В конце 1960 годов канадский психолог Мэри Эйнсворт провела эксперимент «Незнакомая ситуация». Эксперимент заключался в том, что в течение 72 часов ученые наблюдали за матерями  и их детьми у них дома с целью понимания стиля взаимодействия между матерью и ребенком. Когда дети достигали возраста 1 года, их вместе с матерями приглашали в лабораторию. Мама заходила в комнату, начинала играть с ребенком, а потом уходила. Сначала ребенок оставался с незнакомым человеком (психологом), затем и он покидал комнату. Целью ученых было определить, как ребенок ведет себя в ситуации разлучения с мамой.

М. Эйнсворт выделила несколько типов реакции малышей. По типам реакции детей Мэри Эйнсворт обозначила несколько типов привязанности:

  1. Безопасная (надежная) привязанность. Ребенку хорошо с мамой, так как она реагирует на его потребности и удовлетворяет их. При этом, оставшись один, ребенок поначалу расстраивается, но затем отвлекается на игрушки или интересные ему занятия. Ребенок радуется, когда мама возвращается, идет к ней на руки, а затем возвращается к своим делам.

Дети с таким типом привязанности – активны, открыты, интеллектуально развиты, самостоятельны и уверены в себе. Они растут с чувством тыла, с уверенностью, что они защищены.

Важнейшим фактором формирования безопасной привязанности является способность матери реагировать на сигналы ребенка, быть эмоционально доступной, вести диалог с ребенком. Для установления подобного вида привязанности мама должна быть уверена в себе и в правильности собственных действий, уметь доверять людям, расставлять приоритеты, регулировать собственное эмоциональное состояние и выстраивать здоровые отношения с окружающими людьми.

  1. Амбивалентная привязанность. Даже в присутствии матери ребенок тревожен и не уверен в себе. Если мама уходит, уровень тревожности ребенка возрастает. Когда мама возвращается, малыш бежит к ней, но не чтобы побыть у нее на руках, а чтобы выразить свою обиду за ее отсутствие (например, ударить или закричать на нее). Поведение таких детей можно обозначить словом «сопротивление». Они одновременно добиваются контакта и сопротивляются ему. Бессознательно они пытаются обратить на себя внимание родителей, провоцируя их на наказания, чтобы быть в центре внимания. Во взрослом возрасте такие дети продолжают быть тревожными. Они часто чувствуют себя одинокими, ненужными.

Амбивалентная привязанность является следствием напряженных, непоследовательных и непредсказуемых отношений с матерью. Мать то проявляет чрезмерное внимание по отношению к ребенку, то игнорирует его. Поведение матери сложно предугадать: в один момент она может быть ласкова, а уже в другой – обрушиться на ребенка с обвинениями и оскорблениями. Поведение матери целиком и полностью зависит от перепадов ее настроения. Ребенок в подобной ситуации не знает, чего ему ждать от матери, может ли он получить от нее поддержку и защиту.

  1. Избегающая привязанность. Внешне ребенок кажется уверенным в себе и самостоятельным, но его контакты с матерью достаточно редки, он их избегает. Он практически не реагирует на уход или возвращение мамы, пытается отстраниться от нее, оказавшись у нее на руках. Подобное отстранение — на самом деле, способ защиты, ребенок пытается забыть о потребности в матери. Такое происходит тогда, когда мать нечувствительна и неотзывчива. Она редко проявляет любовь по отношению к ребенку, практически не целует и не обнимает его. Часто такие матери оставляют ребенка на воспитание другим людям. Оказавшись с ребенком, мать активно критикует его, рассказывая, что ему делать и как делать это правильно.

Дети таких матерей вырастают недоверчивыми, эмоционально недоступными, им сложно строить близкие отношения с другими людьми. Они продолжают казаться независимыми и сильными, но на самом деле – крайне не уверены в себе и уязвимы. Такое поведение, как и в детстве, бессознательно используется для того, чтобы избежать повторной болезненной ситуации отвержения.

  1. Симбиотическая привязанность. Дети крайне болезненно реагируют на уход мамы. Они не отпускают ее буквально ни на шаг, демонстрируют ревность, если мать уделяет внимание кому-то еще.

Тревожные матери, как правило, сами являются детьми тревожных матерей, которые всегда имеют четкие незыблемые правила относительно воспитания детей и жизни в целом. Они патологически боятся совершить ошибку. Обычно они не доверяют окружающим. Самим матерям крайне сложно находиться отдельно от ребенка, они совершенно уверены, что только с ней ребенку может быть хорошо и комфортно. Они не могут доверить ребенка даже близким родственникам на несколько часов. Но при этом реагируют на ребенка они только при прямом зрительном контакте или когда тот плачет.

Вполне закономерно, что дети тревожных матерей вырастают тревожными. Им свойственен симбиоз с матерью, который выражается в том, что они не могут отделиться от матери и понять, кто они сами по себе.

Похожие статьи:

Я НИКОГДА НЕ ПОВТОРЮ ОШИБОК СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!... «Я ни за что не поступлю со своими детьми так, как поступали со мной мои родители!». Эта жизнеутверждающая фраза - одна из самых больших иллюзий начин...
ШИЗОФРЕНОГЕННАЯ МАТЬ Шизофреногенная мать - тип матери, поведение которой может привести к развитию шизофрении у ребенка. Сама мать при этом психически здорова....
Психология детского праздника Не так давно появился тренд на организацию грандиозных детских Дней Рождений: индивидуальные приглашения, профессиональный декор, фотозона, модные уго...

Оставайтесь в курсе и на facebook