Дети узнают о деньгах и о том, как ими распоряжаться, прежде всего, от своих родителей. Процесс научения ребенка правильному обращению с деньгами называется финансовой социализацией.
Большинство существующей литературы о финансовой социализации сосредоточено вокруг двух тем: тот пример, которым родители являются для своих детей, и прямое обучение обращению с деньгами, то есть информация, передаваемая от родителей детям. Эшли ЛеБарон, сотрудница университета Аризоны отмечает, что при таком подходе упускается третья важнейшая составляющая финансовой социализации – возможность практического применения денег.
В своей работе «Практика – путь к обучению: эмпирическое научение как метод финансовой социализации», опубликованной в журнале «Семейные вопросы» ЛеБарон изучает то, насколько важно давать детям возможность распоряжаться деньгами в реальном мире. Автор предлагает включить метод эмпирического научения в основные методы финансовой социализации.
Существует множество способов дать ребенку попробовать распоряжаться деньгами. Например, регулярно выдавать им определенную сумму на карманные расходы, платить им за выполнение тех или иных задач, которые не входят в список их обязанностей, вознаграждать за хорошую учебу или вместе копить на дорогостоящие покупки. При этом не столь важно, как и сколько денег ребенок получит, так как это зависит от финансовой ситуации в семье.
При этом важно, чтобы дети получили опыт обращения с деньгами достаточно рано, когда ставки еще не слишком высоки.
«Не очень хорошо, если первый опыт распоряжения деньгами приходится на подростковый возраст, когда ребенок получил кредитную карту или заработал свои первые деньги. Первый подобный опыт должен происходить при участии и под контролем родителей. Кроме того, практика обращения с деньгами должна соответствовать возрасту ребенка и быть посильной для него. В то же время важно позволить ему сделать ошибку и научиться на этой ошибке, пока он еще находится под присмотром родителей. Ошибки, сделанные ребенком, когда он будет один, повлекут за собой более неприятные последствия и приведут к большим денежным потерям», — пишет ЛеБарон.
ЛеБарон и ее коллеги из Университета Бригама Янга опросили 115 участников человек, 90 из которых были студентами колледжа в возрасте от 18 до 30 лет. Остальные являлись родителями, бабушками или дедушками некоторых из этих 90 участников. Ученые опросили студентов, как и чему их родители обучили их относительно обращения с деньгами. Родителям и бабушкам/дедушкам задавали вопрос, как и чему они учили своих детей в плане обращения с деньгами.
Большинство участников ответили, что их учили распоряжаться деньгами в относительно раннем возрасте, и они считают этот опыт очень ценным, так как он помогает им управлять собственными доходами. Те, кто не получил подобного опыта, сожалели об этом.
На основании этих интервью ЛеБарон и ее коллеги выделили три основных навыка, которым участники обучились благодаря урокам финансовой грамотности: как работать и зарабатывать, как распоряжаться деньгами и как разумно их тратить. Ученые также выделили основные причины, по которым родители решили обучать детей грамотно распоряжаться деньгами: обучить их финансовым навыкам, позволить им осознать ценность денег и стать независимыми.
ЛеБарон отмечает, что для нее было особенно интересно изучить вопрос финансовой социализации на примере поколения миллениалов (людей, родившихся после 1981 года), так как в обществе существует стереотип о том, что миллениалы не умеют обращаться с деньгами. Она задалась вопросом «Может ли это быть связано с тем, что молодое поколение не получило той практики обращения с деньгами, которую получили их родители?»
Хотя у ЛеБарон еще нет достаточных подтверждений подобным поколенческим различиям, она предполагает, что родители сегодня не доверяют своим детям самим распоряжаться деньгами, что может вести к финансовой безграмотности в более старшем возрасте.
«Родителям очень сложно позволить своим детям ошибаться. Намного проще избавить ребенка от всех проблем, связанных с деньгами. На самом деле, очень важно дать хотя бы небольшое количество денег ребенку уже в возрасте 5-7 лет, чтобы он мог научиться обращаться с ними, управлять своими сбережениями и разумно их тратить. Идеально, если у ребенка будет возможность учиться через родительский пример и их объяснения, а также на собственном опыте. Если родители учтут все три компонента финансовой социализации, у их ребенка будет больше шансов преуспеть во взрослом возрасте», — сообщает Эшли ЛеБарон.
Оригинальная статья: Ashley B. LeBaron, Samuel D. Runyan, Bryce L. Jorgensen, Loren D. Marks, Xiaohui Li, E. Jeffrey Hill. Practice Makes Perfect: Experiential Learning as a Method for Financial Socialization. Journal of Family Issues, 2018; 0192513X1881291 DOI: 10.1177/0192513X18812917
Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: психология, психолог, семья, дети, финансы, финансовая грамотность, воспитание детей, дети и деньги, деньги
Источник фото: unsplash.com
Спасибо за статью! 🙂
Тема финансовой грамотности для меня всегда была интересной и актуальной. Был период, когда я контролировала движение денежных средств семьи. У меня на компьютере была установлена программа, в которой я вела учёт. Она была достаточно грамотно составлена. Надо отметить, что её использование, было экономически эффективно и это помогало мне успешно вести хозяйство. Но, эта тенденция, у меня не приобрела характер полезной привычки, а зря, как я сейчас вижу, это весьма ценный навык. В данный момент я плотно изучаю вопрос денег и мои взаимоотношения с ними, сейчас, я начинаю с азов, и меня это вдохновляет. Буду уметь сама, направлю и детей в верное русло управления Деньгами.
У меня двое Детей. Дочь, ей 20 лет и Сын, ему 14.
Мои Дети с первого класса ходили самостоятельно в магазин, за покупками. Также, тогда, когда мы были вместе в магазине, в транспорте, в кино, в парках, в кафе и т.д., я с самого раннего их возраста давала им деньги и возможность оплатить продукт, услугу. Была, как-то практика, в классе четвёртом-пятом, платить Дочуре, за хорошие оценки.
Лера, начиная с 14-тилетнего возраста, на каникулах подрабатывала и что-то покупала себе. Помню, в очередной раз она заработала деньги, попросила меня сходить с ней в магазин одежды. На свои средства, выбрала и купила классные джинсы и кофточку. Она вся светилась от счастья!!! А я была рада за неё!!! 🙂 Валерия работает, и теперь стала полностью сама обеспечивать себя. Она снимает квартиру и проживает отдельно. Сейчас учится распределять деньги.
Богдан, ещё не имеет опыта самостоятельного заработка. Но он, уже умеет копить и тратить деньги, на то, что он планирует и, в общем. Получив паспорт, он сразу, в тот же день, пошёл открыл счёт в банке и оформил карту. Теперь активно пользуется ею. Сберегает он, с денег, которые ему дарят на праздники и с карманных денег. С них, он так же делает подарки мне, сестре, бабушкам. Сын оплатил нашу с ним поездку на Битюг, года три назад. Иногда, оплачивает школьный взнос. Покупает себе канцтовары. Самостоятельно выбрал и купил себе смартфон, причём не дешёвый. Покупает себе одежду, стабильно носки. Из последнего, купил себе фирменные дорогие летние кроссовки и добавил на зимние. Сейчас сказал, что копит на ноутбук. 🙂
Наблюдая за своими Детьми, я вижу, что они уже сейчас успешно взаимодействуют с деньгами, задача и дальше развивать и усовершенствовать их навыки, а так же, научиться дружить с деньгами их Маме. 🙂
Блин! (нехорошее слово, но по-другому не скажешь) Я опять опоздала! Фактически только недавно у сына появились свои деньги, и то я всячески мешаю его папе их ему давать за оценки в школе. Статья рекомендует выделять ребенку карманные деньги с 5-7 лет, начинать в подростковом возрасте плохо. И что теперь? Правильно! Не подумали вовремя, теперь ни к чему. Срочно отсылаю статью в качестве аргумента.
