Родители счастливее тех, у кого детей нет? Почему братья и сестры могут быть настолько не похожи? Всегда ли полезна жесткая дисциплина? Во сколько ребенок должен ложиться спать? Стоит ли ему смотреть телевизор?
По каждому из миллиона подобных вопросов можно услышать несколько мнений. Но к чему стоит прислушаться?
Отбросив ненужные предрассудки и суеверия, обратимся к 10 актуальным психологическим исследованиям из области детско-родительских отношений.
- В целом, родители более счастливы, чем те люди, у которых нет детей
В последние годы было несколько исследований, утверждающих, что все трудности родительства значительно перевешивают приятные моменты. «Вот! Я так и знал», — втайне подумали многие родители.
Не торопитесь с выводами! Новейшее исследование показывает, что в среднем родители ежедневно чувствуют себя лучше и получают больше удовольствия от заботы о своих детях и общения с ними, чем от каких-либо других занятий (Nelson et al., 2013).
Отцам особенно свойственно получать позитивные эмоции от общения со своими детьми.
- Детоцентрированные семьи: нужды ребенка – превыше всего
В современном мире, подход, когда родители ставят ребенка на первое место в отношениях в своей семье, имеет ряд преимуществ. При таком подходе родители видят больше смысла в их воспитании, они получают большее удовлетворение от своей родительской роли, испытывая меньше негативных эмоций, связанных с заботой о ребенке.
«Исследование показывает, что чем больше заботы и внимания человек отдает другим, тем более он счастлив. По этой версии, чем больше родители «инвестируют» в благополучие своих детей, тем больше счастья и смысла они получают от родительства» (Ashton-James et al., 2013).
То, что хорошо для детей, хорошо и для их родителей.
- Гиперопека провоцирует несамостоятельность
Каждому родителю важно вовремя понять две ключевые вещи. Во-первых, то что их ребенок имеет право быть отдельной личностью, и, во-вторых, то что он развивается и растет. Поэтому, необходимо различать адекватную вовлеченность в жизнь своего подросшего ребенка и гиперопеку.
В англоязычном психологическом дискурсе родители, чрезмерно опекающие своих уже взрослых детей, называются «родители-вертолеты», то есть такой родитель, дети которого настолько опекаемы, что становятся несамостоятельны в своих решениях и действиях. Сравнение с вертолетом возникло из метафоры, что родитель «кружит над ребенком», заслоняя собой все вокруг.
В ходе исследования о связи гиперопеки и случаев депрессии у детей было опрошено 297 студентов. Они описывали свои взаимоотношения с родителями и чувства, возникающие в ответ на родительские действия.
Результаты исследования выявили, что дети гиперопекающих родителей демонстрируют более высокий уровень депрессии, они менее инициативны и независимы в своих суждениях и поступках.
«Родителям необходимо учитывать возрастные особенности их детей и приспосабливаться к ним. Излишняя вовлеченность во все стороны жизни подростка или юноши не всегда уместны» (Schiffrin et al., 2013).
- Строгая дисциплина часто имеет обратный эффект
Около 90% американских родителей признаются, что хотя бы раз были чрезмерно строги к своим детьми. Как правило, это примеры эмоционального насилия, включающего в себя вербальные оскорбления и угрозы.
Многим кажется, что строгость позволяет держать детей в рамках, но это правда лишь до определенной степени, ведь чрезмерная строгость может только усугубить проблему.
Исследование 967 американских семей с 13-летними подростками, сопоставляющее чрезмерную вербальную строгость (угрозы и оскорбления) и поведение детей, выявило, что поведение детей, подвергавшихся такого рода эмоциональному насилию, ухудшилось в течение следующего года (Wang et al., 2013).
Такие примеры «строгой дисциплины», как моральное унижение ребенка, не проходят бесследно даже в случае, если в целом эмоциональная привязанность ребенка и родителя достаточно сильна.
- О важности режима сна
Ребенку важно ложиться каждый день в одно и то же время. Это подтверждается многолетним исследованием, в котором приняло участие 11 000 детей. На момент начала исследования детям было 3 года, на момент окончания – 4. Ученые сопоставляли влияние регулярного отхода ко сну в одно и то же время на когнитивные способности ребенка (Kelly et al., 2013).
Исследователи выявили, что:
«Дети, режим сна которых не был четко установлен в возрасте 3 лет, в дальнейшем демонстрировали более низкую скорость чтения, более низкие результаты в математике и заданиях на пространственное мышление. Это утверждение верно, как для мальчиков, так и для девочек».
3 года – именно тот возраст, когда режим ребенка должен быть окончательно установлен. Чем раньше ребенок научится ложиться и вставать в одно и то же время, тем лучше для его когнитивных способностей.
- Домашние хлопоты – дело всей семьи
Родителям намного проще воспитать счастливого ребенка, если их отношения между собой – близкие и гармоничные. Домашние обязанности – это общая работа всех членов семьи, и отсутствие бесконечных ссор между родителями на бытовой почве благоприятно сказывается на атмосфере в семье.
Супруги более удовлетворены своей семейной жизнью, если они справедливо разделяют обязанности по дому и выполняют их одновременно, каждый – свои (Galovan et al., 2013). Со временем и у ребенка будут появляться свои обязанности по дому, что приучит его к дисциплине и командной работе.
- Меньше мультиков!
Американская Академия Педиатрии не рекомендует родителям включать мультфильмы детям до 2 лет. После двух лет просмотр телевизора допускается, однако время просмотра не должно превышать 2 часов в день.
Новое исследование, проведенное среди 2 000 канадских детей, показывает, что каждый дополнительный час просмотра телевизора, негативно влияет на их развитие и способность к обучению в будущем (Pagani et al., 2013).
Чем больше дети смотрели телевизор в возрасте 2,5 лет, тем меньше был их словарный запас, менее развита мелкая моторика и математические способности в возрасте 5 лет.
- Физическое развитие улучшает результаты в школе
Физические упражнения – это отличный способ увеличить активность мозга.
Новое исследование 11-летних детей показало, что умеренные физические нагрузки улучшают академические показатели по математике, естественным наукам и родному языку (Booth et al., 2013). Это подтверждается и исследованием, проведенном среди 16-летних подростков по результатам годовых экзаменов. Интересно, что особенно высокие результаты в области естественных наук показывают девочки, активно занимающиеся спортом.
- Опасности интенсивного материнства
Некоторые женщины заявляют, что заботиться о детях – намного труднее, чем работать. Существует взаимосвязь между воспитанием детей и уровнем стресса и чувства вины. Но ведь ранее говорилось о том, что родительство – это источник радости и смысла. Чем объясняется данное несоответствие? Возможно, это связано с разницей подходов к родительской роли. Интенсивное материнство, например, может отражаться на матери достаточно негативно.
В ходе исследования, участниками которого стали 181 женщины, дети которых были младше 5 лет, было установлено, что матери, которые считают детей исключительно женской сферой и отказываются разделять обязанности по уходу за детьми с мужьями, больше подвержены депрессии и менее удовлетворены своей жизнью (Rizzo et al., 2012).
Каждая мать в той или иной степени посвящает себя детям. Тем не менее, это не должно осуществляться ценой собственного психического здоровья.
- Каждый ребенок — уникален
Каждый родитель двух или более детей заметил любопытную вещь: братья и сестры, даже при внешней схожести, могут кардинально отличаться характерами.
