Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

В нижеприведенной статье оспаривается мнение, что душа статична, и рассматривается возможность ее изменения в рамках супервизии.

Утешение идентичности

Обладать чувством свободы воли, ценить собственное чувство принадлежности, лелеять субъективный опыт – вот важные аспекты, связанные с базовым понятием идентичности. Однако, не зашли ли мы слишком далеко в оценке идентичности, до такой степени, что она превратилась в субъективизм, в защиту «меня» и моих чувств, моих эмоций, моего восприятия, моей группы и так далее – за счет общих ценностей?

Веяния гуманистической психологии исторически были склонны к универсализации субъективной идентичности. Но может ли субъективная идентичность стать тюрьмой? Закрыта ли она для социальных и политических изменений?

Политика идентичности

На общественной арене это привело к отстаиванию политики идентичности в ущерб душевной солидарности. Журналист Асад Хайдер, исследуя вопрос расовой дискриминации, определяет политику идентичности как «нейтрализацию движений против расового угнетения». Она отражает замену «массовых движений… спокойным мультикультурализмом».

Быть субъектом стало означать подчиняться существующему порядку, который определит мою личность, прежде чем я смогу начать определять себя. Идентичность — это только часть того, что я выбираю. По большей части, она навязана мне «власть имущими».

Душа – это процесс

Понятия идентичности и/или индивидуальной души часто оказываются слишком узкими, в то время как понятие коллективной души является широким.

По Гераклиту душа не может быть индивидуальной, он ставит под сомнение образ отдельной сущности. Вместо этого, она охватывает всю природу и мир. Этот взгляд нашел отклики в 18 веке, на заре того, что впоследствии стало квантовой физикой.

По мнению иезуитского священника, ученого и дипломата Бошковича, автора «Теории натуральной философии», мы должны оставить идею материи, как неделимой, символом которой является атом. Впоследствии это нашло свой отклик в философии.

Ницше видел в идее неразрывной человеческой души остаток этого устаревшего атомизма.4 Отдавая дань уважения изобретательности «гипотезы души», он предложил новые описания: смертная душа и душа как множественность субъекта. Он говорит о душе как о социальной структуре желаний и эмоций.

Таким образом, мы можем рассматривать душу на двух взаимосвязанных уровнях. На интрапсихическом уровне душа отражает внутреннюю множественность того, что мы называем «Я».

Эта множественность непосредственно связана со вторым аспектом: множественностью мира, как основы природных сил. Оба эти аспекта характеризуются тем, что важно для души: ее непосредственная связь с трансформацией или метаморфозой (изменение формы).

Psyché – «психея» (по-гречески душа) —  означает «бабочка», осязаемый символ трансформации. Жизненный цикл бабочки — это полная метаморфоза. На одной из трех основных стадий роста (от гусеницы до куколки и бабочки), известной как линька, гусеница сталкивается с огромной проблемой: она создает новую кожу иного размера, а затем сбрасывает старую. С точки зрения гусеницы, этот процесс трансформации катастрофичен. Ее тело растворяется, и через две недели появляется совершенно новое существо: бабочка. Этот пример актуален для человеческого организма, если принять во внимание хрупкость роста и огромное количество риска и непредсказуемости, присутствующих в процессе актуализации. В этом смысле, душа — это процесс. Это понятие противопоставляет взгляд на идентичность/индивидуальность души как статичную и отдельную.

Подверженность влиянию и заместительная травма

Получив личный опыт, терапевт и супервизор могут стереть искусственные границы клиент-терапевт-супервизор. Именно тогда опыт может стать более доступным. Этот доступ к опыту одухотворен в том смысле, что позволяет нам быть затронутыми в пределах общей области души.

Чтобы это произошло, мы должны пересмотреть нынешнюю «профессионализацию супервизии», которая, как правило, формулирует «тяжелые переживания терапевтов как дефицит».  Мы должны разграничить наши патологические страдания и пересмотреть потребность защищать себя. Это наиболее заметно при работе с заместительной травмой. Зоэ Крупка (Zoë Krupka) пишет:

«Понятие заместительной травмы… закрепляет мысль, что некая травма… является суррогатным или производным опытом и нуждается в том, чтобы ее вызвали к жизни с помощью различных средств, включая сострадание, уменьшая эмпатическую связь, а иногда более физиологически дистанцируясь…

Но почему мы не должны быть травмированы жестокостью других людей, знакомых или незнакомых нам? Почему наша боль должна стать патологической таким образом? Должны ли мы быть защищены от воздействия сил, которые намного превышают человеческие? Душа становится чем-то большим, чем вера или идея, – она становится осязаемой, если мы позволяем переживаниям наших клиентов и собственным трудностям наших супервизоров в этом отношении влиять на нас самих. В процессе освобождения от изоляции и отчуждения становится ясно, что существует проницаемая, одухотворенная область опыта.

Литература:

  1. Haider A. Mistaken identity: race and class in the age of Trump. London & New York: Verso; 2018.
  2. Heraclitus. The complete fragments. http://users.humboldt.edu/jwpowell/ heraclitusTransBillHarris.pdf (accessed 12 November 2018.)
  3. Boscovich RJ. Theory of natural philosophy. London: Forgotten Books; 2015.
  4. Nietzsche F. Beyond good and evil. London: Penguin; 1978.
  5. Bollas C. When the sun bursts: the enigma of schizophrenia. New Haven, CT: Yale University Press; 2015.
  6. Krupka Z. Challenging snoopervision: how can person-centered practitioners offer new alternatives to the fracturing of the person in the supervision relationship? In: Bazzano M (ed). Re-visioning personcentred therapy: theory and practice of a radical paradigm. Routledge; 2018 (pp263–274).

Сайт: www.псиблог.рф

Оригинальная статья: Soul and identity in supervision, January 2019

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник фото: unsplash.com

Ключевые слова: идентичность, душа, супервизия, осознанность, психотерапия, бессознательное, заместительная травма.

43810cookie-checkДуша и идентичность в супервизии