Для многих людей религия – это основная часть их идентичности, смысл, который они находят в жизни, и их социальный мир. Вполне логично, что изменение этого важнейшего аспекта самого себя будет иметь значительные психологические последствия. Религиозные люди понимают, что за отказом от религии может последовать увеличение уровня эмоционального дистресса, изоляция и неуверенность в себе. Убежденный атеист может увидеть позитивные стороны данного процесса, ведь вполне возможно, что человек, который решил отказаться от религии, приобретет широту взглядов, свободу мыслей и духовных воззрений.
Новое исследование, опубликованное в журнале «Психология Религии и Духовности», является одним из первых примеров систематического лонгитюдного исследования этого вопроса. Данные трехлетнего исследования фокусировались на протестантах. В ходе исследования не было выявлено единого паттерна изменений, связанного с отказом от религии или изменений религиозных воззрений. Поэтому вышеприведенные предположения и убежденных верующих, и атеистов до определенной меры являются правдой.
Гэрри Гаи и его коллеги из Гонконгского Университета попросили участников христианской протестантской общины, все из которых были китайцами, заполнить психологические опросники о шести значимых событиях в их жизни за последние три года. Опросники позволяли делать выводы о личности, ценностях, убеждениях и психологических симптомах участников исследования.
Около 600 человек предоставили полные данные о себе, 188 из них перестали причислять себя к христианам в какой-то момент исследования. Около 82% заявили, что они стали атеистами, остальные перешли в католицизм, буддизм или даосизм. Остальные участники отметили графу «другое» в вопросе, к какой религии они себя теперь причисляют.
При анализе данных ученые фокусировались на том, какие психологические изменения происходят с теми, кто отказался от религии или изменил свои религиозные воззрения, и с теми, кто продолжал придерживаться своих изначальных убеждений. Стоит отметить, что большинство испытуемых были студентам, количество мужчин и женщин было примерно равным.
Возможно, это удивительно, но значительных изменений личности у тех, кто отказался от религии или перешел в другую религиозную группу, не было. За время исследования участники обеих групп (те, кто продолжал придерживаться религии и те, кто перешел в другую веру или стал атеистом) продемонстрировали снижение экстраверсии и общей доброжелательности. Что касается ценностей и верований, люди, отказавшиеся от религии, стали больше говорить о судьбе. Они чаще других были уверены, что судьба контролирует все, что с ними происходит, однако человек может вносить определенные коррективы в ход своей жизни. Вполне закономерно, что большинство из них заявляло, что они не верят в существование Бога.
Наиболее ярким аспектом отказа от религии, по результатам исследования, стало психологическое благополучие. Около половины испытуемых, ставших атеистами, продемонстрировали значительно меньшее количество депрессивных и тревожных симптомов по сравнению с теми, кто продолжал быть религиозным. У второй половины атеистов наблюдалось резкое повышение данных симптомов. Тем не менее, в личных историях участников эмоциональные траектории существенно варьировались. Однозначным был вывод о том, что атеисты имели нарушения сна намного реже, чем верующие.
Основным фактором интенсивности последствий отказа от религии, по мнению ученых, являются личные качества и психологическое состояние человека прежде, чем он стал атеистом. Если он был экстравертом, и у него были адекватные психологические ресурсы, отказ от веры мог стать возможностью для роста и еще большей психологической устойчивости. И наоборот, те, кто были невротичными и психологически и физически уязвимыми перед тем, как перестать верить в Бога, чаще испытывали психологический дистресс после отказа от религии.
«Не стоит принимать на веру любую теорию, утверждающую, что все, кто отказался от Бога, проходят через одинаковые изменения. Нельзя утверждать, что отказ от религии снижает тревожность абсолютно у всех, тем не менее, у значительной части новоиспеченных атеистов действительно наблюдаются подобные изменения. Кроме того, процесс отказа от религии не должен рассматриваться как процесс, аналогичный процессу принятия религии», — отмечает автор исследования.
Собранные данные позволили исследователям обратить внимание на психологические различия тех, кто остался религиозным, и тех, кто впоследствии отказался от религии. Ученые принимали во внимание психологическое состояние участников в начале исследования. Оказалось, что будущие атеисты еще до отказа от религии были менее эмоционально стабильными, менее приверженными традициям и менее склонны доверять другим. Они больше других ценили независимость, гедонизм и власть.
В будущем ученые планируют сфокусироваться на том, насколько данные их исследования верны для других религий и людей из других культур. Ученые добавляют, что следующее исследование будет более длительным и сосредоточится на том, как долго длятся психологические последствия отказа от религии и можно ли считать их переходным моментом для некоторых людей.
Оригинальная статья: Christian Jarrett, — What are the psychological effects of losing your religion? The British Psychological Society, April, 2018
Исследование, на которое ссылается автор: Hui, C. H., Cheung, S.-H., Lam, J., Lau, E. Y. Y., Cheung, S.-F., & Yuliawati, L. (2018). Psychological changes during faith exit: A three-year prospective study. Psychology of Religion and Spirituality. Advance online publication.
Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: психология, религия, вера, религиозность, философия
Источник фото: unsplash.com
Атеистам проще и спокойнее, это понятно и объяснимо. Принадлежность к группировкам и соответствие всяким ролям добавляют тревожности и прочих неудобств. Мало ли, вдруг не все делается для служения идеалу? Нет религии — нет проблемы. Всегда была на стороне разумных атеистов. Ведь религия по сути что? Правильно, дисциплинарная система поведения и образа жизни, которая помогает выбирать, что хорошо, а что не очень, трактующая, как и в каких ситуациях поступать, то есть ограничивающая свободу выбора процентов эдак на 80. Хорошо, если кому-то помогает. Себя религиозным человеком, впрочем, как и отъявленным атеистом, не считаю. В силу образования знакома с соответствующей литературой, даже молитвы знаю от бабушки. Нравятся красивые храмы и маленькие часовенки, запаха лампад, церковная атмосфера не в дни служб, когда там тихо так… приятно… Иногда захожу, покупаю свечи, зажигаю, ставлю, как бабушка учила, пробую молиться. Но это вряд ли имеет отношение к религии, скорее, к ностальгии и тягой к умиротворению и уединению с собой.
Статья для меня очень запутанная. Понятно только,что ничего не стоит принимать за веру . И что все люди ,независимо атеисты или верующие, реагируют по-разному.
У меня есть несколько религиозных знакомых и семей. Некоторые прям живут «по законам Библии».Вера помогла им когда-то избавиться от каких-то пороков или зависимостей, и не сбиться с пути.Тогда почему бы и нет?! И это вполне адекватные и приятные люди. Несут в мир добро.
Для меня религия и вера совсем разные понятия. Религия- вопрос в какого Бога верит человек и как он ему «говорит» это делать. Но для меня это не понятно все.. А вот вера означает,что человек верит в Творца, в существование чего-то неподвластного нам всем. Спасибо
Религиозность в современном обществе понятие растяжимое, как бы кощунственно и абсурдно это ни звучало. Не указано в исследовании, что значит «религиозный человек» с точки зрения степени его религиозности. Он сам пришел к вере через религию в зрелом возрасте или его с детства воспитывали в атмосфере религиозности, какое место занимает религия в его жизни, сколько времени он тратит на ритуалы и посещение храма. А может он как большинство моих соотечественников — считает себя приверженцем религии только потому, что его в младенчестве, не спросив, крестили и на этом приобщение к религии закончилось. Меня родители крестили не спросив, не вовлекали в религию, так как сами не были вовлечены. Я пыталась разобраться, но нестыковки и вопросы без ответа, начиная от поведения служителей церкви и заканчивая разночтениями в тексте «Детской библии», любезно купленной мамой мне, видимо, в помощь, только множились. От религии я отказалась, православной себя не считаю. Мне стало легче, как и некоторым участникам исследования, потому что из моей жизни ушел непонятный и бесполезный для меня компонент. Меньше непонятного — меньше стресса, меньше стресса — шире взгляд. Убежденной атеисткой тоже себя не считаю, так как было бы очень самоуверенно говорить о том, что нет никаких высших сил. Теперь, когда я придерживаюсь таких взглядов, у меня дилемма — как быть с крещением младшего сына — с одной стороны я знаю, что родственники ждут, да и мне не жалко, вреда в этой процедуре вроде бы нет. С другой стороны, как-то лицемерно это и тупо, по отношению к себе и искренне верующим людям, да и ребенок если, как я в свое время, по правде заинтересуется вопросом и спросит, «зачем я крещеный?», что я ему буду говорить…
В каком обществе родился, те правила и соблюдаю! Сколько людей, столько и мнений!Взять любую тему, будут как противники, так и те которые верны своим взглядам.Есть одно правило с которым согласен: -Не сотвори себе кумира — Цитата из Библии, одна из заповедей Моисея (Исход, 20, 4). Употребляется в значении: не поклоняйся слепо кому, чему либо, как идолу.