Новым для меня стал метод эмпирического научения в основные методы финансовой социализации. А вот три основных навыка финансовой грамотности: как работать и зарабатывать, как распоряжаться деньгами и как разумно их тратить, стоит до сих пор и для меня самой) Поэтому , себя в начале обучить , а дети на примере научаться. Ученые также выделили основные причины, по которым родители решили обучать детей грамотно распоряжаться деньгами: обучить их финансовым навыкам, позволить им осознать ценность денег и стать независимыми» Согласна
Финансовая грамотность — для многих очень актуальная тема и я не исключение. Я не из тех, которые рано получили опыт общения с деньгами. Родители всячески пытались избавить меня от проблем. Финансовых в том числе. Было нужно мне что-то, — идем с родителями и покупаем. Или они покупают самостоятельно. Какие-то сбережения, которыми я должна была распоряжаться, появились уже после школы. До этого практически не было никакого понятия о ценности денег. Прекрасно понимаю, что и у моей дочери, которой 15 лет, нет в арсенале даже азов финансовой грамотности. Что ж, буду надеяться, что ещё не все потеряно и, возможные ошибки не повлекут за собой неприятные последствия и не приведут к большим денежным потерям, как пишет в статье ЛеБарон.
Финансовая социализация, звучит? Звучит!!!
Раньше, когда я был маленький, лет 5-6 ,у меня была 3-х литровая банка, закрытая металлической крышкой, в ней была дырочка под монеты. И когда родители получали зря плату, то мне скидывали *десюнчики*,монеты по 10 коп,а по праздникам по 50 коп . Я линейкой их вынимал и бегал за мороженным (тогда мороженное молочное и фруктовое стоило 9 коп.)вот и вся моя бухгалтерия (социализация)В школе на 11 копеек я мог в буфете побаловать себя коржиком с молоком ,а один раз я накопил и нагло купил себе отбивную за 22 коп, вкусная была(даже сейчас слюнки текут, пора обедать) ,как сейчас помню, такие сейчас не делают.Сыну давали тоже деньги в школу, а не бутерброды ,я плохо себе представлял, где и как он будет их есть, на перемене или на уроке.Да он и сам отказывался брать еду в школу, в меня сынуля.Сейчас взрослый работает с деньгами,вот и пусть учится.
Когда я в 17 лет пошел на работу на завод, слесарем ,моя зря плата составляла 110 руб и с первой з\п за 90 руб я купил себе *Саламандру* ,обувь так называлась мужская (ваще БОМБА).
Спасибо за статью. Метод эмпирического научения трате денег безусловно важен, вопрос в том какую роль он занимает в формировании финансовой грамотности. Я слышала истории о том, как девушки выращенные в бедных семьях, выйдя замуж за богатых женихов, не могли переключиться на иное финансовое положение и продолжали экономить на всем. Хоть есть и противоположные примеры. И от чего это зависит в большей степени — не понятно, что же является основополагающим, поведение родителей, информация от них или личный опыт. Я гораздо более расточительна, чем мои родители. Полезным было узнать, что давать ребенку деньги можно уже с 5-7 лет. Мне было интересно, когда это можно начинать делать.
Получается, что финансовая социализация должна проходить на этапе первичной (детской) социализации. Вероятно не корректно будет говорить об эффективной всецелой социализации без усвоения человеком определенных норм и правил по отношению к деньгам. Я понимаю, что корни многих финансовых проблем уходят в детский возраст. Семейные стереотипы, истории о деньгах, передающиеся по наследству, имеют большое влияние на последующую жизнь человека. Безденежье, накопление долгов, жадность, трудности, испытываемые при тратах. Кстати, мне бывает сложно принять решение о покупке, после ее совершения могу чувствовать разочарование, вину. С детства работают установка, что денег нет и поэтому тратить их надо с большой осторожностью. Ассоциируется с опасностью, чем-то болезненным и страшным. Бесконтрольных карманных средств у меня не было, на школьный буфет выдавалась определенная сумма. И с походом в магазин раньше было проще, хлеб и молоко — были посчитаны заранее. До сих пор не умею ни тратить, ни экономить. А ведь был родительский пример, объяснения и собственный опыт. Только вот примеры и объяснения одних родителей могут сильно отличаться от других в силу разных причин и обстоятельств. Взаимоотношения с финансами со временем претерпевают изменения и это тоже необходимо учитывать. Чем раньше человек начнет приобретать опыт и знания, способствующие его финансовой грамотности, тем успешней будет его жизнь в будущем.
Сколько тонкостей в плане отношений с деньгами…Время летит незаметно, но я помню свои первые заработанные деньги. Я в 9 классе ходила не курсы массажа и после окончания этих курсов вызвалась папе делать массаж-за 50 р. полчаса. Эх, как они тянулись эти полчаса. Я прямо тогда решила, что массажем зарабатывать профессионально я не буду….А в детстве первые 300 р. я именно так и заработала. Потом первая стипендия-200 р. и я покупаю на неё 2 кг очень вкусных шоколадных конфет…Потом на 3-ем курсе я подрабатываю мерчендайзером. Вообщем, процесс зарабатывания и получения денег мне очень нравится. В этом большая заслуга родителей, когда они мне позволили учиться платно массажу , поддерживали и были первыми клиентами.
Вопрос финансовой социализации актуален во все времена. И как говорится в статье, обучение должно начинаться уже в возрасте 5-7 лет. Главное здесь пример родителей, грамотное информирование и практика. Все это позволяет ребенку во взрослом возрасте приобрести основные навыки в этой области: как работать и зарабатывать, распоряжаться и разумно тратить деньги. Новое выражение для меня- поколение миллениалов- люди родившиеся после 1981 года. Предполагается, что они не умеют обращаться с деньгами из-за недоверия родителей. Интересно было бы узнать на этот счет как обстоят дела в России. Что касается меня лично, то в магазины хожу с 1-го класса. После школы моя дочь стала сразу официально работать и самостоятельно распоряжаться своими деньгами. Как то так. Спасибо за статью.
Спасибо за статью! Интересно было узнать,что людей родившихся после 1981 года называют «миллениалами).
У меня ,рождённой в СССР , опыт общения с деньгами появился только тогда,когда я стала зарабатывать сама.
Не помню,чтобы в детстве у меня были какие-то сбережения.Помню вечный дефицит во всем начиная от продуктов,заканчивая одеждой и тд . Мне ещё как-то везло, я была старшая дочь,хотя бы вещи не донашивала ни за кем)).
Отсутствие опыта обращения с деньгами дало плоды).
Когда я приехала в Воронеж учиться в институте ( больше десяти лет мы жили в райцентре) , получив невиданную до селе сумму денег,я просто не понимала,что с ними делать и размотала их за неделю . Покупала какие-то сладости,дорогое мороженное «Марс,Сникерс, Баунти», т к в нашем колхозе его не было)).
А потом стыдно было просить у родителей ещё денег.
К счастью,моя дочь ,скажем так,достаточно грамотна финансово,знает цену деньгам,как говорится,хотя я ее этому не учила).
