Смерть ребенка – тяжёлое испытание для родителей. А когда ребенок умирает в результате самоубийства, это привносит в их жизнь совершенно иной, глобальный уровень горя, боли и растерянности.
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, в возрасте от 5 до 11 лет в результате самоубийства погибают 2 ребенка из миллиона. Для подростков в возрасте 12-17 лет эта цифра равна 52. Таким образом, в среднем в США погибает 33 ребёнка в год. В России эти цифры можно умножить на три.
Представленные ниже данные четко характеризуют задачи по охране психического и психологического здоровья ребенка, которые стоят как перед каждым родителем, так и перед специалистами, занимающимися охраной детства, развитием и воспитанием детей.
Что дети знают о суициде
Дети понимают, что такое самоубийство? Они могут не знать конкретный термин, но суть становится им ясна в удивительно раннем возрасте. Брайан Мишара опросил 65 учащихся начальной школы (1-5 классы, в возрасте 6-12 лет), чтобы определить, что они знают о смерти и самоубийстве. Среди первоклассников только один был знаком со словом «суицид», но все остальные знали, что означает «убить себя».
В третьем классе все, кроме одного ребенка понимали слово «суицид» — они говорили об этом с одноклассниками, видели по телевизору или подслушали разговоры взрослых. Все дети, знавшие этот термин, также были в состоянии описать один или несколько способов сделать это.
Опрос Мишары показал, что с возрастом детское понимание проблемы становится более четким. Большинство первоклассников знали, что умершие не могут вернуться к жизни, а все второклассники – что в конце концов все умирают. Тем не менее, многие дети в исследовании Мишары так или иначе путались в данных. Например, два из трех одноклассников и один из пяти пятиклассников считали, что мертвые люди могут видеть и слышать.
Cходства детского и подросткового суицида
В своём исследовании Ариэль Шефтолл из Научно-исследовательского института Национальной детской больницы изучила данные о детях и подростках, погибших от самоубийства между 2003 и 2012 годами. Она обнаружила важные сходства и различия между этими группами. Сначала рассмотрим сходства.
В обеих группах было значительно больше мальчиков, чем девочек: 85% в детской группе и 70% в подростковой. Российская статистика показывает, что девочек, предпринявших попытку самоубийства, больше, чем мальчиков, однако мальчики доводят эти попытки до конца чаще девочек.
Согласно исследованию Шефтолл, наиболее распространенным способом самоубийства было удушение (81% детей и 64% подростков). На втором месте было самоубийство с применением огнестрельного оружия (14% детей, 30% подростков).
В обеих группах почти все смерти произошли в домашних условиях (98% детей, 88% подростков) и между полуднем и полуночью (81% детей, 77% подростков).
В обеих группах фигурировали проблемы личного характера: 60% детей и 46% подростков испытывали трудности в отношениях с друзьями или членами семьи. Другими триггерами были проблемы в школе (в 30-40% случаев детей и подростков).
Различия
Шефтолл и ее коллеги также обнаружили некоторые поразительные различия, связанные с расовой принадлежностью самоубийц, а также с наличием у них установленного специалистом психического заболевания.
В результате самоубийства погибло больше белых детей, чем черных, но в детской группе доля чёрных детей составила 37%, а в подростковой – 12%.
Треть детей и подростков, которые умерли в результате самоубийства, имели проблемы с психическим здоровьем, но две возрастные группы отличались по превалирующему типу расстройства. В детской группе лидирующую позицию держит синдром дефицита внимания: он встречался почти в два раза чаще, чем депрессия или дистимия – хроническое депрессивное состояние (59% СДВ/СДВГ против 33% депрессии), но среди подростков ситуация обратная (29% СДВГ против 66% депрессии).
Они на самом деле хотели умереть?
Шефтолл с ужасом обнаружила, что только треть детей и подростков, погибших от самоубийства, сообщали кому-либо о своём желании умереть. Может быть, остальные не думали, что могут с кем-то поделиться, или не хотели, чтобы кто-то знал. Возможно, это был импульсивный поступок, и у них не было времени сообщить кому-то о намерении.
Эбби Ридж Андерсон из Католического Университета Америки и ее коллеги отмечают их клиническое впечатление, что дети, которых занимают суицидальные мысли, «не столько жаждут прекращения их биологического существования, сколько хотят завладеть контролем, ищут сочувствия, принятия, признания и быстрого отклика ключевых людей в их жизни». Другими словами, они отчаянно хотят всё наладить, но не могут придумать более эффективный способ справиться с проблемами и уменьшить страдания, и самоубийство становится для них простым вариантом решения сложных проблем.
Андерсон предполагает, что существует два подтипа суицидальных детей: один подтип чувствует себя подавленным, безнадежным и не в состоянии радоваться жизни; другой более агрессивный, раздражительный, импульсивный и ищущий впечатлений. Второе более распространено среди детей младшего возраста.
Смутное понимание природы смерти, проблемы взаимоотношений, СДВГ и желание контролировать – эти обстоятельства вместе создают портрет ребёнка, склонного к суициду. Эти дети имеют сложные угнетающие отношения с окружающими, чувствуют себя подавленными, но не знают, как справиться с проблемой, а потом действуют импульсивно и причиняют себе боль, возможно, не ожидая смертельного исхода.
Что могут сделать родители
Важно понимать, что перечисленные факторы не определяют выбор каждого ребёнка. Все размышляют о природе самоубийства и смерти, но мало кто на самом деле собирается совершить такой поступок. Кроме того, СДВГ не должно ассоциироваться с суицидом, поскольку для большинства детей с СДВГ и депрессией не существует такой жизненной опции, как самоубийство. Сами же суицидальные мысли – это признак психического нездоровья. Ребенок, который занят мыслями о самоубийстве и смерти, срочно нуждается в помощи!
Первостепенная задача родителей быть внимательными к психологическому состоянию своего ребенка. Необходимо понимать границы его психологических и психических возможностей и не ставить его в ситуацию эмоционального выбора, в тупиковую ситуацию и не оставлять его один на один с теми проблемами, уровень которых для него непостижим в силу ограничений, связанных с развитием.
В случае, если ребенок психологически здоров и его эмоциональное состояние на подъеме, возможно и не стоит лишний раз акцентировать его внимание на проблеме конечности жизни и нелепости добровольного ухода из нее. Но оценка психологического здоровья ребенка – дело рук специалиста, — детского психолога. Понятно, что с переходом в старший подростковый возраст кругозор ребенка меняется и профилактический разговор станет скорее уместным, чем вредным.
