют как беззаботное и безмятежное время в жизни ребенка.
«На самом деле дети переживают, и происходит это по разным причинам: от проблем дома до событий в мире. Беспокоиться время от времени – это нормально, но если тревога становится постоянным спутником жизни, важно, чтобы дети знали, куда обратиться за помощью».
Нельзя забывать, что тревожность может быть симптомом некоторых расстройств, например, генерализованного тревожного расстройства, панического расстройства и обсессивно-компульсивного расстройства личности. Не исключено, что среди опрошенных детей есть и те, у кого эти расстройства находятся на начальной стадии. В таком случае им необходима консультация специалиста, чтобы предотвратить дальнейшее развитие заболевания.
Несмотря на то, что исследование проводилось в Великобритании, можно с уверенностью сказать, что то же самое происходит и в других странах. В мире происходит много сложных и страшных ситуаций: политические конфликты, катаклизмы, террористические атаки и многое другое, что моментально становится дополнительным поводом для беспокойства. Дети чрезвычайно уязвимы ко всем информационным поводам, поэтому любое новое происшествие на мировой арене может отразиться на их эмоциональном состоянии.
Тот факт, что две трети детей постоянно поглощены тревогами, может означать, что они не получают необходимого утешения от родителей, и их тревожность не имеет выхода. Даже тогда, когда у них есть, с кем поговорить о беспокоящих их вопросах, не каждый собеседник может предложить адекватную поддержку.
У маленьких детей беспокойство возникает на почве опыта, и они ещё не способны развить тревогу и связать её с другими ситуациями. По достижении восьми лет беспокойство детей может выходить за пределы индивидуального опыта, и тогда есть вероятность развития иррациональных суждений, например: «если я буду об этом беспокоиться, то могу предотвратить беду».
Малышей тревожит темнота, животные или воображаемые герои, а в предподростковом возрасте поводы для беспокойства уже иные: школа и социальные отношения, эмоциональные переживания, такие, например, как стыд и вина. Способность компенсации состояния тревоги зависит от когнитивного и эмоционального развития ребенка и его адаптивных способностей.
Тревога возникает на разных уровнях. На внешнем уровне это беспокойство о семье, друзьях и учёбе; глубже лежит беспокойство о ситуации в мире; ещё глубже – бессознательная не объективированная тревога.
Работы с тревожностью, выраженной на внешнем уровне, бывает недостаточно, а большинство взрослых обращают внимание только на это. Так, самый популярный вопрос от родителей в конце дня: «Как дела в школе?». В школе может быть всё хорошо, а ребёнок всё равно охвачен переживаниями.
В наши дни родители обычно заняты, и у них не остаётся времени на удовлетворение эмоциональных нужд ребёнка. К тому же сами родители зачастую подвержены стрессам по всем вышеперечисленным причинам. У них не хватает ресурса на работу с чужими переживаниями, даже когда речь идет о переживаниях собственного ребёнка. Более того, перегруженные проблемами родители могут невольно «перебрасывать» своё беспокойство на детей, создавая дома нервозную атмосферу.
Бывает и так, что родители делают всё, чтобы помочь детям, но только усугубляют ситуацию: гиперопека родителя – одна из главных причин появления бессознательного беспокойства у ребёнка.
Механизм такого воздействия можно описать следующим образом: родительский страх за всё, что может пойти не так, убеждает ребёнка, что многое действительно может пойти не так, тем самым заставляя его выискивать потенциальные угрозы и защищаться от них.
Если не уделить этой проблеме должное внимание сейчас, в детском возрасте, то проблемы вырастут по мере взросления детей. А вчерашние дети – это тревожные взрослые, которые будут воспитывать уже своих тревожных детей. Этот замкнутый круг можно и нужно разорвать сейчас. С тревожностью и беспокойствами необходимо работать. В наше время для этого существуют услуги профессионалов психотерапевтов, детских психологов и психологов консультантов.
Не оставляйте тревогу в наследство своим детям!
Похожие статьи:
ЧТО ДЕТИ ПОМНЯТ ИЗ МЛАДЕНЧЕСТВА
УСПОКОЙ РЕБЁНКА: 25 ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ
Статья создана по материалам:
- Gerald Schoenewolf, Why Are Our Children Worrying? Psych Central, February 22, 2017.
- Graham C.L. Davey, Have you taught your kids to worry? Psychology Today, July 2, 2014.
Автор перевода: Кропалева Ирина Евгеньевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Фото: The little red playhouse
Ключевые слова: тревога, тревожное расстройство, детская психология
Телевизор, компьютер конечно, хорошая штука. Но зачем нам столько огорчений за всех и вся? Детская душа очень восприимчивая. Её эксплуатируют: и родители, и учителя, и музыканты, и киноиндустрия. Взывая к недавно проснувшейся совести, заставляя переживать,и этим как бы помогая, сочувствуя, детки страдают больше, чем могут вынести. Как спокойно учиться в такой обстановке? Хорошо, если родители берегут хрупкую детскую психику и хотя бы не добавляют ему своих неразрешаемых проблем. Семья в идеале должна служить защитой для детей, чтобы они потом сами стали защитниками, а не вечными пациентами психологов. Помню ,кое-кто меня упрекал, что это я такая спокойная, вот я ночи не сплю, а ты… Волнение, тревожность как система манипуляции, просто стихийное бедствие, переходящее в коммерцию здравоохранения, продажи спиртного, … и потом ритуальных услуг . В этой статье ещё отмечены различия как мальчики и девочки решают свои проблемы. Девочки через разговор, мальчики через уединение. Так же и у взрослых. Рыбалка, медитация. Девочкам нужно больше слов сказать, чтобы избавиться от стресса. Узнала, что гиперопека рождает у детей безсознательное беспокойство. Я думала, что она дает агрессию, цинизм, бунтарский дух.
