«Человеческий мозг подавляет очевидные идеи, чтобы прийти к более креативным», — сообщают ученые из Колледжа Квин Мэри и Голдсмитского Колледжа (Лондон).
Креативность предполагает отвержение банальных и легко досягаемых решений, но на данный момент мало известно о том, как это происходит на уровне мозга.
Новое исследование, опубликованное в журнале Национальной Академии Наук, показывает, что мозговая активность играет ключевую роль в подавлении привычного хода мыслей для достижения более отдаленных и неочевидных решений.
Исследователи обнаружили, что данные мозговые волны (альфа-колебания в правой височной области мозга), увеличиваются, когда человеку нужно подавить обманчивые ассоциации при решении креативных задач.
Данная взаимосвязь присутствует и при конвергентном мышлении (когда от человека требуется одно правильное решение) и при дивергентном мышлении (когда ему нужно придумать несколько вариантов).
Более высокий уровень колебаний альфа-ритма позволяет человеку доходить до идей, которые нельзя назвать очевидными и повсеместно применяемыми.
Исследователи показали, что стимуляция правой височной доли мозга увеличивает способность подавлять очевидные идеи и мыслить более креативно.
Это было продемонстрировано при помощи подключения электрического тока к мозгу при помощи неинвазивной техники «Транскраниальная электростимуляция». Данная техника не влечет никаких побочных эффектов и не доставляет неприятных ощущений.
Выводы исследователей показывают потенциальные способы влияния на те процессы головного мозга, которые отвечают за креативность, в том числе посредством стимуляции определенных участков головного мозга.
«Если нам нужно придумать альтернативный способ использования стекла, нам необходимо «подавить» очевидную идею о том, что стакан – это контейнер. Новизна исследования заключается в том, что мы демонстрируем ключевой механизм (альфа-колебания в височной области головного мозга) нейронной активности, который отвечает за подавление очевидных ассоциаций.»
«Чтобы понимать процессы, лежащие в основе новых адекватных идей, нам необходимо разложить креативность на составляющие компоненты и процессы и проанализировать их в контексте прежде, чем вновь собрать их воедино и понять весь процесс целиком».
Исследователи показали нейронные механизмы, ответственные за креативность, проследив электрическую активность мозга при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Использование транскраниальной электростимуляции позволило увидеть ее воздействие на головной мозг.
Целью проведенных ими экспериментов было посмотреть на то, как мозг справляется с серией креативных задач, например, с нахождением ассоциативной цепочки. Каждый раз, когда мы ищем связь между словами, мы начинаем с самой очевидной и сильной взаимосвязи и лишь затем переходим к менее очевидным (например: кошка – собака – животное – домашнее животное – человек – люди – семья).
Предыдущие исследования показали, что одни люди более креативны, чем другие именно потому, что они могут подавлять более очевидные ассоциации и переходить к менее очевидным. Данное исследование показывает, что альфа-волны активно задействованы в этом процессе.
«Для того чтобы прийти к креативному решению задачи, необходимо пойти непроторенной дорогой, и наше исследование показывает, как это происходит на уровне мозговой активности», — пишут авторы.
Следующим шагом ученых будет отследить мозговую активность при принятии креативных решений в реальных условиях. На данный момент все исследования проводились в лаборатории.
Оригинальная статья: Caroline Di Bernardi Luft, Ioanna Zioga, Nicholas M. Thompson, Michael J. Banissy, Joydeep Bhattacharya. Right temporal alpha oscillations as a neural mechanism for inhibiting obvious associations. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2018; 201811465 DOI: 10.1073/pnas.1811465115
Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: творчество, креативность, психология, мозг, исследование, наука, исследование мозга, мозговая активность
Источник фото: unsplash.com
«Креативность» в переводе с латинского означает «сотворение из ничего».
Мне кажется, что звучит как то корявенько .
*Креативность*- это творчество ? Возможно !
Творчество — это создание чего-то принципиально нового.
Креативность- умение находить рациональные решения житейских и деловых ситуациях.
И там и там нужен *выдумщик*.
Я не давно завез в продажу *Чехол для ЧЕМОДАНА*
рассуждал я так :- в аэропорту обмотать чемодан стоит 700 рублей (туда-сюда)уже 1400 руб.
Преимущества чехла 1.Узнаваем 2.Экономичен 3.Чемодан всегда чист 4.Сохранность вещей 100% 5.Чемодан Нарядный и веселенький 6. на чехле есть бирка с вашими ФИО 7. Чемодан не уедет на КУБУ, потому что на чехле *бирочка, в виде мороженного * и всего за 1500 руб
Не достаток 1. Стирать чехол.
Собрал своих работников и начали креативить и вот, что на креативили .
*Мартини ,ОМАРЫ, солнце, ПЛАВКИ, сланцы и прикольный ЧЕХОЛ для ЧЕМОДАНА , ЛУЧШЕ ,чем ВОДКА, борщ и помидор*.
