Игра оказывает позитивное воздействие на развитие головного мозга и способность ребенка учиться. По сути, она представляет собой отдельный вид обучения. В данной статье речь пойдет о том, как именно игра способствует гармоничному развитию ребенка.
Эксперимент на животных: игра улучшает память и стимулирует рост коры головного мозга
В 1964 году Мэрион Даймонд и ее коллеги опубликовали интересную научную работу о росте мозга крыс. Нейроученые провели эксперимент, вырастив некоторых крыс в скучных одиночных клетках. Остальные крысы росли группой, и у них был постоянный доступ к игрушкам.
Когда ученые анализировали размер мозга животных, выяснилось, что крысы, которые росли в благоприятных для развития условиях, имели более толстую мозговую кору, чем те, которые росли в одиночестве и без игрушек.
Следующие исследования подтвердили результаты Даймонд: крысы, выращенные в развивающей среде, имели больший объем головного мозга и были умнее – они легче находили выход из лабиринта, чем их менее удачливые сородичи (Greenough and Black 1992).
Распространяется ли это благотворное влияние на людей? Этические соображения не позволяют ставить подобные эксперименты на детях, но, вполне вероятно, что человеческий мозг реагирует на игру и познание нового подобным образом.
Дети лучше фокусируются на заданиях, когда на переменах у них есть возможность свободно играть
Несколько экспериментальных исследований доказали, что учащиеся начальной школы лучше концентрируются на заданиях после непродолжительного перерыва, во время которого у них есть возможность играть друг с другом без участия старших. Такой тип игры называется свободная неструктурированная игра (см. Pellegrini and Holmes 2006).
Стоит отметить, что уроки физкультуры не являются заменой свободной игре, так как по своей сути представляют структурированную игру, управляемую взрослым.
Перемены между занятиями должны длиться от 10 до 30 минут. Перерывы свыше 30 минут производят противоположный эффект (Pelligrini and Holmes 2006).
Влияние игры на речевое развитие
Исследования показывают взаимосвязь между символической игрой и речевым развитием ребенка.
Психолог Эдвард Фишер проанализировал 46 исследований связи игры и когнитивного развития и обнаружил, что социальная драматическая игра (в которой дети «притворяются» вместе) оказывает благотворное влияние как на когнитивно-лингвистическое, так и на социальное развитие ребенка (Fisher 1999).
Британское исследование, оценивающее способность детей от 1 до 6 лет к символической игре, установило, что дети с более развитыми навыками данного вида игры, были более развиты как в плане рецептивных языковых навыков (что ребенок понимает), так и в плане экспрессивных языковых навыков (что он говорит) (Lewis et al 2000).
Другой вид игры, способствующий развитию языковых навыков, — это игра в кубики.
Игра способствует творческому решению проблем
Психологи выделяют два типа проблем: конвергентные (имеющие одно решение) и дивергентные (имеющие несколько возможных решений). Существуют исследования, подтверждающие, что игра способствует развитию навыка решения дивергентных проблем.
В одном эксперименте детям дошкольного возраста предлагалось два типа игр: одной группе давались конвергентные игры (например, пазлы), другой – дивергентные (например, кубики). Дети играли некоторое время, а затем измерялась их способность решать задачи.
В результате дети, которым предлагалась дивергентная игра, лучше справлялись с дивергентными заданиями. Кроме того, они демонстрировали креативность в попытках решить сложные задачи (Pepler and Ross 1981).
Ролевая игра, саморегуляция и гипотетическая аргументация
Ролевые игры, которые, по сути, заключаются в том, что ребенок притворяется кем-то другим, например, каким-либо персонажем, способствуют развитию двух важнейших навыков: саморегуляции и аргументации.
Ролевая игра предполагает установление правил: чтобы полноценно играть, нужно сначала договориться с взрослым или другим ребенком, кто кого изображает. Навык установления и соблюдения правил игры позволяет ребенку научиться контролировать свои поступки, чувства и эмоции (Lillard et al 2013).
Исследование Элисон Гопник и ее коллег (Walker and Gopnik 2013; Buchsbaum et al 2012) доказывает, что ролевая игра дает ребенку возможность думать в ключе «Что, если…». Данный навык позволяет сформировать способность аргументировать свои поступки и действия других людей.
Игра и математические навыки
В ходе одного лонгитюдного исследования ученые сопоставляли сложность игры в кубики в возрасте 4 лет и академические показатели детей в старшей школе (Wolfgang, Stannard, & Jones, 2001).
Выяснилось, что чем сложнее были фигуры из кубиков, тем выше были оценки по математике в старшей школе.
Конечно, можно предположить, что это исследование показывает лишь то, что дети, которые были интеллектуально развиты в 4 года, продолжили быть умными в старшей школе. Но не все так просто. Связь между сложностью игры в кубики и успехами в математике наблюдалась и после измерения IQ детей. Оказалось, что коэффициент интеллекта не всегда коррелировал с показателями по математике. Это дает основание полагать, что игра повлияла на развитие математических способностей.
Игра – это обучение
Не стоит обесценивать игру, считая ее противоположностью обучения. Вышеприведенные доказательства пользы игры способствуют пониманию, что игра – это и есть интенсивное самомотивированное обучение. Именно поэтому любые занятия для дошкольников эффективны тогда, когда они проводятся в игровой форме, а школьники учатся лучше, имея возможность прерываться на игру.
Оригинальная статья: Gwen Dewar, — The cognitive benefits of play: Effects on the learning brain. Parenting Science, February 2014
Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: ребенок, дети, развитие ребенка, раннее развитие, игра, родители, семья, семейная психология, когнитивное развитие
Источник фото: unsplash.com
Детские игры способствуют успеху во взрослых. Без тренировки никуда. Если мало играл в детстве, выживать будет сложнее. Тут уж не до высшей математики, на хлеб бы заработать. Польза от детских игр несомненна и очевидна.