Я согласна с тем, что наши дети заряжаются тревожностью от нас. Помните анекдот: почему наши дети рождаются нервными? Первые три месяца они волнуются не сделает ли мама аборт. Вторые три месяца волнуются признает ли их папа. Последние три месяца волнуются будет ли с ними сидеть бабушка. Учитывая какую нагрузку сейчас испытывают дети: школа, улица, семья, интернет и телевидение то и понятно находиться в такой обстановке и оставаться адекватным становится всё трудней. Беседуя с родителями слышу отговорки, да я понимаю надо слушать ребёнка и беседовать с ним да то времени нет, то настроения и уходит наше чадо не солоно нахлебавшись и хорошо если родителям хватит мудрости позже самому подойти и поговорить, а если пойдёт он искать того кто слушает да теплым голосом вещает «чужие истины». А , что это за люди и какие «истины и ценности» вкладывают в неокрепшие мозги ребёнку и успеют ли родители вернуть доверие ребёнка и исправить ситуацию. Ребёнок то же человек и ему то же надо выговариваться , рассказывать о своих страхах, бедах, проблемах возможно не маме с папой, если пока не восстановлено доверие или он боится оценки со стороны взрослых, а специалисту, в том числе которому доверяют родители. Хотя слышу часто как родители выясняют отношения с детьми кричат:- будешь себя так вести к психологу отведу пусть он с твоей дурью разберется! И приходится на консультациях с начала доверие завоёвывать, а потом разбираться в ситуации. Недавно беседовала с девочкой подростком не консультация просто беседа на тему как подростку ориентироваться во взрослой жизни, так её мама потом подошла и тихо спросила: — мне пора волноваться?
Для того чтобы дети не испытывали постоянное чувство тревоги, сначала надо вылечить их родителей, оказать им психологическую помощь. Даже в младенческом возрасте можно наблюдать: чем спопойнее мать, тем спопойней ребёнок и наоборот.
Чем спокойнее мать, тем спокойней ребёнок и наоборот, у нервно больной матери такой же малыш.
Помню такую идею у себя в 10-12: «если я буду об этом беспокоиться, то могу предотвратить беду». Поймал себя на мысли, что не знаю когда эта идея уша. Ушла ли? Надо подумать? Спасибо за статью.
Для меня это злободневная тема. У самой уровень тревожности находится на высоком уровне и, естественно, у ребенка, тоже. Занятость, жизнь в постоянном стрессе, приходишь домой и срывается на детях. Все так и есть. Смотрю на ребенка и понимаю, что нет вариантов не измениться самой. И беспокойство реально увеличивается, когда не понимаю, каким образом избавиться от состояния тревожности, когда не осознаю окончательно причины ее возникновения. Считаю, что это состояние не позволяет свободно жить, развиваться, двигаться вперед, получать удовлетворение, ни детям, ни взрослым. А начинать исправляться надо конечно с себя, не забывая при этом о детях. Необходимо контролировать свою речь, своё поведение, интересоваться переживаниями ребенка, его окружением. По поводу того, что малышей тревожит темнота, животные, воображаемые герои, вспомнилось, что мой ребенок боялся разросшего куста «китайской розы» в горшке, которая стояла у него в комнате. А узнали мы об этом от воспитательницы детского сада. Так что, есть над чем работать.
Хорошая статья.
Единственный момент , который на мой взгляд, тяжело воплотить в жизнь — это побольше времени родителей на детей. Ведь для того чтобы ребенка сводить к психологу , родитель должен увидеть , что у ребенка есть проблема . Найти специалиста и тд. А это время ! Современное общество вынуждено большую часть своей жизни посвящать работе. Пока с работы вернешься по пробкам домой, времени и остается только на то , чтобы спросить «как в школе дела».
Ну и плюс, родители то с ‘наследственностью’ , так что кому первому,ребенку или родителям , идти к психологу -вопрос . Хотя можно и параллельно )
Спасибо за статью! Понятно, что излишняя тревожность ребенка – это отсутствие доверительного общения с родителями. Понятно, что есть и другие проблемы, которые способствуют появлению тревожности у ребенка: события в школе и в мире, учеба и т.д. Часто единственный способ помочь ребенку – это поход к психологу. Но в нашем обществе только зарождается эта культура, а ребенок не может ждать ее становления, поскольку он за это время вырастит и приобретет глубинные проблемы!!! И только на своем примере (походы к психологу) родители смогут направить ребенка. В статье написано, что «беспокойство детей может выходить за пределы индивидуального опыта»; не понятно, как это связано с возникновением суждения «если я буду об этом беспокоиться, то могу предотвратить беду»? Узнала, что у тревожности может быть несколько уровней. И то, что лежит на поверхности не всегда является истиной. Родители часто пропускают такие симптомы, что способствует формированию у ребенка бессознательной тревоги. Еще чаще родители свою тревогу передают своим чадам «в подарок». То есть, сами того не желая, родители, формируют у ребенка те реакции на проблемы, которые свойственны им самим. А также передают детям в дар свои страхи и фобии. Очень важно, чтобы родители это понимали и вовремя останавливали себя (с помощью психологов, например), чтобы прервать этот замкнутый круг передачи тревожности из поколения в поколение.
В жизни не надо далеко ходить за примером или иллюстрацией к этой статье. Вспоминаю младших братьев и сестер своих друзей в таком возрасте, и действительно девочки больше переживали о своей привлекательности, мальчики справлялись с эмоциями, девочки все рассказывали семье, мальчики молча шли играть в компьютерные игры. Интересно, что дети переживают по поводу событий, происходящих в мире, т.е которые на прямую их не касаются. Получается, что одним из способов уменьшения уровня тревоги может стать по возможности ограничение доступа к СМИ, ненужным передачам и новостям, так как дети ещё не могут отфильтровать/переварить информацию.
С тревожностью я знаком давно, т.к. в родительской семье была эмоционально нестабильная атмосфера. Самые тревожные моменты были связаны с ожиданиями родителей с работы, причём когда мама задерживалась, я боялся чтотс ней что-либо случилось, а когда отец задерживался —, что он придёт домой пьяным. И это ожидание неизвестности до сих пор меня тревожит, но уже в других жизненных ситуациях и удовлетворенности в жизни не прибавляет.
Интересным моментом для меня было узнать из статьи об эволюции тревожности.
Оказывается мальчики уже в детском возрасте предпочитают не делится своими переживаниями, а не только становясь взрослыми.
