Сидя в зрительном зале,
или Непраздные размышления о человечестве и человеке
на просмотре спектакля «Anthropogen Modernity» и после.
Недавно побывал на спектакле «Anthropogen. Modernity», постановке театрального центра «Никитинский», режиссер – Борис Алексеев, как значится в анонсе, – «это некий спектакль-вопрос, спектакль-высказывание, разговор который касается каждого».
Действительно, это был разговор о непростых взаимоотношениях человечества и мира, в котором оно живет и который человечество создало и продолжает создавать.
Этот разговор действительно касается каждого. В особенности, если этот каждый примеривает на себя или уже освоился с идентичностью психолога или философа. На сцене четыре молодых человека: две девушки и два молодых человека, одеты в белые футболки, синие джинсы кроссовки, и четыре больших белых надувных шара. Вот и все декорации. Динамика действия создается исключительно высоким темпом и эмоциональностью речи актеров.
«И в процессе представленья создается впечатление», что мир, который мы, человечество, получили от природы, несовершенен и, главное, неоднозначен. «Мир прекрасен – мир ужасен». Но ещё большее противопоставление «прекрасный-ужасный» относится к миру, который создает человечество. Сценическое действие включает нас в нарастающее движение, движение, как сейчас говорят, к точке «фазового перехода», к точке сингулярности, когда меняются сами основания человеческого бытия, задается темп изменений, которые, кажется, человеком уже не контролируются. Что делать: остановиться или двигаться вперед? Остаться с прежним знакомым и понятным миром или отважится на неизвестность? Все это очень похоже на ситуацию, которая характерна для тренингов личностного роста, когда разрушается стабильный, хотя и дефектный, Я-образ, а новый еще не выстроен, и у человека возникает эмоциональная ломка. При этом только сам человек может решить, остаться ли ему с привычным представлением о себе и о «хорошем–плохом» в своей жизни или рискнуть испытать новый опыт. Я вспоминаю, как первый раз встал на горные лыжи и решился на крутой спуск, мне тогда было хорошо за пятьдесят. Я скатился вниз к подножию с 2000 м до 1900 м, но далеко уже не на лыжах. Мне повезло, и я успешно завершил свой экстремальный альпийский отдых, освоив красные трассы, но, может быть, мне стоило перед этим спуском немного потренироваться?
Темп изменений и темп спектакля нарастают по ходу действия. Вместе с ним нарастает и неопределенность, и тревога за будущее человечества. Притормозить или сохранить темп движения вперед – «за горизонт, за грань»? Лучше ли «слепое Ничто, чем золотое Вчера?». Позиции на сцене сталкиваются, конфликтуют, но все же громче других звучит акмеистический призыв к человечеству – продолжать рискованное движение, не бояться изменений. Призыв вполне уместен в терапевтической обстановке грамотно организованных тренингов. Но убедительно ли звучит подобный призыв со сцены и снимает ли он беспокойство? Да, спектакль не дает однозначных ответов, как, собственно, и значится в анонсе. Однако сам по себе запредельный темп формирует потребность в паузе. Взять время на «подумать» о том, что если мы решаемся не снижать темп изменений, то в каком направлении все же прогрессировать? Мы видим, что для режиссера важно оставить открытым для зрителя пространство вопрошания и в особенности, когда это касается со-временности. Но как воспользоваться этим пространством? Какой задать вопрос? Как подумать о будущем, которое несется прямо на нас? Сможем ли мы избежать катастрофического столкновения и организовать именно встречу?
А что если взглянуть на проблему с точки зрения «антропологического поворота», который во многом и характеризует «Modernity», с точки зрения нарастающих изменений в бытии и сущности самого человека как вида? Эксперименты с собственным телом, трансплантология, генная инженерия, так называемая киборгизация? Может быть, уже где-то не за горами возможность компьютерной сборки людей, реальная перспектива появления в мире оцифрованного сознания, способного радоваться жизни. Нужен ли прогрессу цивилизации человек в нынешнем виде? Может быть, не так уж и необычно звучит восклицание Энди Уорхола: «Как прекрасно быть машиной!» Такие вопросы возникают у меня, и, наверное, у других, кто размышляет об «Антропогене».