Проблема в том, что к 8 или 9 годам «благодаря» СМИ и интернету большинство детей уже слышали о суициде. Поэтому, если вы знаете о том, что вашему ребенку доступна такая информация, есть смысл поднять эту тему в разговоре, чтобы обсудить то, что он знает о самоубийстве. Это шанс уладить недоразумения и объяснить, что самоубийство безвозвратно, и не может быть правильной реакцией на временные неурядицы, да и вообще не может быть правильным выбором. Важно донести до ребёнка, насколько он важен и ценен, и что вы всегда будете готовы помочь ему, с какими бы проблемами он ни столкнулся.
Говорите с ребёнком, будьте в курсе того, с кем он дружит, о его интересах и школьных событиях. Если вы заметили изменения в личности или поведении ребенка, такие, как отстранённость от сверстников или потеря интереса к прежним занятиям, если ваш ребенок кажется огорчённым или подавленным, и особенно если он имеет тенденцию к импульсивному поведению, постарайтесь выяснить, что происходит и что ваш ребенок думает и чувствует.
Для большинства взрослых очень трудно говорить на эту тему, потому что мысль о самоубийстве ребёнка приводит в ужас. Но заданные вопросы могу спасти жизнь.
Эксперты говорят, что расспросы о суицидальных мыслях – это важный шаг по предотвращению попытки. Вопреки распространённому мнению, это не «закладывает идеи» в голову ребёнка, а, напротив, открывает пути для получения помощи. Варианты вопросов, которые можно задать ребёнку:
- «Было ли тебе когда-нибудь так плохо, что ты думал о причинении себе вреда?»
- «Ты когда-нибудь думал: «Лучше б меня не было на свете»?»
- «Ты когда-нибудь хотел лечь спать и больше не просыпаться?»
- «Иногда, когда дети очень расстроены, они думают о смерти. С тобой такое было?»
Еще важнее провести с ребенком беседу, утверждающую ценность жизни. Показать, что на свете нет ничего дороже его неповторимости и уникальности. Рассказать ему о том, что его жизнь — это дар от которого он не имеет права отказаться. Беседу необходимо проводить на доступном для ребёнка языке.
Если ответы вашего ребенка дают вам повод для беспокойства, или есть ощущение, что что-то не в порядке, обратитесь за помощью. Лучше перестраховаться и ошибиться. В зависимости от срочности ситуации, вы могли бы позвонить по единому телефону доверия МВД России: 8 (495) 694-92-29, или по кризисному телефону доверия: 8 800 333-44-34.
В России также действует телефон доверия для детей, подростков и их родителей на базе Фонда поддержки детей: 8 (800) 2000-122.
Статья написана по материалам:
- Eileen Kennedy-Moore, Suicide in Children – What every parent should know. Psychology Today, September 24, 2016.
- Mandy Oaklander, Why young people are dying by suicide. Time, September 19, 2016.
- Мозер Н.В. Суицид: говорят, что идёт на снижение. Rusrand, 4 декабря
Согласно данным представленным в статье, среди детей и подростков, предпринявших попытки к самоубийству, в США большинство составляют мальчики. В России – девочки. Приняв во внимание, что тема подросткового суицида тесно сопряжена с проблемами психического здоровья личности, а подростково-юношеская среда представляет собой этакую «сжатую модель нации в целом» напрашивается предположение, что сложившиеся нормы взаимоотношений, традиций и тенденций травмируют в большей степени женскую часть нации россиян.
Пока читала, вспомнила девочку,которая покончила жизнь самоубийством. Я была тогда в 8 классе, она старше. Лично мы не были знакомы. Естественно по этому поводу было много разговоров, в моём окружении. Меня очень долго мучил вопрос, зачем она это сделала. А потом мне рассказали, что она в течении месяца, перед этим, говорила странные вещи о смерти. И тогда я не понимала почему никто не обратил на это внимания и не предотвратил это. Сейчас, прочитав статью, я думаю, что люди бояться поднимать эту тему, бояться даже думать об этом. Поэтому когда она об этом говорила, скорее всего, предпочитали не замечать этого. Действительно, в таких случаях лучше перестраховаться и как бы не приятна и пугающе не была эта тема, обсудить её. Ещё меня удивил тот факт, что суицид распространён и среди детей. Раньше я как-то связывала его больше с подростковым возрастом. Да процент меньше, но факт такой есть. Очень важно быть внимательным к ребёнку и изменению его поведения. Очень интересно с чем связаны различия по расовой принадлежности.
Одним из важных вопросов для меня, касательно этой темы, действительно ли они хотели умереть. Неужели для них эти желания или потребности: «не столько жаждут прекращения их биологического существования, сколько хотят завладеть контролем, ищут сочувствия, принятия, признания и быстрого отклика ключевых людей в их жизни», стоят риска потерять жизнь. Или они и правда недооценивают опасность и не понимают, что назад вернуться уже невозможно. Я сталкивалась в жизни с ситуациями, когда человек покончил с собой, а на самом деле хотел привлечь к себе внимание и восстановить мир в семье. Он был уверен, что его спасут, ноне успели. Страшно, что у людей возникают барьеры, рамки и они не могут обсудить свою проблему, привлечь к ней внимание. А если и привлекают, то другие недооценивают глубину переживаний. В общем я делаю вывод, что каждой семье нужен свой личный профессиональный психолог.
Если ребенок предоставлен сам себе, то может быть все, что угодно. Не сформировавшаяся психика и физиология, отсутствие точных жизненных установок делают его уязвимым и беспомощным при столкновении с новыми понятиями и явлениями. Окружение, общение, чем наполнен его день — это забота родителей. Сделать так, чтобы чадо не шлындало где попало и не наблюдало что нипопадя — ответственность родителей. И давать ему все, что надо, чтобы он не искал дополнительных ощущений, не требовал внимания и участия. Ведь если все есть, то и нехватку испытывать не придется. Вообще это страшно, когда маленькие люди сводят счеты с жизнью. Такое может быть только в сильно недоразвитом обществе. Странно, но на уровне правительства совсем нет таких тем, по СМИ слышно о бесплатном транспорте, поголовье скота, рельсах и трамваях, строительстве, чем угодно, только не самом важном. И новая фишка — сейчас стало модно заботиться о бездомных животных. Поразительно, нам есть дело до животных, а до детей нет… В общем, флаги, транспаранты, гимны, демонстрации…И крушить администрацию срочно! А ибо чего они бездействуют!!!