Я верю, правда во что не знаю, трудно верить в то, что не видел.
Многое говорят, что есть силы, которые творят чудеса ,избавляют от болезней и всяких проблем и я готов согласится .
В церковь хожу ,но не часто, свечи покупаю, ставлю кому не знаю ,просить ничего не прошу, в мыслях хочу что бы, если и есть сила,то помогла тем ,кто оторвал свою задницу от дивана и пришел в церковь совершить свою молитву.За себя всегда говорю:- СПАСИБО, что ЖИВ, ЗДОРОВ, СЫТ,СПАСИБО что близкие ЖИВЫ, ЗДОРОВЫ, СЫТЫ и есть немножко денег ,что б кому то помочь и для того, что бы выпить кружечку пива в кругу семьи и друзей .АМИНЬ.
Неоднозначная статья. «Религиозные люди понимают, что за отказом от религии может последовать увеличение уровня эмоционального дистресса, изоляция и неуверенность в себе». Откуда они это знают? Уже пробовали или это чьё-то навязанное мнение? Я считаю, что для начала нужно определить, как человек пришёл к религии. Если человек живёт в религиозной семье с детства, не мыслит себя без религии, вряд ли у него возникнут сомнения в своём предназначении и желание стать атеистом. Может я придираюсь, но то, что меняется отношение к религии у испытуемых студентов, мне не кажется необычным. Религия, на мой взгляд, мешает развлекаться. Она предусматривает дисциплину, послушание и сдерживание своих импульсов страхом перед судом Божьим. Хотя, опять — таки нужно смотреть выборку тех, кто отказался от религии в пользу атеизма. Фокусировка на психологических изменениях показала то, что изменений в целом не было. Что разочаровало людей в той религии, к которой они себя относили? Что повлияло на их открытость и доброжелательность, если, в целом «значительных изменений личности» не было.
Я считаю каждому — своё. У всех свои мотивы. Как показано в статье, люди, которые изначально обладали предрасположенностью полагаться на себя, контролировать свою жизнь, впоследствии, всё равно стали атеистами. И на их психологическое состояние это никак не повлияло. Когда человек просто прячется в религии, ожидает «милости Божьей», в ответ на религиозное повиновение канонам, заветам, конечно ему будет не комфортно,если не получает ожидаемого. Поэтому и переходит в другую религию или уходит из неё вовсе. Только, как написано в статье, те, кто были невротичными до, те также испытывали стресс после. Дело не в религии, просто от себя не убежишь. Не могу сказать, что я религиозный человек, скорее, верующая по инерции.Я не против веры, но я против использования религии в целях развязывания войн.
Большое спасибо за статью. Пока без комментариев. Подожду, что напишут о православных.
Хмм, отказ от религии предполагает отказ от веры или отказ от религии? Я не придерживаюсь никакой религии, хотя я православная по крещению и крестили меня не спрашивая моего мнения да еще и скрыв сей факт от отца. Отец вырос в семье баптистов, но примерно в 17 лет ушел из религии, при этом он не перестал верить в Бога и знает Библию наизусть. Его взгляд на вещи мне близок. Я достаточно скептически отношусь к Священному Преданию, и не соблюдаю все эти таинства и обряды. В общем-то, чего нет в Священном Писании меня никак не волнует. Я не думаю, что если существует Бог, то ему важно сколько раз я ходила вокруг церкви, как и где святила пасху, красила ли яйца и многое многое другое, зачастую менее значимое по моему мнению нежели другие важные поступки, на которые должен быть способен верующий человек, чтобы действительно быть истинно верующим. Ну как минимум, если не соблюдаешь весь год заповеди, то после правильно проведенной Пасхи, поста и покаяния вряд ли можно считать себя верующим. Мне кажется, надо просто верить в Бога, без всяких «шаманских» ритуалов, крестиков ит.д. Субъективно мое мнение конечно.
Как-то слышала такую фразу:»Религия — это костыль, на который опирается человек» и что-то в этой фразе есть. Вот думаю, когда человек теряет этот костыль, а тем более, если он до этого был невротиком, то очевидно, что ему станет хуже. Еще бы! Верить, что у тебя есть поддержка и тут вдруг понять, что на самом деле ее нет! Но в принципе мне сложно судить, так как я далека от этого и отделяю понятие веры от религии. Спасибо за статью!
Для меня в этой статье интересен тот факт, что у людей, отказавшихся от религии, остаётся идея, что за их жизнь отвечает кто-то другой. Раньше это был Бог, теперь судьба. Хорошо то, что есть хотя бы понимание того, что судьбу можно корректировать. Я завидую некоторым верующим, так как думаю, что им не приходится брать на себя ответственность за выбор и принятие решения. Встал вопрос, за ответом идут к батюшке. Делают то, что он скажет. При наличии альтернативы также могут воспользоваться следующим способом: написать записочки с разными решениями, положить на ночь перед иконой, утром взять одну из них, в которой и будет правильное решение, так как его помог выбрать святой, к которому с вечера обратился верующий. Возможно это действительно работает. Только на каком уровне?
Жизнь у верующих проходит в соответствии с установленными канонами и расписаниями, основные события известны заранее. Не понятно, откуда берутся тревожность и депрессии.
Согласна, что процесс отказа от религии и его последствия зависят от индивидуальных особенностей и психологического состояния человека, от способности человека быть самостоятельным вне религии, принимать ответственность за свою жизнь.
Интересно было бы узнать, как часто православные христиане отказываются от религии или меняют свои религиозные предпочтения, и что является причиной этих явлений.
Интересное было бы исследование, если бы его, как говорится, «довели до ума». Чтобы понять, как те или иные изменения скажутся на человеке, надо понимать, что привело к этим изменениям. А в случае со сменой религии, надо еще и знать, как человек к ней пришел: воспитание в семье, давление общества, собственный выбор. Только с учетом всех этих факторов можно сделать, какое исследование. Ведь все люди разные. Интересно и показательно, что в результаты этого исследования, показывают незначительные изменения у людей в связи со сменой религии (атеизм отнесем сюда же). То есть если вы были невротиком до, то и после ничего не изменится. А если вы были бодры и веселы до, то и после у вас все будет хорошо. То есть дело-то не в религии, а в человеке.
Для меня, так же как и для Наташи Гончаровой стало интересно, что люди, которые перестали верить в бога стали больше верить в судьбу. Если религиозный человек дает возможность снять с себя ответственность и переложить ее на бога, то атеисту, который перекладывает ответственность на судьбу не чем не отличается, единственное что у него нет определённых обязательств как у религиозно верующего человека. На мой взгляд, человек всегда, во что то верит, это заложено в нас на генетическом уровне. С самого зарождения человечества была основана религия на основе вере, все это передавалось из поколения в поколения, человечество пропитано религией, обрядами. В 17-х года прошлого века неожиданно появилось много атеистов, с лозунгом религия это опиум для народа, только так же неожиданно в начале 40 годов того же столетия многие вспомнили о боге.