Оптимизм в отношении Человека, свойственный эпохе Возрождения, сменился пессимизмом Постмодерна. Мы стремительно теряем доверие к будущему и способность его прогнозировать. Хотя постановке, на мой взгляд, все же не удалось достичь степени драматизма гамлетовского: «Быть или не быть?», спектакль, несомненно, пробуждает экзистенциальное беспокойство, активизирует рефлексию и, в том числе, профессиональную рефлексию психолога и философа.
В Древнем Риме в школах ученикам предлагалось такое упражнение: улучшить произведение классиков литературы, и они «улучшали» тексты Овидия, Вергилия, Ювенала и других великих. И я, как прилежный дилетант, предлагаю собственный вариант завершающей сцены спектакля, вариант, который переводит разговор с языка modernity, на пессимистический язык postmodernity.
На сцену выходит актер и интонацией И. Бродского читает:
Так двигаются вперед,
за горизонт, за грань.
Так, продолжая род,
предает себя ткань.
Так, подмешавши дробь
в ноль, в лейкоциты — грязь,
предает себя кровь,
свертыванья страшась.
В этом и есть, видать,
роль материи во
времени — передать
все во власть ничего,
чтоб заселить верто-
град голубой мечты,
разменявши ничто
на собственные черты.
Так в пустыне шатру
слышится тамбурин.
Так впопыхах икру
мечут в ультрамарин.
Так марают листы
запятая, словцо.
Так говорят «лишь ты»,
заглядывая в лицо.
Но это, как мог бы возразить смелый режиссер и талантливый актер Борис Алексеев, другая история. Приятного, как говорится, просмотра «Anthropogen. Modernity» и вдумчивого чтения Иосифа Александровича.
Владимир Комаров
У каждого свой мир. Человек сам создает мир своим поведением, поступками, мыслями и окружением. Как поётся в песне Кристины Орбакайте «Мир в котором я живу называется мечтой, хочешь я тебя с собой возьму, хочешь поделюсь с тобой. Я подарю тебе любовь, я научу тебя смеяться, ты позабудешь про печаль и боль, ты будешь в облаках купаться!» 🙂
Владимир Васильевич, спасибо! Прямо захотелось сходить на спектакль, проникнуться духом.
Относительно себя могу сказать, что темп жизни, в котором я жила 30, 15, 5 лет назад и сейчас, действительно ускоряется. И это зависит не только от меня, но и от мира, который, по моему оптимистичному мнению, все-же стремится к совершенству, хоть и недостижимому 🙂
Сейчас за определенный промежуток времени я успеваю и проживаю гораздо больше, чем те же 10 лет назад — это факт. А благодаря тем, с кем я рядом, мне достаточно часто удается преодолевать тот природный страх неизвестности, который часто тормозит в момент выбора нового пути (принятия нестандартного выбора).
И еще — как оптимист, я продолжаю верить в человека и в его ценность для мира. Главное, чтобы человек самого себя и тех, кто рядом с ним, чувствовал ценным. Тогда роботы не страшны, а полезны становятся как инструмент достижения цели и будущее пугать перестает, потому что о нем думать нужно, строя настоящее. А как корабль построен и назван, так он и поплывет:)
Единственное что могу написать, так это то, что действительно захотелось сходить и посмотреть…прочувствовать…но только не рассуждать на эту тему…
Такая уж природа человека созидать, хотя в природе все совершенно без вмешательства человека. Разум и сознание людей находятся в поиске, одни будут наращивать темп, другие возвращаться к истокам. А мы идем в театр…https://ticketok.ru/show_building.php?id=50
…
Почему мы все-таки и несмотря ни на что должны идти вперед? А потому, что позади у нас — либо смерть, либо скука, которая тоже есть смерть.
…
Не в громе космической катастрофы, не в пламени атомной войны и даже не в тисках перенаселения, а в сытой, спокойной тишине кончается, видите ли, история человечества.