В жизни моей дочери-подростка (ей тогда было 14 лет) была встреча с подростковым суицидом. Девочка из параллельного класса, из благополучной, вроде бы, семьи, отравилась таблетками. Многие дети из параллели (это был 8-й класс) пошли проститься с ней. Глядя тогда на них, я думала – а ведь они действительно хотят привлечь к себе внимание, к своим проблемам, но не могут достучаться до нас, родителей, другими методами. Я полностью согласна, что они недопонимают всех последствий самоубийства и до последнего надеются, что их кто-то спасет, ведь они же дети, они верят, что потом у них все будет хорошо. Мне кажется, что только тогда, на этом страшном примере, многие дети поняли, что «потом» может уже не наступить, и мама может не успеть помочь. И вовсе не обязательно, что ребенок где-то «шлындает» или нет, занят его день полностью, или он предоставлен сам себе. Родители могут загрузить ребенка кружками и секциями, но не слышать, что ребенок им говорит каждый день, или чего не говорит. Да, может быть, и не надо специально поднимать тему суицида на «ровном месте», но эта тема периодически возникает в СМИ, дети все равно все видят и слышат. И надо дать ребенку понять, что все проблемы можно решить, только пока человек жив, и нужно не замыкаться в себе, а решать их вместе с кем-то. Хорошо, если ребенок обратится за помощью в семью, к родителям, но так не всегда бывает. В такой ситуации любой собеседник может оказаться немного психологом, и хоть как-то отвести ребенка от этой грани. Конечно, надо общаться с ребенком на любые темы, не надо бояться, что он что-то не так поймет и, не дай Бог, примерит это на себя. Наши дети и так знают больше, чем нам бы хотелось, а задача родителей, по моему мнению – объяснить ребенку, как применять те знания, плохие или хорошие, что накапливаются в его голове независимо от нас.
Два момента в этой статье вызвали меня наибольший отклик.
Я согласна с Эбби Ридж Андерсон, и тоже считаю, что ни один ребенок не хочет суицидом закончить свое биологическое существование. Это способ разом решить все проблемы, привлечь внимание, получить признание, достучаться, отомстить за обиды, услышать от родителей долгожданное «прости меня за все». Это последствие потери смысла жизни, отсутствия идеалов.
В то же время я считаю, что разговаривать с ребенком о суициде бесполезно. По той причине, что у тех родителей, которые что-то понимают и интересуются своими детьми такой проблемы просто не возникнет. Детский суицид — это уродливое и неестественное явление в жизни человеческого общества. Надо постараться, чтобы ребенок расхотел жить. А те родители, дети которых стоят на грани суицида просто не будут разговаривать никакие разговоры, ведь до этого они были глухи, слепы и заняты своим делом, с какой стати они заметят тот момент, когда ребенок будет готов перейти эту грань…
Я тоже столкнулась с суицидом в подростковом возрасте. Для меня это было очаровательно. Повесилась девочка из школы, моя ровесница. Для меня она была тогда героем… Я все о ней узнала. Сколько внимания, сколько раскаяния со стороны родителей, сколько хороших слов в ее адрес, красивое платье, собрались все ее друзья и родственники, собрался весь поселок, приехал ее папа, которого не было уже несколько лет. Ее заметили. Смерть помогла ей получить все, что было жизненно необходимо. Я понимаю, зачем она это сделала и тогда понимала.
До этой статьи вообще не могла себе представить такого явления, как детский суицид (до 11 лет). Депрессия в таком возрасте? Что должно случиться в жизни ребенка, ещё не озабоченного грузом опыта и проблемами взрослых, которые могут довести до самоубийства, чтобы подумать о суициде? Даже если речь идет просто о привлечении внимания.
Тяжело читать о смерти детей. Меня просто поразило, что существует статистика суицида среди детей с 5 лет!
В чем причина этой страшной проблемы? У меня очень много знакомых, в семьях которых дети — подростки. И большая часть из них не решаются завести разговор о сексе, алкоголе, наркотиках. «О, нет, еще рано, ей только 16!» А в глазах ужас. Как будто рассказы о этом могут привлечь в жизнь ребенка все пороки мира. Взрослые не понимают, что замалчивание проблем, не отменяет их существования. И накладывая табу на эту тему, отрезают все пути ребенку прийти за помощью к родителям. Подросток, столкнувшись наяву с тяжелой или незнакомой ситуацией, не поделится этим с близкими. Детей не обманешь, они видят нас насквозь. «Как я могу получить поддержку у мамы, когда ей даже говорить об этом страшно!» Вот и решает сам как может.
Дети конечно теоретически знают, что умирают навсегда, но надеются, что однажды можно вернуться. Тогда когда все проблемы уже будут позади, все обидчики поймут как они были не правы, когда все соскучатся. И жизнь после возвращения будет прекрасная и счастливая.
Ну не верю я, что дети реально хотят прервать свое » биологическое существование».
Детский суицид одна из табуированных тем в обществе. Её стараются замалчивать, так как обсуждать, что есть причины этого явления которые зависят от нас от взрослых и стыдно и страшно. Ответственность за детей несем мы взрослые и соответственно помочь нашим детям справиться с новыми, неизвестными им событиями, мыслями и переживаниями не то что наше право но и обязанность. Выслушать своего ребенка, когда он приходит с вопросами или за советом, обнять его когда ребенку это необходимо и поддержать его в тех начинаниях, которые для себя он считает важными. Ребенок хочет обратить на себя внимание, но видимо другого способа он не видит так как все перепробовал, а мы не обратили внимание. Занятость , карьера это прекрасно , но надо оставлять место рядом с собой и для тех кто нас любит и в нас нуждается.
Статья вызвала бурю эмоций и мыслей у меня 2е детей но разговор на эту тему не заходил ни когда .Очень важно я считаю что приводятся грамотные вопросы которые нужно задать ребёнку что бы не нарушить его психику и одновременно узнать его намерения .Спасибо за статью постараюсь ее применить в жизнь и буду внимательней относиться к своим детям .Да и к окружающем меня событиям .
Думаю, я не сильно ошибусь, если скажу, что мысли о самоубийстве так или иначе возникали у каждого человека хотя бы раз в жизни.. И скорее всего не так сложно вспомнить, что в этот момент вы чувствовали: ощущения безысходности, ненужности, обиды, желание доказать свою значимость – «пусть потом все мучаются без меня» и т.д. Но главное – отсутствие мысли о возможности решить проблемы альтернативным путем. И как правило, окончательное решение – переходить черту или нет – человек принимает один на один с собой. Поэтому считаю наиболее важной информацией в статье рекомендацию провести с ребенком беседу, утверждающую ценность жизни, уникальность этого дара и невозможность от него отказаться. В свое время, мне помогала услышанная как-то фраза «самоубийцы – это слабые люди, остаться жить – вот подвиг».