Хорошая тема статьи. Я считаю, что родители/семья в данном вопросе служат большим примером. Моей дочери пошел 11 год. Она не так давно начала сама распределять свой бюджет. Или время сейчас такое, или у нее многое, но в последние года два она просит не подарок на очередной праздник, а пополнить ее «хрюшу». А вот тема с поощрением домашних обязанностей встала неким ребром в нашей семье. Сначала такая система «стимуляции» была введена, но потом мы пересмотрели отношение. Теперь ее копилка пополняется исключительно во время праздников. Также интересен вопрос возраста, с которого следует начинать финансовую социализацию. У нас это случилось само собой. Хотя момент, когда я поняла, что дочь не ходит сама в магазин, хотя я в ее возрасте уже ходила. Про разности отношения к деньгам поколений, уверена, отдельная большая тема для изучения данного вопроса. Я сама понимаю, что мое отношение и отношение моих родителей к деньгам разнятся. Не смотря на то, что моя дочь уже начала процесс траты накоплений, ее отношение к деньгам нельзя назвать достаточно осознанным. Мне кажется, осознанность приходит постепенно. Особенно с первыми заработанными деньгами что-то определенно двигается в отношении денег. Так что уроки финансовой грамотности нам еще предстоит познать в полной мере.
Спасибо за статью. Мой ребенок еще маленький, но на будущее взяла на заметку, что первые деньги нужно давать в возрасте 5-7 лет (я думала, что это очень рано). И еще оказался полезен такой момент — важно позволить ему сделать ошибку и научиться на этой ошибке, пока он еще находится под присмотром родителей. Передо мной стоит страх ошибок, а оказывается, это на пользу.
Вообще считаю, что всё, включая обращение с деньгами, дети берут из примера родителей. Поэтому мне близка фраза «не воспитывайте детей, воспитывайте себя».
Мы с мужем полностью переняли от родителей способ обращения с деньгами. В их семье немного зарабатывали, при это много тратили на мелочи, в итоге по сути за всю жизнь ничего не заработали. В моей семье немного зарабатывали, но был постоянный режим экономии. Избавиться от мысли «не нужно тратить деньги» я смогла только год назад. Конечно это убеждение помогло нам заработать на квартиру за 5 лет, но счастливой меня не сделало. Сейчас мы пытаемся прийти к чему-то среднему в плане трат, научиться распоряжаться деньгами без чрезмерных трат и чрезмерной экономии.
Очень хорошая статья! Я думаю многим родителям хорошо было бы с ней ознакомиться, особенно с последнем абзацем.)) Родители от всего стараются уберечь своего ребенка, в частности от ошибок. Но к сожалению, на своем опыте могу сказать только одно. Чем больше меня уберегали от проблемы или какой-то ошибки,не давая принять решение самостоятельно, тем больше у меня было желание поступить именно НЕ так как они мне говорили.) Иначе говоря, уберечь от этих ошибок не получилось и я все равно все их совершила.)) Деньги мне тоже в руки боялись давать.) Поэтому, получив первую сумму на свой какой-то там надцататый день рождения я все потратила в один день. Но хотя бы немного ознакомилась с ценовой политикой.)) Короче говоря, нельзя детей беречь от того с чем им все равно придется столкнуться. Чем раньше он будет все уметь и знать тем легче ему будет жить.)) Спасибо за статью.)) Снова нашла в чем ещё можно обвинить родителей.)))
Какая интересная статья «Финансовая социализация». Как же мне не хватала знаний о том как правильно обращения с деньгами. Я сожалею о том, что в детстве у меня не было такого опыта. А вопрос для меня очень важен, так как в свою очередь я была финансово безграмотна, когда стала жить самостоятельно. Начиная с детства и практически до момента, когда я стала жить самостоятельно, моя семья испытывала финансовые трудности. Сколько себя помню – это режим постоянной экономии. Однако, когда я начала зарабатывать, я стала сорить деньгами покупая ненужные вещи и совершенно не умела откладывать на какие нибудь серьезные покупки. В результате у меня никогда не было денег, но было полно ненужного хлама. Когда я была замужем, всем бюджетом распоряжался муж, вплоть до того, что все покупки по хозяйству совершал он. После развода я снова испытывала трудности с правильным распоряжением деньгами. Но в этот раз я стала учиться останавливаться. И это было очень нелегко. В настоящее время, я научилась распоряжаться деньгами и этим избавила себя от множества проблем.
Из статьи узнала два новых для себя термина. 1-финансовая социализация. Важный навык в жизни каждого человека. 2 термин – миллениалы, это поколение людей , родившихся после 1981 года. В статье не раскрывается, почему к этой категории относятся люди родившиеся после 1981 года. А это было бы очень интересно, потому что из лексики самого термина выводится связь со вторым тысячелетием и как бы предполагается, что это люди, которые родились после 2000 г. Поэтому интересно было уточнить этот факт. Что касается финансовой социализации, то меня родители не учили обращению с деньгами, планированию. Наличных денег я не имела, пока не стала зарабатывать после школы сама. И это отразилось на моей жизни. Часто я иду в магазин и трачу деньги на ненужные покупки. Нашла в одной статье полезные советы на эту тему, стараюсь придерживаться. Из статьи я узнала, что привить детям полезные привычки можно выдавая им на расходы определенную сумму, чтобы они сейчас учились ее тратить. Раньше я читала, что некоторые родители так делают, но у мня не было понимания, как срабатывает эта мера. Теперь я поняла, что это делается для того, чтобы дети сейчас обучились обращению с деньгами (при получении навыка ошибки все равно будут, но при маленьком бюджете и ошибки будут маленькими, зато опыт будет колоссальным).
Да понимание ценностей денег важно для формирования психологии ребёнка. И думаю что это формирование необходимо начинать с детства.
Лично я в возрасте 10-12 лет собирал и мыл бутылки для того чтобы у меня были личные деньги. Хотя когда я находил деньги то тратил их легко не обращая внимание на то сколько их.
А сейчас появилось слово » инвестировать» и именно этот образ я использую в общении с сыном (11) лет.
Я обьясняю ему важность своевременного и достаточного инвестирования в своё развитие Паралельно когда лаю деньги интересуюсь что именно и для чего он на них купит.
Так мало взрослых, умеющих правильно распоряжаться деньгами, а про детей .… нужно помогать детям советами зарабатывать на мечту.
Дети разные, отношение к деньгам разное. Дочке сколько не дай — всё спустит, но она жила в другой стране. Там мужчина зарабатывает, а женщина тратит! Сын более бережливый: экономит на школьных обедах, оставляет сдачу после того, как сходит для бабули в магазин (это святое). Да, может и потратит на ерунду, но это его опыт. Сын постоянно придумывает способы заработать, вот один из них: я регулярно принимаю аскорбинку, сын попросил:-можно я возьму флакон с вит. С? — А для чего тебе он? Приносит, а на нем вместо этикетки «Аскорбиновая кислота» надпись: «таблетки от депрессии»!))) говорит: «буду продавать по одной». Я промолчала, но подумала:»пусть приобретает ценный опыт». В общем я за то, чтобы дети имели карманные деньги, учились правильно расходовать, зарабатывать и тратить с умом свои заработанные.