Мне нравится наблюдать за малышами, когда они вместе играют, такие забавные, серьезные и важные, делают все четко, аккуратно, с особым значением каждого действия, слушают друг друга, договариваются. Не то что мы, взрослые, куда-то нервно торопимся, не дослушиваем, не договариваем, не замечаем ничего вокруг, погруженный в собственные мысли, с тоской на лице и бегущей строкой на лбу «как же все надоело». Как это мы умудряемся превращаться из любопытных, любознательных, страстно стремящихся все узнать и все попробовать детей в скучных и занудных взрослых? Отследить бы момент и сменить настройки, вот было бы круто.
Хорошо, что так много теперь уделяется внимание развитию ребенка, играм. Это очень важно. Родители сегодня особенно, как никогда должны стремиться к тому, чтобы делать жизнь ребёнка насыщенной и яркой в плане получаемой им информации. Это на сегодняшний день путь формирования полноценного развития детей как личностей.В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Да и вообще, это фундамент для того, чтобы быть счастливым и успешным!
А также С. Л. Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «суть человеческой игры — в способности, отображать, преображать действительность. Впервые проявлялась в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. Также там проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основном, центральное и самое общее значение игры»
Для меня очень актуальная статья. Я наблюдаю за своим ребёнком 3 лет и за его погодками. После статьи поняла, что я недооценивала игру с ребёнком. Мы просто играли , потому что было весело. Игры придумываем на ходу. Кубики с двойным решением. Наши кубики использовались и для стройки и для вышибаллы, определения цветов, формы. Интуитивно играли в *перевоплощения*. Я становилась мамой кошкой, собачкой, малышом-грудничков и тд. В зависимости от моих перевоплощений подыгрывал и мой двухлетка. Я Мама Кошка , он котёнок. Я младенец, он взрослый. Я видела как он что-то придумывает, генерирует сам идеи. Оказывается именно здесь и заключалась огромная польза. И вот вывод: у ребёнка высокий интеллект, быстро реагирует на любые изменения, отлично разговаривает для 3 лет. Если бы прочитала раньше эту статью, то мои действия могли быть более направленными и осмысленными. Что здорово, то что сейчас самое время применения этих знаний. Прям сегодня начнём играть в доктора, учительницу, продавца и тд. Нужно мне больше уделить внимания ролевым играм. Замечаю, как некоторым мамам тяжело играть в ролевые игры. То ли считает их глупыми или не такими важными. В результате ребёнок плохо разговаривает, мало общается с другими взрослыми и детьми, часто отнимают игрушки, дерутся. Коммуникативные навыки не развиты, при том , что дети явно с высоким интеллектом и сообразительные. Может, потому что родители мало играют с ними и не показывают пример коммуникаций, вариантов решений и тд. Навеяло на мысль, может самой организовывать развивающие детские игры для 3-х леток 🙂
Из статьи я узнала, что игра положительным образом влияет на когнитивное развитие ребёнка. Кроме этого, узнала, что проблемы могут быть двух типов: «конвергентные (имеющие одно решение) и дивергентные (имеющие несколько возможных решений)». Для себя я отметила, что ролевых игр у нас с детьми было не много. Как показывает статья, данные игры способствуют саморегуляции, аргументации. Моя задача, как родителя, обеспечить ребёнку развивающую среду, при этом показать, как можно играть и в какие игрушки. Интересно наблюдать за играющими детьми. В игре проявляют черты характера человека. Посредством разнообразных игр и игрушек, можно разносторонне развивать детей, прививать различные навыки. Я сама люблю настольные игры. Игра — это способ развития и интересного время провождения с семьёй и друзьями.
Игррвая деятельность положительно влияет на развитие ребёнка в дальнейшем, уже во взрослом возрасте. Мне нравиться наблюдать за котятами , которые только спят и едят . Кошка проводит своё обучение с ними, конечно же своим примером,, но больше всего времени они играют самостоятельно. Удивило меня , что
чем сложнее были фигуры из кубиков, тем выше были оценки по математике в старшей школе. Кроме того, детям которым предлагалась дивергентная игра(это опять кубики) лучше справлялись с дивергентными заданиями. Кроме того, они демонстрировали креативность в попытках решить сложные задачи .Не придавала я кубикам должного значения . Не удивлюсь , если я не одинока в своём незнании. Вывод один -детям игра жизненно необходима!
То, что игра способствует полноценному развитию ребенка — это известный факт. Ценность статьи для меня в том, что она показывает каким образом это происходит. Я узнала много нового. Например, играя без участия взрослых (свободная неструктурированная игра),во время перерывов дети лучше концентрируются на заданиях. Длительность перемен между занятиями должна быть от 10 до 30 мин. К сожалению, не уточняется причина, по которой рекомендуется не превышать тридцатиминутный перерыв. Оказалось, игры можно разделить на конвергентные и дивергентного. Причем, дивергентные игры развивают креативное мышление. Большое значение имеет ролевая игра, которая способствует развитию навыков аргументации и саморегуляции.
В детстве я часто играла в кубики, что кстати не скажу о нынешнем поколении, которое предпочитает игры на планшете. Так вот, хоть и с математикой у меня было все в порядке, я ощущаю недостаток креативности. Может опять вернуться к кубикам или другим дивергентным играм? Ещё в дошкольном возрасте я играла в основном сама с собой. Возможно и поэтому в том числе, я испытывала в дальнейшем, и в какой-то степени продолжаю испытывать и сейчас, проблемы в процессах социализации, адаптации, коммуникации. Теперь понимаю насколько важно уметь и правильно организовать обучение ребенка через игру, которая имеет большое значение в его гармоничном развитии.