Чехлы,еще есть в продаже!
Забыл ГЛАВНОЕ! Студентам , Института Практической Психологии личности и бизнеса СКИДКА 10%.
Здравствуйте, Владимир. В комментарии увидела, что у Вас есть необходимость увеличить продажи чехла для чемодана. Могу настроить мало бюджетную рекламу в Яндексе (РСЯ). Моя страница в ВК
https://vk.com/id519308044
Довольно интересные исследования. Как-то не задумывался о прямой связи между возникновением новых идей и необходимостью прежде подавить очевидные / привычные ассоциации. Интересно было узнать, что за данный механизм подавления отвечают альфа-волны в определенной части мозга. Узнал также, что это механизм одинаков как при конвергентном, так и при дивергентном мышлении. Иными словами, любая не вполне привычная задача требует «забывания», в какой-то степени, предыдущего опыта.
Кстати, сами эти понятия для меня явились новыми. Я увидел, что для различных задач выделяют различные типы мышления. Соответственно, решение этих задач происходит по-разному.
Примечательно, что на процесс «креативности» можно влиять через электростимуляцию. Интересно, в практических целях это где-то уже применялось? Кстати, похоже, что история про Ньютона и яблоко получила в этих исследованиях дополнительное «научное» подтверждение! 🙂
Есть мнение, что гениальные люди немного не в себе. Чтобы придумать действительно что-то гениальное и креативное, необходимо мыслить не как все. Меня удивляет немного другое, почему в периоды дифицита в России рождались гениальные композиторы, писатели, сценаристы, режиссеры и т.д. А в период когда все есть, кишит бездарностью искусство и наука. Что способствовало? Среда, гены, время? Я думаю недостаточно стимулировать определенные участки головного мозга. Возможно ли создание инкубатора гениальных людей? И ещё меня удивило, что мозг сам ищет креативные решения. Мне казалось совсем наоборот. Мозг в силу экономии энергии, ищет более простое решение. А оказывается мозгу надо только дать шанс
Стимуляция правой височной доли позволяет мыслить более креативно. Интересно, можно ли это сделать самостоятельно? Потыкал в голову палочкой, и, рраз, стопеццоот гениальных идей родил. Своеобразный инкубатор гениальности. К сожалению, в жизни приходится сталкиваться с «гениями», которые и в стандартных решениях не особо преуспели, поэтому свои странные идеи выдают за эвристические. И, что удивительно, у них есть фанаты, поклонники, последователи. По-моему, нам нужно научиться сначала что-то делать по-старинке качественно, а только потом придумывать эдакие диковинные небывалые подходы.
Первая фраза статьи напомнила мне лекции из раздела «основы общей психологии» когда мы изучали тему «торможение». Усвоила я из нее, что торможение -это вид активности, рабочее состояние нервной системы, возникающее вследствие возбуждения. Становится очевидным, что мозг подавляет(тормозит) простые идеи, чтобы перейти к более креативным. Ключевую роль в этом, как показывают исследования, играют альфа-колебания правой височной области мозга. Их увеличение при стимуляции увеличивает способность подавлять очевидные идеи и мыслить более креативно. Удивительно, что при конвергентном и дивергентном мышлении работает один механизм. Интересно было узнать, что когда мы ищем связь между словами, мы начинаем с самой очевидной и сильной взаимосвязи, и лишь затем переходим к менее очевидным. Спасибо за статью.
Интересно, насколько осознанно человек управляет способностью быть креативным. Каким образом он подавляет более очевидные ассоциации? Достаточно ли будет настроиться на нестандартный результат мышления, дать себе установку? Получается, что креативные люди отличаются более высоким уровнем колебаний альфа-ритма. Но почему это происходит именно с ними? А может и не задаваться вопросами развития этой способности, а просто подключить к определенному участку мозга электрический ток и выдавать необычные решения? Да и для здоровья вроде бы безвредно. У меня была мысль, что на появление креативных идей оказывает влияние ослабление контроля со стороны коры головного мозга. Но, из статьи видно, что всё дело в стимуляции правой височной доли мозга. Было бы любопытно поучаствовать в подобных испытаниях.
Спасибо. Интересная статья. Я и предположить не могла, что механизм нахождения креативных решений заключается в способности мозга подавлять адекватные устойчивые и очевидные ассоциации, я всегда считала, что это скорее связано не со способностью подавления, а наоборот со способностью рождения новых идей, с эрудированностью, со способностью увидеть большее количество вариантов, со способностью провести больше ассоциаций и установить связь между ними. Я думала, что для рождения креативных идей не нужно подавлять общепринятые ассоциации, нужно помимо них видеть и другие и в тоже время не упускать из вида основные (по статье -подавляемые), для того, чтобы связать. Оказывается мои представления были ошибочны. Теперь когда надо будет проявлять креативность, постараюсь сознательно включать способность подавления прямых ассоциаций, посмотрим что получится…
Интересная статья . Причём , новая для меня информация , ранее как-то не встревала ничего подобного .