…
Владимир Комаров мне близок своим взглядом на происходящее. Он не просто получает наслаждение от игры актёров, нахождения в зале, от своей причастности к происходящему, но старается проникнуть в суть спектакля , увидеть связи малого с великим, настоящим и будущем. Узнала новое понятие-сингулярность-Точка «фазового перехода», когда ситуация разрушает стабильный Я-образ, а новый ещё не выстроен и возникает эмоциональная ломка. Человек в этот момент решает остаться ему прежним или рискнуть испытать новый опыт. Остановить время и своё пребывание в нём невозможно. Цель наша в постоянном прогрессе. Как у Кэрролла в «Алисе…», чтобы стоять на месте, надо быстро бежать, а чтобы куда-то переместиться, необходимо двигаться, напрягаться в несколько раз сильнее, чем прежде. Мы рискуем в своём движении, если не знаем правил или хотим их нарушить. Только это рождает в нас беспокойство. Страх неизвестности и неизбежной кончины всех наших усилий повергает в тревожное состояние. Если знать, то беспокойство и тревога исчезает и встаёт задача, к которой интересно найти решение. А интерес окрашен в другую эмоцию. Эмоцию надежды, радости ожидания, стремления к цели. Человечество неизбежно развивается по своим законам мироздания от возникновения к увяданию и разрушению, как и всё остальное. Цветок родиться , цветёт и увядает. Какой бы мы качественный ремонт не сделали, всё равно со временем всё ветшает. А какова наша личная роль в существовании, прогрессивная или ретроградная решать только нам самим, исходя из собственной мотивации. У нас есть право выбора, данная нам по праву рождения. Желание всё контролировать похоже на желание стать Господином всего происходящего, то есть Богом. А это диагноз или большое заблуждение. «Аннушка уже пролила масло». А как мы к этому относимся? И что решим делать? Вопрос…Спасибо Владимиру за стихи Бродского. Прочитала полностью.
Позади — забвение, впереди — мечты и трудности. В настоящем же — выбор. Искусство помогает сделать правильный выбор.
Вообщем-то действительно достаточно философская тема затронута в этом спектакле и вариантов развития ее бесконечно много, НО правильный вариант все равно, по-моему, кроется за преодолением себя и шагом в новое будущее к изменениям, новым приключениям, успехам и промахам. Но все равно, как бы комфортно не было сегодня и сейчас, надо идти вперед и не останавливаться на достигнутом. Ведь, как известно лучшее-враг хорошего.
После прочтения статьи все же захотелось посмотреть этот спектакль, прежде чем рассуждать на затронутые темы, ведь мысли автора так или иначе были рождены увиденным. Насколько я понял, режиссер спектакля пытался по-своему задать вечные вопросы человечества – зачем мы живем и как наше отношение к миру может его изменить? А это и впрямь непростые вопросы, ответы на которые каждый ищет сам в течение всей своей жизни, и часто не находит. Я пока не нашел…
Спасибо, захотелось посмотреть спектакль, так как не посмотрев не решаюсь обсуждать такую тему.
Что бы идти вперёд надо бежать. Пока мы двигаемся и развиваемся, мы живём. А те кто решил, что идти и развиваться уже некуда, быстро умирают во всех смыслах.
Самое интересное то, что результат не предсказуем при выборе любого из пути. По моей оценке, учитывая моральный уровень современного человечества, а тем более правящих структур, конечный результат будет печальным в любом случае. Думаю с того надо начинать.
Делай что должно, а там будь, что будет!
Лев Толстой
Быть или не быть человеку, как виду, и если быть то каким? Каковы взаимоотношения человечества и мира? Мир прекрасен или Мир ужасен? Контролировался и контролируется ли теперь человеком темп изменений основания человеческого бытия? Какой путь выбрать: прогресса, регресса или консервации? Нужно ли время «на подумать»? Что за «зверь» такой – будущее и страшен ли он? Какова степень доверия будущему миру? И тому подобные вопросы из разряда: «Остановите землю, я сойду!» и «Эй, эй, подождите, разве, я это и в таком виде заказывал(а)!» 😉
На мой взгляд, здесь важно сделать акцент на определении кто вопрошающий и кто ответчик, и если это разные субъекты, то дальнейшие измышления носят характер «бла-бла-бла», вопросы в никуда, они сродни «жевания жвачки». Вроде бы и идея не плоха,- для чистоты и белизны зубов, но для желудка беда. Главное «не пережевать»! 🙂
Я солидарна с мнением автора статьи в части касающейся ценности интроспекции сознания и рефлексии, взгляда в первую очередь на себя и актуальности вопросов: Какой я человек? Как я взаимодействую с Миром? Что я должен(а) сделать, чтобы мой союз с Миром был гармоничен и плодотворен?
Я считаю, что лейтмотивом такого рода не праздных размышлений 😉 , должны быть: прицельность и умеренность.