Еще в статье познакомился с термином «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), нашел в интернете информацию о данном заболевании. Исходя из полученных сведений, статистические данные, приведенные в статье (разный процент причин суицида у детей и подростков) стали более понятны – СДВГ, во-первых, с возрастом может уменьшаться либо к нему адаптируются, а во-вторых, депрессия, как более осознанное и основанное на прошлом опыте расстройство более характерно для подросткового возраста.
Для меня было шоком,что не только подростки,но и маленькие дети склонны к суициду.Благодаря статье,я узнала, как правильно поговорить с ребенком,чтобы выявить возможные негативные мысли.Данная статья навела меня на мысль о том,как мы,порой, не внимательны по отношению к своим близким,детям.Мы так стремимся их «воспитать»,»обеспечить»,»прокормить»,что совсем забываем о них самих,их переживаниях,ограничиваясь вопросом:»Как дела?».
До прочтения этой статье о детском суициде даже не думал. В голову не приходила мысль, что ребенок может покончить жизнь самоубийством. Обычно когда слышу о суициде тут же всплывают в голове подростки лет 13-17, но никак не дети. Не могу сказать, что благодаря этой статье увидел что-то кардинально новое, наверное это пока что связано с не актуальностью проблемы, ведь детей у меня нет. В свои детские годы о суициде у меня мыслей не возникало. Совершенно не помню. Наоборот, когда я узнал, что все мы рано или поздно умрем – то это стало пугать и приближать этот «конец» никакого позыва не было. В своей жизни я с этим явлением совсем не сталкивался… Статья натолкнула на мысль, что если исходить из идеи «задача ребенка быть счастливым» и это для него естественное состояние, то выходит, что воспитательная среда способна извратить природу человека совершенно на противоположный лад.
Страшная тема, но очень актуальная. Тема суицида и мыслей о смерти – табу и в религии и в обществе. Страшно от того, что когда ребенок сталкивается с какими-то проблемами, которые не может решить, он вместо того чтобы решать эти проблемы или хотя бы задать вопросы взрослым, думает о смерти. Откуда такой механизм? Откуда абсолютное недоверие себе, отчуждение и отчаяние? Я думаю, доверительные, близкие отношения между ребенком и родителем могут помочь в такой ситуации. Бывает же такое: родители постоянно на работе – нет понимания, в школе – друзей мало – нет понимания. Где ребенку найти место и время поговорить о своих вопросах? Ответ – нигде, кроме близкого окружения. Поэтому важно обращать внимание на странное поведение детей родителям и другим людям в обществе. В памяти всплывает история, когда знакомый парень-подросток из-за несчастной любви повесился.. К его трагедии неразделенной любви все относились с насмешками..до тех пор, пока такое страшное событие не произошло.. Поэтому так важно быть чуткими к друг другу. Мы же люди всё же..
Подростковый суицид — неприятная тема для родителей. И я думаю, что любой родитель думает, что его семью это не коснется. Решение многих проблем, также как и в случае самоубийства, простая беседа и разговор. Просто нужно разговаривать и уметь слушать. Расстроила, конечно, российская статистика : «В России эти цифры можно умножить на три». Это показывает на то, что в России не принято говорить о том, что тебя беспокоит и родители не уделяют должного внимания своим чадам. Удивили способы ухода из жизни «Согласно исследованию Шефтолл, наиболее распространенным способом самоубийства было удушение (81% детей и 64% подростков). На втором месте было самоубийство с применением огнестрельного оружия (14% детей, 30% подростков)» Это же как ребенок может себя задушить, мне кажется, что проще из окна выкинуться или вены вскрыть. Это подчеркивает то, что не все хотели действительно закончить жизнь. Вообщем в любой непонятной ситуации нужно разговаривать и будет вам счастье!
Для детей и подростков смерть, по большей части, имеет некоторый поэтический смысл, для кого-то суицид — причина привлечь к себе внимание и при этом , естественно ,отсутствует или достаточно смутно понятие того, что это навсегда , что это та точка невозврата и как это вообще выглядит. Я считаю, что, все таки, с какого то возраста детей стоит знакомить с реальными смертями , что бы не было поэтического заблуждения на этот счет стоит показывать некоторые научные фильмы или вовсе (скорее в старшем школьном возрасте) водить на экскурсии в морг, где все поэтические представления о смерти рассеются в одночасье. К тому же, стоит различать тех, кто действительно желают свести счеты с жизнью и тех, кто просто пытается привлечь к себе внимание и не редко с непоправимыми последствиями (режет вены в надежде, что кто-то все таки придет остановит, окажет мед.помощь, пожалеет и прочее, а в итоге этого не происходит) , естественно тут ключевое — это проявление внимания к ребенку, но опять же и в этом не стоит переусердствовать. Но так же есть те, кто достаточно осознанно (имея представления о смерти и скорее от некой безысходности) решают покончить с собой, эта осознанность уже сопоставима с суицидами совершаемыми взрослыми с которыми представлялось столкнуться и основными мотивами были либо полное одиночество (умерли все родные, не было надежды вновь с кем то сблизиться), финансовые проблемы (залезли в невероятные долги и действительно не видели выхода из ситуации) либо из-за смертельной болезни (с той позиции, что все равно умирать и какая разница, лучше уж раньше) , все эти ситуации объединяет полная безысходность в которой были убеждены погибшие, к тому же выясняется, что такие мысли не редко озвучивались , а значит, сумей кто акцентировать внимание на этом вовремя и постараться убедить, что не все так бесперспективно и безысходно, суицидов возможно можно было бы избежать. Конечно не редко таких ребят опознать достаточно не просто, они попросту скрывают свои намерения или не стараются сильно афишировать до определенного момента, но тут на мой взгляд есть единственный и скорее косвенный способ для общества, в большей мере профилактический, состоит он в том, что бы просто быть несколько внимательнее к окружающим и даже если человек чужой, но как то выразил мысли о безысходности постараться если уж не помочь то как то оказать сочувствие и, возможно , именно эта отзывчивость поможет спасти чью-то жизнь. В случае с детьми и подростками, учитывая, что их представления о безысходности во многом скорее будут преувеличены, это и вовсе не должно составлять труда.
Насколько я слышала о детском суициде из передач, новостей, статей — всегда это происходило по невнимательности родителей к своим детям. Если понимать чем твой ребёнок дышит- такого не произойдет!
Страшная и неприятная тема.
Не понимаю, что может дать статистика детского и подросткового суицида.