В моей родительской семье, уровень переживания и тревожности зашкаливал. Я все это впитала по максимуму и теперь все это передается моей дочке. Мое мнение, что если в семье правильные и открытые отношения в которых родители умеют регулировать и проявляьь гибкость друг к другу, то и с внешними проблемами дети смогут адекватно справиться, хотя не отрицаю большого влияния на детей из вне. Но база закладывается родителями. Я смотрю на свою дочь и вижу, как она считывает с меня информацию, распознавая даже когда я молчу или пытаюсь пересилить и скрыть, свое раздражение. Мне стыдно когда она замечает , что я злая, тогда я пытаюсь ей обьяснить, что меня разозлило. Я повторяю ошибки своей матери, которая больше переживала за финансовое обеспечение своих детей, нежели о псхическом и моральном состоянии себя и нас, ее детей. Многие ссылаются на нехватку времени, но побольшей части это просто не желание вникать в то, что заставляет задуматься над своей жизнью.
Что я для себя поняла?Все идёт от родителей.Не хватает времени-страдает ребенок.Много времени-тоже.Тревога родителей передается детям,невнимание родителей-дети все равно тревожаться.Нужно выстраивать доверительные отношения,которые помогут детям понять,что им всегда есть к кому обратиться. И время своим детям уделять,чтоб они чувствовали заботу,а не то,что родителю некогда. Думаю,я сама со своими тревогами через раз справляюсь,с себя нужно начать,чтоб уж наверняка не навредить своим детям.
Тревожность – очень актуальная тема для меня. Я сама выросла в семье с пьющим отцом и с добрейшей мамой, панически боящейся и волнующейся за все на свете. Отлично помню это чувство тревоги, изматывающее настолько, что сил жить просто не оставалось. Уже будучи взрослой, осознав свою проблему, я работала, чтобы помочь себе, но для старшей дочери было уже поздно – мой высочайший уровень тревожности в то время, когда она росла, сделал свое дело и теперь только она сама сможет себе помочь освободиться от тревожности и прервать этот замкнутый круг. Я рада, что мы разговариваем с ней на эту тему, и уверена, что мои внуки не получат от нас это грустное наследство. Допускаю, что я не в полной мере еще освободилась от тревожности, но даже сейчас я воспринимаю окружающий мир совсем иным, чем прежде, у меня как будто выросли крылья и я свободна – вот такие оковы тревожности висели на мне долгие годы.
То, что эта проблема актуальна для многих людей, я также вижу по окружающим, просто многие это не осознают либо не знают, что с эти делать.
С профессиональной точки зрения узнала, что тревожность может быть симптомом некоторых расстройств, а также с удивлением узнала, что гиперопека ведет к появлению тревожности у ребенка. Есть над чем подумать.
Беспокойство и тревожность были моими спутниками в средних и старших классах — это было связано со школой и семьёй. В школе беспокойство было связано с отношением ко мне одноклассников, в особенности мальчиков т.к. у меня была заниженная самооценка касаемо внешнего вида и общения. Дома была накалённая обстановка между родителями, что отражалось на мне. Со временем беспокойство и тревожность затихают, но не уходят, ждут подходящего момента снова проявить себя, но самое важное не оставлять это незамеченным (не пускать на самотёк), заниматься собой, обратившись к специалисту.
Опять ужасы! И опять про меня! Согласна со всеми тезисами. Но очень трудно прекратить. Это вообще, как? Послать его и сказать: «Делай, что хочешь, покормлю и постираю, звони, если задерживаешься». Всё? И спокойно заниматься своими делами.
Я утрирую, конечно. Но не могу ответить себе на вопросы, в чём именно перестать контролировать и опекать. Насколько? Когда? Как это сделать разумно хотя бы в первом приближении? Все более или менее уважающие себя источники советуют – «по мере готовности ребенка». И как прикажете её разглядеть? В чём она проявляется? Катастрофически не хватает конкретики. Чтобы по пунктам. Если так – то вот это делать, а если вот так – то вот то, а если не помогает, то таблетированная валериана в помощь и пробуем ещё раз. Много хочу? Бегу от ответственности? А, ну да, тревожусь же. Собственно, на этом всё. Комментарий окончен.
Дети, очень хрупкая тема. И все проблемы детей от родителей. Либо они эту тревожность у ребёнка и создали, либо они её пропустили, не заметили, уделили мало внимания. В любом случае ответственность на родителях. А куда деваться, если стресс и для родителей в том числе это постоянный спутник жизни и никого не учат с ним работать. И вот она тревожность у родителей! Как они могут научить ребёнка не тревожится, если сами этого не умеют. Родители оставьте ребёнка в покое и поработайте над своим состоянием. Учить надо тому чего умеете сами. Сейчас, многие бы возмутились: легко говорить, когда нет детей. А ведь страшно рожать. Страшно, что я могу дать, нервозность, сомнения, страхи, неуверенность. Это большая ответственность. Правильно, надо было рожать в 18, когда так серьёзно не задумываешься. А сейчас ребёнка ещё нет, а я уже переживаю за его будущее. Это диагноз. Дети маленькие, ещё не успели ничего совершить, а уже страдают, тревожатся из-за того что понаделали взрослые.
С уровнем тревожности в детстве знаком не по наслышке. В моем случае тревожность осталась до си пор, причем четко осознаю, что связано это с детскими переживаниями. На мой взгляд многие эмоциональные проблемы идут с детства связанные с тревожностью, и если их не решать не прорабатывать, то могут возникнуть большие трудности во взрослой жизни человека. В первую очередь со своей тревожностью должны работать родители потому что эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от состояния родителей. Ребенку нужна эмоциональная поддержка в переживаниях с которыми он сталкивается с раннего возраста, благоприятная среда обитания для его здорового эмоционального развития. Прежде чем вести ребенка к психологу, на мой взгляд нужно сходить сначала самому.
Статья полезна с двух сторон, и для лучшего понимания себя сегодняшнего, и для понимания на, что обращать внимание, чтобы твои дети выросли в более спокойной обстановке, более счастливыми людьми. Родители охвачены кругом забот, например обеспечить финансовое благополучие детей в будущем, купить лишние ненужные вещи сейчас, но они не задумываются и не берут во внимание, что для ребенка куда полезнее было бы получать внимание, в спокойной форме, которое помогло бы стать ему действительно благополучным в психологическом плане, что на мой взгляд гораздо важнее. Плюс стремление уберечь ребенка от всех ужасов жизни, превращает его жизнь в ужас. Читая статью, очень бы хотелось, чтобы хотя бы один родитель сделал для себя вывод, спокойно, чутко и внимательно участвовать в духовной жизни своего ребенка, тем самым помогая ему формироваться здоровой и успешной личностью. Очень полезная статья для любого родителя, и человека желающего лучше себя понять.
