Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Для многих людей религия – это основная часть их идентичности, смысл, который они находят в жизни, и их социальный мир. Вполне логично, что изменение этого важнейшего аспекта самого себя будет иметь значительные психологические последствия. Религиозные люди понимают, что за отказом от религии может последовать увеличение уровня эмоционального дистресса, изоляция и неуверенность в себе. Убежденный атеист может увидеть позитивные стороны данного процесса, ведь вполне возможно, что человек, который решил отказаться от религии, приобретет широту взглядов, свободу мыслей и духовных воззрений.

Новое исследование, опубликованное в журнале «Психология Религии и Духовности», является одним из первых примеров систематического лонгитюдного исследования этого вопроса. Данные трехлетнего исследования фокусировались на протестантах. В ходе исследования не было выявлено единого паттерна изменений, связанного с отказом от религии или изменений религиозных воззрений. Поэтому вышеприведенные предположения и убежденных верующих, и атеистов до определенной меры являются правдой.

Гэрри Гаи и его коллеги из Гонконгского Университета попросили участников христианской протестантской общины, все из которых были китайцами, заполнить психологические опросники о шести значимых событиях в их жизни за последние три года. Опросники позволяли делать выводы о личности, ценностях, убеждениях и психологических симптомах участников исследования.

Около 600 человек предоставили полные данные о себе, 188 из них перестали причислять себя к христианам в какой-то момент исследования. Около 82% заявили, что они стали атеистами, остальные перешли в католицизм, буддизм или даосизм. Остальные участники отметили графу «другое» в вопросе, к какой религии они себя теперь причисляют.

При анализе данных ученые фокусировались на том, какие психологические изменения происходят с теми, кто отказался от религии или изменил свои религиозные воззрения, и с теми, кто продолжал придерживаться своих изначальных убеждений. Стоит отметить, что большинство испытуемых были студентам, количество мужчин и женщин было примерно равным.

Возможно, это удивительно, но значительных изменений личности у тех, кто отказался от религии или перешел в другую религиозную группу, не было. За время исследования участники обеих групп (те, кто продолжал придерживаться религии и те, кто перешел в другую веру или стал атеистом) продемонстрировали снижение экстраверсии и общей доброжелательности. Что касается ценностей и верований, люди, отказавшиеся от религии, стали больше говорить о судьбе. Они чаще других были уверены, что судьба контролирует все, что с ними происходит, однако человек может вносить определенные коррективы в ход своей жизни. Вполне закономерно, что большинство из них заявляло, что они не верят в существование Бога.

Наиболее ярким аспектом отказа от религии, по результатам исследования, стало психологическое благополучие. Около половины испытуемых, ставших атеистами, продемонстрировали значительно меньшее количество депрессивных и тревожных симптомов по сравнению с теми, кто продолжал быть религиозным. У второй половины  атеистов наблюдалось резкое повышение данных симптомов. Тем не менее, в личных историях участников эмоциональные траектории существенно варьировались. Однозначным был вывод о том, что атеисты имели нарушения сна намного реже, чем верующие.

Основным фактором интенсивности последствий отказа от религии, по мнению ученых, являются личные качества и психологическое состояние человека прежде, чем он стал атеистом. Если он был экстравертом, и у него были адекватные психологические ресурсы, отказ от веры мог стать возможностью для роста и еще большей психологической устойчивости. И наоборот, те, кто были невротичными и психологически и физически уязвимыми перед тем, как перестать верить в Бога, чаще испытывали психологический дистресс после отказа от религии.

«Не стоит принимать на веру любую теорию, утверждающую, что все, кто отказался от Бога, проходят через одинаковые изменения. Нельзя утверждать, что отказ от религии снижает тревожность абсолютно у всех, тем не менее, у значительной части новоиспеченных атеистов действительно наблюдаются подобные изменения. Кроме того, процесс отказа от религии не должен рассматриваться как процесс, аналогичный процессу принятия религии», — отмечает автор исследования.

Собранные данные позволили исследователям обратить внимание на психологические различия тех, кто остался религиозным, и тех, кто впоследствии отказался от религии. Ученые принимали во внимание психологическое состояние участников в начале исследования. Оказалось, что будущие атеисты еще до отказа от религии были менее эмоционально стабильными, менее приверженными традициям и менее склонны доверять другим. Они больше других ценили независимость, гедонизм и власть.

В будущем ученые планируют сфокусироваться на том, насколько данные их исследования верны для других религий и людей из других культур. Ученые добавляют, что следующее исследование будет более длительным и сосредоточится на том, как долго длятся психологические последствия отказа от религии и можно ли считать их переходным моментом для некоторых людей.

Оригинальная статья: Christian Jarrett, — What are the psychological effects of losing your religion? The British Psychological Society, April, 2018

Исследование, на которое ссылается автор: Hui, C. H., Cheung, S.-H., Lam, J., Lau, E. Y. Y., Cheung, S.-F., & Yuliawati, L. (2018). Psychological changes during faith exit: A three-year prospective study. Psychology of Religion and Spirituality. Advance online publication.

Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психология, религия, вера, религиозность, философия

Источник фото: unsplash.com

31820cookie-checkПсихология отказа от религии