В основной массе причина суицида кроется в отсутствии внимания и воспитания. В первую очередь — это родители и опекуны.
А дальше уже взаимодействие с окружающими, воспитанием которых также кто-то должен был заниматься.
Людям не хватает взаимоуважения и любви. Нужно внедрять в массы воспитание этих человеческих качеств, начиная с реабилитации.
Полезны телефоны доверия:
1) МВД России: 8(495)694-92-29
2) Кризисный: 8(800)333-44-34.
1. Даже мысль в голову не приходила, что дети могут думать о суициде, а уж тем более что они могут дойти до практической реализации.
2. Отметил для себя, что внимательным надо быть к окружающим людям, особенно если речь идет о ситуации, когда ответственность за будущее человека до определенного этапа на мне.
3. Отметил, что надо формировать ребенку позитивные установки и показывать его исключительность, вдохновлять и создавать условия для развития.
Детский суицид это страшно. Я даже не задумывалась о количестве детей, которые убивают себя. Именно детей от 5 до 9 лет. Это как же должно быть плохо в этой жизни человечку? До какой степени одиноко, чтобы в таком возрасте лишить себя жизни. Как ребенок может это сделать технически? Если речь идет об удушении, как об основном способе самоубийства? Всему виной равнодушие и безучастность родителей. Ведь мы, взрослые, на самом деле очень часто упускаем момент, когда нужно поговорить, обсудить, рассказать и послушать своих детей. Мы отмахиваемся от них: «Какие у тебя могут быть проблемы??? Быстренько спать (или куда там еще отправляют детей, чтобы не мешали)»Нужно быть друзьями со своими детьми. И тогда, они безусловно будут счастливы,здоровы и, как следствие, живы.
Когда я училась в колледже ,повесился мальчик я была в шоке …мы вместе ходили на обед…он был другом моих друзей и по их рассказам после я узнала,что он имел проблемы в общении с родителями . друзьям он не жаловался ,просто рассказывал по факту ,редко был дома и о своих намерениях не сказал им и сделал это в лесу. На странице в вк написал — ещё увидимся. Ему было где-то 17-18 лет.
Я всегда считала ,что именно подростки склонны к такому шагу тк очень импульсивны и бросают вызов всем и каждому ,крайне депрессивны тк в этот период первая любовь,непонимание родителей,желание показать какие они особенные и запомниться,не важно как. то,что это могут сделать и маленькие дети вызывает во мне ещё больший ужас,ведь дети впринципе ещё любят этот мир и если они не любят его и свою жизнь,значит им отбили это чувство и не важно кто это сделал,это ужасно …после этой статьи так и хочется сказать — давайте будем более чуткими друг к другу ,ведь проявив внимание и поддержку к человеку в трудной ситуации может поднять его дух, вернуть надежду и желание жить..
Хотела написать о своих взаимоотношениях с дочерью -подростком, но почему-то вспомнила себя в этом возрасте. Всякий раз когда у меня возникали трудности в учебе , я очень боялась родителей. Вечером я ложилась спать и думала что все плохо, что меня снова будут ругать, а возможно и бить, что не было неожиданным ….и вот я всегда ложилась и думала : «А, ладно, будет совсем невыносимо-повешусь» Это был выход для меня!!!
Одна мысль о суициде приводит в ужас, а тем более ребенка. Очень важно быть внимательным к психологическому состоянию своего ребенка, интересоваться с кем он дружит, о его интересах и событиях, которые его окружают. Только общением со своим ребенком можно выяснить, что происходит и что он думает и чувствует.
Актуальная статья, особенно на фоне последних событий, связанных с арестом организатора групп в соц.сетях, в которых участников призывали к суициду,а участниками как раз являются в том числе и подростки. Шокирующая статистика, даже не предполагал, что среди самоубийц есть дети 5-11 лет.
Опять же отмечу, что статья замечательна тем, что представлен алгоритм действий для предотвращения суицидальных попыток со стороны ребёнка.
Заботясь о своих детях, интересуясь их жизнью и принимая в ней участие родители имеют все шансы не столкнуться с подобным горем, о котором говорится в статье.
Маленький ребёнок спокойно думает о смерти. Но представить себя умершим он не может. Он настроен на счастье и жизнь. Как же взрослым надо постараться, чтобы забрать у него это естественное изначальное желание. Сам ребенок до этого не может додуматься. Мы знаем то, что видим, слышим. Значит, об этом говорили взрослые или сверстники. Мир информации сейчас наполнен такими фактами, даже в мультфильмах и фильмах для детей. Невнимательные родители могут говорить в порыве фразы: «Как мне жить надоело», или «Вот умру, вспомните меня». Ребёнок часто просто повторяет, ничего больше не имея в виду. Похороны, для ребёнка выглядят, как торжественный ритуал. Он может представлять себя в гробу, в красивом платье, все о нём плачут. Это говорит об одиночестве ребёнка в своей семье, о неспособности понять его потребности, нежелании разделить с ним его эмоции. Он хочет как- то привлечь к себе внимание.
В подростковом возрасте все чувства обостряются. Трудно бывает принять свою внешность, насмешки сверстников, приходит первая влюблённость и разочарование. Если не было понимания и любви в семье, то суицид может казаться хорошим способом покончить с душевной болью. Дело не в психическом расстройстве детей, а в холодности, равнодушии и жестокости того мира, где растет маленький человек.
Очень важно поддерживать контакт с ребёнком его друзьями и окружением, стараться вникать в его проблемы и не обесценивать их. Статья конкретизировала возраст осознания ребёнком темы самоубийства. Важно разговаривать с ребёнком и объяснять последствия исхода такого рода поступков, показывать ценность жизни и его как личности. И благодаря переведённым в статье вопросам, родителям будет проще понять эмоциональное состояние ребёнка и вовремя оказать ему помощь.
Если ребёнок будет понимать, что при любых обстоятельствах родные и близкие люди всегда помогут , и что нет никаких проблем, которые нельзя было бы решить, у него не возникнет мысли о суициде. Очень важно интересоваться каждым прожитым ребёнком днём, ведь по сути только для родных людей жизнь этого ребёнка имеет смысл.
Мне кажется как отцу двоих детей, что основной задачей является интеграция идей в голову ребёнка. Важно что бы идея была позитивной. Цель, поддержка, глобальная общность. Суицид — отсутствие цели и одиночество в семье.
В моем представлении подростковые самоубийства в абсолютном большинстве случаев происходят из-за дефицита внимания, но оказалось, что большая часть-это проблемы личного характера. Для меня было новостью, что в РФ к суициду прибегают чаще девочки. 30% применяют огнестрельное оружие!? где вообще они его берут?ладно американские дети, там в каждой семье есть оружие, но русские дети где его берут?