нравятся мне статьи, которые актуальны для моего настоящего. У меня много друзей, приятелей , семей в которых есть один, два или три ребенка. И я уже давно наблюдаю за ними. Как бы родителей я знаю относительно давно, а на данный момент мне интересно наблюдать за детьми, какими они вырастают. Что считывают с родителей. Почему протестуют. Откуда идет психосоматика. Детские переживания, очень деликатная тема. Не все родители их замечают. Но страшнее когда не реагируют. Дочку приятельницы начинает рвать, болеть живот всякий раз как она остается ночевать вне дома. У разных людей. Дома такого никогда не бывает. На предложение пройти обследование у врача или (мягко намекаю на психолога), ответ:да нафига, дома такого не бывает. А ребенок тем не менее страдает. Даже несмотря на то что она с радостью остается , с желанием . И как человек со стороны я вижу причину. Ей просто страшно оставлять родителей одних дома((( Мои дети для меня как эксперименты ( в хорошем смысле этого слова). Т.е видя ошибки прошлого, и к чему это привело, стараюсь исправлять их с младшей, 10 лет разница как никак)). А моей тревожностью в детстве было-не испачкаться на улице. Жили мы в частном доме. В небольшом городке. И асфальт там не везде был. Но мама как нарочно рядила меня в белоснежные носки, трусы и платья!И есс-но провожала со словами: Смотри вещи не испачкай , а то… Понятно что своих детей я одеваю красиво, но мне плевать что будет с их одеждой. Еще об этом бы они тревожились…
Тема тревожности для меня актуальна. В детстве, на себе прочувствовал, что такое иррациональное суждение, например: «если я буду об этом беспокоиться, то могу предотвратить беду». Потребовалось много работы для переработки этого суждения. По поводу того, что «мальчики находят утешение в компьютерной игре (65%)» вижу это в своих детях. Когда у старшего сына трудности или плохое настроение, если с ним не начать разговаривать, он садиться за компьютерные игры. Когда я уделяю больше времени общению с детьми, они гораздо меньше проводят времени за компьютером и в телефоне.
Из статьи узнала,что маленькие дети неспособны развивать тревогу. Еще раз убедилась в том, что негативные состояния не врожденная вещь, а приобретенная.
Из своего личного опыта вижу, что свою тревожность я переняла от мамы. Она мегатревожный человек. Для нее весь мир в черных красках, везде поджидает опасность. Я иногда замечаю за собой, что даже когда в моей жизни все хорошо, нет стрессов, волнительных событий, близкие живы и здоровы, я все равно испытываю необьяснимое беспокойство. И это привело меня к мысли, тревожность моя беспричинна, т.е. базальна.
На статью я смотрел в двух ракурсов. Первый с точки зрения своего детского опыта, а второй с точки зрения взрослого которому в будущем предстоит растить своих детей. Первое, что стало для меня наиболее актуальным — беспокойство родителей передающееся ребенку. Для меня это означает, что прежде чем думать о рождении ребенка мне необходимо начать себя спокойно чувствовать в этой жизни. Уметь работать со стрессом и вырабатывать позитивную реакцию на жизненные трудности, что позволит расти моим детям более здоровыми и уверенными. С точки зрения же моего детского опыта, я вижу, что родители очень беспокоились за меня. Это связано со смертью моего родного брата и сестры. И из-за этого «опыта» мои родители, в особенности мама проявляли ко мне гиперопеку и беспокойство. Я его чувствую внутри, и с этим необходимо работать.
Действительно какой то замкнутый круг, который надо разорвать. Вспоминается фильм Иван Васильевич меняет профессию «…и тебя вылечат». Ужас, лечиться всем надо! Как хорошо, что есть институт такой как наш и я туда попала, чтобы лечиться и потом помогать лечить других.
От современного мира не отгородиться. Порой кажется что для того чтобы перестать беспокоиться надо удалиться, 1. из мегаполиса, 2. отключить телефон, 3.не смотреть телевизор, не заглядывать в интернет, 4. работать со своим телом снимая блоки и зажимы и так далее. Конечно хорошо, когда есть психотерапевты, психологи. Но самое важное мне думается, это работа над собой, понимание того что происходит с собственной психикой. Умение брать ответственность сначала за свое состояние, а потом уже за психологическое положение своих детей. Читая статью, именно о благополучии детей я и забеспокоилась. Как здесь остаться безучастной, вот она, личная тревога)) милости просим. «Не оставляйте тревогу в наследство своим детям!» отличный призыв, требующий воплощения в реальность.
Вспоминая свое детство помню постоянное ощущение тревоги: что мама домой не вернется, что неожиданно начнется война (воспитатель в детском саду все время рассказывала, что ВОВ началась ни с того ни с сего), что люди погибают в новостях (бабушка всегда смотрела и плакала), что детей воруют и.т.п. Переживания скрывались от взрослых, т.к. казалось что за это будут ругать. Это все младшие классы и дошкольный возраст. Потом постарше пришло понимание того, что не все так просто и часть тревог ушло, но появились новые, однако этими тревогами можно было делиться с друзьями и от этого уровень тревожности уменьшился.
В воспитании своего ребенка хочется учесть свой опыт. Понятно что от всех переживаний не убережешь да и не надо это на мой взгляд, но буду стараться максимально сблизиться с ребенком для того, чтобы он мог делиться своими тревогами.