Друзья, с Наступающим Новым Годом!!!! Всех вам Благ!!! 🙂
Очень сложный вопрос, на который нет ответа. Рекомендую посмотреть сериал «Черное зеркало» За последние десять лет технологии всесторонне изменили нашу жизнь, прежде чем мы успели опомниться и усомниться в них. В каждом доме, на каждом столе, на каждой ладони — плазменный телевизор, монитор компьютера, дисплей смартфона — черное зеркало нашего существования в двадцать первом веке. Наша связь с реальностью меняется. Мы возложили на алтарь «Google» и «Apple» и поклоняемся им. «Facebook»-алгоритмы знают о нас больше, чем наши собственные родители. У нас есть доступ ко всей информации в мире, но в голове хватает места лишь для того, чтобы воспринять 140 символов из сообщения в твиттере. В «Чёрном зеркале» отображается всеобщее беспокойство за наш современный мир…
Это тема бесконечна и нет ей конца. Жизнь заставляет человека идти в ногу современем, а кто не успевает, тот пытается выжить в созданных условиях. Только не мне известно ,кто создает эти условия, толи сам человек, толи природа .диктует свои условия. Я думаю что, только в конце праздников, у людей наступиь усталость и на кухне с бутылкой они и поднимут вопрос о мироздании и о темпе своей жизни.)))))) Всех с наступающим 2017 годом!!! Здоровья Вам и вашим семьям. Высокого темпа Вам в Новом году.
Борис Алексеев — талантливый актер и режиссер. Любую тему подаст так, что вызовет интерес даже у самого равнодушного зрителя. Спектакля не видела, сложно отвлеченно рассуждать с «чужих слов». Идея, безусловно, хороша. Ее можно обсуждать бесконечно. У меня такие рождают больше вопросов, чем дают ответов. А мне теперь ответы подавай, и все тут, хоть убейся )) Беспокойство за судьбу мироздания сменилось желанием узнать и почувствовать свое место в нем, может, не во всем, но хотя бы в ближайшей его части. Не знаю, это шаг вперед или назад…
«Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью»
Федор Михайлович Достоевский
Хотелось бы надеяться, что с стремительным развитием прогресса, в свою очередь, не отставал уровень духовно-нравственного развития человека!
Движение — это жизнь. Я здесь увидел дилемму, с которой сталкивается каждый человек в своей жизни. Либо жить как есть, да многое не устраивает, но терпеть можно, либо сделать шаг в неизведанное и изменить свою жизнь к лучшему. Да это больно, страшно, не понятно, нет никаких гарантий. Поэтому немногие решаются. Так проще.
Есть мнение в современной философии, что модель мира создается в нашем разуме. Мы не воспринимаем её как модель, и живем через неё всю жизнь. Наше сознание являет собою «пользовательский интерфейс», чтобы определить наше положение по типу «я-здесь» и «я-сейчас»… Так что, каждый из нас находится словно в пещере, стены которой изнутри не двумерны, а состоят из таких ёмких образований как звуки, цвета, чувства…. Снаружи цвета нет. В мире нет никаких цветов….цвета существуют лишь в сознании, впрочем, также как звуки, чувства, время… Идея состоит в том, что мы не воспринимаем мир напрямую… Фазовый переход, предчувствие которого витает вокруг человечества, связан с тем, что человечество близко к тому, чтобы осознать именно этот факт, факт трансформации восприятия окружающего мира. Есть мнение, что история человеческих существ еще даже не начиналась, до этого была история каждого по отдельности в индивидуальной модели, созданной в сознании каждого.
Я предпочитаю «медленно но верно» двигаться к цели.
Каждый человек создает свой мир, и каким он будет «прекрасным» или «ужасным»- это дело каждого, и где ставить точки, запятые или многоточие.
Трудно сказать,что дала мне статья.Желание посмотреть спектакль?Да.Каково оно наше взаимодействие с окружающим нас миром?Кто-то творец,создающий незыблемое.Кто-то просто один элемент многочисленных составляющих.Наверное,каждый должен для себя это решить сам.Оглядываясь вокруг,ощущаю бесконечный поток времени,информации,сменяющихся технологий.Не всегда есть доля секунды,чтоб сделать вдох и опять погрузиться в действительность.Кто заставляет нас жить так,как мы живем?Мне кажется,что мы сами это и делаем.
Движение -жизнь.Темп задаем мы сами.Мир вокруг нас может стать и ужасным, и прекрасным. Все будет зависеть от нашей психики, от восприятия и реагирования на окружающую среду.Чем стабильней психика и «реальней?», адекватней , тем мир будет более прекрасный.В ладу с собой нужно быть.