После прочтения , стало интересно , а может ли человек самостоятельно стимулировать у себя креативность и гениальность ?
Вообще , мне всегда казалось , что по настоящему гениальные люди , немного не от мира сего . Иначе бы они не могли бы творить столь гениальные и креативные вещи . И были бы они не единичными экземплярами чего-то особенного , а собственно общей массой обычных людей .
Интересно было прочесть про колебания в височной доле . Опять же возник вопрос , про сознательную добровольную стимуляцию . И можно ли в себе развить эту самую гениальность и креативность . Причём не только при помощи стимуляции мозга , но и например курсами , различными развивалками?
Вот она сила тока! Уже не первая статья сообщает, что стимулируя те или иные области мозга, человечество получает нечто большее. В данном случае, креативность. Не понятно только за счёт чего подавляются очевидные идеи, точнее, что при этом угнетается? Получается, что креативно мыслящие люди изначально обладают высоким уровнем альфа-колебаний в правой височной области мозга. Многие творческие люди, писатели, художники, использовали (может и сейчас прибегают, к таким методам) различные вещества, чтобы творить. Какая область мозга была задействована в этом случае? Нет ли здесь взаимосвязи? Говоря про креативность, мне всегда вспоминается фестиваль «Каннские львы». Люди, создают различную, не стандартную рекламу. Как перестать быть очевидным и стать креативным? Каким способом можно стимулировать височную область в нужный момент. Статья вызвала больше вопросов.
Позитивные эмоции способствуют креативному и отерытому мышлению. В этом слусае требуется меньше времени для принятия решений в ситуации, когда необходимо новым способом применить старую информацию. Некативные эмоции рассеивают фокус внимания. Эмоциональные барьеры стоят на пути креативности. Поэтому — добро пожаловать на индивидуальную консультацию! Не чехлы для чемодана, конечно. Но тоже ест, что предложить))).
Давно где то вычитала такую рекомендацию: на любой поставленный вопрос необходимо ответить не менее шести раз.И шестой ответ будет наиболее правильным ,эффективным и полезным.Теперь понятно откуда ноги растут.
Интересная статья, которая подтвердила и мои личные исследования. Работая в международных компаниях на топовых позициях, проходила много обучающих курсов и семинаров, целью которых было развитие именно креатианых решений и умения многогранно увидеть пути решения задач. Эти навыки также пришли ко мне после двухгодичного обучения по работе с метафорическими картами.
Многие Ошо-практики пропитаны именно этой идеей. Получается, что в этой статье, более научным языком я получила подтверждение тем знаниям, которые вынесла из предыдущего опыта. Конечно не понятно, как будут учёные стимулировать определённые части мозга.. Это интересно и вполне реально, так вживив микрочипы в мозге примеру , и воздействуя на определённые участки мозга можно излечить людей от депрессии, развить новые навыки и т. Д. Много статей в инете на эту тему и это тоже настораживает.. Таким образом человек может потерять свою самость и стать удобной и программируемой био машиной и здесь уже научные достижения могут выступать против человечества как такового.. Пока это далёкое будущее, однако страшновато.. Поэтому лучше развивать подобные навыки через тренировку, работу с ассоциациативными картами и другими техниками, коих много.. Альфа ритм мозга активно использовал в своих работах Хозе Сильва, через простое и глубокое расслабление происходит вход в этот ритм и можно креативить по полной. Для меня данная статья является изложением известной для меня информации, но более научным языком. Вообще тема очень любимая мной. Вопрос.. Креативность и иррациональность в контексте данной статьи, возможно назвать союзниками?
Любопытная статья. С каждой статьей у меня все укореняется убеждение о том, что человек не в чем не виноват, а во всем виноват его мозг)). Грубо говоря, некоторые особенности заложенные в нас природой известны каждому. Например, есть более впечатлительные люди и есть те кто могут действовать быстро и четко, а так же есть вялые люди, способные делать все долго и неторопливо, как казалось бы. Это ведь всё особенности нейронной активности. Даже тут полагают наши уважаемые исследователи, что креативность это остаточное явление развитости височной доги ГМ. Однако, можно её стимулировать… Но как же это сделать без воздействия током)). Можно ли вообще достичь усиления креативной жилы посредством каких-либо упражнений? Или это утопия, сравнимая с теорией известного всем французского зоолога Жана-Батиста Ламарка, из серии что у жирафа длинная шея потому что он долго тянулся за листиками на дереве))). Ну да ладно поищем информацию о том как развить креативность)).