Очень удивило, что дети ничего не говорили о своих намерениях, я была уверена, что так или иначе их поведение, настроение намекают на то, что что-то не так, по крайней мере, что бы обратить на себя внимание (они же этого и добиваются в 60% случаев). Может их просто не слышат? Следовательно механизм такой: «обрати на меня внимание сам или я заставлю тебя меня заметить». Из статьи получается так, что ребенок и не хочет совершать суицид, они хотят попугать родителей, но не понимают, что смерть это невозвратно, им никто не объяснил что это страшно и конечно.
Я в очередной раз утверждаюсь в мысли, что степень доверия ребенка к родителю помогает избежать трагедии. Очень важно сделать все, для того, чтобы ребенок ценил себя, и это задача родителей. Может лучше не супермодная игрушка, на которую ты долго зарабатываешь, в ущерб времени с ребенком, а старая книга, но прочитанная с ним вместе?
Родителям надо быть внимательными к психологическомусостоянтю своего ребёнка. Важно донести до ребёнка, насколько он важен и ценен. Необходимо говорить с ребёнком, быть в курсе того с кем он дружит, его интересах. Очень печально узнавать , что среди детей в возрасте 5-11 лет от самоубийства погибают 2 ребёнка из 1 мил, а в12-17 лет эта цифра уже 52 ребёнка.
Трудно без сожаления читать о подростковом и тем более детском суициде. Не имею опыта воспитания детей, но полагаю, что причиной является не сформированный внутренний ресурс для переживания проблем с одной стороны и с другой стороны — отсутствие внимая и поддержки в трудных ситуациях со стороны родителей.
Цикоза Ольга Детский суицид — это страшное явление. Что движет ребенком, когда он принимает решение свести счеты с жизнью? Является ли причиной серьезная проблема в жизни ребенка, которую ему не с кем обсудить, некому помочь, и ребенок не видит другого выхода в силу своего возраста и неустойчивой детской психики, кроме как уйти из жизни. А может быть это детский максимализм, женлание выделиться из общей толпы и доказать свою собственную неординарность?. Какова бы ни была причина ухода ребенка из жизни, в любом случае это вызов нам, взрослым: учителям, родителям, родственникам, друзьям. Это вызов нашему невниманию, безразличию к тому, что происходит с нашими детьми. Находясь среди нас, дети, склонные к суициду, чувствуют себя одинокими, непонятыми. Ведь в толпе одиночество страшно, голос разума тонет в ней. Ведь в толпе сметают несчастных, не заметя страшных потерь. Детский суицид — это укор нам, обществу, толкнувшему ребенка на страшное одиночество, приведшее к трагедии.Ребенок не понимает, что поиграв со смертью, он назад уже не вернется. Берегите детей!
На мой взгляд, эту статью должен прочитать каждый родитель. Не думала, что дети до 11 лет могут думать о суициде. Вообще это страшно, когда ребенок не видит смысла в своей жизни. Когда я слышала о детском или подростковом суициде, всегда в голове возникал один вопрос: А где были его родители? Неужели они не замечали, что с их ребенком что-то не то происходит? Зачем тогда было рожать ребенка, если им плевать, что с ним происходит? Наверно поэтому дети и уходят… Статья у меня вызвала бурю эмоций. Спасибо за правильно составленные вопросы, они точно пригодятся тем родителям, которым так и не удалось найти подход к своему ребенку, начать общаться никогда не поздно. Мамы и папы берегите своих детей!
Не смотря на то, что выделяют подтипы суицидальных детей: 1)подавленный и 2) агрессивный , т.е. склонных к самоубийству .На мой взгляд статья показывает , что основной причиной детского суицида , является » слепота» , »глухота», » бесчувственность», родителей по отношению к потребностям ребенка. А Также эгоизм- завышенные требования без учета его реальных возможностей.
Я увидел , что тема суицида детей для родителей-это как смертельная болезнь , о которой при жизни говорить страшно и не удобно , а после смерти поздно.
Из этой статьи я сделал вывод , что необходимо развивать в себе способности видеть и принимать изменения , которые происходят в ребенке и открыто говорить на волнующие его темы. Чтобы он чувствовал как он ценен и важен и что я всегда готов помочь ему , с какими бы проблемами он ни столкнулся.
Я считаю, что при решении этой проблемы первостепенное внимание надо уделять просвещению взрослых людей. Предложив прочесть эту статью близкому человеку, я услышала в ответ: «Не надо негатива с утра». То есть не надо негатива утром — испортится настроение на весь день, не надо негатива перед обедом — испортится аппетит, не надо негатива на ночь — плохо повлияет на сон. Взрослым людям не приятна эта тема, они не готовы это обсуждать также из-за отсутствия воспитательных навыков. Говорить о проблеме суицида среди детей и подростков необходимо, начиная с детского садика, как с родителями, так и с детьми. Хотя я сомневаюсь, что каждый психолог чувствует себя уверенно в этой теме. Для себя из этой статьи приняла рекомендации, как нужно разговаривать с ребенком, чтобы узнать его отношение к проблеме самоубийства, и еще один раз убедилась, как важна моя поддержка для детей.
Эта статья мне напомнила случай, когда девочка сбросилась (упала)с 7 этажа нашего дома, остались без ответов много вопросов:когда у неё появились мысли о смерти, что подтолкнуло её на это самоубийство, когда она приняла это решение?
Моё внимание было акцентировано на данных, приведенных в статье, цифры показывают, как необходимо вовлечение родителей в жизнь ребенка, оказание помощи и поддержки и как важно не упустить момент, когда эта помощь необходима.
Что детей может подтолкнуть на такой страшный шаг? Вообще, что может заставить человека проститься с жизнью?
Как важно правильно и вовремя уделять внимание ребенку. Уметь с ним открыто говорить.
Это статья подтвердила мои мысли на тему,того, что женщина с детьми должна работать гораздо меньше по времени.