Меня сразу насторожило начало статьи, когда обращаются к читателю и говорят о том, что данная статья будет полезна и интересна философу или психологу, ставя их таким образом «на одну скамью». На мой взгляд это не совсем верно, ведь философия — как правило витание в облаках и работа с мыслеобразами, а психология, как видится мне, работа с конкретными ситуациями и конкретными проблемами без разных «если бы да кабы». среди множества риторических вопросов в тексте и образных выражений основная мысль текста прямо таки утекает между пальцев.
А все бегут бегут бегут ….. а он им светит. Да темп жизни ускоряется, карьера, женитьба, дети, успеть заехать к друзьям и родственникам, так всё крутится как карусель. Но последнее время хочется все остановить и посмотреть, а так ли надо бежать.
Читая статью возникло желание посмотреть этот спектакль.
На мой взгляд изменений в мире не избежать (закономерно) . Вот только способен ли будет человек вписаться в этот мир ? Какая у него будет функция ? И сможет ли сохранить свою духовность ? Вот это вопрос.
Можно ворчать на происходящее ..что же твориться? когда же это кончиться? , сожалением смотреть в прошлое …вот тогда было хорошо… и с ужасом думать о будущем…куда же мы катимся ?.. Но это не даст возможности сохранить свою ценность и реализовать свои способности в » новом мире» ( что и произошло со многими во времена перестройки в 90-е). Мне тоже себя приходиться останавливать от поиска и объяснения причин моих не удач (не поспеваю) в ускоряющемся жизненном темпе ….ах ,если бы .
Но я понимаю , что без риска движение вперед невозможно и каким будет мир для меня прекрасным или ужасным , зависит от моего отношения к себе .
После прочтения статьи захотелось пересмотреть фильм «Матрица». Это желание появилось после прочтения отрывка о роли человека в эпоху киборгизации. Там как раз и показан один из вариантов будущего, в котором человек не особенно то нужен.
В сравнении развития человечества с тренингом личностного роста очень точно передана, на мой взгляд, ситуация в которой население нашей планеты оказалось. Здесь у меня возникали мысли о перенаселении, загрязнении планеты и тд. В общем о глобальной катастрофе, к которой может привести тех.прогресс. По этому поводу постоянно куча «треп-шоу», в которых однозначного ответа никто не даёт(например о том, есть ли глобальное потепление или нет, я до сих пор не знаю). Я считаю, что человечеству подходит образ русского мужика, который перекрестится только когда гром грянет. Мне лично не хватает понимания,каким образом человечество между собой сможет договориться по глобальным вопросам, пока 95% мирового богатства принадлежит 5% населения(цифры примерные), а приличная часть населения планеты голодает и умирает от голода миллионами, хотя продовольственной катастрофы на Земле нет. Развитие человечества сродни пассажирскому поезду, который все больше и больше набирает скорость и несётся вперёд и остановить его уже очень трудно, и вроде бы все ничего, только однажды стрелочник может не перевести стрелку и поезд окажется на одном пути со встречным поездом.
Прочитав эту статью и задав себе вопрос «что делать?» – сам себе ответил(цитируя преподавателя философии) :»читать книги и заниматься спортом, остальное от вас не зависит».
А может мир никуда не несется? Я заметила в себе такой парадокс, мне кажется он свойственен многим людям — хочется зацепиться за какую-то стабильность, почувствовать опору, но во внешнем мире опору найти невозможно. В любой момент прекрасный дворец может превратиться в развалины. Поэтому нам кажется, что раньше все было лучше, мы привязываемся к людям и вещам, но никакая связь не может быть постоянной. Стабильность — иллюзия, ее можно ощущать только внутри, снаружи ее нет. Жизнь, как песок, не имеет формы, но при этом принимает разные формы. Цепляться за песок бесполезно, песчаные замки не долговечны, по песку нельзя бежать, песчаные горы утром превращаются в ямы и наоборот. Можно только жить в этом потоке, прикрывать лицо, чтобы не засыпало глаза, приспосабливаться, можно построить себе хижину на песке, но не надо ждать, что она простоит вечно…
Интересная проблема поднимается в данной статье. Я задумывалась над такими же вопросами, но ответов однозначных нет. Точно известно то, что это вызывает любопытство и страх. Ведь не понятно действительно наш прогресс дойдет до чуда или все рухнет. Главное надо оставаться людьми или как говорится «Человеками».
