КАК ГЕНОТИП ЧЕЛОВЕКА ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
Биологи и генетики демонстрируют потрясающий прорыв в понимании некоторых процессов и механизмов, относящихся к развитию человеческой личности. На сегодняшний день их основным вкладом в науку является выявление генов и хромосомных ошибок, которые приводят к отклонениям. И в то же время в вопросе изучения человека у специалистов пока вопросов больше чем ответов. Да, ученые могут с уверенностью указать на наличие трисомии, как главного фактора способствующего умственной отсталости у человека с синдромом Дауна. Но научное сообщество до сих пор гадает, почему дети из одной семьи имеют разный уровень IQ. Имеющиеся на сегодняшний день данные не позволяют указать, какой конкретно генетический материал и почему был передан каждому из членов одной семьи. Так же до конца не изучено, какие из биохимических и метаболических факторов включены в развитие агрессии, альтруизма, интеллекта и коммуникабельности. Большинство достижений в понимании того какую роль в поведении человека играют генетические факторы появились благодаря науке «поведенческая генетика» или «психогенетика».
Сегодня становится очевидным, что в вопросах изучения наследственности пути генетиков и биологов расходятся. Ученые данных специальностей подходят к теме наследственности с разных сторон, их методы изучения и задаваемые вопросы зачастую не совпадают. Что касается поведенческой генетики, то исследования могут проводится без упоминания хромосом, генетических факторов и описания молекул ДНК. По факту, генетика поведения начала свое развитие еще до того, как на свет появилась современная теория гена. Центральной проблемой поведенческой генетики стоит понимание вклада генетики в широкий спектр наблюдаемых индивидуальных различий в поведении человека в течение всей его жизни.
Одно из интереснейших наблюдений, которое сделали ученые генетики это то, что генотип индивида способен формировать среду его существования.
Существует общепринятое мнение: формирование человеческой личности напрямую зависит от среды в которой он вырос. Большинство людей согласятся с тем, что чем более любящими и отзывчивыми были родители, тем лучше обстоят дела у взрослого человека с самооценкой. И наоборот, из семьи с жесткими не склонными к сочувствию родителями выходит человек полный комплексов и тревог. Данную точку зрения мало кто ставит под сомнение. А вот о том, как генотип влияет на формирование ребенком взгляда на окружающий мир, его поступки и восприятие действительности мало кому известно.
Ученые (Plomin, DeFries, &Loehlin, 1977; Scarr & McCartney, 1983; Scarr, в прессе) предложили, что существуют три сценария развития влияния генотипа на то как человек создает среду вокруг себя. В первом случае влияние генотипа на среду выглядит весьма пассивно. Так происходит тогда, когда обеспеченная для ребенка среда обитания соотносится с его генотипом. Как пример можно рассмотреть семью интеллектуально развитых людей, которая с детства снабжает ребенка необходимыми стимуляциями для развития мозга в виде книг и культурно обогащающего общения. В такой среде интеллектуальные зачатки человека проявляются во всей красе. Во втором случае генотип проявляется более выразительно. Так генетически заложенные основы поведения и темперамент влияют на формирование той среды, которая создается вокруг ребенка окружающими его людьми. Было установлено, что улыбчивый от природы и активный младенец вызывает большее желание общаться с ним и как следствие стимулировать его психическую и интеллектуальную деятельность, чем у его более пассивного и не сильно восприимчивого ровесника(Lytton, 1980). В третьем случае генотип еще более активно влияет на окружающую обстановку. Данный процесс носит название выбор ниши. Происходит намеренный поиск среды, которая будет стимулировать природные задатки. Так экстраверт становится вовлеченным в широкий диапазон социальной активности и заводит большое количество контактов. Особенно наглядно выбор ниши может проявиться в более старшем возрасте, когда человек постепенно уходит из-под опеки родителей и обретает свободу. Получается, что находясь в условиях зависимости, генотип проявляется одним образом, а при условии свободы выбора совсем иным.
Именно отсутствие константы в виде постоянного изменения окружающих обстоятельств приводит к тому, что до конца определить долю вклада, который вносит в формирование личности наследственность, а какой окружающая ее обстановка по сей день не представляется возможным (Baumrind, 1991).
Сайт: www.псиблог.рф
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: дети, родители, взрослые дети и их родители, семья, наследственность, генотип, генетика поведения, генетика, психогенетика, эпигенетика, поведенческая генетика, развитие ребенка
Источник фото: alpha.wallhaven.cc
Из статьи узнала новое понятие: поведенческая генетика. Было интересно узнать, что генотип человека формирует среду его обитания. Получается, что тезис советского периода: человек сам кузнец своего счастья в определенном формате работает. То есть, генетически в каждом человеке уже заложена возможность выбрать окружение. Поэтому жалобы людей, которые причитают на тему, что не те им друзья достались, не те супруги попались, не те начальники стали над ними начальствовать, тупые подчиненные, скандальные соседи – не совсем обоснованные. Интересно было бы узнать такую информацию. Допустим, если человек рождается с высоким уровнем интеллекта в интеллигентной семье, его генотип развивается по пассивному сценарию, другой ребенок с высоким интеллектом рождается в семье, где главные ценности – чтобы было что есть и во что одеться. Его генотип развивается по третьему – активному сценарию, он много делает для того, чтобы сформировать среду обитания, соответствующую его мироощущению. Кто из этих двух людей имеет больше ресурсов в жизни, кто из этих двух будет на более высоком уровне личностного роста. Что в итоге дает человеку активная деятельность по формированию своей среды обитания?