Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В чем секрет пристрастия или, напротив, абсолютного неприятия леденящих душу кинокартин разными категориями кинозрителей? Одни не могут насытиться фильмами ужасов, ходят на премьеры, пересматривают любимые ужастики снова и снова и собирают коллекции экранизаций романов Стивена Кинга. Другие предпочитают игнорировать этот жанр, зная о том, что не смогут выкинуть из головы увиденное однажды. Так в чём же дело?

ПЕРЕНОС СОСТОЯНИЯ

По мнению профессора Школы Коммуникации при Университете Пердью, Гленна Спаркса, причина состоит в различных формах реакции на окружающий мир тех или иных людей, возникающих по факту увиденного. Этот эффект называется «перенос состояния». Исследование Спаркса выявило, что во время просмотра страшного фильма у человека учащается сердцебиение и дыхание и повышается кровяное давление. После окончания сеанса это физиологическое возбуждение остаётся, хотя сам человек может об этом не догадываться. Это значит, что все последующие эмоции, которые он испытывает в этот день, в том числе и позитивные, например, радость от общения с друзьями, генерализируются. Таким образом, просмотр фильма ассоциируется не со страхом, который человек испытывал в зрительном зале, а именно с положительными переживаниями, и он хочет вернуться за новой порцией позитива.

Однако, если после фильма человек переживает негативный опыт, всё наоборот. Например, если он смотрел этот фильм на свидании, которое прошло не очень удачно, или попал в аварию по пути домой, эти эмоции также усилятся, и в дальнейшем просмотр ужасов будет ассоциироваться с негативом.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ

«Некоторые люди стремятся к высокому уровню психологического возбуждения, — говорит Спаркс. – 10% населения получают удовольствие от прилива адреналина».

«Есть люди, которые испытывают удовольствие от «опасности в безопасности»: они знают, что им ничего не угрожает, и просто хотят на время отвлечься от проблем», — объясняет Джоанн Кантор, профессор Центра исследований в области коммуникации Университета Висконсин-Мэдисон.

Не любят ужасы те, кто по жизни старается отсеивать нежелательные стимулы. Например, есть люди, гиперчувствительные к температуре в комнате или бирке на футболке. Скорее всего, у них будет и сильная психологическая реакция на фильмы ужасов, так же, как у эмпатичных людей, которые зачастую тоже не любят страшные фильмы.

Кроме того, учёные выделяют два способа справиться с сильными эмоциями: подавить и прочувствовать.

«Одни предпочитают конфронтацию, другие – избегание и отрицание, — считает профессор медиапсихологии Калифорнийского Государственного Университета Стюарт Фишофф. – Первые более расположены к этому жанру, чем вторые».

НОВИЗНА

Некоторые обращаются к фильмам ужасов за новыми впечатлениями. Обычно таким людям свойственно обращать внимание на всё необычное в окружающем мире. Они приравнивают рутину к смерти и поэтому их притягивают перемены, а опасность как раз нарушает рутину. Спаркс сравнивает интерес к фильмам ужасов с наблюдением за серьёзной аварией: такое увидишь не каждый день.

Не каждый день увидишь и спецэффекты, которые создают иллюзию сверхъестественного. «Есть люди, которые «подсаживаются» на эти эффекты и стремятся их разгадать», — считает Кантор.

Тем не менее, негативные эмоции вытесняют новизну: если мы сильно напуганы, просмотр ужастика просто того не стоит.

Спаркс объясняет: «Негативные эмоции хранятся в миндалине (область мозга внутри височной доли головного мозга) и, по сравнению с положительными, весьма устойчивы. Человек может испытывать отголоски неприятных эмоций, если что-то в окружении напоминает о сценах из фильма».

Кантор говорит: «После просмотра картины «Челюсти» люди не только перестали плавать в океане, но и стали бояться озёр и бассейнов».

Некоторые избегают фильмов, которые показывают близкие им ситуации. Например, студенты признались Спарксу, что стараются не смотреть фильмы, в которых жертвами оказываются няни, потому что они сами подрабатывают присмотром за детьми.

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Исследования показали, что фильмы ужасов нравятся больше мужчинам, чем женщинам. Причиной может быть тот факт, что в социуме мужчины позиционируются как более смелые и любящие опасность. Мужчины получают социальное удовлетворение от того, что ужастики их не трогают. В этом заложена идея преодоления опасности.

«Мужчинам нередко нравятся ужасы, потому что женщины склонны искать защиты и утешения, когда им страшно, и мужчины могут козырять своей силой и храбростью», — говорит Кантор.

Известный американский учёный Дольф Зиллманн исследовал, как влияет на впечатление от фильма присутствие компаньона противоположного пола. Он выяснил, что мужчинам больше понравится фильм, просмотренный с женщиной, которая напугана, а женщинам больше понравится фильм, просмотренный с мужчиной, которому не страшно.

ДЕТИ И УЖАСЫ

Родителям необходимо внимательно отнестись к тому, что смотрят их дети. Кантор исследовала эту тему и обнаружила, что студенты колледжа, которые смотрели ужастики до 14 лет, испытывают трудности с засыпанием и тревогу по поводу вполне безопасных занятий, а некоторые и вовсе их забросили.

«До 5-7 лет они верят в то, что видят, — говорит Кантор, которая написала ряд работ по техникам успокоения детей, напуганных продуктами СМИ. – Маленькие дети верят даже в неправдоподобные сюжеты. А детей постарше пугают как раз реалистичные истории о похищении или растлении. Подростков и взрослых больше страшат абстрактные угрозы, такие, как болезни и сверхъестественные силы».

Нейробиолог Джозеф ЛеДу из Нью-Йоркского Университета расписал схему работы мозга в момент испытания страха. Он утверждает, что из-за сложности человеческого мозга с его невообразимыми способностями к обдумыванию, обоснованию и праздным мечтаниям мы умеем беспокоиться так, как ни одно другое животное.

Это значит, что страх – не чисто биологическая реакция. Эта эмоция является результатом глубинных эволюционных факторов, к которым добавились новообретённые опасения. Взаимодействие между примитивной миндалиной и корой головного мозга, появившейся у нашего вида гораздо позже, позволяет человеку интерпретировать событие и реагировать на него страхом.

Фильмы ужасов могут играть на этом, говорит ЛеДу: «Если у вас хорошее воображение, вы можете подключиться к своим глубинным страхам, просто подумав о мало-мальски пугающей ситуации».

Наши детские страхи до сих пор пребывают в нашем подсознании, подобно архетипам. Экранные монстры поднимают их на поверхность, а если они становятся слишком реальными, мы можем закрыть глаза или прижаться к человеку, который сидит рядом. Можно упиваться этими эмоциями, зная, что через два часа «страдания» закончатся.

Похожие статьи:

11 ФИЛЬМОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В «ИГРЕ ПРЕСТОЛОВ»

НАРЦИССЫ ЛЮБЯТ ФИЛЬМЫ УЖАСОВ

Статья создана по материалам:

  • Lauren Suval, Why are we drawn to horror films? Psych Central, January 2, 2014.
  • Margarita Tartakovsky, Why some people love horror movies. Psych Central, October 31, 2012.
  • Leslie Fink, Why people love them. Live Science, November 6, 2009.

Фото: Player.hu

 

Подпишись на рассылку

email рассылки

12170cookie-checkФИЛЬМЫ УЖАСОВ: КТО И ЗАЧЕМ ИХ СМОТРИТ

Доступно для скачивания: