Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Когда вы идете голосовать, ваш выбор целиком и полностью осознан, а программа кандидата соответствует вашим собственным ценностям и убеждениям, не так ли? В действительности, в это хотят верить большинство из нас, однако, по результатам исследования, выбор человека не настолько осознан, как ему хотелось бы думать. Эксперты называют данное явление «слепота выбора».

Как именно это работает? В одном исследовании ученые просили участников посмотреть на фотографии разных женщин и затем выбрать ту, которая показалась им наиболее привлекательной. Затем ученые показывали каждому из участников фотографию женщины, которую он предположительно выбрал. На самом деле, это была фотография, которую участник не видел при первоначальном выборе. Далее участников просили объяснить, почему они выбрали именно это изображение и почему женщина показалась им привлекательной.

Если бы люди целиком и полностью были уверены в своем выборе и помнили, что они выбрали, большинство из них сразу заметили бы обман. Тем не менее, лишь 13% участников заметили подмену. Наиболее удивительно, что многие участники привели множество доводов о том, почему они выбрали именно это изображение. Некоторые из них уверяли, что это потому, что они предпочитают блондинок, хотя на фотографии, которую они изначально выбрали, была запечатлена брюнетка.

Что данное исследование может сказать о тех решениях, которые мы принимаем? Ученые обнаружили, что слепота выбора распространяется не только на визуальные стимулы. Она действует и применительно к выбору, в котором задействован вкус и обоняние.

Кроме того, слепота выбора распространяется и на наши политические предпочтения, хотя большинство людей уверено, что они целиком и полностью основаны на их убеждениях. Исследование 2013 года выявило, что ученые могут манипулировать ответами участников на всевозможные политические вопросы. Участники не просто не заметили, что их ответы изменились, но и стали защищать точку зрения, противоположную их изначальному убеждению.

Подводя итог, стоит отметить, что люди осведомлены о собственном выборе намного меньше, чем им хотелось бы думать.

Исследование: Hall L, Strandberg T, Pärnamets P, Lind A, Tärning B and Johansson P (2013) How the Polls Can Be Both Spot On and Dead Wrong: Using Choice Blindness to Shift Political Attitudes and Voter Intentions. PLoS ONE 8(4), e60554. doi:10.1371/journal.pone.0060554

33630cookie-checkТак ли осознан ваш выбор?