Джил Ходжес и Барбара Тизард в 1989 году начали лонгитюдное исследование, целью которого было установить, как воспитание в детском доме влияет на дальнейшее психологическое состояние ребенка, как эмоциональная депривация сказывается на социальном и эмоциональном развитии и насколько долгосрочны негативные последствия опыта нахождения в детском учреждении.

Процедура

Ходжес и Тизард проследили за развитием 65 детей, которые попали в приют в возрасте нескольких месяцев. О детях хорошо заботились, однако сотрудникам детского учреждения было запрещено устанавливать эмоциональную связь с ребенком. То есть были созданы условия эмоциональной депривации.

К возрасту 4 лет 24 детей усыновили, 15 вернулись к своим родителям, остальные остались в учреждении.

Детей с опытом пребывания в детском доме сравнивали с контрольной группой, состоявшей из детей, которые всю жизнь провели с родителями.

Социальные и эмоциональные компетенции участников проверялись в возрасте 4, 8 и 16 лет. Оценка этих компетенций заключалась в интервьюировании детей, родителей и учителей, а также в заполнении ряда опросников.

Результаты

К возрасту 4 лет никто из детей не сумел установить привязанность со значимым взрослым, однако к 8 годам все усыновленные дети находились в эмоционально близких отношениях с приемными родителями. Их социальное и интеллектуальное развитие было выше, чем у тех детей, которые вернулись к своим родителям. Участники, вернувшиеся обратно в свои семьи, имели больше проблем с поведением и более низкую способность устанавливать близкие отношения с другими людьми. Все дети, которые провели какое-то время в учреждениях, имели тенденцию искать внимания со стороны взрослых, при этом им было сложно устанавливать отношения со сверстниками.

Психологическое состояние некоторых из участников вновь изучалось в возрасте 16 лет. Выяснилось, что усыновленные дети по-прежнему имели хорошо сформированную привязанность к своим приемным родителям. Дети, которые вернулись в свои семьи, продолжали иметь проблемы психологического характера. Дети, которые остались в детском доме, были наиболее нестабильны в психологическом плане и имели травму привязанности, которая сохранялась на многие годы.

Заключение

Боулби был прав, отмечая важность наличия значимого взрослого в раннем детском возрасте, однако задержка в формировании привязанности не всегда имеет необратимые последствия, влияющие на взрослую жизнь человека. Эмоциональная депривация в раннем детском возрасте необязательно ведет к развитию психопатии и неумению строить близкие отношения, как полагал Боулби. Устранить последствия депривации могут близкие отношения и забота родителя или людей, их заменяющих.

Исследование: Hodges, J. & Tizard, B. (1989) Social and family relationships of ex-institutional adolescents. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 30, 77-97.

Похожие статьи:

Сила печатного слова: почему мы легко верим прочитанному?... Человек не может верить всему, что читает. Однако исходя из результатов психологического исследования, поначалу ему очень сложно критически воспринима...
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ?     Ответ: да, имеет. Американцы Нисбетт и Уилсон подтвердили это экспериментом в 1977 году. ...
Дым в комнате: вы точно поспешите уйти? Организаторы попросили участников эксперимента заполнить опросники и удалились из комнаты. В следующую минуту из-под двери пошел дым. Что бы вы сделал...

Оставайтесь в курсе и на facebook