Жесть! Вот кто лайкает эти исследования из госбюджета??? Ручки – ножки ему поотрывать, голову откусить и в зад-ницу засунуть!!! Испокон века религия была, есть и будет системой управления массами и воспитания новых привеженцев в интересах правящей верхушки. Кстати даосизм – это не религия, а философское учение (хотя смысл от этого не меняется, просто третья форма систем воспитания и управления, наряду с религией и идеологией). Говоря модным Зеландовским языком – это маятники, подчиняющие себе волю личности. Говоря совсем не модным, и по большей части подзабытым языком фон Мизеса – это инструмент нивелирования личностной уникальности и способности к самовыражению. А если совсем по-простому – выращивание идеальных, бессловестных рабов и налогоплательщиков. Так что не фиг тут комментировать, иди работай, и плати налоги, на которые будут проводиться подобные никому не нужные исследования, чтобы еще больше запудрить тебе мозги и превратить все население планеты в Зомби-ленд!!!
Однажды в передаче Познера прозвучала фраза в интервью с одной итальянской женщиной-ученым: «Сначала я перестала верить в Деда Мороза, а потом и в Бога». Я подумала, что это прямо про меня. На собственном опыте могу сказать, что отказ от религии заставляет брать ответственность за свою жизнь на себя: не думать, что все что происходит, — Божья воля, испытания, которые посылает Бог и т.д. и не надеяться, что кто-то всевышний сделает все лучшим для меня способом (то есть так, как я попросила в молитве). Я понимаю, что не отказываясь от такой надежды на кого-то сильного и мудрого, живется значительно легче. С другой стороны, себя невозможно переубедить в том, что это иллюзия, если однажды пришел к этому мнению.
Тонкая тема . Вера , религия . Как человек вообще решает верит он в Бога или в судьбу , или всецело всё зависит от самого человека. Наверное , в большинстве , это зависит от того , как заведено в его семье . В моей например многое работки по принципу «всю жизнь так делали« это Бабушка с дедушкой ещё поо своих так говорят . Наверняка и нам что-то перенялось .
Сначала бы разобраться в понятиях «верующий», «религиозный». С этим точно сложнее , чем с «атеистом». Ну на мой взгляд . А потом уж отказываться или принимать что-то .
Я — человек не религиозный. Долгое время я воспринимал религию, как способ снять ответственность за свою жизнь. Я думаю, что и сейчас часть людей пользуется этим способом. Но я не брал во внимание, что, например, многие спортсмены высокого уровня (любой национальности) являются людьми религиозными и суеверными. А спортсменов высокого уровня упрекнуть в снятии отвественности и пассивности в жизни никак нельзя. Люди добились результата. Значит по каким-то другим соображениям тоже верят.
Я думаю, что искаженное восприятие у меня сформировалось, потому что тему религии в моем окружении использовали когда удобно: «сегодня праздник, убирать нельзя». А то, что религиозный человек помимо этого еще должен придерживаться определенных ритуалов как-то забывается. И вообще, мысль о том, что судьба — это результат моих реакций на предъявляемые события, как-то лучше вписывается в мою картину мира.
Родители мои не были особо верующими, а моя бабушка была атеисткой (спасибо советской власти). Но повинуясь общему духу 80-х, окрестили меня в 14 лет. Я пришла в христианство осознанно! И когда мой бывший делал мне предложение, он попросил, чтобы я тоже приняла ислам (в Королевстве Саудовской Аравии исповедуют ислам). Я не согласилась, потому что моя вера у меня в сердце. Это я о том, как все эти китайцы меняли религии, как рубашки. И никто не проверял, что было после исследования. Может они вернулись туда, во что верили прежде.
Нет разницы, атеизм или какая другая религия помогает открыть себя, услышать своё сердце. Я думаю, каждый должен искать то, что утоляет его жажду и отвечает на его вопросы. Для счастья нужно любить себя и верить в себя, уважать и ценить.
Я наверно покажусь старомодной, но атеисткой не являюсь. Проще говоря — верю. При этом понимаю, что какую соблюдать религиозную атрибутику каждый принимает на себя сам. У меня своя — впитанная с воспитанием родителей и бабушек. Но в моей родительской семье всегда была поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай» — поэтому я понимаю, что вот трудная ситуация которая сейчас происходит в моей жизни — скорее всего из-за моих косяков, нежели из-за «наказанья божьего». Для меня статья была интересна тем, что люди, которые были верующими и перешли в разряд атеистов по-прежнему ссылались на судьбу. У меня есть знакомые, ну ооочень религиозные, не поверите — они к гадалкам еще ходят. Есть зерно правды в том, что религиозность дает возможность не брать ответственность за свою жизнь..
Статья оказалась для меня не однозначной. По каким причинам люди делали выбор?Или может быть как и я , крещёна в подростковом возрасте. Крестик то носила , но не более того. При этом я считала и считаю себя христианкой. У бабушки всегда висела в доме иконка , она и меня учила молитвам . При этом она была добрейшей души человек, с непростой судьбой. Что для неё была вера , теперь уже я не узнаю. Сама же я пришла к выводу, что что то идёт не так и нужно чаще бывать в церкви , после определённых событий в моей жизни. Тогда мне это действительно помогло. Позже для себя поняла , что для меня не важно хожу ли я или нет в церковь , а важна чистота помыслов. Из собственного опыта понимаю , что люди могут испытывать различные чувства в подобных обстоятельствах и это зависит во многом от контекста.
Статью читала, но так и не поняла, что хотели доказать ребята, какую задачу перед собой ставили. Если доказать, что атеисты более счастливые, так этого из статьи не видно, доказать, что религиозные люди более напряжены, так по результатам это тоже не видно. Те кто до ухода из церкви, были тревожными, так и остались тревожными, когда ушли, те кто были спокойными, так и после ухода такими остались.
Момент веры и обращения к Богу ( в какой бы религии это не происходило), момент очень интимный и не приемлет зрителей. Если для человека главным когда они находятся в церкви является соблюдение религиозных обрядов, особо строгое их соблюдение, то им некогда общаться с Богом. Часто заходя в храм, я слышу бабушек, которые обсуждают в чем пришли другие, соответствует ли их одежда правилам, правильно ли и тому ли святому ставятся свечки, а если где-то есть отклонения ещё замечания сделают на весь храм, а то выгонять начнут, не дав человеку сделать то для чего он пришел сюда. Главное чтобы были соблюдены внешние условия, а то что таким образом они могут отпугнуть впервые пришедшего в храм человека , который пришел за сочувствием и поддержкой , их не останавливает, вот и уходят люди их храма, а потом и из веры, оставшись один на один со своим горем.
Вопросов возникает больше, чем нам дают ответов, когда эти люди пришли к вере, находились ли в одном приходе, почему ушли, возможно там был какой-то конфликт.
Будем ждать следующих иссле6дований.
Для кого-то вера помогает жить более спокойно и размеренно, верить в определённые вещи, надеяться что какая-то сила поможет им в сложной ситуации, что вера в принципе даст им силы на задуманное и так далее. В этом случае человек будет казаться спокойным и умиротворенным. Если же этому человеку по какой либо причине придётся отказаться от веры, и попасть в мир, где ему нужно будет самостоятельно принимать решения, самому отвечать за свою жизнь и судьбу, то в таком случае, думаю он будет подвержен большому стрессу. Я не придают этому значение того, что появление стресса связано с отказом от веры, как чего-то материального, просто человек попал в другие условия, за жизнь и существование в которых должен отвечать самостоятельно.
Исследования какие-то мутные, результаты его не однозначны и для меня неубедительны. Во-первых — возрастная группа — студенты, это наверно самая неустойчивая в этом отношении прослойка общества. Религия накладывает определенные ограничения, служит неким цензором, а именно в эти годы хочется нарушать все устои и не испытывать муки совести. Во-вторых — насколько они были верующие до отказа. В-третьих — надо подумать о различии религии и веры. А есть еще понятие духовности, которое не зависит от верисповедания и делает человека личностью в самом высоком смысле.
Истинно верующий человек знает — за все что в его жизни происходит ответственность лежит только на нем, если же лежа на диване сей индивид говорит, что ему Бог не дает ничего, то он может себя хоть кем называть, но веры в нем ни на грамм. Еще неоходимо четко видеть разницу между человеком верующим и соблюдающим обряды. Мне кажется именно духовность отличает одного от другого. Можно рьяно молиться и посещать церковь, но при этом брать взятки и годами не разговаривать с собственной матерью.