Думаю, прежде, чем учить кого-то как жить, как деньги тратить, как их зарабатывать, надо научиться самому.Вот я например, достаточно четко осознаю, что мне в этом смысле ляльку научить нечему. Я с деньгами никогда обращаться не умела. Такое впечатление, что у меня дырки в руках и все деньги сквозь них утекают. Вечно у меня какие-то долги, кредиты, не обдуманные траты. И не сказать, чтоб я совсем зарабатывать не умела. Когда я увлекалась фарфоровыми куколками, то за месяц могла двух красоток в мир отпустить. Одна такая милашка от ста тысяч стоит. И ведь никогда у меня этих денег не было… То есть больше двух дней они не задерживались. Единственный вариант, когда у меня появилась нормальная сумма денег, это когда мой первый муж начал мои финансы контролировать, а до этого он два года со мной как рыба об лед бился, пытался финансовой грамотности научить (между прочим, банкир со стажем), и ни фига у него не вышло! А потом завел мне дебетовую карточку с суточным лимитом выдачи и вуаля! Проблема отпала сама собой.
Очень полезная статья, которую интересно будет применить в будущем к своим детям. На данный момент могу судить только исходя из своего опыта и навыков обращения с деньгами. Совсем недавно, на работе с коллегами мы обсуждали тот вопрос, что зарплата у нас стала выше, но по факту деньги расходятся также, как и до этого, и никаких изменений не ощущается. Не могу сказать, что родители обучали меня с детства финансовой грамотности, скорее я просто брала пример с того, как они сами распоряжаются деньгами. В итоге, нельзя сказать что я выросла человеком, которые не умеет и не знает как распоряжаться деньгами.
В некоторой степени, думаю, зависит все и от самого человека и его осознания ценности денег.
Но все-таки вопрос о том как работать и зарабатывать, как распоряжаться деньгами и как разумно их тратить — для меня на данный момент имеет актуальность.
Спасибо, тема очень важная! Впервые столкнулась с термином «финансовая социализация». В статье даны очень нужные советы о том, как научить ребенка разумно обращаться с деньгами, управлять своими сбережениями, разумно тратить их, а также дать возможность ошибаться и учиться на своих ошибках. Только в этом случае деньги будут являться средством для достижения определенных целей, а не целью для их получения. Мне повезло, в определенный момент мой сын сказал: «Мама, я хочу сходить в магазин, сам». Это было в день его рождения, когда ему исполнилось 8 лет. С этого дня началась его финансовая социализация. Каждый день ассортимент покупок увеличивался и увеличивались его знания о покупках. Например, для него было открытием, что цена за персики — за килограмм, а не за штуку, а для покупки молочной продукции нужно учитывать срок годности. Также, узнав, что в разных киосках цена на продукты разная, с каким азартом сын старался купить как можно больше продуктов из списка за меньшие деньги. Поэтому сейчас, я доверяю своему сыну в финансовых делах.
Из статьи узнал, что процесс научения правильного обращения ребенка с деньгами, называется финансовой социализацией. Чем раньше ребенок начнет обучение распоряжаться деньгами, тем больше шансов на успех и первые шаги он обязательно должен делать под присмотром родителей. Благодоря таким урокам финансовй грамотности, появляются такие важные навыки: как работать и зарабатывать, как распоряжаться деньгами и как разумно их тратить. Родители, которые начинают учить своих детей правильному обращению с деньгами, чаще всего делают это для того, чтобы обучить их финансовым навыкам, позволить им осознать ценность денег и стать независимыми. Спасибо.
Очень важную тему затрагивает статья. С маленького возраста нужно позволять детям учиться разумному обращению с деньгами. Закладывать правильное отношение к деньгам, чтобы не деньги управляли человеком, а человек деньгами. Формировать семейные и общечеловеческие ценности, тогда и финансовые отношения будут понятнее. С перебором компьютерной информации демонстрирующей красивую жизнь, родителям сложнее стало обьяснять детям реальное положение вещей. Потому что разница между хочу и могу огромна. Но главное, а надо ли тебе то что ты хочешь. Очень сложно научить детей осознавать реальную ценность денег, когда многие родители сами не умеют разумно распоряжаться деньгами. Часто происходит задабривание и балование ребенка дорогими подарками, потому что у родителей нет времени на воспитание и времяпровождение с ребенком. Это как компенсация недооказанного внимания.
Из статьи узнала о новом для меня понятии финансовая социализация, т.е. возможность практического применения денег. Мне всегда интересна информация о воспитании, особенно в современном обществе с учётом последних исследований. Автор статьи ЛеБарон изучает, насколько важно давать детям возможность распоряжаться деньгами в реальном мире. Очень правильно, на мой взгляд замечено, что практика обращения с деньгами должна соответствовать возрасту ребенка и быть посильной для него. Новым для меня был термин «поколения миллениалов», те кто родился после 1981 года. ЛеБарон предполагает, что родители сегодня не доверяют своим детям самим распоряжаться деньгами. Я бы не стала так обобщать. Во все времена родители по своему воспитывали детей. Что я могу припомнить, так это Институт благородных девиц, где учили вести хозяйство, считать каждую копейку и Домострой, как экономно организовать свой быт. Сейчас всё больше расчитываются через карточку и это меняет отношение к деньгам , т.к. дети не видят их количество. Наверно именно это изменило финансовую социализацию поколения миллениалов. Мы то все с раннего детства ходили за хлебом, молоком, тетрадками и ручками. А сдачу нам родители оставляли. Но я всё отдавала.
Я узнала такое понятие как процесс финансовой социализации. И то, что в этот процесс включает в себя три компонента. В статье подчеркнута важность роли третьего компонента — эмпирического опыта обращения с деньгами в детстве.
Когда читала описание исследования ЛеБарон, у меня возникла ассоциация с «Окном в Европу». Статья в Псиблоге — окно в Европу или в Америку — туда, где чуть более цивилизованные люди проводят подобные исследования.
Я, как порядочный «миллениал», процесс финансовой социализации постигала в соседнем ларьке приема стеклотары. Оттуда у меня первые деньги, а также опыт распоряжения ими. Головокружительное чувство, что это мое, что ни у кого не просила и что могу потратить как хочу. Потом еще морских свинок разводила и продавала на рынке по 50 рублей. Жаль предпринимателем не стала…
Задача научить финансовой грамоте ребенка у меня есть, но мне не хватает уверенности в собственной финансовой грамотности. Для ее обретения, не лишним было бы пройти проверку большими деньгами )
Я считаю, что тема очень серьезная и заслуживает множество обсуждений. Безусловно, ребенка нужно готовить к финансовой социализации с малого возраста. Иначе он не будет понимать, каким образом они появляются, и что их не безграничное количество у родителей и нужно уметь их копить. Мне родители в детстве не давали на карманные расходы. У нас даже такого понятия то не было. Были деньги на столовую в школе. Вот с них то я и умудрялась что-то скопить и купить себе то, что мне хотелось. Но вместо того, чтобы съесть полноценный обед я ела булки и тем самым заработала себе гастрит и камни в желчном пузыре — что не есть хорошо. В общем, своим детям я буду стараться как можно раньше донести цену деньгам и показать, как нелегко они достаются. Спасибо за такую полезную и интересную статью.
Очень полезная статья! Спасибо! «Родителям очень сложно позволить своим детям ошибаться. Намного проще избавить ребенка от всех проблем, связанных с деньгами». И не только) Проще сделать самому чем научить! В детстве я брала пример с бабушки, видела как она распределяет деньги на месяц и копит. По этому с детства у меня была копилка, я собирала всегда деньги на подарки: 8 марта, день рождение, новый год. В школу на обед мне давали по 40 копеек, а если давали сразу на всю неделю, то я понимала, если потрачу, взять будет негде! Это очень важная часть в социализации — научить ребенка пользоваться деньгами!