Так вот почему ректор института, в котором я учусь, постоянно говорит о том, что надо нас электрическим током бить.. Он заботится о нашей креативности, способности мыслить нестандартно! Еще йоги говорят о пользе медитаций = когда остановка работы потока суетных мыслей, позволяет не только прислушаться к своему «Я», но и запустить работу мозга по-новому!
Мне кажется, для того же эффекта (подавить очевидные идеи) используются психотропные вещества. Гениальные музыканты, писатели (вспомним Булгакова и не только) как раз это использовали. Ну вообще, есть книги, упражнения, развивающие гениальность, хотя я сторонник того, что гениями все же становятся (хотя Рубинштейн допускает идею, что гениями становятся.
Научно написано. Тяжело воспринимаются подобные статьи. Я всегда причисляла себя к креативным людям. Да, бывают и ступоры находят, но по большому счету креативить умею. Так вот, согласна, что мозг именно так и работает: проходит от самых очевидных идей к более сложным. Очень хорошо в данном случае работает мозговой штурм. Возможно, оттого, что в группе людей переработка самых банальных идей ускоряется. А вообще, я бы хотела в подарок на Новый год получить такой аппаратик, который помогал бы мозгу креативить невзирая на отсутствие настроения и т.п. Про ступоры: креативность ведь не всегда можно «включить».
Я то считала, что идеи — это результат определённого труда.
Оказывается идеи генерируются в нашем мозге практически постоянно, но чтобы прийти к более креативной, мозг подавляет очевидные идеи. На полках магазинов полно литературы, как мыслить креативно, но это не означает что ты взял и сотворил что-то гениальное, тебе придётся попотеть, чтобы в твоей голове возникли ценные мысли. И если я человек нетворческий, то ни какие техники не сделают меня моментально креативной, но нет, стимуляция правой височной доли увеличивает эту способность. Креатив — это ничто иное, как новые связи известных явлений. А в любой идее главная задача, чтобы риск оправдывал средства, вложенные в неё.
«Человеческий мозг подавляет очевидные идеи, чтобы прийти к более креативным», — сообщают ученые из Колледжа Квин Мэри и Голдсмитского Колледжа (Лондон). Потрясающе, сразу же захотелось узнать, как мозг это делает. В ходе чтения статьи посмотрела, что такое конвергентное и дивергентное мышление. С удовольствием обнаружила, что дивергентный тип мышления мне часто присущ и сильно развит. При тестах, как можно использовать разные предметы не по назначению , я могу придумать множество и полезных, и бесполезных вариантов. Получается, что в ходе этого мышления мне сначала будут приходить очевидные вещи и только потом более необычные.
Следующим шагом ученых будет отследить мозговую активность при принятии креативных решений в реальных условиях. На данный момент все исследования проводились в лаборатории. Очень интересно, что это значит.
С креативностью у меня всегда было не очень хорошо, чаще всего вступали в силу стереотипы, теперь знаю, что дело в способности подавлять более очевидные ассоциации и переходить к менее очевидным, смелость идти непроторенной дорогой.Буду учиться!
Достаточно интересное исследование, собственно, скорее всего имеющее под собой основанием вполне часто встречающееся явление, когда действительно креативные, уникальные решения приходят только при отсутствии более простых путей. Если какую-то проблему или задачу можно решить по средствам уже известных схем и механизмов, то мало кто возьмется за поиски каких-то новых неординарных методов достижения результата. Объяснимо, что при наличии каких-то простых банальных решений, поиск уникального будет затруднен и для этого первоначально придется подавить, по сути забыть про уже известные методы достижения задач. Получается, что именно в дефиците рождается что-то выдающееся. Достаточно интересный и полезный вывод исследования.
Да,если бы нам всем был до конца понятен механизм рождения гениальных идей,возможно наш мир был бы совсем другим …
Мне понравилась новизна исследования при поиске неочевидных задач,которая заключается в том, что найден ключевой механизм (альфа-колебания в височной области головного мозга) нейронной активности, который отвечает за подавление очевидных ассоциаций.И понравился вывод исследования о том,что для того,чтобы понимать процессы, лежащие в основе новых идей, необходимо разложить креативность на составляющие компоненты и процессы и проанализировать их в контексте прежде, чем вновь собрать их воедино и понять весь процесс целиком.
Вот только ,мне кажется,что этот процесс исследования на уровне физиологии тела и физиологии сознания может затянуться, так как в этом процессе присутствует ещё и некая Божественная составляющая!(Да простят меня учёные-практики).
В книге Джо Диспенза я читал, что альфа-волны у любого человека наиболее активны в период пробуждения и перед сном, тк человек находится в пограничном состоянии между сном и явью. Можно себе задачу ставить на утро и выполнять ее в первое время после пробуждения. На мой взгляд креативные идеи рождаются спонтанно, просто так сесть и целенаправленно постараться выдать креатив у меня не получается, но когда я расслаблен и понимаю, что от меня никто ничего не ждет, я способен удивлять и себя и окружающих.