Крайне актуальная тема для подавляющего большинства людей. Жаль, что статья достаточно маленькая и охватывает только некоторые ее аспекты. Узнал, что различают уровни тревоги, и самый глубокий – это бессознательная не объективированная тревога. То есть человек не может привязать это состояние к чему-то конкретному и, следовательно, не может ему противиться. Также узнал, что дети только после восьми лет могут начать тревожиться на иррациональном уровне. По всей видимости, с этого возраста дети начинают воспринимать более сложные причинно-следственные связи и могут соединять уже накопившийся личный опыт с бессознательной тревогой. Полностью согласен с утверждениями в статье, что лучшим средством избавить детей от тревожности – это быть с ними эмоционально ближе и внимательнее к их жизни, а также постоянно давать им понять, что все свои проблемы они могут озвучить кому-то из родителей. И самый интересный аспект, который в моем случае требует дальнейшего разбирательства – это механизмы воздействия родительской гиперопеки и ее источника, родительского страха «а вдруг что-то случится». Довольно четко помню из детства этот «печально-укоризненный» тон матери, когда что-то пошло «не туда» (сделал, пошел, полез и т.д.). И самое главное, что общий пример тревожного поведения, зажатости родителей в других вопросах тоже был, что называется, перед глазами. И был «считан» в полной мере…
вот точно, с детьми тоже нужно работать . со мной даже никто не поговорил о том,что произошло,когда мы сменили место жительства, сменили школу. считаю родительским промахом. нет времени? нет денег? зачем тогда рожали? так бесят эти оправдания. дети растут и формируется их психика, которая будет с ними во взрослой жизни, как он станет нормальным и успешным если все на него положили? может и наберется как то мозгов,тогда это его заслуга ,а не родителей. а то как плохо человек делает, так это он сам плохой,а как «золотой» человек ,так это «мы его так воспитали».
Тревога следующий механизм срабатывающий в моем случае страх.
уровень тревоги и ее периодичность формируются в детстве
для компенсации высокого уровня тревожности вырабатываются различные механизмы в моем случае это убегание из контекста, и замалчивание проблем. механизм получил от мамы. Развить навык саморефлексии становится сложнее так как приходится прорабатывать негативные эмоции, добраться до которых преодолев механизм компенсации тревоги. как следствие колоссальное количество работы. Который я пока не осилил.
Из статьи я сделала вывод, что психическое состояние и здоровье ребенка во многом зависит от эмоциональной среды и благополучия в семье. Насколько важно не переносить проблемы взрослых на детей, они не в силах решить проблемы на работе, обвал рубля или конфликт между родственниками. Хочется тебе поделиться, поделись с супругом, сестрой, соседкой, но не с ребенком. Помню, мне часто рассказывали подобные проблемы. Интересно, зачем они это делали… Они видели во мне ровесницу, способную им реально помочь? или они просто трепались, действительно о чем еще говорить с ребенком, как не о том, как сложно, когда пьет муж….
И как важно найти эту золотую середину воспитания ребенка — не быть равнодушным, но и не задушить своей гиперопекой. Проявить свое внимание к ребенку не пустой болтовней, а искренним интересом к нему.
Очень серьезная тема. Дети чувствительны к малейшим переживаниям и смене настроения у родителей. Беспокойство из-за семейного благополучия влечет беспокойство из-за учебы, учеба начинает влиять на отношения с одноклассниками, друзьями и т.д. Всё по кругу. Одно вытекает из другого. получается, начав беспокоиться, ребенку тяжело бывает справиться самому. Начинает волновать уже каждая мелочь, по поводу и без.
По прочтению статьи и комментариям к ней, не хотелось бы поддаваться массовой истерии. Рвать на себе волосы и ужасаясь кричать: О Боже, какой я гадкий родитель! Все тревоги моих детей – моя заслуга! или Ага, теперь я нашла виновных в моих бедах – это мои родители! Что сделано, то сделано! 🙂 Работать надо с тем, что уже есть, опираясь на свой «плачевный» опыт, в качестве ребёнка и родителя, и с учётом рекомендаций специалистов в данной области. Здесь главное желание и стремление разорвать этот «порочный» круг тревог и недоверия. И прежде, что бы действительно был эффект, мне нужно, как бы я не старалась этого избежать, проработать и освободиться от собственных детских утрат, тревог и страхов (теперь я знаю тему моей ближайшей консультации :-)). Затем разобрать «тёмный угол» с претензиями к родителям. Скинуть весь тот хлам и груз, который мешает здесь и сейчас наслаждаться счастьем быть Мамой, моих замечательных детей. Нет проблем, которые не имеют удачного разрешения. Надо чаще себе напоминать, говорить это детям. А ещё я уже готовлюсь быть любящей и любимой Бабушкой! :- D 🙂
Все идёт из семьи. Конечно, у ребёнка масса поводов для тревожности появляется вне дома, но то как реагировать на беспокоящие его переживания, этот механизм появляется в семье. Совсем малыши уже смотрят на реакцию мамы и папы в конкретную ситуацию. Например, когда малыш запнулся и упал, близкие могут показать своё переживание: вскочить с испуганными глазами, начать ребенка крутить, искать ссадины, охать и ахать, а могут реагировать спокойнее: улыбнуться, сказать, что ничего страшного, и аккуратно осмотреть малыша. Каждая реакция родителя на конкретную ситуацию словно записывается в голове у ребёнка, и когда наступает более старший возраст, и появляется в жизни ситуация, которая как-либо взаимосвязана у малыша с конкретным воспоминанием, реакция близкого просто у него воспроизводится. Ребёнок не придумывает сам, как ему сиюсекундно отреагировать. Скорее всего многие жизненные ситуации вообще вряд ли забеспокоили бы малыша, если бы в детстве он не увидел тревогу от мамы на подобную ситуацию.
Конечно, нам самим тяжело во взрослом возрасте уже избавиться от тревожности, но мы можем пытаться контролировать свои эмоции и не демонстрировать детям свою тревожность как реакцию на происходящее.
Гиперопека-это про меня!Я не замечала этого, пока мне не сделали замечание мои близкие люди.При чем было сказано примерно так,как написано в статье.Я пыталась контролировать и опекать сына на каждом шагу.Только ему это не нужно.Мои психи и тревожность естественно распространялись и на него,и вследствие чего мы постоянно ругались.Но радует то,что я учусь отпускать и не контролировать его.И степень тревожности у нас с ним пошла вниз)
Маленькие дети, как губки, впитывают все что нужно и не нужно. Очень жаль, что большинство взрослых людей, которые окутывают своей гиперопекой детей,не понимают,что награждают их своими собственными страхами и тревожными состояниями. Детей нужно любить, но их нужно уметь вовремя отпускать и доверять.Нужно верить в то, что у него будет все хорошо, если не получается,тогда нужно лечиться самим.только тогда, когда человек поймет, что его действия имеют разрушительный характер, тогда будет возможность разорвать этот порочный круг.