Интересная статья! Меня удивили эксперименты на животных. Оказывается, крысы, выращенные в развивающей среде, имели более толстую мозговую кору и больший объем головного мозга, а также были умнее, чем те, которые росли в одиночестве и без игрушек.
Что же говорить о детях. Конечно, возможность свободной игры имеет колоссальное значение для ребенка и его развития!
Дети лучше фокусируются на заданиях, когда на переменах у них есть возможность свободно играть. Это хорошо, но на практике, в начальной школе у моего ребенка, детям вообще запрещено было бегать и играть с детьми из другого класса, в целях безопасности. А потом, на родительских собраниях, обсуждались плохое поведение детей на уроках, плохое внимание и усидчивость. Мне не понятно было, как учитель, не понимает, что не отдохнувшие дети не могут полноценно учиться? А когда я предложила делать спортивные пятиминутки на уроках, мне сказали, если вам надо — приходите и проводите.
Поэтому, на школу рассчитывать не приходится, только родители могут организовать полноценное развитие детей.
Очень много полезного узнала из статьи! Теперь я знаю то самое главное, что могу дать своему ребёнку, чтобы обеспечить ему успешный старт и развить заложенный природой потенциал. Какие навыки являются настолько важными, что от их развития зависит вся жизнь человека. Например: коллективные игры детей дают толчек к правильному развитию; в возрасте от 1 до 6 лет ребёнка легче всего научить и развить в нем способности; учащиеся лучше концентрируются на задании, если перемены в школе между уроками от 15до 30 мин., если более 30 мин., то происходит противоположный эффект; ролевые игры ( игры детей в персонажи) позволяют сформировать способность аргументировать свои поступки и действия других людей. Игра, вообще, самое любимое занятие ребёнка и занимает основную часть времени. Она способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию ребёнка!
Статья раскрывает тезис С.Рубинштейна «Игра-практика развития. В ролях, которые ребёнок принимает на себя формируют свойства личности, необходимых для учения в школе.» Для меня новым в статье были понятия: Свободная неструктурированная игра. Оказывается ф-ра не явл. заменой игры; рецептивные языковые навыки (что понимает), Экспрессивные звуковые навыки (что говорит. Мне было интересно и полезно узнать, что игра в кубики способствует развитию этих навыков и навыку решению дивергентных задач. Хочу подумать над поведением некоторых детей в плане установления правил игры в ролевых играх и поговорить с их родителями об этом. Это способствует умению договариваться и выполнять правила. Это в дальнейшем даст возможность ребёнку научить контролировать свои поступки, чувства и эмоции. Спасибо за интересную информацию.
Спасибо за статью!
Игра оказывает позитивное воздействие на развитие головного мозга и способность ребенка учиться. По сути, она представляет собой отдельный вид обучения. Полностью согласна с данным высказыванием. Даже и не знаю, что тут добавить. Надо жить играючи. Добавить можно, что играть ребенок не только с другими детками или взрослыми, но и самостоятельные тоже приветствуются. Мое большое допущение, что с самого младенчества очень много играла вместе с ребенком, во все ей «помогая». Сейчас ребенок очень не охотно соглашается играть один. Я считаю, что это не очень хорошо, что ребенок не может играть в игры один. Не может сам что-то представить, сам собирать какую то фигуру, ждет что взрослый направит, подскажет, даст вектор куда и что делать. В мое детство дети были больше предоставлены сами себе, имели меньшее количество игрушек, но как говорится одна палка — была на все случаи выручалка, она же и ложка, и волшебная палочка, и орудие какое-нибудь и еще что-нибудь. У нас работала фантазия и творческое мышление. Сейчас уже продается все готовые, даже наборы для творчества — в основном готовые заготовки, где ребенку и особо напрягаться не стоит, и полета для фантазии не так много. И это мое большое допущение, очень много такого покупала и «занималась» с ребенком, т.е. фактически учила дочку решать все «по шаблону». Осознала это буквально недавно. Теперь стараюсь больше приучать фантазировать, и творчество не шаблонное покупать.
Игры полезны не только детям. Даже взрослые, которые не могут в реальной жизни просто в процессе, изменить свое поведение — во время моделирования реальной ситуации в игре — могут поменять способ достижения цели. Для детей же, конечно игра не только развлекает, но и помогает детям без определенной ответственности попробовать разные стратегии жизни и найти самый эффективный способ достижения цели. В итоге, игра воспитывает ребенка, показывает жизнь в разных проявлениях и воспитывает творческий подход, дисциплину, определенное развитие. А так же развивает коммуникации и взаимодействия с другими людьми. Спасибо за статью.
Статья ещё раз говорит о том что с ребёнком обязательно нужно играть в дивергентные Игры и не только ! Она говорит о том что очень важно чтобы дети играли между собой без взрослых , умея находить эмпатийный контакт на своём уровне развития. Да и вообще развитие ребёнка происходит в игровой форме . Не зря же есть выражение что вся наша жизнь игра , а люди в ней актеры. Каждый ребёнок это маленький актёр и чем больше ролей он умеет играть , тем выше у него будет коммуникация в дальнейшем. Смотря на себя я чётко теперь понимаю , что недоигранные роли это недополученный навык ;). В моей жизни мне приходилось играть много ролей которые меня делали как человека. В детстве я был большим фантазером , что теперь мне позволяет посмотреть на ситуацию с разных сторон своей сказки и той реальности которая действительно существует. Жизнь интересная штука и чем больше ты в детстве выучил правил игры , тем проще в неё играть ;)!!!