Наш мозг вообще удивительный орган, он может нас привести как к роскоши и гениальным мыслям, так и к деградации. Выбор за нами. Да безусловно есть люди более креативны, чем другие. Я считаю каждый человек особенный. Из мелких, маленьких мыслей рождаются гениальные. Новые слова в статье — это «Данная взаимосвязь присутствует и при конвергентном мышлении и при дивергентном мышлении».
В статье описывается как рождается креативность мышления и что на нее влияет. Оказывается, что креативность предполагает отвержение банальных и легко досягаемых решений в пользу более сложных и неординарных. Исследования показали, что стимуляция правой височной доли мозга позволяет мыслить более креативно.
Также из статьи узнала о конвергентном мышлении-когда требуется одно правильное решение и дивергентном мышлении-когда нужно придумать несколько вариантов.
Мне вот интересен вопрос для дальнейших исследований. Может ли человек со временем развить у себя способность контролировать эти альфа колебания в мозге или это врожденное? А так исследование, приведенное в этой статье проливает свет на то, почему одни люди креативнее и нестандартно мыслят. Меня этот вопрос мучал еще со школы, когда мой одноклассник мог быстро решать трудные задачи. Я думал как у него это получается и почему я так не могу. Теперь я знаю ответ)
Чтобы получить какой-то другой результат, нужно пойти по какому-то другому неочевидному пути, не так, как ты всегда делал до этого. Получается, креативность из той же серии — чтобы получить новую мысль, нужно отвергнуть первую пришедшую, очевидную, и пойти другим более глубоким путем. В новинку для меня стало, что креативность можно развить, что стимуляция правой височной доли мозга увеличивает способность подавлять очевидные идеи, я всегда думала, что креативность либо есть, либо нет изначально.
Пока читала подумала ,что у меня на работе креативными считают людей ,которые додумываются хотя бы до легкодоступных и очевидных вещей…работа головой ,мозгом это прям работа. До 20 лет примерно,я не размышляла так,а после ,как стала уставать на работе появилась такая особенность,что для работы головой я выделяю специально время . Так первом курсе института я могла в течении для заниматься своими делами и в перерывах ,когда не занята возвращаться к размышлениям над эссе, потом просто записывала все ,что считала нужным .может это банальная лень быть в работе постоянно. Может устаю сильнее действительно.
Данная статья открыла для меня термин мозговые волны «альфа колебания», влияющие на креативность. Прочитав статью, я начинаю размышлять о креативности своих решений и у меня сразу возникает вопрос: есть ли вообще креативность в моих решениях? У меня создаётся впечатление, что креативность не присуща мне, точнее я не заставляю работать свой мозг (напрягать его или загружать умственной работой) до такой степени, чтобы прийти к креативному решению. Иными словами, я не тренирую свой мозг, может за не надобностью таких решений, а может от нежелания работать в этом направлении. Отмечаю для себя, что данная статья показывает мне необходимость развиваться, работать над собой т.е. открывать новые возможности умственного развития (нет предела совершенству, надо заниматься собой).
Не думал до этого что можно физически сделать человека более креативным, стимулируя височную долю. Читая до этого информацию про метод 5 шляп, мозговые штурмы считал что тренируя мозг мы развиваем интеллект и креативность, теперь задумался что если подключить стимуляцию можно достичь большего результата. А вообще, придумывая рекламные текста, так и хочется написать очевидные вещи, даже скопировать у кого.Если осознанно пойти более сложным и интересным путем будет скачок.
Спасибо за статью! 🙂
Я считаю, что фундаментом творчества, является Активная Жизненная Позиция. Это тогда, когда самоощущения базируются на восприятии себя субъектом, а не объектом своей Жизни. Данная позиция предполагает по большей части позитивный и оптимистический взгляд на жизненные ситуации и Мир в целом. Такому восприятию способствует широкий, не рамочный тип восприятия. Словом креативный стиль мышления. При котором, преобладает нестандартный и нетипичный, и в тоже самое время продуктивный и прогрессивный способ решения задач.
Недаром креативные идеи рождаются на частотах работы мозга в режиме Альфа волн. Такой тип соответствует частоте колебаний волн в пределах 7-14 единиц за одну секунду. Принято считать, что генерация волн такой частоты происходит с помощью белого вещества, связывающего элементы мозга между собой.
При доминировании альфа-ритма, люди способны эффективнее выполнять все задачи, запоминать новую информацию, обучаться, справляться с тяжелыми физическими нагрузками. Также в такие моменты повышается творческий потенциал, а параллельно этому появляется позитивный взгляд на вещи, причем Мир буквально на глазах окрашивается в яркие цвета.