Спасибо Владимиру Комарову за глубокую интерпретацию спектакля, которая дала мне о нем общее представление. Но хотелось бы самой пережить то состояние, в которое погружает происходящее на сцене действие. Я голосую за чувство меры во всем. В бешеном ритме жизни необходимы остановки на анализ и осознание произошедшего и планирование будущего. Ловлю себя на мысли, что часто в спешке употребляю слово «потом». Потом скажу, потом объясню, потом что-то сделаю — мелькают, как станции из окна убегающего поезда, который никогда не возвращается на второй круг. А ведь возможно на каждой из этих остановок для меня было что-то важное: знакомства с новыми людьми, события, инсайты.
Как много человечество уже натворило и сотворило создавая себе комфортные условия жизни!!! Остановить и остановиться не возможно.
Прочтение данной статьи натолкнуло меня на мысль, что живем один раз. И как жить — дело каждого.
Очень люблю всегда порассуждать о смысле жизни, о ее быстротечности, многогранности. Действительно, как часто не хватает времени остановиться, подумать, поразмышлять так ли мы живем… Мы движемся уже как по инерции, круговорот жизни затягивает, мы все куда-то бежим, что -то делаем, к чему-то стремимся…. Такого рода спектакль было бы очень интересно посмотреть.
Я только начинаю понимать ,что такое жизнь на самом деле. Точнее жизнь людей, для чего общество. Размышления подобного образа нам необходимы. На себе я замечала,что абстрогируясь от окружающего я формирую своё видение ,мнение,которое становится прочным и формирует моё мировоззрение ,а включившись в общество оно начинает резонировать и даже меняться.хорошо ли это ? Часто меня это спасает. И наверное это спасение это изменение моего видения и есть движение и расположение к изменением. Так например люди боятся всяких вещей о которых на самом деле ничего не знают ,где-то что-то услышали …может стоит попробовать,дать шанс ,побольше узнать,а потом формировать своё мнение? Выражение ,что тот кто не боится потерять все, не теряет ничего тоже можно понять по своему ,для себя я приняла ,что не боишься потерять ничего ,потому что не владеешь этим и ты это ты ,а не то,что окружает,ты часть этого,все вокруг меняется,а не исчезает.
После этой статьи очень захотелось побывать на этом спектакле, уверена, что прочитать — это одно, а увидеть игру актеров и самой все прочувствовать — это другое. У каждого человека свое видение мира, многие так вообще живут в собственной иллюзии, которая далека от реальности. Видимо им просто так удобно. Как сказал Н.А. Островский: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества». (Закончить это предложение можно по-своему, но смысл останется).
Недавно слышала новость, что чемпион мира по игре «ГО» проиграл компьютеру. И это игра, которая основана больше на интуиции, чем на логике! В новости также говорилось о том, что раз теперь за человеком и здесь преимуществ нет и компьютеры все же умнее человека, изобрести робота — дело времени. Мне стало жутко от мысли, что будут вокруг такие крутые железяки, которые будут жить якобы человеческой жизнью. Да и что вообще жизнь? Вопрос сложный, да и эта статья даёт повод задуматься: туда ли я иду, бегу, стремлюсь…
Как человек относится к миру, так мир и предстаёт перед ним : » прекрасный» или » ужасный» . Реально захотелось посмотреть спектакль .
движение жизнь
Работать работать и ещё раз работать… Получение нового опыта всегда есть шаг в неизвестность. Но со временем учишься быть экспертом в чём-то одном, и уже повышаешь навык в этом вместо того чтобы делать снова новые шаги- ведь все новое достаётся с огромным трудом… главное находится в фокусе что нужно мне здесь и сейчас и постоянно развиваться/…
Цитаты же из спектакля действительно заставляют задуматься
Для меня очень актуален призыв спектакля — продолжать рискованное движение, не бояться изменений! Поскольку, я настороженно отношусь к любым изменениям, боюсь что-либо менять, дабы не сделать хуже. Конечно же я понимаю, что без изменений не может быть улучшений, но иногда страх все же побеждает!!!((( Захотелось посмотреть спектакль. Тренинг на эту тему мне бы не помешал!)))
Вся наша жизнь проходит в майе,можно спорить ,как угодно конец все равно один у всех.Изменения и перемены всегда будут,наше стремление к стабильности вполне понятно,но мало достижимо.Поэтому дышим,улыбаемся и машем)))С новым годом!!!
Эта тема живо отзывается во мне, потому что в последнее время задаюсь этим вопросом: к чему мы идем как цивилизация? Будущее пугает, захватывает и скорость изменений для меня колоссальная. Только я иду следом за теми, кто прокладывает дорогу и определяет эти темпы и векторы развития, следовательно нахожусь в какой-то мере в пассивной позиции. Если цивилизация движется к антропоморфным роботам, у меня нет возможности игнорировать этот факт. Придет время, когда мне надо будет приспособиться. Остается надеяться, что все-таки будет разумный предел интеграции человека с роботом. Что все-таки мы оставим контроль за собой и не повторим сценарий, который уже давно описан в фантастических фильмах.
Интересно как изменится в будущем наш быт. Телефоны внесли значительные коррективы в характер отношений между дюдьми. Трудно вообразить как мы будем передвигаться на беспилотных автомобилях, пользоваться голограммами и т.д. Но это не избежно
Стоит не раз остановиться и задуматься о том в каком мире мы живём и какие мы
У меня тоже были подобные переживания. Но я больше люблю кино в этом плане
Вспоминается шутка 2009 года: у физиков есть традиция. Каждые 15 миллионов лет собираться вместе и запускать андронный коллайдер. Тревожат ли нас перемены? Безусловно. Хочется ли нам оставить быстротечность времени? Безусловно. В предновогодние дни и в день рождения-«грустный праздник» мы чувствуем эту тревогу особенно остро. Тревога нашей конечности и смертности не покидает нас никогда. Это часть бремени нашей осознанности. И тут выбор не велик: либо влиться в безумный поток времени и даже не пытаясь понять, что происходит, или пытаться понять и залимнуть в ушедшем времени. В конечном счете, рано или поздно и наша личная жизнь, и жизнь человечества когда-то закончится. Вся жизнь — тренинг личностного роста. Стоит ли так переживать?
Спектакль не смотрела, о чем статья не очень поняла. Предпочитаю размышлениям о высшем простые бытовые проблемы и конкретные ситуации. Лучше делать/менять, чем думать.
Спасибо Владимиру Комарову за интереснейший отзыв и Юле Кадировой за ссылку на билеты — мне стало интересно, и я сходила на спектакль.
Только вперёд! Вперёд к неизвестному, устрашающему! — В спектакле даётся такой ответ на этот по истине философский вопрос.
Веками, тысячелетиями люди выстраивали, создавали, изобретали, тестировали то, что мы имеем сейчас.
Нам ли теперь решать: идти вперёд или остановиться, что значит идти назад, когда мы — лишь маленький «кусочек», отрезочек на временной ленте мировой истории.
Почему я считаю, что мы не вправе решать этого? Потому что человек ещё не на вершине своего совершенства. Да, мы стали сильны: мы не боимся хищников, побеждаем природу тем, что умеем предсказывать её недовольства нами в виде стихийный бедствий, мы в можем выжить в любых условиях. Мы сильны, чтобы менять этот мир, но сами мы ещё далеки от совершенства. Меняя мир к лучшему, мы меняем себя… куда?!
Человек досамосовершенствовался.
Мы ушли от животного существования, мы передвигаемся быстрее самых быстрых хищников и летаем выше птиц, мы познали космос, мы изобрели электричество, знаем генную инженерию, мы научились создавать человека в лаборатории… Мы на вершине?!
Но ни один самый свирепый хищник не убьёт себе подобного беспричинно. А причина у животных одна — естественный отбор, который мы, люди, тоже победили, ведь мы на пороге открытия лекарства от рака!
Естественный отбор?! Если и следовать закону «выживает сильнейший», то в случае человека — сила в деньгах и власти, так получается?..
Человек начал решать сам, кто не проходит естественный отбор, и устранять слабых.
Человек на вершине? Всесильный? Но неспособный жить в согласии с побеждённым миром.
Так разве человек совершенен? Разве он в праве тогда решать, не пора ли остановиться? Нам есть над чем работать. Останови ВСЁ сейчас — я имею ввиду остановку прогресса, развития -, мы все не пройдём естественный отбор.
Выйдя со спектакля и перечитав статью, я думаю о том, как было бы чудесно вообще не думать об этом всем.