Любой живой организм — это механизм, состоящий из систем органов. Органы состоят из тканей, а ткани, в свою очередь, из клеток. Все процессы и взаимодействия контролируются нервной системой (НС). Нервная система делится на центральную, расположенную в черепе и позвоночнике, и периферическую— вне черепа и позвоночника. Все процессы человеческого организма контролируются мозгом. Недаром его называют компьютером, программирующим все действия внутри любого живого объекта. С каждым годом современные технологии позволяют узнать о головном мозге все больше и больше, но, тем не менее, мозг до сих пор является наименее изученной частью нашего организма. Новоприобретенные знания дают возможности, о которых никто и не подозревал. Многие слышали о людях, способных с помощью своей воли замедлять или ускорять свой собственный пульс. Это кажется невозможным, ведь пульс — это скорость движения крови по сосудам, связанная с толчкообразными движениями их стенок и ритмичным сокращением сердечной мышцы. Как известно, сердце работает независимо от воли человека. Оно работает всегда: утром, днем, вечером и даже во время сна. Если бы мы управляли сердцем, как рукой или ногой, получается, что во время сна оно бы просто останавливалось. Как же получается так, что люди научились контролировать орган, который по задумке природы нам не было предназначено контролировать?
Нейрофидбэк (электроэнцефалографическая биологическая обратная связь)
Нейрофидбэк — это форма обучения, при которой можно измерить и установить состояние головного мозга, основываясь на данных его электрической активности. Чтобы отрегулировать и контролировать желаемые состояния мозговой деятельности, используются специальные компьютерные программы. Обучая свой мозг работать правильно, решается проблема воздействия различных медикаментозных препаратов, посредством которых до сегодняшнего дня лечилась масса неврологических и психических заболеваний. Этот метод тренировки ещё очень молод и не применяется активно как средство лечения, особенно в России. Однако это огромный прорыв в медицине. Уже сейчас можно проконсультироваться и применить данную программу на себе. Такое удовольствие стоит не дешево, но тот факт, что оно позволит скорректировать процессы в мозге, оправдывает немалую цену.
Основой работы такой тренировки мозга является процесс нейронной саморегуляции, при которой мозг находит наиболее комфортные для пациента способы обработки чувств и другой поступающей информации. Ученые уверены, что нейрофидбэк является не менее эффективной процедурой, чем прием лекарств. Кроме того, нейрофидбэк многофункционален и используется при лечении большого количества расстройств, среди которых посттравматический синдром, депрессия, тревожность, алкоголизм и другие формы зависимости; аутизм, дислексия, расстройства обучения, эпилепсия и др. Помимо этого, нейрофидбэк используется в качестве улучшения результатов в учебе, на работе и в спорте. Нейрофидбэк действует на основе биологической обратной связи (биофидбэк), которая использует электроэнцефалографию (ЭЭГ) как способ контроля обратной связи. На область головы накладываются электроды, способные регистрировать электрические волны мозга, и эти волны переводятся как сигналы обратной связи (фидбэк) при помощи компьютерных программ. C помощью обратной связи в виде звука видеоряда или тактильных ощущений каждый пациент способен научиться контролировать деятельность своего мозга, которая ранее была ему не подвластна.
Обратим внимание на терминологию. Классическая ЭЭГ (электроэнцефалография) — это специальная техника, при которой с помощью сенсоров, прикрепленных к коже головы, фиксируются волны активности головного мозга. По форме отображенных волн специалисты способны поставить диагноз (повреждение мозга, эпилепсия и другие нарушения мозговой деятельности). Вторая техника, используемая для фиксации нарушений — это количественная ЭЭГ (QEEG). С помощью неё просчитываются различные числовые параметры. Например, амплитуда волн и их соотношение, фазы волн, активность и т.д.). Кроме того, количественная ЭЭГ служит контролем для определения эффективности назначенной терапии.
Хотя обе эти техники считывают одни и те же исходные данные, в процессе тренинга нельзя отказаться от одной из них. Это связано с необходимостью получить информацию о волнах мозговой деятельности и числовых показателях, определяющих эффективность проводимого тренинга. Совместное использование обеих техник позволяет определить состояние активности головного мозга на данный момент и дает возможность понять, какие действия необходимо применить по изменению этой активности.
