Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Моральный выбор обычно является проблемой, поскольку он сопровождается аргументами «за» и «против». Например, можно заключить, что убить одного человека, чтобы сохранить жизнь пяти, — это нормально, хотя убийство само по себе безнравственно.

Решение морального характера, как правило, принимается на основе автоматических, аффективных реакций, а не на основе логической аргументации. Тем не менее, остается не ясно, может ли последующая логическая аргументация изменить изначально принятое решение.

В новейшем исследовании Стэнли и коллег (2018, Журнал экспериментальной психологии) участников просили принять решение в моральной дилемме. Далее им предлагалось рассмотреть причины, подтверждающие или опровергающие их изначальный выбор, или аргументы для двух вариантов ответа. Каждую из причин нужно было оценить с точки зрения того, насколько важную роль она сыграла в конечном выборе. После этого участников просили еще раз принять решение в той же самой ситуации.

Лишь небольшое количество участников изменило свое начальное решение. Большинство из них оценили аргументы, поддерживающие их выбор, более высоко, чем аргументы, поддерживающие противоположное решение. Моральные дилеммы, предлагающиеся участникам, могли быть достаточно ужасающими (например, убить плачущего ребенка, чтобы не быть обнаруженными вражескими солдатами) или вполне обыденными (например, оставить себе сдачу, когда дали больше положенной суммы). Решения участников не зависели от того, были ли аргументы предложены сразу или с задержкой (иногда между первым и вторым решением был один день).

Результаты исследования показывают, что решения моральных вопросов, как правило, не подлежат пересмотру, так как повторная оценка аргументов лишь подтверждает изначальный выбор, сделанный на основе эмоциональной реакции.

Исследование: Stanley, M. L., Dougherty, A. M., Yang, B. W., Henne, P., & De Brigard, F. (2018). Reasons probably won’t change your mind: The role of reasons in revising moral decisions. Journal of Experimental Psychology: General, 147(7), 962–987.

37220cookie-checkМоральный выбор: как человек принимает сложное решение