По результатам исследования Пломина и Дениелся (1987), по характеру братья и сестры похожи не больше, чем два совершенно незнакомых, не связанные между собой человека. Это звучит странно, учитывая, что 50% их генетического кода идентичны. Разгадка кроется вовсе не в генах, а в обстановке, в которой росли дети. Но ведь обстановка в одной и той же семье вряд ли кардинально отличается? Да, но у каждого ребенка разные отношения с родителями, братьями и сестрами, одноклассниками и учителями и так далее. Именно этим определяется разность характеров братьев и сестер.
Каждый ребенок в семье обладает собственной индивидуальностью, и к каждому из детей необходим свой подход. Это еще один из многих вызовов, с которыми родители встречаются на своем нелегком пути к счастью.
Похожие статьи:
ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ?
Я НИКОГДА НЕ ПОВТОРЮ ОШИБОК СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!
УСПЕШНЫЙ РЕБЁНОК — СПОКОЙНЫЙ РЕБЁНОК
Исследования: Nelson SK1, Kushlev K, English T, Dunn EW, Lyubomirsky S. — In defense of parenthood: children are associated with more joy than misery. Psychological Science, Jan 2013
Claire E. Ashton-James, Kostadin Kushlev, Elizabeth W. Dunn. — Parents Reap What They Sow. Child-Centrism and Parental Well-Being. Social Psychological and Personality Science, Mar 2013
Holly H. Schiffrin, Miriam Liss, Haley Miles-McLean, Katherine A. Geary, Mindy J. Erchull, Taryn Tashner. — Helping or Hovering? The Effects of Helicopter Parenting on College Students’ Well-Being. Journal of Child and Family Studies, Apr 2014
Ming-Te Wang, Sarah Kenny. — Longitudinal Links Between Fathers’ and Mothers’ Harsh Verbal Discipline and Adolescents’ Conduct Problems and Depressive Symptoms. Child Development, May/June 2014
Yvonne Kelly, John Kelly, Amanda Sacker. — Time for bed: associations with cognitive performance in 7-year-old children: a longitudinal population-based study. BMJ Journals, Nov 2013
Adam M. Galovan, Erin Kramer Holmes, David G. Schramm, Thomas R. Lee. — Father Involvement, Father–Child Relationship Quality, and Satisfaction with Family Work. Journal of Family Issues. Mar, 2013
Linda S. Pagani, Caroline Fitzpatrick, Tracie A. Barnett. — Early childhood television viewing and kindergarten entry readiness. Pediatric Research, Aug 2013
J.N. Booth, D. Leary, C. Joinson, A. R. Ness, P. D. Tomporowski, J. M. Boyle, J. J. Reilly. — Associations between objectively measured physical activity and academic attainment in adolescents from a UK cohort. British Journal of Sports Medicine, Oct 2013
Kathryn M. Rizzo, Holly H. Schiffrin, Miriam Liss. — Insight into the Parenthood Paradox: Mental Health Outcomes of Intensive Mothering. Journal of Child and Family Studies, Jun 2012
Robert Plomin, Denise Daniels. — Why are children in the same family so different from one another? Behavioral and Brain Sciences, Feb 2010
Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: исследование, дети, воспитание детей, развитие детей, раннее развитие, семья, семейная психология
Фото из архива Маргариты Елисеевой
Каждый раз читая такую статью убеждаюсь что проблемы детей это проблемы их родителей . Теперь прекрасно понимаю как важно воспитание ребёнка обоими родителями. Каждый ребёнок в дальнейшем формируют модель поведения родителей . Действительно очень важно при воспитании ребёнка, чтобы родители имели гармоничные отношения. Чтобы дети видели, неважно мальчик это или девочка и как родители заботиться друг друге, как они вместе ведут бытовые дела. Как они встречаются и расстаются, как они ухаживают за друг другом, Формируя дальнейшую модель своего поведения с противоположным полом! Теперь вижу что иногда жёсткость граничит с жестокостью к воспитанию ребёнка. И иногда родитель не умеет убавить «громкости в приборе» и включить голову . Понимаю зачем нужен жёсткий график на первые годы жизни , да и не только на первые, потому что проверил на собственном примере физдисциплины ;)))! И прекрасно понимаю что я как будущий психолог 😉 буду в дальнейшем работать с такими детьми , которые уже выросли, а новой модели поведения не могут найти или не видят Ее, потому что сказку эту придумали сами ;)!
Отличная статья, наглядно демонстрирует каждому родителю его промахи. Ведь читая ее невольно анализируешь себя. Свои методы и подходы в воспитании ребенка. Со строгостью мне пришлось сложнее всего. С одной стороны хочется чтобы ребенок пдекватно тебя воспринимал, с другой боишься постоянного преступления через черту близкой к насилию. Ведь у каждого был в жизни ни один момент, когда нужно срочно выходить, а ребенок упрямиться! И вот твои переговорческие способности иссякают, мотивация не работает иии….. Как говориться под белы рученьки, будьте любезны! Не люблю такие моменты, но и не виню себя. Точнее не занимаюсь самобичеванием! Просто успокоившись думаю что пошло не так. Разговариваю с ребенком. А вообще я согласна что быть родителем это здорово!
Родительство — это источник радости и смысла. Родители ежедневно получают больше удовольствия от заботы о своих детях и общения с ними, чем от каких либо других занятий. То, что хорошо детям, хорошо и их родителям. Необходимо различать адекватную вовлечённость в жизнь своего подросшего ребёнка и гиперопеку. Чрезмерная строгость может только усугубить проблему. Ребёнок должен жить в определённом режиме, важно ложиться каждый день в одно и то же время. У ребёнка должны быть свои домашние обязанности. Время просмотра телевизора должно быть дозировано, каждый дополнительный час просмотра, негативно влияет на их развитие и способность к обучению в будущем. Физические упражнения — это отличный способ увеличить активность мозга. Каждый ребёнок в семье обладает собственной индивидуальностью, и к каждому из детей необходим свой подход.
Все понятно: детей рожать, ставить во главу угла в семье, перед свадьбой убедиться, что будущий супруг на это согласен, либо гнать взашей. Строгой дисциплине, гиперопеке, мультикам, интенсивному материнству — нет, уникальности ребенка, режиму сна до трех лет, физическому развитию — громкое ура. Именно так и поступлю в следующей жизни. Не забыть бы. И почему еще не придумали специальный календарь для заметок?
Читал комментарии М.Руссана и С.Колдовой ,как все таки интересно жизнь устроена *Дети* ,но какие разные и интересные жизненные истории складываются у людей на детей .
Год назад , мне мой сын сказал : — тебе с мамой повезло , что я у Вас такой нормальный родился!
Я конечно и сам об этом подумывал ,но взвесив все за и против согласен , что каждый ребенок — уникален — и каждый ребенок в семье обладает собственной индивидуальностью и к каждому из детей необходим свой подход.
У меня был такой * Я ребенком вообще не занимался * не потому ,что я плохой папа ,просто папа, в этот период завоёвывал своё в жизни место под солнцем ,мама тоже работала ,бабушка кашей кормила ,да голубей считала с ним, что бы он кашу ел -(за папу ,да за маму) ( как у всех короче).Но когда родители приходили домой, он не мог удержаться от счастья, видеть близких.Взвешивая такие сюжеты я постоянно анализировал ,что происходит ,а все очень просто, он впитывал наши слова, действия и поступки,а от кого ещё.Иногда мне жена говорит:- Он слушает только тебя, скажи ему ….. итд.Мы порой не знаем ,как поступить в той или иной ситуации.Чисто случайно, между прочим за разговорами с друзьями , сын услышал в разговоре то , что в дальнейшем я заметил , он это сделал.Мне это понравилось.И теперь, когда мне жена говорит : — скажи ему …! Я не зову его , что сказать Мамины переживания,я дожидаюсь момента, когда у нас с ним возникают *дебаты* и я от третьего лица рисую мамины переживания и умолкаю,проходит время и он это делает (а как по другому ,отец же сказал). Я для себя этот метод назвал *Метод отложенной информации* в научной среде наверняка называется по другому.Но поверьте РАБОТАЕТ!