Довольно интересная тема затронута в статье. Действительно, родительский пример является более мощным воспитательным инструментом, чем все слова. Можно много говорить о пользе экономии или значении денег, но если родители в жизни поступают по-другому, все убеждения будут тщетны. Кроме того, важно не только обучать ребенка обращению с деньгами, прививать понимание их ценности и назначения, но также научить его бережному обращению с вещами, игрушками и т.п. Иными словами, привить культуру потребления. Научить же ребенка зарабатывать, на мой взгляд, будет тяжело тем родителям, которые сами этого не умеют. Поэтому необходимо предоставить ребенку возможность учиться самому. При этом не могу не согласиться, что ребенку необходимо давать возможность совершать при этом ошибки, и чем раньше, тем лучше. Все-таки нет ничего доходчивее, чем самостоятельно набитая шишка. Вспомнил один случай, когда я повелся на «лохотрон» в Москве и потратил деньги, которые скопил на покупки. Было мне лет 14 тогда. Отец в тот момент почему-то не смог меня удержать, видимо, сам не понял, что к чему. Но благо, больше денег для участия в «мероприятии» не дал. С тех пор я за версту чувствую подвох и даже не ввязываюсь в сомнительные акции. Одна ошибка – и урок на всю жизнь!
Финанствая грамотность — это здорово. Жаль, что не все родители сами в этом вопросы грамотны. Как они могут передать свои знания, которых у них нет, тогда ребенок либо сам учится, либо также неграмотно распоряжается своими ресурсами по примеру родителей. Финансовая социализация, по мнению ЛеБарон, должна включать в себя практическое применение. Это значит, что ребенок должен получать карманные деньги и тратить их, получая знания, как можно ими распорядиться. Скопить на крупную покупку, заработать на дополнительно взятых обязанностях. Такой опыт лучше начинать ещё в детстве (5-7лет). Это позволит в подростковом возрасте относиться к финансам более осознанно. Интересно было узнать, что родителям очень сложно позволить ребенку ошибаться.
«Не очень хорошо, если первый опыт распоряжения деньгами приходится на подростковый возраст, когда ребенок получил кредитную карту или заработал свои первые деньги. Первый подобный опыт должен происходить при участии и под контролем родителей. Кроме того, практика обращения с деньгами должна соответствовать возрасту ребенка и быть посильной для него. В то же время важно позволить ему сделать ошибку и научиться на этой ошибке, пока он еще находится под присмотром родителей. Ошибки, сделанные ребенком, когда он будет один, повлекут за собой более неприятные последствия и приведут к большим денежным потерям», — ЭТО ПРЯМ ПРО МЕНЯ.Свои первые деньги я заработал в 14 лет и естественно сразу их прогулял. Трудно было научить такого как я «миллениала» финансовой грамотности, т.к. в моей семье в миллениум не было денег в прямом смысле — они отсутствовали физически.
Спасибо за статью, очень актуально. На примере своей дочки могу сказать, что первая карманные сбережения у нее стали появляться где то в 4,5 года. К 5 годам она уже копила деньги себе на летний отдых, и даже сама практически ими распоряжалась.Я соглашусь, что детей надо с раннего возраста приучать к финансовой грамотности. При этом родители сами конечно тоже должны быть финансово подкованы. Интересна мысль, что родителям необходимо позволять детям совершать ошибки, в том числе финансовые. На самом деле, очень сложно видеть как твой ребенок совершает ошибку, и не помочь, и не решить за него. Идеально, если у ребенка будет возможность учиться через родительский пример и их объяснения, а также на собственном опыте. Если родители учтут все три компонента финансовой социализации, у их ребенка будет больше шансов преуспеть во взрослом возрасте
Эшли ЛеБарон не открыла ничего нового на мой взгляд. Логично, когда любящий родитель понимает важность финансовой социализации своего ребёнка. Задача любого адекватного родителя выпустить в свет максимально адаптированного к жизни в социуме ребёнка. И самым лучшим примером являются сами родители.. Хочешь научить ребёнка — стань примером. Лучшее правило жизни. Ничего нового скажите вы.. Инфантильные родители воспитывают таких же детей. Статья полезна как напоминание для родителей, слишком оберегающих своих детей от жизни.. Вопрос в другом.. Откуда за столь небольшое время, произошли такие искажения в воспитании детей.. Кому выгодно, чтобы число несамостоятельных граждан, увеличивалось? Почему нынешний институт детства так кастрирован и искажен до абсурда и иррациональности ? Вот в чем вопрос и на какие мысли меня натолкнула эта статья в целом .. Хочешь финансово грамотного ребёнка, стань сам примером и учи его самостоятельности изначально. Имей свои ценности, чтобы с радостью отпустить ребёнка во взрослую жизнь от себя.. А вот здесь основаная ловушка. В нашей стране я наблюдаю явную тенденцию многих родителей удерживать возле себя детей. И за счёт оказания финансовой помощи особо.. Поэтому у некоторых родителей есть скрытые выгоды не просвещать детей в этих вопросах.. Итак все зависит от мотивов и развитости родителей как таковых.. И общей политеке государства). Люди как био машины.. Инфо война самая главная и мощная. Нам можно привить абсалютно любые ценности и модели поведения через СМИ и «одобрения большинством». Поэтому в данном контексте статья хороша как напоминание важности финансовой социализации для родителей желающих своим детям действительно лучшей и самостоятельной жизни.
Спасибо авторам за статью.
Финансовая социализация детей один из аспектов воспитания. И этот аспект важен так как от него зависит сможет ли ребенок стать взрослым и успешно жить самостоятельно, или ему всё жизнь придется находится под чей-то финансовой защитой и ждать финансовую поддержку. К сожалению в школах нет такого предмета как финансовая грамотность, нет я не про то, чтобы учить детей разбираться с кредитами. Я про то чтобы учить их распределять бюджет, понимать от чего можно отказаться когда включен «режим экономии», как зарабатывать деньги и как их тратить чтобы жить по средствам.
Исследователи говорят о том, что в подростковом возрасте поздно учить распоряжаться деньгами и те дети, которые начали получать деньги только когда выросли не умею ими пользоваться и финансово безграмотны. Я с ними не соглашусь. В то время когда я была подростком нам практически никому не давали карманные деньги. У меня самой они появились в студенческие годы и это была стипендия, и я вам могу сказать, что это не помешало научиться распоряжаться деньгами. Своим дочерям я давно даю карманные деньги и они самостоятельно распоряжаются ими. Да бывают промахи, что в середине недели деньги кончаются, так как то слишком много кофе продают по дороге, то захотелось 3 шоколадки на недели, то продавались «бомбочки» с огромной скидкой. Но они учатся справляться с этими вопросами, делают выводы, что спонтанные не контролируемы желания, могут на некоторое время выбить из графика.
И еще завела такую привычку, когда ходим по магазинам, я им рассказываю как делаю покупки, по каким принципам выбираю продукты и как принимаю решения о крупных покупках. Надеюсь, что видя мое поведение и приобретенный ими опыт позволит им во взрослой жизни чувствовать себя уверенно в финансовом плане.
