Ответ: да

Данное явление получило название «Хоторнского эффекта». Это ситуация, в которой люди меняют свое поведение из-за осознания того, что они являются объектом эксперимента. Хоторнский эффект был описан Генри Ландсбергером в 1955 после изучения поведения сотрудников завода Хоторн Воркс, штат Иллинойс.

Ландсбергер описал «Хортонский эффект», опираясь на данные эксперимента, которые проводил Элтой Мэйо в 1924 – 1932 годах. Первоначальной задачей Мэйо было установить, как уровень света в помещениях завода влияет на продуктивность сотрудников. Мэйо удалось обнаружить, что уровень освещенности помещений не сказывался на продуктивности сотрудников, так как их продуктивность повышалась вне зависимости от того, увеличивался уровень освещенности или уменьшался. Что действительно влияло на повышение их производительности, так это осознание того, что они являлись частью эксперимента. Ученые пришли к выводу, что это осознание позволяло рабочим чувствовать себя более значимыми, что, в свою очередь, увеличивало производительность их труда. Так как рабочие завода заранее знали о проведении эксперимента, снижение или увеличение уровня освещенности помещения служило своеобразным напоминанием, что за ними наблюдают. Подобное внимание расценивалось как благожелательное участие.

Похожие эксперименты:

Эффективность в группе

Почему мы склонны думать, что большинство людей разделяет наше мнение?

ВЫ ВСЕГДА ПРАВЫ

Подпишись на рассылку

email рассылки

Оставайтесь в курсе и на facebook