Для ребенка игра является основной деятельностью, благодаря которой он формируется и развивается в когнитивной, эмоциональной, социальной сфере. Т.е лишение ребенка игры (ролевые, развивающие)или не достаточное уделяемое этому времени, приводит к отставанию в развитии ребенка (общение, речь).
Поэтому важным считается для развития и социализации ребенка с определенного возраста посещать детский сад, где создаются условия для совместной игры как друг с другом так и с игрушками. Так и в начальной школе, где ребенок способен лучше воспринимать информацию, только в игровой форме. Конечно и для взрослых игра является очень важной формой для развития, особенно в социальной сфере (коммуникация).
Наблюдая за детьми во время тренировок, я часто замечал, что для них это не просто способ попинать мяч, но еще и получить удовольствие от общения и взаимодействия, видя, то как они это делают у меня нет даже вопросов, зачем детей надо отдавать в сад или спорт секцию, дело изначально в социализации, которая помогает развиваться детям гармоничнее. Так же как и взрослый развивается в труде, в работе, ребенок развивается в игре. Через игру дети готовятся к взрослой жизни, примеряя на себя роли мужчины, женщины и тд, решая различные логические задачи. «Игра — дитя труда» С.Л. Рубинштейн.
Из статьи я узнала про благотворное влияние игр на развитие детей. Такие понятия как конвергентные и дивергентные игры — это что-то новое. Начала судорожно вспоминать играла ли я в подобные игры в детстве. И вспомнила! У нас в детском саду разыгрывали мыльную оперу: «Рабыня Изаура», в которой мне была отведена роль смотрителя рабов. Прямо помню, у меня какой-то пояс вместо плетки был…Не знаю повлияли ли подобные ролевые игры на мое развитие. Конечно повлияли — так и хочется кого-нибудь наказать.:). Считаю, что публикация результатов исследований британских ученых просто невероятно полезна сейчас — в век развитых гаджетов, «умного детского интернета», детского телевидения и т.д. Исследования подтверждает, что ребенком надо заниматься, уделять время — играться, заинтересовывать, а не тупо впихивать в него гаджет.
Любая статья, рассуждающая/рассказывающая о детях сразу отсылает меня мыслями к моему ребенку… Если же вспомнить себя, я очень любила перемены. Как вещает статья, все же они не зря существуют. Помню, как будто перезагружалась за эти 15 минут. Появлялись силы, которые заканчивались к концу каждого урока.
Интересной стала информация о не благотворном влиянии больших перемен. Думаю, ребенок просто отключается за более длительный промежуток перемены от учебного процесса и ему сложно вклиниться в него заново.
Любая игра, связанная с мелкой моторикой, способствует развитию речи — это доказано давно. Но в то же время, не любая доказанная истина абсолютна для каждого ребенка. Моя дочь начала поздно говорить (по общепризнанным меркам), но играла не только в кубики.
Открыла для себя два новых понятия — конвергентный/дивергентный.
Я, наверное, мало играла в ролевые игры в детстве. Навык саморегуляции отсутствует напрочь).
Опять же про дочь. Мы тут как-то подсчитали количество настольных игр дома, оно уже близится к отметке 30! Она очень любит играть в них. Эти игры в большей своей степени не просты. И я свято верю в то, что они развивают различные навыки у ребенка.
Очень интересно олицетворение игры с самомотивированным обучением!
С точностью могу сказать, что игры положительно влияют на развитие ребёнка. В игре можно многому ребёнка научить, даже если ребёнок сам не хочет что-то новое изучать, то посредством игры он даже и не заметит, как этому обучился. Информация в игровой форме всегда будет более доступна и запоминающаяся. Сложные механизмы и процессы также будет легче изучать играя. Также и описанные здесь эксперимент с крысами показывает, что игрушки положительно влияют на развитие мозга животных. Это конечно не значит, что нужно иметь много игрушек, но они однозначно должны присутствовать в жизни детей, причём ребёнок даже из самой обычно игрушки может придумать себе интересную и занимательно игру с помощью которой он обязательно чему-то научится.
Любые игры оказывают позитивное воздействие на развитие головного мозга и способность ребенка учиться. По сути, она представляет собой отдельный вид обучения.
Понятно ,что ребенок может играть и один, но в группе, его развитие ускоряется и усиливается соревновательный процесс.
Естественно, повторять или делать лучше развивает человека и какие бы методики не применялись в игровом варианте, все является образовательным процессом.
Главное, что бы развивающие игры соответствовали возрасту ребенка.
Занятия эффективны тогда, когда они проводятся в игровой форме ,школьники учатся лучше ,развивается навык ,привычки.
Что наша жизнь? Игра! С самого раннего возраста и до глубокой старости.
У взрослых игра может переходить в труд и/или в искусство. У детей через игру формируется личность. Однако именно от взрослых и родителей ребёнок черпает сюжеты и мотивы своих игр. Своего рода замкнутая цепь взаимоотношений.
Что касается взрослых, то сразу вспомнилась занятная книга Эрика Бёрна :» Игры, в которые играют люди», где довольно ярко описаны эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребёнка и в какие жизненные моменты эти состояния проявляются. Некоторые моменты, конечно, довольно спорны, но в большинстве своём -то с чем каждый из нас сталкивается и как обыгрывает.
Игра — это имитация взрослой деятельности, подготовка к взрослой жизни. Но это еще и знакомство с внешним миром, его законами и свойствами, в т.ч. социальными (развитие эмпатии, коммуникации и т.д.) Без игры не обходится даже животный мир. Поэтому ее значение для развития ребенка огромно.
Из статьи узнал, что игра, где дети строят ее сами, без участия взрослых, называется свободной неструктурированной игрой. Подумалось, что если все же найдется какой-то лидер из детской среды, который будет диктовать правила и контролировать ход игры, она, скорее всего, перестанет быть неструктурированной. Ее ценность в свободном проявлении качеств каждого из участников. Временные рамки позитивного действия игрового перерыва (не более 30 минут) вполне понятны, т.к. чрезмерное увлечение другим видом деятельности усложняет процесс переключения на структурированные занятия.