Да уж! Дети наше всё! Мне трудно понять, т.к. детей у меня нет. Но глядя на своих крестников и их родителей, сразу видно какие ошибки они совершали в воспитании. Например, одному из них сейчас 7 лет. Он с трудом научился к этому возрасту разговаривать, т.к. с 2 лет не выпускал из рук планшет, родители всегда удивлялись и радовались, как он быстро осваивает новые игры, но когда пришло время отдавать ребёнка в школу не помог даже логопед. В итоге ребёнок ходит в школу для детей с отставанием в развитии. Со стороны всегда легче судить. Каким родителем буду я? Надеюсь, что адекватным.
Возникло желание поместить слова: «Чем больше заботы и внимания человек отдает другим, тем более он счастлив!» на большой городской плакат вместо рекламы ботинок с надписью внизу «подтверждено исследованием», для убедительности. Вроде очевидное утверждение, но его постоянное напоминание никогда и никому не будет лишним.
Для себя из этой статьи узнала несколько новых моментов: 1) о прямо пропорциональной связи уровня депрессии у детей и родительской гиперопеке; 2) строгая дисциплина со стороны родителей, выраженная в эмоциональном насилии, приводит к ухудшению поведения их детей; 3) режим сна ребенка должен быть окончательно установлен в возрасте до трёх лет, так как это благотворно влияет на развитие его когнитивных способностей; 4) оказывается, что мультфильмы можно показывать детям, начиная с двух-летнего возраста и не более двух часов в день. Злоупотребление просмотра TV приводит к замедлению развития ребенка; 5) физические нагрузки улучшают способности детей к точным наукам и родному языку. Ценные рекомендации для меня, несмотря на то, что дети мои уже не маленькие.
Есть у меня также и возражение насчёт аргумента, приведенного в статье, по поводу причины различий в характерах родных братьев, сестёр. Не понятно, каким образом формируются у каждого отдельного ребенка «разные отношения» с окружающими? Ведь реакции и поведение близких, особенно взрослых людей, практически постоянны. Если речь идёт о симбиозе отношений, то конечно же они будут различными, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. И это все-таки не в малой степени зависит от набора генов.
Это тема мне очень близка, впрочем так же, как и любому родителю.Читая статью, я спорю сама с собой.А именно ,сравниваю,как я воспитываю и как написано в статье.С чем то соглашаюсь,с чем то нет.Но, Боже мой, как же легко читать и кивать головой, мол,все правильно написано, а приходишь домой и ведешь себя абсолютно не так ,как написано.Воспитывать детей нужно мудро, т,е индивидуально: кому то нужна гиперопека,кто то уже в 7 лет может пожарить котлеты и сварить борщ.Считаю,что в о всем нужна золотая середина.В каждой семье она своя.Кстати, недавно разговаривала с сыном (ему 15 лет).Он говорит,что вон у Валеры мама строгая, а я говорю , ну,конечно, не такая, как я. Я же совсем не строгая и не воспитываю тебя». И тут я вижу расширенные от удивления, глаза сына «ты, мама, очень строгая!» . И тут я обалдела.Вот такое разное у нас восприятие мира.)
Статья — краткое пособие по воспитанию детей. Но так ли это легко в практике, как в теории, да и счастье понятие относительное. Я обратила внимание, что семьи где присутствует детоцентрированный подход, как правило, мучают ребенка вырастает эгоистом или несамостоятельным. Мне нравится пункт, что домашние хлопоты — дело всей семьи. Это, считаю правильно. В моей родительской семье этот вопрос с детства был отрегулирован — проснулись: заправили постели, потом помыли за собой кружки после выпитого чая..в выходные — уборка («субботник»). Как-то этот режим дня дисциплинирует. Поэтому, когда я вижу взрослых людей, неспособных отрегулировать между собой бытовые вопросы — такие проблемы идут из детства. Чему же они детей могут научить? Но согласно статье тут нужно и палку не перегнуть с дисциплиной и уникальность ребенка увидеть. Эх, трудное наверно это дело, детей воспитывать.
Статья — краткое пособие по воспитанию детей. Но так ли это легко в практике, как в теории, да и счастье понятие относительное. Я обратила внимание, что семьи где присутствует детоцентрированный подход, как правило, мучают ребенка и он вырастает эгоистом или несамостоятельным. Мне нравится пункт, что домашние хлопоты — дело всей семьи. Это, считаю правильно. В моей родительской семье этот вопрос с детства был отрегулирован — проснулись: заправили постели, потом помыли за собой кружки после выпитого чая..в выходные — уборка («субботник»). Как-то этот режим дня дисциплинирует. Поэтому, когда я вижу взрослых людей, неспособных отрегулировать между собой бытовые вопросы — такие проблемы идут из детства. Чему же они детей могут научить? Но согласно статье тут нужно и палку не перегнуть с дисциплиной и уникальность ребенка увидеть. Эх, трудное наверно это дело, детей воспитывать.
Понять что такое родительство, можно только став родителем. Я до рождения ребенка, понимала, что это большая ответственность и не только материальная. Но когда стала матерью, поняла, что все что я знала до рождения, это капля в море. Согласна со всеми исследованиями перечисленными в статье, вижу это на собственном опыте. Дочке уже 4 года и 7 месяцев, а многие ошибки допущенные мной в ее воспитании я замечаю только сейчас, то есть собираю их плоды. Я не могу назвать это воспитанием, скорее это присмотр с гиперопекой, я чувствую себя «коршуном» который парит над ней ежедневно, только толку от этого мало. Это происходит с самого рождения. Заметила одну вещь и проанализировав ее, мне стало понятно почему моя дочка себя ведет тем или иным образом. например, когда я ее прошу спокойным тоном не делать какие то вещи, она меня не слышит и приходится повторить много раз, но она реагирует только тогда, когда я повышаю голос. Я воспринимала это, как издевательство с ее стороны, но вспомнился мне такой момент, когда ей не было еще года, она много плакала, я не понимала, что ей надо от меня и я срывалась в какой то момент, кричала и мой ребенок замолкал и в минуту засыпал. Потом мои постоянные качания ее на руках или в кроватке не приносил никаких результатов она не спала, а кричала, я однажды просто положила ее в кровать и вышла из комнаты и ребенок снова засыпал моментом. То есть уже тогда она мне показывала своим плачем «мама отвали, оставь меня в покое». Я второй ребенок в семье а всего нас четверо и могу сказать с полной уверенностью, что в семьях где больше одного ребенка, дети вырастают с разными характерами и разным поведением. Старшая сестра и младшая это абсолютно разные люди, даже взять тот момент, что на старшей сестре была ответственность за нас всех, она с нами была больше времени чем мама, а младшая росла у всех нас на руках, сейчас это дает о себе знать. Казалось бы с детства в нас закладывалось чувство ответственности, но в тоже время отсутствие внимания и любви родителей. Мы все родные сестра, но мы разные во многом как не родные. Многие факторы сыграли свою роль, не только родители но и социум в котором росли. Все приходит с опытом, если у меня будут еще дети, я уже не буду вести себя с ними так, как с первым ребенком, это не говорит о лучшем или худшем отношении, а скорее о том, что сама ситуация диктует другое поведение со стороны родителей. Главное полученный опыт применить в правильном направлении. Не зря существует пословица «первый блин всегда комом».)))
