Предыдущие исследования показали, что качество отношений между учителем и ребенком и эмоциональный климат в классе связаны с социально-эмоциональным и академическим развитием детей, однако количество исследований, изучающих качество отношений одновременно на уровне ребенка и целого класса, крайне мало. В данном исследовании изучается вопрос о том, как качество отношений между учителем и учеником влияет на социально-эмоциональные и академические результаты ребенка в течение одного учебного года и как данная взаимозависимость обусловлена эмоциональным климатом класса. В исследовании участвовали 526 учащихся 3-5 классов и их 35 учителей из шести городских начальных школ. Более высокое качество взаимоотношений с учителями обозначало менее выраженные детские депрессивные симптомы весной и осенью. Более высокий уровень конфликтности, о котором сообщали учителя, отражался в самоотчетах как учителей, так и учеников, в которых они указывали на повышенный уровень агрессии и более низкие академические показатели. Значительная межуровневая взаимосвязь между эмоциональной поддержкой на уровне класса и сообщениями учителей о конфликтах и агрессии в классе указывает на то, что хороший эмоциональный климат в классе может снизить риск проявления агрессии у детей, чьи межличностные отношения с учителем далеки от идеальных. Однако общий недостаток благоприятного взаимодействия учителя и ученика не может быть компенсирован хорошим уровнем эмоциональной поддержки в классе, что указывает на то, что учителя начальных школ должны быть обучены установлению качественных отношений с каждым из учеников.

Журнал педагогической психологии

Том 110 (7), 2018, страницы 992-1004

Оригинальная статья: Teacher–child relationships, classroom climate, and children’s social-emotional and academic development

 Автор перевода: Дегтева Алиса Алексеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Редактор: Елисеева Маргарита Игоревна

Подпишитесь на рассылку новостей по психологии

Оставайтесь в курсе и на facebook