Не всем легко это признавать, но большинство людей интересуются сплетнями об успехах или промахах других людей. И хотя привычка сплетничать традиционно считается негативным явлением, новое исследование показывает, что восприятие сплетен может помочь человеку адаптироваться в социальной среде, выявить потенциальные угрозы и даже стать лучше.

Исследователи из Университета Гронингена в Нидерландах провели два исследования, чтобы проверить позитивный и негативный эффект сплетен на человека, который их слушает.

В ходе первого исследования участников просили вспомнить случай, когда он слышал ту или иную сплетню. Авторы исследования условно разделили сплетни на позитивные и негативные. К позитивным сплетням можно отнести неподтвержденную информацию о намерении коллег пожениться. К негативным – о намерении развестись. Далее участникам задавали вопросы о том, как сплетни повлияли на них.

Исследователи выявили, что те, кто слышали позитивные сплетни, почувствовали, что они стали немного лучше. Те, кто узнавали какую-либо негативную новость о другом человеке, чувствовали, что они самоутверждались за счет этой информации.

Ученые объясняют это тем, что позитивные рассказы могут быть информативны. То есть в них может содержаться информация о том, как человек может стать лучше.

Негативные сплетни льстят человеку потому, что услышав о неудачах объекта сплетен, человек возвышается над ним, утверждаясь во мнении, что в его жизни все более благополучно. Тем не менее, негативные сплетни могут вызывать чувство страха, потому что они сообщают человеку о том, что то или иное неприятное событие может произойти и с ним. И главное, что он тоже может стать объектом сплетен.

В ходе второго исследования, участникам предлагалось представить, что они  работают агентами по продажам в одной компании. Далее каждый из участников получал позитивный или негативный отзыв на работу своего «коллеги».

Сценарий включал в себя 2 легенды: о негативных плановых показателях сотрудника или о позитивных результатах в области профессионального совершенствования.

Люди, ориентированные на плановые показатели, пытаются доказать свое превосходство, «обойдя» других. Люди, ориентированные на саморазвитие и самосовершенствование в рамках работы в компании, в большей степени ориентированы на развитие компетенций, приобретение новых знаний, способностей и навыков.

Второе исследование подтвердило выводы первого: позитивные сплетни влияли на саморазвитие человека, а негативные – на самоутверждение, одновременно вызывая беспокойство о собственной защищенности.

Кроме того, ученым удалось установить некоторые гендерные различия в плане восприятия сплетен.

Женщины, которым сообщалась негативная сплетня, в большей степени испытывали опасения относительно собственной защищенности. Им присуще ставить себя на место объекта сплетен и тревожится о том, что они легко могут оказаться на его месте. А вот мужчины, услышав позитивную сплетню, не всегда испытывали положительные эмоции. Часто они ощущали страх, сравнивая себя с объектом сплетен и мысленно «проигрывая» ему по тем или иным показателям. Ученые считают, что мужчинам сложнее сравнивать себя с другими людьми, особенно, если они явно превосходят их.

Исследователи предлагают воспринимать сплетни как естественную и неотъемлемую часть жизни человека, но не забывать относиться к ним критически. Ведь сплетни – это, прежде всего, неподтвержденные факты.

Оригинальная статья: Wood, J. (2015). Good News About Gossip: It Can Promote Self-Reflection, Growth. Psych Central. Retrieved on December 22, 2017, from

Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: сплетни, психология сплетен, негативные привычки, мотивация

Источник фото: thriveglobal.com

Доступно для скачивания:

Похожие статьи:

МОТИВАЦИЯ Мотивация – психофизиологический процесс, задающий активность и устойчивость человека, а также обеспечивающий его способность деятельно удовлетворять ...
Реакция страха: научное видение процесса преодоления... Страх можно охарактеризовать как тревожность вследствие ожидания потенциальной опасности. Он может быть приобретен различными способами: являться реак...
Что помогает продавать? Секс и агрессия в рекламных роликах как средст... Влияет ли демонстрация сексуального или агрессивного поведения в рекламных роликах на желание зрителя купить тот или иной товар? Рекламируемые таким о...

Оставайтесь в курсе и на facebook