Спасибо за статью! Хоть у меня и нет детей, я уже понимаю, какая это ответственность. Конечно, на ошибках других учиться сложно! Но это лучше, чем ничего. А также такого рода статьи мне в помощь. Мне известно, что знания без практики теряют свою актуальность, но я искренне надеюсь, что растеряются не все! Вообще, воспитание детей одна из сложнейших тем для меня. Я часто анализирую ошибки в своем воспитании и вижу, как же сложно это исправить, даже понимая их. Взаимоотношения в семье, обязанности, режим дня и многое другое – все это факторы, влияющие на всю дальнейшую жизнь! А так как все эти представления и манеры поведения закладываются в детстве, то что-либо изменить во взрослой жизни – задача не из простых! Надеюсь, что это возможно! Всегда интересно читать подобные статьи и впитывать всю полученную информацию. Вдруг, она все же пригодится!
По 1-му пункту: В целом, родители более счастливы, чем те люди, у которых нет детей.
Я не стала бы так категорично это постулировать. Потому, что не иметь детей, зачастую это осознанный или неосознанный, но выбор тех людей, у которых детей нет. И это абсолютно не переводит их в разряд несчастных по этому поводу людей. Более того, они могут находить, массу впечатлений и переживаний счастливых моментов в других вещах. И, да у них своя, отличная, от людей играющих роль родителей картина мира, но это совершенно не значит, что в целом, они менее счастливы.
По 2-му пункту: Детоцентрированные семьи: нужды ребенка – превыше всего.
Да, как правило, это происходит в семьях, в которых между партнёрами дефицит точек соприкосновения, и отсюда, как следствие, вся жизнь пары вращается вокруг нужд ребёнка (детей). Но дети имеют одно прекрасное свойство – они вырастают. Вопрос, что тогда будет связывать семью? Ах, да будут же внуки! 😀
По 3-му пункту: Гиперопека провоцирует несамостоятельность.
Зачастую это бывает когда у родителей скудна и без интересна собственная жизнь, а так же тогда, когда родитель, «хлебнувший», по его мнению, немало горестей и лишений, в попытке оградить своего ребёнка от подобной участи включает режим – Гиперопека.
По 4-му пункту: Строгая дисциплина часто имеет обратный эффект.
Однозначно, здесь нужен баланс с «золотой серединой». И в первую очередь работа над собой и как над своей личностью Человека, так и освоение позиций родителя. Это осознанная практика и набор опыта.
По 5-му пункту: О важности режима сна.
Не берусь судить о взаимосвязях режима сна и скоростью чтения, о результатах в математике и заданиях на пространственное мышление, скорее дело не только в этом. Хотя не исключаю частичной возможности подобной корреляции. Если говорить в целом, то режим сна – это основа полноценного и гармоничного развития ребёнка.
По 6-му пункту: Домашние хлопоты – дело всей семьи.
Распределение обязанностей – это залог здоровой атмосферы в семье. Укрепление и формирование внутрисемейных связей и традиций. Данный важный аспект составляющий часть семьи переоценить невозможно.
По 7-му пункту: Меньше мультиков!
Это, смотря каких и в каком количестве. Мультики и сказки это часть формирования мировосприятия и мировоззрения ребёнка. Если, у родителей есть возможность полноценной альтернативной замены данного вида информационного доступа, то да, просмотр телевизора ребёнком, лучше минимизировать или исключить вовсе.
По 8-му пункту: Физическое развитие улучшает результаты в школе.
Согласна, физическое развитие, существенно помогает усвоению школьной программы, способствуя более качественного её восприятия и интеграции.
По 9-му пункту: Опасности интенсивного материнства.
Скорее всего, речь может идти о незрелости самой женщины, тогда, как воспитывать ребёнка, будучи самой в позиции ребёнка, крайне проблематично. И тут в первую очередь необходимо обратить внимание на то, был ли завершён женщиной-мамой процесс сепарации от своих родителей. Кстати, и мужчин-пап это касается в равной степени.
По 10-му пункту: Каждый ребенок — уникален.
Каждый ребенок — уникален. И это ФАКТ! 🙂
Спасибо за статью.В очередной раз читаю и понимаю,что к чему в моем случае.Интерсные исследования,которые объясняют родителям ключевые моменты в воспитании детей.Такая информация обычно теряется в современных статьях,направленных на то,как из любого ребенка сделать маленького гения с 1 месяца.А здесь все понятно:дети уникальны.Важно избавиться от своего деспотизма и прислушиваться к ребенку.Не нужно материнство ставить в ранг «нереального»,чтобы потом не выгарать,как женщина.Немного не согласна с детоцентрированием.Может я не верно понимаю это понятие,но,на мой взгляд,такой подход,может и доставит радости родителям,но эгоиста из ребенка вырастит.В очередной раз я увидела свои ошибки.Понимаю,что работать над собой нужно,больше доверять своим детям.
Мне сложно судить о воспитании детей, т к у меня их нет. Скорей всего приму к сведению все эти пункты, когда мне понадобиться). Могу только сказать об этой статье на своём примере или примере знакомых. Когда проанализировала своё воспитание, то поняла, что гиперопека была лишней. Хорошо, что у мамы возраст не позволял быть «родителем-вертолетом». Иначе совсем не было бы у меня самостоятельности. Ещё один пунк заинтересовал- опасность интенсивного материнства. Есть у меня знакомая семья, которая воспитывает сына, в которой мама не выпускает из поля зрения ни на минуту своего пятилетнего ребенка. Даже когда он с отцом. Действительно , такой подход заметно повлиял на психическое состояние матери. И она действительно не удовлетворена жизнью, постоянно жалуется на свою занятость, хотя сама не отпускает от себя ребёнка. Так что статю эту можно смело использовать как инструкцию по воспитанию детей.
Отличная статья, наглядно показаны моменты, на которые нужно обратить внимание в воспитании детей. Такой, справочник для родителя- новичка! Когда на горизонте появятся свои дети, обязательно перечитаю еще более внимательно, для практического применения рекомендаций. Пока, на свой неопытный взгляд, я согласна со всеми пунктами, во время чтения часто возникала мысль «я так и знала» Особенно понятными стали для меня рекомендации, о важности детского сна и необходимости поддерживать положительную эмоциональную атмосферу. Ведь, ребенок формирует свое эмоциональное отношение к миру основываясь, прежде всего, на том опыте, который получил в своей родительской семье.
Относительно неожиданный для меня факт- о том, что домашние хлопоты должны разделять все (то ли у нас так не принято в стране, потому что женщина уходит в декрет на три года и не работает) . Кроме этого, удивила меня связь между физическими упражнениями и успехами в школе -до этого, у меня был обратный стереотип.
Одним словом, статья полезная, спасибо!
Для меня противоречивая статья с некоторыми пунктами я согласна, с некоторыми нет.
1. Родители более счастливые, чем те у кого детей нет. В статье не раскрываются критерии по которым это оценивалось, если только по тому , что им есть о ком заботиться, а потом рассказывать знакомым чего достигли их дети, для меня это несколько странный критерий.