Отметил, что навык установления и соблюдения правил игры ведет к развитию навыков саморегуляции, а необходимость пояснять роли и действия – к развитию навыка аргументации.
Неожиданным для меня оказался тот факт, что такая простая игра, как кубики, дает позитивное развитие сразу в нескольких направлениях (математические способности, дивергентные решения, языковые навыки).
Игра готовит человека к реальной жизни. Об этом писал Рубинштейн. Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на
которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека «игра — дитя труда». Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности. Из статьи следует, что помимо этого игра способствует позитивному воздействию на развитие головного мозга и способность ребенка учиться. При этом игра и сама по себе представляет собой в какой-то мере обучение.
Никогда не сомневалась что игры для развития детей не только полезны, но и необходимы! Из статьи узнала что игры бывают разных типов. Термины конвергентные (имеющие одно решение) и дивергентные (имеющие несколько возможных решений) для меня новые. Мы в детстве играли много и продуктивно, думаю это существенно сказалось на моем развитии. Родители не уделяли нам внимания,поэтому игры с братом это было то немногое,что помогало как я сейчас понимаю развиваться в нужном ключе. Игра это своего рода уроки жизни в упрощенной и интересной форме. И преподать любой материал также проще применив игру. Спасибо за статью.
Из данной статьи я узнал, что игра способствует активному развитию головного мозга и способности учиться. Игра является важнейшим фактором развития ребенка в детские годы. Свойства игры влияют на самомотивирующе обучение, развитие коммуникации, переключению и расслаблению мозговой активности в период долговременного концентрирования на выполнения задачи, умение находить различные варианты решения поставленной задачи. Играя ребенок обучается новому. На мой взгляд природа создала вид обучение в виде игры проходя этапы эволюционного развития. У меня возникает вопрос что на уровне нейрофизиологии происходит что заставляет ребенка играть, если игра — это мотивация к учению и развития способностей и навыков для выживания (природной среде если брать эволюцию) значит запускается определенный механизм на уровне нейронов и гормонов. И сходя из выше сказанного я могу прийти к пониманию того, во что играет ребёнок и как он играет будет влиять на его социальное поведение и когнитивное развитие во взрослой жизни.
Интересная статья, она мне показала важность и ценность игровой деятельности для ребенка. И кстати, сразу подумал о взрослых.. Взрослые тоже играют в игры, интересно, как дело обстоит с ними. Читая Рубинштейна, главу посвященную играм и её специфике я узнал, что игра это специфическая деятельность которая не является только обучением или работой, она совмещает в себе несколько элементов организуя их в специфическую деятельность. То насколько она важна,и зачем существует статья ясно продемонстрировала. Обладая этим знанием я буду стараться (когда появятся дети) посвятить организации игровой деятельности с ними побольше времени, ведь как оказалось игра это не шутка.. это тот элемент жизни ребенка который детерминирует его взрослое состояние.
Игра — это репетиция и в человеческой жизни и жизни животных. Репетиция любых ее сфер — отношений, любой деятельности, когнитивных способностей. Невозможно что-то хорошо делать без тренировки. Эволюция устроила мир так, что игра стала фактически инстиктивным действием, выполняя функцию выживания ( детеныши хищников играя, учатся охотиться). Ребенок имеет биологическую потребность играть, от взрослых зависит как он эту жизненно необходимую потребность реализует — будет ли его игровое действие способствовать в будущем успешности в жизни. Игра — это очень серьезно, в ней способности и проявляются и формируются.
Спасибо за статью. Для себя нашла ряд новых понятий. Свободная неструктурированная игра- это когда дети играют друг с другом без участия взрослых. При этом физкультура не является таковой, т.к. управляется взрослым. Новым для меня стало и деление проблем на конвергентные (имеют 1 решение) и дивергентные (имеют несколько возможных решений). Раньше понимала это деление, но не знала их определение. При этом игра способствует развитию навыка решения дивергентных проблем с применением креативности. Отметила для себя важность установления и соблюдения правил вначале детских ролевых игр. Все это дает детям возможность контролировать свои поступки, чувства и эмоции. Открытием для меня стало то, что сложность игры в кубики влияет на оценку по математике в старших классах. Нет сомнений, что игра — отдельный вид обучения. Я до сих пор испытываю большое удовольствие от участия в играх, особенно с детьми.
Очень полезная статья. Все разложили по полочкам: какие бывают игры, для чего нужны, как в них играть, что они развивают. Красота! Прямо как я люблю))). Чем больше я узнаю о детском развитии, тем больше удивляюсь, тому, что раньше никто не знал как и что развивать, все делалось естественно и само по себе, и именно это и был правильный вариант: большие семьи, много детей разных возрастов, у детей много свободного времени, они играют подручными вещами (дивергентными то есть), играют в ролевые игры, и прочее и прочее. А сейчас, чем дальше мы уходим от этого тем более неестественным становится воспитание. Специальные развивающие игрушки, специальные развивающие школы и многое другое совсем не нужное детям. А как ясно из статьи с детьми надо играть. И это уже будет их замечательно развивать.
Всегда знала, что игра способствует развитию ребёнка. Подтверждение этому прочла у Рубинштейна. В этой же статье нашла более точные указания на то, что лучше. Например я поняла , что своему 4-х летнему крестнику лучше подарить кубики , чем пазлы. Чем сложнее будут кубики, тем больше шансов у него развить креативность. Впервые узнала из статьи о разных понятиях — дивергентные и конвергентные проблемы. Это , соответственно, имеющие несколько решений или одно решение. Узнала, что ролевые игры важны для развития саморегуляции и аргументации. Задумалась над тем, какую игру подарить крестнику для развития этих навыков или может игру организовать для развития этих навыков. Я считаю , что эти навыки очень важны во взрослой жизни.