Данная статья позволила мне отследить свои реакции на данную тему. Первое, что я отметила, это сильнейшее сопротивление со стороны психики. Я с трудом заставила себя читать статью. Затем «взяла себя в руки» стала читать, переживая при этом состояние «безнадёга.ru». Анализировать не получалось одни чувства и эмоции. За каждой цифрой чья-то конкретно не прожитая, прерванная жизнь… За каждой цифрой история ужаса и трагедии…
Поварившись в котле своих чувств и эмоций, я пришла к тому, что не хочу писать отзыв к этой статье. В тоже время осознавая, что прохожу, стадии отрицания и непринятия, я поняла, что не писать – не вариант. Поэтому «включив» рассудочное мышление и «протрезвев» от чрезмерных эмоций, я обратилась к Лере, своей дочери (ей 18 лет) и мы обстоятельно побеседовали на тему суицида и его возможных причин. О ситуациях, которые приводят к таким страшным и в большинстве случаях необратимым последствиям. Мой сын Богдан (ему 12 лет) на момент нашего разговора с дочкой, уже спал, поэтому участия в этой беседе не принял. Я вспомнила, что порядка 1,5 лет назад Богдан обращался ко мне с разговором о самоубийстве, он узнал, что актёр – герой фильма который он смотрел, предпринимал попытку самоубийства. И я полагаю, Богдан под впечатлением этой новости, задавал мне вопросы почему? и зачем?; тот актёр пошёл на такой «шаг». Тогда мы побеседовали с ним по этому поводу. Сегодня я ещё раз подниму тему суицида в беседе с сыном.
Прочитав комментарии к статье, я особенно отразила себя, свою первоначальную реакцию по поводу данного вопроса, в отзыве Валеры Гончарова. В части «Я увидел, что тема суицида детей для родителей – это как смертельная болезнь, о которой при жизни говорить страшно и неудобно, а после смерти поздно». Спасибо Валера!
Говорить на тему суицида нужно, и делать это нужно обязательно! Начиная с самого раннего возраста в семье, детском саду, школе, вузе. По средствам СМИ, книг, статей и т. д., везде, где могут видеть, слышать и воспринимать люди разных возрастов. Необходимо, на мой взгляд, доносить мысль, что Жизнь — это ДАР! Что каждая, отдельно взятая жизнь,- неповторима! Я верю и глубоко уверенна, что тогда, когда с раннего детства будет закладываться и формироваться основополагающая, базовая идея о неоспоримой и безусловной ценности каждой жизни, таким бессмысленным и бесчеловечным «вещам», как убийства и войны не будет места на Земле!
Для меня тема Суицида/смерти/причинение физического вреда попадает под категорию: «Не каркай, а то сглазишь» и потенциально провоцирующих тем. С другой стороны на уровне первого приближения, разговор о тревожности и переживаний в частности улучшает отношение с окружающим миром, и позволяет формировать навыки адаптации через общение.
Я помню, что в детстве, когда я с родителями смотрела телевизор, где обсуждалась тема суицида, мама обсуждала со мной эту информацию. Прямо она не задавала мне вопросов, но говорила о ценности жизни и о том, как больно тем родителям, чьи дети поступили подобным образом. В голове засело, что если ты любишь своих близких ты не имеешь права совершать такое, тем более в православной семье это сделать ещё проще т.к.суицид-это один из самых сташных грехов.
По большому счету, что нужно ребенку? Ваше внимание! Внимание к его жизни, его переживаниям, проблемам. Понимание того, что он может в любой момент обратиться к близким людям за поддержкой. Если ты внимателен, то как можно пропустить эти первые признаки суицида, такие как подавленность, растерянность, депрессия. Важно быть частью жизни своего ребенка,участвовать в ней, а не наблюдать со стороны как она течет сама собой.
Каждый раз ,когда я слышу о каких-то серьезных проблемах связанных с жизнью и здоровьем ,или проблемах взаимоотношений,я думаю,как было бы хорошо,если бы уже в школе ввели бы урок психологии.Сколько бы проблем можно было бы решить,какие знания о личных возможностях получили бы люди,вместе с возможностью ,что то изменить в своей жизни,остается только догадываться.Ведь спасение утопающих,дело рук самих утопающих и конечно дав возможность людям хоть немного контролировать свою жизнь ,получив определенные знания и навыки помогло бы гораздо сильнее ,чем все разговоры о том ,что нужно быть добрее и внимательнее к друг другу.
Анализируя круг своего общения, я понимаю, что с первостепенной задачей быть внимательными к психологическому состоянию своего ребенка большинство родителей не справляются. Многие даже не признают что такая проблема в принципе может возникнуть. Это означает, что дети могут попасть в зону риска.
Не знал что есть детский суицид, до прочтения статьи думал мысли о суициде у детей начинаются в возрасте от 15 лет.
Страшно, когда это происходит. Снова выходит на первый план проблема коммуникаций, взаимоотношений родителей и детей. Не раз слышал, когда взрослые говорят детям: «это не проблема», «это ерунда», … но если ребенок с этим подошел, то значит с его точки зрения проблема есть…но ведь взрослым это кажется таким смешным. В итоге у ребенка может сложиться ощущения одиночества, так как конкретно эту проблему не с кем разделить. Нужно стараться быть другом своим детям, чтобы они всегда знали — любой проблемой можно поделиться и найти способ ее решения.
Информация о том, что у детей от 5 до 11 лет могут возникнуть мысли о самоубийстве, повергла меня в шок! Это очень страшно, если даже самые маленькие детки способны на такой поступок! Про возможные суицидальные мысли у подростков я слышала и ранее. Сложность подросткового возраста в том, что нестабильность в поведении и перепады настроения, а также желание быть более самостоятельным, реализовать себя, ощутить свою самостоятельность, при этом не знание, не умение, не способность проявлять и распоряжаться этой самостоятельностью накладывают на психику подростка определенную эмоциональную нагрузку. Переходный (подростковый) возраст проходит каждый взрослый человек, однако это не означает, что у каждого ребенка появляется желание покончить жизнь самоубийством. Мое мнение, что если к вышеперечисленным состояниям добавляется непонимание в семье и в обществе, то у подростка могут возникнуть мысли о суициде. В очередной раз понимаю, как же важно выстраивать с ребенком доверительные отношения, уметь слышать и слушать!
Для меня открытием явилось то, что иногда даже нужно говорить с ребёнком о суициде. О смерти — да, но о самоубийстве… Очень, на мой взгляд, «тонкий» разговор должен быть, то есть, родителю нужно бытовой этом разговоре предельно аккуратным.
…«не столько жаждут прекращения их биологического существования, сколько хотят завладеть контролем, ищут сочувствия, принятия, признания и быстрого отклика ключевых людей в их жизни». — да, все из семьи.
Статья ещё раз показывает, как важно НА САМОМ ДЕЛЕ интересоваться своим ребёнком.