2. Детоцентрированные семьи. Здесь я вообще в корне не согласна. Формировать свою жизнь, только для того что бы удовлетворять потребности ребенка? А как же потребности отца и матери, как их развитие, вряд ли человек который свои потребности и желания задвигает на задний план будет счастлив и сможет показать своему ребенку, что значит жить счастливо. Да и ребенку постоянно присутствие родителей в его жизни не очень то и надо, потому что человек у которого нет своих дел начинает лезть в дела других. И что увидит ребенок, что тогда когда он вырастит и захочет завести детей его собственная жизнь закончится, он должен себя целиком посвящать детям, вряд ли он захочет заводить своих. Видимо по этому сейчас растет движение «без детей». Надо находить золотую середину и тогда когда родители уделяют ребенку время водя его на кружки и секции и тогда когда это время есть у самих родителей.
3. Гиперопека приводит к несамостоятельности. Здесь я абсолютно согласна. В моей практике были да и сейчас есть такие , в основном мамы с сыновьями, которые и шагу не дают ступить, буквально решая все проблемы, очень «детоцентриванные» мамы. И в результате получают детей, которые все время требуют к себе внимания и которые боятся действовать самостоятельно. Парадокс в том, что когда родителям надоедает опекать своих детей они начинают на них жаловаться, что мол вот какие неспособные выросли, и добиться они ничего не могут и звонят по 10 раз на дню, и всё то за них приходиться решать.
4. Строгая дисциплина часто имеет обратный эффект. С этим то же согласна. Как правила строгие ограничения имею более выраженное сопротивление, и надо быть очень осторожным родителем, что бы не перегнуть палку.
5. О важности режима сна. Здесь то же соглашусь. Тема конечно не вся раскрыта, но думаю что исследователи имели введу влияние режима на физиологию ребенка, давно не секрет, что гормональное здоровье достаточно сильно влияет на развитие и на эмоциональное состояние.
6. Домашние хлопоты, дело всей семьи. Согласно, но только с той поправкой, что эти хлопоты правильно распределены и маме не приходится забивать гвозди а папе мыть полы и стирать. В противном случае мы получим детей у которых нарушены гендерные роли.
7. Меньше мультиков. Здесь абсолютно согласно, надо больше играть с детьми, давать им площадки для творчества и развития, для проявления самостоятельных идей и решений и естественно возможность совершать ошибки и их исправлять.
8. Физическое развитие улучшает результаты в школе. Дети занимающиеся спортом более выносливы , меньше болеют и естественно имеют больше возможностей уделять внимание учебе и школьным занятиям.
9. Опасность интенсивного материнства. Отстранять членов семьи от воспитания ребенка, только потому, что это якобы задачи матери, на мой взгляд опасно. Так как в таких условиях ребенок недополучает внимание, не видит полноты жизни во всех её проявлениях, не имеет возможности учиться управлению своими эмоциями и взаимоотношениями с окружающими его людьми.
10. Каждый ребенок уникален. Да, да и ещё раз ДА.
Прочитав статью, еще раз утвердилась в своем взгляде на все эти психологические иследования. Меня впечатлило что мое мнение такое же как и эти 10 пунктов. Это важно, правильное, грамотное, внимательное воспитание. Дети смотрят на родителей, все что делают родители кажется вполне нормальным. Дети учатся. Эмоциональный фон, обстановка, внимание к детям, подход, развитие тоже важно. Воспитание это труд. Гиперконтроль, гиперответственность, гиперопека очень плохие, разрушительные действия. В профессиональном плане еще раз утвердилась в своем мнение. В личном плане в пунктах увидела свое воспитание, свою семью. Все совпадает. Говорить и знать хорошо. Действия покажет результат. Спасибо за знания для будущего.
Полезная статья для родителей, которые имеют маленьких детей или ещё думают их завести. Но и противоречивая. С некоторыми утверждениями можно поспорить. Например 1 пункт: О родительском счастье. У нас слабая или можно сказать никакая подготовка к родительству, , материнство и отцовство не ценится. Больше внимание уделяется партнёрству супругов, а не умению воспитывать благостных детей. Поэтому дети зачастую явл. или обузой, побочным эффектом сеха, или аксессуаром, приложением к стандартному набора нормальной семьи. Это реальность, с которой я сталкиваюсь часто, что родители не умеют быть счастливыми, имея детей. 2 пункт, как по Евангелию:»Да воздастся каждому по делам его» 3 пункт очень важен для учителей и воспитателей. Зачастую, они, из моей практики, не учитывают ни индивидуальность, ни моменты роста. Клеймят легко, оценивают ребёнка, ставят штамп с малых лет:»Ты хулиган, ты бессовестный, ты молодец».Ребёнок это отдельная личность, а не только продолжение родителей, мамино, папино, а дорогой гость в семье, требующий уважения. И, конечно он растёт, как и мы все, меняется с каждым днём, особенно стремительно в детстве, когда день за год.Сегодня он один, завтра другой. Он как бы примеряет на себя роли, пытаясь понять, какой он на самом деле. Новое для меня различие гиперапеки и адекватной вовлечённости в жизнь подросшего ребёнка. Прямо камень с души упал. Мне стало понятна моя роль в жизни моих взрослых детей и нашлось для этого определение. Очень образное понятие «Родитель вертолёт». В статье приводятся исследования с впечетляющими цифрами. Думаю это пригодится в работе с родительскими проблемами. Остальные пункты очень важные в становлении маленького человека, как инструкция, и пригодятся ему во взрослой жизни. Новый термин для меня интенсивное материнство.
Заметила, что в последнее время все чаще люди стали задавать себе этот вопрос «хочу ли я ребенка». И это начало происходить буквально последний десяток лет.
По поводу первого пункта не могу согласиться. Есть люди, которые абсолютно не способны получать удовольствие от заботы о ком -либо, в том числе о собственных детях. Это результат детских травм или еще чего то, не важно. Конечно, в большинстве случаев после родов включается материнский инстинкт, но потом наступает послеродовая депрессия у женщин. У мужчин такого инстинкта вообще может не быть.
Интересно канадское исследование о пользе мультиков. Будет ли это также работать в России. Менталитет и мультики все же разные.
В целом данные советы очень полезны, есть о чем подумать.
Спасибо за статью. Очень важно осознание материнства и отцовства. В современном мире много семинаров, курсов, школ, книг,которые говорят и учат как воспитывать детей. Самое главное — применять это на практике. Абсолютно согласна, что все эти 10 пунктов нужно знать и желательно еще и делать. Так же важно чтобы родители смотрели в одном направлении в отношении воспитания детей и несли за это ответственность. У нас ведь еще бабушки и дедушки, которые уверенны как правильно воспитывать внуков.
Полностью согласна с тем, что родители, которые имеют детей, чувствуют себя счастливее.Ведь мы как живые организмы должны делиться на два и больше!)
Действительно, в статье подняты очень распространённые и актуальные вопросы по воспитанию сейчас. Абсолютно разнообразные ответы на них можно получить и в интернете, и от старших родственников, и от докторов. Преимущество данной статьи перед всеми разнообразными ответами состоит в реальных современных исследованиях, подтверждающих факты.
Хочется отметить, что статья легка к прочтению, не перегружена терминами и научными фактами, несмотря на свою научную обоснованность, при этом весьма полезна и поучительна.
Пока, что у меня нет детей поэтому статья для меня актуальна в теории, но не в практике. Но, как напоминание — спасибо. Здорово, что проводятся подобные исследования, они помогают сделать свою жизнь и жизнь ребенка более качественной и осмысленной. Подобный материал оздоровляет сознание и направляет действие. Это очень здорово! Самое главное — применять это на практике, и не забывать в окружающей рутине о целях и содержании..