Я понял, что сестре нужно давать играть и в кубики помимо пазлов.
По поводу неструктурированной игры детей на переменах. Моя тревожность подсказывает мне, что это опасно. Бываю в школах периодически и вижу как дети бегают, падают, толкаются и т.д. Но в наших школах не дружественная японская среда, в которой все создано ради безопасности ребенка. У нас нет игровой, где дети могли бы безопасно и с интересом побеситься. Я искренне не понимаю как они себе все не попереломали падая на бетонный пол и ударяясь о кирпичные стены.
Это статься дополнила мое представление о роли игры в воспитании ребенка.
Очень много нового узнала из статьи. В частности, что игра с кубиками способствует развитию математических способностей. Кажется, я поняла, в чем причина полного отсутствия этих способностей у меня :-))) Что-то не помню, чтобы в детстве я любила играть в кубики…А вот игры на переменках в школе, ролевые игры во дворе «в больницу», «магазин», «школу», социально-драматические «в семью», «в принцессу» итд итп помню прекрасно. Целая жизнь проживалась за пару часов. Вообще, в детстве действительно самыми интересными и захватывающими были именно «неструктурированные игры» без участия взрослых. Отличная задумка природы для более качественной подготовки детишек и детенышей животных к взрослой самостоятельной жизни. И это прекрасно, что сейчас пишется и уделяется огромное влияние столь важным явлениям в жизни детей. Ведь раньше игры считались чем-то несерьезным и неважным.
Думаю что эффективность игры в деле построения навыков и способностей находится в прямой зависимости от мотивированости участников. Или же участника,если она индивидуальная. Так как эмоции возникающие при преодолении трудностей и ожидание вознаграждения за победу тем сильней чем более верно выбрана мотивация. И так получается что дивергентные игры предполагают более полное удовлетворения от нахождения неординарного решения,хода чем другие участники. Тем самым происходит становление Уверенности и Лидерства в группе. И конечно же в группах легче вырабатывать эти навыки так как индивидуальная мотивация это экслюзивныы и не всегда действенный процесс.
Про игры и их пользу для детей я догадывался раньше. И в детском возрасте я их любил. Но больше в не учебное время. Здесь как раз показана связь между учебным процессом и перерывом с игрой. Что интересно так это то, что игра должна быть не структурирована, т.е. дети сами принимают участие в формировании правил и контроле процесса. Это каким-то образом позитивно стимулирует их когнитивные процессы и внимательность. Я думаю поэтому как раз и стали популярны игровые лагеря для детей. Они не только играют, получают от этого удовольствие, но и развиваются!
спасибо за статью. Новым были термины конвергентные игры (имеющие одно решение) и дивергентные игры (имеющие несколько возможных решений). Вспоминая свое детство, пришла к выводу, что в основном я любила в играх занимать руководящие роли. Даже если игры были в одного персонажа-директор школы, водитель трамвая))) Эти качества остались со мной по сей день, но иногда они могут мне портить жизнь) учусь не лезть туда, куда не стоит) Вспоминая сына в дошкольном возрасте, он больше любил играть сам с собой, всегда находил себе занятия. С 6 лет стал тянуться к коллективным играм. Сам с собой уже редко играет.
Считаю, что игры на переменах больше разгружают голову от учебы) Согласна, что свыше 30 минут перемены не благоприятны, так как труднее будет «собраться» и включиться в учебный процесс!
Заметила как много вниманию уделяется на данный момент детям. Столько статей, столько всего. Я родителем не являюсь, поэтому мне пока это все не очень актуально, однако много всего полезного и нужного для тех у кого есть дети. В детстве трудно вспомнить как именно со мной играли и какие методики применяли. Думаю, что сильно не загонялись, собственно как и со всеми остальными. Но теперь, если заморочиться можно вырастить счастливого и одыкватного ребенка. Это здорово. Спасибо за статью было интересно!)
Игра — это способ развития и интересного время провождения с семьёй и друзьями. Она способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию, как ребёнка, так и взрослого, ведь все мы в душе дети!
Игра оказывает позитивное воздействие на развитие головного мозга и способность ребенка учиться. По сути, она представляет собой отдельный вид обучения. Не могу с этим не согласиться . Замечательная статья ))) Играйте с детьми и сами )))
Не секрет, что игра оказывает позитивное воздействие на развитие головного мозга и способность ребенка учиться. Интересное было исследование, в котором говорится, что крысы, выращенные в развивающей среде, имели больший объем головного мозга и были умнее – они легче находили выход из лабиринта, чем их менее удачливые сородичи.
Согласна с тем, что дети лучше фокусируются на заданиях, когда на переменах у них есть возможность свободно играть. Здесь я вспомнила себя в школе, особенно в начальных классах, когда отвлечение на игру на переменах действительно помогало сконцентрироваться на заданиях и уроке. Из статьи узнала, что психологи выделяют два типа проблем: конвергентные (имеющие одно решение) и дивергентные (имеющие несколько возможных решений). Существуют исследования, подтверждающие, что игра способствует развитию навыка решения дивергентных проблем. В одном эксперименте детям дошкольного возраста предлагалось два типа игр: одной группе давались конвергентные игры (например, пазлы), другой – дивергентные (например, кубики). Дети играли некоторое время, а затем измерялась их способность решать задачи. Это дает основание полагать, что игра повлияла на развитие математических способностей. Так же для детей значима ролевая игра, которая предполагает установление правил: чтобы полноценно играть, нужно сначала договориться с взрослым или другим ребенком, кто кого изображает. Навык установления и соблюдения правил игры позволяет ребенку научиться контролировать свои поступки, чувства и эмоции. Не стоит обесценивать игру, считая ее противоположностью обучения. Главное, что я для себя подчеркнула из этой статьи, что игра – это интенсивное самомотивированное обучение. Поэтому любые занятия для дошкольников эффективны тогда, когда они проводятся в игровой форме, а школьники учатся лучше, имея возможность прерываться на игру. Спасибо за статью.
