Ответ: да
Навык отсроченного удовольствия – это умение ждать, чтобы в итоге получить то, что хочешь. Данный навык свойственен только человеку, животные им не обладают.
Подтверждением связи успеха и умения ждать является так называемый «Стэнфордский зефирный эксперимент», проведенный в конце 1960-х – начале 1970-х психологом Уолтером Мишелом, позднее ставшего профессором Стэнфордского университета.
Четырёхлетнему ребенку выдается один кусочек зефира, у экспериментатора «вдруг» появляются неотложные дела, и он вынужден покинуть комнату, предварительно предупредив ребенка, что у него есть выбор: съесть зефир прямо сейчас или подождать 20 минут и получить 2 кусочка зефира. За поведением ребенка следят при помощи скрытой камеры. Кто-то съедал зефир сразу же, кто-то какое-то время раздумывал, но потом все-таки съедал зефир, а некоторые из детей делали над собой волевое усилие, чтобы сдержаться и не съесть угощение. Кто-то из них пел, кто-то играл, были случаи, когда дети ложились спать, чтобы не поддаться соблазну.
«Зефирный эксперимент» позволяет выявить важнейшие свойства интеллектуального развития детей. Уолтер Мишел вернулся к изучению данной группы детей спустя несколько лет, когда они сдавали выпускные экзамены из школы, и выявил существенное соответствие между умением ждать и академическими успехами. Группа детей, которые дождались второго кусочка зефира, не поддавшись соблазну сразу съесть первый, показывали более высокие навыки контролируемого поведения и в целом добивались больших успехов.
Способность откладывать удовольствие всегда является признаком эмоционального интеллекта. Это фактор, который оказывает влияние на протяжении всей жизни, будь то процесс обучения, работы или занятия спортом.
Контроль импульсов, который продемонстрировали четырехлетние дети в данном эксперименте, является базовым навыком и важнейшим свойством человеческого ума. Это победа рационального мышления над импульсивными поступками, который невозможно учесть в стандартном тесте на IQ.
ПОХОЖИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ:
Спасибо за статью. Умение сдерживать себя, свои желания, в том числе и вкусовые, исконно прививалось русскому человеку. Эти навыки были крайне необходимы и в прежние времена. Актуальны они и теперь. Изумительная основа по обоснованию и организации питания заложена в Православии. Система еженедельных и многодневных постов предусматривает и питание, и многие другие аспекты воздержания.Таким образом человек научается и привыкает управлять желаниями, здраво оценивать необходимость тех или иных действий, быть собранным и организованным. Таким образом он выпадает из системы бездумного потребления, насаждаемой сейчас. Сама я стараюсь «включать мозги», не всегда это получается, но система отложенного удовольствия действует.
Блин ,так хочется не согласиться с этим , слопать сразу два зефира и лечь спать ,а утром заточить еще два и ничего не откладывая получить желаемый успех.Ни кто нас не пожалеет. Сам себя люблю ,любил и любить буду. Но когда понимаешь что откладывать удовольствие является признаком эмоционального интеллекта,начинаешь задумываться ,что лучше *эмоциональный интеллект*(петь,играть,ложиться спать, чтобы не поддаться соблазну)или все же два зефира??? Как говориться *Лучше синица в руках , чем журавль в небе*! Возможно я испорченная личность и мне нужно идти спать!Но я выбираю два зефира (выключаю мозги)……… ……………… и спать! )))
Очень интересный эксперимент, у меня возникло 2 вопроса:
1. Интересно как бы я поступила в 4 года на месте участника эксперимента.
2. Может ли влиять ценность лакомства на решения ребенка. Я думаю, что если бы мне предложили обычный зефир, я бы наверно съела сразу, но если бы мне предложили зефир в шоколаде, нашла бы силы ждать. Потому, что для меня зефир в шоколаде был невероятной редкостью и ценностью и думаю перспектива получить 2 таких повлияла бы на мое решение.
