Взросление – важный этап в жизни каждого человека. Именно взрослея, человек учится контролировать свои влечения и эмоции, обретает способность наиболее полно воспринимать реальность, познавать и ассимилировать ее. Взрослый человек обладает навыками управления стрессом, умеет откладывать удовольствие для достижения значимых для него целей, преодолевать разочарования, управлять временем и умеет ждать.

Важно отметить, что человек способен повзрослеть только при условии, что его окружение помогает ему в этом. Таким образом, окружение должно развиваться вместе с ребенком. Чтобы воспитать психологически здоровую, эмоционально зрелую личность, родителям необходимо самим быть стабильными и эмоционально зрелыми.

Проблема эмоциональной незрелости родителей может быть представлена в двух видах. В первом случае она выглядит как безответственность: родители не могут позаботиться о своем ребенке, удовлетворить его базовые потребности. Как правило, такие родители страдают разного рода зависимостями. Нередко такие ситуации переходят под контроль социальных служб.

Второй вариант – это такая ситуация, когда внешне родители подчиняются социальным нормам: они кормят своих детей, следят за их внешним видом и за тем, чтобы дети регулярно посещали школу. Однако такие родители не поддерживают эмоциональный контакт со своими детьми, в их отношениях нет близости. Как правило, это происходит тогда, когда сам родитель не имел подобного опыта близких отношений и безопасной привязанности к значимому взрослому.

Незрелый взрослый, как правило, имеет привычку жаловаться. Он уверен в том, что является жертвой: обстоятельств, других людей, несправедливой судьбы. Он мечтает о счастье, но счастье для него означает возможность ничего не делать, будучи уверенным, что все проблемы решатся сами собой. Человек занимает пассивную позицию, находясь в которой он предпочитает не влиять на происходящее в жизни. Незрелые взрослые питают иллюзию, что им кто-то чем-то обязан. Он чувствует потребность удовлетворить потребности, неудовлетворенные в детстве, например, потребность в защите и безусловном принятии. Но так как с самого детства с ними обращались пренебрежительно, он испытывает чувство обиды. Человек, изначально обиженный на своих родителей, постепенно переносит обиженность на всех окружающих его людей.

В отношении психической активности для незрелости характерна минимизация действий и отсутствие жизненных сил.

Еще одна группа незрелых людей условно называется «исключительными». Это люди, которые считают, что они достаточно трудились, страдали, теряли, что дальнейшее подчинение каким-либо требованиям или условиям (например, ходить на работу), не вписывается в их жизнь. Такие люди совершенно уверены в своей исключительности и не желают жить обычной жизнью, прикладывая какие-либо усилия для достижения целей. Как правило, эти люди живут или за счет своих родителей или ссупругов.

Во всех этих случаях присутствует «глубокая травма»: безразличие, отсутствие родительской любви, заботы, элементарного физического контакта (кроме случаев физического наказания). В результате, у ребенка искажается мышление и реакции на происходящее вокруг, что приводит к нарушению в развитии. Вырастая, но, не взрослея, человек ощущает себя ущербным, неспособным справиться со своими проблемами в одиночку, он жаждет получить то, чего ему так недоставало в детстве – идеальную родительскую поддержку.

Что же происходит с детьми незрелых родителей?

Дети в подобных семьях, как правило, сами того не осознавая, каждый день испытывают эмоциональную незащищенность. Родительская незрелость является толчком к преждевременному взрослению ребенка. Он вынужден стать маленьким взрослым, не имеющим возможности насладиться детством и отрочеством.

Часто дети незрелых родителей, сами став родителями, инстинктивно прибегают к гиперопеке своих детей. Они становятся «слишком» взрослыми, чувство вины и чувство долга – ключевые понятия в жизни рано повзрослевших людей.

Ребенок–взрослый, — пишет Агнес Оппенгеймер,- это взрослый, который не смог побыть ребенком, раньше времени повзрослевший, вынужденный взять на себя заботы о семье и лишенный должного воспитания, игр  и т.д. Став взрослым, он будет вести себя, как тот ребенок, которым он никогда не был, это взрослый, регрессировавший к фиксированным схемам поведения. Нормальные потребности в зависимом положении и заботе не были должным образом учтены и реализованы, и  внутри взрослого законсервировался тяжело травмированный ребенок. Дети-взрослые становятся жертвами депрессии, испытывают проблемы  идентификации, защищаются посредством отрицания, испытывают потребность в контроле и устанавливают его путем внешней маскировки глубоких внутренних переживаний.

Проблема в том, что преждевременное взросление  часто связано с остановкой в развитии или дисфункциями, отголоски которых проявятся в будущем.

Ребенок, который не смог защититься от опасного и разрушительного окружения, выстоял  и развил при этом у себя защитные  рефлексы по отношению к взрослым. Он, вероятно, также выработал систему защитного отрицания, поскольку умеренность его устремлений связана с уцелевшими способностями преодолевать трудности и контролировать  ситуацию.

Самоучки или интеллектуалы, чья профессия часто связана с заботой о других людях (чем они компенсируют пережитое в детстве), становятся «отличными матерями или хорошими психотерапевтами», даже  если это приводит к формированию ложной идентичности.  Детство без детства, подростковый возраст, когда нужно было или справиться с проблемами, неумение доверять окружающим, так как однажды самые близкие люди предали доверие, все это создает серьезную психологическую проблему. Преодолеть ее – непростая задача, но она того стоит. Хотя бы для благополучия собственных детей. Ведь, как известно, нерешенные проблемы родителей неизбежно решают их дети.

Автор: Гончаров Валерий Николаевич

Редакторы: Елисеева Маргарита Игоревна, Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: эмоциональная незрелость, эмоциональный интеллект, дети, родители, детская психология, возрастная психология

Источник фото: unsplash.com

Психолог-реабилитолог, специалист в области психологической реабилитации людей, переживших тяжелую травму и членов их семей

Доступно для скачивания:

Похожие статьи:

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ?... Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, которое представляет собой трудность ...
Может ли родитель быть слишком эмпатийным?... Как вы думаете, на какую работу больше всего похоже родительство? Генеральный директор корпорации Учитель Канатоходец Все вышеперечислен...
ВЛИЯЕТ ЛИ УМЕНИЕ ОТКЛАДЫВАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ НА БУДУЩИЙ УСПЕХ?... Ответ: да Навык отсроченного удовольствия – это умение ждать, чтобы в итоге получить то, что хочешь. Данный навык свойственен только человеку, живо...

Оставайтесь в курсе и на facebook