Много нового узнала из статьи, стало понятно,почему полезнее неструктурированные игры на переменках, чем отличается игра в пазлы от игры в кубики — формирование навыков решения задач, имеющих одно или несколько решений (конвергентные и дивергентные игры), важность ролевых игр (навык коммуникации и аргументации).Дома часто играем с малышом, в игровой форме учим буквы и цифры, я вижу, как ему интересно в них «играть», а не «учить», интересно наблюдать за его играми с друзьями на детской площадке, когда они договариваютсЯ о правилах игры. Я тоже вспомнила слова С.Рубинштейна о игре — это важная часть жизни каждого человека, а не просто «игра»
Интересная статья . Главное полезная для родителей и будущих олдителей . Тк у меня всегда было предположение ( честно , сложно сказать на чем основанное ) , что родителей никто не учит правильно воспитывать детей . Правильно ими заниматься и их развивать . А вот такие подобные статьи очень даже задают правильный вектор в вопросах воспитания ребёнка . Как и какими играми его нужно увлекать , чтобы развивать те тли иные способности . Что время «свободной игры» , без взрослого у ребёнка должно быть , и это важно и полезно .
Интересным и новым для меня стала информация про время перерыва между занятиями . Я так поняла , что меньше 10 мин смысла нет , да и больше тоже .
Единственное , что вызвало какое-то, если можно так сказать , возражение , это припер с крысами . Всё же человеческий мозг посложнее устроен будет .
Благодарю за статью. Так как я педагог детского сада, я полностью согласна, с ее выводами. Именно, последний абзац, стал яркой кульминацией представленного материала: «Не стоит обесценивать игру, считая ее противоположностью обучения. Вышеприведенные доказательства пользы игры способствуют пониманию, что игра – это и есть интенсивное самомотивированное обучение,… любые занятия для дошкольников эффективны тогда, когда они проводятся в игровой форме, а школьники учатся лучше, имея возможность прерываться на игру.» Игра чудесное занятие, в котором дети познают мир и свои возможности. Роль игры для детей, является решающей и основной деятельностью. С ее помощью, что то непонятное, становиться доступно детскому пониманию. Для взрослого, игра универсальный инструмент во взаимодействии с ребенком. В этом я убедилась на личном опыте.
Игра – это обучение. Сложно с этим не согласиться. Вспоминается беззаботное детство. Как часами придумывали себе интересные и разнообразные занятия. Особенно поучительным является совместное игровое занятие. Это способствует не только когнитивному развитию, но учит ребенка взаимодействовать с другими детьми. Своего рода, социализация. Игра способствует проявлению креативности в решении сложных игровых задач. В дальнейшем, это умение обязательно пригодиться во взрослой жизни. В общем, на мой взгляд, у игры нет противопоказаний. Конечно, если она безопасна и все же ограничена по времени. Всему свое время и игра не исключение.
Даже я еще застала эпоху самодельных игрушек, кубиков, и детских ролевых и свободных неструктурированных игр. Я могу ошибаться, но по-моему в какой-то момент оказалась забыта ценность игры и игрушек как развивающего процесса; владение игрушкой стало самоценностью. Тем не менее игра — это интенсивное самомотивированное обучение, способствующее развитию речи, моторики, математических способностей, навыка решения задач со множеством решений, саморегуляции, аргументации.
И все снова сводится к игре . Через нее происходит наиболее полное и гармоничное развитие ребенка. Стоит обратить внимание в какие игры предпочитает ваш ребенок , ведь при правильном выборе , а именно дивергентном, скорость решения задач увеличивается. При этом как было отмечено выше необходимо давать детям возможность играть между собой без участия старших, что способствует лучшей концентрации на занятиях.Исходя из выше сказанного можно подытожить, что игра является одной из основополагающих стратегий развития ребенка дошкольного возраста и в игровой форме информация воспринимается гораздо лучше, главное правильно ее преподнести. Интересная статья , которая дает понимания для чего с ребенком надо играть и в какие игры. Спасибо.
Очевидная взаимосвязь игры и обучения прослеживается в прочитанной статье подобно тому, что я уже встречала у Рубинштейна, соответственно озвученная научная работа зарубежных специалистов не является новаторской, хотя явно дает более развернутое объяснение этой связи и показывает как игра влияет на когнитивное развитие человека. Игра однозначно является очень важным аспектом развития ребенка, вопреки наверное уже укоренившемуся мнению о том, что это все лишь забава не несущая в себе практической пользы, притом, как показывает статья, это относится не только к признанным «развивающим» играм, но так же к простым ролевым играм детей, перевоплощениям и прочему подобному. Это очень показательно.
Для меня всегда игра была способом лучше донести ЗУН для дошкольников и младших школьников, но никак не замена традиционному обучению. Это меня и удивило, особенно то, что школьники учатся лучше, имея возможность прерываться на игру. Повышается концентрация и восприимчивость. Но без взрослых! Причем продолжительность должна быть 10..30 мин и не более, иначе обратный эффект! Исходя из материала статья стало ясно, что игра это кладезь для развития ребенка. Она обеспечивает след. направления развития — когнитивное, социальное, языковое, креативность в попытках решить сложные задачи, саморегуляция, аргументация, математические способности. Вывод — в игре мозг получает развитие. Далее более мощный мозг использует полученные мощности для решения ежедневных задач. Эта инфа применима при «эксплуатации» буд. детей — хочешь научить/занять ребенка — играй! На здоровье!