Вызвал улыбку тот факт, что отказавшись от Бога, люди стали верить в судьбу. Слаб человек — так и норовит оставить себе одни права, но никаких обязанностей..
Религия занимает важное место в структуре общества. Она выражает определённые идеи и регулирует общественные отношения. Существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе. Религия — это что-то сверхъестественное. Для меня это исследование по крайней мере странное. Что значит: отказ от религии имеет значительные психологические последствия? Отказ от чего-либо имеет психологические последствия. Почему эти 188 человек отказались от религии? Это же не произошло просто так. Встал не с той ноги, ага, давай ка я сегодня откажусь от религии. Эти 188 человек отказались от веры именно тогда, когда заполняли психологические опросники. Значит, то событие, которое они вспомнили, повлияло на то, что они испытали психологический дистресс. Отказ от религии — это последствие психологического дистресса.
Религиозная тема для меня очень интересна. Могу говорить о ней часами . Жаль что в этом исследовании были только китайцы. У них вообще не понятно что на уме :))). Для того чтобы понимать что такое религия нужно разбираться для чего она ? Кем поддерживается? Как дорабатываеться в связи с изменением государственного строя ? И много ещё вопросов , ответив на которые мы увидим самую суть , истину в этом вопросе. Религия — совокупность духовных и нравственных ценностей , образовавшихся в определенный период времени в определенном месте для поддержания государственности и порядка в обществе. Почему нам не дают правильные определения религии ? Атеизм — Отрицание существования бога, отказ от религиозных верований. Не веря ни кому человек обязан поверить в себя! Не веря в бога он будет верить в то что происходит вокруг , а это все сделано государством. В религии нет ничего плохого, это место для души (отдушины) человека . По сути у тебя есть свобода выбора , но по факту тобой всегда управляют, либо религией либо государственностью , и не имеет значение веришь ты или нет !!! А Вовой управляет ….! Он знает кто им управляет :)))
на мой взгляд не совсем корректное исследование, хотя я могу и ошибаться. Вера же вещь не совсем измеримая, и с линейкой к ней не подойти. У меня есть подозрение, что те люди на которых проводилось исследование скорее всего были так называемыми формальными верующими, или еще толком не определившимися, нежели действительно глубоко верующими представителями. У меня есть глубокое внутреннее убеждение, что если веришь в бога то от этого уже нельзя отказаться, это становиться частью человека, а посему данное исследование не отражает реальной картины отношения человека к религии. Хотя статья и показывает, что то, кто обладал здоровой психикой, так и остался счастливым человеком, а новые изменения и ощущения только продвинули его к новому опыту, и тот же кто, был невротиком тот только потерял стабилизирующее его свойство и ударился в мистицизм.
Из статьи узнала, что автор исследования отмечает: «Не стоит принимать на веру любую теорию, утверждающую, что все, кто отказался от Бога, проходят через одинаковые изменения. Нельзя утверждать, что отказ от религии снижает тревожность абсолютно у всех, тем не менее, у значительной части новоиспеченных атеистов действительно наблюдаются подобные изменения. Кроме того, процесс отказа от религии не должен рассматриваться как процесс, аналогичный процессу принятия религии». Собранные данные позволили исследователям обратить внимание на психологические различия тех, кто остался религиозным, и тех, кто впоследствии отказался от религии. Ученые принимали во внимание психологическое состояние участников в начале исследования. Оказалось, что будущие атеисты еще до отказа от религии были менее эмоционально стабильными, менее приверженными традициям и менее склонны доверять другим. Они больше других ценили независимость, гедонизм и власть. Не совсем поняла, зачем ученым нужно было в этом разобраться, ну да ладно. Еще я узнала из стать, что ученые решили на этом не останавливаться и в будущем планируют сфокусироваться на том, насколько данные их исследования верны для других религий и людей из других культур. Следующее исследование будет более длительным и сосредоточится на том, как долго длятся психологические последствия отказа от религии и можно ли считать их переходным моментом для некоторых людей. Во как))))) Что тут сказать, если хотят во всем разобраться, пусть пробуют, хотя на мой взгляд, это бесполезная трата времени, энергии и денег. Спасибо за статью.
Религия — на мой взгляд довольно сложная тема. Хотя последнее время стала обращать внимание, что с каждым поколением все меньше и меньше становится религиозных людей в принципе. Возможно причиной того стало развитие науки и все сложнее становится верить в существование того, что люди придумали дабы объяснить естественные биологические явления например. Однако известны мне и многочисленные случаи, когда таки люди науки как врачи являются чуть ли не религиозными фанатиками.Причем по их словам именно медицина привела их в сторонники определенного религиозного уклада. Все дышит воздухом противоречий. Сама я больше близка к агностическим представлениям ибо доказать существование бога или его не существование не возможно. Все лежит на плечах науки. Либо наука докажет что бог есть, либо что нет. Пока все держится на неизвестности люди склонные к рационализму будут придерживаться того, что мы не знаем того чего не знаем. Спасибо за статью!)
В статье говорится об исследованиях по отказу от религии с протестантами студенческой возрастной категории. Почему не провели исследования с представителями других религий и возрастных групп? Было бы интересно узнать и эти данные. Ведь студенческие годы — это годы становления личности и молодые люди часто сами не знают, что хотят. На мой взгляд религия и вера — разные вещи. Мне вера в трудные минуты всегда помогала. У христиан есть поговорка: «У Бога нет других рук кроме наших» — так что ответственность на Бога переложить сложно. А вот помощи сделать правильный выбор попросить можно. Отказ или принятие религии — личный выбор каждого. Но то, что число верующих в России растет, я не сомневаюсь. Спасибо за статью.
Непростая тема религия, неоднозначная. В своей жизни я не встречала атеистов, считаю, что все люди рано или поздно, а чаще всего в трудной ситуации, попав в беду или заболев, обращаются к Богу, как к последней надежде и возможности.Недавно обсуждая с коллегами тему, кто же уходит в монастырь,услышала, как одна из глубоко верующих сотрудниц сказала:»В монастырь нельзя уйти, к нему можно прийти». Вот так и с религией.
Религия. Статья для меня не однозначная как и само отношение к религии. Во что-то Высшее верю, во Вселенский замысел даже, в то, что «сверху виднее»,и в другие подобные вещи. Но, я не считаю себя ни глубоко верующим человеком ни отъявленным атеистом.
В периоды, когда случается горе (развод, смерть близкого человека или болезнь) я обращаюсь к Богу, посещаю церковь, ставлю свечи. Но у меня дискомфорт нахождения в церкви, я не понимаю что там делать, я не знаю ритуалов и прочего. Я хожу для успокоения, уединиться, попросить о помощи. Родители мои тоже веруют где то в глубине души и поэтому какой то религиозности в семье у меня не было. Только то что привили бабушки.
Если честно, не понимаю зачем надо отказываться от религии. Мне кажется что человеку надо во что то верить. Вера, надежда и любовь — базис, который необходим. Главное знать меру, не ударяться ни в какие конфессии, взгляды, оставаться со здравым смыслом и открытым сердцем, не терять голову.
Мне сложно понять как люди могут с уверенностью,отдавая себе отчёт сказать ,что они отказались от религии, кто эти люди ? Действительно ли они понимают ,что вообще делают? Или это высокоразвитые духовно личности ? Говорить то можно все ,что угодно ,ТК «так правильно» «так научили» «так принято » «Бох накажет» … Но делать прямо противоположное ,а чувствовать вообще третье . Интересным стало,что люди( допустим) отказавшиеся от религии ,стали ссылаться на судьбу. Что-то в этом есть… Спасительное и утопляющее одновременно.
