Одной из наиболее частых процедур при сравнении влияния генетики и окружающей обстановки на развитие человека является наблюдение за членами его семьи. Особое внимание в этой нише занимают усыновленные дети и близнецы.

Наблюдение за усыновленными детьми включает в себя расчёт вклада образа жизни приемной семьи и генетики.  Данный эксперимент имеет множество форм. Например, ученые могут анализировать сумму схожих черт у живущих в одной семье, но не имеющих кровного родства детей. Или наблюдают за родными братьями и сестрами, оказавшимися в разных семья.

Близнецы так же представляют особый интерес у ученых. Однояйцевые пары являются практически полной копией друг друга не только в плане внешности, но и генотипа. Так как развиваются из одной зиготы (слияние яйцеклетки и сперматозоида). С дизиготными (разнояйцевыми) близнецами ситуация обстоит по-другому. Развиваются такие пары параллельно и рождаются, как правило, с разницей в несколько минут. Однако, с точки зрения генетической идентичности они схожи не более чем обычные  братья и сестры.

В поведенческой генетике существует такое понятие как коэффициент согласования. Он представляет собой переменную шкалу на которой отмечается уровень интеллекта, физических данных и социальных навыков. Согласно этой шкале и оценивается генетические предрасположенности растущих в разных семьях братьев и сестер. Коэффициент согласования используется, чтобы оценить процент соотношения имеющихся одинаковых диагнозов у сибилингов связанных с такими нарушениями как: синдром Дауна, шизофрения или маниакально-депрессивный психоз. Коэффициент согласования для шизофрении равный 100 процентам означал бы, что если один из близнецов страдает от шизофрении, то и у второго непременно проявится это расстройство. Однако на деле все оказалось не так просто. Трактовки различных исследований были неоднозначны. Так, например, если однояйцевые близнецы в заданных рамках эксперимента демонстрировали большую схожесть по шкале коэффициента согласования чем  разнояйцевые, то это относили к влиянию генетического фактора.  Если же пары однояйцевых близнецов, которые не покидали свои родные семьи демонстрировали одинаковый результат по шкале, то это причислялось к влиянию окружающих на них факторов и методов воспитания их родителей.

Один из самых главных вопросов подобных исследований: можно ли предполагать, что если близнецы растут в одной среде, то и оказываемое на них внешнее влияние будет иметь для них одинаковый эффект? Этот  предположение высказали ученые, которые доказывали, что монозиготные близнецы выбирают схожую нишу в социальной деятельности, которая соответствует их генетическому запросу, только благодаря тому что воспитываются в одной среде, общаются с одними и теми же людьми и впитывают в себя одинаковую информацию (Baumrind, in press; Lytton, 1976; Scarr & McCartney, 1983). Их генетическая схожесть лишь повышает вероятность получения идентичного опыта и ведет к еще более схожему фенотипу (Plomin, 1986).

Сходства в выборе еды, хобби, интеллектуальной деятельности, академических достижениях, выборе места отдыха, друзей и выбор супругов часто совпадал даже, если однояйцевые близнецы были разлучены в детстве (Bouchard&McGue, 1990; Juel-Nielsen, 1980, Scarr&Carter-Saltzman, 1980). В ситуации выбора они так же выбирали схожие пути решения. У дизиготных близнецов и сибилингов корреляция в сходных ситуациях была намного ниже. Покидая родительский дом, каждый из них выбирал свою нишу для деятельности, которая слегка коррелировала с той нишей, которую выбирали их братья и сестры.

Следующий вопрос, который рассмотрели ученые — насколько велика схожесть между сибилингами не имеющими биологического родства, но выросшими в одной семье? Вот что они выяснили. Дети в таких семьях показывали схожесть интересов в раннем и доподростковом возрасте. Однако, по мере взросления и ухода во взрослую самостоятельную жизнь у таких детей оставалось очень мало общего. Личностные характеристики, интересы, уровень интеллекта и другие фенотипические проявления по мере взросления значительно снижались  (Grotevant, Scarr, &Weinberg, 1977; Scarr, Webber, Weinberg, &Witting, 1981; Scarr & Weinberg, 1977).

И все же все вышеперечисленное совсем не означает, что среда и воспитание не имеют значения. Чем более различной была окружающая их обстановка у однояйцевых близнецов тем меньше схожих характеристик они демонстрировали (Baumrind in press; Kamin, 1981; Rose and Kaprio, 1987). Бронфенбреннер (1975) обнаружил пониженную корреляцию между уровнем I.Q. у близнецов живущих в различных общинах (.26) против (.86).

Еще один важный момент. Ближе к подростковому возрасту усыновленные дети все больше осознают свой статус «приемного ребенка» и используют его, чтобы оправдать сопротивление тем семейным ценностям, которые транслирует ему приемная семья (Brodzinski, Singer, &Braff, 1984). Это может быть связано с естественным угасанием схожести основанной на проживании на одной территории. Генетика начинает усиленно работать именно в этом возрасте.

В конце концов, у ребенка может быть ограничен доступ к необходимым для развития генетической предрасположенности ресурсам. Дети с хорошими интеллектуальными задатками могут попасть в окружение совершенно не способствующему их развитию в данном направлении. Общительные по природе, но непривлекательные дети могут быть ограничены в желаемой для них нише социальных контактов. Свобода выбора даже во взрослом возрасте может быть подавлена некоторыми факторами независимыми от человека.

Все вышесказанное дает понятие того, что интерпретация данного  исследования не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Анализируя исследования, касаемые вклада влияния генетики и эпигенетики на жизнь человека, всегда стоит вспоминать данные полученные в ходе наблюдения за детьми их усыновленных семей и близнецами.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Источник фото: alpha.wallhaven.cc

Ключевые слова: дети, родители, взрослые дети и их родители, семья, близнецы, однояйцевые близнецы, монозиготные близнецы, генетика, эпигенетика, развитие ребенка, дизиготные близнецы, разнояйцевые близнецы, влияние семьи на жизнь ребенка, усыновленные дети, приемная семья

Оставайтесь в курсе и на facebook