Бесконечная тема тревожности бесконечна..:). Считаю, что тревожность детей сильно связана с нагрузкой, которые дети получают в дошкольном и школьном возрасте: каждый день расписан — то плавание, то гимнастика, то рисование. А в школе какие сейчас нагрузки образовательной программы, репетиторы, плюс интернет, плюс телевидение, гаджеты. Сложно малышам справляться. Так родители тоже социально активны: хочется же заработать и мир детям своим показать. А если дети не слушаются — проще, и быстрее наорать… Когда у родителей конфликты, конечно, дети волнуются и тревожатся.
Если говорить про свое детство — каждый мой день был практически расписан, выходные — поездка в деревню.. Я вообще до сих пор считаю, что просто так валяться на диване — это грех, надо либо читать, либо слушать что-то, либо что-то делать, пробывать себя в чем-то новом, быть социально-активным. Но, несмотря на повышенную тревожность, мне такая жизнь нравится. Хотя спокойнее надо быть, спокойнее…а то моя тревожность, судя по статье, может перейти к моим будущим детям.
Самым главным выводом для меня служит то, что в первую очередь нужно работать со своим эмоциональным состоянием. Во-вторых, важно помнить, что никакие заработанные деньги не стоят того, что ребенок остаётся без внимания. И что важно сохранять баланс и всегда находить время на ребенка. В данный момент у нас с женой нет ребенка поэтому тренируемся на собаке) Чтобы даже в самый сложный, загруженный день придя домой найти и уделить ей время.
Снова актуализировался вопрос а вот как может притворившийся взрослым один тревожный ребенок вырастить другого тревожного ребенка? По не воле задумываешься, что а может и правильно что сейчас особо не торопятся рожать некоторые. Обрекать уже собственного ребенка на тревожность в квадрате. Вот кто человечнее при этом родитель который в виду своей темноты в знаниях о самом себе и других, рожает и обрекает собственного ребенка на страдания в будущем или тот кто вообще рожать не собирается зная что он не нагулялся (и как следствие тоже не сможет дать ребенку эмоциональную близость)
Родителям стоит внимательно относиться к этому вопросу. Стоит разговаривать с детьми и вникать в их проблемы, ведь это, как мне кажется в первую очередь проблема безопасности ребенка, т.е. он себя не ощущает в той самой безопасности, которая ему просто необходима для нормального развития и счастливой жизни. Требуется научить его правильному восприятию. Ну и конечно самое главное, чтобы у ребенка была семья, которая будет давать это чувство безопасности, чтобы он знал, что в родители всегда помогут, объяснят, защитят. Если дома не все спокойно, то тогда у ребенка вообще нет места, где бы он чувствовал себя защищенным. В общем, как обычно, родители могут как помочь ребенку правильно ориентироваться в мире, так и полностью его дезориентировать.
Тревога и страх сопровождали меня все мое детство.О причинах всего этого я могу догадываться только сейчас,но воспоминание о детстве ,как счастливом моменте моей жизни отсутствуют.Поэтому понять детей испытывающих подобный симптомы мне не сложно.И воспитывая своих деток я стараюсь передать им опыт борьбы с тревожностью,разбирая и анализируя из -за чего это происходит,мне кажется вполне успешно.Создать среду для развития и роста детей,важная роль взрослых и ощущение безопасности необходимо .СМИ и окружающий мир ,явно не способствуют этому.Поэтому создавать островок безопасности придется самим родителям и самим следить за уровнем тревожности детей.
Тревога сильно влияет на качество жизни во взрослой жизни. И хочется, чтобы у детей все было хорошо с этим. Но получается замкнутый круг. Тревожные родители — тревожные дети. И даже если у тебя благие намерения, бессознательно ты все равно передаешь либо свою тревогу, либо не можешь помочь ребенку справится с его тревогой. Либо еще хуже усугубляешь ее. Поэтому на первый план выходит внимание к ребенку, к его жизни и состоянию. Но мало заметить и на словах подбодрить. Надо еще так суметь выстроить свои отношения с детьми, чтобы реально ему помочь через эмоциональную близость.
Спасибо за статью.
Статья напомнила, что я чувствовала, когда была ребенком. То, о чем я уже забыла, немного повзрослев. Теперь буду по-другому смотреть на детей, с которыми работаю.
Моя тревожность в первую очередь была связана с родительскими конфликтами, так что я как 54% опрошенных детей. На самом деле, эта тревожность не прошла до сих пор. Я, к сожалению, до сих пор слишком боюсь любых конфликтов.
А еще я замечаю, что мамы и бабушки «специально» вселяют тревожность в детей, преувеличивая опасность. Я думаю, это делается для того, чтобы проще детей было контролировать.
Важным для меня оказалось и то, что мальчики находят утешение в компьютерных играх. Меня очень злило всегда в муже то, что он не может чего-то сказать, а просто угрюмо молчит. Теперь понимаю, что он такой не один.
По данной теме хотелось бы дать продуктивный комментарий.
Но я не могу дать желаемый ответ до тех пор, пока сама не избавлюсь от чувства тревоги.
Не уверена, что для меня это постоянное чувство. Однако, в фоновом режиме оно точно есть.
Да. Тревогу детей нужно останавливать. Для этого требуется:
* В первую очередь саморегуляция. А чтобы к ней придти нужны знания и практика.
* Во вторую очередь навыки общения. Тоже знания и практика
* В третью очередь просто знания и умения, которые помогут развить и развлечь детей. В данном случае развлечь , значит, и отвлечь детей от их тревоги, увлечь в интересное и нужное русло.
Статья предложила задуматься на тему того, как отражается на состоянии детей ситуация в современном обществе. Обратила внимание на факт, дети предподросткового возраста тревожатся на уровне с подростками, тогда как еще недавно этот возраст означал беззаботность и безмятежность. Причем, заботы и мятежи привносят в детскую жизнь частенько сами родители… Мало того, что не обладают эмоциональными ресурсами для утешения деток, так еще щедро добавляют от себя. Признав проблему, можно приступать к поискам решений.
Очередная статья, которая приводит в состояние ощущения неполноценности. Хорошо, что, как следствие этого ощущения, я осознаю уровень кошмара, который создала сама своим поведением. Узнала многое из того, что я делала не правильно. Многоим вещам просто не придавала значения.Например теперь я буду внимательно слушать свою дочь, и разделять ее эмоциональное состояние.
