Связь между личностными качествами и генетикой не так очевидна, как связь между интеллектом и генетикой (Loehlin, Willerman, & Horn, 1988). В то же время особенности темперамента заметны уже в первые дни после рождения ребенка.

Темперамент это биологически обоснованные различия между индивидами. Проявляется в выражении эмоций, реакциях возбуждения и саморегуляции. Первоначально подразумевалось, что темперамент определен исключительно биологически. Позже была выявлена его связь с жизненным опытом. В самом раннем возрасте градация темперамента проста. Существуют лишь два критерия: ребенок с которым просто и ребенок с которым нелегко. В более позднем возрасте уже начинают обращать внимание на три личностных характеристики, которые имеют генетическую основу: эмоциональность, общительность, активность.

Около десяти процентов младенцев определяются, как «сложные» (Graham, Rutter, & George, 1973; Thomas, Chess, & Korn, 1982). У этих детей отмечаются нарушения сна и проблемы с кормлением. Так же хорошо заметны: стресс и низкая адаптивность в новой обстановке; постоянное недовольство, сопровождаемое плачем, неприветливость. На контрасте с ними выступают адаптивные, дружелюбные и внешне счастливые младенцы. Причем наблюдать различия в темпераменте можно в одной и той же семье. Вот как описывает мать каждого из своих сыновей:

«С Крис все было очень сложно. Кормление, сон и высаживания превращались в сущий ад. Чтобы впихнуть в него хотя бы половину бутылочки мне требовалось около часа. А через два он снова был голоден. За первые два года я не помню ни дня, чтобы он лег спать без рыданий. Я бесконечно укачивала его, но стоило мне начать удаляться на цыпочках от его колыбели, как он тут же поднимал голову и начинал кряхтеть. Малейшие изменения в режиме дня приводили его в негодование. Новые люди и места сильно утомляли сына и сходить куда-либо было целой проблемой.

Джон был очень чувствительным младенцем. С первого дня в госпитале он прижимался ко мне. Ему так нравилось постоянно находиться на руках, что я с большой неохотой клала его полежать отдельно. Он не плакал, пока на это не было реальной причины. Только голод, мокрые пеленки или усталость доставляли ему дискомфорт. Он всегда был открыт новым впечатлениям и поэтому мы везде брали его с собой. Бывали случаи, что заболтавшись в гостях, я вспоминала о нем только, когда он начинал что-то весело лепетать на своем языке».

Помимо этого, идентичные близнецы показали большую схожесть взаимодействия с окружающим миром. В то время как, дизиготные пары близнецов могут демонстрировать совершенно различный темперамент с самого рождения.

Более высокий уровень поведенческих отклонений в старшем возрасте отмечается у все тех же трудных младенцев (Bates, Maslin, &Frankel, 1985; Pettit & Bates, 1989; Rutter, Quinton, & Yule, 1977; Thomas, Chess, & Korn, 1982). Этому сопутствуют два объяснения. Первое заключается в том, что непокладистому ребенку сложнее приспособиться к окружающей действительности. В результате чего он чаще получает психологические травмы. Второй неоспоримый факт – дети с непростым темпераментом уязвимы перед стрессом и чаще других закрепляют негативный эмоциональный опыт. Для родителей они являются постоянным источником стресса. И параллельно родители являются источником стресса для них. Так как все накопившееся от усталости раздражение родители выплескивают на этих детей. Получается замкнутый круг. Матерей в таких семьях часто раздражает зависимость ребенка от них (Hetherington, 1991). Если у женщин нет качественной поддержки в виде семьи и друзей, то это черевато нарушением привязанности (Crockenberg, S. S. 1981. Infant irritability, mother responsiveness, and social support influences on the security of infant-mother attachment. Перевод на русский http://псиблог.рф/s/4477). Хотя темперамент напрямую не влияет на девиантное поведение, тем ни менее особенности характера ставят таких детей в заранее неблагоприятные условия. В общении с окружающими они имеют больший риск получить негативный опыт. Результаты долгосрочных исследований указывают, что негативному влиянию сложного темперамента чаще подвержены дети, которые встречают дополнительные невзгоды в виде бедности, неумелого воспитания или пережившие развод родителей (Hetherington, 1991). Темперамент вполне поддается коррекции. Восприимчивые и ответственные родители в состоянии помочь детям смягчить их характер (Beckwith, 1979; Dunn, 1980). Таким образом, темперамент передающийся по наследству, формируется через взаимодействие с окружающим миром. При этом  особенно важен опыт, полученный внутри семьи в начале жизни.

Так же существуют доказательства этнических различий темперамента новорожденных. Это нельзя упускать из виду, при исследовании развития личности различных этнических групп. Младенцы из смешанных китайско-американских семей вели себя спокойнее, быстрее успокаивались и легче адаптировались к новым условиям чем их ровесники из европейско-американских семей (Freedman, 1974, 1976; Kagan, Kearsley, & Zelazo, 1978).

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Источник фото: http://unsplash.com

Ключевые слова: генетика, интеллект, влияние воспитания на ребенка, влияние генетики, психологические исследования, темперамент, влияние темперамента на развитие личности, развитие личности, трудный ребенок, трудные дети, младенцы, ребенок с характером, трудный младенец

Оставайтесь в курсе и на facebook