Да блин, это точно, я более счастливей себя чувствую, когда провела время с детьми, а не посмотрела сериал, и меня мучает чувство вины. Могу сказать по своим детям как бы я не старалась к ним одинаково относиться они все равно все разные, и каждый из них требует своего подхода. Когда один из них обижается одному достаточно подойти и пожалеть его по головке, другому необходимо высказаться и он успокаивается, а с третьем нужно вести дискуссии. Сон- это точно работает, когда мы жили с родителями их трудно было укладывать во время, так как там много им позволяли, когда переселились отдельно они строго стали ложиться в одно и тоже время( есть дни исключения праздника и выезда на юг ), они стали более спокойны, лучше заниматься. И про упражнения могу сказать, что это точно работает, старший сын уже 3 года ходит на дзюдо, его математические навыки улучшились, но русский снизился, они постоянно как весы, то одно перевешивает то другое, но сейчас за последний год на чуть чуть впереди идет математика.
«В целом, родители более счастливы, чем те люди, у которых нет детей» всё зависит от конкретных людей, слишком общая дана характеристика.
второй пункт «Детоцентрированные семьи: нужды ребенка – превыше всего» и третий «Гиперопека провоцирует несамостоятельность» нужно более точное определение того и другого, а иначе это две крайности.
«Строгая дисциплина часто имеет обратный эффект» да, объясните это тысячелетнему способу воспитания «кнута и пряника».
«О важности режима сна» Сначала родителей научите вовремя спать ложиться =)
И всё в том же плане. Не смотреть мультики, заниматься спортом, убираться в комнате и «мой» ребёночек особенный.
Дети смотрят телевизор в 2,5 годика? Я вообще ничего о них не знаю!
И вообще из-за своего восприятия слабо верю в детоцентрированные семьи.
Мне тоже всегда было удивительно ,как две сестры или два брата с минимальной разницей в возрасте даже такие разные ? Но интуитивно понимала что ответ это- их разный характер ,который по разному и обрастает личным опытом.
Ооо несколько лет я была свидетелем гиперопеки со стороны родителей своего парня,в критичные моменты мне хотелось их избить ,тк я была свидетелем того,что человек не может цепляться за жизнь тк за него все делают и решают ,что в итоге ему и не нужна была эта жизнь тк себя он в ней не видел, были только родители. С бубнами и плясками я хотя бы заставила его пойти на работу(ему не надо это было ,тк денег родители и так давали как полноценную зарплату) и он начал хотя бы видеть смысл в существовании и тд . вот и что такое гиперопека для родителей ,чем они больны как их лечить? Это даже интересно
Данная статья открыла для меня новые исследования и подтвердила те исследования о которых я слышала. Для себя отмечаю значимость исследований т.к. вижу практическое подтверждение на примере воспитания сына и дочки моих родственников и на примере своего детства. Сразу всплывает картина о важности режима сна, когда меня заставляли ложиться спать, особенно днём — тихий час; меньше мультиков — родственница стала разрешать просмотр мультиков сынишке, когда ему исполнилось 3 годика. Раздел опасности интенсивности материнства обратил мой взор на родственницу, воспитывавшую дочку (у них полноценная семья), и я наблюдаю чрезмерное влияние, я бы сказала давление с её стороны, а именно не спокойное объяснение (изъяснение) ребёнку той или ной ситуации или объяснения чего-то т.е. рьяные доказательства в ходе которых у родственницы повышен голос, слышны нервные нотки в голосе, раздражение, что возможно говорит, согласно данному исследованию, о перенесении на себя обязанности воспитания в большей мере, чем равномерное разделение их с мужем.
Статья позволила развеять некоторые мифы о воспитании детей. Так, например, родители часто более счастливы, чем те люди, у которых нет детей. После занятий у меня сложилось другое впечатление (чем я слушала..): что ребенок только портит отношения, занимает много времени, а значит качество жизни ухудшается. Но что я об этом знаю?))
Или про интенсивное материнство. Судя по традиционной модели семьи мать посвящает себя полностью детям и дому, отец меньше вовлечен в воспитание. Интересно, что матери, которые считают детей исключительно женской сферой и отказываются разделять обязанности по уходу за детьми с мужьями, больше подвержены депрессии и менее удовлетворены своей жизнью.
Дети это прекрасно. И естественно что родители более счастиливые люди, чем те, у кого детей неи. Согласна с тем, что родительство серьезный шаг. И трудностей родительства больше чем радостей лишь в том случае, если либо не подумали как следует, либо не запланированное родительство случилось. Если все осознанно и с желанием то нет границы между трудностями и радостями. Это целостный процесс. Полностью поддерживаю тему режима дня, и регламент просмотра телевизора. Чем больше упорядоченности, тем проще всем. И детям и родителям.
После прочтения статьи задумалась о том, что в моей семье однозначно присутствует гиперопека и как следствие несамостоятельность.
Из статьи я узнала, что дети гиперопекающих родителей демонстрируют высокий уровень депрессии. Действительно, инициативности под гиперопекой нет места. Хорошо, если родители учитывают возрастные особенности детей и приспосабливаются к ним.
То, что важен режим сна не только детям, но и взрослым-неоспоримый факт. Также польза физических упражнений имеет большой вес. Так если не занятия спортом, то незнаю, о каком здоровье у подростков можно было бы вести речь.
Существует много мифов вокруг воспитания детей, например о важности режима сна. Из опыта общения с родителями детей от рождения до 7 лет, могу сказать, что немногие родители придерживаются режима сна. В статье об этом все очень хорошо написано и я полностью с этим согласна. Режим очень важен, чем раньше ребенок научится ложиться и вставать в одно и то же время, тем лучше для его когнитивных способностей, а что хочет каждый родитель? Конечно, чтобы его ребенок рос и развивался. Из статьи узнала о влиянии мультиков. Оказывается, что каждый дополнительный час просмотра телевизора, негативно влияет на развитие и способность к обучению у детей в будущем. Зато физическое развитие улучшает результаты в школе, ведь Физические упражнения – это отличный способ увеличить активность мозга. Так что меньше мультиков и больше физической нагрузки для детей помогут решить многие проблемы. Согласна с тем, что каждый ребенок — уникален, и в одной семье могут быть разные по характеру дети. У меня перед глазами много таких примеров, иногда кажется, что братья и сестры выросли в совершенно разных семьях. У них даже могут быть ценности разные, хотя воспитывались одними и теми же родителями.
Замечательная статья. Все мои мысли разложили по полочкам. Особенно порадовали слова «Отцам особенно свойственно получать позитивные эмоции от общения со своими детьми.» Как же я этого хочу. Последнее время меня чаще посещают мысли, что я буду плохой матерью, если я буду дальше работать. И разделю обязанности по дому и воспитанию ребенка с мужем и мамой. Всех окружающих очень удивляет, что я не ухожу в декрет. И из статьи я поняла, что буду менее счастлива, если мне придется пожертвовать работой ради воспитания ребенка. При этом хочу максимально не обделить ребенка вниманием. Как же я хочу, чтобы у меня всё получилось.