И главное правило, Креативности – никаких правил! 🙂
«Человеческий мозг подавляет очевидные идеи, чтобы прийти к более креативным». Креативность, наверное имеет свои корни с фантастикой. Мне представляется это процесс чистого листа бумаги в голове. И при постановке задачи, ответ надо найти как бы не помня прошлого опыта и не имея знаний. Для того чтобы креативить, мозг не должен быть захламлен всякой информацией. Особенно крадет творчество и креативность просмотр телевизора. Допускаю, что креативности можно научить, особенно детей, у которых еще не сформировано шаблонное мышление. Использование Транскраниальной электростимуляции допускаю только в рамках эсперимента. Хоть и утверждается что, «Данная техника не влечет никаких побочных эффектов и не доставляет неприятных ощущений». Есть ли более экологичные способы получения креативности, при повышении альфа-колебаний в правой височной области мозга….
Когда то на работе у меня был тренинг по развитию креатива. Читая статью вспомнила его, хотя это было очень давно . Вот он как раз начинался с того, что нас заставляли называть все предметы в зоне видимости другими существительными. Например стул — яблоком. Теперь понятно зачем. Что бы подавить привычные ассоциации. И только после этого мы приступали к основному заданию. Надо было придумать новое решение, новый выход в поставленной задаче. Видимо залог успешной креативности в умении подавлять очевидные ассоциации, быстро перестраиваться на менее очевидные. Возможно этого можно добиться тренировкой, постоянно выполняя упражнения на переключение. Или эта возможность врожденная? И не все так могут?
Очень интересная стать. Хотя в подобных исследованиях, мне всегда не хватает ширины освещения этих исследований. С чего все начиналось, какие задания выполнялись испытуемыми, чтобы понять в чем они и как пытались креативить. Были ли они специалистами в данных областях криативничества) и тому подобное. Может я конечно загоняюсь, но когда нет таких данных — это для тяжело для моего восприятия. Все равнод, что если бы ученые сказали — мы поняли, что если прибавить два, то получится два. К чему прибавить? Зачем? Какова логика? и все в этом роде. Или отбросить это все и ну да ладно… Если нужно заставить человека креативить, то дать ему молотком в правый висок….и если выживет, то раз — и вот тебе креатив…Впрочем, я думаю, ставя задачу — нужен креатив….можно и не в висок, а просто по пальцу, обещая, что если плохо получится, то в ход пойдет следующий и следующий палец… вот тут и без всяких дорогих приборов можно увидеть подавление очевидных ассоциаций..
Из статьи я узнал новые термины – конвергентное и дивергентное мышление. Описанное в статье исследование навело на мысли о возможности развития креативности подобными методами. Неужели сейчас так необходима от человека креативность? Я как-то всё больше замечаю, что в повседневной жизни требуется сделать дело таким образом, каким это же дело уже когда-то было сделано. С научной точки зрения данное исследование, наверно, интересно. Мне бы, конечно, хотелось прочитать о каком-то практическом его применении. А то у меня уже создаётся впечатление, что исследования проводятся ради исследований. Хотя сама идея повлиять на такую вещь, как креативность путём воздействия электричества на мозг очень интересна. Сомневаюсь, что в ближайшее время можно ждать какой-то конечный продукт для потребителей. Хотя сам бы я не отказался поучаствовать в подобном исследовании.
Интересным фактом для меня стало то, что креативность — не отдельный процесс, а следствие другого процесса. Раньше я думала, что ее можно развить, читая интересную литературу или просматриваясь креативные картинки и прочее. Оказывается все намного проще (или наоборот — сложнее) — надо отработать навык подавления очевидного. Это возможно ведь? Например, при стандартном ответе на вопрос продумывать ещё несколько вариантов, креативных.
Считаю, что навык креативности необходим в современном мире.
Неугомонные «заморские» ученые никак не могут найти себе покоя , все изучают и изучают , в том числе и мозг ,тот орган который у человека задействован примерно на 5% и им возможно не дает покоя тот факт, что остальные ресурсы серого вещества бездействуют и тут приходит в их светлую голову идея, а почему простемулировать электрическим импульсом височную часть головы и посмотреть что же из этого получится и эврика оказывается, данная область отвечает как вы думаете за что? барабанная дробь — за креативность.Получается дело остается за малым начать уже эксперименты в реальных условиях, в лабораториях они увенчались успехом. Тем не менее креативность это не что иное как новый,более полный взгляд на очевидные вещи, который дает возможность получить что то более интересное , что уже существует, а развивать данный навык или нет это выбор каждого отдельного индивидуума. Спасибо.
«Креативность предполагает отвержение банальных и легко досягаемых решений, но на данный момент мало известно о том, как это происходит на уровне мозга.»
Интересно, а есть ли такая проблема как излишняя креативность? Та ситуация, когда, например, увлекшийся процессом, скажем, копирайтер уже просто не способен руководствоваться простыми и очевидными идеями в повседневной жизни?
