Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Бихевиористы считали, что психология должна изучать наблюдаемое поведение и что между стимулом и реакцией ничего не происходит.

Эдвард Толмен (1948) оспорил эту идею, доказав, что и человек, и животное активно участвуют в информационных процессах, а не являются лишь пассивными учащимися. Толмен разработал когнитивный подход к обучению, который стал популярным в современной психологии.

Он был уверен, что люди не просто отвечают на стимулы и что в их реакциях заложено мировоззрение, учет изменяющихся события и направленность к цели. Толмен был единственным бихевиористом, который считал теорию «стимул-реакция» неприемлемой, так как подкрепление не всегда приводит к обучению. Он был уверен, что поведение во многом представляет собой когнитивный процесс.

Толмен придумал термин «когнитивная карта», который используется для обозначения внутреннего представления о внешних событиях или характеристиках. Он считал, что люди получают огромное количество сигналов из окружающей среды и могут использовать их для построения ментального образа окружающей действительности.

Ученый также работал над теорией латентного обучения. Латентное обучение — это такое обучение, которое не представляется очевидным, если судить по поведению учащегося, однако оно проявляется позже при наличии мотивирующего фактора или обстоятельств. Идея латентного обучения принадлежит не Толмену, однако именно он сделал наиболее значительный вклад в ее развитие.

Эксперимент Толмена и Хонзика (1930)

Для своего известного эксперимента Толмен и Хонзик (1930) построили лабиринт для крыс с целью обнаружить способность к латентному обучению у этих животных. Исследование также показало, что крысы активно обрабатывают информацию, а не просто действуют в парадигме стимул-реакция.

Процедура

Для эксперимента крыс разделили на три группы, каждой из которых предстояло найти выход из запутанного лабиринта, в конце которого была коробочка с едой. Некоторые группы крыс получали еду, некоторые – нет.

Группа 1: Получала вознаграждение

  • День 1-17: Крысы получали еду каждый раз, когда добирались до конца лабиринта (позитивное подкрепление).

Группа 2: Получала отложенное вознаграждение

  • День 1-10: Крыс вынимали из лабиринта каждый раз, когда они доходили до конца.
  • День 11 -17: Крысам давалась еда в конце лабиринта (положительное подкрепление).

Группа 3: Не получала вознаграждения

  • День 1-17: Крыс вынимали из лабиринта каждый раз, когда они доходили до конца.

Results

Крысы из группы, получавшей отложенное вознаграждение, выучили маршрут за первые 10 дней. Однако они добирались до конца лабиринта дольше, чем крысы из группы, получавшей положительное подкрепление. Это объясняется тем, что у них не было мотивации достигать финиша. С 11 дня они получали еду, когда добирались до конца лабиринта, и стали пересекать финишную черту быстрее крыс из группы, получавшей положительное подкрепление с первого дня.

Эксперимент демонстрирует, что между стимулом (лабиринтом) и реакцией (достижением финиша) существует связующий процесс активной переработки информации, при которой мозг задействует когнитивную карту.

Исследование: Tolman, E. C., & Honzik, C. H. (1930). Introduction and removal of reward, and maze performance in rats. University of California Publications in Psychology.

35650cookie-checkЧто такое латентное обучение?