Дорогие читатели Псиблог.рф!
Мы рады представить вам нашу новую рубрику «В помощь психологу», которая будет содержать полезные материалы для тех, кто выбрал психологию своей профессией. Сегодня мы публикуем Положение о Службе Школьной Медиации.
Школьная медиация — это инновационный способ разрешения споров, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.
Все материалы по школьной медиации, включая основную документацию, вы можете скачать в формате PDF (внизу страницы).
Положение о Службе Школьной Медиации
- Основные положения.
Служба Школьной Медиации (далее СШМ) создается на базе МБОУ СОШ №__ (Далее Школа) в соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, а так же в соответствии с Приказом О создании служб школьной медиации в образовательных организациях __________ области Департамента образования, науки и молодежной политики ___________ области от _____ 2014 года № ______ в целях обеспечения защиты прав детей и создания условий для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.
- Деятельность СШМ направлена на решение задач, связанных с образовательными, воспитательными и адаптивными функциями Школы и предотвращает негативное влияние на учебно-воспитательный процесс следующих факторов:
- социальное расслоение в обществе, отсутствие социальной мобильности, обеспечивающей равные стартовые возможности и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта;
- рост социального напряжения, озлобленности и конфликтности;
- обострение межнациональных и межконфессиональных отношений;
- ослабление роли семьи как фундаментального общественного института, который утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга;
- детской наркомании, алкоголизма, безнадзорности и беспризорности, детской и подростковой преступности и увеличением количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, проявлением суицидального поведения.
- В этой связи возникает необходимость:
- формирования навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог;
- компенсировать недостаток семейного участия в процессах социализации детей и организации их досуга и актуализировать эти задачи для родителей, становясь, тем самым на защиту интересов ребенка;
- создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей; системы защиты, помощи и обеспечения гарантийных прав и интересов детей всех возрастов и групп.
- развития у ребенка способности к конструктивному взаимодействию в обществе, навыков осознания и выражения интересов, связанных с собственным развитием, формирования направленности использования навыков, связанных с самореализацией личности ребенка на протяжении всей последующей жизни в различных социальных сферах и областях; развития социального интеллекта, менталитета сотрудничества, социального партнерства;
- внедрения новых форм, технологий и методов работы, а также создания системы профилактической и коррекционной работы с детьми, в том числе попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально-опасном положении;
- повышения квалификации педагогических работников Школы по вопросам процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
- использования медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе и в конфликтах, и создания условий для выбора стратегий поведения, в рамках работы с семьями, находящимися в социально опасном положении;
- разрешения различных сложных жизненных ситуаций, в том числе конфликтных, возникающих как в Школе, так и за ее пределами, методами медиативного подхода;
- использования медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;
- обеспечения формирования «групп равных» — групп детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих навыков на практике, а также для распространения полученного опыта среди сверстников.
- Основная цель деятельности СШМ – заложить основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Деятельность СШМ направлена на формирование безопасного пространства не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.
- Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:
- снижение деструктивного влияния возникающих негативных жизненных ситуаций участников образовательного процесса;
- снижение уровня агрессивных и асоциальных проявлений среди детей, сокращение количества правонарушений, совершаемых детьми;
- формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно процесса.
- Функции СШМ:
- Работа по сокращению количества и остроты конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;
- Проведение профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
- Содействие сокращению количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
- Повышение квалификации работников Школы в области защиты прав и интересов детей;
- Обеспечение открытости деятельности администрации Школы в части защиты прав и интересов детей;
- Создание условий для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Оздоровление психологической обстановки в Школе, контроль соблюдения условий необходимых для гармоничного и всестороннего развития детей.
- Основание деятельности
- Правовой основой деятельности СШМ является:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
- Деятельность СШМ в рамках Школы регулируется в том числе иными законодательными актами РФ, затрагивающими содержание деятельности СШМ, Уставом Школы, локальными актами, действующими внутри Школы и утвержденными Директором Школы, приказами Директора Школы, годовым Планом общешкольной и воспитательной работы Школы, а также годовым Планом работы СШМ, утвержденными Директором Школы.
- СШМ в своей деятельности может опираться на методические рекомендации районных, городских и областных органов образования.