Очень хорошая подборка практических рекомендаций для родителей. В этой статье можно увидеть практический топ-10 родительских ошибок и я думаю, многие из нас, кто имеют детей, их совершали. Например, в пунктах «несамостоятельность», «строгая дисциплина» и «меньше мультиков» отображены важные рычаги влияния на ребенка, на формирование его зрелости личности в будущем. Некоторые из этих пунктов были актуальны и для моего детства, например, гиперопека, которая пошла на снижение, наверное при наступлении совершеннолетия. Сон важен для любого возраста и я сам замечал, что не высыпаясь 1 или несколько ночей, производительность и концентрация снижается до 50% и ниже. Плюс — разделение зон ответственности я впервые осознал и внедрил после лекции Симонова В.М. — в результате я комфортно выполняю то, за что взял ответственность и знаю, что соскочить с этого не удастся.
По списку что удивило, впечатлило или чего не знал:
1 читал об иследовании подобном на женщинах, что они более ощушают себя реализованными, после родов, а про мужчин не знал на эту тему.
3 Есть целая книга листов на 300 про то кем вырастают перелюбленные дети
4 тут скорее или про не выстроеность за что ругают и за что хвалят, и не способность разделить родителями наказание за поступок и наказание за нелюбовь для ребенка это может быть не понятно, и завышенные требования от ребенка.
7 Всего 2 часа! Я думал цифра как минимум в 2 раза больше.
8 этот пункт это первая ступенька в 3ему пункту. Да и есть уже термин, постродовой синдром, который тоже может может выльется в это. Или разочарование отношениями.
Эти психологические исследования не показали ничего нового. Те, у кого есть дети всё это знают и без всяких исследований. Однако надо не забывать, что все семьи и дети разные, поэтому, что хорошо для одних, то не подходит другим. Хороший родитель сам знает, что лучше для его ребёнка.
Нужная статья, я поделилась ей, со своими друзьями и родственниками у которых есть дети, которых еще можно воспитывать)) Когда 27 лет назад я стала родителем конечно, я ничего не знала о воспитании. Ознакомившись с представленными пунктами, я согласна что представлены действительно, 10 актуальных психологических исследований из области детско-родительских отношений. Единственный, второй пункт «Детоцентрированные семьи: нужды ребенка – превыше всего», вызвал внутреннее сопротивление. Мой представление такое, что сначала жена и муж, мать и отец должны стать самыми важными друг для друга, таким образом сдвинув акценты на уважение супругов, и отдельно на авторитет папы в семье. С такой расстановкой сил, дети не вырастут просто потребителями и эгоистами, будет получен естественный баланс, где каждый будет чувствовать себя комфортно. А не так, где мама «положила» себя на детей, папу задвинули на задворки, так как ребенок стал «пупом земли».
Сколько моментов, которые нужно учесть при воспитании детей, а самое главное вовремя их вспомнить. Нужно следить за собой, за своими действиями, чтобы ребенок впитывал правильное поведение. Ведь сложно объяснить ребенку, что нужно читать, если родители сами не берут в руки книгу. Как объяснить ребенку, что режим важен, если родители вообще никакого режима не придерживаются. В общем воспитывая ребенка, нужно воспитывать себя… ну уж если до рождения ребенка этого воспитания не было)
Инструкция прям по воспитанию детей. Изучая психологию , понимаю , как впжно правильно их воспитывать . На примере себя заметить сложнее ) а вот сестра иногда демонстрирует ‘плоды’ родительского воспитания очень явно .
Но вот только проблема в том , что как правило родителей никто не учит воспитывать детей . Они опираются на опыт из своей родительской семьи , опыт друзей и тд . . В общем сложное это занятие — воспитание детей. Хотя я думаю , что мои представлены об этом . Лишь капля в море , по сравнению с тем , что меня ждет на практике . Хотя… я же читала статьи , я же знаю теперь ))))
В целом, родители более счастливы, чем те люди, у которых нет детей — Возможно это утверждение и верно. Мне кажется, здесь свою роль играют отцовский и материнский инстинкт.
Детоцентрированные семьи: нужды ребенка – превыше всего — Есть у меня такая, одна знакомая семья, где дети в подростковом возрасте просто «сели на шею». Тоже самое они демонстрировали когда родители не могли закрыть все его растущие нужды.
Гиперопека провоцирует несамостоятельность — Наблюдал данный «эффект» за своими сокурсниками. Те кого родители «не выгнали» из дома после окончания школы, были менее инициативны в стенах учебного заведения.
Строгая дисциплина часто имеет обратный эффект — Думаю она грозит родителям, в том возрасте, когда дети станут более самостоятельны.
О важности режима сна — очень интересный факт, не знал что сон для детей может так сказаться на их способностях к обучению.
Домашние хлопоты – дело всей семьи — Думаю в большинстве семей этому уделяется мало внимания.
Меньше мультиков! — Абсолютно с этим согласен, не знал что есть даже отмеренное время.
Физическое развитие улучшает результаты в школе — Интересный факт, что и в математики и естественных науках были улучшены показатели по учёбе.
Опасности интенсивного материнства — Мне кажется, после дети так и остаются жить с мамой, лет до 40 или всегда.
Каждый ребенок — уникален — Абсолютная правда, например мы с братом совсем разные.
Читая про то,что мужчинам особенно свойственно получать позитив от отцовства, сразу вспомнил 2 своих друзей, которые души не чают в своих дочках. Глядя на них я не совсем верил в их искренность, т.к. знал их с другой стороны. Эта статья помогла мне отойти от оценочных суждений. Так же в ней я увидел ответы на те вопросы, с которыми возможно столкнусь и вопросы действительно про жизнь. На мой взгляд для родителей и будущих родителей информация очень важная, тк не все знают о вреде мультиков до 2 лет и вообще про ограничения просмотра и какие последствия могут быть при злоупотреблении просмотром.
Спасибо за статью. Можно ее распечатать и использовать как пособие для родителей. Единственное не согласен с тем, что люди с детьми счастливее, чем без детей. Я знаю множество примеров выдающихся знаменитых людей у которых не было детей и это был их осознанный шаг. Так как превыше всего они ставили дело всей своей жизни. Но и не нужно кидаться из крайности в крайность. У меня есть пример знакомых ( не буду называть их имен), которые помешены на материнстве. Все хорошо в меру. Нужно успевать и себя реализовать в профессии и семье уделять должное внимание. Ну и конечно при строительстве отношений и брака, нужно уметь договариваться. Действительно ли у вас одинаковые взгляды на воспитание детей. Есть знакомые, которые в браке. И один из супругов хотел юы еще детей, а второй категорически против.
Думаю статья будет полезна родителям детей возраста 3 лет и младше. У меня пока детей нет. Из статьи наиболее запомнился пункт про важность режима сна. Для меня это актуально в настоящий момент. Ощущаю разницу в самочувствии на следующий день при разном времени отхода ко сну. Пункт насчёт мультиков подтвердил мои догадки об их негативном влиянии. Конечно родителям удобно посадить ребёнка перед телевизором и заниматься своими делами. И многие мои знакомые ещё доказывают насколько полезны все эти мультики. Как они помогают развитию и приобретению каких-то навыков. Думаю российские дети мало отличаются от канадских, поэтому склонен доверять результатам исследований.
Одним словом воспитывайте ребенка как их воспитывают в Японии. Много полезной, актуальной и новой для меня информации. гнасколько я знаю биологические часы тоже не стоит нарушать у детей до 3 лет. Был удивлен что ребенку смотреть не более 2 часов, лично я считаю не больше 20 минут.