Благодарю за статью. Из статьи узнала, что такое Финансовая социализация. Тема эта очень интересная и важная. Я училась распоряжаться деньгами глядя на своих родителей. В семье не было жесткой экономии, но и бездумно деньги не тратились. И опыт родителей я принесла уже в свою семью. Своим дочерям мы с мужем начали давать карманные деньги лет с 10-ти, (оказывается можно было и раньше). Я не уверена, что они сейчас вполне осознанно относятся к трате денег, но некоторые навыки обращения с деньгами, приобрели однозначно. «…Родителям очень сложно позволить своим детям ошибаться. Намного проще избавить ребенка от всех проблем, связанных с деньгами..» Это действительно так, хочется конечно оградить своего ребенка от всех проблем, но тогда ребенок не научится самостоятельности. Нужно давать детям право на ошибки, чтобы они сами начали разбираться в различных жизненных ситуациях, в том числе и финансовых.
Статья конечно интересная, но только, что же делать? насчет своей финансовой социализации хочу сказать следующее: — Сначала я думал, что деньги это бездонный колодец который не заканчивается и, что их вообще очень много. Этому способствовало то, что я был свидетелем как папа удачно заработав привез домой целую кучу пачек с деньгами и хранились они у нас натурально в бочке. Это было очень интересно видеть, особенно под впечатлением от мультика где Скрудж Макдак ныряет в бассейн с монетами, я представляя себя им также «нырял» в эту бочку с деньгами, представляя себя миллионером. Вернее не просо представляя, а именно считая! Затем спустя пару лет, мама сказал мне сколько она получает на работе, сколько платит за коммунальные услуги, сколько за то и сё… Затем я посчитал стоимость еды и… понял, что денег нам катастрофически не хватает, и живем мы просто на божьей благодати, что говорится… как концы с концами сводим — вообще непонятно. Прибавить еще некоторый опыт и вот… Сейчас я не могу сказать, что разумно отношусь к своим доходам. Я живу в каком-то режиме — эконома. Выделяю конкретную сумму (причем ужатую, я точно знаю, что на не нормально не проживу) на месяц. Остальное откладываю в копилку. Так и живу… А затем, то, что в копилке как потрачу на всякие холодильники, ремонты и проч… И меня это беспокоит!
Здесь в статье главная мысль исходит из того, что ребенку надо дать возможность попрактиковаться самому распоряжаться деньгами, научиться самому принимать решения и учиться на своих ошибках. Но, что важно, под присмотром, пока суммы не велики. Не достаточно прочесть лекцию, как в институте, как правильно и грамотно копить и тратить день. Важен именно эмпирический опыт, самому почувствовать как это копить и тратить, ставить цель и главное достигать их. Разумный подход, который предлагаю авторы статьи, и родителям не надо бояться давать больше самостоятельности в этом вопросе.
Я бы ,как подзаголовок к статье написала ещё -«Коротко о важном».Я в своем детстве имела деньги на карманные расходы,но со мной никто не разговаривал о том,что деньги в обществе людей играют гораздо большую роль,чем просто возможность что- то купить.Каюсь,но и со своими детьми финансовой грамотностью я не занималась,потому что мало что сама смыслила в этом. Я и сейчас чувствую себя не достаточно финансово грамотной,когда стою перед выбором купить дёшево и много или немного ,но дороже и качественнее.А вот соседка своих сыновей с 5 лет посылала в магазин,сначала за хлебом,потом за другими продуктами.Я так делать боялась.И самое странное,что боялась не за ребёнка,а за себя. Мне было страшно,что меня люди осудят.
Я согласна с тем, что детей нужно учить, как правильно обращаться с деньгами и распределять их. Меня к сожалению этому не научили родители. Будучи взрослой, я не могу распределить свои денежные средства. Когда я была ребенком мама мне не давала карманных денег. Очень заинтересовал опрос ЛеБарон и ее коллеги из Университета Бригама Янгу.
Пришла к выводу если у меня был бы опыт в детстве как правильно распределять денежные средства, многих проблем можно избежать.
Хорошая тема затронута в статье. Прочла несколько раз статью и так для себя и не получила ясности, в чем же конкретно ошибка финансовая заключается? Почему не хорошо, что первый финансовый опыт приходиться на подростковый возраст? И как определить размер суммы посильной для ребёнка? Общие фразы- плохо, лучше в 5-6 лет получить финансовую грамотность и все. Только , что значит финансовая грамотность?
Мне очень понравилась услышанная фраза, которой я пользуюсь в жизни- Не надо бояться больших расходов, надо бояться маленьких доходов. Как то меня мама отругала за то, что я свою зарплату потратила на нарядную одежду. Это было лет в 19-20. По её мнению надо все усилия приложить к накоплению денег и меньшим тратам. А моё мнение, надо больше усилий приложить на больший заработок , часть из которого откладывать, а не весь. Вот в каком случае финансовая грамотность ? Тема затронута интересная, но без доказательств сказанного , теряет смысл.
Хорошая тема затронута в статье. Прочла несколько раз статью и так для себя и не получила ясности, в чем же конкретно ошибка финансовая заключается? Почему не хорошо, что первый финансовый опыт приходиться на подростковый возраст? И как определить размер суммы посильной для ребёнка? Общие фразы- плохо, лучше в 5-6 лет получить финансовую грамотность и все. Только , что значит финансовая грамотность?
Мне очень понравилась услышанная фраза, которой я пользуюсь в жизни- Не надо бояться больших расходов, надо бояться маленьких доходов. Как то меня мама отругала за то, что я свою зарплату потратила на нарядную одежду. Это было лет в 19-20. По её мнению надо все усилия приложить к накоплению денег и меньшим тратам. А моё мнение, надо больше усилий приложить на больший заработок , часть из которого откладывать, а не весь. Вот в каком случае финансовая грамотность ? Тема затронута интересная, но без доказательств сказанного , теряет смысл.
Спасибо за статью. Она имеет практический уклон. На своем примере могу сказать, что до 16 лет родители практически полностью оградили меня от финансовых операций. Я только на примере родителей могла видеть как мама и папа копили на какие-то крупные покупки. Зато потом я была полностью предоставлена сама себе в финансовом плане. Я жила отдельно от родителей и они мне выделяли каждую неделю небольшую сумму. Если дальше писать про свой финансовый опыт, то это будет целая статья. Если вернуться к теме, то я полностью согласна, чем раньше детей учить финансовой грамотности, тем лучше. Буду дочке выделять средства начиная с 5 лет.Лучше в детстве получить урок с минимальными рисками. Вспомнила,что у меня от родителей передалась неприязнь к долгам. Не люблю быть должной и не люблю давать в долг.
Конечно прививать финансовую грамотность лучше и полезнее всего с раннего возраста под контролем родителей, но есть такой нюанс, что финансовой грамотностью по сути не обладают и многие взрослые совершенно не умея и не имея навыка разумно распоряжаться собственными доходами. Мало кто например сейчас ведет подсчет собственных расходов и фиксирует то сколько средств идет на откровенно бесполезные покупки и траты, на то что можно было бы не приобретать или не расходовать свои финансы. Соответственно в первую очередь родителям стоит начать с себя и научиться правильной финансовой грамотности и только освоив эти азы самостоятельно можно что-то показывать на собственном примере детям. А на деле получается, что ребенок перенимает неправильное обращение с финансами от таких же не грамотных в этом деле родителей.