- Методы реализации поставленных задач
- Формы взаимодействия с коллективом учителей и администрацией Школы.
- Участие в административных совещаниях при директоре Школы, планерках, рабочих и профсоюзных собраниях учителей.
- Выступление на педагогических советах, заседаниях предметных кафедр и методических объединениях.
- Обучающие семинары для коллектива учителей и иных сотрудников Школы по вопросам приоритетных направлений деятельности СШМ, по факту возникновения трудных педагогических ситуаций, а также по вопросам текущей деятельности СШМ.
- Проведение и участие в педагогических советах по вопросам, связанным с выполнением функций и задач деятельности СШМ.
- Индивидуальные беседы и консультации с педагогическими работниками Школы.
- Формы сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
- Выступления на родительских собраниях, имеющие информационно-просветительский и проблемный характер.
- Семинары и тренинги для родителей по вопросам, связанным с применением медиативной практики.
- Индивидуальные и групповые консультации и беседы с родителями.
- Привлечение родителей к разрешению школьных конфликтов, к деятельности СШМ, а также к организации иных мероприятий в рамках функций СШМ.
- Формы работы с обучающимися.
- Выступление на общешкольных собраниях обучающихся, классных часах и других мероприятиях, проходящих в рамках основной деятельности Школы, имеющие информационно-просветительский и проблемный характер.
- Обучение в рамках специально-организованных занятий (семинаров, кружков, факультативов) основам метода «Школьная медиация».
- Привлечение обучающихся к разрешению школьных конфликтов, к деятельности СШМ, а также к организации иных мероприятий в рамках функций СШМ.
- Индивидуальные и групповые консультации и беседы с обучающимися.
- Формы сотрудничества с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования:
- Совместная организация и проведение профилактических мероприятий.
- Проведение рейдов, совещаний, а также совместных заседаний по вопросам деятельности СШМ.
- Обмен сведениями и информацией.
- Формы взаимодействия с коллективом учителей и администрацией Школы.
- Регламент действий СШМ:
- СШМ принимает информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся, администрации Школы и родителей по форме (Приложение 1) через секретариат Школы;
- СШМ регистрирует каждую Заявку в соответствующем журнале (Приложение 2);
- СШМ может проводить индивидуальные беседы с каждой из сторон для выяснения подробностей конфликтной ситуации, информируя о встрече другую сторону, участвующую с ситуации, но не сообщая информацию третьим лицам, не имеющим отношения к делу;
- СШМ самостоятельно на основании проведенных бесед с участниками конфликта принимает решение о возможности или невозможности примирительной работы в каждом конкретном случае отдельно в течение трех рабочих дней. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица Школы;
- Работы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций могут проводиться только с согласия на участие каждой из конфликтующих сторон. При несогласии сторон на предложенную работу, им могут быть предложены психологическая помощь или другие соответствующие в Школе формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения работы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече;
- Переговоры с родителями и/или иными должностными лицами проводит куратор СШМ;
- Медиатор вправе отказаться от проведения работы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или использовать иные педагогические технологии, о чем регистрируется запись в журнале (Приложение 2);
- В сложных ситуациях (как правило, если есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор СШМ принимает участие в мероприятиях по регулированию возникшей ситуации;
- В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, работа проводится с письменного согласия классного руководителя;
- СШМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения работы в каждом отдельном случае;
- В случае если в ходе работы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в письменном примирительном договоре (Приложение 3) или в устном соглашении;
- При необходимости копия примирительного договора передается администрации Школы;
- СШМ помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственности за их выполнение. В случае возникновения проблем в выполнении обязательств, СШМ может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей пути их преодоления.
- Состав и квалификация СШМ
- Обязательными участниками СШМ являются:
- Педагог-психолог – куратор СШМ;
- Заместитель директора Школы по воспитательной работе;
- Педагог-организатор;
- Социальный педагог;
- Учитель начальных классов;
- Учитель старших классов.
- Участникам СШМ необходимо повышать квалификацию в области медиативной деятельности не реже чем один раз в три года. Место повышения квалификации участники СШМ могут выбирать по своему усмотрению. Администрация Школы в праве предложить Участникам СШМ свой вариант повышения квалификации.