Спасибо за статью!:-) Система восприятия Человека, устроена таким образом, что ему необходимо находить и иметь объяснение ВСЕМУ, что имеет к нему прямое или опосредованное отношение. Всё, то, что остаётся за гранью понимания и то, что крайне сложно трактовать однозначно, Человеческое сознание ссылает в чертоги подсознательного. И в дальнейшем, в качестве связующего моста между сознанием и подсознанием использует такой мощнейший инструмент, как, – Веру. И уже с её помощью транспортирует идеи: во что имеет смысл Верить и что является актуальным на определённом этапе Человеческого развития. Вера, щедро сдобренная и приправленная порцией воображения, рождает опыт нуминозного восприятия. Который находит отклик у электората, в тех его слоях, кому собственно адресовано послание. А с учётом, того, что человек существо стайное, обусловленное культурой и традициями общества, то соответственно питает и взращивает его умозрения и чувства, окружающая его среда. И вот с момента появления на свет, человек начинает вариться в котле из уже заготовленных для него нарративов. Они объясняют и ориентируют его в мире, где ему посчастливилось родиться. Пропитываясь истинами, верованиями, страхами, правилами и законами своего окружения, в итоге выпестовывается его собственная обойма потребностей, которые он и будет удовлетворять, в том числе и по средствам Веры в то, что ему близко. Здесь уже, как говориться, кто во что горазд. Человек может создавать свой уникальный конгломерат из религий. Что я имею в виду. Если рассматривать религию, не только в прямом её значении, но и в более широком смысле, то в роли Божества, может выступать, всё, что угодно. Например: для одних сообществ, это – Солнце или другие физические объекты, для других, это нечто иное, как вариант – учение, путь ДАО. В сообществах учёного мира, в каждой науке можно найти некий объект обожествления: Числа, Волны и Частицы, Чёрная дыра, Материя и Антиматерия, Мозг, Структура ДНК, Психика и т.д.. Словом всё, то, что Человечество стремится тем или иным образом познать, осмыслить и в процессе трансформации знания в опыт ассимилировать под свои нужды. Так как же создаются религии? Возвращаясь к тому, что Человеку, жизненно необходимо верить во что либо, так как это один из существенных аспектов его бытия. Процесс генезиса любой из религий имеет один и тот же механизм воплощения. По сути, есть один основной шаблон и с него уже, как под копирку Человечество, плодит Божеств, в рамках одного и тот же поведенческого реагирования, воспроизводит их снова и снова, согласно «разнарядки» Эволюционного процесса. Эти паттерны не сложно проследить. Мне сподручнее это сделать на примерах процесса создания любой Традиционной религии и науки Психологии. Право дело, почему бы Психологию, не возвести в ранг религии, с учётом того, что она всё интенсивнее набирает обороты востребованности, её популярность растёт и приносит плоды. В её могущество верит всё большее число людей. И не менее важный фактор, при всём том, что она многопланово и разносторонне изучается, это не умаляет того факта, что во многих областях внутри себя, она ещё глубокая тайна, и как вариант никогда будет познана до конца.
Итак, в базисе заложена идея во что, собственно говоря, Верить. В данном случае я рассматриваю идею веры в любого Бога (божества из любой существующей конфессии) и с другой стороны представителя от науки Психология, идею веры, как в божество – Психику. Далее, согласно легенде, необходимо создать уполномоченного посредника, который будет представлять интересы, и говорить от имени Божества. В традиционных религиях эту функцию выполняют Мессии, в психологии эту роль берёт на себя собственно, сама психологическая Наука, как таковая. Затем вокруг Мессии формируется ближайшее посвящённое окружение: Апостолы, Ученики, Пророки и т.д. (в рамках соответствующих религий). От психологии в этом смысле выступают создатели психологических методов, техник, теорий. Одновременно с этим в традиционных религиях происходит формирование свода Законов (Библия, Коран, Типитака, Псалмы, Заветы и т.п.), а так же Ритуалов, обрядов и мест их отправления (Церковь, Мечеть, Храм и т.д.). Со стороны Психологии это различные Методы, Теории и Техники (Кодекс Психолога, Эмпатийное консультирование, Психоанализ, Расстановки по Хеллингеру, Гипноз, НЛП и т.д.) и соответственно Психологические сообщества (Лигии, Ассоциации, Образовательные и Научные базы, Кабинеты). И последний штрих это – Паства, в прямом и переносном смысле, то есть те, люди, для кого всё это было придумано, на ком опробывается и применяется.
Если смотреть на религию, с описанного мною ракурса, то смена религиозных взглядов, позиций и предпочтений, может претерпевать изменения с течением жизни и её обстоятельств. С моей точки зрения подобная тенденция естественный процесс становления личности. Таким образом, возможно, создавать свою мозаику, разнообразив своё мировоззрение рядом собственных внутриличностных религий и в принципе ограничится этим. А так же возможен вариант присовокупления к уже имеющимся своим, «сторонних» религии, относящихся к различным областям Человеческого познания. 🙂
Если религия – это основная часть идентичности людей, смысл, который они находят в жизни, и их социальный мир, то отказ от религии может повлечь за собой негативные последствия. Прежде всего, я говорю о психологических последствиях. Ведь когда религия – это целый мир, сложно найти себе подобный мир вне религии. То есть, на последствия от отказа влияет именно тот момент, какое место в жизни занимает религия. В любом другом случае отказ от религии не принесет такого вреда. А кому-то вообще поможет расширить кругозор. Соглашусь, что основными факторами, влияющими на последствия отказа от религии, являются личные качества и психологическое состояние человека. Исходя из этих факторов, можно делать выводы о влиянии религии на жизнь человека. Поэтому нельзя сказать однозначно, что жизнь отказавшихся от религии улучшилась или ухудшилась. Именно поэтому, меня не удивило, что значительных изменений личности у тех, кто отказался от религии или перешел в другую религиозную группу, не было. На мой взгляд, гораздо интереснее узнать именно мотив отказа от религии. Как люди объясняли отказ?
Спасибо авторам за статью. Тема важная, правда, полное ощущение, что исследование проводилось как-то «для галочки» или это только первая часть масштабного исследования, где впоследствии будут более подробно освещены какие-то неясные вопросы. Я являюсь человеком верующим, но не воцерквленным. Это означает, что я не испытываю необходимости соблюдать все обряды, которые требует соблюдать церковь. Я считаю, что Бог у каждого в душе и никто не может мне указывать, каким образом мне его там сохранять. Я могу сказать, что не так много я видела в своей жизни церквей, в которых действительно было бы душевно хорошо. То есть, когда ты заходишь в храм и чувствуешь, что это место тебе помогает. Например, в Воронеже я в таком храме не была ни разу. Возможно, этот храм есть, но я его пока не нашла. Что же касается исследований, связанных с религиозностью или ее отсутствием у респондентом, все же, мне кажется, все вышеперечисленное, скорее можно отнести к мировоззрению, которое тоже бывает религиозным и атеистическим.
Прочитал статью и у меня сразу появился вопрос – какова, собственно, была причина проводить такое исследование, чем руководствовались эти люди? Такое впечатление, исследователи посчитали, что эти люди верят только потому, что боятся негативных психологических последствий для себя, если откажутся от религии или сменят ее. И в помощь им провели такую вот научную работу. Или хотели, чтобы китайцы-протестанты почаще возвращались к более «подходящим» религиям?
Да, вера и религия вещи для понимания сложные и почти всегда спорные, в первую очередь внутренне, но, по-моему, каждый сам решает в данном случае, что ему делать и как поступать. Пришел к пониманию, что тебе вера больше не нужна, или ближе стала другая религия – твое дело. Как говорится, в отношениях с Богом есть только двое – ты и Он.
Честно говоря, меня просто убила фраза: «…вполне возможно, что человек, который решил отказаться от религии, приобретет широту взглядов, свободу мыслей и духовных воззрений.» В каком «направлении» свободу мыслей? Или им религия думать запрещает? А с духовностью, она, видимо, и вовсе не связана?
В завершение процитирую еще отрывок, и уже без комментариев:
«Оказалось, что будущие атеисты еще до отказа от религии были менее эмоционально стабильными, менее приверженными традициям и менее склонны доверять другим. Они больше других ценили независимость, гедонизм и власть.»
«Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров».
Противоречивое исследование, если правильно поняла, то не сам факт отказа от религии вводит человека в состояние стресса, а его склонность к депрессивным состояниям. Также в результате исследований выявлено, что не у всех, но в большинстве случаев снижалась тревожность. Абсолютно точно выявлено, что у атеистов меньше проблем с засыпанием, в отличие от верующих.
Больше меня удивило то, что большинство студентов отказались от религии вовсе, а не сменили. С другой стороны исследовались только протестанты, это не дает общих данных и не считаю возможным делать выводы общие об отказе от религии любой.
На мой взгляд, отказ от религии в первую очередь дает именно такую важную, необходимую для развития возможность не ограничивать себя религиозными постулатами, широко мыслить, иметь полную свободу действий и взглядов. В религиозных предписаниях очень многого нельзя, множество запретов, среди которых достаточно ограничений и для развития. Многие науки (особенно, на мой взгляд, медицина) развивались именно благодаря тому, что кто-то в определенное время смог переступить эти ограничения и запреты. Все же религии — это созданные в свое время обычными людьми идеологии, обращенные к неким «высшим силам», понятие о которых и благоговение является очень сильным механизмом манипуляции массами. Анализируя историческое развитие многих религиозных движений совсем не сложно осознать, что зачастую они были отличным прикрытием для банального продвижения интересов некоторых групп лиц, для продвижения их экономических и территориальных интересов и властных притязаний. Под эти же интересы изменялись и по новому трактовались и первоначальные постулаты, к тому же следует учитывать, что сформулированы они были крайне много столетий тому назад, когда представления человека о мире были значительно более примитивными, многое могло объясняться только благодаря этим религиозным «нормам». А в наше время религиозность держится в основном на традиционализме, переходящем из поколения в поколение (например: крестят и начинают водить в храмы еще с младенчества, по сути насаждая эту норму поведения и не предоставляя альтернатив) и поиске «отдушины» в ситуациях и состояниях не находящих разрешения иными способами (неспроста многие Бога поминают только оказавшись в какой-то критической ситуации, перед экзаменом или при болезни, а в храм идут когда совсем уж худо). Ну, а уж как сказывается отказ от религии (чаще попросту переданной по наследству от предков , а не выбранной и осознанной самостоятельно) на мой взгляд, подобно любому отказу от полученной от родителей модели поведения или культурной нормы, что установлена в регионе проживания человека. Если личность устойчивая и имеет достаточный уровень развития и социальной активности, то и отказ от религии у него происходит продуктивно и «безболезненно», чаще становится новой ступенькой в его развитии, в то время как «неустойчивый» человек, невротик определенно без привычной предписанной схемы действий и решений окажется в растерянности без привычной «почвы под ногами» и его качество жизни может ухудшиться. Это собственно и подтверждает описанное в статье исследование.
Для меня данная статья очень спорная и, дабы не задеть «ранимые» чувства верующих, хочу сказать, что среди студентов атеистов -то и нет, особенно перед сессией 😀 Кто в храмы бежит, кто призывает могущественную силу Великого Лесного Пня, кто уповает на Халяву.
Личное дело каждого во что или в кого он хочет верить, главное, не мешать другим и не навязывать свои «инсайты». В современном мире — я за современных богов — Науку, Развитие, Исследования и Космос.
Ну, надо сказать, что коли те китайцы отказались от своего протестантизма, то не очень были привержены ему, а о вере речи не шло вовсе. То есть для них это был либо некий ритуал (собираться общиной в определенное время, выполнять некие действия), либо способ классификации, либо способ извлечения выгоды, либо что-то ещё. При этом вовсе не удивительно, что значительных изменений личности не было — а с чего им быть. Если у кого-то при этом сон нормализовался иди тревожность уменьшилась — так это результат того быть может, что отпала необходимость совершать непонятный и ненужный ритуал. А если увеличилась — возможно, каким-то образом ритуал и общение с людьми помогали нивелировать проблемы или сбежать от проблем.
В целом, мне думается, в исследовании «религию» можно заменить на «рыбалку», или ещё что-то. Я даже вижу результаты: те, кому действительно нравится рыбалка, от нее откажутся. Те, кому в общем и не нравится, если им показать альтернативные способы сбегать из дома — воспользуются ими. А если не воспользуются, то разделятся на два лагеря: у кого дома все хорошо — станут менее депрессивными и тревожными, а у кого не очень хорошо — соответственно, более. И может даже снова вернутся на рыбалку.
К сожалению, религия это та же область контроля за людьми и с верой чаще всего ничего не имеет общего. Я говорю о истинной вере, ну или попытке верить истинно, как это говориться в библии. Христианские религии якобы все на ней, на библии основываются, хотя на самом деле нет. Каноны основных мировых религий не только не основываются на библии, а еще и где-то полностью противоречат ей. И как после этого верить, если по сути основа твоей веры будет в том, что тебя научили, как не служить и слушать Бога, а как жить против него. Но самое интересное, это когда речь заходит с кем-то про религию и разговор приобретает некое противостояние — достаточно предложить прочесть библию и разговор может очень быстро закончится. И вот тут понимаешь, что слово верить у собеседника, чтобы он при этом не говорил, это лишь дань следования неким традициям и не более, и верой тут даже не пахнет.
Вообще какая-то неоднозначная статья и полученные результаты исследования. Как измерялась изначальная религиозность каждого испытуемого… Интересно что психологическое состояние на прямую влияет на то, как он будет чувствовать себя после отказа от религии. Возможный позитивный эффект, это улучшение психологического благополучия. Меня удивил тот факт, что отказавшиеся от религии стали больше говорить о судьбе. То есть до этого на всю была воля Божья, а теперь если что виновата судьба. Если человек ещё до отказа от религии был эмоционально нестабилен, то после отказа процесс коренным образом не изменится. Думаю, из результатов исследования нельзя сказать однозначно, что жизнь отказавшихся от религии ухудшилась или наоборот. Интересно было бы узнать результаты исследования людей, пришедших в религию из атеизма.
Очень непонятная статья,непонятные результаты исследования и непонятна идея. которую автор хочет донести, лично я, после прочтения поняла, что никакой закономерности здесь не выявлено. Процитирую некоторые моменты:»Около половины испытуемых, ставших атеистами, продемонстрировали значительно меньшее количество депрессивных и тревожных симптомов по сравнению с теми, кто продолжал быть религиозным. У второй половины атеистов наблюдалось резкое повышение данных симптомов.» и второй отрывок — «Нельзя утверждать, что отказ от религии снижает тревожность абсолютно у всех, тем не менее, у значительной части новоиспеченных атеистов действительно наблюдаются подобные изменения.» Во втором отрыве умолчали про вторую половину атеистов, у которых замечены противоположные изменение. Уже исходя из этих двух отрывков видно, что никакой закономерности нет. Что касается меня, то я человек не религиозный и придерживаюсь мнения, что религию придумали для управления людьми.
Отбери у человека Веру и человек потеряет смысл Жизни.
Это высказывание было бы типичным для средневековья. Сейчас же если подвести религиозного человека к отказу от религиозных представлений все будет решаться уровнем его образованности и качеством эмоциональной стабильностью в его окружении. Сложно наверно будет человеку отказаться от веры к которой себя по прежнему причисляют его близкие. Ещё сложней будет переубедить кого либо из староверов,так как у них весьма закрытая система ценностей и верований. А здесь » китайцы- протестанты» в общем в свете вышеупомянутого исследование считаю сомнительным.
Исследование достаточно интересное. Автор приходит к выводу о том, что отказ от религии приводит к снижению тревожности. Вывод логичен, поскольку жить вне правил и принадлежности к определенной группе всегда проще. Такие люди чувствуют себя свободнее. Более независимыми. Вместе с тем, в статье делается акцент на том, что каждый человек индивидуален и реагирует по-своему! Порекомендую друзьям ознакомиться с данным исследованиями целях общего развития. Но, безусловно, вопрос отношения к религии — это личное дело каждого!