Само по себе очень интересен тот факт, что теперь креативность как особенность мышления можно изучить на физиологическом уровне и этим занимаются ученые. Если провести взаимосвязь с недавней статьей о контроле за генами на этапе зачатия ребенка, можно говорить о том, что в будущем можно также влиять на создание более креативных и более успешных людей. Это может придать мощнейший стимул для науки, скорости эволюции и т.д. Однако, здесь остается вся та же этическая проблема внешнего влияния на изменение характерных для человека особенностей характера, развития и, наконец, личности как таковой. Это все перекликается с антиутопиями в духе создания «идеальных людей». Тема неоднозначная. А исследование очень интересное и полезное. Статья понравилась. Хотелось бы посмотреть как будет развиваться дальше процесс исследований.
Интересен и нов для меня был сам механизм появления креативных решений. Хотя, если вдуматься, то это вполне логично, чтобы придумать что-то необычное, необходимо отбросить все обычное и обыденное.
Лично для меня креатив дается с трудом, мне нужно хорошенько постараться, чтобы отбросить «банальные решения» и придумать что-то поинтересней. Возможно потому, что я бухгалтер, а бухгалтерия любит точность, хотя и здесь иногда приходится «креативить».
Статья показалась мне интересной, нужно будет потренироваться уходить от банальных решений.
В наше время трудно придумать что-то новое, но умение абстрагироваться и посмотреть на мир с чистого листа, позволяет расширять горизонт возможностей.
Давно не секрет, что креативность — мышца, которую можно развивать.
Яркий пример нестандартного мышления, молодой человек по имени Джеймс Янг:
Работая менеджером, ему поручили продать яблоки, побитые морозом. Молодой человек отказался использовать воск для улучшения внешнего образа. Он сделал простую, но очень гениальную вещь: к яблокам приложил открытку с таким сопроводительным письмом: «Обратите внимание на эти пятна. Они указывают на то, что яблоки выращены в горах, при резких перепадах температур. Благодаря этому яблоки приобретают характерную для них сочность, сахаристость и аромат. Если окажется, что все сказанное нами не соответствует действительности, вы можете отослать весь товар назад»
В итоге яблоки были распроданы очень быстро, никто из заказчиков товар не возвращал, напротив просили ещё этих же яблочек.
Спасибо! Статья мне понравилась, познавательная.
Интересно и классно, наверное, было бы иметь переключатель,у себя в голове, спомощью которого можно было бы переключится с примитивных ассоциаций на не стандартные (креативные), вот тогда бы проявление творческих способностей было бы всегда доступно. Но так этого пока нет. Поэтому необходимо тренировать воображение, память, творческое мышление и т.д. Т.е упражнятся в своих творческих порывах. Как есть выражение » посмотри на мир иначе»
Мне понравилась статья , интересное исследование. Чем легче человек отказывается от привычных сложившихся ассоциации, тем быстрее он находит новые цепочки взаимосвязей. Чем устойчивее стереотипы, тем сложнее представить новые варианты в решении поставленной задачи. Абстрактное мышление нужно развивать с детства, чтобы можно было преломлять очевидные взаимосвязи по другим углом. Например, беспредметное рисование хорошо развивает креативное мышление. Интересные исследования, в особенности тот момент, что мозговую активность можно стимулировать. У меня возник вопрос, а нужно ли человеку со сложившимися стереотипами, нехарактерное для него непривычное решение задачи.
Всю статью можно сжать в одно предложение. Что бы быть креативным и гениальным достаточно отказаться от привычных решений и рассмотреть новые варианты решения этой же задачи. Сразу становиться понятным, что пользуясь такой схемой можно натренировать свое нестандартное видение мира, но при этом никто не гарантирует, что ты станешь гением или сделаешь великое открытие. У меня такие статьи вызывают чувство «потерянного времени», возможно я что-то не понимаю, но лично я люблю статьи на этом сайте, которые полны практических рекомендаций воспроизводимых в жизни. Эта статья неоправданно раздута на мой взгляд.
Ну вот, значит отсутствие креативности мышления может быть не психологической особенностью, а физиологической. То есть не следует стремглав обвинять человека в консервативности, детских травмах и проч. Дайте ему лучше приборчик, стимулирующий правую височную долю, усиливающий альфа-волны, подавляющие очевидные идеи. Тем более, что данная техника не влечет никаких побочных эффектов и не доставляет неприятных ощущений. у меня вот родилась не очень гениальная, а скорее очевидная идей — идти собирать салатики и праздновать новый год))
Соглашусь с трактованием креативности в статье. Я понял это так. Что креативность это внесение нового, в привычный ход того или иного события. Близлежащим образом так описывается творческий подход. Я бы приравнял это. И добавил, что креативность это тоже работа. Которая не рождается из ниоткуда. А это долгий мыслительный процесс. Который включается в себя накопление переработку ранее поступившей информации, в той или иной области. И тем самым накоплением и опытом, рождается креативная идея. Или иначе говоря был применён творческий подход к делу.