Не когда бы не подумала, что мальчики, играющие в компьютерные игры так утешают себя. Вот интересно , мужчины игами в компе так же утешают себя? Тревожность детей, это проблема и решать ее надо конечно со специалистом. Причин беспокойства детей много. Печально узнать, что иногда к этому причастны родители. Ведь для ребёнка это самые близкие люди. И от них он хочет получить поддержку и заботу. А получается, что гиперопека — одна из причин проявления бессознательного беспокойства. И ещё факт удивил — 30% детей не могут перестать беспокоиться, однажды начав это делать. Все же родителям стоит быть внимательнее к детям .
Очень хорошо, что проведено исследование, выявляющее истинные причины тревожности детей, потому что я подозреваю, что многие родители их не знают. У меня пока нет своих детей, но анализируя свое детство, вспоминаю, что родители задавали мне тот дежурный вопрос: «Как дела в школе?» и какими-то другими вещами не особо интересовались. На этот дежурный вопрос я отвечала дежурным ответом, — «Нормально», а если интересовались другими вещами, ответ был примерно таким-же.
Еще из статьи узнала про механизм влияния гиперопеки на тревожность ребенка, который показался мне понятным и логически обоснованным.
Лучшим решением проблемы поднятой в статье это приведение родительской психики в порядок перед зачатием детей, но если этого сделать не получилось, то в процессе воспитания, в первую очередь к психологу нужно обращаться родителям.
Двоякое впечатление от статьи я получила в личной сфере.С одной стороны я понимаю как важно эмоциональное здоровье ребенка,но с другой стороны, ответственность за этот аспект его жизни делает меня еще тревожнее.
Полностью согласна,что подавляющее большинство родителей в современном обществе пребывают в стрессе,не все же профессиональные психологи, и имеют навык саморегуляции, очень не многие способны не отставая от ритмов современной жизни, оставаться эмоционально стабильным.Пришла мысль,что исходя из спроса на стабилизацию состояния и появились антидепрессанты.
Конец света 2002 года меня очень тревожил. Было ощущение, что я выйду на улицу, все потемнеет и что-то произойдет.
Прочувствовал на себе как влияет гиперопека и беспокойство по любому поводу, которое внушает ребенку, что он чего-то не может, живет во враждебной среде и до чего-то «не дорос».
Этот опыт заставляет очень внимательно относиться к тому, какие установки формировать у своих детей и как их воспитывать.
Действительно, многие свои трудности было бы здорово пройти при помощи квалифицированного специалиста в детском/ подростковом возрасте. Приходится решать эти жизненные вопросы сейчас, только последствия уже более серьезные.
Читая данную статью я подумала о том,а как быть в ситуации,когда ребёнок не проговаривает свою тревогу.+ ко всему дала возможность задуматься ,а как я могу создать условия для того,чтобы ребёнок смог со мной поделиться тем,что для него волнительно. Возник вопрос как помимо помощи психолога родитель может повлиять на снижение уровня тревоги и т.д. Мне очень интересна эта тематика,спасибо за возможность включиться и проработать её в своём восприятии чуть глубже.
В детстве мне тревожности хватало. Ее источник — это отношения в родительской семье, постоянное эмоциональное напряжение, связанное с ними и невозможность разделить свои негативные эмоции. Родители проблем не признавали и я не понимала почему мне плохо, раз все нормально. Из этого источника потом начали появляться какие-то удивительные тревоги. Весной на улице кто-то разлил солярку и все лужи были в цветных пятнах, я боялась экологической катастрофы и ведерком пыталась убрать нефтяную пленку, чтобы всех спасти. Потом боялась, что если осенью слишком рано выпадет снег, когда листья еще не опали, поломаются ветки деревьев, деревьев больше не будет и закончится кислород. Я боялась попасть в колонию для малолетних преступников. Боялась попасть в ад.
Нужно ограждать детей от своих тревог — водить в детский сад, разговаривать, занимать. Возможно мне некогда было бы думать об экологии в свои 5-10 лет, если бы у меня было занятие. Ребенок должен быть ребенком.
Я бы себя отнём к тем кто переживал по большей части за себя. Это мешало и мешает учёбе. Просто напросто, ты не можешь сосредоточиться не на учёбе, не на работе. Тебя постоянно отвелают мысли описывающиеся в этой выдержки: «родительский страх за всё, что может пойти не так, убеждает ребёнка, что многое действительно может пойти не так, тем самым заставляя его выискивать потенциальные угрозы и защищаться от них.». Просто начинаешь продумывать всё наперёд (всё — это плохие варианты). Да же если ситуаци, событие позитивное, всё равно находишь в этом всё плохое и продумываешь как это избежать. Получается, что находишься постоянно в тревоге, в постоянном напряжении. Это наприжение не только мысленное, но и физическое, т.е. никогда не можешь расслабиться. Хотя и есть методы которые помогают. Но избавиться от тревожного состояния очень тяжело.
Не помню что бы хоть кто-то заботился о моей тревожности, обычно всё обсуждал с друзьями. Так что неплохо наверное если со мной говорили, но всё есть так как есть. Дети зависимы от родителей, так что чего удивляться что они и так же тревожиться как родители будут.
Сложно вспомнить о чём я беспокоился в 10-11 лет. Из навязанных тем для беспокойства были террористы и нововоронежская АЭС. Думаю большое влияние в этом вопросе оказывает внешняя обстановка в среде обитания. Тем более сейчас, когда информацию так легко получить даже детям. На степень беспокойства детей влияют, конечно, и их же родители. Причём по многим направлениям. В первую очередь уровнем своего собственного беспокойства по всем вопросам. С кого же как не с родителей брать пример ребёнку. В этом плане, считаю, что мне повезло. Даже в тяжелые 90-е я не припомню каких-то ситуаций когда моя мама выражала бы неадекватное беспокойство. Разве что когда училась водить автомобиль) Так что велик шанс, что и мои дети не столкнутся с проблемой беспокойства в той степени, чтобы это требовало обращения к психологу.
Мне до сих пор кажется, что моя нелюбовь к посевным земельным работам связана как раз вот с такой тревожностью, которая возникала всякий раз, когда моя мама и бабушка объясняла, почему я обязан это делать и что вариантов соскочить просто нет. Считаю, что детям нужно дать возможность быть детьми, они нужно бегать-прыгать, сами набивать шишки..Но это всё в теории, потому что как будет в практике узнаю в будущем. Надеюсь, что всё же, знания и умения, полученные в институте, мне пригодятся.