Можно еще дополнить — само обучение также может строиться в форме игры. В статье приведены достаточно интересные эксперименты, доказывающие важность игры. Это неотъемлемая часть развития ребенка. Для себя поняла — что во время игры ребенок вырабатывает способности как когнитивные, так и креативные. Переключать мозг с решения сложных задач или какого-то предмета в школе в другое русло можно и нужно. И это время не надо тратить впустую, а можно провести интересно и с пользой. Игра — это своего рода инструмент развития мозга, мышления. Кубики развивают математические, логические способности. Театральная игра — способности эмоционировать, включаться в ситуацию,держать себя в экстраординарных ситуациях. Плюсы игры можно перечислять долго. Главное просто — не заигрываться.
Конечно игра является способом обучения и развития ребенка, при чем на мой взгляд врожденным, я даже не могу себе представить детей, которые не играют в игры. На мой взгляд игры имеют огромное значение в развитии ребенка. Печально осознавать, что сейчас дети в основном играют на телефонах и планшетах, думаю, это ограничивает их в развитии, во всяком случае в социальном и физическом, я не знаю как можно сыграть на плашете в резиночки или в дочки-матери.
Никогда не сомневался, что игра для детей не только приятна, но и полезна. Данная статья в очередной раз подтвердила мои убеждения. Из статьи я узнал, что игра благоприятно влияет и на развитие когнитивных навыков. Думаю, в процессе игры также важно взаимодействие с другими детьми. Я в своём детстве предпочитал играть один. Любил играть с конструктором и какие-то настольные игры. Их можно отнести к дивергентным играм. Так же я особо не помню в своём детстве каких-то ролевых игр. Оказывается это очень полезный вид игр и способствует развитию аргументации и саморегуляции. Из-за отсутствия подобных игр в детстве приходится «играть» в ролевые игры во взрослом возрасте. Думаю, в детстве было бы полезнее и веселее, но тут уж не до веселья. Всё для получения положительного результата в плане всё той же саморегуляции и аргументации.
Как-то подсознательно я понимаю,что игра важна для деталей всех существ. Она развивает ребенка. Статья это подтвердила и раскрыла суть. Даже а детстве сама помню как в игре происходило развитие ловкости ,сообразительности , креативности и тд и естественно и проявлялось. Общаясь со сверстниками и играя становилось очевидно кто какой соперник и даже формировалось мнение как о человеке .в команду всегда хотелось набрать «лучших». В статье так же описан опыт с крысами и он интересен ,тем что разница присутствует и в коре головного мозга у тех ,кто играл и кто не играл.
Спасибо за очень полезную статью, подтверждающую правильность моего выбора. Я планирую привносить больше игровых моментов в обучение взрослых. Недавно я проводил тренинг командообразования, который был построен в виде игры. и он за 3 часа проведения дал огромную массу материала для разбора и заключения и по каждому участнику. Каждый из участников прожил практически маленькую жизнь. Если взрослых это учит и развивает, то детей это будет развивать и подавно. Игра и воспринимается всеми с большой вовлеченностью. Геймификация во всем мире набирает обороты.
Ну как же мне жалко мышек, каждый раз, когда я читаю про «эмоциональные» эксперименты с ними.
Вот прям представляю как одна мышка, с довольной мордочкой купается в горе маленьких, мышачих, игрушках, а другая сиротливо сидит одна.
)))
А если серьезно, игра-очень важный момент развития ребенка. Я это на практике вижу.
Когда старшие дети были маленькими, мы с ними играли в игру, когда они становились родителями, а я ребенком. Очень занимательная игра получалась, тк дети на раз отражали поведение взрослых в роли родителей, словечки, манеры. очень полезно играть в такую игру, чтобы посмотреть на себя со стороны глазами ребенка.
Игра — это возможность ребёнка науправильно выстраивать комуникацию с другими детьми. Детская игра – это некая необходимость, которая обуславливает весь ход психического развития ребёнка.Главная «работа» маленького человечка – исследование мира, в котором он живет. И чем старше он становится, тем активнее и разнообразнее происходит процесс познания – так устроен детский мозг. Детская любознательность практически не знает границ: даже грудному малышу хочется рассмотреть каждый предмет, попадающий в поле его зрения, непременно потрогать его и даже попробовать на вкус. А поскольку единственно доступным и понятным способом получения новых знаний для ребенка является игра, то именно от родителей зависит, насколько эффективным и полезным для ребенка станет процесс познания.
Детская психология – это раздел психологии, исследующий духовное и психическое развитие детей, закономерности происходящих процессов, изучающий инстинктивные и произвольные поступки и особенности развития, начинающиеся с рождения ребенка и до наступления зрелости в 12-14 лет.
Психологи делят детство на периоды, в основе периодизации психического развития детей лежит понятие ведущей деятельности, характеризующейся тремя основными признаками:
Во-первых, она должна быть обязательно смыслообразующей, нести смысловую нагрузку для ребенка, например, непонятные и бессмысленные ранее вещи, приобретают для трехлетнего ребенка определенный смысл только в контексте игры. Следовательно, игра — это есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.
Во-вторых, базовые отношения со сверстниками и взрослыми складываются в контексте этой деятельности.
И, в-третьих, в связи с освоением этой ведущей деятельности появляются и развиваются основные новообразования возраста, тот круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь или другие навыки.
Ведущая деятельность имеет решающее значение на каждом определенном этапе детского психического развития, при этом не исчезают другие виды деятельности. Они могут становиться не основными.