- В состав СШМ могут быть привлечены родители и обучающиеся Школы.
- Списочный состав СШМ утверждается Директором Школы по рекомендации Куратора СШМ и предлагается Советом Школы.
- Куратор СШМ или исполняющий его обязанности назначается Директором Школы.
- Обязательными участниками СШМ являются:
- Контроль деятельности СШМ
- Деятельность СШМ в рамках Школы контролирует Директор Школы и/или назначенные им уполномоченные на то сотрудники Школы.
- СШМ может информировать о своей деятельности районные, городские и федеральные органы образования и образовательные учреждения.
Давно назрела необходимость в создании такой службы в школе. К сожалению сейчас часто стали возникать ситуации в которых необходима помощь родителям и учащимся, со стороны специалистов способных взглянуть на конфликты и ситуации недопонимания с профессиональной и не заинтересованной точки зрения. Родители да и педагоги, не всегда справляются с учениками, мешают и собственные эмоции, и не желание уступать друг другу. А здесь создается служба, для которой важны не собственные амбиции и принципы, а важно, эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.
Классная служба! Если во всех школах ввели бы эту службу это помогло бы всем, не только родителям, детям, но и обществу в целом. Нация становилось бы здоровее и спокойней, не было бы недосказанности, зажатости, а от этого болезни и т.д.. Ведь научить детей урегулировать споры в детском возрасте, это залог успешности в их будущем. Вопрос только в том, что бы эти службы были достаточно квалифицированными. Конечно все, что написано о службе в идеале это супер, но по факту я не верю, что это заработает. Нужно начинать учить учителей правильно, директора и т.д., тогда они смогут помочь и др.. Но тогда нашему презенту прежде всего надо захотеть, чтобы дети были здоровы и спокойны и заинтересованность в долгожительстве нации.
Думаю, служба школьной медиации — отличная эволюция практики школьных психологов. В наших школах точно пригодится. Главное опасение- какой будет реализация, так как деятельность «медиатора» , если подход будет недостаточно профессиональным , может пугать, или даже травмировать детей.
Лично мне, в качестве психологической практики, было бы интересно как понаблюдать за СШМ, так и постажироваться какое-то время.
Служба хорошая, только мне не понятно она есть в каждой школе или она не является обязательной? Когда я училась, то ничего о подобно службе не слышала, у нас за плохое поведение вызывали к директору, а за очень плохое на пед.совет. Если на данный момент времени эта служба не является обязательной, то на мой взгляд ее должны таковой сделать.
Прекрасная идея. Но как водится в РФ эта идея будет торпедирована, изолгана и если даже будет, то будет использована для личного обогащения и создания очередного канала для манипулирования обществом. Основания так считать таковы. Запутанная иерархия подчинения. Место и дислокация в городах и центрах ( только центр, и или филиал в каждой школе). Финансирование кем,сколько. Если на все школы РФ тады бюджет секвестировать. Где столько грамотных!!!! психологов.
Если пилотный и с онлайн освящением тогда есть шанс. Все остальное популизм. И замыливание реальных проблем.
,, Мы запускаем СШМ и все проблеммы решим,,
Название ниочем. Ребрендинг под такое дело необходимо проводить. Ну что блин за сшп!!!! Аналогии нехорошие.
В общем не верю!
Прекрасная идея! Как, же хочется верить, что и в нашей стране, быть долгожданному празднику! 🙂 Связанному с цивилизованным подходом к образованию детей и решением в связи с этим, неизбежных спорных вопросов по средствам грамотного независимого экспертного мнения. И реально оказываемой при этом помощи. Как я вижу ситуацию, основной вопрос, сейчас в реализации проекта, в части касающейся подбора кадров и согласованности действий между школьной администрацией и специалистами медиации. Также вопрос финансирования, с целью продвижения и скорейшего внедрения службы, повышения квалификации, скорее всего не на последнем месте.
Ой, школа это вообще отдельная тема. Постоянный конфликт детей, родителей, учителей. Так что, на мой взгляд, идея вполне полезная. Но вот насколько это будет исполнено это уже вопрос. Даже нормальных психологов в школах единицы. Ну посмотрим, что будет.