Головной мозг человека способен и без нашего сознательного вмешательства контролировать огромное количество процессов внутри организма. Но не стоит забывать, что мозг является частью человека, следовательно, некоторые процессы внутри организма могут поддаваться контролю. Обратная связь позволяет научиться контролировать те процессы головного мозга, которые невозможно отследить без специального оборудования.
Как выглядит данный тренинг? Пациенту включается видеоряд (фильм/мультфильм), к нему подсоединены сенсоры, регистрирующие активность головного мозга. Пока считываемые данные фиксируют нарушения, которые пациент хочет скорректировать, качество видеоряда, который он смотрит, становится неудобным для восприятия. Когда фиксируется результат, где заданных нарушений не обнаружено, изображение становится четким и комфортным для просмотра. Тренировка заключается в том, чтобы человек смог зафиксировать и научиться контролировать активность головного мозга с помощью визуального отображения нарушений. С помощью данной процедуры мозг тренируется. В качестве обратной связи могут использоваться звуковые и тактильные сигналы. Главная задача тренинга – научить пациента фиксировать свои нарушения, которые невозможно отследить без обратной связи (тактильная, звуковая, визуальная).
Медицине известны случаи, когда больных с диагнозом аутизм удалось социализировать, развить пространственное мышление, сделать способными к усвоению учебных дисциплин, побороть трудности внимания, снизить уровень тревожности и т.д. Программа нейрофидбек позволила людям с таким диагнозом уменьшить медленноволновую активность мозга и увеличить быстроволновую активность. Систематические тренинги снижают проявление основных симптомов заболевания, увеличивают IQ в среднем на 9 единиц, улучшают речь. В некоторых европейских странах данная программа активно используется в качестве бесплатного тренинга для реабилитации людей с аутизмом.
Заключение
Данная программа способна не только лечить аутизм, но и многие другие заболевания, связанные с деятельностью головного мозга. Многие родители, узнав о диагнозе своего ребенка, опускают руки, но современные технологии дают шанс на нормальную жизнь без воздействия сильнодействующих препаратов, оказывающих серьезные побочные действия. Возможно, в ближайшем будущем станут доступны методы лечения различного типа болезней без употребления лекарственных препаратов, где основой излечения будет только контроль человеческого сознания над организмом.
Автор: Дегтева Алиса Алексеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Елисеева Маргарита Игоревна
Ключевые слова: головной мозг, исследование головного мозга, энцефалограмма, биологическая психология
Источник фото: unikamed.ru
Давно заметил что Русан Максим Сергеевич, тоже состоит из органов, но центральная и периферическая нервные системы находится в одном месте, ну в том самом …….правильно(в черепе)хорошо бы исследовать его на нейрофидбэк, потому что на азовской школе он мог замедлять свой пульс:- вы представляете ?(ну самородок просто).Да медицина шагнула далеко, а вот с мозгами справится не можем ,интересно бы узнать какой IQ у Максима, на сколько единиц он выше или ниже моего.Быстрей бы были доступны методы лечения различного типа болезней без употребления лекарственных препаратов, где основой излечения будет только контроль человеческого сознания над организмом. Конечно хочется научиться контролировать все процессы головного мозга, которые невозможно отследить без специального оборудования.А кто не хочет,ВОТ!
Классная статья ! Ещё раз подтверждает то , что лечение человека возможно без лекарств. Занимаясь медитациями понимаю , что все процессы в организме могут быть контролируемы самим человеком и скорее всего его эмоциональным состоянием . Вот с подсознанием конечно сложнее. На летней школе в Азове когда я замедлял пульс я не думал , что проснусь в полной кровати песка. Да именно песка из моря. Пришлось доставать информацию из глубины сознания, как это могло произойти . И понял … Поздно вечером, около 12 ночи , когда пульс начал зашкаливать , я понял что пора его остудить в море. Сидя в море и уменьшая свой пульс и повышая уровень IQ, мозг дал команду идти спать. Произошёл наверно сбой в программе и песок с мокрых ног не был смыт подсознанием, чтоб проверить мою стрессоустойчивость ;)))…поэтому с утра тело страдало от каждой писчинки в кровати ….да и я так и не смог восстановить все данные , потому что песок был с сахаром ….вот и я был удивлён :))) Что то увлёкся воспоминаниями благодаря Владимиру :))). Так вот , я готов поучиться на этом аппарате нейрофитбеку. И очень интересно было бы посмотреть как сознание реагирует на вхождение в процесс медитации , на отрицательные воспоминания, на положительные эмоции и т.д. А пока Я учусь дышать и медитировать получая положительные эмоции без этого аппарата , Не смотря на то , что так и не понял откуда был сахар в кровати ;)!!! …даже страшно себе представить эту картину , и как он туда мог попасть ;))). И самое главное это встать с утра и пойти на зарядку «сладеньким» , делая вид что ничего страшного не произошло, понимая что у соседа тоже болит IQ :))))!!!