лишний раз убеждаюсь, что родители играют самую важную роль в жизни ребенка. «К тому же сами родители зачастую подвержены стрессам по всем вышеперечисленным причинам. У них не хватает ресурса на работу с чужими переживаниями, даже когда речь идет о переживаниях собственного ребёнка. Более того, перегруженные проблемами родители могут невольно «перебрасывать» своё беспокойство на детей, создавая дома нервозную атмосферу.» Нельзя ни в коем случае на ребенка перекладывать свои страхи и проблемы. Массово страшное событие из моих воспоминаний, это теракт 11 сентября 2001 года. Я помню, что каждые 10 минут шли сводки по телевизору, каждый час события становились более масштабными и трагическими. И мне было страшно от того, что родителям было страшно. Еще вспомнила своих одноклассников пофигистов. Вот стоит он перед доской, не выучил ничего, учитель старается отчитывает его, он стоит в носу ковыряет и в окошко посматривает! Чего и вам желаю! «Спокойствие, только спокойствие — знаменитая фраза, сказанная Карлсоном в мультфильме «Малыш и Карлсон»
Спасибо за поднятие очень важной темы. Хотел бы добавить, что обычно взрослые характеризуют тревожных детей, как скромных, застенчивых, хвалят их за хорошее поведение и ставят в пример остальным, более непоседливым сверстникам. При родителях, педагогах и других людях ребенок с повышенным уровнем тревожности ведет себя скромно и сдержанно, обычно старается не совершать лишних движений и не привлекать к себе внимания, он предпочитает не встречаться взглядом со взрослыми, а смотреть в пол. При высокой тревожности у дошкольников часто встречаются неврозы, которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове, занимаются онанизмом. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться. При повышенной тревожности для избежания ухудшения ситуации, лучше обратиться за помощью профессионального психолога
.
Тревожность в том возрасте имеет иной уровень и то, что кажется взрослому ерундой для ребенка на полном серьезе может представляться великой трагедией и вызывать огромный стресс и тревогу. Это необходимо понимать. Многие родители наоборот только увеличивают детские тревоги, например, грозя страшными наказаниями за плохую оценку. Получив ее ребенок может накрутить себя до крайне тревожного состояния и это даже может привести к трагедии. Например: несколько лет назад, на слуху был случай произошедший с учеником, который, получив плохие оценки, решил покончить с жизнью, выбросившись из окна. Потому, на мой взгляд лучше не подпитывать с ранних лет тревожность и научить ребенка поменьше тревожиться, создав соответствующую среду, объяснить и показать, что в жизни мало что вообще заслуживает того. что бы об этом переживать и таким образом, в будущем он не будет крайне тревожным проблемным взрослым.
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ: ЧТО БЕСПОКОИТ РЕБЁНКА?
2 из 3 детей в тревоге. Большинство. Однако!
Важно, чтоы ребенок понимал, что беспокоиться — это нормально. Но если это перерастает в регулярную тревогу — надо обращать на это внимание и просить помощи.
Думаю, что внимательный (и не брезгливый =) родитель не пропустит такой момент в жизни своего ребенка.
Опять же, если же какие-то трудности были замечены — надо, как можно скорее обратиться за консультацией к профессионалу. И чем раньше — тем лучше.
Возникла идея, что англичане — чопорные, возможно поэтому дети не получают достаточно поддержки от родителей.
У нас с этим проблем должно быть меньше, но, наверняка, есть другие поводы.
Из статьи делаю вывод, что важно регулярно обращать внимание на ребенка, искренне интересоваться его жизнью, не терять с ним контакта.
Тогда ему будет и с кем поговорить и о чем и так далее. Но конечно, если у родителя есть желание на это и способность, хотя бы, слушать =)
К сожалению, сама являюсь примером тревожного ребёнка, переросшего в тревожного взрослого. Теперь активно с этим борюсь.
Здесь для меня работает правило — хочешь изменить мир, начни с себя.
Мы всю жизнь постоянно о чем-то беспокоимся. Нас постоянно окружают люди , которые о чем то беспокоятся ;)! Если ты не о чем не беспокоишься , то ты выбиваешься из общей массы и тебя начинают неадекватно воспринимать, первое время, пока к тебе не привыкнут ;)). Нам никто не объясняет что беспокойство это всего лишь пустая трата драгоценного времени, сил и эмоций ! Мы постоянно видим в окружении беспокойных о чем то людей и это для некоторых из на становиться нормой, пока мы реально не начнём это осознавать ! К сожалению многие из нас не умеют по другому получать и воспринимать эмоции, поэтому делают это через призму беспокойства ! …. Я для себя подобрал инструменты для трансформации своего беспокойства в спокойное, адекватное восприятие реальности ! Только здесь и сейчас имеет место быть , а то что будет завтра, либо было вчера , уже не сможет иметь того же беспокойства , которое вы имеете именно сейчас ….. Так зачем же тогда беспокоиться господа ;))), трансформируем в спокойствие и наслаждаемся всем что нас окружает :)…..
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала, что «гиперопека родителя – одна из главных причин появления бессознательного беспокойства у ребёнка», а также, что тревога возникает на разных уровнях. Меня заинтересовало то, что у детей происходит беспокойство о ситуациях в мире. На самом деле, я и раньше задумывалась о том, что ситуация в мире негативно сказывается на психологическом здоровье не только детей, но и взрослых. Не так давно у знакомой девочки (8-10 лет) родители начали наблюдать странное поведение. Она была тревожной, а по ночам во сне стала вырывать себе волосы. Её отвели к психологу и оказалось, что она переживает из-за СВО, про которое слышит из новостей по телевизору, которые просто так включали по вечерам родители. Я считаю, что наши новости должны быть 16+, а не 6+, так как ребёнок не может сам фильтровать полученную информацию. В профессиональном плане я поняла, что тревожность ребенка может быть на разных уровнях, а также что у родителей, которые могут выстроить правильные доверительные отношения, больше шансов, что ребёнок будет испытывать, как можно меньше переживаний. В личном плане эта статья помогла мне убедиться в том, что мировые проблемы также вызывают переживания у детей. Эта статья натолкнула меня на мысль о том, что я рада, что я не смотрю новости и научилась оберегать себя от тревожностей, которые со мной не связаны.