Согласна со всеми пунктами. Правильно спать, заниматься физкультурой и ограничить мультики полезно людям любого возраста. Первый пункт может показаться спорным, мол «каждому свое»… Да, с одной стороны, дети — это постоянные ограничения, сложности, траты времени и денег. Без детей проще, но ведь счастье не в простоте. Все-таки нельзя отбросить природой заложенную потребность в продолжении рода. Мне кажется, чтобы счастливо жить без детей, эту потребность надо очень серьезно чем-то компенсировать. Я знаю такие примеры — это возможно, но сложно. Кошки, деньги или карьера вряд ли могут качественно этому способствовать…
Принцип «Нужды детей — превыше всего» тоже может на первый взгляд вызвать несогласие. Но я считаю, что он правильный, если, конечно, мы говорим об «истиных» нуждах (по Маслоу). Я это понимаю так. Дети и родители — люди, и глобально им нужно одно и то же. Разница в том, что дети не умеют терпеть, а взрослые умеют, у них должен быть запас прочности, на то они и взрослые. Еще взрослые пока терпят, они могут подумать, как удовлетворить свои нужды не в ущерб ребенку. Именно поэтому, детям — прежде всего.
Великолепное наглядное пособие воспитания детей. Поскольку своих детей нет, говорить о них я не могу — поэтому лучше скажу о том, нарушение каких пунктов при воспитании меня родителями было мною зафиксировано. Прямо бросилось мне в глаза — что строгая дисциплина имеет обратный эффект. В своей уже сейчас взрослой жизни заметил, что стоит только немного передавливать или меня воспитывать указывая мне на какое-то незавершенное мною дело, так я вообще его не делаю…Но здесь присутствует и обратный эффект — если я чего-то явно не хочу делать — я довожу ситуацию до того, чтобы на меня давили. Конечно родителей нив чем не виню, правила указанные в статье возьму себе на заметку
Немного вызывает недоумение озвученный в первом пункте вывод. Да, конечно для родителя общение со своим ребенком это приятный процесс, вызывающий положительные эмоции. Хотя и тут, конечно же, найдутся исключения. Но почему вывод таков, что от этого родители счастливее тех кто детей не имеет? Где эта корреляция? Да и в мире не мало источников счастья и положительных впечатлений, которые позволяют и бездетным, чаще осознанно решившим не обзаводиться потомством людям вести яркую насыщенную и счастливую жизнь, которая делает их счастливее и удовлетвореннее детных. Это какой-то необъективный вывод. Это, на мой взгляд, индивидуально, ведь счастье для каждого — свое. В остальном в статье озвучены непреложные истины, которые должен запомнить и применять в жизни каждый ответственный родитель, в первую очередь, что бы первый пункт был действительно оправдан в той части, где родители получают удовольствие от заботы и воспитания своего чада.
Статья позволила «систематизировать» взгляды на родительство, приобретенные «опытным, практическим» путем. Отрадно, что некоторые тезисы уже были достаточно четко сформулированы в ходе личного родительствования и обоснованы для себя ранее: детоцентрированность, исключение гиперопеки, вред излишней строгости (в особенности вербального насилия, каюсь, этот вывод сделан уже по факту случившегося), о пользе физического развития, об уникальности каждого ребенка!!! Что-то статья позволила сформулировать-вербализовать впервые, хотя некоторые предчувствия или предпосылки этих мыслей уже посещали, а именно о совместных семейных хлопотах и об опасности интенсивного материнства. Есть над чем поразмыслить, спасибо.
Тема родительства всё чаще и чаще сопровождает меня. Мир вокруг меня как-будто говорит, пора рожать)) Или просто я начала больше обращать внимания на эту тему. НА Псиблоге вышло уже большое количество статей на тему родительства, воспитания, взаимоотношений детей и родителей. Чем больше узнаю, тем более сложнее и привлекательнее для меня эта тема. Интересная статья. Исходя из своей семьи могу сказать, что мы с сестрой очень разные по характеру. Меня интересовала тема таких различий. И да наше окружение и среда действительно отличались, несмотря на то, что росли мы в одной семье. Иногда думаю, как мы можем быть настолько разными. Можем. Из статьи почерпнула для себя вред мультиков для детей. Не думала о том, что они могут быть причиной более медленного развития. Хотя если подумать, то и правда у ребёнка есть развлечение и ему незачем учиться взаимодействовать с окружающим миром. Также запомню важность регулярности сна, баланса между гиперопекой и детоцентрированостью. Хотя тут просто важно понимать, что это и не переходить рамок. Сейчас появились детские часы, через которые родитель может в любой момент послушать, что происходит вокруг ребёнка, посмотреть где он. Мне кажется это перебор, гиперопека. Ребёнок не научится быть самостоятельным, у него не будет личного пространства, если так за ним следить. Надеюсь это не станет популярным среди родителей. Ещё важный момент, чтобы женщина делегировала часть обязанностей о заботе за малышом папе. Я часто вижу в своём окружении недостаток этого. Нет даже понимания, что это и как осуществить. А вон для папы это позитив принесёт)) Всем будет на пользу.
Хотел бы привести результаты еще одного исследования. Дети любят, когда мамы и папы голосят хором вместе с ними. Как выяснили психологи, это куда больше, чем просто приятная забава — мальчики и девочки, чьи родители любят такое пение, чувствуют себя счастливее и ощущают более тесную связь со своими родителями, чем те дети, чьи родители этого не делают. Как выяснили исследователи, под хоровое пение не только отлично отдыхать, но и гораздо легче приучаться к домашней работе. Будет нелишне вспомнить, что ритмичные коллективные действия (пение, танцы и тому подобное) лежат в основе многих ритуалов, направленных на сближение группы людей, — такого рода обряды встречаются как не только у народов, находящихся на доисторической стадии развития, но и в современных обществах — вспомним хоровое исполнение гимна, принятое на торжественных событиях. Коллективное пение фигурирует и в процессе совестной работы — упомянем хотя бы бурлаков или солдат, совершающих длительный переход.
Подобные исследования всегда очень интересны во многом полезны. Но как мне кажется, скорее с научной точки зрения, а не с практической. Большая часть результатов известна и понятна практичсеки любому. Наверно кто то и будет говорить о пользе мультиков в 2х летнем возрасте, но все же выбирая между погулять и мультики, большинство родителей скажет — погулять полезнее. Очень заинтересовал пункт о необходимости режима, вот здесь результаты исследований могут очень пригодится. Ведь часто мы не знаем, как много закладывается в человека именно в этом возрасте. И конечно, пункт с гиперопекой! Как же сложно увидеть эту грань, когда любовь и забота превращаются в пытку и вместо радости и уверенности превращаются в депрессию и прочие проблемы. Надеюсь, у нас получиться воспитывать детей чуть лучше, обладая подобными знаниями.
Прочитав эту статью,пришла к выводу.В каждой статье есть доля правды,но в некоторых статьях эта правда может быть оспорима. В каждой семье есть сложности и свои проблемы. Каждая семья индивидуальна и каждая статья в чем-то похожа,а в чем -то совсем не похожа. Все проблемы детей это комплексы родителей.Бабушки и дедушки,тоже участвуют в развитии дететей. И это в двойне ответственное занятие.Воспитание наших старших влияет на нас очень сильно
Отличная статья! Я все советы применю в своей повседневной жизни, при воспитании детей. Про режим дня очень полезно. Вообще если посмотреть на все пункты, то их можно охарактеризовать, как спокойное и адекватное отношение к процессу общения с детьми и их воспитания. Если все делать в меру, гармонично, и без ущерба для обоих сторон, можно вырастить гармоничную личность. Мне кстати было бы интересно, вырастить детей гармоничными и благополучными детьми. Уверен статья этому поможет!
Спасибо за статью. Вроде бы все правильно. Только своих детей я уже вырастила, а у внуков родители есть.