Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Дорогие читатели Псиблог.рф!

Мы рады представить вам нашу новую рубрику «В помощь психологу», которая будет содержать полезные материалы для тех, кто выбрал психологию своей профессией. Сегодня мы публикуем Положение о Службе Школьной Медиации.

Школьная медиация — это инновационный способ разрешения споров, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.

Все материалы по школьной медиации, включая основную документацию, вы можете скачать в формате PDF (внизу страницы).

Положение о Службе Школьной Медиации

  1. Основные положения.

Служба Школьной Медиации (далее СШМ) создается на базе МБОУ СОШ №__ (Далее Школа) в соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, а так же в соответствии с  Приказом О создании служб школьной медиации в образовательных организациях __________ области Департамента образования, науки и молодежной политики ___________ области от _____ 2014 года № ______ в целях обеспечения защиты прав детей и создания условий для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

  • Деятельность СШМ направлена на решение задач, связанных с образовательными, воспитательными и адаптивными функциями Школы и предотвращает негативное влияние на учебно-воспитательный процесс следующих факторов:
  • социальное расслоение в обществе, отсутствие социальной мобильности, обеспечивающей равные стартовые возможности и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта;
  • рост социального напряжения, озлобленности и конфликтности;
  • обострение межнациональных и межконфессиональных отношений;
  • ослабление роли семьи как фундаментального общественного института, который утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга;
  • детской наркомании, алкоголизма, безнадзорности и беспризорности, детской и подростковой преступности и увеличением количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, проявлением суицидального поведения.
  • В этой связи возникает необходимость:
    • формирования навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог;
    • компенсировать недостаток семейного участия в процессах социализации детей и организации их досуга и актуализировать эти задачи для родителей, становясь, тем самым на защиту интересов ребенка;
    • создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей; системы защиты, помощи и обеспечения гарантийных прав и интересов детей всех возрастов и групп.
    • развития у ребенка способности к конструктивному взаимодействию в обществе, навыков осознания и выражения интересов, связанных с собственным развитием, формирования направленности использования навыков, связанных с самореализацией личности ребенка на протяжении всей последующей жизни в различных социальных сферах и областях; развития социального интеллекта, менталитета сотрудничества, социального партнерства;
    • внедрения новых форм, технологий и методов работы, а также создания системы профилактической и коррекционной работы с детьми, в том числе попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально-опасном положении;
    • повышения квалификации педагогических работников Школы по вопросам процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
    • использования медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе и в конфликтах, и создания условий для выбора стратегий поведения, в рамках работы с семьями, находящимися в социально опасном положении;
    • разрешения различных сложных жизненных ситуаций, в том числе конфликтных, возникающих как в Школе, так и за ее пределами, методами медиативного подхода;
    • использования медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;
    • обеспечения формирования «групп равных» — групп детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих навыков на практике, а также для распространения полученного опыта среди сверстников.
  • Основная цель деятельности СШМ – заложить основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Деятельность СШМ направлена на формирование безопасного пространства не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:
  • снижение деструктивного влияния возникающих негативных жизненных ситуаций участников образовательного процесса;
  • снижение уровня агрессивных и асоциальных проявлений среди детей, сокращение количества правонарушений, совершаемых детьми;
  • формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
  • повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно процесса.
    • Функции СШМ:
  • Работа по сокращению количества и остроты конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;
  • Проведение профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
  • Содействие сокращению количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
  • Повышение квалификации работников Школы в области защиты прав и интересов детей;
  • Обеспечение открытости деятельности администрации Школы в части защиты прав и интересов детей;
  • Создание условий для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Оздоровление психологической обстановки в Школе, контроль соблюдения условий необходимых для гармоничного и всестороннего развития детей.

 

  1. Основание деятельности
    • Правовой основой деятельности СШМ является:
  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
    • Деятельность СШМ в рамках Школы регулируется в том числе иными законодательными актами РФ, затрагивающими содержание деятельности СШМ, Уставом Школы, локальными актами, действующими внутри Школы и утвержденными Директором Школы, приказами Директора Школы, годовым Планом общешкольной и воспитательной работы Школы, а также годовым Планом работы СШМ, утвержденными Директором Школы.
    • СШМ в своей деятельности может опираться на методические рекомендации районных, городских и областных органов образования.