Психология отказа от религии. Весьма хрупкая и сложная тема. Для кого то сокровенная. Любой человек будь то маленький или взрослый находиться в поиске. В мире потребления, людям сложнее зацепиться на чем то действительно настоящем. Мы ощущаем что есть что то еще, чего требует именно душа, а не тело. Нам хочется не только брать, но и служить. Понимание определенных моментов приходит именно в уединении с богом. Существует свобода выбора, и отказываться от религии или идти к ней, каждый определяет сам. Мне показались интересны исследования изложенные в статье. Я согласна, что «Основным фактором интенсивности последствий отказа от религии, по мнению ученых, являются личные качества и психологическое состояние человека прежде, чем он стал атеистом.»
Мое субъективное мнение, что основной функцией (не беря в расчет заработок денег) 99% высших учебных заведений является не обучение студентов навыкам, необходимым для профессиональной самореализации, а их «передержка» и, иногда, формирование направления «нужного» мышления.
Так же и задача религии — быть «сверх законами», системой идеологии, которая позволяет управлять толпами людей в нужном русле. Пр: За убийство не только в тюрьму посадят, а это еще и большой грех. Или тогда, когда людям трудно объяснить, почему для здоровья полезно иногда голодать, можно объяснить необходимость поста религиозной подоплекой. В советском союзе, к примеру, для повышения влияния идеологии социализма, пытались всячески оградить народ от религии.
Но зачастую, тогда когда у людей своих ориентиров мало и этим ориентирам физически неоткуда взяться, религия остается самым верным и подтвердившим свою проф пригодность за тысячелетия инструментом стабилизации людей. Как настроений толпы, так и психического здоровья каждого человека в отдельности.
Меня удивил тот факт, что почти 30% людей отказались от христианства. Эти перемены наблюдались по истечению всего лишь трёх лет. Не пойму с чем это связано? Я всегда считала, что религия стабильна, какую выбрал когда то , той и придерживаешься всю жизнь, за редким исключением. Конечно есть случаи смены религии , но я считала, что процент таких не такой большой. Ещё удивило, что психологическое благополучие наблюдалось у тех, кто отказался от религии. Получается религия по большей части , ограничивает свободу действий и навязывает свои правила на жизнь человека и видимо как следствие мешает психологическому благополучию. Я и так с сомнением относилась к религии, а теперь после прочтения статьи, это сомнение только усилилось. Мне достаточно приходить в храмы, стоять службу, смотреть на красивые святые места .
Из статья я узнала, что значит «лонгитюдное исследование»
Пожалуй я соглашусь с тем, что если атесит был экстравертом, и у него были адекватные психологические ресурсы, отказ от веры мог стать возможностью для роста и еще большей психологической устойчивости. И наоборот, те, кто были невротичными и психологически и физически уязвимыми перед тем, как перестать верить в Бога, чаще испытывали психологический дистресс после отказа от религии.
И что будущие атеисты еще до отказа от религии были менее эмоционально стабильными, менее приверженными традициям и менее склонны доверять другим. Они больше других ценили независимость, гедонизм и власть. Приходилось наблюдать подобного атеиста, который ценил власть и независимость.
Интересно было читать комментарии тоже, и не понятно почему такие крайности, что если верят в бога, значит ответственность на себя не берут, надеяться на Бога и т.п
Я верю, но и в себя верю не меньше!
Исследование сырое. Мне до конца не понятен ни предмет исследования, ни его результаты. Вывод, который не удивил: основным фактором интенсивности последствий отказа от религии являются личные качества и психологическое состояние человека прежде, чем он стал атеистом. Экстравертам с адекватными психологическими ресурсами отказ от религии дает возможность для роста и еще большей психологической устойчивости. И наоборот, людям невротичным, психологически и физически уязвимым, отказ от веры давал дополнительный психологический дискомфорт. Также возникают вопросы: в чем причины отказа от веры или перехода в другое вероисповедание; почему в исследовании принимали участие только студенты, а не люди разных возрастных групп? Исследование порождает больше вопросов, чем дает ответов.
В статье познакомилась с новыми терминами:
Лонгитюдное исследование — изучение одних и тех же людей в течение протяженного периода времени;
Гедонизм — учение, где добро все то,что приносит наслаждение.
Довольно неоднозначная статья с точки зрения полученных результатов исследования. Интересно, как измерялась изначальная религиозность каждого испытуемого. Как я понял, были как позитивные, так и негативные последствия ухода из религии. Один из позитивных эффектов – улучшение качества сна. Другой, не менее важный эффект – улучшение психологического благополучия. Меня удивил тот факт, что отказавшиеся от религии стали больше говорить о судьбе. Т.е. до этого на всю была воля Божья, а теперь если что виновата судьба. Если человек ещё до отказа от религии был эмоционально нестабилен, то после отказа процесс коренным образом не изменится. Думаю, из результатов исследования нельзя сказать однозначно, что жизнь отказавшихся от религии ухудшилась или наоборот. Интересно было бы узнать результаты исследования людей, пришедших в религию из атеизма.
Наиболее ярким аспектом отказа от религии, по результатам исследования, стало психологическое благополучие. То есть получается интересное такое последствие. Хотя считается, что религия — это психотерапия «для бедных». Определенным образом прародитель психологического консультирования. Взять туже исповедь. Но оказалось не все так однозначно. У религии есть свои побочные эффекты. А именно установка, что ты не контролируешь свою судьбу, а кто-то другой за тебя все делает. Можно конечно на этой мысли успокоиться и жить дальше, но нет. Что-то тревожит все равно. Наверное поэтому уход в атеизм и тем самым взятие ответственности за свою жизнь на себя благоприятно влияет на твое благополучие. Но это сложно сделать, когда привык так жить
Что-то толком ничего и не доказано этим исследованием. Многие тут в комментариях зацепились за фразу что люди стали верить в судьбу. Я считаю что значит эти люди и не отказывались от религии, просто поменяли флаг. Себя я отношу к атеистам. Задумался я об отказе ещё подростком. У меня была операция под общим наркозом и врачи сказали что не могли понять почему я умираю и задыхаюсь, оказывается меня чуть не задушил мой же крестик на шеи. Тогда я и начал задумываться о глупости всей этой системы верований. Много читал. Вот теперь атеист. Как говориться чувствую себя замечательно, не с кем больше не спорю и не убеждаю. В итоге «нельзя утверждать, что отказ от религии снижает тревожность абсолютно у всех, тем не менее, у значительной части новоиспеченных атеистов действительно наблюдаются подобные изменения.».
Такого рода статьи вызывают у меня смех!))) Религия и вера это абсолютно разные понятия! Религия — это свод законов, правил и традиций! Вера — это свобода! То есть я верю не для того чтобы, а потому что! Я считаю себя христианкой, посещаю протестантскую церковь 9 лет, больше того скажу, я служитель этой церкви! Меня никто ни разу не заставлял что то делать и Бог — это не злой дед лично для меня! То есть как «исследовали», что у меня появляется тревога от чего то, это бред полный! Бог — это любовь и принятие! Нужно читать Библию чтобы это понимать!
Какая бы не была религия,смерть неизбежна.После принятия этого фактора уже не важно к какой религии ,или к атеизму приходят люди.Религия несет много положительных факторов и многие жизненные процессы переносятся легче.К слову сказать бывшая глава Института мозга ,ныне покойная Бехтерева,была религиозной женщиной,что-то в религии ей помогало жить и работать ,и делать открытия о человеческом организме,о его святая святых-мозге.Поэтому думаю,что дело не в атеизме,а в чем-то ином,в какой то другой идее,которая помогла людям стать более спокойными.Вполне возможно ,что они прост смирились,что смерть неизбежна.Ну и вполне возможно ,что какие то ранее важные для них моменты перестали быть значимыми,что тоже принесло некоторую психологическую разрядку.
Для меня религия и вера совсем разные понятия. Вера в единого создателя, а вот религия это совсем другое. Можно быть религиозным , но не верить . Что в статье узнала нового. Наиболее ярким аспектом отказа от религии, по результатам исследования, стало психологическое благополучие. Около половины испытуемых, ставших атеистами, продемонстрировали значительно меньшее количество депрессивных и тревожных симптомов по сравнению с теми, кто продолжал быть религиозным. У второй половины атеистов наблюдалось резкое повышение данных симптомов. Тем не менее, в личных историях участников эмоциональные траектории существенно варьировались. Однозначным был вывод о том, что атеисты имели нарушения сна намного реже, чем верующие. «Не стоит принимать на веру любую теорию, утверждающую, что все, кто отказался от Бога, проходят через одинаковые изменения. Нельзя утверждать, что отказ от религии снижает тревожность абсолютно у всех, тем не менее, у значительной части новоиспеченных атеистов действительно наблюдаются подобные изменения. Кроме того, процесс отказа от религии не должен рассматриваться как процесс, аналогичный процессу принятия религии»
Читаю статью начало и понимаю, потому как координально разнится информация что я читал раньше и в статье. в виду того что до этой статьи читал про то что если человек меняет вероисповедание или отказываеться от религии это слом его традиционных ценностей. и думаю а, где то подвох на середене читаю, что те кто имел эмоциональную нестабильность, еще до отказа веры в бога, и после этого состояние уходшалось, впадал в дипрессию и тд. А если у него был эоциональный ресурс то изменений не было. От сюда сделал вывод не важно во что верить, главное чтобы была эмоциональная стабильность. И тогда еще один момент вскрываеться. Понятие веры у всех разное, и какие традиции в семье насчет веры тож важно. Поэтому без болезнено отказаться от веры могли, те кто не особо и верил или те кто ходил в церковь за индульгенцией, или что-то выпросить у бога и тд. Тут могла быть, как и в первобытных обществах «этот бог нам больше не бог, надо искать другого бога, который будет приводить кабана в наши леса».
из данной статьи я понял, что:
атеисты меньше паникуют, лучше спят и реже тревожатся
и продемонстрировали значительно меньшее количество депрессивных и тревожных симптомов по сравнению с теми, кто продолжал быть религиозным.
вот эта часть меня наиболее удивила: Если он был экстравертом, и у него были адекватные психологические ресурсы, отказ от веры мог стать возможностью для роста и еще большей психологической устойчивости. И наоборот, те, кто были невротичными и психологически и физически уязвимыми перед тем, как перестать верить в Бога, чаще испытывали психологический дистресс после отказа от религии.
то есть если человек и до этого был невротиком — еще будет еще хлеще. А если — устойчивым — для него это просто новый этап.
Общая идея для меня — не надо впадать в крайности, а надо развивать навыки, заниматься спортом и любить себя. Как самого себя =)
Я не могу себя отнести к атеистам. И не могу себя отнести ни к одной из религий. Хотя с детства меня учили верить в православие. Но отделившись от родительской семьи, всё мгновенно поменялось. Как только изменилось моё отношение к религии, так и изменилась жизнь. Хоть несколько раз я снова больше углублялся в религии. И всё больше с каждым разом я отходил от нее. Хотя мне нравятся религиозные предметы. Например иконы, как предмет искусства и т.п. На данный момент я не могу сказать что я не верю в Бога, но так же я могу сказать, что основной своей верой считаю науку.
Лично у меня, статья вызвала сопротивление.. Может быть , это связано с тем, что я считаю себя человеком верующим. Многие выводы , представленные в статье, очевидны . Например : — личность тех, кто отказался от религии, существенно не изменилась. Тут понятно- религия это надстройка, и вряд-ли в современном обществе найдется много аскетично и рьяно верующих. А если человек- представитель обывательского сознания, то конечно главное для него не его вера, а что-то другое. Поэтому и ценности не меняются.
Очевидно так же что люди испытывают психологическое благополучие. Ведь всем известно, что религия (большинство традиционных) использует чувство вины как рычаг управления сознанием.
Из вещей, с которыми совсем несогласна: нарушения сна и депрессивные симптомы из за религии?? Странный вывод для исследования,тем более, кроме религии думаю у испытуемых были другие изменения в жизни, которые так же могли повлиять на их проявление . Особенное сопротивление вызывает сама направленность статьи. Ощущение, что она написана для тех, кто вдруг понял, что быть религиозным -не в тренде, и хочет от этого отказаться. Вот пожалуйста, руководство и информационное сопровождение)
Для меня новым оказалось то, что психологическое состояние на прямую влияет на то, как он будет чувствовать себя после отказа от религии. Теперь же я вижу, почему я до сих пор не могу сказать про себя с уверенностью, что я атеист, хотя доводов и аргументов в пользу этой теории в моей голове явно больше. Я обычно на вопрос о моей религиозности отвечаю уклончиво, мол кто-то что-то есть, но я не знаю кто именно. Стало быть переживаю за свое эмоциональное состояние, так как бессознательно понимаю, чт оно ухудшиться автоматически.
Интересно было узнать что будущие атеисты менее эмоционально стабильные, менее привержены традициям, и менее склонны доверять другим, что они больше других ценят независимость и власть. При отказе человека от религии, чаще всего в этом процессе лишь только атеист может увидить конструктивно-позитивный выход: приобретение широты взглядов, свободы мыслей и выбора. Отказаться от религии или поменять ее — смело, дерзко и т.д. Наверное нестоит торопиться. Аккуратней.
Спасибо. Да вспомнил, как меня удивил случай — произошол пару дней назат с футболистом Арсенала Мису Озилом, в него кинули хлебом на футбольном поле в Италии, а он его поднял и поднес ко лбу. Его ничто не останавливает и не смущает, он везде такой и за столом дома и на футбольном поле, где на него смотрят десятки тысяч глаз вживую и миллионы по телевизору по всему миру. Ему помогает его вера, поэтому он такой сильный внутренне, духовно.
Мне кажется, религия и наука стали давно смыкаться, если говорить о феномене веры, а не просто об исполнении ряда обрядов и следования каким-то моральным нормам. Обрядами и моралью психология не занимается, это да, но не потому что она — наука, а потому что она призвана выстраивать такой род терапевтического контакта, который помог бы клиенту через безоценочный взгляд. Это просто разные задачи. И психолог не может и не имеет права говорить о том, допустим, хорошо ли иметь секс до свадьбы или является ли грехом гомосексуализм. Его дело — принимать человека таким, какой он есть, помогать сформировать свои цели и найти свой путь, даже если этот путь окажется путем атеиста или скептика. Но с другой стороны, именно ВЕРА может быть серьезным подспорьем психологу. Вот например ученые провели ряд исследований молитвенного состояния, и выяснили, что оно коренным образом отличается от 3-х основных: быстрый сон, медленный сон, бодрствование. Состояние человека во время искренней молитвы не похоже по данным энцефалограммы ни на одно из упомянутых. И оно способно существенно менять ситуацию внутри человеческого организма — например, происходит выздоровление от болезней, которые медики считали практически безнадежными. Соответственно, психолог может использовать веру человека как дополнительную опору в самом же человеке для достижения целей данного человека.
В статья не была раскрыта заявленная в названии тема «Психология отказа от религии». Это следует из фразы, что В ходе исследования не было выявлено единого паттерна изменений, связанного с отказом от религии или изменений религиозных воззрений. Я так понимаю, что ученые не дают однозначного ответа о причинах отказа от религии. Но были исследованы некоторые психологические последствия при смене религиозной направленности. Атеизм — это тоже религия, но направленная на самого себя. Происходит подмена власти Бога духовного на собственную власть и контроль. Хотя это иллюзорная власть, т.к. даже собственное пищеварение человек не в состоянии контролировать, свое здоровье, погоду и маленького комарика, который больно кусает. Мы не знаем, как люди пришли к вере, может они вынуждены были с детства придерживаться религиозных ритуалов, смысла и глубины, которого им не было понято. Или всё было сурово, без любви и освобождение принесло облегчение. Вера в судьбу, та же вера в Бога, только с другой стороны. Судьба- результат поступков человека, а законы никогда не менялись.Мы свободны в определённых рамках законов Бога и каждый это познаёт по своему в своё время.