Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Карл Густав Юнг – один из прародителей концепции «коллективного бессознательного», согласно которой человечество хранит бессознательные воспоминания обо всех значимых с точки зрения той или иной культуры событиях, стереотипах поведения и идеалистических установках, с начала ее времён. Эти феномены бессознательного формируют универсально понятное человеческое поведение конкретного индивида.

С этими воспоминаниями мы рождаемся, и они от рождения во многом определяют паттерны человеческого восприятия. Так, например, когда ребёнок впервые видит мать, он автоматически понимает природу их отношений. Архетип Матери (Заботливый), согласно Юнгу, мгновенно воспринимается как образ защитницы и кормилицы.

Таким образом, любой человеческий опыт расценивается Юнгом как архетипический: отношения отца и сына, учителя и ученика, несчастных влюблённых узнаваемы во все времена и сохранены в коллективном бессознательном.

Юнг полагал, что архетипическими могут быть и места, и вещи, и цвета. Например, замок олицетворяет безопасное место, в котором хранится сокровище, как в реальной вещественно-материальной форме, так и в альтернативной форме архетипа принцессы. Вода олицетворяет рождение, часто духовное. Голубой цвет – это спокойствие или духовная чистота.

В легендах Юнг также видел общности: например, «путешествие», «перерождение», «победа над чудовищем». На эти и другие архетипические истории откликается каждый.

Юнг выделял архетипические персонажи, которые просматриваются через время, сохраняют актуальность во всех культурах и используются во всевозможных сюжетах. Глубокое исследование этой теории позволило Юнгу сузить круг таких персонажей до 12 ключевых архетипов.

Поскольку эти архетипы живут в коллективном бессознательном, архетип, например, «Шута» будет всегда узнаваем в таких персонажах, как Джек Воробей из «Пиратов Карибского моря», и поэтому можно ожидать отклик аудитории на этих персонажей.

Но точная категоризация героев по архетипам – это практически неосуществимая задача. Невозможно вписать каждый отдельный персонаж в определённый архетип. Например, архетип «Славный малый» угадывается как в герое Джимми Стюарта из фильма «Эта замечательная жизнь» (1946 года), так и в персонаже Фродо из легендарного «Властелина Колец».

Дороти в «Волшебнике страны Оз» благодаря её жизнерадостности, оптимизму и искренности вписывается в архетип «Ребёнка». Но в контексте событий она также и «Искатель» – из-за её амбиций, любопытства и тяги к открытиям.

Основываясь на системе архетипов, писатели и авторы сценария понимают, что для создания персонажа архетипы можно смешивать – это позволяет правдоподобно прописать черты характера и мотивы героев, при этом по-прежнему рассчитывать на отклик читателей или зрителей.

Когда Юнг писал об универсальных архетипах, он учитывал их слабости и рассматривал, в чём они могут потерпеть неудачу.

Недостатки – неотъемлемая составляющая удачного персонажа, иначе ему некуда будет расти, и любые события, и испытания, которые он проживает, не будут иметь ценности.

Например, архетип «Бунтарь» может изменить мнение и перейти «на тёмную сторону». Персонажи Бонни и Клайд стояли на границе между защитником слабых «Робином Гудом» и отъявленными преступниками, и в итоге пересекли эту границу и зашли слишком далеко.

Юнг разбил 12 ключевых архетипов на 3 группы: управляемые эго, действующие по собственной инициативе и высокодуховные. Персонажи, управляемые эго, всегда стремятся проявить себя с лучшей стороны, у них есть чётко обозначенная программа или предназначение. К этой категории относится Ребёнок (Форрест Гамп), Славный малый (Фродо), Герой (Люк Скайуокер, «Звёздные войны») и Заботливый (Оскар Шиндлер, «Список Шиндлера»).

Юнг полагал, что у героев, действующих по собственной инициативе, более глубокий образ. Они представляют собой сложную личность, в которой сочетается эго, сознание и подсознание. В этой категории находится Шут (Джек Воробей), Воин (Дамблдор из «Гарри Поттера»), Маг (Мерлин) и Правитель («Крёстный отец»).

Эти персонажи возвышаются над мотивами героев, управляемых эго.

Например, Шут с одной стороны острит и своими остротами ранит других, но, с другой стороны, он как бы «выше этого». Может даже показаться, что он старается игнорировать «скучных» людей и наслаждаться жизнью. Или смеяться над жизнью – над тем, чем другие могли бы насладиться. Его слабость проявляется, когда его шутки причиняют боль другим, и он предстаёт перед зрителем высокомерным и надменным. Когда такое случается на экране, этот герой обычно становится объектом для мести.

Ещё более сложных и глубоких персонажей Юнг относил к третьей категории – высокодуховных. Эти герои демонстрирую баланс эмоциональности, духовности и психологических мотивов, они в контакте с собой и своими подсознательными импульсами и хотят от жизни большего, даже пусть в экзистенциальном смысле. Эту категорию представляют: Искатель (Индиана Джонс), Бунтарь (Клайд Бэрроу из «Бонни и Клайд»), Любовник (Джульетта), Творец (Джим Моррисон).

В последнее время в кино прослеживается тенденция изображения более сложных персонажей. Это не значит, что от Ребёнка или Героя совсем отказываются, но их либо переводят на второй план, концентрируя внимание на Бунтарях и Творцах, либо награждают более сложной природой за счёт смешивания архетипов. Но наиболее удачные кинокартины по-прежнему включают в себя персонажей из разных категорий архетипов. Главное, чтобы их мотивы не противоречили законам психологии и логики.

Не обязательно понимать подоплёку этих характеристик – в этом и заключается универсальность данной теории: коллективное бессознательное помогает расставить всё на свои места. Когда звучит имя Индианы Джонса, вы знаете, что он Искатель, а не Правитель или Ребёнок, не задумываясь о том, как сработал этот механизм в вашем восприятии. Имена Ромео и Джульетты рождают единственную ассоциацию – Любовники. Именно так работают архетипы.

Похожие статьи:

ОДИННАДЦАТЬ ФИЛЬМОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

ФИЛЬМЫ УЖАСОВ: КТО И ЗАЧЕМ ИХ СМОТРИТ

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В «ИГРЕ ПРЕСТОЛОВ»

Статья создана с использованием материалов:

  • David Silverman, Jung’s 12 best characters for film. Psych Central, February 21, 2017.
  • David Silverman, Jung’s 4 highly evolved archetypes for film. Psych Central, March 5, 2017.
  • David Silverman, Jung’s 4 down-to-earth character archetypes in film. Psych Central, February 27, 2017.

Ключевые слова: архетипы, Юнг, кино, архетипы мужчин

Автор перевода: Кропалева Ирина Евгеньевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Фото: moviefone

Подпишись на рассылку

email рассылки

14570cookie-checkПАЛИТРА АРХЕТИПОВ ЮНГА В СОВРЕМЕННОМ КИНО