 

  1. Методы реализации поставленных задач
    • Формы взаимодействия с коллективом учителей и администрацией Школы.
      • Участие в административных совещаниях при директоре Школы, планерках, рабочих и профсоюзных собраниях учителей.
      • Выступление на педагогических советах, заседаниях предметных кафедр и методических объединениях.
      • Обучающие семинары для коллектива учителей и иных сотрудников Школы по вопросам приоритетных направлений деятельности СШМ, по факту возникновения трудных педагогических ситуаций, а также по вопросам текущей деятельности СШМ.
      • Проведение и участие в педагогических советах по вопросам, связанным с выполнением функций и задач деятельности СШМ.
      • Индивидуальные беседы и консультации с педагогическими работниками Школы.
    • Формы сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
      • Выступления на родительских собраниях, имеющие информационно-просветительский и проблемный характер.
      • Семинары и тренинги для родителей по вопросам, связанным с применением медиативной практики.
      • Индивидуальные и групповые консультации и беседы с родителями.
      • Привлечение родителей к разрешению школьных конфликтов, к деятельности СШМ, а также к организации иных мероприятий в рамках функций СШМ.
    • Формы работы с обучающимися.
      • Выступление на общешкольных собраниях обучающихся, классных часах и других мероприятиях, проходящих в рамках основной деятельности Школы, имеющие информационно-просветительский и проблемный характер.
      • Обучение в рамках специально-организованных занятий (семинаров, кружков, факультативов) основам метода «Школьная медиация».
      • Привлечение обучающихся к разрешению школьных конфликтов, к деятельности СШМ, а также к организации иных мероприятий в рамках функций СШМ.
      • Индивидуальные и групповые консультации и беседы с обучающимися.
    • Формы сотрудничества с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования:
      • Совместная организация и проведение профилактических мероприятий.
      • Проведение рейдов, совещаний, а также совместных заседаний по вопросам деятельности СШМ.
      • Обмен сведениями и информацией.

 

  1. Регламент действий СШМ:
    • СШМ принимает информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся, администрации Школы и родителей по форме (Приложение 1) через секретариат Школы;
    • СШМ регистрирует каждую Заявку в соответствующем журнале (Приложение 2);
    • СШМ может проводить индивидуальные беседы с каждой из сторон для выяснения подробностей конфликтной ситуации, информируя о встрече другую сторону, участвующую с ситуации, но не сообщая информацию третьим лицам, не имеющим отношения к делу;
    • СШМ самостоятельно на основании проведенных бесед с участниками конфликта принимает решение о возможности или невозможности примирительной работы в каждом конкретном случае отдельно в течение трех рабочих дней. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица Школы;
    • Работы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций могут проводиться только с согласия на участие каждой из конфликтующих сторон. При несогласии сторон на предложенную работу, им могут быть предложены психологическая помощь или другие соответствующие в Школе формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения работы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече;
    • Переговоры с родителями и/или иными должностными лицами проводит куратор СШМ;
    • Медиатор вправе отказаться от проведения работы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или использовать иные педагогические технологии, о чем регистрируется запись в журнале (Приложение 2);
    • В сложных ситуациях (как правило, если есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор СШМ принимает участие в мероприятиях по регулированию возникшей ситуации;
    • В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, работа проводится с письменного согласия классного руководителя;
    • СШМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения работы в каждом отдельном случае;
    • В случае если в ходе работы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в письменном примирительном договоре (Приложение 3) или в устном соглашении;
    • При необходимости копия примирительного договора передается администрации Школы;
    • СШМ помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственности за их выполнение. В случае возникновения проблем в выполнении обязательств, СШМ может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей пути их преодоления.

 

  1. Состав и квалификация СШМ
    • Обязательными участниками СШМ являются:
      • Педагог-психолог – куратор СШМ;
      • Заместитель директора Школы по воспитательной работе;
      • Педагог-организатор;
      • Социальный педагог;
      • Учитель начальных классов;
      • Учитель старших классов.
    • Участникам СШМ необходимо повышать квалификацию в области медиативной деятельности не реже чем один раз в три года. Место повышения квалификации участники СШМ могут выбирать по своему усмотрению. Администрация Школы в праве предложить Участникам СШМ свой вариант повышения квалификации.
    • В состав СШМ могут быть привлечены родители и обучающиеся Школы.
    • Списочный состав СШМ утверждается Директором Школы по рекомендации Куратора СШМ и предлагается Советом Школы.
    • Куратор СШМ или исполняющий его обязанности назначается Директором Школы.

 

  1. Контроль деятельности СШМ
    • Деятельность СШМ в рамках Школы контролирует Директор Школы и/или назначенные им уполномоченные на то сотрудники Школы.
    • СШМ может информировать о своей деятельности районные, городские и федеральные органы образования и образовательные учреждения.

Подпишись на рассылку

email рассылки

22080cookie-checkПоложение о службе школьной медиации

Доступно для скачивания: