Детство и юность — чувствительные периоды для развития стресса с поведенческой и нейрофизиологической точки зрения (Lupien, McEwen, Gunnar, & Heim, 2009). Дети, которые растут в «токсичной среде», подвергаются повышенному риску, ведь именно в неблагоприятных условиях формируются проблемы, которые могут стать причиной отклонений физического и психического здоровья во взрослом возрасте. Те дети и подростки, которые в свое время были подвержены травматическому жизненному опыту, чаще страдают от ожирения, ишемической болезни сердца, рака, хронических заболеваний легких, болезней печени (Felitti et al., 1998). У них часто развивается депрессия (Chapman et al., 2004; Hammen & Goodman Brown, 1990), импульсивность (Laucht et al., 2007), проблемы с употреблением психоактивных веществ (Sinha, 2008), довольно часто наблюдается вызывающее сексуальное поведение (Noll, Shenk, & Putnam, 2009) в подростковом и/или во взрослом возрасте. Связь между неблагоприятным опытом детства и психическими отклонениями — не новость. Дубе и его коллеги (2003) зарегистрировали подобные взаимосвязи в четырех когортах рождения, относящихся к 1900 году. Так как люди с неблагоприятным детским опытом находятся в зоне риска развития различных заболеваний, им необходимо особое внимание со стороны здравоохранения. Более двух десятилетий нейрофизиологам известно, что стрессовые жизненные переживания изменяют морфологию и нейрохимию мозга (например, Fride & Weinstock, 1987; Moghaddam, 1993; Watanabe, Gould, & McEwen, 1992), включая медиальную часть префронтальной коры и переднюю поясную кору. Исследования на животных показывают, что повторное влияние очага стресса уменьшает дендритное число и длину mPFC (Cook & Wellman, 2004), а социальный стресс уменьшает цитогенез mPFC (Czeh et al., 2006), что, может привести к сопутствующему снижению интенсивности сигнала. В ходе последних исследований получены данные о последствиях таких стрессовых ситуаций для когнитивных и эмоциональных процессов мозга.

Журнал психосоматических исследований

Том 106, март 2018, стр. 29-33

Оригенальная статья: Adverse Childhood Experiences are Associated with Self-Regulation and the Magnitude of the Error-Related Negativity Difference

Автор перевода: Дегтева Алиса Алексеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Редактор: Елисеева Маргарита Игоревна

Подпишитесь на рассылку новостей по психологии

Оставайтесь в курсе и на facebook