Классная статья! Спасибо. Давно хотела заняться этим вопросом в отношении своего сына. Ему сейчас 9 лет, самый возраст для знакомства и обучения управления своими финансами. Думаю, что у него должны быть карманные деньги еженедельно, которыми он будет распоряжаться самостоятельно. Эта сумма должна быть выделена исходя из семейного бюджета. Думаю для моей семьи это может быть 100 руб в неделю. И даже если он потеряет эти деньги или спустит их на сладости — я не сильно расстроюсь. Дальше, необходимо помочь ребенку придумать какую-то серьезную, крупную покупку на которую он будет копить деньги самостоятельно. Что-то крупное и очень им желаемое. Решить где он будет хранить эти деньги. А так же предложить ему обязанности по дому, которые не входят в его обязанности, но за которые он сможет получать небольшие деньги. И на по следок поощрять его за хорошую учебу. Надо только определиться сколько денег из семейного бюджета мы можем выделить.
Теперь мне стало понятно, что финансовая социализация — это не набор абстрактных терминов и понятий. Для себя выделил мысль, что финансовая грамотность — это прежде всего 3 важных навыка: как работать и зарабатывать, как распоряжаться деньгами и как разумно их тратить. Как отцу, мне было полезно узнать, что дать возможность практического применения денег ребенку необходимо уже в возрасте 5-7 лет. Мне не близка идея денежных выплат за хорошую учебу, больше по душе завести копилку и давать на карманные расходы определенную сумму. Мне в детстве давали деньги для похода в магазин, а мелкую сдачу я оставлял себе — такой подход мне нравится.
Да, важно с раннего детство развивать такие важные навыки, которые способствуют пониманию ребенком ценностей денег и умению ими распоряжаться. Конечно для того, чтобы ребенок ценил деньги, нужно, чтобы он видел и понимал каким трудом они достаются, а со стороны родителей предоставление возможности дать ребенку по чувствовать и попробовать, давая посильную работу.Но на мой взгляд основным является, то какой опыт ребенок имел в обращении с деньгами (учили ли его этому). Так как если нет навыков как распоряжаться деньгами, то обращение с ними, скорее всего будет, такое как они увидели от своих родителей или близких людей.
Я с 10 лет был имел опыт зарабатывание денег, но для меня не было понятия, что это деньги мои, родители мне говорили, что мы одна семья и деньги общие.Поэтому, которые деньги зарабатывал(в основном в летний период) доступа у меня к ним не было.И долгое время во взрослой жизни мне приходиться учиться обращаться с деньгами (рациональный расход). Потому что , когда они появляется, возникает ощущение , что от них нужно срочно избавиться, так как наверное кому-то они нужнее. Т.е тот кто знает что с ними делать.
Поэтому научив ребенка обращаться с деньгами,я как родитель даю ему возможность ценить их роль в своей жизни, тем самым видеть смысл в их увеличении (зарабатывание).
Финансовая социализация. Очень много стали уделять этому внимания. Много статей и школ, где учат финансовой грамотности. В последнее время я часто стало понимать, что не всегда грамотно расходую денежные средства. Раньше как-то об этом не задумывалась. Видимо, не владела финансовой грамотностью. Действительно, важно прививать уже с детства навык обращения с деньгами, это ценный опыт. Статья еще раз напомнила три основных навыка:
Как работать и зарабатывать
Как распоряжаться
Как тратить
Спасибо за статью!
Открыла новый для себя термин — финансовая социализация, состоящая их опыта родителей, их объяснений и эмпирического опыта.У меня фактически был только эмпирический опыт, опыт родителей жесткой экономии на всем из-за постоянного денежного дефицита перенимать я не хотела, объяснений они дать не могли, поэтому только собственный опыт позволил набить шишек и понять, что финансовой грамотности нужно учиться и чем раньше, тем лучше.Поэтому уже во взрослой жизни я этому осознанно училась — как распределять деньги, как разумно тратить, как инвестировать и т.д.Что касается обучения детей, то мне очень помогла книга Б.Шеффер «Собака по имени Мани», где очень доходчиво и интересно изложены все правила финансовой социализации для детей.
Я в детстве не имела карманные деньги,а оказалось имела. Не имела деньги в студенчестве,оказалось имела . Имею сейчас,а кажется ,что их нет… я только только последние года 3 учусь ими обращаться. Я либо вообще не трачу,либо трачу с лихвой.а имею не меньше друзей и знакомых. Это странная вещь. Например моя подруга Даша тратит на еду минимум,для нее это вообще не главное,а покупает одежду. А мне со своей позиции ,что она покупает одежду,а я вкусную еду кажется ,что ей на все хватает. А олеся вообще с 5-ю уже кредитами- шуба,телефон, и тд вообще если я б не знала что это кредиты думала что она сверх человек с огромной зп.я мало вижу и соотношу возможности людей, но для осознания самой себя мне это необходимо.
Дети, чтобы мы не говорили, всегда берут пример с родителей. И можно сколько угодно ребёнка финансово социализировать, но если сам родитель этот вопрос не закрыл, то ничего не выйдет. А вот если в семье с деньгами обращаются правильно, то тогда эти 3 способа и вперёд. Согласна с тем, что ребёнка к использованию денег надо приучать с детства. Вилку, ложку в руки даём, учим пользоваться. А деньги нельзя. А ведь их использовать правильно и продуктивно гораздо сложнее и учиться дольше. Да и вообще ребёнок должен понимать, что это такое для него и как этим распоряжаться. Иначе могут быть не правильные установки. Например «деньги-это зло» или «мне никогда не заработать». Или другая крайность, бежать и сразу тратить всё до копеечки. Как-будто денег никогда не видел. И так после каждой зарплаты.
Я обратила внимание на описание, «поколения миллениалов (людей, родившихся после 1981 года), так как в обществе существует стереотип о том, что миллениалы не умеют обращаться с деньгами.» Скорее всего, это относится больше к западному обществу. В нашем государстве нет такого финансового изобилия у большинства граждан. Детей олигархов по сравнению со всей страной мизер. Вот именно, этих детей оградили от всех финансовых трудностей, они чаще всего не понимают ценности заработанных денег и правильности их тратить. Финансовая социализация важна. Я уже сейчас начала обучать своих внучек обращению с деньгами, немного забавно слышать их вопросы и
слышать наивность во фразах. Первое что изучаем, что деньги можно не только тратить, но еще зарабатывать и копить))
Спасибо за статью. Очень интересная , познавательная. Я познакомилась с понятием «процесс финансовой социализации» . Прочитала название и подумала, кто бы меня научил правильно распоряжаться деньгами . У меня есть ощущение , что я совсем недавно , понемногу начала , понимать важность умения правильно рассчитывать бюджет , грамотно тратить деньги и тд. Понимать , не применять ) Хотя , конечно , думаю, у меня не самая критичная форма неправильности обращения с финансами , но всё же. Соответственно , чтобы научить детей, первое, надо научиться самой!
Да, учить ребенка обращаться с деньгами, мне кажется, очень важно. Обязательно приму к сведению эту статью и постараюсь своих будущих детей научить ими распоряжаться. А что для этого нужно? Правильно! Нужно самому научиться пользоваться и распоряжаться деньгами. Не только их тратить, но и научиться сохранять, когда нужно. И кто придумал эти кредитные карты…. В общем и целом я приближаюсь к пониманию, что нужно уметь сберегать финансовые средства. Дальше нужно это понимание окрасить в практический смысл и потом начать их преумножать. А потом, все это нужно грамотно передать ребенку в виде пережитого опыта. Чтобы научить его пользоваться готовым решением от родителей. Спасибо за статью, очень полезная и как всегда заставляет задуматься.
Спасибо за статью! Финансовая социализация — одна из важных составляющих в круговороте ценностей мира.
Она определяет, будешь ты на коне или …
Так как, умение распоряжаться средствами — это навык, то он требует развития.
