Эффект сотой обезьяны – это гипотетический феномен, исходя из которого поведение или навык, усвоенный критической массой индивидуумов, распространяется на всю популяцию. Другими словами, это феноменально быстрое распространение какого-либо навыка или идеи по всему населению.
Неизвестные ученые изучали поведение макак на острове Якусима (Япония) в 1952 году и заметили, что некоторые макаки научились мыть батат (разновидность картофеля). Данное поведение быстро распространилось на молодых обезьян естественным путем, посредством наблюдения и имитации поведения других особей. Данный эффект описал ученый Уотсон, в своей статье он утверждал, что при достижении критического количества обезьян, усвоивших определенный навык, поведение мгновенно распространяется на всех особей, включая те, которые живут на других островах.
В дальнейшем писатель Кен Киз-младший популяризировал данную идею, описав явление в своей книге «Сотая обезьяна». Эффект сотой обезьяны он рассматривал как ключ к позитивным изменениям в мире. Явление быстро стало популярным, и даже появилось в педагогических книгах. Концепцию сотой обезьяны активно эксплуатируют психологи, ученые, коучи и бизнес-тренеры.
Однако, эффект сотой обезьяны – не более, чем миф. Рон Амандсон опубликовал статью в Обществе Скептиков, которая развеивала миф эффекта сотой обезьяны. Исходя из опровержения ученого, заявление о резком увеличении количества обезьян, которые приобрели навык мытья батата, было не более, чем преувеличением и излишним обобщением. На самом деле, навык в большинстве своем распространился лишь на молодых особей, которые учились у старших обезьян. У взрослых обезьян, которые ранее не знали, как мыть батат, навыка не возникало, если они не наблюдали подобного поведения. Старые обезьяны умирали, рождались новые, и особей, обладающих данным навыком, естественным образом становилось больше.
Утверждение, что поведение обезьян распространилось на особей, живущих на другом острове, также было не более чем преувеличением, которое легко объяснить тем, что несколько обезьян могли переплыть на соседний остров и «научить» своих сородичей.
Стоит отметить, что такой плод, как сладкий картофель (батат) не был доступен обезьянам до вмешательства ученых.
Похожие эксперименты:
Зачем человек копирует поведение собеседника?
Спасибо за статью. Впредь буду разборчивей с информацией. Мало ли кто что опубликует. Многим хочется выдать желаемое за действительное. Надо и свою голову включать. Думать надо. Свой интерес не замылить за чужим высказыванием.
Как обманчива природа , казал ёжик слезая с кактуса :))). Кому то нужно донести информацию , а кому то ее опровергнуть ! Вообщем каждый останется при своём мнении. Увидев эту статью, которую я думал что уже читал , хотел написать об импатии и ее распространении на целые эгрегоры , а теперь и писать ничего не хочется. Каждый думает в меру своих чувств , и все можно ложно обьяснить и ложно опровергнуть !!!
Слышала про этот эксперимент и про эффект сотой обезьяны из какой-то телевизионной передачи, где ведущий с умным видом утверждал о существовании такого феномена, а я все не могла понять как такое возможно и что-же за механизм может объяснить то, что обезьяны с другого острова перенимали поведение своих сородичей, которых ни разу не видели и уж тем более не видели, чем те занимаются. Спасибо а статью, теперь буду знать как ставить на место невежественных шарлатанов.
Название «модное», звучит…., но по факту простой процесс обучения показан в этой статье.Даже если отнести этот пример к человеку, то мы видим, чем моложе поколение, тем быстрее оно схватывает всё новое , которое потом становится привычным, т.к.получает своё распространение, массовость.
Хочешь быть электриком ,учись у электрика ,хочешь быть сантехником учись у сантехника, хочешь быть успешным,делай как успешный , хочешь быть счастливым *Будь им*. Мы быстро получаем опыт жизненных ситуаций и передаем его из поколения в поколение ,но только первопроходцы получают то ,что еще ни кто не получал и не ощущал.