Страшная статья. Ужасно, что это имеет место быть. Пугающие цифры. В мир вседоступности, изобилия, прогрессивных технологий, в тот момент, когда ребенок должен радоваться, наслаждаться детством, юношеством, общением с друзьями, родственниками, он думает о суициде. Моя мама сама шила кукол, чтобы в них играть, а самое сладкое угощение был хлеб, смоченный водой и посыпанный сахаром. и у них не было ни мыслей, ни причин, ни тем более огнестрельного оружия, чтобы покончить жизнь самоубийством. В настоящее время, конечно соблазнов больше, больше причин, основная которая наверно деньги, у кого-то лучше смартфон, у кого-то автомобиль, дом, а у кого-то родители алкогольно- или наркозависимы.
Только не понятно, как они считают:
«в возрасте от 5 до 11 лет в результате самоубийства погибают 2 ребенка из миллиона.
Для подростков в возрасте 12-17 лет эта цифра равна 52.
Таким образом, в среднем в США погибает 33 ребёнка в год.»
То есть в первом случае, на миллион, во втором, на миллион. А в итоге в год 33 ребенка. Странная арифметика.
Рекомендации для родителей необходимо распечатать и передать каждому родителю в школе. Хотя боюсь, это мало поможет. Не так давно был случай. Дочь шла с мамой домой, они весело и непринужденно болтали, строили планы на предстоящие выходные, ничего не предвещало беды, вместе с тем, девочка в этот же вечер покончила с собой. 14 лет. Нестабильная психика. Тем не менее. Это ужасно, когда человек не находит для себя причин жить на этом свете, тем более в таком юном и прекрасном возрасте.
Что с нами происходит? Как же так может случиться, что в детской голове возникают мысли о самоубийстве? Конечно вина на взрослых. Детская психика это очень хрупкая материя, детей нельзя оставлять без контроля и внимания. Родители обязаны любить своих детей, знать с кем их ребенок общается, чем занимается в свободное время, что его интересует и волнует, иначе зачем было его рожать? Как то странно об этом говорить. Мне кажется это настолько очевидно, что иначе и быть не может.
Еще одним способом профилактики на мой является религиозное воспитание. Я до сих пор помню, как еще с детства знал, что участь самоубийцы после смерти еще ужасней, чем в земной жизни.
Ну и естественно про внимание родителей к детям — в точку. У ребенка должен быть по крайней мере хоть один человек, который сможет поддержать и возможно удержать от необратимого шага.
А статью нужно прочитать каждому родителю и сделать выводы.
Все сводится к тому — если вам ребёнок не безразличен, то вы первым узнаете о том что не так, даже если это просто проблема которая его беспокоит- корень всего есть безразличие у детям.
Но не во всех культурах это так, в Японии же детей с детсва учили, что достойное окончание жизни для самурая — есть харакири… Влияние религии также имеет важную часть — например в мусульманских странах — хоть это не совсем корректно, но однако имеет месту быть (случаи с подрывниками детьми…)
Все знают, что подростковый период самый сложный и для детей, и для родителей, но не все знают, как облегчить этот этап жизни. Многие заблуждаются, не говоря в открытую с ребенком о суициде, боясь подать идею, а ведь только так можно вовремя обнаружить эту проблему и спасти жизнь. И если есть хоть малейшие предпосылки что ребенок подвержен к суициду, то важно принять меры, а не ждать пока дитё не решит убиться. фонды и телефоны доверия могут и помочь.
Страшная тема.
Рад, что меня в детстве уберегло, хотя током несколько раз могло прибить.
Буду делать все, чтобы моим детям такая идея в голову не пришла.
Нужно просто быть к ним внимательнее
Быть внимательными призывает статья. Родители часто спрашивают у ребенка какую оценку он получил и редко о том, как его настроение и как он себя чувствует. В российском менталитете нет такой привычки обращаться к детскому психологу. Иногда это крайне важно. Конечно, хотелось бы, чтобы такое понятие как подростковый суицид вообще исчез из обихода. Возможно, если бы беседы о ценности жизни проводили в школе, то снизились показатели суицида.
Детей надо беречь. Не могу подумать что такое возможно, что дети до 11 могут думать о смерти и пытаться убить себя, темя сложная для моего понимания.
С вопросом подросткового суицида я сталкиваюсь в своей работе. Как только подростки совершают суицид, информация тут же поступает ко мне в отдел. У нас в области чаще всего причиной суицида становится неразделенная любовь или нахождение под действием наркотических веществ. Есть еще проблема появления страничек в вконтакте, где подростков призывают совершить суицид.
Я считаю, что взрослым важно не только учиться разговаривать с детьми о суициде и смерти, но еще и учить детей делиться своими мыслями и переживаниями со взрослыми. Учить решать сложности, проблемы, а не бежать и самоустраняться от них.
Сейчас мне страшно читать эту статью, когда есть дети и переживаешь о них. Когда в телевизоре и др. источниках «-бог знает, что пишут», показывают. Я задумалась, как бы я ее прочитала 15-17 лет назад, в подростковом возрасте, когда проблемы кажутся такими огромными и тяжелыми, сейчас понимаешь, что они все легко решаемы и мелочны, но тогда они казались значимы. Главное разговаривать родителям с детьми. Мне это статья напомнила себя подростком и помогла, напомнить о внимательности к детям и их проблемам, которые для них могут показаться непосильными, неразрешимыми.
Согласна. У меня внуки младшие дошкольники. Иногда они высказывают или делают такое,что от ребёнка их возраста даже вообразить невозможно.У них какой-то свой мир, очень глубокий и активный.Нам надо постоянно быть с ними, слышать их и понимать.Спасибо вам.
Спасибо за интересную статью. В этой статье я узнала, что с детьми стоит обсуждать тему суицида, до прочтения статьи, я думала, что самой такие темы лучше не заводить и всегда их боялась. Меня впечатлило, что маленькие дети тоже могут покончить жизнь самоубийством. Я всегда считала, что только подростки на такое способны, ну и взрослые. Меня заинтересовало то, что 14% детей и 30% подростков закончили жизнь с помощью огнестрельного оружия. Интересно, где они его взяли. В личном и профессиональном плане эта статья показала мне, что очень важно вовремя поговорить с ребёнком, задать правильные вопросы и увидеть изменения в поведении. Эта статья натолкнула меня на мысль о том, что в принципе важно разговаривать и интересоваться жизнью детей. Два года назад мой ученик, после выпускника с 9 класса спрыгнул с крыши. А перед этим он писал многим одноклассникам и мне тоже (я общалась со многими учениками помимо школы), просил занять денег и никто ему тогда не занял (все знали, что он никогда не отдаёт). Я до сих пор жалею, что не спросила что у него случилось. И денег то не жалко, а ребёнка больше нет. Я не виню себя, так как я ему никто и может мои вопросы ничего бы не изменили…