Я согласна с тем, что детей уже в юном возрасте необходимо знакомить с деньгами:
с их силой и даже властью.
Постепенно, ненавязчиво, последовательно и регулярно.
Тогда и карманные деньги пойдут в нужное русло и уже на подростковом этапе помогут реализовывать себя, например в сфере хобби. Например, нужен крутой велик, чтобы оттачивать трюки, которые видел(а) на ютуб. Есть несколько вариантов решения задачи: попросить родителей купить велосипед, дождаться День Рождения…
Но будет ли это ценно? Запомнится ли это в будущем? Будет ли это предметом гордости за себя? Возможно. Но намного приятнее и полезнее будет накопить/подработать и уже на «кровно» заработанные деньги купить желаемое. Тогда и самооценка повысится и ценность возрастёт.
И самое главное, что это уверенный шаг к самостоятельности и осознанности. И тогда он начинает понимать, то, что происходит с ним и вокруг него — это его зона ответственности. А если что-то не устраивает, это можно изменить. Только стоит приложить усилия.
Для меня деньги, один из сильных мотиваторов. 🙂
Любопытно. Оказывается я нахожусь аккурат на границе миллениалов. И совершенно не умею пользоваться деньгами. Вот чему я могу научить ребенка?:) Про ошибке понравилось. Ошибкам точно научить могу. Правильно распоряжаться деньгами должны учить те родители, которые сами это умеют. А вот мысль с попытками копить деньги самостоятельно ребенку и поощрять за выполнение «сверхзадач», хорошие оценки и выполнение необязательной для него работы мне очень нравится. Причем эта история прям из Советского союза. Она существовала в моем детстве и детстве моих сверстников. А сейчас деньги дарят детям на праздники. Между тем, договоренность о финансовой мотивации может быть очень выгодной для всех сторон и способствовать раннему развитию финансовой грамотности.
Из статьи узнал, что есть 3 составляющие финансовой грамотности, которые влияют на умение распоряжаться деньгам детьми. Я помню, что обо мне никто из родителей не объяснял, как пользоваться деньгами. Но помню, что первые свои деньги заработал учась в начальной школе, сдавая бутылки. У меня была цель — купить журнал «Мой футбол», но я повелся на размер журнала и купил Спорт-Экспресс, который оказался под глянцевой обложкой обычной газетой, разочарованию моему не было предела, пишу об этом и сердце «щемит». Сложилось впечатление, что после этой покупки у меня появилась неуверенность, которая проявляется в долгих раздумьях в магазине по поводу покупки.
спасибо за статью. Я только учусь отношениям с деньгами ,кстати, переезд в Воронеж очень помог. Но сын мой, видимо от меня унаследовал копить, а потом пффф и потратить всю сумму на какую нибудь хер…простите, ненужную, но так необходимую здесь и сейчас вещь_))))) В процессе своего обучения грамотной работы с деньгами, конечно я буду своим примером учить его. Но пока разговор один- «сынок, постарайся не тратить на ерунду все деньги»)))
Финансовая социализация считаю обязательный критерий для того чтобы ребенок когда вырастит смог грамотно распоряжаться своими заработанными деньгами, либо ему придется этому обучаться в процессе своей «интересной » жизни. Поэтому как это не пародоксально и не звучит заезженно , от родителей, а именно от того чему они смогут научить свое чадо , а лучше показать на своем примере, как зарабатывать и грамотно контролировать свои расходы, в дальнейшем будет зависеть на сколько успешным он будет когда вступит во взрослую жизнь. На это стоит обратить внимание и уделить данному вопросу значительное количество времени, чтобы быть уверенным , что ребенок не попадет в просак. Чтобы кто не говорил, а быть примером это главное. Спасибо.
Из статьи узнал новый термин – миллениал. Вещи, описанные в статье, выглядят для меня довольно логичными. Родителям с детьми 5-7-летнего возраста, думаю, данная информация была бы полезной. Моя социальная социализация началась примерно в этом же возрасте. Деньги мне дарили на день рождения. Я их практически ни на что не тратил, а копил. Постоянно на что-то копил и экономил. Даже когда мама давала 10 рублей в школе на обед я умудрялся тратить их не полностью и что-то откладывать. Должен сказать что-то из этого поведения в детстве осталось у меня и до сих пор. Только сейчас уже мысль, что отложенное может пригодиться на что-то непредвиденное, что иногда и происходит. Единственно, что всё-таки появилось понимание, что деньги должны работать. Поэтому если необходимо купить действительно что-то нужное, то нет смысла откладывать эту покупку.
Увидев название статьи, задумался, была ли в моем детстве так называемая «финансовая социализация»? Она-то, конечно, была, вот только носила естественный характер, а не целенаправленное научение обращению с деньгами. Уверен, родители явно не слышали ничего о «финансовой социализации». Тем не менее, думаю, мне были заложены базовые представления о деньгах, об их ценности, о том, что дорого или дёшево. Однако, считаю, громотности и культуры в этом вопросе от родителей я не получил. Поэтому множество понятий сформировавшихся о деньгах я получил благодаря глобализации, интернету, общению и наблюдательности, а множество и не получил вовсе. Поэтому, уверен, навык обращения с деньгами должен осознанно форсироваться родителями в процессе воспитания ребёнка.
Речь про деньги, а я бы заменила на слово самостоятельность. Если хочешь,ёчтобы твой ребенок не накосячил в подростковом возрасте, будь добр научиться доверять ему. Дай ему попробовать что-то делать ошибаясь и преобретая опыт. Ну чему он может научиться, если родители все за него делают. Знаете, что я заметила? Именно те родители, которые все пытаются делатт за детей, самые требовательные в плане самостоятельности их ребенка. Деньги — это атрибут взрослой жизни. И то, как ты сними обращаешься показатель твоей взрослости.
Меня никто и ничему подобному не учил. Возможно, поэтому у меня сейчас бывают трудности с деньгами. А именно, когда оно заработаны мной, мне жалко их тратить, а чужие — не жалко. А ещё у меня есть потребность в трате денег, прямо надо иногда пойти и что-то купить, не важно что.
В детстве я часто слышала от мамы «денег нет!», чтобы лишнего не просила, поэтому лишнее так хочется сейчас купить!
Как-то моему братику подарили деньги, и пока мама не забрала их со словами «вот и купим тебе куртку/штаны/ботинки», я потащила его в Детский мир. Мы провели там больше 1,5 часов. Я пыталась объяснить, что 1000 рублей — это немаленькая сумма, что можно купить много мелочей или одну большую игру. Братик очень мучился — хотелось всего и сразу, но в итоге он САМ выбрал игру и посчитал, что у него ещё останется немного на детское шампанское и на кошелёк, чтобы сдачу было куда складывать. Мне ещё понравилось, что со всеми продавцами он общался сам.
Считаю, это очень полезный опыт.
Но, к сожалению, одного раза мало, а у родителей нет времени повторять подобное.
Считаю очень полезным навыком. Так как сам не умею обращаться с деньгами. И сам только встал на этот путь. Начало моего пути стало ведение ежедневного отчёта. Ранее пробовал это делать. Только были свои сложности. Сложность заключалась в том что я не мог найти простого приложения. Записывать неудобно, таблица тоже, приложения разбивали на детальные категории. Но недавно начал пользоваться приложением которое жёстко не делит по категориям, да и пользоваться удобно. И я сразу стал вести отчёт. О чем я этих хотел сказать, необходимо создать условия для того, чем вы хотите увлечь себя или своего ребёнка.