Т.е человек консервативный это человек не пропускающий ассоциативный ряд дальше самого привычного и,или примитивного.
А вот то что, раздражение током вызывает креативность заставляет меня думать что «мозг выдающий ассоциации бьют током за привычную ему деятельность. И он переходит к менее привычному ряду ассоциаций»
Т.е способность растекаться мыслию по древу это креативность. Тогда креативщики в какой то мере мыслители и изобретатели по жизни. Так как эта способность у них сформирована очень давно.
Статью я поняла так, что креативность-это работа! Работа, очень трудоемкая, так как нелегко принимать что то новое в уже установленный процесс. Мне тяжело принимать что то новое, но если то что я увижу будет радовать меня я буду развивать это дальше.
За все отвечает мозг. Мнеинравяться высказывания многих современных учёных, о том что можно и сознание раздельны, не едины. Это говорит о многом, например, о том что мы понятия не имеем на что способен мозг, и расследования процесса креативности ещё раз это подтверждают. Как у мозга получается из всей этой кучи информвции, которая а нем есть, а он помнит всё, выбрать нужную, оценить, т.е. самому себе сказать — нет это банально, и сгенерировать новую мысль.
Интересно, если на постоянной основе какой-то период времени подавлять возникновение банальных решений, отметать их как только они зародились в сознании, будет ли мозг обладать более высоким уровнем колебаний альфа-ритма. Закрепится ли этот римт? Станет ли он обыденным и привычным для такого тренированного мозга? А если — да. Человек не сможет мыслить банальными категориями и будет всегда креативить?
Наверное, в этой области ещё очень много непознанного.
Как раз в тему история пятиминутной давности. Девочка 5 лет. Загадка Деда Мороза: «На полянку, на лужок выпал беленький…» «-САМОЛЕТ», — ответила девочка. Вот это я понимаю нестандарное мышление)
Получается, что креативность может быть и у совсем маленьких детей.
Для того чтобы прийти к креативному решению задачи, необходимо пойти непроторенной дорогой, и это исследование показывает, что происходит на уровне мозговой активности», — пишут авторы. Предыдущие исследования показали, что одни люди более креативны, чем другие именно потому, что они могут подавлять более очевидные ассоциации и переходить к менее очевидным. В Данное исследовании говорится , что альфа-волны активно используются. Ничего про это не знаю пока. Но хотела бы обладать ими)По мне ,так Креативность вносит новизну в нашу обыденность. Спасибо зщ астатью
Для того чтобы прийти к креативному решению задачи, необходимо пойти непроторенной дорогой — для того, чтобы так поступить нужно обладать большим запасом ресурсов (деньги, придающие уверенность и необходимое количество нахальства; здоровье — быть первым это почти всегда гнев, зависть, ревность злопыхателей и в результате может возникнуть ситуация из разряда — нервы натянутые, как струна; нужно быть уверенным в себе на все 100%, ни капли сомнений, идешь не бойся — боишься не иди и многое другое из разряда взрослый, зрелый и так далее). Или просто нужно быть психопатом — они обладают многими полезными для бизнеса качествами…
Спасибо.
Статья заставляет задуматься о том, что шаблонное мышление вполне рядом. Вообще, за собой замечаю, что «шаблонно» думать куда проще, это не требует усилий и какого-то переосмысления. И такое поведение для меня часто характерно не только в моменты необходимости творчества, а вообще в жизни… На работе, учебе, в обычной жизни. Хочется идти по спокойному проторенному пути который хоть и будет требовать усилий, но я точно буду понимать, что это работает поэтому не стоит изобретать велосипед. Такой подход часто играет злую шутку со мной, одна ко даже сознавая это я могу продолжать из-за внутренней лени думать в рамках привычного… Так, что статья позволяет вспомнить увидеть ценность и способы реализации креативного мышления.
Статья о том, как начать мыслить креативно, видеть новое в обычном, найти подход для решения какой-либо проблемы. Для этого учёные , наверное, получили от заинтересованных лиц заказ на исследование мозга, чтобы повысить и ускорить процессы создания идей путём воздействия на него электрического тока. Это, конечно, логично, т.к. процессы протекающие в мозге являются электромагнитными колебаниями. Может я кого то разочарую, но ничего нового придумать невозможно. Всё уже существует. Новое, это хорошо забытое старое. В природе уже всё есть. Но шаблоны мышления создают препятствия для свободы мысли. Поэтому дети, ещё не имеющие шаблонов и знаний о том, что невозможно, фонтанируют идеями. Только их никто не спрашивает. Итак схема ясна. Сначала создаются шаблоны у свободномыслящих, затем снимают эти шаблоны с помощью электричества. Может что то в консерватории не так?