Ключевая фраза — «делали над собой волевое усилие». Успех в учебе, спотре, бизнесе, да в жизни в общем случается именно с людьми, обладающих способностью к волевым действиям.
Кстати, готовность поступать вопреки непосредственному эмоциональному побуждению — отказаться от чего-нибудь приятного , сделать что-то неприятное — встречается уже на 3-м году жизни (С.Рубинштейн).
Мне самой достаточно легко пройти через трудности, отложить что-нибудь, доставляющее мне удовольствие, если перспектива сулит мне большие дивиденты.
Класс!Меня честно рассмешил этот эксперимент, действительно сейчас задумалась и поняла, что когда я сдерживаю себя получаю намного больше чем могла бы. Это касается разных аспектов моей жизни, к примеру если взять обычную ссору с мужем, я уже четко понимаю если я сейчас взорвусь на его ответ агрессивный и проявлю взаимную агрессию, то пойдет все и покатит, но если я промолчу и немного подожду походя молча, то через некоторое время он остынет и почувствует себя виноватым, и попытается загладить свою вину. Сдержанность, сила воли над собой, испытывая себя — как обучение себя контролю. Статья помогла мне вспомнить различные мои ситуации и обратить внимание на мое поведения в них, теперь я думаю буду более осознано их проходить.Спасибо!
Потрясающая закономерность — способность откладывать удовольствие всегда является признаком эмоционального интеллекта, это фактор, который оказывает влияние на протяжении всей жизни, будь то процесс обучения, работы или занятия спортом.
Контроль импульсов, который продемонстрировали четырехлетние дети в данном эксперименте, является базовым навыком и важнейшим свойством человеческого ума.Вспоминаю себя в детстве, когда угощали конфетами в гостях, я ждала, когда приду домой и складывала их в вазочку, когда их набиралось много, у нас с сестрой был настоящий пир.Интересно, что это навык, а значит этому можно научиться и научить.
Давно знакома с «Зефирным экспериментом». Часто приводила этот аргумент в тренингах, аргументируя участникам значимость эмоциональной сдержанности.
Эксперимент, по сути, показывает, что есть люди, от природы наделенные способностью «отсрочить свое удовольствие ради более значимого стимула». У иных, этот навык вырабатывается сознательно, годами. Я отношусь ко второй категории, и , как бы не хотелось мне уметь вовремя говорить себе «стоп», на интуитивном уровне это не получается. Думаю, по результатам этого простого эксперимента, можно судить о способностях: копить или тратить, инвестировать или терять, усидчиво добиваться результата или отказываться от амбиций. Я рада, что в своей жизни столкнулась с таким исследованием, пока «не все так запущено»)) ведь чем раньше начать учиться Добавить в словарь, тем больше перспектив)
Для меня это тяжело. Охото всё и сразу. Ждать нужно уметь. Тем более если знаешь что будет лучше, если подождешь. Например с зефиром. Удивило что дети начали сами искать способы для того что бы не ждать. Отвлечение. Способные,умные дети. Психологическая реакция. В личном плане поняла что нужно уметь ждать, заняться чем то другим,что бы не быть в ожидании. У меня постоянно срабатывает нетерпение, быстрее бы!
В профессиональном плане получила знания, что умение ждать это признак эмоционального интеллекта. Нужно попробовать когда есть выбор и можно подождать, подумать что это принесёт. Контроль импульсов, контроль себя. Сложно, но можно. Спасибо за статью!
Мне знаком этот эксперимент. Ну эксперимент на мой взгляд достаточно спорный. Может ребенку и одного зефира достаточно? Мне, кажется, что иногда лучше что-то сделать и потом уже не думать об этом, чем зацикливаться на том, что в конце недели, месяца, года, что-то произойдет. Все зависит от ситуации. Ну а в целом да, только дети хотят исполнения желаний немедленно.