Сейчас данная методика активно рекламируется. Нейрофидбэк – это особая методика, которая применяется для улучшения психического состояния, стрессоустойчивости, увеличения индивидуального потенциала и укрепления качества жизни.
Этот подход основывается на умении человека сознательно контролировать работу своего мозга. Кроме того, нейрофидбэк использует возможность человеческого мозга регулировать свою деятельность и обучаться с помощью создания более эффективных связей между мозговыми клетками и структурами. Нейрофидбэк помогает улучшить общее состояние человека и увеличить его потенциал. Однако, на мой взгляд, данная методика все же для особых случаев.
Что же произошло с Максимом и Владимиром на Азове? А если серьезно и вернуться к статье, то для меня работа головного могла, да и работа организма в целом темный лес. Даже на уроках биологии я не понимала как это все устроено и шевелится. Радует, что в настоящее время посвящено огромное количество исследований именно изучению нас с вами. Что организма, что наших мыслей ( я имею ввиду психологию). И самое главное нужно помнить простое правило: Не навреди. Чтобы потом не пришлось закрывать эти открытия назад. Из статьи я подчеркнула, что человек может влиять на свой организм. А именно замедлять и ускорять свой пульс. Таким образом при помощи долгих тренировок можно излечиться от болезней головного мозга, но по крайней мере улучшить. Буду очень рада, если в нашем институте заработает данный проект и наши студенты помогут реальным людям.
Отлично. Значит шапку. Видео очки.И программу которая выдает на экран очков информацию о изменении мозговой активности.( В очках также видно и процесс ,,реалтайм,,) И при поступлении дифференцированного сигнала от мозга становится видно ,, оппа а на что это я так отреагировал,, отмотал видеоряд назад.Совместил с всплеском активности мозга и ещё что-то новое о себе узнал.
Великолепная идея.
В интересное время живем! статья показала, насколько велики возможности человеческого мозга, если его немного «подтолкнуть».
Радует, что с каждым годом наука предлагает все больше решений для вечных и трудных для человечества проблем, таких, как лечение аутизма.
С другой стороны, статья наталкивает на мысли о возможности применения такого метода для следующих открытий в области психосоматики. Может быть, нам расскажут, как же научиться управлять собой и подкручивать «нужные винтики», что бы и не болеть вовсе 🙂
Неожиданно полезным для меня оказался первый абзац статьи, в котором так емко, кратко и понятно была описана структура человеческого организма, спасибо !
Я когда-то давно читал о подобных экспериментах и методах. Это интересно, т.е. на сколько я понял суть в том, что бы дать нам возможность наблюдать за не очевидными реакциями наглядно, понимая как то или иное управляемое изменение в организме влияет на эти параметры.
Интересно было узнать, что подобным методом лечится даже аутизм, и что у таких больных есть шанс на выздоровление. Все-таки здорово понимать к какой важной и интересной профессии я так или иначе примкнул.
Интереными свойствами обладает наш организм.Умная машина, которой можно управлять. Говорят, что лекарства для ленивых, прихожу к тому, что действительно это так, ведь даже серьёзные заболевания поддаются лечению. Интересно где в России подобные процедуры уже применяют?)
Про Нейрофидбэк я уже слышала, с помощью него учат глухих детей разговаривать, про лечение других заболеваний написано в статье. Очень понравилась идея того как обучать мозг при помощи обратной связи. Плохо то. что в России такое удовольствие — дорогая процедура. в отличии от Европейских стран, где аутистов бесплатно реабилитируют. Я бы с большим удовольствием позанималась на этом аппарате, нам бы в институт такой, все бы уже консультировали)